Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РСФСР НА РУБЕЖЕ 1980-1990-Х ГОДОВ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: К ПОСТАВКЕ ВОПРОСА'

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РСФСР НА РУБЕЖЕ 1980-1990-Х ГОДОВ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: К ПОСТАВКЕ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИИ / КУЛЬТЫ / CULTS / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ / RELIGIOUS PROCESSES / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / RELIGIOUS SITUATION / РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ / RELIGIOUS TEACHINGS / СИБИРЬ / SIBERIA / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST / RELIGIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович, Крылов Дмитрий Анатольевич, Ланцова Юлия Николаевна

В статье, на фоне выявления общих тенденций и количественных характеристик развития религиозной ситуации в РСФСР, анализируются особенности развития религиозных течений на территории макрорегионов Сибири и Дальнего Востока в сложные годы переходного периода отечественной истории - рубежа 1980-х - 1990-х гг. Авторы отмечают, что, несмотря на значительный всплеск религиозности в обществе, в рассматриваемое время снизилось количество зарегистрированных религиозных организаций. Постепенно сходил на нет контроль за религиями со стороны власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович, Крылов Дмитрий Анатольевич, Ланцова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS SITUATION IN THE RSFSR AT THE TURN OF 1980-1990-IES AND RELIGIOUS PROCESSES IN SIBERIA AND THE FAR EAST: TO THE FORMULATION OF THE QUESTION

In the article, against the background of General trends and quantitative characteristics of the development of the religious situation in the Russian Soviet Federal Socialist Republic (RSFSR), analyzes the features of the development of religious teachings in the territory of the macroregions of Siberia and the Far East in the difficult years of the transition period of national history - the turn of the 1980-1990-ies. The authors note that, despite the significant surge of religiosity in society, the number of registered religious organizations decreased in the considered time. Gradually came to naught the control of religions by the powers.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РСФСР НА РУБЕЖЕ 1980-1990-Х ГОДОВ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: К ПОСТАВКЕ ВОПРОСА»

реставрировали памятники и т.п. Анализ роли кооперации в реализации государственной политики по восстановлению и благоустройству населенных пунктов в послевоенный период и ее дальнейшей деятельности в этом направлении показал, что кооператоры Северного Кавказа, Дона и Кубани внесли весомый вклад в восстановление и благоустройство городов Юга страны, а соответственно народного хозяйства РСФСР и СССР.

Литература и источники

1. Андреев П. Полгода спустя // Молот. - 1943. - 14 августа

2. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-1817. Оп. 3. Д.18.

3. ГАРО. ФР. 8. Оп.1. Д. 12.

4.Седов, Е.Ю. Краснодарский край в восстановительный период 1943 -1945 гг.: задачи и перспективы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4 (14). - С. 47.

5. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774А. Д. 1003.

6. Наш край. Документы и материалы (1917-1977). - Ставрополь, 1983. - С. 229, 230.

7. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф.1686. Оп.1. Д.113. Л.1.

8. Ставропольская правда. - 1943.

9. ГАСК. Ф.1686. Оп.1. Д. 35. Л. 8.

10. ГАСК. Ф.1686. Оп.1. Д. 150. Л. 34-35.

11. ГАСК. Ф.1686. Оп.1. Д. 155. Л. 256.

12.Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф. 1. Оп. 2. Д. 5231. Л. 58.

13. Ставропольская правда. - 1952. - 17 февраля.

14. Ставропольская правда. - 1953. - 4 января.

15. ГАСК. Ф. 1686. Оп.1. Д.302. Л. 127.

16. ГАСК. Ф. 1686. Оп.1. Д.276. Л.253.

17. Ставропольская правда. - 1957. - 10 февраля.

References and Sources

1. Andreev P. Polgoda spustya // Molot. - 1943. - 14 avgusta

2. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti (GARO). F. R-1817. Op. 3. D.18.

3. GARO. FR. 8. Op.1. D. 12.

4.Sedov, E.YU. Krasnodarskij kraj v vosstanovitel'nyj period 1943 -1945 gg.: zadachi i perspektivy // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2012. - № 4 (14). - S. 47.

5. Centr dokumentacii novejshej istorii Krasnodarskogo kraya (CDNIKK). F. 1774A. D. 1003.

6. Nash kraj. Dokumenty i materialy (1917-1977). - Stavropol', 1983. - S. 229, 230.

7. Gosudarstvennyj arhiv Stavropol'skogo kraya (GASK). F.1686. Op.1. D.113. L.1.

8. Stavropol'skaya pravda. - 1943.

9. GASK. F.1686. Op.1. D. 35. L. 8.

10. GASK. F.1686. Op.1. D. 150. L. 34-35.

11. GASK. F.1686. Op.1. D. 155. L. 256.

12.Gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii Stavropol'skogo kraya (GANISK). F. 1. Op. 2. D. 5231. L. 58.

13. Stavropol'skaya pravda. - 1952. - 17 fevralya.

14. Stavropol'skaya pravda. - 1953. - 4 yanvarya.

15. GASK. F. 1686. Op.1. D.302. L.127.

16. GASK. F. 1686. Op.1. D.276. L.253.

17. Stavropol'skaya pravda. - 1957. - 10 fevralya.

ПЕЧАЛОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, Центр менеджмента качества и методической работы, Ставропольский строительный техникум.

PECHALOVA, LARISA V. - Ph.D. in History, Сenter for Quality Management and methodical work, Stavropol Building College (254896@mail.ru).

УДК 94(470):21:316.3

ДРОБОТУШЕНКО Е.В., КРЫЛОВ Д.А., ЛАНЦОВА Ю.Н. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РСФСР НА РУБЕЖЕ 1980-1990-Х ГОДОВ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: К ПОСТАВКЕ ВОПРОСА

Ключевые слова: религии, культы, религиозные процессы, религиозная ситуация, религиозные учения, Сибирь, Дальний Восток.

В статье, на фоне выявления общих тенденций и количественных характеристик развития религиозной ситуации в РСФСР, анализируются особенности развития религиозных течений на территории макрорегионов Сибири и Дальнего Востока в сложные годы переходного периода отечественной истории - рубежа 1980-х -1990-х гг. Авторы отмечают, что, несмотря на значительный всплеск религиозности в обществе, в

рассматриваемое время снизилось количество зарегистрированных религиозных организаций. Постепенно сходил на нет контроль за религиями со стороны власти.

DROBOTUSHENKO, E.V., KRYLOV, D.A., LANTSOVA, YU.N.

THE RELIGIOUS SITUATION IN THE RSFSR AT THE TURN OF 1980-1990-IES AND RELIGIOUS PROCESSES IN SIBERIA AND THE FAR EAST: TO THE FORMULATION OF THE QUESTION

Keywords: religions, cults, religious processes, religious situation, religious teachings, Siberia, Far East.

In the article, against the background of General trends and quantitative characteristics of the development of the religious situation in the Russian Soviet Federal Socialist Republic (RSFSR), analyzes the features of the development of religious teachings in the territory of the macroregions of Siberia and the Far East in the difficult years of the transition period of national history - the turn of the 1980-1990-ies. The authors note that, despite the significant surge of religiosity in society, the number of registered religious organizations decreased in the considered time. Gradually came to naught the control of religions by the powers.

Переходный период рубежа 1980-х - 1990-х гг. нашел значительное отражение в научных публикациях. Это связано с коренной ломкой существовавшей системы и серьезными изменениями в социально-политическом пространстве. Однако на сегодняшний день далеко не все аспекты истории названного периода стали предметом научного анализа. Так, не нашло научного изучения и освещения в публикациях развитие религиозной ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке в рассматриваемое время.

Перестроечный период, с его гласностью и новым мышлением, кардинально изменил отношение к религии. Политики, общественные деятели, ученые активно поднимали вопросы свободы совести и свободы вероисповедания. На этом фоне, в определенной степени, возросла религиозность населения. Мы не ставим задачами данной статьи выявление того, насколько реально религиозным было общество, каков был процент тех, кто попал под веяния времени. Отсюда, независимо от степени воцерковленности истинно верующих, попытаемся проанализировать количественные показатели, характеризующие ситуацию. Конец 1980-х гг. - это, несомненно, время появления большого количества новых религиозных сообществ, а также их институционального оформления, связанного с юридической регистрацией религиозных организаций. Однако, вопреки достаточно широко бытующему мне нию о том, что в данные годы произошел всплеск религиозности в обществе, отмечалась активизация деятельности по введению религии в формализованное поле со стороны государства, отметим, что в некоторые годы можно было увидеть обратную картину. Причем ситуация в данном плане различна по разным религиозным вероучениям.

Религиозная ситуация в регионах РСФСР контролировалась и во многом направлялась в своем развитии уполномоченными Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР. Он был создан в 1986 г. по аналогии с Советом по делам религий при Совете Министров СССР и проработал до 1990 г. Аналогичные советы были созданы в Украинской и Армянской Советских Социалистических Республиках [1, л.3].

Оценить степень развития религии в том или ином регионе, в целом, или отдельного религиозного учения - в частности, могут помочь отчеты названных уполномоченных, переписка их с Советом в Москве. Данные документы хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Это опись 1 фонда Ф. А661 (Совет по делам религий при Совете Министров РСФСР, 1986-1990). В делах представлена как общая информация о религиях в РСФСР, так и данные по отдельным регионам. Следует отметить, что информации по регионам Сибири и Дальнего Востока в делах незначительное количество. Это отрывочные данные. Но за неимением, на сегодняшний день, иных источников, приходится признатиь, что и названные документы дают, пусть не полную, но все же картину развития религий в регионе.

В изменившихся социально-политических условиях значительную роль в развитии религиозной ситуации играл именно институт уполномоченных. Для более качественной работы в изменившейся ситуации в перестроечные годы было проведено два

республиканских совещания для уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР, в Куйбышеве в 1987 г. ив Суздале в 1988 г. [1, л.5]. По итогам проведенных совещаний был выработан план работы уполномоченных, составлена объемная аналитическая справка о состоянии религиозной обстановки в республиках, краях и областях РСФСР к 1988 году. Для более позднего времени, начиная с 1989 г., информации по Сибири и Дальнему Востоку еще меньше. Отдельные документы содержат отрывочную информацию. Вопросы соблюдения и исполнения законодательства о культах в определенной степени рассматривались в отчетах по ряду регионов Сибири, таких как Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика, Красноярский край, Иркутская область. Однако данные отчеты наполнены информацией об общих тенденщях развития религиозной ситуации, которая зачастую отличалась недостаточной фактологической насыщенностью [2]. Вместе с тем, здесь можно обнаружить любопытные данные. К примеру, довольно интересно проследить динамику увеличения количества религиозных сообществ в конце перестроечного периода. Так, в РСФСР на начало 1989 г. было официально зарегистрированных 2081 приход Русской Православной Церкви, 696 организаций Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), 555 мусульманских, 17 старообрядческих. Иные учения, по не вполне ясным причинам, в источниках не упоминаются. Общее количество зарегистрированных религиозных организаций по республике составляло 4673 при 6468 священнослужителях [1, л.4].

На 1 января 1990 г. на территории РСФСР было всего 3990 зарегистрированных религиозных организаций. Основную массу из них составляли организации Русской Православной Церкви. Это 2524 институализированные структуры [3]. На втором месте по количеству стояли зарегистрированные религиозные организации Евангельских христиан-баптистов, что представляется закономерным, поскольку, начиная первого с послевоенного пятилетия, количество общин ЕХБ увеличивалось постоянно. Это было свойственно для всех регионов Восточной Сибири и для территории Дальнего Востока. Всего по РСФСР было 579 зарегистрированных религиозных организации Евангельских христиан-баптистов. Названные религиозные направления являлись самыми многочисленными по количеству последователей на территории РСФСР. Относительно много было зарегистрированных религиозных организаций мусульман - 383. Все остальные учения имели значительно меньшее количество институализированных, формально оформленных структур: старообрядцы - 131 (без разделения по толкам), адвентисты седьмого дня - 109, лютеране -78, пятидесятники - 63, меннониты - 38, иудеи - 26, католики - 18, буддисты - 8, последователи Армянской апостольской церкви - 7. При этом существовали единичные зарегистрированные религиозные организации иных вероучений, правда, источники не содержат информации о том, каких именно [4]. С учетом того, что старообрядчество, в значительном количестве вне зависимости толков, относилось к православию с формулировкой «древлеправославная церковь», православных зарегистрированных религиозных организаций, в количественном плане, было на порядок больше, чем иных.

Приведенные цифры дают нам не совсем ту картину, к которой мы привыкли применительно к рассматриваемому периоду. За 1989 г. произошло значительное сокращение количества зарегистрированных религиозных организаций (на 683). При этом количество таковых у Русской Православной Церкви выросло на 443. Резко выросло число зарегистрированных старообрядческих организаций (с 17 до 131). Следует отметить, что динамика роста зарегистрированных религиозных организаций Русской Православной Церкви в 1989 г. была не просто самой большой. В это время был сделан своеобразный рывок. В 1988 г. рост составил 172 организации, что, в общем-то и так не мало, однако рост почти на 700 организаций в 1989 г. сделал Русскую Православную Церковь абсолютным лидером на конфессиональной карте РСФСР [5]. Очевидно, что сокращение происходило по иным конфессиям: на 117 Евангельских христиан-баптистов, на 172, до 383 -мусульманских. Судя по всему, сокращение коснулось и иных религиозных учений. В то же время сведения в разных документах отличаются. Так, приведенные данные по

мусульманским зарегистрированным организациям - это информация одного из отчетов. В ином встречаем другое число - к началу 1990 г. зарегистрировано 344 организации [6].

К сожалению, отчеты не содержат качественных аналитических материалов, которые помогли бы в выяснении причин названного количественного изменения ситуации в сторону сокращения. В некоторых аналитических записках отмечался слабый анализ в отчетах религиозной ситуации в регионах. Такое относилось и к регионам Сибири, в частности к Бурятской Автономной Советской Социалистической Республике [4].

В то же время, резкий рост количества православных и древлеправославных (старообрядческих) зарегистрированных религиозных организаций, позволяет говорить о значительной активности представителей православных учений. Возможно, свою роль здесь сыграл начавшийся активный возврат имущества православной церкви.

Архивные документы дают определенное представление об административном делении Русской Православной Церкви. Всего в СССР на рубеже 1980-1990-х гг. было 70 епархий Русской Православной Церкви, 41 из которых находилась на территории РСФСР [4]. С учетом того, что в республике всего было 73 административно-территориальные единицы (АТЕ) [7], сделаем вывод, что, во-первых, карты административно-территориального и церковно-административного (имеется в виду Русская Православная Церковь) деления не совпадали, а во-вторых, что не все АТЕ (с учетом наличия двух городов федерального значения, автономных округов, входивших территориально в иные субъекты федерации) имели свои епархии. Одним из регионов, не имевших своей епархии Русской Православной Церкви, в Сибири являлась Читинская область с входившим в нее территориально Агинским Бурятским автономным округом [8, л.20].

К 1989 г. относится проведение учредительного съезда старообрядческих поморских общин РСФСР. Он состоялся 21-23 ноября в Москве в здании Никольской церкви Московской старообрядческой Поморской общины на Преображенском кладбище -признанном религиозном центре отечественного старообрядчества. Участие в съезде приняли представители 34, как зарегистрированных религиозных организаций, так и незарегистрированных религиозных сообществ. На съезде было утверждено Положение «О Российском Совете Древлеправославной поморской церкви», а так же избран сам Совет [9, л.4].

В 1989 г. сложилась достаточно сложная ситуация с протестантскими религиозными общинами. Значительная часть из имеющихся сообществ уклонялась от государственной регистрации. По некоторым данным, не было зарегистрировано каждое второе протестантское сообщество РСФСР. Позицию активного противодействия официальной регистрации по республике оказало до 200 сообществ верующих Совета церквей Евангельских христиан-баптистов, свыше 200 сообществ христиан веры евангельской (пятидесятников), 86 сообществ Свидетелей Иеговы, более 50 сообществ истинно православных христиан и истинно православных церковников, около 20 сообществ адвентистов-реформистов и более 30 сообществ иных протестантских направленностей. По мнению Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР, «...религиозная сеть протестантов не упорядочена.». Сложность ситуации привела к появлению Постановления Совета от 25.10.1989 г. «О мерах усиления работы с протестантскими объединениями в РСФСР, уклоняющимися от юридического признания (регистрации)». Помимо прочего, осложнилась ситуация между двумя институализированными структурами Евангельских христиан-баптистов: Советом церквей ЕХБ и Всесоюзным Советом ЕХБ. Возможно, именно желание власти упорядочить ситуацию с протестантами в целом и с Евангельскими христианами-баптистами, в частности, привела к значительному сокращению зарегистрированных религиозных организаций ЕХБ [9, л.л.92-94].

Отметим, что в 1989 г. заметно сократилось количество регистрируемых за год религиозных организаций. Если в 1988 г. таковых было 231, то в 1989 всего 161 [9, л.л. 47, 92-94].

В РСФСР на 1989 г. существовало более 1800 протестантских объединений, что составляло свыше 3/5 от общего числа в стране. Справка «О мерах по усилению работы с протестантскими объединениями в РСФСР, уклоняющимися от юридической регистрации» приводит количественные данные о наибольших из них: объединение Совета церквей ЕХБ -220, пятидесятников - более 200, свидетелей Иеговы - свыше 80, истинно православных христиан и истинно-православных церковников - более 50, братских меннонитов - свыше 30, адвентистов-реформистов - около 20, хлыстов 16, молокан 16. Названные учения «действовали в разных сочетаниях» в 67 автономных республиках, краях и областях (из 73 административно-территориальных единиц республики). Следует отметить, что значительное количество протестантов проживало на территории Сибири, по территориальным единицам наибольшее их число было в Алтайском и Красноярском краях и Омской области [9, л.96].

Христиан веры евангельской в РСФСР было до 60 000 чел. Среди них три главных направления: два - последователи воронаевского толка (40 000 чел.) одно - христиане веры евангельской среди апостолов (единственников) - 20 000 чел. Вплоть до второй половины 1980-х гг. среди воронаевцев существовал совет епископов, поделивший республику на зоны влияния [9, л.98].

Осенью 1989 г. Христиане веры евангельской (пятидесятники) создали на территории РСФСР пресвитерские советы, в частности, на территориях Сибири и Дальнего Востока, с центром в г. Братск. Он возглавлялся В. А. Торбой, однако данных по его работе отчеты Совета по делам религий при Совете Министров СССР не содержат [9, л.99].

К 1989-1990-м гг. относится активизация издательской деятельности протестантов. Работало издательство «Протестант» в Москве, начавшее с издания газеты с одноименным названием и оформившееся институционально в 1991 г. издательство Адвентистов седьмого дня в Заокске. Отметим, что первоначальный этап издательской деятельности протестантов строился на незарегистрированной основе. Для данного времени характерно появление значительного количества прошений протестантских организаций об открытии в регионах РСФСР газет. Известны такие прошения по Дальнему Востоку, но поскольку прошения поступали от незарегистрированных религиозных сообществ, со стороны органов власти они оставались без внимания. Так, подобное прошение в 1990 г. поступило от старшего пресвитера по Хабаровскому краю с просьбой учредить региональную газету «Дальневосточный христианин» [10].

Несмотря на то, что традиционно основная масса религиоведов не относят учение Свидетелей Иеговы к протестантским, информацию о них в отчетах давалась именно в разделе «протестантские учения». Всего на территории РСФСР в 1989 г. было около 10 000 протестантов. В основной своей массе они проживали на Северном Кавказе и в Краснодаре. На территории Сибири и Дальнего Востока местом их значительного расселения была Иркутская область, Красноярский и Хабаровский края. Все общины Свидетелей Иеговы на территории РСФСР находились на нелегальном положении, т.е. не были зарегистрированы. Подчинены они были, так называемому «Бруклинскому иеговистскому центру». Следует отметить, что, как в Иркутской области, так и в Красноярском и Хабаровском краях руководители местных религиозных сообществ Свидетелей Иеговы выходили на органы государственной власти с идеей государственной регистрации религиозных организаций, однако данный вопрос так и не был решен [9, л.100]. В одном из документов отмечалось, что в 1989-1990 гг. деятельность «мелких» религиозных учений, таких как хлысты или молокане, не изучена, и что-либо конкретное по ним сказать нельзя [9, л.100].

Относительно ислама в Сибири и на Дальнем Востоке, отчеты Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР данных практически не содержат. Есть упоминание о том, что на самом Западе Сибири, на территории Тюменской области проживало значительное количество народностей, представители которых традиционно являлись носителями ислама. Краткие упоминания встречаются об исламе в Иркутской области [9, л.113]. Встречается в документах объемная справка о съезде мусульман Европейской части

СССР и Сибири, посвященном юбилейным торжествам 200-летия Духовного правления мусульман, который проходил в Казани. Однако никаких детальных данных об исламе на территории Сибири нет [11]. Вообще на территории Сибири и Дальнего Востока к 19891990-м гг. значительное количество незарегистрированных религиозных объединений было в Алтайском и Красноярском краях, Приморской, Амурской, Кемеровской, Омской, Томской и Тюменской областях [12, л.13].

Среди точек религиозной напряженности в РСФСР отчетные документы по религиозной ситуации называют и некоторые регионы Сибири. Таким субъектом федеративной республики являлась Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика [12, л.13]. Однако здесь следует сказать, что конкретики в данном замечании не было. О какой напряженности идет речь из источников не ясно.

На 1989-1990 гг. приходится значительная активность власти по регулированию процессов, связанных с религиозной деятельностью. Появляется целый ряд различных постановлений Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР. Помимо названных выше, это Постановления «О ходе реализации предложений и замечаний Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 17 января 1989 г.», «О практике работы отделов Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР и аппаратов уполномоченных по обеспечению функционирования духовных учебных заведений в соответствии с законодательством о религиозных культах», «О взаимодействии в решении служебных задач с народными депутатами, в том числе с избранными народными депутатами священнослужителями» и др. [8, л.л.79-85].

В рассматриваемое время нашли свое проявление взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, постоянно увеличивающееся количество религиозных сообществ требовало активных действий органов власти, а с другой - свобода совести и свобода вероисповедания вела к необходимости ограничения контроля со стороны государства. Свое выражение на практике это нашло в постоянном контроле со стороны уполномоченных за развитием религиозности в регионах РСФСР. Со стороны Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР высказывалось мнение о необходимости увеличения малочисленных аппаратов уполномоченных Совета по регионам. В реальности же, в некоторых регионах, наоборот, происходило сокращение численности сотрудников аппарата уполномоченных Совета. Среди регионов Сибири и Дальнего Востока такая ситуация сложилась, к примеру, в Алтайском крае. Об этом информацию встречаем в одном из писем Председателя Совета Л.Ф. Колесникова на имя Заместителя Председателя совета Министров СССР Ф.А. Табеева. В письме оговаривалась просьба дать разъяснения на места о необходимости, в связи со сложной религиозной ситуацией, увеличения численности аппаратов уполномоченных Совета в регионах [12, л.35].

По макрорегиону Сибири за годы рубежа 1980-х - 1990-х данные представлены, как отмечалось выше, отрывочны. При этом они не несли в себе серьезных оценок ситуации. Так, в одном из документов отмечалось, что отчеты по Бурятской АССР не содержали данных о духовенстве в плане его идеологических настроений, проводимой им работе по раскрытию пропагандистской работы «Запада». В отчетах по Кемеровской области не было данных о недостатках работы Уполномоченных Совета [12, л.47].

В одном из писем председателя Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР Л.Ф. Колесникова в адрес уполномоченных совета по регионам отмечалось, что указания Совета рядом уполномоченных выполнялись «без должной оперативности», сроки предоставления материалов по субъектам РСФСР постоянно срывались. Так, к примеру, карточки на действующие религиозные объединения, требуемые по решению суздальского совещания 1988 г. вообще не были предоставлены по Новосибирской и Иркутской областям [12, л.67].

Следует сказать, что вопросы управления религиозными процессами осложнялись конфликтом между двумя Советами по делам религий: при Совете Министров СССР и при Совете Министров РСФСР. В начале 1989 г. Союзный Совет устроил проверку Совета

республиканского, результаты которой не устроили последний. Итогом стало снятие с должности Председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР К.М. Харчева - одного из организаторов упомянутой проверки [3], [13]. На наш взгляд, сложившаяся ситуация стала итогом самого факта появления в 1986 г. Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР, надобности в котором, по сути, не было. Была создана дублирующая Совет по делам религий при Совете Министров СССР структура. Совершенно очевидно, что рано или поздно ситуация должна была выйти на конфликтный уровень. Так или иначе, но сложившаяся это накладывало негатитивный отпечаток на общий порядок организации всей работы.

Деятельность Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР завершилась в 1990 году. С этого времени исчезла и отчетность по религиозной ситуации в регионах. Правда здесь следует отметить, что и прежде она оставляла желать лучшего. Однако с этого времени строгая отчетность специального органа государственной власти по делам религий исчезает вовсе. В регионах в остаточной форме институт уполномоченных просуществовал еще некоторое время. Так, в Читинской области окончательное прекращение его работы было связано с Постановлением Читинского областного Совета народных депутатов от 15 октября 1991 г. № 388 «О передаче отделу юстиции Читинского облисполкома архива и служебных помещений бывшего уполномоченного Совета по делам религий при Совмине РСФСР» [14]. Распорядительные и контрольные функции Совета по делам религий при Совете Министров СССР, несмотря на то, что он просуществовал до конца года, были прекращены еще весной 1991 г.

Таким образом, можно констатировать, что на рубеже 1980-1990-х гг. религиозная ситуация в РСФСР развивалась в контексте двух тенденций. Первая - это трансформация «религиозной карты» республики. При этом в течение всего перестроечного времени наблюдался постоянный количественный рост зарегистрированных религиозных организаций. В рассматриваемое краткое время, наоборот, произошел спад, причем, главным образом, за счет протестантских и мусульманских религиозных сообществ. Православных и старообрядческих организаций, напротив, стало больше.

Вторая тенденция - это постепенное сокращение контроля со стороны власти за религиозными процессами, что в итоге приведло к закрытию Советов по делам религий, как при Совете министров СССР, так и при Совете министров РСФСР. Установление свободы совести и свободы вероисповедания привело к упразднению административно-идеологического контроля над религиозными организациями.

Применительно к рассматриваемому времени, источники содержат определенное количество информации по ситуации в сфере развития религиозных организаций. Однако в разных документах она разнится, часто является отрывочной, что предопределяет сложность в воссоздании полной картины. Еще сложнее ситуация относительно регионов Сибири и Дальнего Востока. На сегодня составить общую картину религиозной ситуации на данных территориях достаточно сложно. Очевидным является то, что требуется дальнейшая активная работа с источниками и научными публикациями.

Литература и источники

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-661. Оп. 1. Д. 13. Л. 3.

2. ГАРФ. Ф. А-661. Оп. 1. Д.Д. 6, 12.

3. Жамков А.П. Советское государство и Русская Православная Церковь в переходный период (на материалах Вологодской Епархии: 1985-1991) [Электронный ресурс]. // БОГОСЛОВ.RU. URL: http://www.bogoslov.ru/text/777869.html (дата обращения: 02.04.2018)

4. ГАРФ. Ф. А-661. Оп. 1. Д. 20. Л. 1.

5. ГАРФ. Ф. А661. Оп. 1. Д. 6. Л. 10.

6. ГАРФ. Ф. А661. Оп. 1. Д. 12. Л. 112; Д. 13. Л. 4; Д. 20. Л. 1.

7. Шишков М.К. Проблемы совершенствования административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации на основе социально-экономического районирования (на примере Самарской области): Дисс. ... канд. геогр. наук. - Самара, 1999. - 228 с.

8. ГАРФ. Ф. А661. Оп. 1. Д. 19.

9. ГАРФ. Ф. А661. Оп. 1. Д. 12.

10. ГАРФ. Ф. А661. Оп. 1. Д. 12. Л. 95; Д. 19. Л. 31.

11. ГАРФ. Ф. А661. Оп. 1. Д. 12. Л. 80; Д. 19. Л.Л. 93-98.

12. ГАРФ. Ф. А661. Оп. 1. Д. 6.

13. Мельниченко В. Государство и русская православная церковь в России. 1985-1990 гг.: эволюция взаимоотношений // Психология человека. [Электронный ресурс]. URL: https://psibook.com/religion/gosudarstvo-i-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-rossii-1985-1990-gg-evolyutsiya-vzaimootnosheniy.html (дата обращения: 03.04.2018).

14. Постановление Читинского областного Совета народных депутатов от 15 октября 1991 г. № 388 «О передаче отделу юстиции Читинского облисполкома архива и служебных помещений бывшего уполномоченного Совета по делам религий при Совмине РСФСР» // Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и научно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/922209555 (дата обращения: 30.03.2018).

References and Sources

1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. A-661. Op. 1. D. 13. L. 3.

2. GARF. F. A-661. Op. 1. D.D. 6, 12.

3. ZHamkov A.P. Sovetskoe gosudarstvo i Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v perekhodnyj period (na materialah Vologodskoj Eparhii: 1985-1991) [EHlektronnyj resurs]. // BOGOSLOV.RU. URL: http://www.bogoslov.ru/text/777869.html (data obrashcheniya: 02.04.2018)

4. GARF. F. A-661. Op. 1. D. 20. L. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. GARF. F. A661. Op. 1. D. 6. L. 10.

6. GARF. F. A661. Op. 1. D. 12. L. 112; D. 13. L. 4; D. 20. L. 1.

7. SHishkov M.K. Problemy sovershenstvovaniya administrativno-territorial'nogo ustrojstva sub"ektov Rossijskoj Federacii na osnove social'no-ehkonomicheskogo rajonirovaniya (na primere Samarskoj oblasti): Diss. ... kand. geogr. nauk. - Samara, 1999. -228 s.

8. GARF. F. A661. Op. 1. D. 19.

9. GARF. F. A661. Op. 1. D. 12.

10. GARF. F. A661. Op. 1. D. 12. L. 95; D. 19. L. 31.

11. GARF. F. A661. Op. 1. D. 12. L. 80; D. 19. L.L. 93-98.

12. GARF. F. A661. Op. 1. D. 6.

13. Mel'nichenko V. Gosudarstvo i russkaya pravoslavnaya cerkov' v Rossii. 1985-1990 gg.: ehvolyuciya vzaimootnoshenij // Psihologiya cheloveka. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://psibook.com/religion/gosudarstvo-i-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-v-rossii-1985-1990-gg-evolyutsiya-vzaimootnosheniy.html (data obrashcheniya: 03.04.2018).

14. Postanovlenie CHitinskogo oblastnogo Soveta narodnyh deputatov ot 15 oktyabrya 1991 g. № 388 «O peredache otdelu yusticii CHitinskogo oblispolkoma arhiva i sluzhebnyh pomeshchenij byvshego upolnomochennogo Soveta po delam religij pri Sovmine RSFSR» // Konsorcium KODEKS. EHlektronnyj fond pravovoj i nauchno-tekhnicheskoj dokumentacii. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/922209555 (data obrashcheniya: 30.03.2018).

ДРОБОТУШЕНКО ЕВГЕНИИ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета Забайкальского государственного университета.

КРЫЛОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой политологии Забайкальского государственного университета.

ЛАНЦОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Забайкальского государственного университета.

DROBOTUSHENKO, EVGENY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Dean faculty of History, Transbaikal State University (DRZZ@yandex.ru).

KRYLOV, DMITRY A. - Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Political Science, Transbaikal State University (dmdak@yandex.ru).

LANTSOVA, YULIA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History, Transbaikal State University (astra205@yandex.ru).

УДК 94(470):374

ДАВЫДОВ С.Г.

УЛИЧНЫЕ ФОРМЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ

МОЛОДЕЖИ В 1990- Е ГГ.

Ключевые слова: уличные формы самодеятельной активности, протестная активность молодежи, асоциальные сообщества, субкультурные молодежные группировки, акции "прямого действия", "арт-акции", перформанс, хэппенинг.

В статье исследуются уличные формы самодеятельной активности российской молодежи в 1990-е годы, рассматриваются общественно громкие политические и художественные «акции» организованные и проведенные молодежью, мотивы их участников. Показано, что склонность молодежи к публичной демонстрации своего «Я» имела устойчивый характер, охватывая практически все его номинации. При этом молодежная энергия имела радикальную, а зачастую и экстремистскую направленность, и даже художественные формы самовыражения были проникнуты протестным духом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.