Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕХДА НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОГО РЕГИОНА В ПЕРИОД 1945-1965 ГГ. В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕХДА НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОГО РЕГИОНА В ПЕРИОД 1945-1965 ГГ. В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЕПТ / АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / БРАТСТВО / ГЛОССОЛАЛИЯ / ДЕНОМИНАЦИЯ / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ / ЕПАРХИЯ / ЕПИСКОП / КЛИР / ПРЕСВИТЕР / ПРИХОЖАНЕ / ПРОПОВЕДНИК / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПЯТИДЕСЯТНИКИ / СЕКТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волосюк И.С., Чабурко Е.В.

Целью исследования является выявление особенностей, направлений взаимоотношений между властными структурами и религиозными группами христиан веры евангельской на территории Брестского региона в период 1945 - 1965 гг., заключающиеся в рассмотрении влияния данной христианской конфессии на социальную, политическую, культурную жизнь Брестчины. Основными результатами работы является систематизация и анализ деятельности религиозных общин и групп христиан веры евангельской на территории Брестского региона в период 1945 - 1965 гг. в условиях особенностей государственно-религиозных взаимоотношений, определяемые контекстом советского религиозного законодательства. Объект исследования - религиозные общины и группы христиан веры евангельской в период 1945 - 1965 гг. на территории Брестского региона в условиях особенностей государственно-религиозных взаимоотношений советского общества. Предметом исследования является деятельность, сущность взаимоотношений христиан веры евангельской на территории Брестского региона с властными государственными структурами в период 1945 - 1965 гг. В процессе выполнения исследовательской работы были использованы общие логические методы, специальные исторические, среди которых можно обозначить синтез, анализ, индукцию, дедукцию, описание и другие. Также были привлечены следующие методы исследования: исторической реконструкции, историко-сравнительный метод, историко-системный и системный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS ACTIVITY ECSA ON THE TERRITORY OF THE BREST REGION IN THE PERIOD 1945-1965. IN THE CONDITIONS OF SOVIET RELIGIOUS LEGISLATION

The purpose of the study is to identify the features and directions of the relationship between the authorities and religious groups of Evangelical Christians in the Brest region in the period 1945 - 1965, which consist in considering the influence of this Christian denomination on the social, political, cultural life of the Brest region. The main results of the work are the systematization and analysis of the activities of religious communities and groups of evangelical Christians on the territory of the Brest region in the period 1945 - 1965. in the context of the peculiarities of state-religious relations, determined by the context of Soviet religious legislation. The object of the study is religious communities and groups of Evangelical Christians in the period of 1945 - 1965 on the territory of the Brest region in the conditions of the peculiarities of state-religious relations of Soviet society. The subject of the study is the activity, the essence of the relationship of Christians of the evangelical faith in the territory of the Brest region with the power state structures in the period 1945 - 1965. In the course of the research work, general logical methods, special historical methods were used, among which synthesis, analysis, induction, deduction, description and others can be designated. The following research methods were also involved: historical reconstruction, historical-comparative method, historical-system and system analysis.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕХДА НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОГО РЕГИОНА В ПЕРИОД 1945-1965 ГГ. В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Религиозная деятельность ЕХДА на территории Брестского региона в период 1945-1965 гг. в условиях советского религиозного законодательства

Religious activity ECSA on the territory of the Brest region in the period 1945-1965. in the

conditions of soviet religious legislation

Волосюк И.С.,

Студент 4 курса, ф-т строительный, Брестский Государственный Технический Университет,

РБ, Брест

e-mail: iriska. volosyuk@gmail.com

Volosyuk I.S,

4rdyear student, faculty of construction, Brest State Technical University, Belarus, Brest e-mail: iriska. volosyuk@gmail.com

Чабурко Е.В

Студент 4 курса, ф-т строительный, Брестский Государственный Технический Университет,

РБ, Брест

Chaburko E.V.

4rd year student, faculty of construction, Brest State Technical University, Belarus, Brest

Аннотация.

Целью исследования является выявление особенностей, направлений взаимоотношений между властными структурами и религиозными группами христиан веры евангельской на территории Брестского региона в период 1945 - 1965 гг., заключающиеся в рассмотрении влияния данной христианской конфессии на социальную, политическую, культурную жизнь Брестчины. Основными результатами работы является систематизация и анализ деятельности религиозных общин и групп христиан веры евангельской на территории Брестского региона в период 1945 - 1965 гг. в условиях особенностей государственно-религиозных взаимоотношений, определяемые контекстом советского религиозного законодательства. Объект исследования - религиозные общины и группы христиан веры евангельской в период 1945 - 1965 гг. на территории Брестского региона в условиях особенностей государственно-религиозных взаимоотношений советского общества. Предметом исследования является деятельность, сущность взаимоотношений христиан веры евангельской на территории Брестского региона с властными государственными структурами в период 1945 - 1965 гг. В процессе выполнения исследовательской работы были использованы общие логические методы, специальные исторические, среди которых можно обозначить синтез, анализ, индукцию, дедукцию, описание и другие. Также были привлечены следующие методы исследования: исторической реконструкции, историко-сравнительный метод, историко-системный и системный анализ.

Annotation.

The purpose of the study is to identify the features and directions of the relationship between the authorities and religious groups of Evangelical Christians in the Brest region in the period 1945 - 1965, which consist in considering the influence of this Christian denomination on the social, political, cultural life of the Brest region. The main results of the work are the systematization and analysis of the activities of religious communities and groups of evangelical Christians on the territory of the Brest region in the period 1945 - 1965. in the context of the peculiarities of state-religious relations, determined by the context of Soviet religious legislation. The object of the study is religious communities and groups of Evangelical Christians in the period of 1945 - 1965 on the territory of the Brest region in the conditions of the peculiarities of state-religious relations of Soviet society. The subject of the study is the activity, the essence of the relationship of Christians of the evangelical faith in the territory of the Brest region with the power state structures in the period 1945 -1965. In the course of the research work, general logical methods, special historical methods were used, among which

synthesis, analysis, induction, deduction, description and others can be designated. The following research methods were also involved: historical reconstruction, historical-comparative method, historical-system and system analysis.

Ключевые слова: адепт, атеистическая пропаганда, братство, глоссолалия, деноминация, евангельские христиане, епархия, епископ, клир, пресвитер, прихожане, проповедник, протестантизм, пятидесятники, секта.

Key words: adept, atheistic propaganda, brotherhood, glossolalia, denomination, evangelical Christians, diocese, bishop, clergy, presbyter, parishioners, preacher, protestantism, pentecostals, sect

Беларусь является поликонфессиональным и полиэтническим государством, с доминирующими православной и католической церквями. Однако, начиная с 1910-х гг., на территории белорусских земель идет активное распространение евангелистических церквей. В различные этапы истории Беларуси по -разному складывались взаимоотношения с властными структурами и представителями религиозных организаций, однако, одинаково сложным и противоречивым стал период ХХ века. Являясь одними из христианских конфессий, протестантские религиозные вероучения и евангелистические церкви, в различные периоды истории, оказывали влияние на политическую, социальную и культурную сферы социума. Но в период существования Советского Союза, изменения в конфессиональной жизни общества значительно ограничивали деятельность религиозных объединений, так как приоритетом государства было стремление к атеистическому обществу.

В 1918 г. было ратифицировано постановление «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которое ознаменовало начало противоборства советского государства с церковью, как с социальным институтом, так и с религией как неотъемлемой частью духовной сферы. Согласно этого документа, церковь от государства и школы была отделена, обучать и обучаться религии могли лишь частным образом, все имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Таким образом, советские власти хотели добиться ограничения влияния религиозных организаций, в частности, и христиан веры евангельской, на политико-экономическое, культурное, образовательное развитие страны, и отстранение молодежи от религиозного воспитания.

В период 1920-х гг. начался процесс формирования законодательной базы в СССР, регулирующей вопросы свободы совести. Так 8 апреля 1929 г. было принято постановление ЦИК РСФСР «О религиозных объединениях», которое на долгие годы регламентировало юридический статус религиозных общин и групп (вплоть до редакции в 1977 г.). Документ исключал любую религиозную деятельность за пределами церковных зданий, были запрещены специальные детские, женские, юношеские, молитвенные собрания и т.д. На любую инициативу представителей конфессий требовалось специальное разрешение государственных уполномоченных органов, ответственных за контроль над религиозными объединениями.

Наиболее жестким было противостояние между советским руководством и протестантскими объединениями. Такое положение дел исходило из того, что главные центры организаций христиан веры евангельской, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и др. находились за границей СССР, а именно - в странах Западной Европы и США. Учитывая внешнеполитические ориентиры и противостояние, с одной стороны - СССР, а с другой - США и стран Западной Европы, христиане веры евангельской, как и другие представители евангелистических церквей, фактически были лишены возможности беспрепятственного общения и сотрудничества со своими зарубежными единоверцами и характеризовались органами советской власти как «идеологически чуждый элемент». Верующим отказывали в возможности официальной регистрации религиозных групп и общин (впоследствии, верующие предпочитали не регистрировать религиозные объединения и отказывались от легального статуса), свободном осуществлении религиозных обрядов, что влекло за собой нелегальную религиозную деятельность протестантских церквей, в частности и христиан веры евангельской.

Если объединения евангельских христиан-баптистов были в какой-то степени под контролем органов власти (особенно в плане регистрации общин), адвентисты седьмого дня - малочисленны и не весьма религиозно активны, то группы и общины христиан веры евангельской отличались массовой миссионерской, проповеднической, социальной деятельностью. Объединения пятидесятников были представлены группами и общинами по всей стране (чаще всего от 30 до 150-200 человек), при этом уклоняющихся от официальной регистрации, от прохождения воинской службы юношами и соблюдения основ законодательства о культах. Особенностью Западной Беларуси является то, что большинство организаций пятидесятников были сконцентрированы на территории Брестского региона, так как приграничное положение обусловило многонациональный и поликонфессиональный вектор развития и существования данной части белорусских земель.

Период 1945 - 1965 гг. характеризуется достаточно противоречивыми тенденциями во взаимоотношениях между государственными структурами советского общества и представителями христиан веры евангельской: именно в рассматриваемый промежуток времени на территории БССР, и Брестчине в частности, было закрыто большое число религиозных общин и групп; пресвитеры и проповедники подвергались репрессиям либо приговаривались к различным срокам тюремного заключения; верующие и священнослужители мигрировали на территорию Западной Европы и США (при возможности); здания молитвенных домов закрывались, переоборудовались либо уничтожались. Священнослужителям и верующим инкриминировался шпионаж и «буржуазная идеологическая работа», обусловленные тем обстоятельством, что руководящий центр христиан веры евангельской находится за рубежом. Это определило достаточно напряженное взаимодействие между властными органами, контролирующими деятельность религиозных организаций и верующими, что оказывало негативное влияние на стабильность общественной ситуации в Брестском регионе.

Таким образом, актуальность исследовательской работы обуславливает значимость соблюдения принципов свободы совести в поликонфессиональном белорусском обществе, и необходимость предупреждения социальных противоречий и конфликтов, которые могут возникнуть на основе конфронтации государства и религиозных организаций. Следует отметить, что значимость исследования определяется также степенью изучения вопросов государственно-религиозных взаимоотношений в историографии Беларуси. Работы, созданные в период 1950 - 1980-х гг., не могут в полной мере объективно раскрыть особенности деятельности религиозных организаций, характер взаимоотношений с государством и обществом, так как были созданы в условиях атеистической пропаганды. Исследования, осуществленные в период второй половины 1980 - 1990 - х гг. и в течение 2000 - х гг. характеризуют конфессиональную сферу с позиции значимости её в духовной составляющей белорусского общества, взаимодействия с государством по решению важнейших социальных, культурных, образовательных, просветительских вопросов. К таким работам относятся исследования В.А. Одиноченко [1], Л. Венсовича [7], Н. Бурдукова [6], А.В. Верещагиной [8], Л.Е. Землякова [33, 34, 35, 36, 37], Г. Гартфельда [9], Л.П. Гуляко [28], О.В. Дьяченко [30, 31, 32], А. Копачевой [39], П.И. Костюковича [43], Г.А. Кругловой [44], П.И. Костюковича [43], В.В. Старостенко [53], В.А. Степанова [54], В.В. Сушко [55, 56], В.Р. Языкович [63], А.К. Шатрова [62]. В коллективной работе «Канфесп на Беларуа (канец XVIII - XX ст.)» [38], авторы анализируют положение религиозных конфессий на территории Беларуси через призму взаимоотношений с государством, их влияния на общество, раскрывая механизмы миссионерской, просветительской, социальной и др. направлений работы верующих. Однако большая часть исследований носят обобщающий характер, представляющие общие тенденции существования и деятельности христиан веры евангельской на территории Беларуси в целом. Были использованы материалы Государственного архива

Брестской области, которые существенно дополнили статистические и фактологические данные по теме исследования.

Так как многие религиозные группы и общины христиан веры евангельской находятся в юго-западной части Беларуси (Брестский регион), данное исследование существенно дополняет изучение конфессиональной истории Беларуси, учитывая особенности Брестчины: положение христиан веры евангельской среди религиозных вероучений региона, концентрацию и расположение общин верующих, характер взаимоотношений между пятидесятниками и государственными контролирующими структурами, влияние авторитета священнослужителей на прихожан и т.д.

Изучение деятельности христиан веры евангельской на территории Брестского региона в период 1945 -1965 гг. является важным, так как позволяет проанализировать и выявить тенденции негативного опыта государственно-религиозных взаимоотношений, которые недопустимы в поликонфессиональном белорусском обществе.

Период 1945 - 1965 гг. характеризуется как достаточно противоречивый во взаимоотношениях религиозных общин и групп христиан веры евангельской и властных структур советского государства. На территории БССР было сконцентрировано большое число объединений пятидесятников в целом, которые, в свою очередь, локализованы преимущественно в юго-западном регионе (Брестчина).

Получив достаточное распространение, религиозные объединения христиан веры евангельской были одной из самых многочисленных пятидесятнических деноминаций в Брестском регионе из всех поздних протестантских церквей. Учитывая особенности государственно-религиозных взаимоотношений в рассматриваемый период, установкой местных властных структур на территории Брестчины было сокращение численности общин и групп ХВЕ, закрытие и изъятие молитвенных домов у приходов верующих, строгий контроль за деятельностью священнослужителей, пресечение образовательной, просветительской, социальной, миссионерской и др. видов работ, как пресвитеров и проповедников, так и мирян.

Так как руководящие центры пятидесятнических деноминаций находятся в странах Западной Европы и США, верующие и священнослужители церквей христиан веры евангельской часто характеризовались властями как «пособники» буржуазной идеологии, обвинялись в шпионаже в пользу зарубежных держав. Осуществление большинства необходимых религиозных обрядов и видов деятельности не могло быть свободно реализовано, так как их исполнение предполагало уголовную или административную ответственность верующих и пресвитеров.

В результате проведенного исследования и решения поставленных задач были сформулированы следующие выводы:

1. Религиозные объединения пятидесятников возникли, преимущественно, на территории США вначале ХХ в. Обретая популярность, движение пятидесятнических церквей пополнялось разнообразными направлениями и новообразовавшимися деноминациями, крупнейшими из которых были христиане веры евангельской и евангельские христиане в духе апостольском. На территории белорусских земель вероучение ХВЕ начинает распространяться наиболее активно в 1920-1930-е гг., преимущественно в Брестском приграничном регионе. Особенностью вероучения является библейское свидетельство о Пятидесятнице, учение о которой считается центральным в идеологии данного религиозного вероучения. В общинах существует строгая иерархия, соподчинение; разработаны своеобразные кодексы поведения, семейного уклада. Масштабно развиты различные формы религиозных служений: миссионерское, просветительское, социальное, молодежное и т.д.

2. Основные направления взаимоотношений религиозных объединений христиан веры евангельской и местных властных структур Брестского региона в период 1945 - 1965 гг. характеризовались жестким противостоянием верующих и контролирующих государственных органов - совета по делам религиозных

культов Брестской области. Это нашло отражение в массовом закрытии действующих молитвенных домов, сокращении числа религиозных групп и общин, ужесточении контроля за религиозной деятельностью, как верующих, так и пресвитеров. Проводилась агитационно-пропагандистская работа уполномоченным по делам религиозных культов области, и соответствующих контролирующих организаций, направленная на популяризацию атеистических взглядов, сокращению числа осуществляемых религиозных обрядов среди населения, и католиков в частности.

3. Динамика численности религиозных общин и групп христиан веры евангельской, верующих и священнослужителей свидетельствует о том, что, не смотря на сложные условия существования пятидесятнических деноминаций в рассматриваемый период, количество адептов ХВЕ оставалось на территории Брестчины большим. На процесс увеличения или уменьшения числа верующих пятидесятников влияли многие факторы: сложная процедура регистрации новых религиозных групп и общин и получения официального статуса регистрации священнослужителями, изъятие у верующих зданий молитвенных домов, принудительное объединение групп христиан веры евангельской и евангельских христиан-баптистов, аресты и репрессии пресвитеров и мирян, миграция приверженцев ХВЕ на постоянное место жительства в страны Западной Европы и США.

4. Существенное влияние на религиозную деятельность верующих ХВЕ оказало создание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Данная организация была инициативой советских государственных структур, которая должна была упорядочить и контролировать процесс осуществления религиозной деятельности верующими пятидесятниками и баптистами. Однако, учитывая различия в вероучениях, культовой практике, обрядовой традиции, полного слияния церквей ЕХБ и ХВЕ не произошло. Верующие оставались верными основам соответствующих доктрин пятидесятнических и баптистских церквей, предпочитая осуществлять религиозную практику в незарегистрированных общинах и группах.

Список используемой литературы:

1.Адзшочанка, В. А. Рэлшязнауства: Вучэбн. дапам. / В. А. Адзшочанка. - Мшск: Ушверспэцкае, 2001. - 240 с.

2.Баптизм и баптисты : социол. очерк / Акад. наук Белорус. ССР, Ин-т философии и права ; ред.: М.Я. Ленсу, Е.С. Прокошина. - Минск : Наука и техника, 1969. - 320 с.

3.Белов А.В. Клерикальный антикоммунизм: идеология, политика, пропаганда. - М.: Политиздат, 1987.

- С. 38.

4.Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. - М.: «Наука», 1978. - С. 50.

5.Белчер, Р.П. Путь благодати : богосл. роман : пер. с англ. / Р.П. Белчер. - Минск : Завет Христа, 1998.

- 167 с.

6.Бурдуков, Н. Летопись / Н. Бурдуков. - Apostolic House of Prayer, 2005. - 190 с.

7.Венсович, Л. Православная, католическая, униатская, протестантская церкви / Л. Венсович // Белорусоведение. - Минск, 2005. - С. 83 - 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.