Научная статья на тему 'Религиозная тема в современном реалистическом искусстве Перми'

Религиозная тема в современном реалистическом искусстве Перми Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ПЕРМИ / ТРАДИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕМА ПРАВОСЛАВИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ / REALISTIC ART OF PERM / TRADITIONS OF THE ACADEMIC EDUCATION / ORTHODOXY THEME / RELIGIOUS PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крохалева Анна Петровна

Современное реалистическое искусство Перми отличает интерес к истории и традициям русской культуры. Исторический жанр не теряет своих позиций, важным становится осмысление роли православия в судьбе России. В современном мире необходимы духовные опоры, которые могли бы придать устойчивость и прочность жизни людей. Обращаясь в своем творчестве к событиям русской истории, к теме православия, придавая им современное звучание, молодые пермские художники вносят свой вклад в развитие традиций отечественного реалистического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious theme in the modern realistic art of Perm

Modern realistic art of Perm is marked with an interest to the history and traditions of the Russian culture.The historical genre isn’t losing its primary positions and the role of the Orthodox church is looked upon in the context of the Russia’s fate. In the contemporary times spiritual reliance that could bring the stability and strength to people’s lives. Young Perm artists are contributing to the development of the Russian realistic art by addressing to such topics as important events of the Russian history and to the topic of the Orthodox church, filtering these topics through a modern point of view.

Текст научной работы на тему «Религиозная тема в современном реалистическом искусстве Перми»

Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 20 (375). Филология. Искусствоведение. Вып. 97. С. 163-166.

ARTS

УДК 7.036

ББК Щ 85

А. П. Крохалева

РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА В СОВРЕМЕННОМ РЕАЛИСТИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ ПЕРМИ

Современное реалистическое искусство Перми отличает интерес к истории и традициям русской культуры. Исторический жанр не теряет своих позиций, важным становится осмысление роли православия в судьбе России. В современном мире необходимы духовные опоры, которые могли бы придать устойчивость и прочность жизни людей. Обращаясь в своем творчестве к событиям русской истории, к теме православия, придавая им современное звучание, молодые пермские художники вносят свой вклад в развитие традиций отечественного реалистического искусства.

Ключевые слова: реалистическое искусство Перми, традиции академического образования, тема православия, религиозная живопись.

Сегодня важным становится осмысление истории России как православного государства. В современном постоянно меняющемся мире людям необходимы духовные опоры, которые могли бы придать устойчивость и прочность существованию.

Современные пермские живописцы, работающие в русле реалистического искусства, нередко в своем творчестве обращаются к теме православия, тем самым развивая и поддерживая традиции академической школы, которая всегда была тесно связана с церковным искусством, с эволюцией русской иконописи и монументальной религиозной живописи. Академическую школу невозможно представить вне религиозной тематики.

Пермский живописец Е. Н. Широков, народный художник РСФСР, известный зрителям, прежде всего, как мастер светского портрета и исторической картины, обратился к теме религии в 1990-е гг., в «переломную эпоху», когда были сняты религиозные запреты и началось возрождение православия. В этот непростой период Евгений Широков создал своеобразный «алтарь» из 40 портретов исторических деятелей, знаковых для русской культуры, таким образом, персонифицировав в лицах историю России. Художник написал портреты Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Стефана Пермского, протопопа Аввакума, Александра Невского, М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Г. К. Жукова, Ю. А. Гагарина. Образы выдающихся людей

получили под его кистью и индивидуальную, и монументально-декоративную трактовку, став знаками масштабных свершений эпох. Строгие, сдержанные лица остро индивидуальны, но их объединяют вера, благородство, напряженные духовные поиски. Портреты Сергия Радонежского и Стефана Пермского приближены к традиционным иконографиям святых не только сюжетно-тематически, но и через язык живописи. Образы отличаются повышенной экспрессией, оказывают сильное эмоциональное воздействие.

Другую работу Е. Н. Широкова «Божья Матерь Державная» (1993) отличает крупный формат, завершающийся в форме полукруглой арки, монументальность фигур, декоративность цвета и неглубокое замкнутое пространство. Объемные лики написаны гораздо мягче, чем резкие складки одежд Богоматери и Иисуса Христа. Тревожное движение света, акцентированное на складках одеяния Богоматери и младенца Христа, жесткие остроугольные линии, контрасты интенсивного холодного красного и зеленого цвета делают образы драматичными, привносят в картину ощущение тревоги. Эти иконы не вписываются в традиционные каноны, но из-за этого не теряют главное - иконографическую и догматическую основу, не превращаются в светскую чувственную живопись.

Лучшие традиции реалистического искусства и академического образования поддерживаются и развиваются в двух пермских художе-

ственных вузах: Уральском филиале «Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» и Пермской государственной академии искусства и культуры, где кафедру живописи возглавляет Е. Н. Широков. Выпускники, прошедшие академическую школу, лучше всего видны на пермских выставках, они пополняют ряды местного отделения Союза художников России, многие из них выходят в культурное пространство «столиц».

В дипломных работах студентов пермских вузов можно отметить разнообразие тем и жанров, внимание к историческому жанру и обращение к церковно-историческим темам.

В дипломной работе «Показ восковой модели храма Св. Софии Киевской князю Ярославу Мудрому» (2005) студент Уральского филиала «РАЖВиЗ Ильи Глазунова» А. Нестеренко обращается к самым истокам христианской культуры, отмечая важность храмовой архитектуры для молодого православного государства.

В картине А. Фомичева «Благословление Дмитрия Донского Сергием Радонежским на Куликовскую битву» (1999) раскрывается тема духовных идеалов России и духовного подвижничества. Подчеркивается роль преподобного Сергия Радонежского в укреплении духа русских людей, объединении их перед лицом врага.

В дипломной работе «Патриаршая лития» (2005) С. Путилов поставил перед собой задачу показать масштабность и торжественность богослужения, совершаемого Патриархом Алексием II в Архангельском соборе Московского Кремля. Композиционно картина перекликается с известным эскизом П. Д. Корина к задуманной, но невыполненной им картине «Реквием. Русь уходящая» (1925-1959). Корин предполагал изобразить на огромном холсте всю православную Русь, всех представителей церкви от низших до высших ее иерархов. На молодого художника, несомненно, оказали влияние полные символики масштабные картины И. С. Глазунова, для которого образ Святой Руси всегда был идеалом.

Выпускница кафедры живописи Пермской государственной академии искусства и культуры Т. Дубинова посвятила свою дипломную работу «Батюшка» (2012) теме духовного подвижничества. Молодую художницу впечатлили события в Красноуфимске (сильнейшее наводнение, произошедшее в 1914 г.) и то, какую роль сыграла в этом местная церковь. Сезон 1914 г. отличался катастрофическим раз-

ливом уральских рек. На картине изображен священник, переплывающий на лодке широко разлившуюся реку. Его лодка направляется к Александро-Невскому храму. Художница создает собирательный образ сельского батюшки, который в любую погоду, в любых условиях остается для прихожан храма проповедником, духовным наставником и помощником. Его духовное подвижничество совершается каждодневно.

Темой дипломной работы О. Ярмухамето-вой «Рассвет» (2013) становится борьба с православной церковью в первые годы Советской власти. Название работы символично: рассвет не приносит радости и счастья, он является скорее символом гибели и заката православной церкви в сложную революционную эпоху. Перед зрителем разворачивается драматичная сцена. Изображена колокольня небольшого сельского храма. Центром композиции является фигура священника-звонаря с поникшим взглядом и бессильно опущенными руками. Слева показана группа красноармейцев, которые яростно взбираются на колокольню. Композиционно картина делится на две части, где правая часть картины противопоставляется левой. В правой части работы присутствует мягкое освещение. Вверху в арочном проеме колокольни изображен парящий белый голубь -символ оберегающего православную церковь Святого духа. На дальнем плане мы видим еще одну церковь и колокольню, которые пока не разрушены. В левой части картины: группа красноармейцев, изображенная на фоне глухой стены. Только один из них - молодой красноармеец - замер перед колоколом в молитвенной позе. Осыпавшаяся штукатурка на стенах колокольни обнажает красный кирпич, напоминающий раны. Фигуры военных освещены резким светом с красными, как бы кровавыми бликами. Передавая движение, молодая художница акцентирует беспокойные разнонаправленные линии складок их одежды. В центре картины выделена фигура священника, которая возвышается над группой красноармейцев, его образ кажется величественным и монументальным. Раскрытая в этом произведении тема трагического противостояния церкви и советской власти, уничтожающей православные ценности, напоминает современникам о трагических событиях, заставляет задуматься о будущем.

К теме церкви, но в рамках портретного жанра, обращается Олеся Денисова. В дипломной работе «Портрет о. Стефана» (2012) худож-

Религиозная тема в соеременномреалистическом искусстве Перми

165

ница не только стремится достичь внешнего сходства, но и ставит целью передать масштаб личности священнослужителя архимандрита Стефана (Ивана Григорьевича Сексяева), рассказать о его подвижнической деятельности. Композиционная подача фигуры служит раскрытию содержания образа, его психологии. Точка зрения снизу придает монументальность образу. Фон в портрете нейтрален, поэтому все внимание зрителя сосредоточено на лице и руках о. Стефана, являющихся композиционным центром картины. Одеяние написано обобщенно, детализируется лицо архимандрита. Образ воспринимается цельно. Несмотря на статичность позы, в образе присутствует динамика: в повороте фигуры, в противоположном направлении взгляда. Чувствуется, что о. Стефан наделен силой и энергией, необходимой для подвижнической деятельности. Работа сдержанна по цветовому решению, но в то же время отличается тональным разнообразием.

Олеся Денисова также является иконописцем, мастером пермской иконописной мастерской «Добро», которая была создана в 2000 г. при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре. Иконописцы мастерской при создании икон придерживаются традиционных канонов [2].

Однако в иконописных работах, созданных О. Денисовой, отчетливо проявилась академическая школа. Фигуры и лики святых трактуются объемно, рельефно, благодаря использованию светотеневой моделировки. Молодой художницей используются реалистические приемы для изображения пространства, пейзажа и архитектуры. Одна из икон, созданных О. Денисовой, посвящена преподобному Сергию Радонежскому. Денисова придерживается традиционной иконографии. В среднике иконы изображена полуфигура преподобного Сергия. Правой рукой он благословляет, а в левой держит развернутый свиток с текстом. Для икон преподобного Сергия характерен текст завещания Святого, которое приводится в его житии: «Внимайте себе о всем братия моя, всех молю, имейте страх Божий, чистоту душевную, любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие...» [1]. Возможно, прототипом послужила икона из Государственного музея палехского искусства «Сергий Радонежский», созданная Д. Кориным в 1889 г. Однако над головой Сергия изображены ангелы, которые держат икону с изображением Св. Троицы, что более характерно для житийных икон Сергия

Радонежского. Изображение Св. Троицы напоминало об основании Сергием Свято-Троицкой обители [3].

Денисовой также написана «Августовская икона Божией Матери» - почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память ее явления в 1914 г. русским солдатам перед битвой под городом Августов Сувалк-ской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). С 1915 г. появляются первые иконы с изображением этого события.

Из работ студентов-выпускников кафедры живописи Пермской государственной академии искусства и культуры, представленных на юбилейной выставке в 2013 г., можно отметить этюд Т. Котеговой «Крестный ход в Ныробе» (2013). Центром композиции становится Никольский собор, один из красивейших храмов Прикамья нач. XVIII в., декорированных в стиле барокко. Крестный ход трактован как торжественное, праздничное событие. Художнице удалось передать движение людей, спускающихся с горы, на которой расположен Никольский храм.

Сияние золотых куполов на фоне голубого неба передает Е. А. Постнова в небольшой этюдной работе «Глубокое синее, золотое» (2012). Художника Н. П. Береснева привлекает чистота и ясность линий в церковной архитектуре, восхищение которой он передает в небольших по формату работах «Этюд (с церковью)» (2012), «У ворот Богоявленского монастыря» (2013).

Обращаясь в своем творчестве к событиям русской истории, к теме православия, придавая им современное звучание, молодые художники вносят свой вклад в развитие традиций отечественного реалистического искусства. История и ценности русского православия -тот духовный опыт, без которого невозможна современная эпоха. Поэтому подобные работы не только рассказывают о нашей истории, но и формируют образ современной России. Сегодня в столь трудное время обращение к идеалам и ценностям христианской цивилизации, искреннее проявление патриотизма, обращение к самосознанию русского народа тоже являются своеобразным подвигом.

Список литературы

1. Гусакова, В. О. Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контек-

сте духовно-нравственной культуры России /В. О. Гусакова // Русская народная линия. - URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/ ikonografiya_svyatogo_prepodobnogo_ sergiya_radonezhskogo_v_kontekste_ duhovnonravstvennoj_kultury_rossii/. - Дата обращения: 18.12.2014.

2. Иконописная мастерская «Добро». -URL: http://www.iconaperm.ru/. - Дата обращения: 16.12.2014.

3. Колесова, О. А. Иконописные традиции Палеха. - URL: http://art-ikona.ru/about-us/kole-sova.htm. - Дата обращения: 18.03.2015.

Сведения об авторе

Крохалева Анна Петровна - кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной и творческой работе, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Пермь). AnnaKrohaleva@yandex.ru

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 20 (375). Philology. Arts. Issue 97. Pp. 163-166.

RELIGIOUS THEME IN THE MODERN REALISTIC ART OF PERM

A. P. Krokhaleva

Russian Academy ofPainting, Sculpture andArchitecture Ilya Glazunov (Perm).

AnnaKrohaleva@yandex.ru

Modern realistic art of Perm is marked with an interest to the history and traditions of the Russian culture.The historical genre isn't losing its primary positions and the role of the Orthodox church is looked upon in the context of the Russia's fate. In the contemporary times spiritual reliance that could bring the stability and strength to people's lives. Young Perm artists are contributing to the development of the Russian realistic art by addressing to such topics as important events of the Russian history and to the topic of the Orthodox church, filtering these topics through a modern point of view.

Keywords: realistic art of Perm, traditions of the academic education, Orthodoxy theme, religious painting.

References

1. Gusakova V.O. Ikonografija svjatogo prepodobnogo Sergija Radonezhskogo v kontekste duhov-no-nravstvennoj kul'tury Rossii [Iconography of St. Sergius of Radonezh in the context of spiritual and moral culture in Russia]. Russkaja narodnaja linija [Russian folk line]. Available at: http://ruskline. ru/analitika/2014/02/25/ikonografiya_svyatogo_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo_v_kontekste_ duhovnonravstvennoj_kultury_rossii/, accessed 18.12.2014. (InRuss.).

2. Ikonopisnaja masterskaja «Dobro» [Icon painting workshop "Good"]. Available at: http://www. iconaperm.ru/, accessed 16.12.2014. (In Russ.).

3. KolesovaO.A. Ikonopisnye tradicii Paleha [Iconographic tradition ofPalekh], Available at: http:// art-ikona.ru/about-us/kolesova.htm, accessed 18.03.2015. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.