УДК 316.74(476)
Н. Л. БАЛИЧ,
кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются особенности и роль религиозной идентичности в культуре современного общества. Формирование религиозной идентичности описывается как двусторонний процесс, в котором религия влияет на социализацию личности, а выделенные элементы социальной идентичности - на конфессиональную идентичность, характерную для определенного типа культуры и общества. Социальные факторы и процессы определяют перспективы, факт возникновения, развития и исчезновения религий.
Ключевые слова: религиозная идентичность, конфессиональная идентичность, социальная идентичность, социальные факторы, религия, культура.
Понятие «религиозная идентичность» так и не приобрело общепризнанного определения и описывается как социальный, психологический, антропологический феномен, имеющий объяснение посредством двух терминов - «религия» и «идентичность».
Религиозная идентичность связана с механизмами самоопределения, эмоционального отождествления и субъективной причастностью индивида к конкретной религии, образу жизни, общности единоверцев. Она может занимать доминирующие позиции, подчиняя себе гражданскую, семейную, профессиональную и другие виды идентичностей. Когда субъективная значимость религиозной идентичности оказывается более значимой и сопровождается принятием соответствующего образа жизни, она «окрашивает» другие виды идентичностей присущим конкретной религии колоритом, тем самым создавая варианты воплощения православной, католической или протестантской идентичности. Это процесс, в котором внешние (социальные) и внутренние обстоятельства приводят человека к религиозному обращению, а сама религиозная идентичность оказывает обратное воздействие на формирование гражданской, национальной, культурной (и др.) видов социальной идентичности.
Социальная идентичность - интеграция различных по своей природе индивидуальных качеств, которые складываются из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп или общностей - множественный «Я-образ»: мужчина, юношеская возрастная группа, европеец, белорус, холостяк, студент, член спортивной команды, хоккеист и т. д.
Религиозная идентичность в культуре современного общества
235
Религиозная идентичность как элемент в структуре социальной идентичности в процессе религиозной идентификации может образовываться в определенную систему на разных уровнях абстрагирования. Само понятие социальной идентичности применяется как к обществу в целом, так и к личности человека в частности. На процесс формирования социальной идентичности влияют различные социальные и культурные факторы. Выделив в структуре социальной идентичности различные ее виды, отметим, что в каждом из них - национальном, этническом, гражданском, культурном, религиозном -присутствуют элементы других видов в той или иной степени выраженности. Так, национальный элемент в общей структуре связан с понятием этнического и гражданского, включает в себя соотношение двух сфер деятельности человека - культуры и религии. Отнести определенный вид социальной идентичности в автономную плоскость и анализировать его без учета влияния других факторов достаточно сложно и, возможно, необоснованно. Это относится и к изучению феномена религиозной идентичности, несмотря на то, что в общей структуре социальной идентичности он значительно (если не опреде-ляюще) воздействует на формирование других элементов, что не могло не повлиять на особенности проявления не только конфессиональной, но и этнической, национальной, гражданской позиции и культурных черт различных народов. Сам процесс формирования социальной и конфессиональной идентичностей двусторонний, религия определенным образом влияет на социализацию личности, а выделенные элементы социальной идентичности -на формирование конфессиональной идентичности, которая определяется не только принадлежностью к конкретной форме религии, но и соотнесением себя с культурой и образом жизни, которые сформировались под ее влиянием. Представим структурные компоненты основных видов социальной идентичности в виде модели (рис. 1).
Анализируя особенности формирования религиозной идентичности, важно отметить и другие, более глубокие факторы, определяющие процесс воз-
Рис. 1. Структура основных элементов социальной идентичности
236
Н. Л. Балич
никновения, закрепления и воспроизводства религиозной идентичности, характерной для конкретного типа культуры и общества.
Религиозная идентичность формируется внутри постоянно циркулирующего процесса - перехода религии в культуру и возвращения культуры в религию.
Деление социокультурного строя на несколько сменяющих друг друга разновидностей в цикличной макродинамике общества глубоко обосновано в концепции П. Сорокина. Чувственный, идеациональный, интегральный -каждый тип культуры характеризуется приоритетами в сфере материального или духовного в системе потребностей человека и общества. Так, при чувственном строе приоритет отдается материальному, доминируют конкуренция, чувственность, эгоизм. При идеациональном (сверхчувственном) - приоритет духовных ценностей, религия занимает ведущее место во всех сферах общества: политической, культурной, социальной, ей подчиняется вся деятельность и устремления человека и общества. Интегральный строй гармонично сочетает в себе приоритет чувственно-идеационального: материальные и духовные потребности и интересы человека и общества объединяются в достижениях науки и техники, культуры и этики во имя развития и удовлетворения новых потребностей человека.
Сорокин также выделял переходные эпохи (смешанный социокультурный строй), при котором объединяются в противоборстве различные типы, пока один из них не одержит верх в данном обществе [1]. Социокультурное взаимодействие включает три взаимосвязанных элемента, каждый из которых не может существовать без двух других, так как нарушается весь смысл и основа взаимодействия:
личность - субъект взаимодействия;
социальные группы в обществе - совокупность взаимодействующих личностей;
культурные системы - значения, ценности и нормы, которыми владеют взаимодействующие лица [2, с. 173].
Основа любой культуры - ценности. Именно культурные ценности определяют взаимодействие людей как социальное, а не биофизическое явление.
Руководствуясь принципом флуктуации как основного признака социальных систем, возникающего практически во всех процессах (экономических, политических, культурных, религиозных, научных и т. д.), в их взаимосвязях друг с другом, попытаемся его обосновать применительно к формированию религиозной и конфессиональной идентичности, которая в разные исторические периоды на одной и той же территории может иметь различные формы выражения. Формируясь под влиянием социокультурных факторов (базисных и изменчивых), в определенном обществе формируется свойственный ей тип конфессиональной идентичности. Процесс формирования цикличен, однако влияние культуры и религии на общество может быть разным и зависит от ценностных ориентиров общества и эпохи.
Религиозная идентичность в культуре современного общества
237
Когда ценностный комплекс базируется на религиозных основах, религия подчиняет себе все подсистемные элементы общества; доминирует благодаря влиянию и контролю над социальными институтами, системой коммуникаций, сферой права, художественной культурой и искусством. Эти признаки могут быть нормой в одном обществе и иметь категоричное непринятие в другом (в случае доминирующего влияния определенного типа культуры над сферой религии). В такой ситуации доминирующая культура объединяет в себе ценности, убеждения, образцы поведения, которые принимаются и разделяются большинством, трансформируются в определенный культурный комплекс, отражающий этап и специфику культурной эпохи.
В истории складывались такие ситуации, когда локальные комплексы новых ценностей претендовали на универсальность, противопоставляя себя фундаментальным принципам, доминирующим в культуре, что приводило к ослаблению или исчезновению некоторых элементов культуры или религии, приводило общество к трансформации и обновлению. Это постоянно воспроизводящий себя процесс в мировой культуре и обществе. Примеры: раннее христианство в Римской империи, учения различных сект в эпоху Средневековья, появление светской культуры в эпоху Возрождения и т. д. Идея уменьшения влияния религии в обществе появляется в XVIII в., к середине ХХ в. утверждается теория секуляризации. Однако исходные ее положения, получившие подтверждение в ходе эмпирических исследований в Западной и Восточной Европе, остались неподкрепленными в США, на протяжении первой и второй половины ХХ в. одной из наиболее религиозных стран (что аргументированно обосновал М. Вебер на основе изучения протестантской этики, характерной для американцев).
Конец ХХ столетия для многих стран знаменателен возвращением религиозного фактора в общественную жизнь: в России, Беларуси - это возрождение православия, в Израиле - консервативное влияние иудаизма, в США -рост евангелических движений и т. д.
Формирование конфессиональной идентичности зависит от характера и направленности типа культуры и религии в обществе, а также от социальных факторов, которые условно можно подразделить на две группы: базисные и изменчивые, представив в виде структуры в модели формирования конфессиональной идентичности (рис. 2).
1) Базисные - предполагают относительно высокую стабильность и устойчивость, оставаясь практически неизменными. К ним относятся: природногеографический, территориальный, страновое позиционирование.
Природно-географический фактор связан с климатическими условиями, природными катаклизмами и экологической обстановкой, природными ресурсами. Он определяет систему расселения людей (города, поселки, деревни), пути сообщения и коммуникации, производственные комплексы, оборонные сооружения и т. д.
Взаимодействие природы и общества в разные исторические периоды имело свое проявление и определяло формы религиозных воззрений. Переход
238
Н. Л. Балич
от одного этапа становления к другому связан с технологическими революциями.
В подтверждение своего мнения о значимости природно-географического фактора в становлении религии и конфессиональной идентичности, хотелось бы привести мнение С. М. Соловьева в «Истории России с древнейших времен», многотомном труде, где он придавал большое значение природно-географическим факторам в развитии народов, среди которых выделял: природу страны, где живет народ; природу племени, к которому он принадлежит; внешние события (влияния), идущие от народов, его окружающих.
Территориальный фактор выделен в отдельную категорию из географической среды общества. Чем больше размер территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, варианты размещения населения, а также раз-
Религиозная идентичность в культуре современного общества
239
деление стран на отдельные крупные зоны: экономические, макрорегионы, регионы. Территориальные особенности влияют на этнический состав населения, многообразие религий и культур (Россия, Индия, Китай и др.). Выделим также процесс культурной диффузии - взаимного проникновения культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении между странами и народами (особенно в зонах приграничного проживания). Выделенные особенности позволяют отнести территориальный фактор к важным основам формирования конфессиональной идентичности.
Страновое позиционирование - фактор, выделенный в отдельную категорию, хотя он непосредственно взаимосвязан с природно-географическим и территориальным. Страновое позиционирование - многоуровневая стратегия коммуникации, в рамках которой поддерживается образ страны и народа в воображении целевой аудитории с целью представления себя на международной арене в отличительных чертах и особенностях, для чего могут использоваться реальные и приписываемые (воображаемые) характеристики. Страновое позиционирование - стратегическая позиция, которая демонстрирует определенное желание государства, страны или ее жителей относительно ее восприятия в сравнении с другими - культурный и символический образ, объединяющий в себе традиции, культурные истоки и отношение к религии на государственном уровне.
2) Изменчивые - имеют свойство видоизменяться под воздействием различных причин и влиять на условия, образ жизни и развитие конкретного общества. К таким факторам относятся: исторические, ментальные, ценностные.
Исторические факторы, влияющие на формирование конфессиональной идентичности, определяются влиянием места, времени, окружения и событий, связанных с историческим бытием народа и формированием религии, оформившейся в определенных и национальных культурных традициях. Например, принятие православия как государственной религии в Киевской Руси в 988 г. - серьезный исторический факт, под влиянием которого формировался не только национальный характер, но и религиозная культура русских. Крещение князем Владимиром происходило принудительно властью «сверху», до этих событий славянские племена поклонялись языческим богам, а «пантеон языческих богов имел племенные различия, что мешало объединению племен под властью Владимира» [3]. В результате христианские ценности и нормы «не были выстраданы повседневной практикой жизни, не были результатом длительного духовного развития. Священность самого обряда в представлении народа, характерная для язычества, становится важной чертой русского православия» [3]. Идеи протестантской этики, сформированные под влиянием европейских исторических событий и определившие формирование западных ценностей (достижение материального достатка как критерия усердности и добросовестности), не могли оказать влияние на формирование национального характера русских, белорусов и украинцев. По мнению историков, именно «принятие византийского православия стало причиной изоляции России
240
Н. Л. Балич
от католической Европы и преградой во взаимопроникновении духовных ценностей и взаимного соотнесения социальных приоритетов» [3].
Ментальные факторы вытекают из исторических, определяя глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания народа, в том числе и бессознательных элементов. Ментальность - это своего рода предрасположенность индивидов воспринимать окружающую действительность определенным образом, ментальность связана с историческими событиями, формирующими традиции культуры и сферы жизнедеятельности человека. Ментальные особенности определяют характер восприятия и воспроизводства религиозных норм в обществе, предпосылки к внедрению «чужих» религий на определенных территориях и в сознании народов: «вопрос о связи религии, генотипа и национального менталитета практически ни у кого не вызывает сомнения» [4].
Ценностные факторы отражают социальное и культурное значение определенных явлений действительности, характерных для конкретного общества: представления о добре и зле, социальном и личностном благе, цели и смысле жизни и т. д. Под влиянием религии и культуры формируются ценностные ориентации индивидов как отражение смыслового взгляда на мир: что важно для личности, к чему следует стремиться, на каких принципах должна основываться повседневная жизнь. Ценностное отношение к обществу и себе упорядочивает ценности в определенную иерархию, на вершине которых - абсолютные ценности, зафиксированные в общественных и религиозных идеалах. Ценности выполняют консолидирующую функцию, объединяют индивидов на основе общих идей. В разные исторические времена, в соответствии с уровнем развития человека, ценность материального, духовного и эстетического была не одинаковой. На ранних этапах развития общества ценность материального (через предметы материальной культуры) определялась возможностью людей приспособиться к природным условиям жизни и выжить, соответственно материальные предметы создавались для разнообразных потребностей человека и рассматривались в качестве ценностей.
В Средневековье эстетические и ценностные аспекты связывались с религиозными. Любое творческое самовыражение рассматривалось не как самостоятельная область духовной деятельности человека, а считалось средством выражения божественного, источника гармонии и красоты. Ценностные факторы в формировании конфессиональной идентичности в процессе преобразовательной деятельности меняли человека и общество.
Роль и степень влияния каждого из выделенных факторов в представленной модели непостоянны и зависят от общей ситуации в целом в мире, в отдельных государствах и вокруг религии. Общественно-политические, научнотехнические, экономические, культурные процессы определяют перспективы и факт возникновения, развития и исчезновения религий. Среди них следует выделить:
интеллектуальное развитие;
общественно-политическое устройство государств;
Религиозная идентичность в культуре современного общества
241
информатизацию и коммуникацию общества;
научно-технический прогресс;
урбанизацию;
глобализацию.
Можно предположить, что совместное влияние этих процессов (особенно глобализации) со временем сблизит культуры и религии разных обществ, снизит их противостояние, но, учитывая влияние западных ценностей и проникновение их в другие культуры через развитие глобальных СМИ, может привести и к ослаблению влияния религии в целом.
Соответственно, религия влияет не только на моральный, нравственный и духовный климат отдельных обществ и государств, но и на отношения между государствами, на всю систему взаимодействия цивилизации. Конфессиональная идентичность возникает на основе эмоционально-ценностного восприятия конкретной религии путем осознания своей принадлежности индивидом, группой, обществом в целом к культуре и социуму.
Обратив внимание на географию распространения мировых религий, отметим определенную закономерность: христианство (преимущественно) является религией северных регионов (распространено в странах Европы); в Америку, Австралию, Азию и Африку оно пришло благодаря колонизации и миссионерской деятельности европейцев. Наиболее крупное его направление - католицизм (доминирует в большинстве стран Европы, Латинской Америке). Православие распространено в Греции, Болгарии, Грузии, России, Беларуси, Украине и др. Протестантизм - в Великобритании, Швеции, Норвегии, доминирует в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке. В некоторых странах мира (США, Канада) представлены все направления христианства.
Распространение ислама (мусульманства) имеет более компактный характер. В этой мировой религии существуют два главных направления: суннитский и шиитский. В современном мусульманском мире преобладают сунниты, шииты живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Бахрейне, Азербайджане.
Еще более сужен географический ареал распространения буддизма - Непал, Бирма, Индия, Шри-Ланка, Индокитай, Китай, Монголия, некоторые регионы России.
Изучая процесс формирования конфессиональной идентичности в деятельностном аспекте, необходимо обозначить результат когнитивного, ценностного и эмоционального восприятия, формирущих определенный тип поведения людей.
Процесс религиозной идентификации как путь к устойчивому состоянию - религиозной идентичности проходит различные этапы становления, как результат выбора личностью своей позиции, целей, форм реализации в конкретных обстоятельствах жизни.
На каждом этапе может сказываться влияние социальных институтов: семьи, культуры, государства, средств массовых коммуникаций, церкви и рефе-
242
Н. Л. Балич
рентных групп. Например, на этапе первичной идентификации формируется начальный комплекс представлений индивида об окружающем мире, о Высшем начале. Ребенок получает данную информацию в первичной социальной ячейке - семье, некритически воспринимает ее, принимая на веру различные, в том числе религиозные идеи.
Промежуточный этап идентификации проходит как процесс самоопределения индивида через пытливые искания ума, духовного обогащения, самоопределения, освоения духовных и ритуальных практик. На данном этапе может произойти смена духовных ориентиров индивида, вытеснение одних ценностей другими.
Заключительный этап религиозной идентификации связан с вхождением индивида в церковь, осознанном отождествлении себя с общностью единоверцев и вероисповедной деятельностью в соответствии с общепринятыми в конкретной религии правилами и установками.
Сформировавшаяся религиозная идентичность характеризуется чувством сплоченности с общностью единоверцев; зависимость поведения определяется групповым членством. Верующие принимают и усваивают в качестве собственных образцы и стереотипы поведения, групповые нормы, цели, социальные роли, установки, религиозные идеалы.
Это способствует согласованности поведения прихожан и их соответствию определенной форме религии с учетом особенностей внутриобщинной (церковной) жизнедеятельности.
В изучении специфики религиозной идентификации и особенностей обращения в веру также имеет значение применение биографического метода, определяющего предрасположенность индивида к определенному образу жизни исходя из опыта, полученного на стадии первичной идентификации (например, уклад жизни и отношение к религии в семье).
Соответственно, религиозная идентичность - это комплекс индивидуальных качеств и приобретенных социокультурных особенностей, сформированных под воздействием социального окружения и выражающихся в совокупности действий и поступков, связанных с отождествлением себя с определенной религией. Характер взаимоотношений с общностью единоверцев детерминируется групповыми нормами, ценностными предпочтениями, ролевыми предписаниями.
Религиозная идентичность в своем становлении может иметь и другие предпосылки, однако главная из них - объединение вокруг центральной религиозной идеи, в которой содержатся общие объекты поклонения, почитания и подражания.
В исследовании феномена религиозной идентичности важно знать, как на нее влияют социальные факторы, объективные и субъективные процессы формирования, так как религиозное сознание существует не абстрактно, а в реальных социальных условиях, которые и формируют религиозную и конфессиональную идентичности человека.
Религиозная идентичность в культуре современного общества
243
Литература
1. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - М. : Астрель, 2006. - 1176 с.
2. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин ; общ. ред., сост. и пред. А. Ю. Союмонов ; пер. с англ. С. А. Сидоренко. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.
3. Тарабанова, Т. А. Влияние истории и религии на формирование деловой культуры и национального характера русских [Электронный ресурс] / Т. А. Тарабанова // Россия и Запад: диалог культур. - 2013. - № 3. - Режим доступа: http://www.regionalstudies.ru/joumal/homejomal/ rubric/2012-11-02-22-13-36/285-2013-07-26-10-37-02.html. - Дата доступа: 09.03.2014.
4. Романенко, В. Менталитет и религия [Электронный ресурс] / В. Романенко, Г. Никитина // Электронный научный семинар : Междисциплинарное культурно-просветительское и научное общение. - Режим доступа: http://www.elektron2000.com/roman_nikit_0247.html. -Дата доступа: 09.03.2014.
N. l. BALICH
RELIGIOUS IDENTITY IN THE CULTURE OF MODERN SOCIETY
Summary
The article discusses the features and the role of religious identity in the culture of modern society. Formation of religious identity is described as a two-way process in which religion has an impact on the socialization of the individual, and selected elements of social identity influences the religious identity which is characteristic of a certain type of culture and society. Social factors and processes determine prospects, origin, development and disappearance of religions.
Keywords: religious identity, confessional identity, social identity, social factors, religion and culture.
Поступила 06.10.2014 г.