М. А. ЕЛДИН
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ МОРДОВИИ И ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: традиция, изучение религиозной культуры, народы Мордовии, российское общество Key words: tradition, religious culture studying, peoples of Mordovia, Russian society
Духовное взаимодействие России с финно-угорским и тюркским народами Поволжья имеет тысячелетнюю историю и первоначально осуществлялось отнюдь не только в мирных формах. В эпоху первых походов правителей русских княжеств их участники познакомили военно-феодальную элиту Руси с обычаями и традициями восточных народов, их религиозными ценностями. Как замечает Н. Смелзер, в условиях социокультурного взаимодействия разных этногрупп «почти все члены общества проявляют религиозную преданность церкви, которая обычно связана с государством»1.
Находясь в составе Золотой Орды и сохраняя относительную свободу, народы Поволжья вовлекались чересполосно в сферу культурного влияния Золотой Орды и русских княжеств и принимали участие в военных действиях сначала на стороне ордынцев, а затем и на стороне авторитетных русских правителей. Достаточно вспомнить, что с конца ХШ — начала KIV в. в Мохше, центре Наровчатского улуса до 1395 г., началась исламизация Посурья и мордвы в районе современного райцентра Наровчат (Пензенская область). М. Ф. Жиганов отмечает, что в указанный период в рассматриваемом регионе обнаруживались артефакты, характеризующие исламские культурные традиции края2. Но позиции православной конфессии в Поволжье оказались более устойчивыми по историческим причинам развития поволжских духовных традиций.
ЕЛДИН Михаил Александрович, доцент кафедры философии для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.
Вхождение мордовского народа в состав Российского государства имело большое позитивное значение не только для его социально-экономического, политического, но и этнического развития. Был положен конец разобщению мордовского этноса в пределах двух государств Великого княжества Московского и Казанского ханства. Н. Ф. Мокшин верно отмечает: «Мордва была одним из первых крупных народов, присоединившихся к России. Ее пример оказал воздействие и на этническую ориентацию других народов Поволжья, вступавших в Россию непосредственно вслед за мордвой»3.
Методы мирной христианизации путем увещевания и добрых примеров, а также легитимное положение нехристианских общин в России приводили к более прочной культурной интеграции российского общества. Так, христианизация мордовского народа способствовала дальнейшей интеграции мордовского края в имперские структуры российского общества. Однако следует учесть тот факт, что при христианизации на территории Мордовии Русская православная церковь приспосабливалась к традициям, сложившимся в регионе. Чтобы не терять верующих, священнослужители были вынуждены, изучив, например, традиции и обычаи мордвы, искать компромисс, даже принимать участие в ее традиционных «молянах» и «озксах», постепенно меняя их смысл. Вот как характеризует эту проблему И. М. Инюш-кин: «Местные обычаи среди православного населения края также становились объектом осмысления всех тех же церковнослужителей. И здесь узнанное ими далеко не всегда оберегалось, а порой просто изгонялось священниками, роль которых в провинциальной культуре всегда была значительна»4.
Мордва была включена в орбиту Российского государства в ту эпоху, когда религиозная традиция была одним из основополагающих государственно-политических критериев, а ненасильственная просветительская христианизация — государственной политикой. По данным У. Харва, только с 1740 по 1762 г. православие приняли 67 тыс. 580 чел. (70 % мордвы). В случае с внедрением духовной традиции православия в Поволжье сказывался учет прежней российской политики и мировой опыт регионов, свойственный уже европейской цивилизации5. С помощью религии многие поволжские на-
роды окончательно вошли в систему, стягивающую этносы в рамки единого пространственно-временного континуума.
Массовое обращение в христианство мордовского народа завершилось примерно к середине ХVШ в., однако оно носило во многом поверхностный и неглубинный характер. Епископ Нижегородский и Алатырский Иоанн Дамаскин много сделал для миссионерской деятельности в среде народов Поволжья. Христианизация народов России существенным образом отразилась на народном менталитете. Многочисленные свидетельства ХVШ—XIX вв. говорят о том, что мордовский народ искренне исповедовал православное христианство. Важными аспектами бытия и развития духовной жизни мордовского края были религиозное просветительство и создание школ и приходских училищ. Наиболее существенные результаты деятельности в этой области стали заметны в конце Х!Х — начале ХХ в.
Российская империя вступила в ХХ в. страной, где законодательно была закреплена государственная религия — православие. До революции 1917 г. только в Саранском уезде Пензенской губернии существовало около 40 церквей и более 50 часовен, большинство из которых не сохранилось в настоящее время6. Народы Поволжья испытали короткий период национального подъема в конце Х!Х — начале ХХ в.: у них появилась национальная интеллигенция и первые плоды ее просветительской деятельности. В этот период религиозная жизнь развивалась в рамках православия, но язычество сохранялось в патриархальной сельской среде.
В ХХ в. православие в Мордовии, как и в целом в СССР, переживало самые тяжелые времена. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г. Из 620 церквей, 20 молитвенных домов и 14 монастырей Русской православной церкви в Мордовии было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и 3 монастыря. Из оставшихся одиннадцати монастырей семь (Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский) сохранили лишь небольшую часть своих построек, от четырех остались фрагменты. Зиновский монастырь в Рузаевском районе, например, был ликвидирован до основания, а монашество подверглось уничтожению или отправлено в лагеря. 120 приходских бывших на территории республики православных
Религиозная культура народов Мордовии
181
церквей сохранились до наших дней в разрушенном или в сильно перестроенном виде7.
Нельзя не заметить, что православие в современной России постепенно меняет свой социальный ареал: прошли те времена, когда оно искусственно оттеснялось в социальное бездействие. В связи с этим возникает вопрос «Возможна ли конфессиональная культура региона в современном обществе?». В любом случае ее судьба зависит от того, смогут ли ее потенциальные творцы и носители отказаться от комплексов и мифов, внедряемых сегодня в культурное пространство современного российского общества, в том числе и с Запада, ради преображения сознания, времени и стиля жизни.
Одной из особенностей постсоветской эпохи является изменение статуса массовой культуры, ее экспансивный характер. Это означает размывание разных границ — культурных, этических, эстетических, религиозных и т. д. Особенно значимой при анализе современного положения традиций отечественной духовной культуры является их нравственно-регулятивная функция.
В начале 1990-х гг. в Мордовии стали активно действовать различные нетрадиционные культовые структуры. В то время на смену росту количества представителей традиционных конфессий пришел ощутимый рост нетрадиционных и неорелигиозных организаций в Мордовии и других регионах России, а также была налицо асоциальная деятельность их адептов. Этот фактор вызывает и сегодня не просто озабоченность у специалистов и исследователей данной проблемы, но и тревогу за дальнейшую судьбу стабильной российской общественной жизни.
Сегодня мордовская митрополия Русской православной церкви является одной из динамичных религиозных организаций Приволжского региона, несмотря на многие трудности современной межконфессиональной жизни в России. Новейшая эпоха развития российского общества четко поставила в качестве важного фактора социокультурного бытия вопросы духовной суверенности общества. Для россиян как сообщества традиционалистского (в своей культурной основе) важными являются как этнические, так и культурно-религиозные аспекты проблем бытия этносов в условиях полиэтничности современной России. Современная
Россия носит светский характер, однако в силу исторической инерции и установившихся традиций именно православное духовно-культурное наследие, представленное в различных структурах Русской православной церкви, является существенным стабилизирующим фактором российской общественной жизни современности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 467.
2 См.: Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. С. 76.
3 Мордовский этнос: проблемы и суждения. Мордва: историко-культурные очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. С. 46.
4 Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: природа, типология, феномены. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 166.
5 См.: Harva U. Die religiosen Vorlesungen der Mordvinen. Helsinki, 1953. 456 s.
6 См.: Пензенская епархия: историко-статистическое описание. Пенза, 1907. С. 108.
7 См.: Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». Вып. III. Саранск: Красный Октябрь, 2004. 340 с.
Поступила 10.05.12.