Научная статья на тему 'Религиозная ситуация в Восточно-Казахстанской области'

Религиозная ситуация в Восточно-Казахстанской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация в Восточно-Казахстанской области»

развитие нанотехнологий (НТ). Если политическая наука не сможет своевременно отреагировать на эти качественные изменения, то нанотехнологии сами без ее ведома (согласия и участия) изменят политику до неузнаваемости, в соответствии со своими принципами и ценностями. А это значит, что придется пересмотреть не просто большую часть современной политической теории, но и внести существенные поправки и в саму политическую практику. С последним, однако, политическая наука не торопится, хотя времени на раскачку у нее практически не осталось. Вторжение нано-технологий в общественную и частную жизнь граждан и политиков будет напрямую зависеть от качества экономического состояния конкретного государства. Но это вторжение может оказаться столь стремительным, что у правящих элит просто не будет времени для культурно-исторической адаптации к этим новым условиям. Российские политические элиты уже начали постепенно понимать это. Во всяком случае, в их политической риторике уже появились тревожные нотки относительно недостаточной модернизации страны и необходимости развития именно инновационной экономики. Но то, как это предлагается делать властями, вызывает эйфорию среди сторонников власти и недоумение среди независимых экспертов. Российскому обществу еще предстоит разобраться и дать оценку текущим инициативам власти, главное чтобы они работали на «мельницу» общероссийских интересов, а не на узкокорпоративные. Россия, несомненно, должна двигаться вперед. Но как? Ответ на этот вопрос должны дать не только политики, но и сама политическая наука.

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2009 г., № 3, с. 17-22.

Н. Краснобаева,

политолог

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В современном обществе религия представляет собой немаловажную часть жизни, влияние которой нельзя не учитывать. Республика Казахстан - многоконфессиональное государство, что обусловлено полиэтническим составом государства. После обретения независимости обращение населения к религиозным ценностям

стало одним из аспектов общего возрождения культуры. Появились тенденции возрождения веры, восстановления статуса дискриминированных религиозных организаций и групп; при этом переплетение межэтнических противоречий с межрелигиозными, миграционные процессы, распространение новых для казахстанского конфессионального пространства религиозных движений усложнили общественную ситуацию.

Все эти процессы имеют и региональную специфику, которую нельзя не учитывать при выработке сбалансированной, научно обоснованной и адаптированной к условиям конкретных регионов государственной политики в области религии. Особое место среди регионов Казахстана занимает Восточно-Казахстанская область (ВКО). Являясь пограничной, она характеризуется этническим и религиозным многообразием. В области живут представители более 100 национальностей. Важным компонентом культуры любого этноса является принадлежность к соответствующей религиозной конфессии. По данным, предоставленным Советом по связям с религиозными объединениями, по состоянию на январь 2007 г. на территории ВКО было зарегистрировано 257 религиозных объединений, представляющих 20 конфессий. Ведущей конфессией в регионе является ислам - суннизм ханафитского толка, характеризующийся терпимостью к инакомыслию. Ислам исповедуется казахами, уйгурами, узбеками и верующими ряда других национальностей. На территории области насчитывается 65 исламских религиозных объединений. Наибольшее количество таких объединений зарегистрировано в Семипалатинске.

Православие в Восточном Казахстане является вторым по степени распространенности и численности верующих (после ислама) религиозным направлением. Более 60% славянского населения исповедуют идеи Русской православной церкви. На территории области насчитывается 30 православных приходов и четыре старообрядческие церкви. Последние десятилетия отмечены своего рода «религиозным бумом»: наряду с усилением позиций существовавших религиозных организаций мы наблюдаем появление новых. Так, активизировали свою деятельность протестантские конфессии (61 объединение); Евангельские христиане баптисты (28), Свидетели Иеговы (10), Адвентисты Седьмого Дня (5), Церковь «Благодать» (4); нетрадиционные протестантские церкви (29) - Церковь полного Евангелия (21), «Новая жизнь» (5), «Миссия Агапе» (3); нетрадиционные религиозные культы (8) - «Вера Бахаи» (2), «Соз-

нание Кришны» (2), Церковь сайентологии (1), «Ахмадийский жа-магат».

Задача настоящего исследования - дать общий анализ сложившейся религиозной ситуации, определить роль конфессионального фактора в этнополитическом развитии Восточного Казахстана. В результате проведенного анализа материалов выяснилось следующее: как показали исследования, около 71% восточноказах-станцев считают себя людьми верующими. Из них - 53,1% опрошенных считают себя мусульманами, 24,8 - православными верующими, 2,7 - католиками, 0,5 - буддистами, 18,6% - атеистами. По этнической принадлежности респонденты распределились следующим образом: 58% - казахи, 35 - русские, 7% - представители других национальностей. Интересен тот факт, что среди молодежи зафиксирован самый высокий показатель верующих людей - 65%. Неверующими людьми считают себя 24,7% опрошенных. Чтобы выявить влияние религиозной принадлежности на социально-политические взгляды респондентов, был сформирован блок вопросов, в частности о влиянии религиозных объединений на межэтнические отношения в различных сферах общественной жизни. Среди опрошенных преобладают те, кто считает, что религиозные объединения существенно не влияют на условия жизни людей. Те, кто уверен в положительном воздействии конфессий на межэтнические отношения, подчеркивают прежде всего их бытовые аспекты - общение в семье и кругу друзей. Немногие (от 4,5 до 12,4% опрошенных применительно к разным сферам общественной жизни) считают, что данные организации оказывают отрицательное влияние.

Показателен тот факт, что, желая подчеркнуть позитивную роль религии, респонденты приводили примеры, связанные с исламом и христианством, а отрицательное влияние религиозных организаций они связывают прежде всего с деятельностью новых религиозных объединений. Для качественной оценки мнения респондентов о религии были предложены вопросы, выявляющие позицию религии в шкале ценностей человека. Так, значимыми для жителей области стали их национальная принадлежность (46%) и гражданство (40%). А религиозная принадлежность занимает последнюю позицию. При этом следует отметить, что чаще всего в общественном сознании происходит отождествление национальной принадлежности и религиозного вероисповедания (мусульманин -казах, христианин - русский и т.п.). Характеризуя отношение к лю-

дям другой веры, можно отметить, что в целом респонденты терпимо относятся к людям, ведущим религиозный образ жизни (около 60%). Но 2% опрошенных воспринимают верующих людей отрицательно. Жить в обществе с людьми другой веры для 70% респондентов полностью приемлемо. Только 4% респондентов признали, что это их абсолютно не устраивает. Около 20% жителей области затруднились ответить на поставленный вопрос, что вызывает тревогу. Пятая часть населения области не может выразить своего отношения к окружающей их действительности, их настроения и действия на данный момент практически непредсказуемы. В целом опрошенные (80,5 и 80,9% соответственно) демонстрируют толерантное отношение и к лицам иной веры, и к лицам другой национальности. В зависимости от обстоятельств 12,3 и 12% респондентов могут проявлять агрессивность и нетерпимость к представителям иной национальности и лицам другой веры.

Отделение религии от государства - важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить религию монополии в выполнении идеологической функции, поскольку религия обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Более половины опрошенных (51,9%) желали бы видеть Казахстан светским государством. Менее 2% респондентов предпочли увидеть Казахстан в недалеком будущем исламским государством. При этом затруднились определить свою позицию 28,5%, что составляет почти треть из общего числа опрошенных. Единодушную позицию в выборе Казахстана как светского государства приняли как верующие, так и атеисты, причем возраст никак не сказался на выборе будущего страны. Национальность не повлияла на варианты ответов.

Оценивая политическую и религиозную ситуацию в Восточно-Казахстанской области (ВКО) как стабильную, можно отметить, что на вопрос: «Сталкивались ли вы с конфликтами на религиозной почве в этом году?» - только 2,6% ответили утвердительно. Более половины респондентов (64,6%) не могут назвать ни одного подобного случая. Однако было выявлено большое количество затруднившихся (15%) и отказавшихся отвечать на этот вопрос (18,1%). Отмечая возможные причины ухудшения отношений между представителями различных религиозных убеждений, жители ВКО назвали обострение межнациональных отношений. Вторую позицию занимает ухудшение материально-экономических условий. Нема-

ловажное значение респонденты придают и возросшей активности экстремистских групп. При этом отметим, что 23,2% опрошенных не смогли ответить на данный вопрос.

На сегодня в центре внимания жителей области и СМИ такие важные проблемы, как межрелигиозные конфликты и религиозный экстремизм. Ни одна из религий не застрахована от фанатизма ее приверженцев, от использования ее в политических целях. По оценке многих экспертов, занимающихся данной проблематикой, первопричиной активизации деятельности экстремистских организаций являются социально-экономические проблемы. С подобными выводами трудно не согласиться, поскольку социально-экономические проблемы действительно провоцируют рост радикальных настроений в обществе. Результаты исследования это подтверждают, при этом все-таки радует тот факт, что более 50% опрошенных жителей Восточного Казахстана не поддержат радикальные религиозные группы ни при каких обстоятельствах. Но для Восточного Казахстана низкая информированность населения области о деятельности экстремистских религиозных групп обусловила тот факт, что 33,8% респондентов не владеют сведениями о степени их влияния и 31,4% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос. В целом жители области считают, что реальной угрозы и особых оснований для беспокойства касательно распространения религиозного экстремизма ни в Усть-Каменогорске, ни в Восточном Казахстане нет.

В итоге следует отметить, что на нынешнем этапе состояние религиозной ситуации в регионе можно охарактеризовать как спокойное и стабильное. Взаимоотношения конфессий не содержат серьезных противоречий, которые могли бы привести к социальной дестабилизации на общенациональном уровне. Налажен оптимальный формат диалога государства с религией. Рефреном опросов звучит мысль о том, что взаимопонимание, духовное согласие между людьми, независимо от их происхождения и вероисповедания, - необходимый фактор стабильности. При этом очевидно, что власти стали оказывать большую поддержку религиям (прежде всего, исламу и православию), соседство которых определяет культурно-исторические особенности региона, и в то же время пытаются усилить контроль над всеми другими религиозными объединениями. В качестве мотива фигурирует необходимость профилактики террористических актов, осуществляющихся под маской религиозного экстремизма. Также распространение религиозности

после распада СССР в значительной мере является лишь способом подчеркнуть свою этничность, поэтому критерием межэтнического конфликта могут служить и межконфессиональные отношения. Необходимо иметь в виду и то, что в силу незнания фундаментальных истин ислама или христианства жители области (особенно молодежь) наиболее подвержены влиянию религиозного экстремизма.

Религиозная ситуация имеет общий тренд к усложнению. В основном это обусловлено активным вторжением новых религиозных течений, нарушивших исторически сложившийся этнокон-фессиональный баланс и обостривших межконфессиональную конкуренцию. Все это усложняет религиозную ситуацию, постепенно накапливая в межконфессиональных отношениях негативный потенциал.

«Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах», Барнаул, 2009 г., с. 275-280.

Аскар Акаев,

первый президент Киргизстана, иностранный член РАН, профессор КИРГИЗСТАН: СБЫЛИСЬ ЛИ ОЖИДАНИЯ?

Турбулентные события, за сравнительно короткий срок - с осени 2003 до весны 2005 г. - потрясшие Грузию, Украину и Кир-гизстан, вряд ли можно рассматривать как случайные. Они стали следствием серьезных трудностей, к тому времени проявившихся в постсоветском мире. Отчалив от обрушившейся в 1991 г. пристани под названием «тоталитаризм», большинство молодых независимых государств не смогли вовремя пришвартоваться к новой пристани - «демократии», продолжая дрейфовать в бушующем море. Первое постсоветское десятилетие с неизбежными для переходного периода острыми кризисными неурядицами (мало кто тогда их предвидел!) не принесли ощутимого поворота к лучшей жизни. Эйфорические надежды людей на быстрые позитивные перемены не оправдались. Нарастал внутренний ропот. Он сомкнулся с неприкрытым недовольством Вашингтона состоянием дел с развитием демократических процессов в новых независимых государствах. Из-за океана начался политический прессинг. В действие были приведены мощные рычаги по переустройству жизни на постсовет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.