Научная статья на тему 'Религиозная ситуация в Сталинградской области в годы «Хрущевской оттепели»: по материалам городской и областной периодики'

Религиозная ситуация в Сталинградской области в годы «Хрущевской оттепели»: по материалам городской и областной периодики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ХРУЩЕВ / СТАЛИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / RELIGIOUS ORGANIZATION / PERIODICAL PRESS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / KHRUSHCHEV / STALINGRAD REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Мария Игоревна

Предпринята попытка изучения религиозной ситуации в Сталинградской области по материалам городской и областной периодики в период с 1953 по 1964 год. В статье проанализировано отражение взглядов советской власти на жизнь религиозных организаций, изучена трансформация форм антирелигиозной пропаганды в периодике в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a clear account of the religious situation in Stalingrad region during 1953-1964 based on the local press materials. The author analyzes the Soviet Governments view on religious organizations activities. The media antireligious propaganda transformation dealing with this time is studied.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация в Сталинградской области в годы «Хрущевской оттепели»: по материалам городской и областной периодики»

© М.И. Соколова, 2009

УДК 94(47+57) ББК 63.3(2)632

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ «ХРУЩЕВСКОЙ ОТТЕПЕЛИ»: ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДСКОЙ И ОБЛАСТНОЙ ПЕРИОДИКИ

М.И. Соколова

Предпринята попытка изучения религиозной ситуации в Сталинградской области по материалам городской и областной периодики в период с 1953 по 1964 год. В статье проанализировано отражение взглядов советской власти на жизнь религиозных организаций, изучена трансформация форм антирелигиозной пропаганды в периодике в указанный период.

Ключевые слова: религиозная организация, периодическая печать, Русская православная церковь, Хрущев, Сталинградская область.

Быстро меняющаяся действительность придает исследованию истории взаимоотношений государства с обществом и религиозными организациями в советской России особую значимость, так как опыт изучения происходивших в прошлом процессов помогает лучше понимать современную реальность и влиять на нее. Нижнее Поволжье всегда являлось многонациональным регионом. Так, в Волгоградской области получили распространение все мировые религии, но наиболее заметную роль, как и в государстве в целом, сыграло христианство.

Проблеме взаимоотношений государства с религиозными организациями на Нижней Волге в XX в. стало уделяться внимание не так давно. В связи с этим исследований по данной тематике совсем не много: труды

О.Ю. Редькиной [12, с. 9-62], Д.М. Луночки-на [9, с. 397-400], А.В. Материкина [10, с. 188192]. Истории Сталинградских благочиний в годы «оттепели» посвящена одна из глав «Очерков по истории Волгоградской епархии Русской православной церкви» [13, с. 287-315], написанная О.Ю. Редькиной на основе анализа фондов уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР

по Сталинградской области (Государственный архив Волгоградской области). В основном в ней рассматривается состояние Сталинградских благочиний (приходская жизнь, духовенство, взаимоотношения Церкви и государства и т. д.), отношение же общества к Церкви рассматривается обзорно.

Целью данной работы является изучение религиозной ситуации и антирелигиозной борьбы в Сталинградской области по материалам городской и областной периодики в годы хрущевской «оттепели».

Факт отражения религиозной жизни и деятельности в органах партийной печати является свидетельством того, что данная тема была очень насущной для государства. Для того чтобы глубже понять религиозную ситуацию в Сталинградской области в годы правления Н.С. Хрущева, необходимо привлекать разнохарактерные источники, в том числе и материалы периодической печати.

Исследование базируется на материалах областной газеты «Сталинградская правда» (с 1961 г. переименована в «Волгоградскую правду») и городской газеты «Волжская правда», первый номер которой вышел 1 января 1961 года. Эти издания являлись органами областного и городских комитетов Коммунистической партии Советского Союза, Советов депутатов трудящихся. В связи с этим материалы газет отражали отношения

государства и религиозных организаций с позиции правящей партии, публикации отличались политической ангажированностью. Большая часть статей в них по характеру является атеистической пропагандой, формы которой были различны.

Выборка используемого материала, посвященного религиозной тематике, с 1953 по 1964 г. составила 84 статьи. Из них: 49 отводится религиозной тематике в целом (не акцентируясь на конкретных конфессиях), 22 -христианству, 3 - исламу, 10 - сектам.

Середина 1950-х гг. стала переломным этапом во взаимоотношениях государства с обществом и конфессиями. С приходом к власти Н.С. Хрущева в 1953 г. начался новый виток борьбы с религией. КПСС провозгласила курс на ускоренное построение коммунистического общества, в котором такому «пережитку», как религия, не было места. Успехи советской науки и техники также стали частью антирелигиозной пропаганды.

Повсеместно в стране и Сталинградской области начинают открываться Дома атеиста, задачей которых являлось обобщение и распространение положительного опыта антирелигиозной пропаганды, помощь клубам и Домам культуры в проведении вечеров «вопросов и ответов», лекций, бесед, организация выступлений граждан, порвавших с религией, проведение семинаров лекторов-атеистов и агитаторов, разработка методических вопросов. Членами Домов атеиста становились не только рабочие, студенты, школьники, домохозяйки, но и преподаватели вузов и школ, врачи. Эти профессии были тесно связаны с социумом, а потому имели возможность непосредственно формировать общественное мнение. В конце 1950-х гг. по стране прокатилась волна обличительных выступлений бывших священников, которые стали авторами газетных статей, брошюр и книг, содержащих нападки на религию.

Как правило, статьи, посвященные христианству, выходили к церковным праздникам: Пасхе, Рождеству, Крещению. В них раскрывалось происхождение праздников, давалась историческая справка, проводились аналогии с политеистическими древними религиями и схожими обрядами в других конфессиях. Так, объясняя происхождение и сущность Пасхи,

авторы статей сходились на мысли, что этот праздник никоим образом не связан со смертью и воскрешением Иисуса Христа. Это день пробуждения природы и наступления весны. «Предки-славяне заметили, что зерно, брошенное в землю, словно умирает, а через некоторое время как бы воскресает из мертвых» [2, с. 4]. Обязательным выводом каждой статьи являлось то, что религиозные обряды и праздники, существующие в СССР - пережиток прошлого, наносят вред народному хозяйству, быту граждан и здоровью человека. Например, в статье П. Алексеева «Происхождение христианской пасхи и ее сущность» упоминается случай, когда «...в колхозе “Красный партизан” Михайловского района во время празднования пасхи верующие не работали три дня в самый разгар посевной кампании. А в прошлом году в той же Михайловке в пьяном угаре произошла драка и пять человек с травмами было доставлено в больницу» [2, с. 4].

Обязательный акцент в этих статьях делался на то, что христианство было порождено невыносимо тяжелыми условиями существования угнетенных масс: рабов, городской бедноты, безземельных крестьян и покоренных Римом народов. Лишенные отечества, семьи, задавленные гнетом рабы теряли веру в освобождение своими силами. Они не видели выхода из сложившейся ситуации на земле и переносили свои надежды в загробную жизнь.

В противовес 10 христианским заповедям печатаются «Заповеди коммуниста» [15, с. 1]. По аналогии обряда венчания выходят статьи «Бракосочетание в клубе», крещению - «Праздник начала жизни» [6, с. 3] о регистрации детей в советских ЗАГСах и пр.

Статьи об исламе писались в обличительной манере. Так, в «Сталинградской правде» в 1959 г. вышла статья М. Тугана «“Святые” шарлатаны» [16, с. 3], в которой шла речь о драке двух «старцев» Яхия ли Салямова (бывший конокрад, руководитель мусульманской общины, приехавший из Саратова в Сталинград) и Мухаметджана Курышкина. Они не поделили на местном кладбище очередность чтения суры по усопшему, так как «каждому из претендентов хотелось поплотнее набить свой кошелек». В этой же статье пове-

ствуется о 60-летнем Кариме Кафизове из Бекетовки, который за 200 рублей делал обрезания в домашних условиях. Если же родители отказывались от услуги, Кафизов угрожал. Например, «1 августа, приехав в совхоз Баррикады Дубовского района, он поймал двух сыновей Галины Ибрагимовой, несмотря на их сопротивление, произвел обрезание грязной бритвой. Мальчики тяжело заболели и лишь при помощи врачей их жизни удалось спасти».

В 1960 г. М. Туган выпускает фельетон «Изуверы», в котором ведется рассказ о 74-летнем Гимимулле Латфуллине и его супруге Фатиме из Палласовки. Указывается, что он живет в отдельном большом доме, но для дополнительного заработка объявил себя представителем Магомета и за деньги проводил религиозные обряды: свадьбы, похороны, крещение детей, лечил больных кровопусканием на дому. А его жена занималась знахарством узкой направленности - прокалывала иголкой больные органы. Так, «.у чабана совхоза “Красный Октябрь” Тулегена Сеппанова заболел 11-месячный сын, он принес его на лечение Фатиме. Она поила его дрянью, проколола конечности, ребенку стало хуже и через несколько дней он умер» [17, с. 3]. Автор старался показать вред религиозных обрядов не сложными научными терминами и сухими цифрами статистики, а доступными для большинства населения примерами из жизни их земляков, соседей по двору.

Схожи критической направленностью статьи про другие христианские религиозные организации в Сталинградской области, к которым можно отнести: евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, молокан и старообрядцев различных толков. Очень часто в газеты писали не только председатели советов городских Домов атеиста, лекторы-пропагандисты, но и неравнодушные жители области, пенсионеры, учителя, а также порвавшие с религией бывшие послушники. В статье «Голос атеиста» «Сталинградской правды» 1956 г. рассказывается о февральском номере газеты «Звезда» - органа партийного комитета Среднеахтубинского производственного управления и районного Совета депутатов трудящихся, который был полностью посвящен антирелигиозной пропаганде. В ней

учитель Ленинской 11-летней школы В. Буланова и преподаватель Заплавнинского училища механизации № 8 И. Казменко рассказали о деятельности местной секты баптистов и их тлетворном влиянии на отдельных граждан. Например, случай с женщиной-матерью, живущей на окраине Заплавного, которая, попав под влияние сектантов, решила отдать в жертву богу трех своих детей, но односельчанам удалось спасти их, а женщину вырвать из цепких лап проповедников [6, с. 3].

Середина 1950-1960-х гг. - эра покорения космоса: запуск первого спутника Земли, полеты Юрия Гагарина, Германа Титова, Александра Волкова, «первой сестры небесных братьев» - Валентины Терешковой. В связи с этим в прессе происходит всплеск публикаций об открытиях в науке и технике, о сотворении Земли и других планет, происхождении человека, солнечных затмениях, например: «Искусственные спутники Земли и религиозные сказания о вере» [4, с. 2], «Как возникла жизнь на Земле» [21, с. 3], «Происхождение Земли и других планет» [7, с. 3], «Солнечное затмение и суеверия» [8, с. 4], «Было ли начало мира?» [18, с. 3]. Красной нитью через все статьи проходит мысль о том, что материалистическая наука на протяжении своей истории развивалась в борьбе с идеализмом и религией. Познавая тайны природы, она сокрушала один за другим церковные каноны о сотворении мира и всемогущем боге. «Мракобесы в рясах» преследовали деятелей науки, пропагандирующих материалистические взгляды на мир. От рук инквизиторов погиб знаменитый итальянский ученый Джордано Бруно, гонениям со стороны церкви подверглись Галилео Галилей, Чарльз Дарвин и другие ученые [14, с. 2].

В «Сталинградской правде» целую серию статей по врачебной тематике сделал кандидат медицинских наук В. Щепин. В них подчеркивается мысль о том, что религия всегда рассматривала болезнь, как наказание свыше - «кара божья», поэтому, если бог посылает болезни, то нет необходимости изучать причины их возникновения и пути лечения. Наука же категорически против подобных упаднических настроений. На примере открытий в медицине, доступным для широких масс языком, рассказывается о вреде зна-

харства, обряда крещения, веры в существование души и загробного мира [20, с. 3], а также веры в вещие сны [19, с. 3]. В качестве доказательств автор опирается на исследования И.П. Павлова, А.М. Бутлерова, И.М. Сеченова.

Интересна такая форма атеистической пропаганды, как признания бывших священников и прихожан. М. Аметистов в статье «Не хочу обманывать» пишет о выходе в свет книги бывшего Сталинградского священника

Н.Н. Спасского под одноименным названием тиражом 60 000 экземпляров [3, с. 4], на страницах которой автор прибегает к фактам из истории, опровергает легенды о рождении и жизни Христа, религиозные сказания о сотворении мира, бессмертии души. В одном из разделов он рассказывает о накоплении церковниками богатств, спекулятивных операциях с продажей свечей, просфор, исправлением треб. Но самое главное - раскрывает похождения «божьих слуг» нашей области: архиепископа Астраханского и Сталинградского Сергия (1954-1959); священников Валентина Кузьмина из Михайловки, Владимира Лециуса из Урюпинска и Михаила Попова из Фролово.

В 1962 г. в «Волгоградской правде» выходит статья «Религия - страшный дурман» [1, с. 4] бывших прихожан Покровской церкви с. Заплавное - руководителя церковного хора А. Агаркова и председателя ревизионной комиссии этой церкви С. Ключкина, которые отреклись от бога и призывают своих односельчан и жителей области порвать с религией, показав на примере постоянно сменяющих друг друга настоятелей Покровской церкви, их нечистоплотность на руку и прелюбодеяния с прихожанками.

Указывая положительные моменты в атеистической пропаганде клубов, Домов атеиста в Сталинградской области, авторы статей обращали внимание на трудности, с которыми столкнулись в работе агитаторы, давали советы и делились опытом. Например, в железнодорожном клубе им. Жданова г. Сталинграда есть свой кинолекторий, ряд лекций проходил в планетарии, но указываются минусы - «в отделении Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний мало лекторов. В магазинах нет плакатов и наглядных пособий на антирелигиоз-

ную тематику» [5, с. 2]. Работа над ошибками проводилась не только на местах, но и на уровне верховной власти. В 1954 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», в котором говорится о том, что в ряде районов со стороны местных организаций и отдельных лиц допущены случаи административного вмешательства в деятельность религиозных объединений и групп, а также грубого отношения к духовенству. «К выступлениям в печати и лекциям нередко допускаются невежественные в науке люди, халтурщики, знающие, главным образом, басни и анекдоты о церковнослужителях» [11, с. 2]. Подобного рода ошибки в антирелигиозной пропаганде в корне противоречат программе и политике Коммунистической партии, являются нарушениями неоднократных указаний ЦК о недопустимости оскорбления чувств верующих.

В 1953-1964 гг. формы атеистической пропаганды изменились. В 20-30 гг. XX в. религиозные объединения безоговорочно относились к разряду идеологических и политических противников; представителей духовенства расстреливали, сажали в тюрьмы, отправляли в ссылки, а культовые сооружения разрушали, либо передавали под хозяйственные и культурно-бытовые нужды.

В годы Великой Отечественной войны жизнь заставила советское правительство внести существенные коррективы в политику, которую оно проводило в отношении религиозных организаций, смягчив ее. В 19431953 гг. - годы «сталинского религиозного ренессанса» происходит восстановление многих конфессий в ограниченных размерах под контролем советского государства, смягчилась и антирелигиозная борьба.

В 1953-1964 гг. шло развенчание культа личности И. Сталина Н.С. Хрущевым. На XX съезде КПСС, в ходе амнистирования и реабилитации политических заключенных в СССР и странах соцлагеря, ослабления цензуры - изменились формы антирелигиозной пропаганды. В публицистике Сталинградской области можно выделить два условных ее направления: первое - нацелено на просвещение населения, повышение его образовательного уровня, второе - в большей степени ори-

ентировано на бытовой аспект и связано с высмеиванием религиозных организаций путем использования сатирического жанра, юморески, фельетона и пр. Однако выводы, которые делались в периодической печати, на настоящий момент представляются далекими от реального отражения религиозной ситуации в регионе. Например, оценка деятельности священнослужителей Сталинградской области и их морального облика.

Оценить уровень религиозности населения Сталинградской области в годы правления Н.С. Хрущева по материалам периодической печати довольно сложно. Тем не менее применительно к данному виду источников можно выделить ряд критериев: количество статей на религиозную тематику в газете в течение года и упоминания в статьях числа людей, принимающих участие в различных религиозных обрядах. В среднем за год издавалось 250 номеров «Сталинградской правды», из них только 10 содержали статьи на религиозную тематику. В условиях, когда государственной идеологией был атеизм, чаще публиковать материалы по вопросам, связанным с религией, и не представлялось возможным. С другой стороны, в некоторых статьях авторы выражают удивление количеством людей, которые принимают участие в религиозных мероприятиях, что свидетельствовало о сохранении устойчивого контингента активных верующих всех без исключения традиционных религиозных организаций в регионе.

Определенные выводы можно также сделать и о конфессиональном составе населения исследуемого региона. Треть всех публикаций на религиозную тематику посвящены различным христианским конфессиям, преимущественно РПЦ, и менее одной десятой -исламу. Более половины статей говорят о вреде религии.

Подводя итог, нужно отметить, что областная пресса, несмотря на узость освещаемых тем, посвященных религии и антирелигиозной пропаганде, все же продолжает оставаться важнейшим источником по проблеме государственно-конфессиональных отношений. Она стала важнейшим чутким показателем своего времени: на протяжении 19531964 гг. тематика и направленность статей о религиях в сталинградских газетах не меня-

лась. Очевидно, это было характерно и для других регионов, так как монополия КПСС на прессу самым непосредственным образом сказывалась на облике газет, их одноликости. Все провинциальные газеты на две трети дублировали материалы центральной прессы. Отражая официальную установку, советская пресса была неизбежно обречена на участие в антирелигиозной пропаганде. Однако минимальное количество ее форм, однобокость в подаче материала, привязанность к определенным религиозным праздникам - все это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что даже партийным структурам в этот период борьба с религией представлялась делом второстепенным, а порой даже не нужным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агарков, А. Религия - страшный дурман / А. Агарков, С. Ключкин // Волгоградская правда. - 1962. - 19 апр. (№ 93).

2. Алексеев, П. Происхождение христианской пасхи и ее сущность / П. Алексеев // Сталинградская правда. - 1960. - 12 апр. (№ 86).

3. Аметистов, М. Не хочу обманывать / М. Аметистов // Сталинградская правда. - 1960. - 10 июля (№ 162).

4. Базыкин, В. Искусственные спутники Земли и религиозные сказания о небе / В. Базыкин // Сталинградская правда. - 1958. - 5 апр. (№ 81).

5. Зенков, И. Научно-атеистическая пропаганда в клубе. Из опыта клуба им. Жданова / И. Зенков // Сталинградская правда. - 1959. - 17 марта (№ 63).

6. Клейнман, М. Голос атеиста / М. Клейнман // Волгоградская правда. - 1964. - 11 марта (№ 60).

7. Клименко, И. Происхождение Земли и других планет / И. Клименко // Сталинградская правда. - 1954. - 8 окт. (№ 239).

8. Клименко, И. Солнечное затмение и суеверия / И. Клименко // Сталинградская правда. - 1961. -20 янв. (№ 17).

9. Луночкин, Д. М. Актуальные проблемы современного старообрядчества Чернышевского муниципального района Волгоградской области / Д. М. Луночкин // Вопросы краеведения. Вып. 11 : материалы XVIII и XIX краевед. чтений. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2008. - С. 397-400.

10. Материкин, А. В. Взаимоотношения органов общественного управления г. Царицына с Православной церковью в конце XIX - начале XX в. / А. В. Материкин // Вопросы краеведения. Вып. 11 : материалы XVIII и XIX краевед. чтений. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2008. - С. 188-192.

11. Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 г. Секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев // Сталинградская правда. - 1954. -12 нояб. (№ 268).

12. Редькина, О. Ю. Религиозная ситуация в регионе в 1917-1986 гг.: по материалам архивов Волгоградской области / О. Ю. Редькина // Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке : сб. документов и материалов : каталог культовых зданий / сост. О. Ю. Редькина, Т. А. Савина ; под ред. М. М. Загорулько. - Волгоград : ГУ «Издатель», 2002. - С. 9-62.

13. Редькина, О. Ю. Сталинградские благочиния в годы «оттепели» (1954-1964) / О. Ю. Редькина // Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. - Волгоград : ГУ «Издатель», 2003. - С. 287-315.

14. Религия - враг науки // Сталинградская правда. - 1954. - 3 сент. (№ 209).

15. Твои заповеди // Волжская правда. - 1961. -4 окт. (№ 198).

16. Туган, М. «Святые» шарлатаны. Фельетон / М. Туган // Сталинградская правда. - 1959. - 4 сент. (№> 208).

17. Туган, М. Изуверы. Фельетон / М. Туган // Сталинградская правда. - 1960. - 7 авг. (№ 186).

18. Фоменко, Б. Было ли начало мира? / Б. Фоменко // Сталинградская правда. - 1954. - 19 сент. (№ 223).

19. Щепин, В. Медицина против религиозных суеверий / В. Щепин // Сталинградская правда. -1956. - 4 авг. (№ 181).

20. Щепин, В. Жизнь и смерть / В. Щепин // Сталинградская правда. - 1957. - 4 янв. (№ 3).

21. Щепин, В. Каквозникла жизнь на Земле / В. Щепин // Сталинградская правда. - 1958. - 20 мая (№9 117).

RELIGIOUS SITUATION IN STALINGRAD REGION DURING 1953-1964 (BASED ON THE LOCAL PRESS MATERIALS)

M.I. Sokolova

The article gives a clear account of the religious situation in Stalingrad region during 1953-1964 based on the local press materials. The author analyzes the Soviet Government’s view on religious organizations activities. The media antireligious propaganda transformation dealing with this time is studied.

Key words: religious organization, periodical press, Russian Orthodox Church, Khrushchev, Stalingrad region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.