культурные ценности и духовное наследие России»). Научный руководитель д.и.н. А. Б. Юнусова, исполнители к.и.н. И. Петров, инженер-фотограф И. Леонтьев, архитектор Ю. Гизатуллин. Привлекательность ресурса для посетителей определяется не только объемом, но и качеством представляемой информации, а также удобством пользования. Основной целью создания виртуального музея определяется наиболее широкая возможность введения в культурный оборот музейных предметов. Однако публикация в Интернете всего собрания - малореальный вариант. Поэтому проблема презентации решается лишь отчасти.
Литература
1. Галкина Е. ^.Комплектование музейных фондов // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М., 2001. Т. 1. 234 с.
2. Бородовский А. П. Музей истории и культуры народов Сибири и дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. М., 2001. С. 52-57.
3. Окладникова Е. А. Кунсткамера: концепция развития и Служба связей с общественностью в музее // Музеи Москвы и музеология XX века: Тез. науч. конф. М., 1997. 173 с.
Религиозная идентичность в условиях города (на примере Республики Башкортостан) Батыршина Э. Н.
Батыршина Эвелина Наилевна /Batyrshina Evelina Nailevna - аспирант, отдел религиоведения, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа
Аннотация: современный Башкортостан переживает влияние глобализации во всех сферах жизни общества. Хотя процессы экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации относительно недавно затронули республику, уже сейчас мы можем видеть, как они сказываются на идентичности жителей городов республики. Особенно чётко эти изменения прослеживаются в религиозной идентичности горожан. В условиях социально-экономической и политической трансформации общества произошедшей в 90-е годы ХХ в. и протекающей сегодня, усиливается роль этнической и религиозной идентичности.
Ключевые слова: религиозная идентичность, религиозные верования, новые религиозные верования этноконфессиональные процессы, статистические данные.
Современный Башкортостан переживает влияние глобализации во всех сферах жизни общества. Хотя, процессы экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации относительно недавно затронули республику, уже сейчас мы можем видеть, как они сказываются на идентичности жителей городов республики. Особенно чётко эти изменения прослеживаются в религиозной идентичности горожан.
По данным проекта АРЕНА: Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации, представленных в 2012 году, Башкортостан занимает второе место (29%) по России, после Дагестана, по количеству человек, ответивших, что религия играет
важную роль в их жизни. Сам проект построен на основе данных, полученных в ходе репрезентативного опроса. Анкета опроса: служба Среда; полевые работы: Фонд «Общественное мнение», МегаФОМ 2012 год; выборка 56900 респондентов. География опроса: 79 субъектов РФ, в каждом субъекте было опрошено от 500 до 800 респондентов. Целью проекта являлось составление картины вероисповеданий и национальностей с учетом численности, географического и административного распределения, следования религиозным практикам, мировоззренческих и социально-демографических характеристик [1].
По данным Департамента общественных и религиозных объединений Министерства Юстиции Российской Федерации на 1 января 1999 г. из 16749 официально зарегистрированных в России религиозных организаций более четырех тысяч не относятся к ортодоксальному православию, исламу, буддизму и иудаизму, т. е. общепризнанным традиционными конфессиям в России. На сегодняшний день в РФ действуют 29219 официально зарегистрированных религиозных организаций [2].
На декабрь 2015 года в Башкортостане зарегистрировано 1355. Из них городской адрес имеют 226 организации, представляющие 8 конфессий (мусульманских - 79, протестантских - 64, православных - 62, старообрядческих - 8, иудейских - 5, Свидетели Иеговы - 5, буддийских - 2, одна мормонская). Из чего видно, что число организаций с «нетрадиционной» для региона религиозной ориентацией занимают весомое количество и это помимо незарегистрированных религиозных ячеек, также ведущих активную духовную и рекрутскую работу с населением (Международное общество сознания Кришны, церковь Саентологии и др.)
По данным федеральной службы государственной статистики на 2015 год численность Башкортостана составляет 4071987 человек, из которого городское население составляет 61,69% от всех жителей республики. Всего в РБ 21 город, самым крупным из которых является столица республики - г. Уфа (1105667 человек, что составляет 29,36% от общего числа городского населения) [3]. Также крупными считаются 4 города - Стерлитамак (по переписи населения 2010 года 273486 человек), Салават (156095), Нефтекамск (121733), Октябрьский (109474); 7 средних городов -Белорецк (68806), Туймазы (66836), Ишимбай (66259), Кумертау (62851), Сибай (62763), Мелеуз (61390), Белебей (60188); 9 малых городов - Бирск (41635), Учалы (37788), Благовещенск (34239), Дюртюли (31274), Янаул (26924), Давлеканово (24073), Баймак (17710), Межгорье (17352), Агидель (16370) [3].
Религиозные организации являются одной из универсальных форм объединений людей. В условиях социально-экономической и политической трансформации общества произошедшей в 90-е годы ХХ в. и протекающей сегодня, усиливается роль этнической и религиозной идентичности. Исследование религиозной идентичности и факторов, влияющих на её общее состояние и динамику в городской среде, становится особенно актуальным.
Литература
1. Проект АРЕНА: Атлас Религий и Национальностей РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sreda.org/arena/ (дата обращения: 20.02.2016).
2. Официальный сайт Минюста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// unro.minjust.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).
3. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).