Научная статья на тему 'Религиозная метафора в текстах СМИ'

Религиозная метафора в текстах СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
680
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / МИФОЛОГЕМА / РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФРЕЙМ / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ARCHETYPE / MYTHEME / RELIGIOUS METAPHOR / METAPHORICAL MODEL / FRAME / METAPHORICAL CONCEPT / METAPHORICAL CONCEPTUALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Елена Валерьевна

Предлагается краткий обзор теорий метафоры в современной лингвистике, более подробно анализируется религиозная метафора как одна из самых распространенных метафорических моделей в текстах русскои немецкоязычных средств массовой информации при описании природных и техногенных катастроф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Metaphor in the Mass Media Texts

In this paper the author presents an overview of theories of metaphor in modern linguistics and stops in detail on the religious metaphor as one of the most popular metaphorical models in the Russian and German media texts used in description of the natural and man-made disasters.

Текст научной работы на тему «Религиозная метафора в текстах СМИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305).

Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 21-24.

РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФОРА В ТЕКСТАХ СМИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», государственный контракт № 16.740.11.0761

Предлагается краткий обзор теорий метафоры в современной лингвистике, более подробно анализируется религиозная метафора как одна из самых распространенных метафорических моделей в текстах русско- и немецкоязычных средств массовой информации при описании природных и техногенных катастроф.

Ключевые слова: архетип, мифологема, религиозная метафора, метафорическая модель, фрейм, метафорический концепт, метафорическая концептуализация.

На сегодняшний день существует целый ряд теорий метафоры. В русле традиционных лингвистических исследований метафора часто рассматривалась как языковое украшение, компонент языка поэтов, а не как инструмент выражения и познания. Несмотря на противоречивость представлений о феномене метафоры, в них были заложены основополагающие принципы осмысления этого сложного явления и намечены основные подходы к его изучению, с опорой на которые стали развиваться современные лингвистические исследования метафоры.

На протяжении многовековой истории науки метафора проделала большой путь от средства выразительной речи до когнитивного механизма, способа познания и категоризации действительности. Большая заслуга в когнитивном понимании данного явления принадлежит Дж. Лакоффу и М. Джонсону, которые внедрили двухпространственную модель отображения из сферы-источника в сферу-цели и отнесли метафору не к уровню языковой техники, а к уровню мышления и деятельности1. Концептуальная метафора, являющаяся объектом исследования когнитивной лингвистики, создает возможность для использования потенции сферы-источника при концептуализации новой сферы. Специфика такой концептуализации во многом зависит от национального, социального и личностного сознания номинатора.

В когнитивной лингвистике метафора трактуется как перенос когнитивной структуры, прототипически связанной с некоторым языковым выражением, из той содержательной области, к которой она исконно принадлежит, в другую область. При этом происходит проекция одной концептуальной области на другую, своего рода экспансия концептов области-ис-

точника, в результате которой происходит захват и освоение ими области-цели.

Концептуальная метафора хранится в ментальном лексиконе памяти в метафорическом фрейме. Формальная сторона метафорического фрейма представляется в виде сетки, контуры которой структурированы:

1) семантическими вершинами (реальный денотат, фиктивный денотат, модель ситуации);

2) дугами (сравнение одного денотата с другим, переживание и осмысление явлений одного рода в терминах явлений другого рода);

3) уровнями и подуровнями (лексическими, грамматическими, прагматическими, семантическими);

4) нишами (единицами вторичной косвенной номинации, концептуальными метафорами, концептами)2.

А. П. Чудинов дополнил теорию концептуального анализа метафоры описанием фрей-мово-слотовой системы и выделил семантические сферы, способные служить источником метафорической экспансии. К ним относятся антропоморфная метафора, благодаря которой человек моделирует окружающий мир исключительно по своему подобию, природоморфная метафора, интерпретирующая представления человека о существующей реальности сквозь призму природных явлений, социоморфная метафора, моделирующая действительность по образцу социальной деятельности, и арте-фактная метафора, связанная с созидательными возможностями человека3.

Последней на сегодняшний день ступенью осмысления феномена метафоры является теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера. Согласно данной теории, метафорическое отображение составляет базовую

когнитивную операцию, осуществляемую по определенной схеме и имеющую четкую структуру (исходные пространства, общее пространство и смешанное пространство, или бленд). Между исходными пространствами существует межпространственное отображение, соединяющее сходные элементы прототипов, и общее пространство, содержащее в себе сущности, единые для обоих исходных пространств, затем проецирующиеся в бленд4.

В данном исследовании мы будем придерживаться методики анализа метафоры, предложенной А. П. Чудиновым, согласно которой метафорическая модель имеет сложную семантическую структуру и состоит из множества элементов. К структурно-семантическим свойствам метафорической модели относятся иерархическое устройство, пересекаемость с другими моделями, фреймовая организация. Для обозначения метафоры в традиционном понимании этого слова (как тропа, фигуры речи, слова или фразы в переносном значении) используется термин метафорическое выражение, которое является поверхностной реализацией пересекающихся понятийных областей. Схема связи между понятийными сферами, существующая и/или складывающаяся в сознании носителей языка, называется метафорической моделью. Метафорические модели формируют метафорический образ, под которым понимается ментальная единица, устойчивое представление об объекте окружающего мира, структурированное при помощи набора концептуальных метафор, не обладающее точным сходством с оригиналом и формирующее у реципиента совокупность культурно-специфических связей.

Описание семантической структуры метафорической модели начинается с описания сферы-источника и сферы-цели метафорического переноса и построения фреймовой структуры данной метафорической модели в определенном дискурсе. Фреймовая модель состоит из типовых слотов как элементов ситуации, составляющих часть фрейма.

При когнитивном анализе метафорических моделей рассматриваются элементы, принадлежащие к разным лексико-семантическим группам, к разным частям речи; в рамках единой системы рассматриваются собственно лексические единицы, фразеологизмы и их компоненты, а также другие воспроизводимые единицы (пословицы, поговорки, афоризмы и т. п.). К анализу привлекаются не только ме-

тафорические выражения, но и другие тропы: метафорический эпитет, сравнение, ирония, гипербола, литота, так как понятийное сближение - более важный фактор, чем уровневые или структурные различия (то есть анализируются слова разных частей речи, лексико-семантических разрядов, семантических объединений)5. Метафорическая модель характеризуется открытостью, способностью к более детальному развертыванию с использованием новых компонентов, но вместе с тем можно определить возможные направления развертывания/ расширения данной модели.

Если верить СМИ, человечество стремительно приближается к апокалипсису. В СМИ широко распространены метафорические образы различных катастроф, и прежде всего, это религиозная метафора, представляющая катастрофу как действие неких высших сил, наказание Бога или дьявола, поэтому ее невозможно предотвратить или избежать, и этот факт лишает человека уверенности в своих возможностях. Когда в очередной раз происходит катастрофа с многочисленными человеческими жертвами, люди невольно задумываются

о причинах происходящего, является ли катастрофа случайностью или наказанием свыше.

Религиозная метафора представлена целым спектром метафорических выражений, основным компонентом значения которых является представление катастрофы как наказания за грехи и провинности человека. Например, наводнение в г. Крымске летом 2012 г. представляется в новостных сообщениях как наказание людям:

- Бог посылает людям наказание за забвение заповедей, аморальный образ жизни и непомерную жадность. Разгул стихии суть выражение гнева Всевышнего (08.07.2012: http:// culturavm.ru/society/7078).

- Однако не на одну Россию «пролился в последние дни гнев Божий. 12 июня в Вашингтоне прошел парад содомитов, который возглавлял мэр столицы. А через несколько дней на восточное побережье США обрушились ураганы, вследствие чего тысячи людей остались без электроэнергии, а некоторые погибли. За ураганами последовала аномальная жара -более 40 градусов по Цельсию. Вашингтон превратился в горячий ад. Множится число жертв. Это свидетельство того, что Бог поругаем не бывает. Город, во главе с мэром бросивший Небу вызов, получил от Неба должный ответ» (16.07.2012: http://www.rosbalt.ru).

Этой точки зрения придерживаются как священники, проповедники, так и журналисты и простые люди. Однако представление природных катастроф как наказания Бога за проступки человека ставится под вопрос, когда говорят о невинно пострадавших, особенно о детях:

- «Wer sagt da, angesichts der Opfer ohne Zahl, Gott habe sich geracht?! Die Kinder an der Mutterbrust, erschlagen und verblutet, was haben sie getan, was haben sie verbrochen?» /«Кто может сказать, ввиду бесчисленного количества жертв, что это месть Бога? Дети на материнской груди, убитые и истекающие кровью, что они сделали, в чем они провинились?» (http://www.welt.de/print-welt/article419511/ Die-Kinder-von-San-Giuliano.html).

На что священники отвечают, что «общество и все его представители несут ответственность за сделанный выбор в пользу аморальности и стяжательства. Мы все обязаны ответить перед Божьим судом, когда нас призывают к ответу», - возражает преподобный Грэм Доу, епископ Карлайла, высшее духовенство Великобритании (http://culturavrn.ru/ society/7078).

В рамках религиозной метафоры довольно интересна метафора «Природа - это палач», где природная катастрофа исполняет приговор, оглашенный человеку Богом за людские прегрешения (палач - это тот, кто приводит в исполнение приговор о смертной казни или телесном наказании):

- Катастрофа - секира палача или к побуждение к действию (sbc.clan.su).

- «Бог показал, что землетрясения и цунами - орудие наказания грешной земли и человечества - это одни из главных инструментов уничтожения» (http://planeta.moy.su/).

Приведенные примеры объясняют возникновение катастрофы несоблюдением заповедей, данных людям Богом, и нарушением воли Бога, что и приводит к наказанию и расплате за грехи.

Часто катастрофы происходят в результате невежества, безответственности, невнимательности человека (например, из-за брошенной в неположенном месте непотушенной сигареты возникают лесные пожары), нередки и природные катастрофы, происходящие без вмешательства человека. Когда случаются подобные бедствия, влекущие за собой страдания и смерти, многие считают, что такова воля Божия, что это наказание, посылаемое Богом. Однако

верующие винят в происходящем не только Бога, но и дьявола:

- «Дьявол занят все время своей черной работой. Несчастные случаи, бедствия на воде и на суше, страшные опустошительные пожары, ураганы, ужасные бури, землетрясения -во всем видна его злая воля. Он собирает свою жатву, голод и бедствия следуют за ним. Он поражает воздух смертоносными испарениями, и тысячи людей погибают от эпидемий» (http://biblepravda.com).

Терракты также представляются в СМИ в виде действия неких высших сил, при этом наибольшей частотностью появления в тексте обладает лексема «апокалипсис»:

- «Террористы устроили мини-апокалипсис с сотней жертв» (http://www.ntv.ru/ novosti/314699/).

- «Терроризм. На пути к апокалипсису» (http://astrolleida.net/bez-rubriki/terrorizm-na-puti-k-apokalipsisu/).

- «Призрак апокалипсиса на пороге нового века?» (http://www.synergia.itn.ru/kerigma/ katehiz/kirill/VyzovSovremenCiviliz/3.htm).

Это представление связано с все более распространяющейся убежденностью, что терроризм - воплощение самого зла на земле и конец света наступит в результате теракта, когда террористы захватят ядерный арсенал одной из страны, развяжется ядерная война, и тогда сбудутся пророчества, согласно которым земля вспыхнет от огня и все живое исчезнет с планеты. Такое предположение можно назвать своего рода пророчеством современного мира, созданным обществом.

Выражение «терроризм апокалипсиса», также распространяемое СМИ, означает современный, постмодернистский терроризм, которому уже не важен политический результат. Есть ближайшая цель, после этого будут другие цели, но остановки, конечного политического маршрута у него нет (http://i-r-p.ru/ page/stream-trends/index-5682.html). Тем самым терроризм апокалипсиса отличается от терроризма прошлого века.

Выражение «зомби-апокалипсис», часто встречающееся в Интернете, означает один из возможных вариантов конца света, к которому, несмотря на его кажущуюся абсурдность, готовятся десятки тысяч людей во всем мире. Причина этой катастрофы заключается в том, что из какой-нибудь секретной научной (правительственной) лаборатории вырвется вирус, превращающий людей в зомби (то есть ходя-

чих живых мертвецов), которые начнут убивать незараженных людей. Благодаря невероятной популярности темы зомби-апокалипсиса в кино и компьютерных играх этот сценарий обсуждается довольно серьезно и практически постоянно и повсеместно:

- «Правительство США в панике от наступающего зомби-апокалипсиса» (http://news. bcm.ru/criminal/2012/6/04/465306/1).

- «Зомби-апокалипсис: советы от минздрава» (http://www.gazeta.ru/social/2011/05/19/ kz_3623121.shtml).

Не только природные, но и техногенные катастрофы, являющиеся результатом действия рук человека, представляются как наказание, действие высших сил, и могут в итоге привести к концу света:

- «Экологические проблемы мира: апокалипсис от рук человека» (www.epochtimes. com.ua/ru/science/ecology/kologycheskye-prob-lem-myra-apokalypsys-ot-ruk-cheloveka-102580. html).

- «Die Apokalypse, das ist fur Taxacher die globale okologische Katastrophe, die mit der so-zialen Katastrophe von Unrecht und Ausbeutung einhergehb) / «Апокалипсис - это, для Такса-хера, глобальная экологическая катастрофа, которая идет в ногу с несправедливостью и эксплуатацией» (http://www.tma-bensberg. de/?oid=4073).

Религиозная метафора представлена в обоих анализируемых языках и, согласно проведенному анализу, находит вербализацию в аналогичных метафорических выражениях.

Религиозная метафора, концептуализирующая различные катастрофы как результат действия неких высших сил, занимает доми-

нирующее положение вплоть до эпохи Возрождения, когда существование Бога начинает ставиться под вопрос, но традиционная «божественная» картина мира сохраняется при интерпретации природных катастроф. Однако постепенно, в связи с техническим, экономическим и общественным развитием, с увеличением значимости естественных и технических наук и уменьшением политического влияния церкви, изменяется восприятие катастрофы, прежние интерпретационные модели вытесняются новыми, которые обращаются к анализу причин и поиску виновников происходящего, религиозная метафора все больше вытесняется антропоморфной, зооморфной, фитоморфной, морбиальной, театральной и военной метафорами.

Примечания

1 См.: Ковальчук, Л. П. Концептуальная интеграция исходного пространства «Женщина» в сказочном дискурсе : автореф. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2012. 24 с.

2 Хахалова, С. А. Концептосфера личностной пристрастности: метафора // Антропологическая лингвистика: концепты, категории / Ю. М. Ма-линович и др. М. ; Иркутск, 2003. С. 211.

3 Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург, 2003. С.207.

4 См.: Ковальчук, Л. П. Концептуальная интеграция. С. 8.

5 Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исселедование политической метафоры (1991-2000) : монография. Екатеринбург, 2001. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.