Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 7. Вып. 1 • 2014
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 7, issue 1
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Band 7, Ausgabe 1
Теории, концепции, парадигмы
УДК 1(091)
Сурова А.Б.
Религиозная апологетика пола в творчестве В.В. Розанова
Сурова Альбина Борисовна, кандидат философских наук, Российский государственный гуманитарный университет
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается одно из направлений в русской философии пола — «религиозная апологетика пола» В.В. Розанова, описываются основные концепты этого учения и подчеркивается его радикальность для русской метафизики. Выделено и проанализировано наиболее важное понятие розановского творчества: триединство «сексуальность — рождение — бессмертие». В сопоставительном контексте затрагиваются другие направления философии пола в России, а также фрейдистская концепция сексуальности.
Ключевые слова: религиозная апологетика пола, сексуальность — рождение — бессмертие, метафизика пола, религиозная чувственность, любовь, сублимация.
Одно из направлений в русской философии пола периода конца XIX — начала XX столетия, обозначаемое нами как «религиозная апологетика пола», представлено творчеством философа Василия Васильевича Розанова. В 1898 г. В. Розанов, обращаясь к Н. Михайловскому, заявил, что «вступил» в невероятно занимающую его тему «о поле и половом» [Розанов 1990.а, с. 808], и все его последующие труды и личные переписки действительно отразили близость, родство автора с данной тематикой. Розановское творчество в значительной мере определило интенсивность философских исследований и полемичность разнообразных интерпретаций проблемы пола. Он стал первым в России мыслителем, кто проблематизировал половой вопрос в аспекте семьи и брака и вовлек в философское обсуждение этой проблемы значительную часть интеллектуалов и религиозных деятелей.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919)
Theories, Conceptions, Paradigms / Theorien, Konzeptionen, Paradigmen
Идеи Розанова можно назвать смелыми и критичными, и не только в отношении ортодоксального богословия, но и в
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 7, issue 1 Theories, Conceptoins, Paradigms
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Band 7, Ausgabe 1 Theorien, Konzeptionen, Paradigmen
Сурова А.Б. Религиозная апологетика пола в творчестве В.В. Розанова
отношении платонизма в русской метафизике. Представители этого направления, В. Соловьев и Н. Бердяев, строго дифференцировали эротическое (половое) чувство и сексуальное. В их концепциях пола роль сверхъестественной и одновременно творческой силы принадлежит половой любви. Это любовь, ведущая к обретению духовно -телесного бессмертия. Любовь же сексуальная, плотская, взаимосвязана лишь с рождением как природной необходимостью, которую, собственно, и надлежит преодолеть. Таким образом, религиозно-философская «репрессия» сексуальности в данной концепции мотивирована идеей высшей, истинно христианской, асексуальной любви. В философии Розанова человеческая сексуальность получает сверхприродное, сверхчувственное значение. Именно сексуальность, половое влечение, с точки зрения Розанова, связывает человека с Богом.
«Прольем религию в самый пол: ощущение высокого и чистого, что уже сейчас мы соединяем с религиозными отношениями, внесем это ощущение в его незагрязненности и святости в самый пульс своего бытия, кажущуюся "животную" его часть — и мы высветимся изнутри себя, религия брызнет из крови нашей» [Розанов 1990.6, с. 240].
Данная идея — сексуальности как «религиозной чувственности» [Розанов 1995, с. 127] — идея для христианской культуры радикальная, фактически совершила революцию в русской религиозной философии. Впервые между сексуальностью и полом воздвигнулся концептуальный мостик, и противопоставление между половым влечением и сексуальным, характерное для философского построения Бердяева и Соловьева, упразднилось.
Вообще, сексуальность в концепции Розанова — лишь часть нерушимой целостности триединства — «сексуальность — рождение — бессмертие», фрагмент единого процесса утверждения религии всего человечества. И этот фрагмент, так же, как и два других, не является изолированным и самодостаточным. Причина, по которой Розанов не проводит различия между сексуальным желанием и желанием деторождения, очевидна — чтобы не нарушить и не поставить под сомнение их метафизическую связь. Религиозный смысл сексуальности раскрывается в рождении, а рождение в концепции Розанова, в свою очередь, утверждает бессмертие.
«Смерть есть не смерть окончательная, а только способ обновления: ведь в детях в точности я живу, в них живет моя кровь и тело, и, следовательно, я не умираю вовсе, а умирает только мое сегодняшнее имя. Тело же и кровь продолжают жить; и в детях — снова, и затем опять в детях — вечно! Только бы, значит, "рождалось", и — "я никогда не умру"» [Розанов 1994.а, с. 287].
Соответственно, в философии Розанова соловьевско-бердяевская оппозиция рождение/бессмертие нивелируется — появляется новая «парадигма», объединяющая концепты сексуальности, рождения и бессмертия. Оппоненты Розанова отрицали наличие метафизики сексуальности и рождения в его учении. Например, С. Булгаков считал, что Розанов лишь мистифицирует биологию:
«Односторонность и бедность розановского восприятия пола состоит в том, что он знает его только в ^^'е, понимает лишь натуралистически и биологически, хотя при этом он и углубляет мистически биологию. <...> Розанов знает пол тела и телесное соединение, но плохо различает пол души и брачность духа.» [Булгаков 1994, с. 259].
Аналогичной позиции относительно розановского учения о поле придерживался и Бердяев. «Розановщина есть своеобразный мистический натурализм, обожествление натуральных таинств жизни», — отмечает он [Бердяев 1995, с. 29]. С точки зрения З. Гиппиус, совпадающей в этом с точкой зрения Бердяева, понятия брака и семьи, введенные Розановым, не содержат в себе метафизического значения. Однако Розанов, — и об этом уже заходила речь выше, — видит божественное начало в самой телесности человека, и рождение, как следует из его концепции, это выход за пределы физиологии, трансценденция. Он не противопоставляет сексуальность и половую любовь, а пытается установить между ними взаимосвязь, соединяя пол и рождение в единое целое и снимая тем самым платоническую дихотомию. Перед Розановым стояла невероятно сложная задача: фальсифицировав христианские идеи плотского греха и воздержания, утвердить идею человека как сексуального существа в христианской культуре. Таким образом, своеобразная критическая позиция по отношению к историческому христианству и Новому Завету, занимаемая философом, является следствием подобной попытки.
С помощью своего учения Розанову удалось потеснить позиции богословия и христианского мистицизма, подвергнув философской критике идею греховности пола и человека как сексуального существа, впервые в истории религиозной философии, наделяя понятие «сексуальность» позитивным статусом.
Как описывается сексуальность в концепции Розанова? С точки зрения философа, это желание обретения противоположного полового полюса, слабо выраженного и потому недостающего. Мы не встречаемся с этим термином в его работах, он предпочитает говорить: «половое влечение», «половое притяжение». А что такое любовь? Можно предположить, что философ не проводил демаркационной линии между понятиями «любовь» и «сексуальность». Размышляя о любви, Розанов главным образом обращается к сущности любви плотской и лишь ее наделяет религиозным смыслом. «Любовь плотская превосходит еще всякую духовную, "где только разговоры". Она — мистичнее, глубже, таинственнее, священнее», — замечает он [Розанов 2000, с. 75]. Сексуальность, с точки зрения Розанова, являет собой одно из
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 7, issue 1
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Band 7, Ausgabe 1
Theories, Conceptoins, Paradigms Theorien, Konzeptionen, Paradigmen
Сурова А.Б. Религиозная апологетика пола в творчестве В.В. Розанова
онтологических измерении пола.
(в) (г) (д)
Некоторые работы Работы В.В. Розанова, в которых поднимаются вопросы пола, сексуальности и плотского греха в христианстве: (а) Уединенное. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1912 (обложка первого издания); (б) В мире неясного и нерешенного. СПб.: Типографiя М. Меркушева, 1901 (титульный лист); (в) Семейный вопрос в России. В 2 т. СПб.: Типография М. Меркушева, 1903 (титульный лист первого тома); (г) Темный Лик: Метафизика христианства. СПб.: Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1911 (титульный лист первого издания);
(д) Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1911 (титульный лист первого издания).
Столь же концептуально масштабное, как и фрейдизм, розановское учение, будучи религиозной апологией пола и сексуальности, — значительно более смелая и реформаторская для христианской культуры философская концепция пола (в сравнении с психоаналитической). Ведь философствование Розанова [Розанов 1994.6] явилось критикой христианства из-
V/ V/ I— I V/ V/
нутри, имманентной критикой. В отличие от, например, фрейдистской критики христианства, она в конечном итоге предполагала не тотальный отказ от христианской веры и традиции, а преобразование христианского отношения к миру и его средоточию — мистицизму пола, возрождению христианской культуры. В розановской концепции можно разглядеть идею «обновленной» нравственности, взаимосвязанной со свободой сверхъестественного сексуального желания, тождественного желанию деторождения, а также идею творчества, являющегося выражением сексуальной свободы. Утрата этого желания символизирует дистанцирование человека от Божественного начала. Оно и послужило, полагает философ, истоком нравственного падения и творческой кастрации человека. Как можно заметить, мыслитель истолковал ницшеанский мотив человеческой слабости и крушения ценностей с религиозной точки зрения. Привнести метафизику пола в земной мир, и свести воедино небесное и земное — вот о чем так настойчиво шептал Василий Розанов, но мало кто его услышал.
Фрейдизм не был так радикален на пути «освобождения» сексуальности. С одной стороны, он объявляет о том, что невротизация общества — последствие сексуального ограничения; но здесь же, в подавлении сексуальности, берет свое начало и феномен человеческой культуры, и, следовательно, расцвет сексуальности без ущерба для культурного сообщества в контексте психоаналитической концепции — утопия.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 7, issue 1
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Band 7, Ausgabe 1
Theories, Conceptoins, Paradigms Theorien, Konzeptionen, Paradigmen
Сурова А.Б. Религиозная апологетика пола в творчестве В.В. Розанова
Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856—1939)
Титульный лист первого издания монографии Фрейда «Неудовлетворенность культурой» (Das Unbehagen in der Kultur. Wien: Internationalen Psychoanalytischen Verlag, 1930)
Обложка номера журнала «Сексуальные проблемы», в котором в марте 1908 г. впервые была опубликована статья Фрейда «"Культурная" сексуальная мораль и современная нервозность» (Die "kulturelle" Sexualmoral und die moderne Nervosität)
Понятия индивида и культуры представлены Фрейдом в виде оппозиции, и существование свободного человека в культурно развитом обществе в рамках психоаналитической парадигмы просто невозможно. Анализируя понятие культуры, основатель психоанализа подчеркивает, что культура ограничивает свободу и сексуальную жизнь индивида [Фрейд 1998]. Культура подавляет человека, а, подавляя, стимулирует тем самым творчество и, соответственно, дальнейшее культурное становление общества. В таком случае можно ли сказать, что существование психически здорового и счастливого человеческого общества, основанного на получении удовольствия, будет сопровождаться его культурным развитием, если исходить из самой психоаналитической системы? Утвердительно ответить на поставленный вопрос не представляется возможным. Не удалось это сделать и основателю психоанализа, все -таки пожертвовавшему «принципом удовольствия» ради «принципа реальности» [Фрейд 1998]. Поэтому предлагаемое Фрейдом частичное решение данной проблемы в виде идеи сублимации остается, с нашей точки зрения, неудовлетворительным. В своей статье «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» (1908) Фрейд рассматривает сублимацию как такую человеческую способность, которая, хотя и не является связанной с получением сексуального удовольствия, тем не менее позволяет преодолеть невроз и одновременно приводит к созданию культурных ценностей [Фрейд 1994]. Однако, ориентируясь на основные принципы психоанализа, вполне можно утверждать, что сублимация является скрытой формой невроза, ставшего частью культурного общества.
И в розановской концепции, и во фрейдизме основополагающая роль принадлежит сексуальности, однако, как мы видим, можно выявить принципиальные различия в их понимании возможностей человека. Нравственность в концепции Розанова, основанная на религиозном чувстве пола, оказывается по ту сторону всяких запретов, а творчество является реализацией, своего рода воплощением сексуальности. И именно такое, «пронзенное» сексуальной энергией, творчество и составляет в концепции Розанова основу развития как отдельно взятой личности, так и всего человеческого сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Христос и мир // В.В. Розанов: Pro et contra. Кн. II. СПб.: Издательство Русского христиан-
ского гуманитарного института, 1995. С. 25—40.
2. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
3. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М.: Московский рабочий, 1990.а.
4. Розанов В.В. Сочинения: В 2 т. Т. 2: Религия и культура / Сост., подг. текста и примеч. Е.В. Барабанова.
М.: Правда, 1990.б.
5. Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 12: Апокалипсис нашего времени / Под общ. ред. А.Н. Николюки-
на. М.: Республика, 2000.
6. Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 6: В мире неясного и нерешенного / Под общ. ред. А.Н. Николюки-
на. М.: Республика, 1995.
7. Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 3: В темных религиозных лучах / Под общ. ред. А.Н. Николюкина.
М.: Республика, 1994.а.
8. Розанов В.В. О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира // Собрание сочинений. Т. 3: В темных рели-
гиозных лучах / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1994.б. С. 417—426.
9. Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ
и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин. М.: Республика, 1994. С. 15 — 28.
10. Фрейд З. Недовольство культурой [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ModernLib.Ru. Ре-
жим доступа: http://modernlib.ru/books/freyd_zigmund/nedovolstvo_kulturoy/read.
11. Clement O. "Life in the Body." The Ecumenical Review 33.2 (1981): 128 —146.
12. Costlow J.T., Sandler S., Vowles J., eds. Sexuality and the Body in Russian Culture. Stanford: Stanford University
Press, 1998.
13. Crone A.L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal: The Philosophers and the Freudians. Leiden: Brill, 2010.
14. Crone A.L. "Christianizing Freud: Sublimation and Creativity in Modern Russian Religious Thought." Russian
History 36.3 (2009): 360—390.
15. Ivask G. "Rozanov." The Slavic and East European Journal 5.2 (1961): 110 — 122.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 7, issue 1 Theories, Conceptoins, Paradigms
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Band 7, Ausgabe 1 Theorien, Konzeptionen, Paradigmen
Сурова А.Б. Религиозная апологетика пола в творчестве В.В. Розанова
16. Lalo A. "Russian Sex Studies in the West: What They Talk about When They Talk about Love." Slavonica 18.2
(2012): 83-96.
17. Putnam G.F. "Vasilii V. Rozanov: Sex, Marriage and Christianity." Canadian-American Slavic Studies 3 (1971):
301-326.
18. Stammler H.A. "Apocalypse: V.V. Rozanov and D.H. Lawrence." Canadian Slavonic Papers/Revue Canadienne des
Slavistes XVI (1974): 221-244.
19. Ure A. "Rozanov and the Coin." Slavonica 16.1 (2010): 15-28.
20. Ure A. "Rozanov, the Creation, and the Rejection of Eschatology." Slavonic & East European Review 89.2 (2011):
224 - 247.
21. Ure A. Vasilii Rozanov and the Creation: The Edenic Vision and the Rejection of Eschatology. New York: Bloomsbury
Publishing USA, 2011.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Сурова, А. Б. Религиозная апологетика пола в творчестве В.В. Розанова [Электронный ресурс] / А.Б. Сурова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2014. — Т. 7. — Вып. 1. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast7-1.2014.24
"RELIGIOUS APOLOGETICS OF SEX" IN VASILIY ROZANOV'S WORKS
Albina B. Surova, Ph.D., Russian State Humanitarian University (Moscow).
E-mail: [email protected]
The article analyses a trend in the Russian philosophy of sex, namely Vasily Rozanov's «religious apologetics of sex», and describes the key components of his theory. In particular, the article contains a detailed and specific analysis of «sexuality-procreation-immortality» trifecta, which constitutes the most important concept of Rozanov's vision. I have discussed it in comparison with other Russian philosophy of sex trends and with Freudianism. My analysis focuses on the Rozanov's idea of 'religious sensuality', which is quite radical within the Christian cultural paradigm and could also be considered radical in comparison to the psychoanalytic concept of sexuality. I try to explore significant differences between Rozanov's ideas, other concepts of sex in Russian philosophy and the nascent Freudian theory. I conclude Rozanov's metaphysics eliminates opposition between sex and sexual attractions, typical for the metaphysics of other key Russian philosophers. In Rozanov's view, the phenomenon of human perfection is revealed not in limitation of sexual desire, but in freedom, leading to the attainment of a higher total existential unity. This notion comprises the fundamental distinction between the views of Rozanov, and those of Freud, for whom cultural achievements, including religion and morality, are based on the unsatisfied desire and sublimation, which is in fact a disguised form of neurosis.
Keywords: Vasiliy Rozanov, 'religious apologetics of sex', sexuality — birth — immortality, metaphysics of sex, Freudianism, 'religious sensuality', love, sublimation.
References:
1. Berdyaev N. "Christ and the World." Vasilii V. Rozanov: Pro et Contra. St. Petersburg: Russian Orthodox Humani-
tarian Institute Publisher, 1995, book II, pp. 25—40. (In Russian).
2. Bulgakov S. The Unfading Light: Contemplations and Speculations. Moscow: Respublika Publisher, 1994. (In Rus-
sian).
3. Clement O. "Life in the Body." The Ecumenical Review 33.2 (1981): 128 — 146.
4. Costlow J.T., Sandler S., Vowles J., eds. Sexuality and the Body in Russian Culture. Stanford: Stanford University
Press, 1998.
5. Crone A.L. "Christianizing Freud: Sublimation and Creativity in Modern Russian Religious Thought." Russian
History 36.3 (2009): 360—390.
6. Crone A.L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal: The Philosophers and the Freudians. Leiden: Brill, 2010.
7. Freud S. "'Civilized' Sexual Morality and Modern Nervous Illness." Sigmund Freud, Psychoanalysis and Russian
Thought. Moscow: Respublika Publisher, 1994, pp. 15—28. (In Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 7, issue 1 Theories, Conceptoins, Paradigms
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Band 7, Ausgabe 1 Theorien, Konzeptionen, Paradigmen
Сурова А.Б. Религиозная апологетика пола в творчестве В.В. Розанова
8. Freud S. "Dissatisfaction with the Culture." ModernLib.Ru Electronic Library. N.p., n.d. Web.
<http://modernlib.ru/books/freyd_zigmund/nedovolstvo_kulturoy/read>. (In Russian).
9. Ivask G. "Rozanov." The Slavic and East European Journal 5.2 (1961): 110 — 122.
10. Lalo A. "Russian Sex Studies in the West: What They Talk about When They Talk about Love." Slavonica 18.2
(2012): 83 — 96.
11. Putnam G.F. "Vasilii V. Rozanov: Sex, Marriage and Christianity." Canadian-American Slavic Studies 3 (1971):
301—326.
12. Rozanov V. "Sweet Jesus and Bitter Fruits of the World." Collected Writings. Volume 3: In the Dark Light of Reli-
gious. Moscow: Respublika Publisher, 1994, pp. 417—426. (In Russian).
13. Rozanov V. About My Life and Myself. Moscow: Moskovskiy rabochiy Publisher, 1990. (In Russian).
14. Rozanov V. Collected Writings. Volume 12: Apocalypse of Our Time. Moscow: Respublika Publisher, 2000. (In Rus-
sian).
15. Rozanov V. Collected Writings. Volume 2: Religion and Culture. Moscow: Pravda Publisher, 1990. (In Russian).
16. Rozanov V. Collected Writings. Volume 3: In the Dark Light of Religious. Moscow: Respublika Publisher, 1994. (In
Russian).
17. Rozanov V. Collected Writings. Volume 6: In the World of the Obscure and the Uncertain. Moscow: Respublika Pub-
lisher, 1995. In Russian.
18. Stammler H.A. "Apocalypse: V.V. Rozanov and D.H. Lawrence." Canadian Slavonic Papers/Revue Canadienne des
Slavistes XVI (1974): 221—244.
19. Ure A. "Rozanov and the Coin." Slavonica 16.1 (2010): 15 — 28.
20. Ure A. "Rozanov, the Creation, and the Rejection of Eschatology." Slavonic & East European Review 89.2 (2011):
224 — 247.
21. Ure A. Vasilii Rozanov and the Creation: The Edenic Vision and the Rejection of Eschatology. New York: Bloomsbury
Publishing USA, 2011.
Cite MLA 7:
Surova, A. B. ""Religious Apologetics of Sex" in Vasiliy Rozanov's Works." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time] 7.1 (2014). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast7-1.2014.24>. (In Russian).