Научная статья на тему 'Религиозно-духовные искания русской литературы в оценке критики (по материалам журнала Министерства народного просвещения)'

Религиозно-духовные искания русской литературы в оценке критики (по материалам журнала Министерства народного просвещения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
335
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КЛАССИКА / ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / РЕЦЕНЗИЯ / ОБРАЗ АВТОРА / ЖАНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайруллина Ольга Николаевна

Статья рассматривает литературную критику Журнала Министерства народного просвещения 30-х годов XIX века, посвященную осмыслению паломнической прозы. Анализ критических разборов свидетельствует, что паломническая проза занимала значительное место в литературе и публицистике XIX века. Критика осмысливала религиозно-нравственный, национально-патриотический потенциал паломнической прозы, вырабатывала критерии жанра паломнического путешествия и одновременно сама становилась формой духовной публицистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-духовные искания русской литературы в оценке критики (по материалам журнала Министерства народного просвещения)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11 (226). Филология. Искусствоведение. Вып. 53. С. 134-137.

О. Н. Хайруллина

РЕЛИГИОЗНО-ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ)

Статья рассматривает литературную критику Журнала Министерства народного просвещения 30-х годов XIX века, посвященную осмыслению паломнической прозы. Анализ критических разборов свидетельствует, что паломническая проза занимала значительное место в литературе и публицистике XIX века. Критика осмысливала религиозно-нравственный, национальнопатриотический потенциал паломнической прозы, вырабатывала критерии жанра паломнического путешествия и одновременно сама становилась формой духовной публицистики.

Ключевые слова: русская классика, духовная литература, паломническая проза, литературная критика, рецензия, образ автора, жанр.

Современные подходы к новому прочтению русской классики в свете выявления в ней духовно-религиозной составляющей заставляют обратить внимание на жизнь литературных журналов. Именно они в первой половине - середине XIX века формировали литературные вкусы и мнения, определяли круг чтения. По стилю журнальных публикаций можно судить

о культурном уровне как столичного читателя, так и провинциала.

Вопреки сложившемуся стереотипу, страницы журналов отнюдь не были заняты только литературно-идеологической борьбой: в них делались интереснейшие подборки русской и зарубежной литературы, обсуждались новости общественной, культурной и научной жизни, большое внимание уделялось вопросам религиозно-духовной жизни, нравственности; каждый журнал обращался к вопросам истории Отечества.

Это, в частности, можно продемонстрировать на примере литературно-критических разборов, появлявшихся на страницах Журнала Министерства народного просвещения в связи с анализом популярного в литературе середины XIX века жанра литературного паломнического путешествия.

Паломническое путешествие, или паломнический путевой очерк - описание путешествий в Святую Землю, отражает важнейшую сторону русской духовной практики - паломничество. Паломническая традиция стала выразительной формой русской духовной жизни. И. А. Ильин писал: «В России есть много праведников, которые раз в году или хотя бы раз в жизни совершают паломничество в Иерусалим, на гору Афон, в Киев или в какой-нибудь

из знаменитых русских монастырей <...>. Подобные паломничества в религиозном отношении много стоят. Повседневность отступает на задний план <...>. ради главного дела жизни

- побывать в святилище, принести покаяние, очистить душу, обновиться в молитве и богомолье» [6. С. 444].

Паломничество нашло отражение во многих сферах русской культуры и получило самобытное воплощение в русском фольклоре (былины, духовные стихи), древнерусской литературе (памятник русской литературы XII века «Хождение Даниила, русской земли Игумена» стал в русской литературе классическим образцом жанра паломнической литературы). Своеобразно преломляется паломничество и в литературе Нового времени. В XIX веке к этому жанру обращаются Д. В. Дашков, А. Н. Муравьев, А. С. Норов, П. А. Вяземский, Н. В. Берг и многие другие авторы1.

Несмотря на то, что паломническое путешествие не находилось в центре литературной жизни в XIX веке, критика выделяла это явление среди всего объема литературы и отмечала значимость затрагиваемых им вопросов. В оценке критики паломнические путешествия рассматривались как произведения, обращенные к фундаментальным основам человеческой жизни. В критических разборах идейнохудожественных достоинств паломнической прозы формулировались жанровые критерии этого литературного явления.

Прежде всего, критика обращает внимание на особый предмет художественного исследования, к которому обращается паломнический жанр - духовно-религиозные вопросы человеческой жизни, описание христианских право-

славных центров. По мнению критиков, обращение к этим вопросам не допускает ни легковесного, ни формально-описательного подхода («в путешествиях их не должно искать верности описаний, точности очерков, справедливости замечаний и наблюдений» [2. С. 185])

- они, прежде всего, требуют от автора «благоговейного одушевления» [3. С. 391], «лирического, религиозного, глубокого чувства» [2. С. 182-183].

Так, откликаясь рецензией на книгу А. Ламартина «Воспоминания, впечатления, мысли и очерки во время путешествия по Востоку», критик пишет: «.в этой книге должно искать не статистических наблюдений, но поэтического раздумья над колыбелью Религии, поэзии и образованности рода человеческого» [2. С. 182-183].

По мысли критиков, автор паломнического путешествия всегда выступает в двух гранях: «ученого, желавшего видеть лично места, ознаменованные следами Крестоносцев <...>. и христианина, набожного, желавшего насладиться умилительным вдохновением мест, освященных стопами Спасителя» [5. С. 494]. Автор-паломник посещает «сию землю не для того, чтобы делать в ней наблюдения или собирать сведения, но для того, чтобы повергнуться там перед Гробом Искупителя, <...> излить свои горячие, пламенные молитвы, молитвы христианина» [2. С. 185].

Таким образом, следующим жанровым критерием выдвигается специфика авторского образа: автор сам должен быть, прежде всего, паломником, испытывать благоговейные чувства к священному предмету своего изображения. Размышления о вере требуют личностного, субъективного, лирического проникновения в предмет художественно-публицистического исследования.

Обращается критика и к осмыслению паломнической прозы в русской литературе. В сентябрьской книжке журнала за 1838 год в обзоре критика Б. Федорова дается оценка книги А. Н. Муравьева «Путешествие к Святым местам в 1830 году». Автор называет книгу «одной их лучших книг в русской словесности» [11. С. 444] и главным достоинством видит умение передать читателям «благоговейный восторг» и «умиление любви христианской», просветить души «созерцанием Божественного» [11. С. 445].

Об особом типе авторского мировосприятия говорится и в другом обзоре, уже по по-

воду книги А. С. Норова «Путешествие по Святой Земле в 1835 году». Здесь подчеркивается, что автор паломнического путешествия должен быть лишен «всякого мирского тщеславия» [5. С. 172], паломническое путешествие достигнет своей цели, только если в нем есть «чувство благочестия, <...> истинно Христианское вдохновение» [5. С. 191].

Критик Е. Бутович-Бутовский обращает внимание на тесную связь паломнической литературы с корневыми основами русской национальной жизни: «Отечество наше с давних времен пылало усердием к местам Искупления человечества. Сколько путешествий совершено туда нашими благочестивыми паломниками <...>, начиная с знаменитого Данила до неутомимого трудами, смиренного душою, правдивого и подробного в рассказе Василия Плаки-Барского» [1. С. 172].

Художественная задача паломнического произведения, по мысли критика, не должна состоять только в «ученой цели»: «.сердце Христианина ищет чего-то более, нежели хладнокровного описания развалин, зданий или народных нравов» [1. С. 172].

Вместе с тем, оценивая духовнонравственное состояние современного ему общества, автор статьи понимает, что если паломническое путешествие сегодня будет следовать традиции старинных проскинитариев и давать только описания святыни, оно также не будет услышано. Главное назначение паломнической литературы в современном, духовно спящем мире, по мысли критика, заключается в том, чтобы обновлять религиозное чувство, пробуждать душу современников, напоминая им «древнее благоговение предков наших к Святой Земле» [1. С. 173].

В осмыслении критики паломническое путешествие как литературное произведение достигнет своей цели только тогда, когда передаст религиозный настрой самого паломнического ритуала, станет, по определению современного исследователя, «словесной иконой» [9. С. 67].

Пафос паломнического литературного произведения определяется воссоединением автора-паломника с духовным Абсолютом, самим процессом реального совершенного поклонения, в котором реализуются религиозномировоззренческие, социальные, психологические начала человеческого бытия, такие как приобщение к сакральному, преодоление кризиса веры, духовное обновление, укрепление веры, искупление грехов и т. д. [7. С. 21].

Обращаясь к анализу паломнических путешествий, описывающих русские религиозные святыни, критики особенно подчеркивают, что эти произведения несут в себе глубокий нравственный потенциал, обращены к национальным чувствам - патриотизму, чувству Родины, ощущению культурно-исторического родства со своим народом и национальному самоуважению.

На страницах журнала в роли критика выступил И. С. Тургенев. Оценивая книгу А. Н. Муравьева «Путешествие к Святым местам в 1830 году», он увидел в ней осмысление православия и русской истории в их неразрывном единстве. Критик пишет о духовноисторическом значении принятия Россией христианства, тем самым, показывая неразрывную связь паломничества и паломнической литературы с духовной жизнью России [10. С. 8].

Особое внимание в рецензии Тургенева уделяется роли русских монастырей в культуре и истории России. Автор пишет, что монастыри, которые в прошлом сыграли значительную роль как крепости, противостоявшие иноземным захватчикам, в настоящее время являются хранилищами памятников русской старины: летописей, созданий зодчества, живописи.

Критик И. Т. Боричевский, оценивая книгу А. Н. Муравьева «Воспоминания о посещении Святыни Московской Государем Наследником», пишет о ее «церковно-историческом и историко-политическом значении». Автор статьи выходит к размышлению о сущности национального характера и национальной истории: «Предметы священные всегда были родными сердцу каждого русского. Скажите ему, что на него смотрят сорок веков <...>, он не обратит внимания на эту толпу столетий; но напомните ему о Вере отцов, о Св. Церкви, вспомните о Боговенчанном царе, - под влиянием этого священного глагола никакая опасность не остановит его на пути к долгу» [4. С. 602 ].

Это замечание содержит в «свернутом» виде понимание сущности патриотизма. В понимании критика, слова ‘память’, ‘история’, ‘отечество’ обретают смысл только тогда, когда наполняются конкретным содержанием: для русских национальное самосознание строится на неразделимом единстве «веры отцов», Православной церкви и веры в царя.

В этой связи критик обращает внимание читателей на фигуру Государя Наследника в книге А. Н. Муравьева: «Царственный посетитель является в глазах целого народа Благоговей-

ным Христианином, потомком, внимательным к памяти своих предков, надеждою и утехою русской земли» [4. С. 603].

Откликаясь на произведения паломнической прозы, критические разборы перерастали рамки только литературных рецензий. Критики, оценивая место того или иного паломнического текста, обращались к насущным вопросам отечественной истории, религиозной традиции, национальной культуры и тем самым пополняли корпус духовно-религиозной публицистики. Критика способствовала формированию общественного мнения по вопросам духовной культуры, религиозно-нравственного самоопределения человека.

Заметное место в русской литературе первой половины - середины XIX века паломнической литературы, серьезность и нравственнорелигиозная углубленность критических откликов - все это свидетельствует о значимости духовной темы и духовной публицистики в «светской» литературе того времени. Привлечение этого материала для дополнения картины историко-литературного процесса позволяет внести вклад в создание обоснованной платформы изучения духовных основ русской культуры.

Примечание

1 См., в частности: Дашков, Д. В. Русские поклонники в Иерусалиме. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в1820 г.; Берг, Н. В. Мои скитания по белу свету. Иерусалим // Рус. вестн. 1868. N° 2; Вяземский, П. А. Путешествие на Восток (1849-1850) // Святые места вблизи и издали : Путевые заметки русских писателей I половина XIX века. М., 1995. С. 25-287; Инок Парфений (Агеев). Странствования по Афону и Святой Земле. М. : Индрик, 2008. 271 с.; Муравьев, А. Н. : 1) Путешествие ко святым местам в 1830 году. М. : Индрик, 2007; 2) Путешествие по Святым местам русским. Репринт. изд. М., 1990; Норов, А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. М. : Индрик, 2008. 292 с. Подробная библиография литературных паломнических путешествий: Пономарев, С. И. Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах. СПб., 1977. (Материалы для библиографии). Приложение к XX тому записок императорской Академии наук; Ставроу, Т. Г. Русские путешественники на христианский Восток за период с XII по XX век : аннотир. библиогр. /

Т. Г. Ставроу, Питер Р. Вейнсенсел. Колумбия, Огайо, 1986; Хитрово, В. Н. Палестина и Синай // Хитрово, В. Н. Полн. собр. соч. Ч. 1, вып. 1. СПб., 1876 (Библиографический указатель книг и статей о Святых местах Востока); также в книге И. В. Моклецовой: Моклецова, И. В. «Хождения» в русской культуре и литературе Х-ХХ веков. Ч. 1 / МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. иностр. яз. М., 2003. С. 64-65.

Список литературы

1. Бутович-Бутовский, Е. Путешествие по Святой земле в 1835 году, Авраама Норова // Журн. М-ва нар. просвещения. 1838. Ч. 20, № 10-12. С. 172.

2. Журнал М-ва нар. просвещения (далее -ЖМНП). 1835. Ч. 8, № 10-12.

3. ЖМНП. 1836. № 11. С. 391.

4. ЖМНП. 1838. Ч. 18, № 4-6. С. 602.

5. ЖМНП. 1838. Ч. 19, № 7-9. С. 494

6. Ильин, И. А. «О русской культуре» // Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 6, кн. 2. / И. А. Ильин, А. И. Ильин ; сост. и ком-мент. Ю. Т. Лисицы ; худож. Л. Ф. Шканов. М. : Рус. кн., 1996. 672 с.

7. Калужникова, Е. А. Паломничество как ритуал // Изв. Урал. гос. ун-та. 2006. № 47. С.13-27.

8. Моклецова, И. В. «Хождения» в русской культуре и литературе Х-ХХ веков. Ч. 1. / МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. иностр. яз. М., 2003.

9. Моторин, А. В. Образ Иерусалима в русском романтизме // Христианство и русская литература. Сб. 2. СПб. : Наука, 1996. С. 61-89.

10.Тургенев, И. Путешествие по святым местам русским // ЖМНП. 1836. № 8. С. 391410.

11. Федоров, Б. Обозрение книг, вышедших в России в1835 г. // ЖМНП. 1838. Ч. 19, № 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.