Научная статья на тему 'Религиозная традиция и современные идентичности в татарских Интернет-сообществах'

Религиозная традиция и современные идентичности в татарских Интернет-сообществах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / ЭТНИЧЕСКИЕ ТАТАРЫ / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕ РАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гимадеева Динара Рифкатовна

Статья посвящена исследованию религиозного дискурса в татарских Интернет-сообществах, дается характеристика сложившихся религи озных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Tradition and Present-day Identities in Tatar Internet-Communities

The paper deals with religious discourse in Tatar Internet-communities. Existing religious trends and groups are characterized.

Текст научной работы на тему «Религиозная традиция и современные идентичности в татарских Интернет-сообществах»

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Социология

сообщества пользуются собственной терминологией, возникшей в процессе дискуссий и обсуждений, собственными авторитетными лицами и событиями, на которые ссылаются при необходимости.

2. Интерактивность. В отличие от традиционного освещения проблематики религии в СМИ, где высказываться могли лишь ограниченный круг людей, Интернет-технологии позволили сделать огромный шаг в направлении решения этой проблемы. Религиозные татарские Интернет-сообщества предоставляют возможность своим членам - высказываться, стать автором сообщений, блогов, постов. Последние активно пользуются этой возможностью, о чем говорят многочисленные дискуссии, новые темы и даже образованные религиозные течения, которых не было до появления таких виртуальных сообществ.

3. Мультимедийность. Данное свойство подразумевает представление информации в различных форматах, такими форматами могут выступать текст, звук, фото- и видеоизображение [2]. Действительно, с развитием Интернета текстовый формат сообщений уступает место более зрелищным, удобным для восприятия способам представления информации. Одной из причин тенденции можно назвать развитие и распространение технологических инноваций (прежде всего, оснащение мобильного телефона камерой и выходом в Интернет). Доступность цифровой камеры дает возможность запечатлеть самые неожиданные ситуации и события, которые сами потом нередко становятся информационным поводом в Интернете. В таком случае необходимость в длинном повествовании посредством текста уходит на второй план.

Серьезное внимание к теме религии для татар большинством экспертов объясняется историческими особенностями. После развала Советского Союза татарский народ со всеми представителями постсоветского пространства «отказался от воинствующего атеизма в пользу возрождения духовно-религиозных традиций» [экспертное интервью № 3]. Эксперты оценивают, что «татарский народ до революции 1917 г. четко придерживался ислама» [экспертное интервью № 5], в начале девяностых татарское национальное движение оказалось в поиске религиозно-духовного ориентира. В своих трудах ученый XIX в. Шигабетдин Марджани подчеркивал, что татары идентифицируют себя сугубо мусульманами. Но потеря «религиозных корней» в советское время привела к тому, что вопрос религиозной идентификации татар после перестройки стал актуализироваться в национальном движении. Это привело к тому, что у молодежного движения «Азатлык» (созданно в 1990 г.) сформировалось исламское крыло «Иман», руководителем которого стал будущий богослов Валиулла Якупов. Эксперты оценивают деятельность «Азатлык» очень высоко, называя ее «единственной татарской молодежной 232

организацией в начале 90-х гг., позиционирующей особые ценности татарской молодежи, дающей национально-духовные ориентиры молодым татарам» [экспертное интервью № 1]. Именно в 1990 г. начинается попытка возрождения тюркской религии -тенгриизма. Последователей этой идеи того периода нельзя назвать сколь бы то ни было весомым течением, прежде всего ввиду их малочисленности (что возможно связано с недостатком информации, дис-куссионности религиозного вопроса в тот момент времени, когда большая часть общества получала информацию из официальных средств массовой информации).

Большинство представителей татарского национального движения остались «этническими мусульманами», под которыми эксперты понимают «людей, которые мусульмане потому что татары, т.е. про ислам ничего не знают и не соблюдают заповеди (т.е. пьют, курят и остальное), но при этом себя гордо кличут мусульманами» [экспертное интервью № 7]. Также появилась проблема татар-кряшен, которые, по оценкам экспертов, составляет 4 % от всей массы татарской нации. В программе Татарского общественного Центра (ТОЦ) говорится: «Наше движение уважительно относится к татарам (кря-шенам), оставшимся в другой конфессии по историческим причинам, и считает, что дальнейший путь своего духовного развития они должны определять сами» [3]. Но к середине девяностых годов отмечается обострение «кряшенской проблемы».

В середине 2000-х гг. вопрос религиозной ориентации начали бурно обсуждать в Интернет-сообществах. С этого времени можно зафиксировать всплеск интереса к теме, рост ее популярности не только в узких кругах богословов, политиков и общественных деятелей, но и общества в целом, особенно молодежи, - как наиболее активных Интернет-пользователей. В социальной сети «В контакте» были созданы группы-сообщества, где обсуждались религиозные особенности татар. Самое большое количество групп по количеству участников занимают исламские сообщества. К таким можно отнести, «Ислам. Татары» [4], «Татары-мусульмане» [5] и т.д. В начальный период существования групп преимущественно обсуждалась тема языка, то есть на каком языке должна проводиться проповедь быта, любовных отношений, традиций, мазхаба (религиозные исламские доктрины) и даже науки. В ходе дискуссий многие высказывались в пользу татарского языка, необходимости его возрождения. Однако общение шло преимущественно на русском, обнаруживая проблему владения татарским языком, особенно участниками, находящимися за пределами Татарстана: «активное большинство из Москвы, Санкт-Петербурга и больших городов, привыкли излагать свои мысли письменно на русском языке, татарский знают только устный обиходный, в лучшем

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Социология

случае» [экспертное интервью № 8]. Предпринимались попытки организации курсов по изучению родного языка в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург) - то есть процесс выхода деятельности Интернет-сообщества в «офф-лайн».

Характеризуя дискуссии в Интернете того периода, эксперты особое внимание уделяют теме маз-хаба. У татар распространен мазхаб Абу Ханифы, но после развала СССР в мусульманское сообщество татар проникли иные радикальные течения, отрицающие татарские традиции, обычаи, то есть традиционный ислам (чему способствовали Интернет-технологии). Если до первого десятилетия XXI в. татарская молодежь в Интернет-сообществах обсуждала больше духовную ориентацию, то есть каким должен быть мазхаб, на каком языке должна быть проповедь в мечети, то теперь в сообществах на этих вопросах внимание не акцентируется. Определенный раздор в группы мусульман вносят споры о возможности особого пути ислама для татар (то, что Р. Хакимов назвал «евроисламом»), либо наоборот, необходимости уподобления мусульманам арабского мира как единственно правильного религиозного пути развития.

Также встречаются группы, посвященные одному из направлений ислама - суфизму (портал Sufism.ru [6], группа «Суфизм. Духовная традиция и современность» [7], «ТАНБАТЫР» [8]). Основоположником тенгриизма в постсоветский период называется общественный деятель Р. Безертдинов. В этих группах призываются вернуться к тюркским корням - индивидуально обращаться к Тенри, «не быть рабом Бога и муллы». Но идеи тенгриизма «не находят поддержки» в Интернет-сообществах. То есть такие группы являются малочисленными, в них нет активных дискуссий, так как нет большого числа последователей данного течения. Это можно объяснить усилиями мусульманских Интернет-сообществ, оказывающих значительное влияние на формирование идентичности татарской молодежи.

Распространение различных исламских течений обострило множество социальных проблем, связанных с проблемой проникновения экстремистских идей в Татарстан. Этому и посвящено большинство постов и обсуждений в исламских Интернет-сообществах в последнее время. Также больше внимания активисты стали уделять информационным поводам из реальной жизни, обсуждать последние новости (например, Русский марш в Казани).

Также в Интернет-сообществах поднимается вопрос татар христиан. До 2010 г. в группах «КРЯШЕ-НЫ - КЕРЭШЕННЭР» [9], «Православные татары» [10] активно обсуждалась тема православных татар и кряшен. Надо отметить, что мусульманская сторона призывала крещеных татар вернуться в ислам, признать Аллаха. Но провести конструктивный диалог между татарами разных конфессий не удалось.

Это говорит о некоторой оторванности деятельности Интернет-сообществ от реальной жизни. В обществе вопроса о принятии кряшенами ислама на серьезном уровне не стоит, так как нет объективных предпосылок к этому: православие в этой этнической группе занимает довольно прочные позиции.

Таким образом, татарские религиозные Интернет-сообщества разделились на четыре крыла:

• «Этнические мусульмане»: рассматривают религию как некую дань традициям, уважения предков. При этом светский образ жизни, преимущественно, европейский, которого придерживаются представители этого течения, не позволяет их назвать мусульманами в полном смысле этого слова, так как происходит нарушение множества запретов, выборочные обряды выполняются как некие ритуалы, этнические традиции. Эксперты оценивают, что данная категория преобладает в Интернет-сообществах, как в обществе в целом.

• «Соблюдающие татары - мусульмане»: строгие последователи религии. Деятельность в Интернетсообществах может быть охарактеризована пропагандой религиозных ценностей, критикой современного состояния религиозных ценностей татар. Акцентируют превосходство религиозной идентичности над этнической, что выражается в попытках к интеграции с другими этническими группами, проповедующими Ислам (например, группы «Чеченцы, Ингуши, Татары, и всё мусульмане!» [11], «Ислам един, Аллах один» [12]).

• Тенгриисты: группа основывается на идее возрождения духовных национальных традиций во всех сферах жизни этнической общности: «Национальные имена, календарь, дни недели, молитвы на родных языках, свои тамги и родословные, национальная письменность, национальные традиции, обычаи, национальная кухня, одежда, свой уклад и образ жизни, свои священные места для поклонения и молитв, праздники, национальные инструменты, возрождение и развитие своих национальных культур». Течение характеризуется стремлением к объединению различных этнических общностей (финно-угорских, тюркских, монгольских, самодийских, тунгусо-маньчжурских). Особенность Интернетсообществ последователей тенгрианства состоит в том, что здесь ведется активная просветительская, информационная работа активистов (содержательные посты, частое обновление информации), при довольно пассивном отношении со стороны «рядовых» членов, скорее всего, ввиду их малочисленности (численность рассмотренных групп уступает первым двум более чем в 10 раз).

• Татары-христиане. Данную группу, в основном составляют кряшены - православные этнические татары. В многочисленных Интернет-сообществах большое внимание уделяется историческим темам и непосредственно религиозным обсуждениям Би-

233

Социология

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

блии и проч. Нельзя не отметить, попытки мусульманских активистов проводить пропагандистскую деятельность в этих сообществах (размещение постов, видео, участие в обсуждениях) с целью показать, что именно ислам - религия татар.

Таким образом, религия для татар - важная тема, которая с появлением Интернет-сообществ обрела новое звучание. В отличие от традиционного дискурса религии обсуждение этой темы в татарских сетевых группах обладает следующими особенностями: гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность. Дискуссия стала более массовой, что повлекло не только численный рост вовлеченных в нее лиц, но и плюрализацию взглядов по этому вопросу. Такое положение позволяет интересующимся татарам, особенно молодежи, находящейся в поиске, в условиях обладания разнообразной информацией делать более осознанный выбор, выражать собственную позицию. Однако это может явиться и источником обострения множества социальных проблем, часть которых мы наблюдаем в настоящее время.

Литература:

1. Шикула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы. - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2= articles

2. Базарова А.А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ // Актуальные вопросы филологических наук: материалы между-нар. заоч. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). -Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. - С. 151-152.

3. Кряшенская духовная миссия (Сайт). - URL: http://www.missiakryashen.ru/today/documents/ kryash/Belousova/

4. Ислам. Татары (Сообщество в социальной сети). - URL: http://vk.com/club4933

5. Татары (мусульмане) и друзья знакомства и общение (Сообщество в социальной сети). - URL: http://vk.com/club16185424

6. Суфизм. Традиция и современность (Сайт). -URL: http://portal.sufism.ru/

7. Суфизм. Духовная традиция и современность (Сообщество в социальной сети) - URL: http:// vk.com/club7392286

8. ТАНБАТЫР (Сообщество в социальной сети). -URL: http://vk.com/club6774361

9. КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР. Официальная группа (Сообщество в социальной сети). - URL: http://vk.com/club769896

10. Православные татары (Сообщество в социальной сети). - URL: http://vk.com/club2491065

11. Чеченцы, Ингуши, Татары, и всё мусульмане! (Сообщество в социальной сети). - URL: http:// vk.com/club30693281

12. Ислам един, Аллах один (Сообщество в социальной сети). - URL: http://vk.com/islamallah

Religious Tradition and Present-day Identities in Tatar Internet-Communities

D.R. Gimadeeva

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with religious discourse in Tatar Internet-communities. Existing religious trends and groups are characterized.

Key words: religion, Internet-community, ethnic Tatars, hyper-textuality, interactivity, multi-media character, social network, Islam.

234

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.