Научная статья на тему 'Религиозная жизнь старообрядцев Южной Вятки XIX - XXI вв. : о чем говорят семейные родословные'

Религиозная жизнь старообрядцев Южной Вятки XIX - XXI вв. : о чем говорят семейные родословные Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданов Владимир Павлович

Статья посвящена истории четырех конфессиональных групп старообрядцев Южной Вятки: филипповцев (разделившихся в XIX в. на максинерцев и шихалёвцев), федосеевцев и поморцев. Автор на основе полевых дневников, семейных синодиков, материалов интернета и т.д. реконструировал историю четырех старообрядческих семей. Приводимые в качестве приложения родословные предоставляют важную информацию для социальной и конфессиональной истории региона. Они наглядно показывают половозрастной состав этно-конфессиональных общин в тот или иной период, демонстрируют механизм передачи духовного лидерства, влияние важных исторических событий на жизнь конкретных семей, а через них -и общин, и т.д. Кроме того, полученные родословные имеют самостоятельную гносеологическую ценность. В частности, в дальнейшем они могут быть «ключом» к отождествлению местных религиозных деятелей, чьи имена могут встретиться во вновь найденных историко-полемических текстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The religious life of South Vyatka Old Believers in the XIX XXI: what the family genealogies tell us

The paper is devoted to the history of the four old believers’ re-ligious groups of the South Vyatka: lippovtsy (divided in the XIX century into maxinertsy and shihalevtsy), fedoseevtsy and Pomo-rians. The author’s aim is to reconstruct the story of four families basing on the eld notes, family synodiks, internet sources, etc. Ge-nealogies provided in the application contain important information on the social and religious history of the region. They clearly depict the gender and age composition of the ethno-confessional communi-ties for certain period, and demonstrate the mechanism of spiritual leadership transfer, the impact of important historical events on the lives of specic families, and communities. In addition, the obtained genealogies have a special epistemological value. In particular, in the future they may be used as the «key» identifying local religious gures whose names can be discovered in the newly found historical texts.

Текст научной работы на тему «Религиозная жизнь старообрядцев Южной Вятки XIX - XXI вв. : о чем говорят семейные родословные»

Богданов Владимир Павлович

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ СТАРООБРЯДЦЕВ ЮЖНОЙ ВЯТКИ XIX - XXI ВВ.: О ЧЕМ ГОВОРЯТ СЕМЕЙНЫЕ РОДОСЛОВНЫЕ

Vladimir Bogdanov

THE RELIGIOUS LIFE OF SOUTH VYATKA OLD BELIEVERS IN THE XIX - XXI: WHAT THE FAMILY GENEALOGIES TELL US

The paper is devoted to the history of the four old believers' religious groups of the South Vyatka: filippovtsy (divided in the XIX century into maxinertsy and shihalevtsy), fedoseevtsy and Pomo-rians. The author's aim is to reconstruct the story of four families basing on the field notes, family synodiks, internet sources, etc. Genealogies provided in the application contain important information on the social and religious history of the region. They clearly depict the gender and age composition of the ethno-confessional communities for certain period, and demonstrate the mechanism of spiritual leadership transfer, the impact of important historical events on the lives of specific families, and communities. In addition, the obtained genealogies have a special epistemological value. In particular, in the future they may be used as the «key» identifying local religious figures whose names can be discovered in the newly found historical texts.

Восстановление генеалогии семей как один из методов изучения социальной истории периодически применяется в историографии, однако достаточно редко. Одним из успешных опытов в дореволюционной литературе следует назвать работу Л.М. Савелова1, посвященную русскому

1 Савелов Л. М. Родословные записи. (Опыт родословного словаря русского древнего дворянства) / Историко-родословное о-во в Москве. Вып. 1-3. СПб., 1906-1909.

Религиоведческие исследования. 1 (17). 2018. doi:10.23761/rrs2018-17.33-68

дворянству. В этом издании автор смог показать истоки формирования русского служилого сословия, показал его российское (вопреки многим семейным легендам) происхождение. К сожалению, работа не была завершена. В советское время восстановление генеалогии нескольких семей чиновников XVIII в. позволило С.М. Троицкому проследить истоки формирования бюрократии эпохи петровских преобразований и дворцовых переворотов1.

В данной статье будет обобщен опыт восстановления генеалогии нескольких старообрядческих семей, проживающих в регионе Южная Вятка, и принадлежащих разным согласиям. Как представляется, для религиоведческих исследований генеалогический материал представляет большую ценность, так позволяет:

• определить половозрастной состав этно-конфессиональных общин в определенный период,

• проследить «механизм» передачи традиции (здесь особенно важно «циркулирование» статуса духовного лидера общины внутри той или иной семьи, передача его из поколения в поколение и т.д.),

• наглядно увидеть влияние значимых событий отечественной и мировой истории на судьбы конкретных семей, а через это - и этно-конфессиональных общин.

Основу статьи составили материалы археографических экспедиций Московского университета, проводившихся с небольшими перерывами в 1999 - 2015 гг. (в 2007 - 2015 гг. под руководством автора этих строк). Основным вехам, методике и результатам работы московских исследователей посвящена отдельная статья2.

1 Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М.: «Наука», 1974.

2 Богданов В.П. Южновятская археографическая экспедиция Московского университета: итоги и перспективы // Исторический журнал: научные исследования, 2016. № 4. С. 414-425.

Вкратце конфессиональная история старообрядчества Южной Вятки выглядит следующим образом. Русское население здесь представлено как приверженцами РПЦ, так и представителями поморского, федосеевского, филипповского согласий старообрядцев-беспоповцев. При этом местные филипповцы, представляющие ветвь так называемых «чадородных»1, разделены (с 1873 г.) на шихалёвскую и максинерскую общины, названные по населённым пунктам, в которых эти течения обособились. В 1898 г. из шихалёвской братии выделилось согласие, представленное, в основном, семьей Черновых -черновцы. Из максинерской братии в 1877 г. выделились так называемые «медяне» или «басалаевцы» (по наиболее распространенной среди них фамилии). В 1915 и 1932 гг. прошли соборы, приведшие к объединению медян и остальной части максинерского согласия. Что касается черновцев, то специальных примирительных соборов не проводилось, однако к концу XX в. Черновы оказались в разных согласиях, но большая часть - в шихалёвском.

Федосеевцы2 ещё во второй половине XIX в. оказались разделены на большую и малую моленные; представители

1 Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996. С. 296.

2 Надо сказать, что местным федосеевцам в значительной степени повезло. Имея среди своих представителей замечательного книжника, мыслителя и издателя Л.А. Гребнева, они традиционно привлекают внимание исследователей. См., например: Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края. Федосеевцы (вторая половина XVIII - начало XX вв.) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. До недавнего времени даже о староверии Южной Вятки в целом говорили на материале федосеевцев. См., например: Сахарова Л.Г., Поляков А. Взаимоотношения старообрядцев Уржумского уезда Вятской губернии и советской власти в 1917-1930 годах // http://www.starover-pomorec. lv/index.php?link=93&name=saharova_ed.htm.

последней примкнули к поморскому направлению и сейчас именуют себя «даниловцами».

В 2012 г. силами наиболее активных исследователей Южной Вятки (В.П. Богдановым, Е.В. Воронцовой, Е.В. Градобойновой, А.А. Исэровым, А.А. Солдатовым и др.) удалось издать основные полемические сочинения местных филипповцев, а также материалы, характеризующие историю федосеевского и поморского согласий в XIX-XXI вв. По ним, а также сопровождающему их справочному аппарату, история местного старообрядчества прослеживается достаточно полно1.

Ниже приведены родословные Гребневых (федосеевцы), Новокшоновых-максинерцев, Новокшоновых-шихалёвцев, Черновых (черновцы). Для полноты картины не хватает представителей поморской (даниловской) братии. Однако поморская братия не отличается устойчивым составом, и её представители постоянно вступают в браки с федосеевцами.

В настоящее время имеются схемы 13 семей. Выбор указанных четырех фамилий связан с лучшей проработанностью именно этих родословий. Кроме того, если семья Гребневых, благодаря своему яркому представителю Луке Арефьевичу Гребневу (1867 - 1932) довольно часто привлекает внимание исследователей2, то три другие семьи - три рода обычных («среднестатистических») жителей Южной Вятки. Благодаря этому

1 Материалы к истории старообрядчества Южной Вятки (по итогам комплексных археографических экспедиций МГУ имени М.В. Ломоносова): сборник документов / сост. В.П. Богданов и др. Отв. ред. В.П. Богданов. М.: МАКС Пресс, 2012.

2 Обширную библиографию, посвященную его жизни и творчеству нет смысла перечислять. Даже за период 1999 - 2011 гг. она насчитывает более 130 наименований: Семибратов В.К. Л.А. Гребнев (1867 - 1932): материалы к биобиблиографии с фрагментами и комментариями // Старообрядчество в условиях модернизации: исследования и материалы / под ред. В.П. Богданова. МАКС Пресс, 2013. с. 76 - 103.

можно наглядно увидеть, что дает генеалогический подход при изучении уже известных родов и неизвестных.

Следует отметить, что целенаправленный сбор генеалогической информации начался во время экспедиции 2008 г. Этот вид полевой работы позволил решить сразу несколько проблем. Во-первых, коммуникации. Прямые вопросы о вере, истории согласий и т. д. часто «отпугивают» респондентов. Им легче сказать, что они ничего не знают, что надо стариков спрашивать, да и те ничего не помнят и т. д. Что касается семейной истории, то здесь никто не может переадресовать исследователей. Так или иначе, но историю своей семьи знают все. Отсюда широкие перспективы для изучения местной истории, а следовательно - и истории местных согласий. Кроме того, изучая генеалогию отдельных семей можно наглядно наблюдать некоторые социологические процессы. Во-вторых, восстановление родословий позволило отождествить многих деятелей местного старообрядчества, фигурирующих в полемических и исторических текстах, т.к. большинство из них в данных сочинениях указано без фамилий.

Впрочем, к сожалению, в ходе экспедиций не ставился вопрос об участии представителей семьи в тех или иных исторических событиях: войны, революции и т.д. В дальнейшем, наверное, подобный подход существенно расширит исследовательские представления о влиянии разных исторических событий на судьбы конкретных людей и семей, а также уточнит уже имеющуюся генеалогию.

Несколько слов о самих схемах. Все персоналии имеют свои номера, рядом с которыми через косую черту указываются номера восходящих предков: ближайшая цифра к номеру персонажа, указанного на схеме, - это номер его отца, следующая - деда и т.д. Для женщин

приводится отдельная нумерация: цифры имеют пометку «ж» («1ж», 22ж» и т.д.). При этом число цифр, указанных через «слеш» соответствует числу поколений от родоначальника фамилии. Например, Л.А. Гребнев указан на схеме под номером № 11, а за ним значится: «/5/2/1». Это означает, что отец Гребнева показан в схеме под № 5/2/1, дед - № 2/1, прадед - № 1. Такой подход позволяет наглядно определить степень родства для представителей отдаленных поколений. Так сын Луки Арефьевича, Фома, значится под № 19/10/5/2/1, а его родственник, хранивший наследие знаменитого издателя, Петр Григорьевич Шихалёв - № 18/2ж/5/2/1. Мы видим, что последние три цифры у этих людей совпадают, а ближайшие две различаются. Это оворит о том, что два персонажа - двоюродные братья. Причем П.Г. Шихалёв -потомок Гребневых по женской линии (его мать, сестра Луки Арефьевича, Дарья, значится на схеме как «2ж/5/2/1»).

Источники и методы изучения

Для начала определим круг источников, которые позволяют реконструировать историю отдельных семей. Сразу же следует заметить, что, к сожалению, ни один из ниже приведенных видов источников не несет системной информации - система выстраивается лишь при постоянном сопоставлении информации разных источников и соотнесении новых сведений с уже имеющимися.

А) Основным источником следует признать данные устной истории: рассказы членов семей о биографиях своих родственников и истории рода. Подобный материал разбросан по многочисленным полевым дневникам, проводившихся на Южной Вятке в 1970-е - 2010-е гг. Однако, несмотря на свое многообразие, этот материал не является

чем-то систематическим. Работать с ним довольно трудно: постоянно приходится сравнивать данные по одному и тому же человеку, содержащиеся в разных дневниках и расшифровках аудиозаписей. При этом сведения эти следует считать достаточно точными: носители традиции четко соблюдают правило не роднится до истечения семи колен по физическому и духовному родству. Т. е. они очень хорошо помнят, чьими родственниками они являются по происхождению, и люди, имеющие общих прадедов и прабабок не могут вступать в брак. Если они приходятся друг другу родственниками только на уровне прапрадедов и прапрабабок, то «родство иссякло» и вступать в брак можно. То же самое и в отношении духовного родства. В крестные берут, как правило, близких родственников, чтобы максимально не ограничивать выбор семейного партнера для будущих поколений. В этом плане примечателен брак между Черновыми Матреной Васильевной (Черновы, № 16ж/20/12/7/4/1) и Корнеем Кирилловичем (№ 26/19/10/6/3/1). Они являлись пятиюродными братом и сестрой. Похожий пример мы видим и в семье Новокшоновых-шихалёвцев (№ 23/12/6/3/2/1).

Несмотря на заинтересованность в соблюдении порядка учета колен, при рассказе неизбежны аберрации памяти. Поэтому сведения устной истории всегда следует перепроверять. Кроме того, неизбежны и ошибки в интерпретации информации: исследователи не могут быть погружены в информационное поле жителей региона в той же степени, что и сами жители.

В целом, составление генеалогии по памяти информантов имеет свои ограничения: как правило, люди не помнят свою родословную дальше прадедов-прабабок. Связано это, опять же, с тем, что именно на этом уровне родство «иссякает».

Б) Вторым источником, более или менее систематическим, следует признать материалы семейных синодиков и разного рода текстов для поминания. Как правило, синодики (или подготовительные материалы к ним) дают более глубокую генеалогию. Однако синодики - «глухой» источник. Часто он содержит лишь перечисления имен, но в какой связи друг с другом эти люди находятся, неясно. Существенно от этого отличается синодик Гребневых, созданный знаменитым издателем и общественным деятелем Лукой Арефьевичем Гребневым. В ходе экспедиций удалось найти подготовительные материалы к синодикам: Новокшоновых-максинерцев и Чернышовых. Для того, чтобы составить правильный список для поминания, никого не забыть и не указывать имя одного человека дважды, легче их сначала выписать.

В историографии уже есть примеры использования синодиков/помянников для рассмотрения вопросов демографии и социальной истории1. Однако данный вид памятников пока ещё мало привлекается для изучения означенных сюжетов.

В) В ходе экспедиций удалось у носителей традиции найти несколько реконструкций родословных древ, созданных самими носителями традиции. В какой-то степени это облегчило работу.

С памятниками группы «Б» и «В» удалось познакомиться относительно поздно. Видимо, к семейным тайнам носители традиции готовы были допустить уже проверенных людей. Поэтому они существенно скорректировали (но не определили) уже имеющиеся родословные.

1 Сухова О.А. Синодики как источники по исторической демографии (на примере муромских рукописных синодиков конца XVII - начала XVIII в.) // Историческая демография. Научный журнал. 2012. № 2 (10). С. 47 - 55.

Г) Записи на книгах, хранящихся в частных библиотеках региона, также позволяют получить некоторую информацию генеалогического характера. Примечательно, что на некоторых документах из архива Л.А. Гребнева сохранились пометы некоего П.Г. Шихалёва. Им оказался, как уже было показано, племянник известного издателя -сын его сестры.

Д) Полемические сочинения, созданные носителями традиции. Сложность работы с этого рода материалами в плане выявления генеалогической информации заключалась в том, что большинство персонажей текстов фигурировали в них без фамилий. Поэтому важно было информацию полемических текстов сопоставлять с рассказами ныне здравствующих носителей традиции, многие из которых являются потомками деятелей, упоминаемых в этих текстах. Этот же источник позволил значительно «удревнить» некоторые родословные (в частности, Черновых).

Е) Интернет-сайты, содержащие сведения о погибших и награжденных в Великой Отечественной войне, а также сайт, посвященный репрессированным в годы советской власти1. О возможности привлечения этих и подобных им сайтов для историко-биографических (а также генеалогических, просопографических и историко-демографических) исследований писала Ю.Ю. Юмашева2.

Кроме того, даты жизни многих персонажей были уточнены по хозяйственным книгам, с которыми довелось работать в 2008 г. в стенах администрации с. Шурма.

1 «Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru/html/index.html; дата обращения: 17.01.2018), «Подвиг народа» (http://podvignaroda. ru/?#tab=navHome; дата обращения: 17.01.2018), «Открытый список» (https://ru.openlist.wiki; дата обращения: 17.01.2018) и др.

2 Юмашева Ю.Ю. Историко-биографические исследования и архивы // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 102-109.

Гребневы

Фигура Луки Арефьевича Гребнева (1867-1932), выдающегося федосеевского мыслителя, писателя, издателя и общественного деятеля, давно привлекает исследователей. Заметим лишь, что недавно была опубликована значительная часть архива Л.А. Гребнева, а также помянник семьи Гребневых, созданный этим незаурядным человеком1. Помянник, достаточно подробный, содержит, в основном, сведения о семье Л.А. Гребнева, а также сведения о его близких и сподвижниках в издательской деятельности2. В нем фигурируют 82 человека, приведены даты рождений (для 15 человек) и смерти (для 26). Из них непосредственные члены семьи Гребневых -27 человек, семь их супругов (а также имеются указания на четырёх родителей супругов). Они и представлены в родословной схеме, дополненной публикациями В.К. Семибратова и И.В. Починской по истории семьи Гребневых3, и данными некоторых интернет-ресурсов.

Все это, с анализом фамилий и полового состава представителей семьи может быть использовано для изучения демографических процессов среди федосеевцев Южной Вятки.

Семья Л.А. Гребнева, видимо, - ветвь более обширного рода, истоки которого (согласно рассказам внучки

1 Материалы к истории старообрядчества: документы из архива Л.А. Гребнева: сборник документов. Отв. ред. В.П. Богданов. М.: Перо, 2016.

2 Например, выдающиеся старообрядческие Гавриил Егорович Фролов (1854 - 1930), братья Василий Титович (? - 1923) и Евтихий Титович (? -1930) Семеновы (Семеновых) и др.

3 Семибратов В.К. Л.А. Гребнев - просветитель, типограф, книжник // Традиционная культура Пермской земли: К 180-летию полевой археографии в Московском университете, 30-летию комплексных исследований Верхокамья (Мир старообрядчества. Вып. 5). Ярославль: Ремдер, 2005. С. 353-365.

издателя, Агафьи Фоминичны, зафиксированным В.К. Семибратовым), уходят в Беломорье. Так в соседних с Дергачами селах Русский Турек и Кизерь в XX в. также проживали Гребневы. Один из них, Яков Зиновьевич Гребнев (1866 - после 1930 г.) в 1930 г. упоминается как лишенец и назван «служителем культа старообрядцев». Некоторые книги из его библиотеки попадали в поле зрения московских археографов1. Однако, когда именно произошло разделение рода, сказать пока трудно.

Приводимая ниже поколенная роспись Гребневых, составленная по означенному синодику, содержит сведения

0 шести фамилиях: Гребневы, Тимшины, Черезовы, Поповы, Шихалёвы, Шмаковы2. В самом синодике фигурирует девять фамилий - к выше перечисленным (не считая Фролова и Семеновых, не имевших отношения к региону), следует добавить Максимовых, Пислегиных, Соболевых. Все эти фамилии до сих пор встречаются в Уржумском и Малмыжском районах Кировской области. Частично это видно из сборника документов по старообрядчеству Южной Вятки: списка духовных отцов и материей с. Русский Турек и именного указателя3. Это может ещё раз свидетельствовать об устойчивости старообрядческого генотипа, подмеченного В.П. Пушковым на примере Верхокамья4.

1 Материалы к истории старообрядчества Южной Вятки (по итогам комплексных археографических экспедиций МГУ имени М.В. Ломоносова): сборник документов / сост. В.П. Богданов и др. Отв. ред. В.П. Богданов. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 171.

2 Фамилию «Шмакова» носила внучатая племянница Л.А. Гребнева (обозначена последней на родословной росписи), с которой общался В.К. Семибратов.

3 Материалы к истории старообрядчества Южной Вятки (по итогам комплексных археографических экспедиций МГУ имени М.В. Ломоносова): сборник документов / сост. В.П. Богданов и др. Отв. ред. В.П. Богданов. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 66 - 67, 270 - 300.

4 Пушков В.П. Ревизская сказка 1795 г. по сельцу Сепыч как источник по истории старообрядцев Верхокамья // Мир старообрядчества.

Обращает на себя внимание, что в семье есть пики рождаемости и смертей. Если наибольшее количество рождений приходится на 1820-е и 1880-е гг. (в эти десятилетия родились по три человека), то наибольшее число смертей приходится на 1910-е гг. (восемь человек). При этом в апреле и мае 1920 г. умерли три представителя семьи Шихалёвых - сестра Л.А. Гребнева Дарья Арефьевна, её муж Григорий Дмитриевич и племянник Луки Арефьевича Симеон Григорьевич. Возможно, речь идет об эпидемии холеры, о существовании которой говорят архивные документы1.

Пострадали от репрессий Л.А. Гребнев, его сын Фома Лукич, и двоюродный племянник (если правильно удалось установить родство) Яков Зиновьевич, указанный в 1930 г. как «лишенец». Об этой трагической странице семьи Л.А. Гребнева сообщила его внучка, Агния Фоминична в интервью 2002 г.2

Великая Отечественная война, видимо, на семье Гребневых сказалась мало. Во всяком случае, непосредственных родственников знаменитого издателя не обнаружено ни в числе погибших в годы войны, ни в числе награжденных. Видимо, погибли в войне его двоюродные внучатые племянники, Тимофей и Федосей Саввичи Гребневы. Однако установленное родство с ними не имеет подтверждения.

История и современность. М.: Изд-во МГУ, 1999. Вып. 5. С. 41-74.

1 ГАСПИКО, ф. 12, оп. 2, д. 18, л. 255. Письмо Чрезвычайной комиссии «Шести» по борьбе с эпидемиями в Уржумском уезде с диктаторскими полномочиями от 23 марта 1920 года о мерах по предупреждению холеры в уезде. См.: http://sudba.ucoz.net/ риЬ1/soldaty-revoljucii/urzhumskaja_arkhivnaja_mozaika_aleksandra_ rashkovskogo/45-1-0-750. (дата обращения: 22.11.2017)

2 Починская И.В. Интервью с Агнией Фоминичной Гребневой // Православие в славянском мире: история, культура, язык. Olsztyn, 2014. С. 237-246.

Благодаря тому, что для значительной части указанных в синодике членов семьи есть даты жизни, можно попробовать сделать некоторые демографические подсчеты. Конечно, они весьма условны из-за скудости сведений: в частности, невозможно высчитать продолжительность жизни отдельно для мужчин и женщин. Однако цифры показательны. Как представляется, сложные страницы российской истории действительно сказались на продолжительности жизни нескольких поколений семьи (второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, обозначенных на схеме, т.е. от деда до внуков Л.А. Гребнева).

Так из второго поколения сведения о продолжительности жизни имеются только в отношении деда Л.А. Гребнева Симеона Федотовича: он прожил 88 лет.

Его дети Василий и Арефа Симеоновичи прожили соответственно 77 и 83 года; жена Арефы, Мария Ермильевна - 71 год. Стало быть, средняя продолжительность жизни этого поколения может быть определена как 77 лет. К этому же поколению принадлежит и тесть Л.А. Гребнева Т.Е. Черезов, проживший 65 лет. Добавить к статистике и его, то средняя продолжительность поколения снизится до 74 лет. Впрочем, к этому же поколению принадлежали основатель и один из учителей старообрядческой школы с. Старая Тушка, Алексей Андреевич Черезов (1818-1903), и Василий Егорович Тимшин (1820-1917), чью родственную связь с известным издателем установить трудно. Они прожили 85 и 97 лет соответственно. Т.е. в этом поколении (но не в семье Гребневых) были и свои долгожители.

В поколении самого Л.А. Гребнева есть сведения о продолжительности жизни четырех человек: сам Лука Арефьевич прожил 65 лет, его жена Алёна - 44 года, его сестра Прасковья - 79 лет, брат Июда - 74 года, а также

двоюродный брат Фотий Федотович - 60 лет. Значит, продолжительность жизни этого поколения может быть определена как 64 года.

Сын Луки Арефьевича, Фома, и его двоюродные сестры прожили соответственно 32, 25 и 95 лет. К ним же следует прибавить и Яков Зиновьевича - троюродного брата Фомы - прожившего не менее 64 лет. Продолжительность жизни этого поколения - 54 года.

Трое детей Фомы прожили 74 и 49 лет, а их троюродная сестра О.А. Шмакова - тоже 74 года. К ним же следует прибавить и погибших в войне Феодосия и Тимофея. Соответственно, средняя продолжительность жизни этого поколения 54 года.

Таким образом, можно сравнить продолжительность жизни пяти поколений: 88 - 77 (74) - 64 - 54 - 54, мы видим, что поколение (четвертое и пятое), пережившее самые сложные перипетии XX в.: две мировые войны, революции, гражданскую войну и репрессии, обладают наименьшей продолжительностью. Соответственно, представители второго и третьего поколений, жившие в относительно спокойное время, прожили гораздо дольше.

Кроме того, если первые пять поколений семьи жили, практически не покидая Вятский край, то уже шестое и седьмое поколения достаточно социально мобильны. Им приходилось работать и жить не только в соседних областях (например, в Свердловске-Екатеринбурге), но и за территорией России (О.А. Шамкова умерла в Латвии). Конечно, для многих из них эта мобильность была вынужденной. Так Л.А. Гребнев умер в Котласе - в сотнях километрах от Вятки - при переезде в новое место заключения. Однако это общая тенденция для нашей страны и на примере семьи Гребневых она очень четко прослеживается.

Так же важно подчеркнуть, что из семьи Гребневых вышло минимум пять духовных лидеров: дядя Л.А. Гребнева, Василий Симеонович, сам Лука Арефьевич, его брат Иуда и сестра Прасковья. К ним же, видимо, следует прибавить и упомянутого выше Якова Зиновьевича Гребнева. Однако в каком родстве он находился с издателем неизвестно. Можно предположить, что это внук Василия Симеоновича: сочинение «О степени отеческой» заканчивается указанием на поставление в 1907/1908 г. духовным отцом в с. Русский Турек некоего Зиновия Васильевича (возможно, сына В.С. Гребнева и отца Якова). Возможно, духовным лидером федосеевцев 1930-х гг. был и племянник Л.А. Гребнева, П.Г. Шихалёв, владевший в 1930-е гг. частью его архива. Во всяком случае, его пометы к текстам федосеевских мыслителей позволяют сделать вывод о его интересе именно к вопросам догматики, которые выходят за рамки интересов простого члена общины. Таким образом, можно констатировать, что представители одной семьи на протяжении нескольких поколений «поставляли» духовных лидеров для местной федосеевской общины.

Новокшоновы (максинерские)

Новокшоновы - одна из наиболее распространённых на Южной Вятке фамилий. Примечательно, что за разделом шихалёвцев и максинерцев стояли носители одной фамилии. Впрочем, Антон Никифорович сначала примкнул к шихалёвцам, затем ушел к максинерцам. Следует также отметить, что в ходе экспедиций был выявлен ещё один род максинерцев Новокшоновых. Однако связь его с тем, чья поколенная роспись приведена ниже, не установлена.

Поскольку согласие максинерцев оказалось менее многочисленным, чем шихалёвское, то представители Новокшоновых-максинерских постоянно вступали

в брак с представителями других согласий. В частности, браки с шихалёвцами являются обычным делом. При этом максинерцы принимают их на моление (в отличие от шихалёвцев). Так же выявлены браки между максинерцами и федосеевцами, что среди шихалёвцев не замечено.

При этом Новокшновы-максинерские, - очевидно, составляют костяк согласия. Так на протяжении по крайней мере четырех поколений они были и остаются духовными лидерами общин.

Духовным отцом был упомянутый Антон Никифорович, его дети (Савин, Лазарь и Кирилл), внуки (Федот Савинович), правнуки (Макар Федотович, Агафья Федотовна). Примечательно, что Макар Федотович Новокшонов (1926 г/р) духовный отец максинерцев пос. Донаурово, был вообще последним максинерцем в этом населенном пункте. В 2012 г. он уехал в Киров. В силу малочисленности братии и тем, что её представители проживали далеко друг от друга, в 1990-е гг. стали ставить «на духовное дело» не только духовных отцов, но и духовных материей. Агафья Федотовна (1931 г/р) была в числе первых.

Именно в этой семье сохранялись постановления соборов 1910-х - 1930-х гг., приведших к объединению с выделившимися из согласия басалаевцами, а также ознаменовавшихся попытками примирения с шихалёвцами.

Из четвертого поколения два человека приняли участие в Великой Отечественной войне (братья Климентий и Сергей Савиновичи) - оба погибли.

Из представителей пятого поколения в Великой Отечественной войне приняли участие трое: сын Климентия Никита (пропал без вести), уже упомянутый

Макар Федотович и Феоктист Никитович Новокшонов, оставивший заметный след в истории партизанского движения в Белоруссии.

Об участии Новокшоновых-максинерских в других событиях пока ничего не известно.

Новокшоновы (шихалёвские)

Новокшоновы-шихалёвские - очень большой и разветвленный род. Как уже отмечалось, род настолько ветвист, что его представители нередко вступают в брак друг с другом (по «истечении семи колен»).

С Ионом Новокшоновым связывают появление д. Шихали - некогда очень богатой и большой деревни. Именно по ней одно из филипповских согласий получило название - шихали.

Его сын Михаил Ионович, стал инициатором раздела шихалёвцев и максинерцев. При этом он и его братья стали лидерами шихалёвцев. По их отчеству братию и стали называть «ионовцами». Впрочем, после первых поколений, давших несколько духовных отцов, в роду больше (на сегодняшний момент) не было известных лидеров общин. Хотя все отмечают общую высокую грамотность представителей рода. Уже в ходе археографических экспедиций Московского университета особенно много удалось почерпнуть от женских представителей рода. При этом сами они нередко становились женами духовных отцов. Например, уже в седьмом поколении (не попавшем на схему в статье) Ксения Васильевна вышла замуж за духовного отца шихалёвцев пос. Донаурова Василия Фомича Чернышова (1927?-1996), а Фетинья Кирилловна - за нынешнего духовного отца всей шихалёвской братии И.Ф. Чернышова. Возможно, своими знаниями и авторитетом они способствовали тому, что их мужья становились духовными отцами.

Примечательно, что из этого рода вышел один (Терентий Давыдович - четвертое поколение от Ионы) участник революционных событий в 1917 г. и, видимо, Гражданской войны. В следующем поколении мы видим двух участников Великой Отечественной войны. Оба погибли. В следующем: один погиб на Советско-финской войне, один - в Великой Отечественной.

Одна из представительниц рода сказала, что ей единственной сделали в детстве прививку от оспы -остальным не делали «(Новокшоновы (шихалёвские), № 18ж). Это её спасло. О том, что староверы всячески противились прививкам, имеется много свидетельств (особенно в дореволюционных источниках). В частности, представителю Новокшоновых-максинерцев, Никите Минеевичу, прививку не делали.

Черновы

Примечательна генеалогия Черновых [см. приложение]. История этого рода показывает, как небольшая группа родственников играла важную роль в религиозной жизни шихалёвской общины: братья Василий, Кондратий и Яков Прокопьевичи были духовными отцами. Они же оказались инициаторами выделения новой общины.

Спустя примерно полвека черновское согласие прекратило своё существование: его представители оказались либо в макинерской, либо шихалёвской братиях. При этом на судьбе семьи ярко отразились драматические события истории страны: гибель одного из членов семьи в Гражданскую войну, участие, по крайней мере, трёх известных на сегодня представителей в Великой Отечественной войне. Интересно, что в начале 1920-х гг. представители семьи Черновых (Кирилл Васильевич с женой Вассой) оказались в Кремле и работали на разных технических должностях. Их сын Корней был ветераном

войны, дослужился до звания генерал-майора, стал одним из крупных руководителей в области гражданской авиации.

Судьбы Черновых наглядно показывают, что в среде южновятских староверов были распространены представления о том, что работать в лесхозе менее греховно, чем состоять в колхозе. Так жену одного члена колхоза не принимали в братию! Примерно такую же картину рисуют и истории других старообрядческих южновятских семей.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первое, что бросается в глаза, что родство шихалёвской и максинерской братий прослеживается даже в наличии общей фамилии среди носителей традиций - Новокшо-новы. Для филипповского согласия вторая половина XIX в. -первая половина XX в. - это утверждение филипповского учения и период его дробления на отдельные согласия. Впрочем, к середине XX в. разногласия были преодолены и вместо выделившихся к началу XX в. четырех согласий (шихалёвцы, максинерцы, черновцы, басалаевцы) осталось два: максинерцы и шихалёвцы. Особенно ярко религиозные искания сказались на судьбе семьи Черновых. Хотя не выявлено ни одного официального постановления ни максинерской, ни шихалёвской братии о приеме черновцев (судя по всему таких постановлений и не было) представители семьи оказались в двух братиях. Уход к федосеевцам одной из Черновых - Ирины Панфиловны - её личный выбор.

События XX в. каждую семью затронули по-разному. Например, в семье Гребневых репрессированных больше, чем в других семьях. В то же время представители этой семьи меньше участвовали в событиях Великой Отечественной войны, чем семьи Новокшоновых-максинерцев или Черновых.

К сожалению, мы не располагаем сведениями об участии членов изучаемых родов в Первой мировой войне. Однако известно, что жители региона приняли активное участие в этом событии. Из семи членов семьи Ершовых-Филипповых (жили в селе Шурма и деревни Шиншерь Уржумского уезда), подлежавших призыву, по крайней мере пять находились в армии1. Однако эта семья принадлежала к официальному православию и в данной статье не рассматривается.

В событиях революционного 1917 г. и Гражданской войне принимали участие, по крайней мере, два представителя четырех рассматриваемых в статье родов. Терентий Давыдович (из Новокшоновых-шихалев-цев) служил в лейб-гвардии и был свидетелем штурма Зимнего дворца. Карп Давыдович Чернов «воевал за красных» и погиб.

Репрессии (и раскулачивание) коснулись по крайней мере шестерых человек. Были раскулачены и поражены в правах трое представителей рода Гребневых, а также трое братьев «Осиповичей» Черновых. Связано это с тем, что Гребневы и Черновы активно занимались предпринимательской деятельностью. Причем про последних до сих пор вспоминают как о наиболее богатых жителях д. Шихали и окрестностей.

Один человек принимал участие в советско-финской войне: на ней погиб Кирилл Самонович из Новокшоновых-шихалёвцев.

Великая Отечественная война вовлекла представителей всех рассматриваемых семей. Из троих фронтовиков в семье Гребневых погибли трое, в семье Новокшоновых-максинерских - из пяти участников погибли трое, в семье

1 Последняя война Российской империи в письмах крестьянской семьи (1914 - 1918 гг.): сборник документов / сост. К.В. Берегела, Е.Н. Носкова, В.П. Богданов. Отв. ред. В.П. Богданов. М.: Перо, 2016.

Новокшоновых-шихалёвцев - из троих двое, в семье Черновых - из пяти двое.

Примечательно, что двое человек (К.В. Чернов и его жена) в 1920-е гг. работали в Кремле на технических должностях. Их сын, Корней Кириллович, стал генерал-майором авиации, и его потомки живут в Москве. Вообще во второй половине XX в. представители четырех семей, чьи родословные приведены в статье, стали более мобильными. Многие из них покидали родные места и работали в других регионах. Так некоторые работали на севере Кировской обл. в пос. Безбожник - крупном лесопромышленном центре.

При этом важно отметить, что по крайней мере три семьи (кроме Новокшоновых-шихалёвцев) в двух и более поколениях периодически давали и дают лидеров общин - духовных отцов и матерей. Нельзя сказать, что это своего рода «наследственный» статус. Однако, видимо, воспитание в семьях духовных лидеров способствовало и способствует появлению в этих семьях новых духовных лидеров.

Как представляется подобного рода генеалогические исследования могут быть весьма продуктивны. Именно они демонстрируют личностную историю края, наглядно показывают судьбы членов той или иной общины, положение семьи среди других семей региона. Взятые в совокупности они дают хороший социологический материал. В дальнейшем анализ генеалогии семей разных конфессий может открыть новые страницы социо-культурной истории региона.

Приложение

ГРЕБНЕВЫ

Поколенная роспись создана на основе помянника семьи Гребневых1, а также публикаций В.К. Семибратова2 и И.В. Починской3.

1-Е ПОКОЛЕНИЕ

1. Гребнев Федот Андреевич (ум. 17 мая 1847) Жена: Елена

2-Е ПОКОЛЕНИЕ

2. /1 Гребнев Симеон Федотович (1790 - 19 апреля 1878, «в среду светлой недели»). Видимо, первым из семьи родился в д. Дергачи4. Жена: Стефанида Михайловна

3. /1 Гребнев Козьма (Иоанн) Федотович (ум. 15 декабря 1873)

3-Е ПОКОЛЕНИЕ

4. /2/1 Гребнев Василий Симеонович (1822 - 25 апреля 1898), в 1897 - 1898 гг. -духовный отец федосеевцев Русского Турека5.

5. /2/1 Гребнев Арефа Симеонович (1828 - 10 апреля 1911, «в первый день Пасхи»).

Жена: Мария Ермильевна (15 сентября 1830 - 30 июня 1901)

6. /2/1 Гребнев Исидор Симеонович

7. /2/1 Гребнев Андреан Симеонович

8. /2/1 Гребнев Акиндин Симеонович (ум. 5 апреля 1889).

9. /2/1 Гребнев Федот Симеонович (ум. 25 мая 1889). 1ж /2/1 Мария Симеоновна

4-Е ПОКОЛЕНИЕ

10. /4/2/1 Гребнев Зиновий Васильевич. В «Степени отеческой» назван духовным отцом, поставленным в 1908 г.6.

1 Материалы к истории старообрядчества: документы из архива Л.А. Гребнева: сборник документов. М.: Перо, 2016.

2 Семибратов В.К. Л.А. Гребнев - просветитель, типограф, книжник...

3 Починская И.В. Интервью с Агнией Фоминичной Гребневой // Православие в славянском мире: история, культура, язык. Olsztyn, 2014. С. 237 - 246.

4 Об этом говорила А.Ф. Гребнева и с её слов информация была записана В.К. Семибратовым в 1991 г.

5 Починская И.В. Об издательском репертуаре типографии Л.А. Гребнева в старой Тушке // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2005. С. 153.

6 Поскольку он указан без фамилии, то отнесение его к роду Гребневых имеет характер вероятного допущения.

2ж /5/2/1 Дарья Арефьевна (ум. 5 мая 1920) Муж: Шихалёв Григорий Дмитриевич (ум. 12 апреля 1920 г.) 3ж /5/2/1 Прасковья Арефьевна (ок. 1863 - 10 октября 1942), сестра Л.А. Гребнева.

11. /5/2/1 Гребнев Лука Арефьевич (1867, д. Дергачи - 1932, г. Котлас) - выдающийся деятель федосеевцев Южной Вятки. В 1899 г. организовал в деревне Старая Тушка типографию. Помимо типографского дела, пробовал свои силы в фотографии. Вместе с братом Июдой построил большой дом (сохранился до настоящего времени), где одна из комнат была расписана самим Гребневым (стены и потолок). В 1907—1908 годах он работал в Москве в типографии Г. К. Горбунова — фабриканта, главного попечителя и председателя комитета Преображенского прихода старопоморского благочестия. Также он находился в дружеских отношениях с Д. Д. Крупиным, владельцем типографии в Москве. В августе 1917 года, как староста старообрядческой общины, он был избран делегатом на проходивший в Москве Всероссийский съезд федосеевцев. В 1918 г. после закрытия типографии занялся иконописью и литьем различной церковной и бытовой мелочи, в чём ему помогал сын Фома. Пытался сотрудничать с советской властью, желая в новых условиях продолжать просветительскую деятельность. Принимал также участие в создании и работе Ново-Тушкинского сельского краеведческого музея, организованного в 1921 году. Л. А. Гребнев передал музею шрифты, инструменты и книги из своей библиотеки. В 1924 году он получил благодарность от властей «за содействие местному музею и за пожертвование многих ценных древнерукописных и первопечатных книг». В 1930 г. был раскулачен, в 1931 г. арестован, но освобожден после месячного нахождения в тюрьме. С октября 1931 года стал служителем культа в поморской общине старообрядцев. 14 мая 1932 года снова был арестован по обвинению в создании и руководстве «контрреволюционной организацией старообрядцев-поморцев», приговорен к трём годам ссылки. Умер в 1932 г. в Котласе по пути следования на поселение.

Жена: Гребнева Елена (Алёна) Трофимовна, в девичестве Черезова (ок. 1867, с. Старая Тушка - 1911), дочь Трофима Егоровича Черезова (1838 - 9 июля 1903).

12. /5/2/1 Гребнев Июда Арефьевич (1863 - 1937), брат Л.А. Гребнева, был духовным отцом в моленной с. Русский Турек Уржумского уезда, вместе с сестрой Прасковьей Арефьевной обучал грамоте детей старообрядцев. В 1924 г. упоминается как духовный отец г. Уржума, с. Русский Турек - 1930 г.1

1 http://sobor-urzhum.ucoz.ru/Staty/Sbyashen.htm (обращение: 9.11.2017).

Жена: Екатерина Артемьевна (ум. 16 февраля 1920)

13. /9/2/1 Гребнев Фотий Федотович1 (1840 - 24 марта 1900)

14. /9/2/1 Гребнев Сергей Федотович (ум. 1923)

5-Е ПОКОЛЕНИЕ

15. /10/4/2/1 Гребнев Яков Зиновьевич (1866 г/р -после 1930

г.), значится как служитель культа старообрядцев, житель д. Средняя Кизерь, 1866 г.р. Упоминается как лишенец за 1930 г.

16. /10/4/2/1 Гребнев Савва Зиновьевич. проживал в д. Средняя Кизерь Р.-Турецкого с/с Шурминского района2.

17. /2ж /5/2/1 Шихалев Петр Григорьевич, племянник Л.А. Греб-нева (сын его сестры Дарьи). Помогал ему при работе в типографии в

д. Дергачи3. После ареста Л.А. Гребнева, видимо, получил документы, легшие в основу сборника «Материалы.. ,»4.

18. /2ж/5/2/1 Шихалев Симеон Григорьевич (ум. в январе или мае 1920 г.)

19. /10/5/2/1 Гребнев Фома Лукич (1906 - ок. 1938), сын Л.А. Гребнева, уроженец д. Дергачи Уржумского уезда, переписчик книг, художник, иконописец, типограф. Был репрессирован5. В советское время работал в Трудармии. В 1935 г. после демобилизации устроился работать на лесосплав в пос. Плотбище. 9 октября 1937 г. по стандартному обвинению в «контрреволюционной агитации» был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.

Жена: Анна Ивановна (ум. 15 апреля 1932), ур. Тимшина. Родилась в д. деревни Шорино Уржумского у. Дочь Ивана Тимшина и Прасковьи Нестеровны (ум. 19 февраля 1913).

4ж /11/5/2/1 Мария Иудьевна (1886 - 18 декабря 1911), племянница

1 В родословной схеме и в примечаниях (Материалы. с. 206, 210 - 211) ошибочно показаны двоюродными дедами Л.А. Гребнева.

2 О нем и о его сыновьях см.: http://turek-shkola.narod.ru (дата обращения: 15.12.2017)

3 Починская И.В. Интервью с Агнией Фоминичной Гребневой // Православие в славянском мире: история, культура, язык. Olsztyn, 2014.С. 240.

4 Материалы к истории старообрядчества...

5 О нём см.: Семибратов В.К. Сын книгопечатника // Наш вариант. Киров, 1991. 23 мар. Фотография Л.А Гребнева с малолетним Фомой сопровождает публикации: Семибратов В.К. «Хоть Христос и коммунист, а молельню - закрыть.. » // Комсомольское племя. Киров, 1990. 15 дек.; Он же. «С насущной нуждою о книгах» // Городовой. Киров, 1998. 17 июля.

Л.А. Гребнева

5ж /11/5/2/1 Феодосья Иудьевна 6ж /11/5/2/1 Анастасия Июдьевна

Муж: Шмаков Антип Ермилович

7ж /11/5/2/1 Улита Июдьевна (ок. 1890 - 1985), племянница Л.А. Греб-нева, жила в д. Дергачи. 8ж /11/5/2/1 Татьяна Июдьевна. Муж: Александр

6-Е ПОКОЛЕНИЕ

20. /16/10/4/2/1 Гребнев Федосей Савельевич (1912 - 1943). На войну призван 30.08.1942 года Кожвинским РВК Коми ССР. Последнее место службы полевая почта 63429, красноармеец. В июне 1943 года пропал без вести.

21. /16/10/4/2/1 Гребнев Тимофей Савельевич (1918 - 1942). Сержант, радист, последнее место службы 15 гвардейская стрелковая дивизия. Пропал без вести 12.07.1942 года.

22. /16/10/5/2/1 Гребнев Доримент Фомич (1925 - 1974). Закончил в с. Русский Турек семилетнюю школу. Работал электросварщиком в п. Аркуль. С супругой уехал в Свердловск, где работал на турбомоторном заводе1.

9ж /16/10/5/2/1 Агния Фоминична (1928 - после 2002). Работала в колхозе в д. Дергачи, затем в детском доме в с. Русский Турек, а после - магниевом заводе в г. Соликамске. «Получив медицинское образование, Агния Фоминична стала процедурной сестрой. Работала ею и в Свердловске до самого выхода на пенсию». 10ж /16/10/5/2/1 Анфиса Фоминична (1929 - 1973). «После окончания Уржумской фельдшерско-акушерской школы она 5 лет провела на Камчатке, затем работала в костно-туберкулезном санатории в Русском Туреке. С мужем-военным жила в Германии, пока в конце 50-х его не перевели на Урал. В последние годы Анфиса Фоминична - медсестра в роддоме».

11ж/6ж/11/5/2/1 Шмакова Олимпиада Антиповна (1926 - 2000). Уроженка д. Дергачи. Учительница. С 1947 г. жила в г. Резекне (Латвия), где и умерла.

12ж /8ж /12/5/2/1 Анна Александровна

13ж /8ж /12/5/2/1 Евдокия Александровна

14ж /8ж /12/5/2/1 Евлампия Александровна. Жила в г. Пермь.

1 Здесь и далее при рассказе о потомках Л.А. Гребнева использована статья В.К. Семибратова «Л.А. Гребнев - просветитель, типограф, книжник...». Цитаты в кавычках - фрагменты этой статьи.

Муж: Чекалкин Герасим. Погиб в Великой Отечественной войне. 7-Е ПОКОЛЕНИЕ

15ж /17/10/16/5/2/1 Ирина Дориментовна. Работала на турбомоторном заводе в г. Свердловске.

23. /10ж/16/10/5/2/1 Сергей

24. /10ж/16/10/5/2/1 Александр

16ж /14ж/8ж/12/5/2/1 Апполинария Герасимовна. Жила в г. Перми. Работала учительницей.

НОВОКШОНОВЫ (МАКСИНЕРСКИЕ)

Составлена (в том числе) по Помяннику семьи Новокшоновых.

1-Е ПОКОЛЕНИЕ

1. Новокшонов Никифор

2-Е ПОКОЛЕНИЕ

2. /1 Новокшонов Антон Никифорович. Филипповец. Жил в дер. Шихали. После собора 1873 г. примкнул к шихалевцам, но вскоре перешел к максинерцам1. В 1877 г. ездил на собор в дер. Уланово, где была осуждено отступление медян (басалаевцев)2. Один из инициаторов письма «глазовским старичкам» по поводу правильности поклона в панихиде на последнем слове (Алексей Васильевич, Ларион Иванов и Еким Нефедыч начали класть поклон на «имреке») 1877 г., а до этого лично ездил в Глазов с Анифаном Матвеичем и Григорием Трофимы-

чем3.

3. /1 Новокшонов Иоаким Никифорович (ум. 1960 г.) 1ж /1 Евфросинья Никифоровна (ум. 1955 г.)

3-Е ПОКОЛЕНИЕ

4. /2/1 Новокшонов Савин Антонович (1872-26.02.1945 г.), духовный отец филипповцев-максинерцев, «со стороны уржумских предел» участвовал в соборе 1932 г. в дер. Шихали об объединении максинерцев и медян (басалаевцев)4. Умер от тифа.

Жена: Акулина (Акелина) (1870-13.03.1945). Умерла от тифа.

5. /2/1 Новокшонов Петр Антонович (ум.1928 г.). филипповец-максинерец. Участник беседы о возможности объединения

1 Материалы к истории старообрядчества Южной Вятки (по итогам комплексных археографических экспедиций МГУ имени М.В. Ломоносова): сборник документов / Отв. ред. В.П. Богданов. М.: МАКС Пресс, 2012. № 1.6.4.

2 Материалы... № 1.5.1.

3 Материалы... № 1.5.1.

4 Материалы... № 1.5.2.

филипповцев разных согласий в дер. Уланово 30 января 1915 г. в доме К.П. Крупина.

6. /2/1 Новокшонов Лазарь Антонович (ум. 1942 г.)

7. /2/1 Новокшонов Кирилл Антонович (ум. 1940 г.), филипповец-максинерец. «Со стороны уржумских предел» участвовал в соборе 1932 г. в дер. Шихали об объединении максинерцев и медян (басалаевцев)1.

4-Е ПОКОЛЕНИЕ

8. /4/2/1 Новокшонов Федот Савинович (2.03.1905-4.05.1995).

Духовный отец филипповцев-максинерцев. Один из инициаторов обращения к шихалевцем с предложением об объединении2. Ему адресован ответ шихалевских наставников3. Жена: Евдокия (1.03.1905-3.01.1995)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. /4/2/1 Новокшонов Георгий (Егор) Савинович (ум. 1947 г.). «Войну обучал молодых на заводе. В войну не убило, а после войны здесь утонул» (Дневник Богданова, 2015).

10. /4/2/1 Новокшонов Климентий Савинович (погиб 1941 г.) Жена: Домна

2ж /4/2/1 Домна Савиновна (ум. 1968 г.)

3ж /4/2/1 Варвара Савиновна (ум. 19.07.2000). Крестная М.Ф. Новокшонова

Муж: Крупин Никон Иванович (1914 - до 1999).

11. /4/2/1 Новокшонов Сергей Савинович (1907 -пропал без вести 1941). Служил в 186 зсп.

Жена: Прасковья (Паня) Герасимовна, дочь Герасима Кузьмича Крупина.

12. /7/2/1 Новокшонов Никита Кириллович

Жена: Прасковья Павловна, ур. Крупина (дочь Павла Григорьевича Крупина). У неё сестра, Прасковья Павловна, замужем за Никифором Кондратьевичем Шульминым, филипповцем-шихалёвцем.

13. /7/2/1 Новокшонов Иван Кириллович

5-Е ПОКОЛЕНИЕ

14. /8/4/2/1 Новокшонов Макар Федотович (р. 19.01.1926).

Ветеран Великой Отечественной войны. Духовный отец филипповцев-максинерцев.

Жена: Феодосья Петровна, ур. Киселева, сестра А.П. Киселевой, жены

1 Материалы... № 1.5.2.

2 Материалы. № 1.6.6.

3 Материалы. № 1.6.7.

К.Н. Новокшонова (№ 23/12/7/2/1).

15. /8/4/2/1 Новокшонов Стахей Федотович (31.10.192930.07.1973)

4ж /8/4/2/1 Агафья Федотовна (р. 3.04.1931). Духовная мать филипповцев-максинерцев.

Муж: Загвоздкин Леонид Агапович, из филипповцев-шихалёвцев 5ж /8/4/2/1 Марфа Федотовна (4.07.1933)

16. /8/4/2/1 Новокшонов Афанасий Федотович (24.10.193526.02.1936)

6ж /8/4/2/1 Анна Федотовна (3.02.1937-17.1.1939) 7ж /8/4/2/1 Феодосья Федотовна (р. 29.05.1939 - 2016) Муж: Новокшонов Сергей Петрович, из филипповцев-шихалёвцев 8ж /8/4/2/1 Харитинья Федотовна (р. 5.10.1941)

17. /8/4/2/1 Новокшонов Сидор Федотович (р. 4.02.1944) 9ж /8/4/2/1 Павла Федотовна (р. 3.06.1947)

18. /9/4/2/1 Новокшонов Амос Егорович (ум. ок. 2015)

19. /9/4/2/1 Новокшонов Игнатий Егорович. Был в братии.

20. /9/4/2/1 Новокшонов Емельян (Амельян) Егорович 10ж/9/4/2/1 Марфа Егоровна

Муж: Тимшин Анатолий, федосеевец 11ж/9/4/2/1 Анастасия Егоровна (1930-ок. 2015)

21. /10/4/2/1 Новокшонов Никита Климентьевич (1921 - 1941). Рядовой 785 сп. Пропал без вести.

22. /11/4/2/1 Новокшонов Андрей Сергеевич

23. /12/7/2/1 Новокшонов Феоктист Никитич (1918 - ?). В 1938 г. начал службу в РККА. Во время Великой Отечественной войны руководил созданием партизанских отрядов на Смоленщине и Белоруссии (у него в отряде служил отец нынешнего президента Белоруссии). Капитан.

24. /12/7/2/1 Новокшонов Кузьма Никитич (р. 1935)

Жена: Александра Петровна, в дев. Киселева. Её сестра Федосья -замужем за М.Ф. Новокшоновым (№ 14/8/4/2/1)

НОВОКШОНОВЫ (ШИХАЛЁВСКИЕ)

1-Е ПОКОЛЕНИЕ

1. Новокшонов Ион. Дер. Шихали. Купил лесную делянку, назвал «новокшоновской».

2-Е ПОКОЛЕНИЕ

2. /1 Новокшонов Михаил Ионович филипповец, родоначальник шихалевского родословия, брат Давида и Федора Ионовичей. Фигурирует только в максинерских сочинениях2. Отчество трех братьев и дало название шихалевской братии как «ионовцев».

3. /1 Новокшонов Федор Ионович, филипповец-шихалевец, брат Михаила и Давида Ионовичей, дядя Давыда Михайловича, один из инициаторов спора о возможности заменять молитву на седьмую лестовку Богородице поклонами. Фигурирует в рассказе о разделе шихалевцев и Черновых3.

4. /1 Новокшонов Давид Ионович, филипповец, в максинер-ской рукописи он «вместе с братьям» (видимо, с Михаилом и Федором Ионовичами), а также Василием Прокопьевичем и Кондратием Фроло-вичем, показан виновником раздела между шихалевцами и максинер-цами4.

3-Е ПОКОЛЕНИЕ

5. /2/1 Новокшонов Давыд Михайлович, филипповец-шихалевец. Один из инициаторов раздела шихалевцев и Черновых. Работал на этой делянке. «Про Давыда писано, что крестить-то у него не хотели, вот это наш прадед»5. (1.3.3.).

4-Е ПОКОЛЕНИЕ

6. /3/2/1 Новокшонов Антон Давыдович. Построил деревянный 5-стенный дом. Жил с Самоном Петровичем Новокшоновым.

7. /3/2/1 Новокшонов Харлампий Давидович. Построил деревянный дом.

8. /3/2/1 Новокшонов Терентий Давыдович. Остался в доме

1 В экспедиции 2008 г. была найдена родословная схема Новокшоновых, начинавшееся с некоего Иона. Про него известно, что он в дер. Шихали «купил лесную делянку, назвал новокшоновской». Его сыном показан Михаил Ионович. Его прямые потомки проживают в регионе по настоящий момент. См. Дневник Исэрова А., 2008. л. 13.

2 Материалы. № 1.4.2, 1.6.1, 1.6.4.

3 Материалы. № 1.3.3.

4 Материалы. № 1.4.1.

5 Ч-на А.М., 1930 г/р., филипповка-шихалёвка // Дневник Градобойновой Е.В., 18.07.2007. с. 24. Интервью с А.М. Ч-ной в 2012.

отца (пятистенок кирпичный; половина двухэтажная). В революцию в Ленинграде был в лейб-гвардии охранял Зимний - «прорвали ворота, они пошли с ними». Жил в Шихалях, торговал. В колхоз не вступил. Потом военком был, в Шурме работал1. Жена: 1 ж. Лукерья, с. Мал. Тушки, федосеевка 2 ж. Решетникова Ксения Артемовна

9. /3/2/1 Новокшонов Петр Давыдович. Ему отдали каменный дом.

Жена: Ирина Алексеевна (?) 1ж /3/2/1 ? Давидьевна

Муж: Чернов Семен Яковлевич (Черновы, № 8)

5-Е ПОКОЛЕНИЕ

10. /4/3/2/1 Новокшонов Авдей Антонович 1ж /5/3/2/1 Парасковья Харлампиевна

2ж /5/3/2/1 Парасковья Харлампиевна

11. /6/3/2/1 Новокшонов Назар Терентьевич. Убили после войны. Жена Ирина.

12. /6/3/2/1 Новокшонов Лукиан Терентьевич (1908-пропал без вести 07.1943), сержант, командир отделения.

Жена Вера Ерофеевна

13. /6/3/2/1 Новокшонов Василий Терентьевич.

Жена Маруся.

14. /6/3/2/1 Новокшонов Игнатий Терентьевич.

Жена Ефимья Фоминична, ур. Чернышова (1929-2011), сестра Агафьи Фоминичны, жены Г.Н. Шульмина.

3ж /6/3/2/1 Парасковья Терентьевна (р. в 1901). В конце жизни составила родословные схемы Новокшоновых и Пестовых. Именно из них и удалось установить фамилию родоначальника шихалёвского согласия Михаила Ионовича.

Муж: Пестов Михаил Митрофанович (ум. в 1957 г.). «На сплаве работал,

в колхозе не работал»2.

4ж /6/3/2/1 Елизавета Терентьевна

5ж /6/3/2/1 Евгения Терентьевна

6ж /6/3/2/1 Варвара Терентьевна (1930 - 2015)

Муж: Чернышов Сидор Григорьевич (1932 - 2010)

15. /7/3/2/1 Новокшонов Самон Петрович

1 Ч-на А.М., 1930 г/р., филипповка-шихалёвка // Дневник Градобойновой Е.В., 18.07.2007. С. 19.

2 Там же.

6-Е ПОКОЛЕНИЕ

16. /8/4/3/2/1 Новокшонов Никифор Авдеевич

17. /8/4/3/2/1 Новокшонов Поликарп Авдеевич

18. /11/6/3/2/1 Новокшонов Иов Назарович 7ж /11/6/3/2/1 Домна Назаровна

8ж /11/6/3/2/1 Харитинья Назаровна

19. /10/6/3/2/1 Новокшонов Илья (?) Лукьянович. Погиб. 9ж /10/6/3/2/1 Окилина Лукьяновна

10ж /11/6/3/2/1 Татьяна Васильевна. Занимаются типографией в Перми.

11ж /11/6/3/2/1 Елена Васильевна. Занимаются типографией в Пер-

20. /12/6/3/2/1 Новокшонов Николай Игнатьевич

21. /12/6/3/2/1 Новокшонов Исидор Игнатьевич

22. /12/6/3/2/1 Новокшонов Иван Игнатьевич

23. /12/6/3/2/1 Новокшонов Петр Игнатьевич. Женат на своей четвероюродной внучке.

Жена: Марина Ивановна, ур. Чернышова, внучка Кирилла Самоновича Новокшонова.

12ж/12/6/3/2/1 Стефанида Игнатьевна 13ж /12/6/3/2/1 Харитина Игнатьевна 14ж /12/6/3/2/1 Фетинья Игнатьевна 15ж /12/6/3/2/1 Февронья Игнатьевна 16ж /12/6/3/2/1 Анна Игнатьевна

24. /3ж /6/3/2/1 Тимофей Михайлович. Умер

17ж /3ж /6/3/2/1 Ирина Михайловна (р. 1929 г.). Умерла

18ж /3ж /6/3/2/1 Анна Михайловна (1930 г/р). Ей сделали прививку

от оспы. Обычно староверы не допускали до прививок.

Муж: Чекалкин Сидор Васильевич, сын Василия Федоровича Чекалкина

19ж /3ж /6/3/2/1 Варвара Михайловна (ум. 2011).

20ж /3ж /6/3/2/1 Зинаида Михайловна

25. /4ж /6/3/2/1 Евсей. Живёт в Перми.

21ж /4ж /6/3/2/1 Устинья. Живет в Подпасьно под Ростовом. 22ж /5ж /6/3/2/1 Фетинья

26. /5ж /6/3/2/1 Потап. Жена Евдокия 23ж /5ж /6/3/2/1. Евдокия. Умерла.

27. /6ж /6/3/2/1 Парфён. Живёт в Безбожнике. 24ж /6ж /6/3/2/1 Домна. Живёт в Безбожнике. 25ж /6ж /6/3/2/1 Парасковья. Живёт в Безбожнике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. /6ж /6/3/2/1 Фёдор. Живёт в Пиляндыше.

29. /6ж /6/3/2/1 Виктор. Живёт в Пиляндыше.

30. /6ж /6/3/2/1 Артём. Живёт в Пиляндыше

31. /6ж /6/3/2/1 Георгий. Живёт в Пиляндыше. Живёт в Киро-во-Чепецке.

32. /13/7/3/2/1 Новокшонов Семён Самонович

33. /13/7/3/2/1 Новокшонов Кирилл Самонович. убили на Финской.

Жена: Варвара Акимовна (1917 - ?), сестра А.А. Новокшонова (1932 -2009), очень образованного члена шихалёвской братии.

34. /13/7/3/2/1 Новокшонов Терентий Самонович (1920 - пропал без вести 12.1941), рядовой миномётчик ппс 560.

35. /13/7/3/2/1 Новокшонов Василий Самонович Жена: Екатерина Федоровна

ЧЕРНОВЫ

1-Е ПОКОЛЕНИЕ

1. Прокофий Чернов

2-Е ПОКОЛЕНИЕ

2. / 1 Чернов Василий Прокофьевич, жил в дер. Нижня Апсезь (Актыгашево), недалеко от дер. Савиново. В максинерской рукописи вместе с Давыдом Иониным «с братьям» и Кондратием Фроловичем,

фигурирует как один из виновников раздела шихалёвцев и максинер-цев1. Был отставлен от духовного дела, но, как человек смелый (т.е. не опасался преследований властей), продолжал крестить детей. Фигурирует в рассказах о разделе шихалёвцев с Черновыми2 и крещении Анисии3.

3. /1 Чернов Кондратий Прокофьевич, жил в дер. Нижня Апсезь (Актыгашево). Был рукоположен Ермилом Ермиловичем (Терентием) до 1855 г.4. Часто ездил вместе с братом Яковом в Глазовский уезд5. Фигурирует также в рассказах о разделе шихалёвцев с Черновыми6.

4. / 1 Чернов Яков Прокофьевич, брат Кондратия и Василия Прокофьевича и Анисьи Прокофьевны. Духовный отец южновятских филипповцев, жил в дер. Нижня Апсезь (Актыгашево), недалеко от дер.

1 Материалы.. № 1.4.1.

2 Материалы.. № I.3.3.

3 Материалы. № II.6.3.

4 Материалы. № I.2.3.

5 Материалы. № I.3.1.

6 Материалы. № I.3.2.

64

Савиново. Считается, что он укоренил обычай молитвы на седьмую лестовку Богородице заменять поклонами. Фигурирует в рассказах о разделе шихалёвцев с Черновыми1, что привело к выделению Черновых в отдельное согласие. 1ж / 1 Анисья Прокофьевна Муж: Фёдор

3-Е ПОКОЛЕНИЕ 2ж / 2 /1 Акелина Васильевна

5. /3 /1 Давыд Кондратьевич

6. /3/1 Чернов Кондратий Кондратьевич. Фигурирует в рассказе о разделе шихалёвцев и Черновых2.

7. / 4/1 Чернов Осип Яковлевич. Возможно, фигурирует в рассказе о разделе шихалёвцев и Черновых как «Иосиф»3 [13. С. 112115].

8. /4/1 Чернов Семён Яковлевич, филипповец-шихалёвец, муж Давыдьевны, зять Давыда Михайловича. Фигурирует в рассказе о разделе шихалёвцев и Черновых 4.

Жена: Давыдьевна (Новокшоновы (шихалёвские). № 1ж).

3ж / 4/ 1 Пелагея Яковлевна

4ж / 4/ 1 Степанида Яковлевна

5ж /4/1 Анна Яковлевна

Муж: Чернышов Иван Абрамович

4-Е ПОКОЛЕНИЕ

9. / 6 /3/1 Чернов Семён Давыдович

10. /6/3/1 Чернов Карп Давыдович. Погиб в Гражданскую войну. Воевал за красных.

Жена: 1-я Надежда (Вера) Ивановна, ур. Сметанина. 2-я

11. /6 /3/1 Чернов Василий Давыдович. Видимо, не примкнул к черновцам или в конце жизни перешел в шихалёвскую братию. Жена: Анна Ивановна.

6ж /6/3/1 Авдотья Давыдовна. Вышла замуж в Чекалки.

12. / 7/ 4 /1 Чернов Дементиан (Демьян) Осипович, видимо, внук Я.П. Чернова, дед Д.П. Пестова. Владелец книги Потребник (Московский печатный двор, 16355). О нём сохранилась следующая устная

1 Материалы

2 Материалы

3 Материалы

4 Материалы

5 Материалы

№№ 1.3.2, 1.3.3. №№ 1.3.2, 1.3.3. № 1.3.3.

№№ 1.3.2, 1.3.3. С. 162.

традиция: «Ещё был Демьян Осипович его дом, где сейчас сбербанк в Шурме. Его сослали в Абхазию. Он «из ссылки мешок лавашей привёз

- а здесь лебеду ели». Этот Демьян Осипович был известен тем, что работников нанимая проверял, как они едят - кормил сначала. Тех, кто ел спокойно, обстоятельно, - принимал на работу, а тех, кто ел с жадностью, торопливо, - отказывал».

13. / 7/ 4 /1 Чернов Яков Осипович. Имел пряничную фабрику. Раскулачен.

14. /7/ 4 /1 Чернов Василий Осипович. Был раскулачен и сослан.

5-Е ПОКОЛЕНИЕ

15. / 8/6/3/1Чернов Василий Семенович (1904 - 9.3.1942 (нет известий с 5.1.1942). Жил в дер. Игнашево Шурмин. р-на. Красноармеец 298 с.п. Погиб в Великой Отечественной войне.

Жена: Наталья Андреевна.

16. / 8/6/3/1Чернов Ефим Семенович. Уехал молодым.

17. / 8/6/3/1Чернов Калина Семенович 6ж / 9/6/3/1 Анна Карповна

Муж: Битарев Леонтий Павлович

18. / 10/6/3/1 Чернов Панфил Васильевич (р. до 1898 г.

- 4.09.1979). Крестный - Еким Григорьевич. Ветеран Великой Отечественной войны (?), гвардии ефрейтор, награжден медалью «За боевые заслуги».

Жена: Евфросинья Терентьевна, ур. Чернышова. Дочь (?) Терентия Абрамовича Чернышова. Из-за того, что П.В. Чернов вступил в колхоз, шихалёвская братия не хотела её принимать.

19. / 10/6/3/1Чернов Кирилл Васильевич (р. до 1898 г.), работал шофером в Кремле.

Жена: Васса Павловна, ур. Крупина. Работала с мужем в Кремле. 7ж /10/6/3/1 Агафья Васильевна 8ж /10/6/3/1 Евфимья Васильевна

20. /12/7/ 4 /1Чернов Василий Демьянович (до 1898 г.). Родился до раздела шихалей и черновцев, поэтому был принят в шихалёвскую братию без перекрещивания.

21. /12/7/ 4 /1Чернов Сидор Демьянович (до 1898 г.). Родился до раздела шихалей и черновцев, поэтому был принят в шихалёвскую братию без перекрещивания.

10ж /12/7/ 4 /1Анна Дементьевна 11ж /12/7/ 4 /1Арина Дементьевна

Муж: Пестов Петр Григорьевич, филипповец-шихалёвец.

12ж /13/7/ 4 /1 Степанида Яковлевна

Муж: Плишкин Липат Филиппович (1903-1942), филипповец-шихалёвец. Сержант. Пропал без вести.

6-Е ПОКОЛЕНИЕ

22. /15/ 8/6/3/1 Чернов Иван Васильевич (1933-2014). Работал в лесхозе, был членом КПСС. В 2000-е гг. - духовный отец филип-повцев-шихалей пос. Пиляндыш.

Жена: Матрёна Исаевна, урожд. Решетникова (1930 - 2010), филипповка-шихалёвка, дочь духовного отца Исайи Артемьевича Решетниковаf (1894-?).

23. /17/ 8/6/3/1Чернов Марк Калинович

24. / 18/10/6/3/1Чернов Филимон Панфилович

13ж /18 /10/6/3/1 Зинаида Панфиловна (1925 г/р) филипповка-ши-халёвка.

Муж: Чернышов Никита Илларионович (1924-2016), филипповец-шихалёвец. Ветеран Великой Отечественной войны. Сержант. Был награжден медалью «За отвагу». Был тяжело ранен: потерял левую ступню. После войны работал бухгалтером. В конце жизни составил синодик семьи Чернышовых. Подготовительные материалы к нему содержат много ценной информации о родах Чернышовых и Черновых. Они были использованы при составлении родословных схем. До конца дней оставался большим авторитетом для всех членов шихалёвской братии. Выступал за примирение с максинерцами.

25. / 18/10/6/3/1 Чернов Иван Панфилович (1927-2010), филип-повец-максинерец. Ветеран Великой Отечественной войны. Работал в лесхозе в пос. Пиляндыш. Был духовным отцом максинерцев.

Жена: Валентина Алексеевна, урожденная Кривошеина (1930 - 2015), прихожанка Русской Православной Церкви. Родилась в с. Русский Турек, где «всех крестили одинаково» (в реке).

14ж / 18/10/6/3/1 Ирина Панфиловна (1930 г/р), федосеевка (перешла из филипповской шихалёвской братии).

26. / 19/10/6/3/1 Чернов Корней Кириллович (1920-2005), фи-липповец-максинерец. Ветеран Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации, был начальником гражданской авиации. В начале 2000-х гг. активно продвигал идею объединения шихалёвцев и макси-нерцев.

Жена: Матрона Васильевна, филипповка-шихалёвка. Дочь В.Д. Чернова (№ 20/12/7/ 4 /1)

16ж /20/12/7/ 4 /1 Матрона Васильевна

Муж: Чернов Корней Кириллович (№ 26/19/10/6/3/1). 27. /11ж/12/7/4/1 Пестов Демьян Петрович (1926-2002). Ветеран Великой Отечественной войны. Работал в лесхозе в п. Безбожник. Около года перед смертью был духовным отцом.

Жена: Зинаида Кузьмовна, ур. Новокшонова (1931 г/р). Работала в

лесхозе в п. Безбожник. В 1990-е гг. вернулась в с. Шурма. В начале 2000-

х гг. была духовной матерью шихалёвцев с. Шурма.

15ж /12ж /13/7/ 4 /1 Евдокия Липатьевна (1929-2010). Филиповка-ши-

халёвка.

Муж: Заболоцких.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.