Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА ГРОДНЕНЩИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА ГРОДНЕНЩИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНФЕССИИ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / СМИ / ЯЗЫК БОГОСЛУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ярмусик Э.С.

Рассматривается роль религиозной культуры как составной части культурного пространства Гродненщины. Показаны некоторые формы духовно-просветительской деятельности православной и католической конфессий, среди которых особую популярность приобрели православные фестивали, парафиады для молодёжи, культурно-просветительские вечера для интеллигенции и другие. Особое внимание уделено использованию в богослужебной и религиозно-просветительской деятельности белорусского, польского и русского языков. Показана роль Высшей Духовной семинарии Римско-католической Церкви в образовательном пространстве региона. Рассмотрены направления деятельности Музея истории религии Гродно по пропаганде богатого наследия религиозной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS CULTURE OF GRODNO REGION AT THE PRESENT STAGE

The article examines the role of religious culture as an integral part of the cultural space of Grodno region. There are shown some forms of spiritual and educational activity of the Orthodox and Catholic faiths. Orthodox festivals, parafiads for youth, cultural and educational parties and others have become especially popular among them. Particular attention is paid to the use of Belarusian, Polish and Russian languages in liturgical and religious - educational activities. It is shown a role of the Higher Theological Seminary of the Roman Catholic Church in the educational space of the region. As well there are considered directions of activities of Grodno's History of Religion Museum on propaganda of the rich heritage of religious culture

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА ГРОДНЕНЩИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 008:2:783.6(476.6)

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА ГРОДНЕНЩИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

д-р ист. наук, доц. Э.С. ЯРМУСИК (Гродненский государственный университет им. Я. Купалы)

Рассматривается роль религиозной культуры как составной части культурного пространства Гродненщины. Показаны некоторые формы духовно-просветительской деятельности православной и католической конфессий, среди которых особую популярность приобрели православные фестивали, парафиады для молодёжи, культурно-просветительские вечера для интеллигенции и другие. Особое внимание уделено использованию в богослужебной и религиозно-просветительской деятельности белорусского, польского и русского языков. Показана роль Высшей Духовной семинарии Римско-католической Церкви в образовательном пространстве региона. Рассмотрены направления деятельности Музея истории религии Гродно по пропаганде богатого наследия религиозной культуры.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, конфессии, миссионерская деятельность, музей истории религии, национальное самосознание, парафиада, православные фестивали, религиозная культура, санктуарии, СМИ, язык богослужения.

Введение. Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование, в котором все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности и представлены в ее несущих религиозные значения и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Активным способом распространения данного вида культуры является культ.

Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа и прочее. Другую составляют явления из области философии, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь. Важными компонентами религиозной культуры являются религиозная мораль, искусство, философия [1].

Исходя из приведенного выше определения религиозной культуры следует отметить, что она занимает важное место в миссионерской деятельности каждой конфессии, поскольку посредством различных форм и методов культурологического характера позволяет реализовать цели и задачи, стоящие перед церковным сообществом (религиозными организациями).

Вместе с тем религиозная культура в отдельно взятом регионе до настоящего времени не стала предметом глубокого изучения. Объяснить это можно тем, что феномен религиозной культуры не разработан в теоретическом плане, а также отсутствует достаточное количество источниковой базы. Для этого потребовалось бы изучить документы текущих архивов епархий, недоступных, к сожалению, светским исследователям, проанализировать произносимые духовенством проповеди, содержание религиозных культурно-просветительских мероприятий, публикации в религиозных изданиях, интернет-ресурсы и т. д. В той или иной степени проблемы религиозной культуры рассматривались белорусскими исследователями Н.Н. Беспамятных [2], Э.С. Ярмусиком [3, 4]. Следует отметить содержательную диссертацию протоиерея Александра Велисейчика «История Гродненской Православной Епархии (1992-2017)», в которой рассматриваются такие аспекты православной культуры, как фестиваль православного песнопения «Каложский Благовест», храмостроительство, иконопись и церковное искусство [5]. Среди польских исследователей проблемы католической религиозной культуры, языка богослужения в контексте изучения национального самосознания поляков освещаются в публикациях Х. Гибеня [6], Р. Дзвонковского [7], И. Кабзиньской [8], У. Качмарэк [9], Э. Смулковой [10] и др.

В данной работе ставится цель рассмотреть состояние религиозной культуры, некоторые ее формы в отдельно взятом приграничном регионе республики, каким является Гродненская область. На конкретных примерах показана роль православной и католической конфессии в формировании религиозного культурного пространства Гродненщины.

Основная часть. Основой любой культуры является язык. Беларусь одна из немногих стран на постсоветском пространстве, где использование белорусского языка было и остается предметом острой полемики. Не обошли эти дискуссии и Церковь. Более того, их границы становятся значительно шире и все более политизируются. Использование белорусского, русского, польского и других языков в богослужениях имеет свои особенности в католической и православной конфессии.

Что касается Католической Церкви, то в вопросах языка она исходит из своего миссионерского предназначения, которое носит характер религиозный и наднациональный. Однако благодаря использованию в литургии, катехизации и обучении верующих их родного языка, она развивает культуру данного народа или этнической группы, соответственно углубляет и укрепляет его национальное или этническое самосознание.

Влияние Римско-католической Церкви на Гродненщине, начиная с 1990-х годов, претерпевало значительные изменения в связи с введением в литургию белорусского языка. Парадоксально, но факт: поляки, которые составляют здесь национальное меньшинство, как прихожане костела являются большинством. Однако в послевоенный период они не имели возможности развивать свой национальный язык и культуру. Единственным связующим звеном с польской культурой оставался костел, где верующие могли слышать польский язык, а также многие семьи, в которых сохранились еще польские традиции и кое-где язык.

В начале 1990-х годов ситуация в Католической Церкви стала меняться. Он стал исполнять двойную национально-религиозную роль. Благодаря польскому языку в литургии и обучении религии он служит сохранению культуры и национального самосознания поляков. В то же время благодаря белорусскому языку он способствует укреплению национального самосознания белорусов [11].

Что касается использования белорусского языка в Православной Церкви, то эта проблема довольно активно обсуждается в первую очередь в церковных кругах. Есть «за» и «против». Последние видят в белорусском языке влияние прозападных сил, отступление от канонов Православной Церкви и, что хуже, проталкивание идеи отделения от Московской Патриархии и создания самостоятельной Белорусской Православной Церкви (БПЦ) по украинскому образцу.

Большое просветительское и культурное значение имеет перевод на белорусский язык текстов Нового Завета, который осуществляется Библейской комиссией Белорусского Экзархата при активном сотрудничестве Братства. На белорусском языке было издано четыре Евангелия, богослужебное Священное Евангелие, а также Молитвослов, Божественная Литургия Иоанна Златоуста, Молебен за белорусский народ с акафистом свсв. Виленским мученикам.

В последнее время инициативу в издании духовной литературы на белорусском языке поддержала и Гродненская епархия. Благодаря ее усилиям вышли из печати книги на белорусском языке «Проповеди» архиепископа Гродненского и Волковысского (Кищенко), Служебник [12].

В Гродно активную деятельность по белорусизации БПЦ проводит кандидат богословия протоиерей Георгий Рой. После получения богословского диплома в Регенсбургском университете (ФРГ) он стал преподавать в должности доцента в Минской духовной академии и семинарии. В 2013 году он стал лауреатом премии Института теологии. Почетную премию ему вручил митрополит Филарет (Вахромеев). В Коложской церкви, где служит протоиерей Георгий Рой, богослужения в субботу и воскресенье проводятся на белорусском языке [13].

Новым ярким явлением в религиозно-культурной сфере Гродненской области стали православные фестивали. Видное место среди них занимает Коложский Благовест, который в настоящее время приобрел международное звучание.

Впервые фестиваль был проведен в Гродно в 2002 г. по благословению Преосвященнейшего Артемия, епископа Гродненского и Волковысского и содействию Гродненского облисполкома. Цель фестиваля определялась как сохранение и развитие певческой православной культуры, повышение исполнительского уровня православных песнопений в приходских и светских коллективах.

В 2002 году фестиваль был приурочен к 10-летию возрождения Гродненской епархии. Фактически это был музыкальный форум, смотр состояния приходских певческих коллективов более чем 80 православных храмов в период возрастающего интереса к музыкальному наследию Православной Церкви. Уже в то время определилась своеобразная концепция проведения фестиваля, которая включала в себя обязательные выступления всех приходских хоров на Святках с последующим приглашением лучших коллективов на заключительный тур, проводимый традиционно в феврале в Гродно.

С годами к музыкальному событию стали проявлять интерес светские любительские и профессиональные коллективы. Представляемый на выступлениях репертуар становился разнообразнее: в него вводились как раннехристианские распевы, так и песнопения местных храмов, сохранившиеся и существовавшие в основном в устной певческой традиции. Кроме того, фестиваль получил известность за пределами Гродненщины, а затем и Республики Беларусь.

В 2008 г. фестиваль приобрел свое настоящее название - «Коложский Благовест», тем самым определив свои духовно-исторические связи с древнейшей святыней Гродненской земли - Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церковью, этим уникальным памятником Х11 в., который сочетает в себе традиции византийской архитектуры и белорусского зодчества. В 2011 г. фестиваль получил статус международного [14].

Важно отметить широкий круг участников фестиваля. Это церковные хоры епархии и районных центров (10 и более человек); церковные ансамбли епархии (не более 8 человек); церковные хоры (12 человек) и церковные ансамбли (до 12 человек) областных городов; хоры священнослужителей и духовных школ; светские коллективы (профессиональная категория); светские коллективы (любительская категория); детские церковные коллективы; детские светские коллективы. Одно из требований фестиваля -программа должна состоять исключительно из песнопений Православной Церкви и охватывать различные исторические периоды.

Так, XIV фестиваль проводился 8-14 февраля 2015 г. в 2 тура. Первый тур состоялся для приходских хоров Гродненской епархии. Он являлся самостоятельным творческим мероприятием под названием «Фестиваль православных песнопений Гродненской Епархии» (январь 2015 г.) по благочиниям: Бере-стовицкое и Свислочское; Щучинское и Мостовское; Волковысское и Зельвенское; Гродненское и Щу-чинское. Второй тур (заключительный) проводился среди коллективов, отобранных оргкомитетом фестиваля «Коложский Благовест» по итогам первого тура, а также на основании присланных заявок из-за пределов Гродненской области [15]. В фестивале принял участие 41 коллектив из 7 стран. Музыкальная программа мероприятия включала ораторию митрополита Иллариона (Алфеева) «Страсти по Матфею » в исполнении Гродненской капеллы, конкурсы прослушивания и гала-концерт хоровых коллективов, презентацию книги исследователя Елены Шатько «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность», просмотры документальных фильмов и художественного фильма «Лука», выставку «Православные храмы Гродненщины», вечер духовной поэзии и авторской песни [16].

Не менее интересной и насыщенной была программа XVI международного фестиваля, который состоялся в Гродно 6-11 февраля 2017 г. Помимо церковных песнопений, она включала выставки творчества детей и молодежи «Красота Божьего мира» (живопись, графика, керамика) и «Убранне з Божагасвятла» (мастацтва абклада XVII - пачатак XX стст.); кинолекторий; конкурсные прослушивания хоровых коллективов; вечер духовной поэзии и авторской песни [17]. Участниками фестиваля были 38 церковных и светских коллективов из 7 стран мира. Аудитория фестиваля с учетом онлайн-трансляции Гродненской православной епархии насчитывала тысячи человек [18].

В мае - августе 2013 года и в 2014 году при организационном содействии органов исполнительной власти на территории пяти административных единиц области были проведены духовно-просветительские фестивали православной культуры «Кладезь». В рамках программы фестиваля были представлены ряд проектов, направленных на поддержание духовности и христианских ценностей в обществе, важных социальных инициатив, нравственного воспитания подрастающего поколения: «Доброе кино», «Медицина и православие», «Талант и смысл жизни», «Молодость - время выбора», концертная программа мужского вокального ансамбля «Славяне», а также прошли беседы со священниками, лекции, вечера духовной поэзии и др. [19].

В 2014 году Щучинском, Мостовском, Сморгонском и Ошмянском районах в рамках проекта «Семья. Единение. Отечество» были представлены православная выставка-ярмарка «Радость слова» и духовно-просветительная программа Белорусского Экзархата, которая состояла более чем из 40 мероприятий [20].

Не менее содержательной была духовно-просветительная программа фестиваля в 2017 г. В крупных городах Гродненщины прошли выставки-ярмарки книжной, аудио- и видеопродукции религиозного содержания, показы художественных и документальных фильмов, творческие встречи, духовные беседы. Для детей состоялись показы кукольного театра «Батлейка» на религиозную тематику [21].

Религиозно-культурная жизнь православной и католической конфессий на Гродненщине ежегодно насыщена значимыми событиями, в которые вовлечены широкие массы духовенства и верующих, представители органов власти, а также гости и единоверцы из других стран. Прежде всего это события юбилейного характера. Вот примеры, взятые за несколько лет.

В 2006 г. Гродненская и Новогрудская православные епархии отмечали 10-летие хиротонии и служения на Гродненской кафедре Преосвященнейшего епископа Артемия, 50-летие со дня рождения и 10-летие Архиерейского служения епископа Новогрудского и Лидского Преосвященнейшего Гурия [22]. В 2007 и 2008 гг. Гродненская и Новогрудская православные епархии отмечали празднование иконы Бо-жией Матери Жировичской (в д. Жировичи Слонимского района), 600-летие Сынковичской церкви (д. Сынковичи Зельвенского района), 100-летие Свято-Покровского кафедрального собора в Гродно, 1015-летие Православия на Беларуси, 750-летие преставления преподобного Елисея Лавришевского, 690-летие образования Новогрудской епархии и 15-летие ее восстановления; Гродненский Свято-Рождество-Богородичный ставропольский женский монастырь - 15-летие возобновления деятельности. В 2008 г. верующие католической конфессии отмечали 250-летие костела Пресвятой Троицы (д. Ищелно Щучин-ского района), 100-летие деятельности в Гродно сестер-назаретанок. Верующие православной и католической конфессий участвовали в крестных ходах, посвященных празднику Собора Всех Белорусских

Святых, празднованию Божьего Тела и Крови и Святой Евхаристии, а также в паломничествах к иконе Пресвятой Остробрамской Девы Марии в Вильнюсе, к иконе Матери Божьей в д. Трокели Вороновского района, к Пресвятому Лику Иисуса Скорбящего в г. п. Рось Волковысского района, в д. Коптевка Гродненского района. Празднично при участии большого количества верующих и священнослужителей прошла Коронация иконы Матери Божией Гудогайской в д. Гудогай Островецкого района [23].

Новым явлением в религиозной и культурной жизни Гродненщины стало открытие благодаря инициативе и стараниям епископа Тадеуша Кондрусевича Высшей духовной семинарии в Гродно. 17 августа 1990 г. городские власти города вернули Католической Церкви изъятый в 1940 г. бернардин-ский монастырь, находящийся при храме Отыскания Святого Креста. 18 августа здесь прошли первые вступительные экзамены. Годными для обучения в семинарии были признаны 37 кандидатов из разных уголков Беларуси, Украины и Грузии.

В первом академическом 1990/91 году в Высшей духовной семинарии обучение по 20 предметам проводили 11 преподавателей. Семинария шаг за шагом преодолевала трудности хозяйственного и академического характера, налаживала подготовку будущих священнослужителей для пастырской службы [24].

В 2015 г. семинария отметила свое 25-летие. В послании епископа Александра Кашкевича по этому случаю говорилось: «Высшая духовная семинария в Гродно стала известной в стране и за ее пределами. Это учебное заведение имеет хорошую репутацию, свою историю, традиции, и она прочно вошла в костельную и религиозную реальность нашей диоцезии. Деятельность Гродненской семинарии значительно обогащает религиозный, культурный и академический облик нашего города и всей Беларуси» [25].

Гродненская католическая епархия ежегодно проводит культурно-просветительские вечера для интеллигенции. Первое такое мероприятие состоялось 2 марта 2013 г. в Гродненской Высшей духовной семинарии. Для гродненцев был организован литературный вечер «Пасха с белорусскими поэтами». В мероприятиях приняли участие епископы Александр Кашкевич и Юзеф Станевский, гродненские литераторы, преподаватели университета, представители Православной и Католической Церкви. Были подготовлены выставки оригинальных пасхальных открыток. Представитель епархии отметил, что организация культурных вечеров - глубокая традиция Католической Церкви, который на протяжении многих веков выступал меценатом культурных мероприятий. «Таким образом, происходило взаимное обогащение: евангельские принципы облачались в культурные одежды разных народов, а национальная культура той или иной страны подпитывалась христианскими традициями, темами, сюжетами. Мы планируем и в дальнейшем организовывать вечера, посвященные белорусской христианской музыке, литературе, искусству, чтобы активизировать гродненскую интеллигенцию, побудить людей к творчеству», - отметил ксендз Юрий Жегарин [26].

С 2009 г. в Гродненском диоцезе ежегодно проводится парафиада под девизом «Движение укрепляет дух, сердце и тело». Эта программа носит характер образовательно-воспитательный, профилактический и общественно-патриотический. Она основана на системе соревнования детей и молодежи всех уровней обучения. Программа «Святыня» предусматривает подготовку и участие в совместных молитвах, «Театр» - участие в творческих конкурсах и постановках религиозного характера, «Стадион» - участие в различных спортивных соревнованиях [27].

На Гродненщине существует ряд значимых для верующих мест, которые являются объектом поклонения и паломничества. Как правило, это костелы (санктуарии) и православные монастыри, где имеются чудотворные иконы. Санктуарии - это богатое религиозное, духовно-культурное и материальное наследие Католической Костела и народа. Каждый из них имеет свой облик, сформированный предметами культа, особенностями окрестности, духовными потребностями жителей и другими условиями, а также играет важную роль в жизни местной парафии, региона. В Беларуси насчитывается 7 санктуари-ев, в том числе в Гродно, д. Гудогай (Островецкий район), д. Трокели (Вороновский район), г. п. Рось (Волковысский район) и другие. В парафии Найсвятейшей Троицы в г. п. Рось в костеле находится чудотворная фигура Иисуса Христа Скорбящего. Ежегодно здесь проводятся реколекции (богослужения), посвященные внутреннему, прежде всего, духовному, а также физическому оздоровлению. В июле 2012 г. в таких реколекциях участвовали около 5 тыс. человек [28].

Икона Матери Божьей Шкаплерной в д. Гудогай представляет собой копию известной иконы Матери Божьей Владимирской «Умиление». Знаменитая икона Матери Божией Трокельской (конец XVI в.) является прекрасной копией знаменитой римской иконы Санта Мария Маджоре (Снежной). В Гродно в кафедральном костеле уже более трех веков почитается икона Матери Божьей Конгрегатской (или у молодежи ещё и «Студенческой»), которая также является копией итальянской Санта Мария Маджоре.

В Новогрудке, первой столице ВКЛ, к сожалению, не сохранился первоначальный древний образ Богородицы, но уже более двух веков хранится в Фарном костеле чудотворная икона Матери Божьей Новогрудской. В костеле д. Боруны на стыке Минской и Гродненской областей с XVI в. находится чудотворная икона Матери Божьей Борунской.

Точно также почитается совместно католиками и православными древний образ (с конца XV в.) Матери Божьей Жировичской. Во времена Речи Посполитой эта икона в греко-католическом Жирович-ском монастыре считалась главной униатской иконой белорусов. Сейчас икона принадлежит православным, но католики по-прежнему молятся перед ее копией в соседнем Слонимском костеле [29].

Распространению религиозной культуры и информации о ней способствуют СМИ - газеты, передачи радио, телевидение, книги, брошюры, тиражировать которые имеют право религиозные организации. Кроме того, не стоят в стороне от этого и государственные СМИ.

В областных и во всех районных газетах регулярно освещаются вопросы жизни и деятельности религиозных организаций, государственной политики в этноконфессиональной сфере. Так, только за 2016 г. в областной, городских и районных газетах было опубликовано более 790 материалов на конфессиональную тематику в форме сообщений, интервью, обращений, статей, осуществлено более 505 выступлений и репортажей по радио [30].

Существенную роль в пропаганде религиозной культуры, в распространении посредством ее высших духовных ценностей, выработанных на протяжении веков различными конфессиями, играет музей истории религии г. Гродно.

Музей располагается во дворце XVII в., который принадлежал магнатскому роду Хрептовичей. Музей обладает уникальным собранием православных и католических икон, старопечатных книг, предметов литургической одежды, деревянный скульпторы эпохи барокко, богатой археологической коллекцией. Многие из предметов, представленных в экспозиции, имеют единичные аналоги в мире. Экспозиции музея рассказывают о городской культуре XVIII - начале ХХ вв., дохристианских верованиях, христианских и нехристианских конфессиях.

Музей получил это здание в 1992 г.; до этого размещался в здании монастыря базилианок, переданное Православной Церкви. В 2005 г. музей получил современное название (до этого - Республиканский музей истории атеизма и религии). Реставрационные работы завершились в 2009 г., и в октябре 2012 г. открылась экспозиция «Религия и культура в Беларуси». Музей расположен в здании демонстративной площадью залов 610,2 м2 и имеет 2 постоянные, 2 временные и 7 передвижных экспозиций. Общее количество музейных экспонатов составляет 85 239, из них основного фонда - 66 687, научно-вспомогательного - 18 552.

В музее разработаны и проводятся лекции на различные темы, в том числе по проблемам религиозной культуры: «Дохристианские верования и культура древнего населения Беларуси», «Католическая церковь и культура в Беларуси», «Униатская церковь и культура в Беларуси», «Православие и культура в Беларуси», «Сначала было слово (Библия - книга книг)», «Символика иконы», «Просветители Беларуси - Евфросиния Полоцкая и Франциск Скорина», «Символика архитектуры и интерьера христианских храмов» и другие.

Экспозиция «Религия и культура в Беларуси» включает в себя 13 залов. В них представлены материалы археологии, иконы, книги (в том числе старопечатные), которые знакомят с историей христианских конфессий, иудаизма, ислама, их вкладом в развитие культуры Беларуси - архитектуры, иконописи, живописи, скульптуры, книгоиздательского и декоративно-прикладного искусства [31].

Ежегодно проводятся Рождественские вечера в музее, на которых имеют возможность побывать гродненцы и гости города. Так, в программе Рождественских вечеров в концертном зале выступали ведущие артисты филармонии. Настоящий аншлаг вызвал концерт камерного хора Гродненской капеллы. Посетители выставки «Рождество Христово» узнали об истории праздничной ёлки и празднования Рождества [32].

Заключение. Активная миссионерская деятельность религиозных организаций, партнерские отношения органов власти и конфессий существенным образом отразились на развитии религиозной культуры. Она многообразна по формам, направлениям, однако содержание ее сугубо религиозное и направлено на распространение духовно-нравственных христианских ценностей. Религиозная культура стала неотъемлемой частью социокультурного пространства Гродненщины. Она открывает все новые и новые пласты культурного наследия предыдущих столетий, приобщая к нему широкие массы населения, способствует укреплению межконфессиональных и межнациональных отношений, мира и благополучия в регионе. Вместе с тем этот феномен заслуживает дальнейшего научного изучения и осмысления. В числе таких проблем могло быть исследование связи религиозной культуры и национальной идентичности, влияния на процессы в этнокультурной сфере, вклада отдельно взятой конфессии в социокультурное развитие региона и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Религиоведение. Религиозная культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bibliotekar.ru/religiovedenie/102/htm. - Дата доступа: 22.11.2015.

2. Беспамятных, Н. Н. Белорусско-литовско-польское пограничье: граница, культура, идентичность / Н. Н. Беспамятных. - Минск : РИВШ, 2011. - 244 с.

3. Jarmusik, E. Kosciól rzymskokatolicki a stosunki narodowosciowe i kulturowe na Bialorusi (1980 - poczqtek XXI wieku) / Edmund Jarmusik // Studia Interkulturowe Europy Srodkowo- Wschodniej. - 2014. - № 7. - С. 71-86.

4. Ярмусик, Э. С. Каталшю Касцёл у сацыякультурным жыцщ Гродзеншчыны / Э. С. Ярмусик // Studia Theologica Grodnensia : зб. навук. арт. - Гродна : Гродзенская дыяцэз1я Рымска-каталщкага Касцела у Рэспублщы Беларусь, 2015. - Вып. 9. - С. 193-202.

5. Vielisiejchyk, Aliaksandr. Historia Prawoslawnej Eparchii Grodzienskiej (1992-2017) / A. Vielisiejchcyk. - Варшава : Христианская Теологическая Академия в Варшаве, 2017.

6. Giebien, H. Kwestie j^zyka uzywanego w liturgii rzymskokatolickiej / H.Giebien // Kultura i swiadomosc etniczna polaków na Wschodzie. Tradycja i wspólczesnosc / Uniwersytet Wroclawski; Katedra etnologii i antropologii kulturowej; Stowarzyszenie «Wspólnota Polska»; red. A. Kuczynski (red.) [I inni]. - Wroclaw : Uniwersytet Wroclawski, 2004. -S. 161-179.

7. Dzwonkowski, R. SAC, ks. Polacy na dawnych kresach wschodnich. Z problematyki narodowosciowej i religijnej / R. Dzwonkowski. SAC. - Lublin : Wyd-wo Stowarzyszenie «Wspólnota Polska», oddzial w Lublinie, 1994. - 150 s.

8. Kabzinska, I. Wsród «koscielnych Polaków». Wyznaczniki tozsamosci etnicznej (narodowej) Polaków na Bialorusi / I. Kabzinska. - Warszawa, 1999. - 208 s.; Kabzinska-Stawarz, I. Polacy na Bialorusi. Informacja o badaniach prowadzonych przez pracowników IAE PAN w Warszawie / I. Kabzinska-Stawarz // Etnografía Polska. - T. 39. - Zeszyt 1-2. -1995. -S. 33-49; Kabzinska-Stawarz, I. Polacy na Bialorusi. Relacja z badan etnograficznych nad wspólczesnym procesem ksztalcenia si^ swiadomosci etnicznej / I. Kabzinska-Stawarz // Przeglqd Wschodni. Historia i wspólczesnosc Polaków na Wschodzie. Kwartalnik. Warszawa. - T. 2. - Zeszyt 3(7). - 1994. - S. 680-695.

9. Kaczmarek, U. Tozsamosc etniczno-kulturowa Polaków na Bialorusi / U. Kaczmarek // Rocznik Wschodni. Rzeszów: Wyd-wo Remark. - 1996. - № 3. - S. 35-43.

10. Smulkowa, E. Problem j^zyków narodowych w prakryce religijnej na bialorusko-polsko-litewskim pograniczu etniczno-kulturowym / E. Smulkowa // Bialorus i pogranicza. Studia o j^zyku i spoleczenstwie / E. Smulkowa (red.). -Warszawa : Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego, 2002. - S. 492-500.

11. Дзванкоусю, Р. Цярпенне i надзеi каталiцкага Касцёла у Беларусi / Р. Дзванкоускi // Беларусю гiстар^Iчн^I часопiс. - 2007. - № 1. - С. 68-75; Dzwonkowski, Roman SAC. Rolareligii I Kosciolaw rozwoju kultury i swiadomosci na rodowej Polaków na Grodzienszczyznie. 2004 rok. Maszynopis.

12. Белорусский язык и его внедрение в Церковь [Электронный ресурс] / Антимодернизм.Ру. - Режим доступа: www.antimodern.ru/bielorussian_language. - Дата доступа: 23.11.2015.

13. БПЦ: через языковые тернии - к автокефалии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.14vn.com/index.php. -Дата доступа: 23.11.2015.

14. Международный фестиваль православных песнопений «Коложский Благовест» [Электронный ресурс] / Гродненский областной исполнительный комитет. - Режим доступа: www.region.grodno.by/ru/oblast/konfes/blagovest. -Дата доступа: 23.11.2015.

15. Положение о XIV Международном фестивале православных песнопений «Коложский Благовест» [Электронный ресурс] / Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви. - Режим доступа: www.orthos.org/festival/polozenie-o-festivale.

16. Утвержденная программа фестиваля «Коложский Благовест» [Электронный ресурс] / Telegraf.by. - Режим доступа: www.telegraf.by/2015/02. - Дата доступа: 23.11.2015.

17. План проведения XVI Международного фестиваля православных песнопений «Каложский Благовест» [Электронный ресурс] / Свято-Покровский кафедральный собор. - Режим доступа: http: //www.pokrovgrodno/ru/. - Дата доступа: 19.06.2017.

18. Международный фестиваль православных песнопений собрал в Гродно 38 церковных и светских коллективов из 7 стран мира [Электронный ресурс] / Столичное телевидение. Телерадиокампания. - Режим доступа: http:www.ctv.by. - Дата доступа: 19.06.2013.

19. Информация Гродненского облисполкома о выполнении Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. 2013 год.

20. Информация Гродненского облисполкома о выполнении Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. 2014 год.

21. Фестиваль православной культуры «Кладезь» проходит в Гродно [Электронный ресурс] / Гродненщина вчера и сегодня. - Режим доступа: http:www.grodnonews.by/category/dosug-i-otdych/news33487.html. - Дата доступа: 19.06.2017.

22. Пресс-релиз «Гродненщина этноконфессиональная». 2006 год.

23. Пресс-релиз «Гродненщина этноконфессиональная». 2008 год.

24. Хроника (Гродзенскай дыяцэзп) [Электронный ресурс] / Вышэйшай Духоунай Семшарьп у Гродна. - Режим доступа: www.wsd.gvodnensis/pl/hronika.html. - Режим доступа 21.04.2015.

25. Псторыя Вышэйшай Духоунай Семшарып у Гродна. - Беласток, 2015. - 47 с.

26. Гродненская католическая епархия начинает серию культурных вечеров для интеллигенции [Электронный ресурс] / БЕЛТА. - Режим доступа: www.belta.by/culture/view/grodnenskaja. - Дата доступа: 22.11.2015.

27. Слова жыцця // Газета Гродзенскай дыяцэзй. - 2009. - 25 студзеня. - С. 7.

28. Санктуарии [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Католического Костела в Беларуси. -Режим доступа: www.Catholic.by. - Дата доступа: 14.02.2015.

29. Какие самые известные чудотворные иконы есть в Беларуси? [Электронный ресурс] / Большой вопрос. - Режим доступа: www.bolshoyvopros.ru/guestions/1573343. - Дата доступа: 24.11.2015.

30. Гродненщина этноконфессиональная. 2016 год [Электронный ресурс] / Гродненский областной исполнительный комитет. Официальный портал. - Режим доступа: http: // www.region.grodno.by/ru/konferens/-ru. - Дата доступа: 26.06.2017.

31. Гродненский государственный музей истории религии [Электронный ресурс] / Экскурсии по Беларуси - Белорусский экскурсионный портал. - Режим доступа: www.ekskursii.by. - Дата доступа: 23.11.2015.

32. Гродненцы до середины января смогут побывать на «Рождественских вечерах в музее» [Электронный ресурс] / NEWS.TUT. - Режим доступа: www.news.tut.by/culture/211001.html. - Дата доступа: 23.11.2015.

Поступила 01.07.2017

THE RELIGIOUS CULTURE OF GRODNO REGION AT THE PRESENT STAGE

E. YARMUSIK

The article examines the role of religious culture as an integral part of the cultural space of Grodno region. There are shown some forms of spiritual and educational activity of the Orthodox and Catholic faiths. Orthodox festivals, parafiads for youth, cultural and educational parties and others have become especially popular among them. Particular attention is paid to the use of Belarusian, Polish and Russian languages in liturgical and religious - educational activities. It is shown a role of the Higher Theological Seminary of the Roman Catholic Church in the educational space of the region. As well there are considered directions of activities of Grodno's History of Religion Museum on propaganda of the rich heritage of religious culture.

Keywords: spiritual-national self-consciousness, confessions, missionary activity, museum of the history of religion, moral values, parafiada, Orthodox festivals, religious culture, sanctuaries, media, language of worship, National self-awareness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.