Научная статья на тему 'Религиозная толерантность как один из факторов межконфессионального мира и согласия'

Религиозная толерантность как один из факторов межконфессионального мира и согласия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
493
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА / RELIGIOUS ETHICS / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРИНЦИПЫ / RELIGIOUS PRINCIPLES / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / RELIGIOUS CULTURE / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ / RELIGIOUS IGNORANCE / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / INTERFAITH DIALOGUE / МЕЖРЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTERFAITH TOLERANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буралхиева Ш.О.

В данной статье религия рассматривается как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеющих высокую ценность в глазах наших сограждан. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимость введения дисциплины «Религиоведение» в высших учебных заведениях, основной целью которой должно стать овладение студентами этнологическими и религиоведческими знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Буралхиева Ш.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOLERANCE AS A FACTOR IN INTER-RELIGIOUS PEACE AND CONSENT

In this article, religion is regarded as the bearer of the spiritual and moral ideals and the keeper of cultural traditions that have high value in the eyes of our fellow citizens. The focus of the work, the author focuses on the need for discipline, "Religious Studies" in higher education, whose main goal should to be capture students ethnological and Religious Knowledge.

Текст научной работы на тему «Религиозная толерантность как один из факторов межконфессионального мира и согласия»

Ш.О. Буралхиева

магистрант,

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО МИРА И СОГЛАСИЯ

Аннотация. В данной статье религия рассматривается как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеющих высокую ценность в глазах наших сограждан. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимость введения дисциплины «Религиоведение» в высших учебных заведениях, основной целью которой должно стать овладение студентами этнологическими и религиоведческими знаниями.

Ключевые слова: религиозная этика, религиозные принципы, религиозная культура, религиозное сознание, религиозная безграмотность, межконфессиональный диалог, межрелигиозная толерантность.

Sh.O. Buralkhieva, M.Auezov South Kazakhstan State University

RELIGIOUS TOLERANCE AS A FACTOR IN INTER-RELIGIOUS PEACE AND CONSENT

Abstract. In this article, religion is regarded as the bearer of the spiritual and moral ideals and the keeper of cultural traditions that have high value in the eyes of our fellow citizens. The focus of the work, the author focuses on the need for discipline, "Religious Studies" in higher education, whose main goal should to be capture students ethnological and Religious Knowledge.

Keywords: religious ethics, religious principles, religious culture, religious consciousness, religious ignorance, interfaith dialogue, interfaith tolerance.

Известно, что человек - часть природы и его тело состоит из тех же химических элементов, что и окружающий мир, однако человек обладает сознанием, и это выделяет его из неодушевленных объектов. Одно из проявлений процессов сознания -вера, которая есть у всех людей.

На протяжении всей своей жизни каждый человек несет в себе ощущение принадлежности к той или иной культуре, к тому или иному социальному слою, духовно-нравственным ценностям. Это ощущение он может скрывать или, напротив, провозглашать, но не выбирать, не воспитывать в себе. Оно закладывается в нем изначально той социально-культурной средой, в которой протекали его детство, отрочество и юность, в которой он получил образование, стал на ноги [2, с.3].

Сегодня в Казахстане отмечается национальное религиозное возрождение. Религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах наших сограждан. В связи с чем, сила религиозной этики все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.

Религиозные принципы традиционных вероучений оказали огромное влияние на то, как многие поколения людей воспитывали своих детей, хоронили умерших, трудились, писали книги и создавали великие произведения искусства. Иными словами, традиционные религии стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни.

Исторически приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане. С одной стороны, придя на смену древним культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. С другой - именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Неслучайно выдающиеся представители тюркской и казахской интеллектуальной элиты многих эпох от Ходжи Ахмеда Яссауи и Асана Кайгы до Абая и Шакари-ма были яркими носителями исламской духовности.

Определенную роль в усилении межконфессионального мира и согласия, религиозной толерантности играет этническая и конфессиональная идентичность.

Казахстан стал для всего мира примером межконфессионального согласия. Многовековой опыт мирного сосуществования ислама и христианства, и, прежде всего - православия, стал свидетельством братства казахского, русского и других народов, населяющих нашу республику.

Каждая религия на своем языке несет людям общечеловеческие ценности, закрепляет нормы поведения в обществе, выступает в роли хранителя многовековых духовных ценностей народов.

На сегодняшний день Казахстан, бесспорно, является лидером в продвижении идей религиозной толерантности.

Опыт межконфессионального диалога страны получил признание и поддержку у религиозных лидеров во всем мире.

Перспектива культуры согласия и сосуществования этносов в Казахстане, формирования толерантного сознания, прежде всего, связана с взаимодействием доминирующих в стране казахского и русского этносов.

У них есть основательная база для глубинного межкультурного диалога и взаимопонимания. Это давние крепкие традиции евразийского братства, духа взаимности и коллективизма, многовековой коммуникации в области экономики, культуры, политики. Казахов и русских связывают прочные узы на уровне ментальных программ, т.е. универсалий, определяющих тип и национальный характер того или другого этноса: склонность к коллективизму, аналогичное отношение к женщине [4, с.161].

Мусульмане и православные, католики и протестанты, буддисты и иудеи все с уважением относятся друг к другу. Ведь каждый человек вправе выбирать свои религиозные взгляды, не ущемляя при этом права других граждан.

В Казахстане прошли три съезда лидеров мировых и традиционных религий, в ходе которых духовные иерархи разных стран и народов подтвердили стремление к единой цивилизации, которая основывалась бы на общепринятых ценностях терпимости и свободы, к диалогу различных культур и религий.

В каждой стране сложились свои определенные государственно-конфессиональные отношения, уникальным образом неся на себе печать исторических и культурных особенностей.

Светскость государства подразумевает уважение и веротерпимость к многообразию религий, созданию светского типа гуманизма в обществе, светского гражданина, патриота своей страны, любящего свою родину и при этом не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для данного государства религий.

Создание светского типа гуманизма будет влиять в свою очередь на формирование нового типа религиозной культуры, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичность страны.

В последнее время в Центральной Азии получили определенное распространение духовные течения, позиции которых могут повлиять на устоявшуюся религиозную ситуацию.

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

В условиях мировоззренческого плюрализма, «духовного голода» традиционные для казахстанского общества религии ислам, православие стали терять свою ценность и привлекательность. Появились альтернативные им другие религиозные идеологемы, которые принято называть нетрадиционными. Поэтому будут и далее распространяться примитивные, по своему содержанию электичные, религиозные верования, удовлетворяющие разве что претензии религиозных лидеров. Уровень религиозности населения вырос, хотя и нет достаточно репрезентативной социологической оценки по стране в целом [3, с.65].

Для усиления межконфессионального мира и согласия, религиозной толерантности, роли религии как интегрирующего, духовно и нравственно образующего фактора необходимо формирование религиозной культуры и религиозного сознания. Но это не легкая задача в условиях повсеместной религиозной безграмотности населения и религиозной малограмотности некоторой части самих священнослужителей.

Религиозная безграмотность населения является одним из факторов широкого распространения различных религиозных сект нетрадиционного толка, среди которых встречаются секты, подчас пропагандирующие идеологию, противоречащую сохранению мира и согласия. Другим фактором, способствующим распространению такого рода религиозных сект, является бездеятельность наших мировых и традиционных религий [1, с.10].

В связи с этим возникла необходимость обучения основам религии, введения курса «Религиоведение» во всех вузах страны, и не просто как курс по выбору, а как обязательный курс, учитывая современную религиозную ситуацию в Казахстане. Кроме этого, при пропаганде религии, имеющей влияние на формирование религиозной культуры молодежи, считаем необходимым решения следующих задач:

- в просветительских целях, под контролем комитета по делам религии подготовить специальные электронные учебники и учебные пособия и на казахском

языке;

- студентам разъяснять основы религии, в тесной связи с национальными традициями и духовным наследием;

- укрепить культурное познание религии, разъяснять студентам через предметы о культуре, тесную взаимосвязь религии с культурой и традициями народа;

- взять под контроль ведения на деле, комплексного подхода разъяснения государством, семьей, и обществом влияния религиозного воспитания, на религиозную культуру молодежи;

- постоянно вести разъяснительную работу по традиционным и нетрадиционным религиям среди молодежи.

В формировании толерантности и культуры межэтнического взаимодействия необходимо иметь этнологические религиоведческие знания.

Этнологические и религиоведческие знания необходимы всем гражданам, живущим в полиэтничном мире.

Знание истории и современного развития этносов и религий будет способствовать укреплению толерантности и согласия, духовных основ нашего полиэтнического и поликонфессионального общества.

Список литературы:

1. Байтенова Н. Ж. О роли межконфессионального диалога и согласия в послании Президента Казахстана. // Вестник КазНУ. Серия философия, №2(28). - 2007.

2. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: учеб.пособие. -Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 364 c.

3. Кудайбергенов Б. К. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Казахстане. // Вестник КазНУ. Серия философия. - №3(29). - 2007.

4. Нысанбаев А. Н. Через диалог - к взаимопониманию. Сборник статей и материалов международной научно-практической конференции. «От диалога религий - к взаимопониманию цивилизаций». Астана, 2008

List of references:

1. Baytenova N.Z. On the role of interfaith dialogue and harmony in the message of the President of Kazakhstan // Bulletin of KNU. A series of philosophy, №2(28). - 2007.

2. Zelenkov M.Y. World Religions: Past and Present: Textbooks. Rostov-n/D.: Phoenix, 2008. -

364 p.

3. Kudaibergenov B.K. Legal regulation of the activities of religious organizations in Kazakhstan // Bulletin of KNU. A series of philosophy. - №3(28). - 2007.

4. Nysanbaev A.N. Through dialogue - to an understanding. Collection of articles and materials of the international scientific conference. «From the dialogue of religions - to a mutual understanding of civili-zations».Astana, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.