Научная статья на тему 'РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В КНР В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВЕКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В КНР В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВЕКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGIOUS STUDIES IN CHINA / MARXIST RELIGIOUS SYSTEM / THE INTERPRETATION OF RELIGION / INTERFAITH DIALOG / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В КИТАЕ / МАРКСИСТСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЛИГИИ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Си

Цель. В статье впервые рассматривается процесс развития религиоведения в КНР в конце XX - начале XXI веков, раскрываются положительные тенденции в изучении религии и общее положение данной науки для более глубокого осмысления аналогичных процессов трансформации теоретических методик в других научных областях. Методология проведения работы. Работа выполнена на основе диалектических, феноменологических, герменевтических, антропологических, историко-материалистических, критико-идеологических методов исследования. Результаты. В статье показаны достигнутые в области религиоведческих исследований результаты и их диапазон, кратко проанализировано воздействие западных идей на развитие китайской науки о религии, а также связь стремительного развития религиоведения в КНР с отношением правительства и КПК к науке о религии и к существованию религиозных феноменов в социалистическом обществе. Отчается, что после политики реформ и открытости в конце ХХ - начале XXI веков в КНР динамика общественного развития открыла широчайший простор для изучения религии, был проведен целый ряд мероприятий для поддержки китайского религиоведения. В настоящее время в китайской академической сфере само религиоведение стало более свободным и активным, изучение религии идет по пути устойчивого развития. Область применения результатов. Изучение трансформации теоретико-методологических основ в гуманитарно-социальных областях после политики реформ и открытости в конце ХХ - начале XXI веков в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS STUDIES IN CHINESE PEOPLE’S REPUBLIC AT THE END OF XX - AT THE BEGINNING OF XXI CENTURIES: PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Purpose. The article is concerned with the problems of investigations in religious studies’ sphere in China at the end of XX - at the beginning of XXI centuries, it uncovers positive trends in religion’s explorations and the condition of religious studies in a whole for deeper understanding of the analogical processes of the transformations of theoretical methods in other scientific areas. Methodology. The work is fulfilled in the base of dialectical, phenomenological, hermeneutic, anthropological, historical-materialistic, and critical-ideological methods of investigations. Results. The article shows the results of the religious studies and their range, gives the short analysis of the effects of western ideas to the development of Chinese religious studies and the correlation of the rapid development of religious studies in China and the attitude of the government and Communistic Party of China to the religious studies and the existence of religious phenomena in socialistic society. It’s pointed out that after policy of reforms and openness at the end of XX - at the beginning of XXI centuries in China the dynamic of society’s development opens the widest perspectives for religion’s investigations, the government of Chinese People’s Republic undertakes the measures for the support of Chinese religious studies. Nowadays in Chinese academic field religious studies have become freer and more active, religious investigations constantly increase. Practical implications. The investigation of the transformation theoretical and methodological bases in humanities after policy of reforms and openness at the end of XX - at the beginning of XXI centuries in China.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В КНР В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВЕКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2016-3-1-157-185 УДК 1(091)

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В КНР В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Чжан Си

Цель. В статье впервые рассматривается процесс развития религиоведения в КНР в конце XX- начале XXI веков, раскрываются положительные тенденции в изучении религии и общее положение данной науки для более глубокого осмысления аналогичных процессов трансформации теоретических методик в других научных областях.

Методология проведения работы. Работа выполнена на основе диалектических, феноменологических, герменевтических, антропологических, историко-материалистических, критико-идеологи-ческих методов исследования.

Результаты. В статье показаны достигнутые в области религиоведческих исследований результаты и их диапазон, кратко проанализировано воздействие западных идей на развитие китайской науки о религии, а также связь стремительного развития религиоведения в КНР с отношением правительства и КПК к науке о религии и к существованию религиозных феноменов в социалистическом обществе. Отчается, что после политики реформ и открытости в конце ХХ - начале XXI веков в КНР динамика общественного развития открыла широчайший простор для изучения религии, был проведен целый ряд мероприятий для поддержки китайского религиоведения. В настоящее время в китайской ака-

демической сфере само религиоведение стало более свободным и активным, изучение религии идет по пути устойчивого развития.

Область применения результатов. Изучение трансформации теоретико-методологических основ в гуманитарно-социальных областях после политики реформ и открытости в конце ХХ- начале XXI веков в КНР.

Ключевые слова: религиоведение в Китае; марксистская религиозная система; интерпретация религии; межконфессиональный диалог.

RELIGIOuS studies IN CHINESE PEOPLE'S REPUBLIC AT THE END OF XX - AT THE BEGINNING OF XXI CENTURIES: PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Chzhan Si

Purpose. The article is concerned with the problems of investigations in religious studies' sphere in China at the end of XX - at the beginning of XXI centuries, it uncovers positive trends in religion's explorations and the condition of religious studies in a whole for deeper understanding of the analogical processes of the transformations of theoretical methods in other scientific areas.

Methodology. The work is fulfilled in the base of dialectical, phe-nomenological, hermeneutic, anthropological, historical-materialistic, and critical-ideological methods of investigations.

Results. The article shows the results of the religious studies and their range, gives the short analysis of the effects ofwestern ideas to the development of Chinese religious studies and the correlation of the rapid development of religious studies in China and the attitude of the government and Communistic Party of China to the religious studies and

the existence of religious phenomena in socialistic society. It's pointed out that after policy of reforms and openness at the end of XX - at the beginning of XXI centuries in China the dynamic of society's development opens the widest perspectives for religion's investigations, the government of Chinese People's Republic undertakes the measures for the support of Chinese religious studies. Nowadays in Chinese academic field religious studies have become freer and more active, religious investigations constantly increase.

Practical implications. The investigation of the transformation theoretical and methodological bases in humanities after policy ofreforms and openness at the end of XX- at the beginning of XXI centuries in China.

Keywords: Religious studies in China; Marxist religious system, the interpretation of religion; interfaith dialog.

В КНР на научные исследования, особенно в гуманитарной и социальной сферах, оказывает большое влияние социально-политическая ситуация. Люй Дацзи 1931-2012), известный китайский религиовед, выделяет три этапа в истории изучения религии в Китае: начало XX века - 1949 г. (просвещение, развитие отраслей европейской науки, возникновение религиоведения); 1949-1976 гг. (идеологическая борьба, культурная революция и упадок религиоведения); с 1976 г. по настоящее время (реформы, раскрепощение мышления, развитие религиоведения в Китае) [10]. Директор Института мировых религий Академии Общественных Наук КНР (АОН КНР) Чжо Синьпин также провел анализ отечественного изучения религии, отметив, что в начале ХХ века китайские исследователи религии проводили углубленное обсуждение тем «Существует ли религия в Китае?» и «Что такое религия?». В 1950-1960-х гг. отношение между религией, верой и суеверием стало предметом полемики, а с конца 1970-х и начала

1980-х гг. под воздействием раскрепощения мышления в китайском теоретическом изучении религии были достигнуты значительные результаты [7, с. 1-3].

Именно после Третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.) пришло осознание, что существование религии в современном обществе является объективной данностью и ее устранение с помощью административно-силовых методов невозможно. В постановлении ЦК КПК «Основная точка зрения и основы политики по вопросам религий на период социализма» (1982 г.) признана особая роль религии в социалистическом преобразованием общества. Так, в материковом Китае долговременное молчание по отношению к религиозной деятельности исчезло, а систематическое и специализированное развитие китайского религиоведения стало возможно лишь после Реформы и Открытости Китая (1978 г.). Правительство КНР провело целый ряд мероприятий для развития китайского религиоведения: расширение и совершенствование разноплановых научно-исследовательских центров и организаций по религиоведческим дисциплинам, создание религиоведческого сообщества и печатных изданий по данной науке, создание новой структуры образования по направлению «Религиоведение». Активизация китайского религиоведения нашла отражение, прежде всего, в работе АОН КНР, где в 1982 г. была утверждена программа «Построение марксистской религиоведческой системы», ориентирующаяся на правильное понимание религии и всестороннюю разработку ее социальных функций в современном Китае. Широко обсуждались проблемы «рассуждение Карла Маркса о религии как опиуме для народа», «религия как один из образцов культуры», «является ли Конфуцианство религией» и др.

В КНР исследования религии по-прежнему ориентируются на марксистские концепции, в 50-60-х гг. ХХ века религия рассма-

тривалась как «опиум народа» однозначно в негативном смысле из-за усиления атеистической идеологии. Но в 1980-х годах ученые начали проводить интегрирование западных религиоведческих парадигм и марксистского религиоведения, постепенно преодолевая узкий взгляд на религию как на реакционное явление. В этом научно-исследовательском контексте были опубликованы многочисленные работы по теоретическому религиоведению. В 1985 г. вышла в свет работа Люй Дацзи «Основы религиоведения», в которой отражены первые результаты соединения марксистских взглядов с западными религиоведческими методологиями. В ней автор отмечает: «Не следует рассматривать марксистское мировоззрение и понимание религии как единственно верные выводы и неизменные доктрины, тем более нельзя рассматривать рассуждения Маркса, Энгельса, Ленина как ссылки и инструменты ... Марксистские теории должны быть открытой системой, из которой необходимо своевременно отбросить ошибки. Маркс, Энгельс, Ленин не создавали полную теоретическую систему изучения религии, в их теориях исследуются религиозные вопросы не во всех аспектах, именно поэтому их позиции по отношению к религиям не могли стать абсолютной истиной. Не следует подходить к марксистским взглядам на религию с суеверных позиций, не следует использовать классические цитаты вместо анализа конкретного религиозного вопроса» [9, с. 7].

Дискуссии вокруг определения религии Марксом как «опиуме для народа» велись примерно 10 лет. Она открывает новую эру китайского исследования религии, в котором понимание марксистских трактовок избавилось от предвзятого догматизма, и демонстрирует открытые подходы к исследованиям марксистских классических произведений. Это привело к тому, что в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века в китайских научных кругах религия

часто рассматривается с точки зрения социологии религии, подчеркиваются ее социальные функции, а не природа и присущее ей содержание. Процесс переосмысления марксистской интерпретации религии называется «китаизацией марксистской концепции религии», которая отличается соединением марксистских религиоведческих концепций с китайской социальной действительностью.

В конце 1980-х гг. в Китае ученые уделяли больше внимания темам «Религия как один из культурных образов» и «Национальные религии как важные составляющие части национальной культуры». Несмотря на то, что эти темы сами по себе не новые, они сыграли огромную роль в дальнейшем раскрепощении мышления. Известный китайский философ Фан Литянь 1933-2014)

отмечал, что феномены религии тесно связаны с человеческой культурой. Люй Дацзи также писал, что «религия является архаическим и универсальным социально-культурным явлением в истории человечества» [11, с. 6]. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. исследования культуры достигли небывалого расцвета, было опубликовано большое количество популярных книг, монографий, переводов, темой которых стали отношения между религией и различными образами культуры [17]. В 1995 г. журнал Института мировой религии Академии Общественных Наук КНР «Материалы мировых религий» был переименован, и стал называться «Культура мировых религий» также вышли в свет такие журналы по изучению религии, как «Рецензия культуры христианства» (««Культура религии» («и «Культура буддизма» ((Щ^^ЬУ). Как отметил Люй Дацзи, после 1949 г. не было никакой другой теории или идеи исследования, кроме как «религии как одного из культурных образов» [7, с. 66]. Данная дискуссия помогла китайским ученым прояснить культурный смысл религии в соединении традиции и современности, так-

же постепенно осознать социальную функцию религии в современном глобализирующемся мире.

В 1990-х годах прошлого века велась острая дискуссия вокруг темы «Является ли конфуцианство религией». Она на протяжении более 20 лет стимулировала развитие китайского религиоведения. Несмотря на то, что в начале дискуссии позиции разных сторон были непримиримы, в конце концов, в основных вопросах было достигнуто относительное согласие. Этот факт подтверждает, что китайские научные исследования религии вышли за рамки здорового развития. Именно в рамках этой дискуссии подавляющее большинство ученых подтвердило религиозный характер конфуцианства. Это означает, что в настоящее время в Китайском обществе религия или религиозность не считаются суеверием или негативной вещью, они получили объективную оценку, что предполагает необходимые предпосылки для китайского религиоведения. Одновременно, в этой дискуссии китайские ученые стали различать институциональную и духовную религию. Это также значит, что китайское религиоведение стало использовать для исследований научный подход [5, 8, 12]. Однако западные религиоведческие теории и методики развиваются в евро-американских странах, где христианство рассматривается как основный объект исследования, а китайские традиционные религии, очевидно, имеют свои особенности. Это привело к тому, что при конструировании религиоведческих концепций китайские исследователи обращают внимание на результаты современного религиоведения, возвращаясь к объективному рассмотрению различных религиозных феноменов вместо однобоких догматических взглядов, стремясь демонстрировать результаты со своей спецификой и выражать самобытный дух своей культуры.

В конце ХХ - начале ХХ1 века в Китае проблемное поле исследований расширяется. В начале 1990-х годов вышли в свет много-

численные энциклопедии и справочники по религиоведению, большинство из которых было посвящено конкретным исследовательским проблемам. Также проводилось комплексное изучение религии [18]. В изучении философии религии ученые добились значительных успехов. Во-первых, проводились отдельные исследования, посвященные буддизму (Ду Цзивэнь (^Ш^) и Фан Литянь 1933-2014), даосизму (Цин Ситай 1927-2011) и

Лу Голун (^ШЖ), исламу (Цзинь Ицзю и Цинь Хуэй-

бинь(^ШШ), философии христианства (Чжао Дуньхуа и

Инь Даи 1925-2001). Появились работы не только по фи-

лософии отдельных религиозных верований [19], но и были опубликованы результаты комплексного изучения философии религии [20]. Например, в книге «Священное желание: философия религии» систематически излагаются основные проблемы философии религии, рассматривается явление существования Бога в различных религиях. В работе «Исследование философии религии» анализируется англо-американская философия религии, доказывается существование Бога и отношение разума и веры, существующие проблемы раскрываются методами западной философии религии, показывается трансформация объекта и приемов исследования. В книге «Религия и ее социальные функции» не только изложены различные функции религии в исторической перспективе, но и сделана оценка «идеи равенства» в современном обществе. В работе «Религия и современное китайское общество» раскрывается влияние общественных изменений на развитие религиозных организаций. Можно отметить, что в ХХ1 веке китайские ученые стали обращать внимание на конкретные религиозные вопросы, связанные с общественной жизнью.

Хэ Гуаньху (^У^), как свидетель восстановления и развития китайского религиоведения, считает, что для развития изучения религии и дальнейшего раскрепощения мышления в китайских

интеллектуальных кругах требуются многочисленные академические материалы. Ученый перевел и опубликовал ряд работ, посвященных религиозной философии, христианству и другим исследовательским областям. В своей работе «Плюрализм в концепции Бога» он впервые отметил, что философия религии является основной ветвью философии и религиоведения, она стала междисциплинарной наукой для философии и религии. Он полагает, что концепция «Бог» является основной темой и в философии, и в религиоведении; проводит анализ западных концепций изучения религии в ХХ веке [21]. Наряду с этим, ученый исследует культуру и историю Китая и западных стран в духовном и религиозном аспектах, полагая, что для исследования китайских социальных и культурных проблем необходимо сбросить идеологические оковы и систематически изучать основное ядро западной культуры - христианство. Исследователь отметил, что межрелигиозный диалог является основой создания цивилизованного и гармоничного общества. Стремясь исследовать религиозную философию основных мировых цивилизаций, исследователь предложил всестороннюю и систематическую теорию «Глобальная религиозная философия» как общий язык и основу межрелигиозного диалога [22].

В изучении социологии религии китайские ученые также достигли больших успехов. В начале 80-х годов XX века, изучая социологию религии, Чжэн Ефу ($4^) проводил сравнительное исследование теории Э. Дюркгейма и М. Вебера, Су Госюнь - теории Макса Вебера; в конце 1980-х годов Гао Шинин перевел на китайский язык труды Питера Бергера «Священный покров: элементы социологической теории религии» и «Румор ангелов» [23]. Кроме того, китайские социологи обращали внимание на конкретные проблемы, составив «Общее введение в социологию религии» и «Социология религии» [24]. В последние годы появились много-

численные работы [25], в которых ученые не только сконцентрировали внимание на тематическом анализе состояния религиозных организаций и их функционирования, но и попытались дать интерпретацию отношений между традиционными религиями и государственной властью. Изменились и методы исследования социологии религии. Вместо объективистского описания и простого анализа стали использовать качественные и количественные параметры, сочетать исследование источников и теоретический анализ. Однако из-за отсутствия горизонтального и вертикального сравнительных параметров некоторые выводы тематических исследований не являются авторитетными. В целом, обобщение различных тематических выводов, обнаружение особенностей религиозных вероисповеданий, анализ социальных функций религии стали главными задачами, стоящими перед китайскими социологами религии [26].

Антропология религии как религиоведческая дисциплина быстро развивается в последние годы. С одной стороны, вышла в свет череда серьезных переводов западных трудов, например, «Западная антропология религии в XX веке», «Происхождение религии и ее развитие», «Примитивные культуры», «Золотая ветвь», «Дикое мышление», «Теория первобытной религии», «Введение в антропологию религии» и других. С другой стороны, были изданы многочисленные материалы научных экспедиций, посвященные китайским национальным религиям. Например, «Сборник материалов о примитивных религиях китайских национальностей» представляет собой сборник полевых исследований, литературных документов, описаний археологических находок, научных данных о первобытных религиях китайских национальностей [27]. Появились многочисленные работы по теоретической антропологии религии, такие, как «Исследования религиозного запрета», «Введение в антропологию религии», «Запрещение религии», «Новая

структура антропологических теорий», «Урбанизация деревень и смена религиозной веры», «Изменение проблемного поля по антропологии религии», «Методика исследования современной антропологии религии» [28]. Вышеуказанные работы показали, что в области антропологии религии китайские исследователи достигли серьезного успеха в накоплении и обработке данных научных экспедиций. Однако необходимо отметить, что западные антропологи религии ранее проводили сложные социальные и межкультурные исследования, а китайские ученые только в настоящее время стали обращать внимание на исследования конкретных региональных, национальных верований и ритуалов.

Для исследования психологии религии были переведены западные труды, такие как «Моисей и единобожие» Зигмунда Фрейда, «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джеймса, «Психология религии» И.О. Махмудова, И.О. Ходорковского, «Теории психологии религии» и «Введение в психологию религии», а также другие работы советских исследователей. Были написаны такие работы, как, например, «Религиозная психика китайцев: теоретический анализ и эмпирическое исследование религиозной идентичности», «Культ и духовное управление», «Обозрение психологии религии Эриксена» и так далее [29].

В настоящее время в Китае изучение феноменологии религии пока еще находится в зачаточном состоянии. Вышла в свет лишь работа «Встреча разума и веры: методология ранней феноменологии религии Хайдеггера». В 2006 году издательством Жэньминь был опубликован перевод «Феноменологии религии». Также были переведены некоторые работы западных исследователей [30]. Можно отметить, что в то время китайские ученые в основном занимались переводами зарубежных трудов, а не самостоятельными исследованиями.

Достигнуты значительные успехи в религиоведческой сфере, однако необходимо отметить, что китайское религиоведение не получило внутреннего равномерного развития. Антропология и социология религии развиваются относительно быстро, психология и феноменология религии - относительно медленно, на другие религиоведческие дисциплины не обращалось достойного внимания.

В новом веке китайское теоретическое религиоведение сосредоточилось на изучении специфики культуры и общества. В связи с этим внимание ученых привлекают проблемы межконфессионального диалога, роли религии в процессе общественного развития. Для установления межрелигиозного диалога в Китае был организован ряд конференций, например, «Межконфессиональные диалоги: Китай и Запад» (в Шаньдунском университете в 2001 г.), «Диалог буддизма и христианства» (в педагогическом университете Шэньси в 2003 г.), «Диалог религии и построение гармоничного общества» (в Ланьчжоуском университете в 2007 г.).

Китайские исследователи, главным образом, систематически проводят изучение религии в двух аспектах: религиозного опыта и роли и функции религии в процессе развития общества. Это, отчасти, раскрывает значение и роль религиоведения в Китае. Оно не только затрагивает основные теоретические и исторические вопросы духовного развития отдельного человека, но и обращает внимание на стратегические проблемы развития общества, актуально и имеет практическое значение.

После политики реформ и открытости в конце ХХ - начале XXI веков в КНР динамика общественного развития открыла широчайший простор для изучения религии. В настоящее время в китайской академической сфере само религиоведение находится в статусе самостоятельного комплексного междисциплинарного проекта, гуманитарные социальные исследования стали более свободными и активными, изучение религии идет по пути устойчивого развития.

Список литературы

1. Ван Цзоань. Религиозный вопрос и политика в сфере религий в Китае. Пекин: Религиозная культура, 2002. 406 с.

2002^. 406Жо )

2. Ван Чжичэн. Желание мира: теории межконфессионального диалога в современное время. Пекин: Религия и культура, 2003. 463 с.

2003

463 Жо )

3. Диалог: конфуцианство, даосизм, буддизм и христианство / Под ред. Хэ Гуанху, Чжао Дуньхуа, Сюй Чживэй. Пекин: Литература социальных наук, 1998. 623 с.

1998. 623 Жо )

4. Дуань Дэчжи. Перспектива китайского религиоведения в XXI веке // Вестник Уханьского университета. 2003. № 2.

+ // ДЖА^М. 2003^.^2^о )

5. Ду Вэймин. Конфуцианские традиции в современности // Жуцзя юбао / Под ред. Чэн Мин. 2010. № 4. (МВД: +

Ж« // ШЖ1. 2010^. $4$о)

6. Исследования религиоведения в современном Китае / Под ред. Чжо Синьпин. Пекин: Социальные науки Китая, 2011. 415 с. (^ ft + S^WM (1949-2009) / +

7±, 2011^. 415 Ж о )

7. Итоги китайского религиоведения за 30 лет: с 1978 по 2008 гг. / Под ред. Чжо Синьпин. Пекин: Социальные науки Китая, 2008. 419 с. 1978-2008.

ШШ±, 2008. 419 Жо)

8. Ли Цян. Изучение конфуцианства с точки зрения социологии религии // Вестник Северо-западного университета сельского и лесного хозяйства. 2006. № 1. (#Й: // WM

2006^.f 1Йо )

9. Люй Дацзи. Мышление о природе религии // Социальные науки Китая. 1987. № 5. (£Л^: //ФШ?±^

1987^.^5^0 )

10. Люй Дацзи. Обзор столетней истории китайского религиоведения и прогноз его развития // Религиоведение. 2008. №1. (ёЛ^: Ф Ш

ш ^ ^ ш ф я щ % - ъ ^ $ 0 т ^ ж ш. // 2008. )

11. Люй Дацзи. Основы религиоведения. Пекин: Социальные науки Китая, 1989. 348 с. (ёЛ&:

1989^Ж.)

12. Фан Литянь, Хэ Гуанху, Чжао Дуньхуа, Чжо Синьпин. Текущее состояние и будущее отечественного религиоведения // Вестник Китайского народного университета. 2002. № 4. (^^^Щ: З^Ш^

// ФША^ЛФМ. 2002. )

13. Хэ Гуанху. Столетняя история изучения религии в Китае // Круги научных исследований. 2003. №3. ФШ^ШФЪ^ // Ф

2003. #3$о)

14. Цзян Цзяньюн. Возможности и вызовы в китайских исследованиях религии // Религия Китая. 2010. № 8.

МШЙ //ФШ». 2010^. )

15. Чжо Синьпин. Несколько вопросов о китайских религиоведческих исследованиях // Религиоведение. 2001. № 3. ^^ФШ^

ШМ^А^Ш// ^»М. 2001^. ^3Йо)

16. Чжо Синьпин. Опыты западного религиоведения. // Исследования мировых религий. 2001. № 3. Ш^ШФ^^// »%. 2001^. #3$о)

17. «Популярный сборник культуры религии» (« Культура буддизма», «Очерк христианской культуры», «Очерк исламской культуры» и т.д.) , С»«^ МШШ» , «^^Ш^ШШЩЩ), Ван Чжиюань. «Культу-

ра религии» (в том числе сто вопросов различных религий и т.д.) (¿^^Ш "ШШХ^А^"), Фан Литянь. «Китайский буддизм и традиционная культура» Гэ

Чжаогуан. «Даосизм и китайская культура» (

ВХ^»), Дин Гуансинь, Ян Хуэйлинь. «Энциклопедия христианской культуры»

Хэ Гуанху. «Религия и мир» (в том числе разные переводы трудов по религии и литературе, религии и политики, религии и науки, религии и философии, религии и культуры) и др.) (^^^Ш

18. Хэ Гуанху, Гао Шинин. Религия во всесторонних аспектах. Пекин: Чжунго хуацяо, 1997. ^ММ^ШШ, Ф

В^^ШЖ?А,1997); Хэ Гуаньху. Священный корень. Гуандун: Гуандун цзяоюй, 1998. 1998); Словарь религии / Под ред. Жэнь Цзиюй. Шанхай: Шанхай цишу, 1981. ±Ш: Ш-Ш^Д, 1981); Большой словарь религии / Под ред. Жэнь Цзиюй. Шанхай: Шанхай цишу, 1998. ШШЛ^Д, 1998); Китайская большая энциклопедия религии. Пекин: КБЭ, 1992. (СФВ^

1992); Токарев С.А.

Религия в мировой народной истории. Пекин: Социальные науки Китая, 1985. (М-^^Х:

#, 1985); Крывелев И.А. История религии.

Пекин: Социальные науки Китая, 1984. ШШ

А, ФВ7±^4^ШЖ?±,1984); Три мировых религии / Под ред. Хуан Синьчуань, Дай Каншэн. Пекин: Саньлянь, 1979. ^

1979); Десять мировых религий / Под ред. Хуан Синьчуань. Пекин: Восток, 1988. 1988^);

Общая история религии / Под ред. Ло Чжуфэна. Шанхай: Изд-во Восточно-китайского педагогического университета, 1990. Я: ^«¿М, 1990^)

19. Фан Литянь. Философия буддизма в Китае. Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2002.

X, ФШАКШШ±, 2002^); Сунь Шаян, Лю Цзункун. Философия христианства в Китае. Пекин: Изд-во Столичного педагогического университета, 2002.

2002^); Лу Голун. Философия даосизма. Пекин: Хуася, 2007. (^ШЖ: ^Ш^Ф, 2007%

20. Альманах западной философии религии в XX веке / Под ред. Лю Ся-офэн. Т.3. Шанхай: Шанхай Саньлянь, 1991-1992. (Х^ШЙ^: — + 1991/1992); Ван Чжичэн. Философия глобальной религии. Пекин: Религия и культура, 2005. ^^Ш^Ф, 2005% Ван Чжичэн. Сычжу. Священное желание: философия религии. Пекин: Цзянсу женьминь, 2000.

^Ф, 2000% Чжан Чжиган. Исследование

философии религии. Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2003.

ШМШ, ФШАКЛФШШ±, 2003^); Ван Лияо, Юй Би. Религия и его социальные функции. Пекин: Изд-во Аньхойского университета, 2006.

2006% Хэ Гуанху. Религия и современное китайское общество. Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2006. ФШАКЛФ« 7±, 2006% Современная западная философия религии / Пер. Чжоу Вэйч. Ху Цзысинь, Чжао Дуньхуа. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2001. Ш^Ш^Ш ^Ф, 2001% Ху Цзинчжун. Чжан Цинсюн. Аль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

манах западной философии религии. Шанхай: Шанхай женьминь,

2002. ш^да^х^,

2002% Хэ Гуанху. Луна освещает реки. Пекин: Социальные науки Китая, 2003. : ЖШН, 2003^)

21. Хэ Гуаньху. Плюрализм в концепции Бога: Обзор западной философии религии в ХХ веке. Гуйчжоу: Гуйчжоу Жэньмин, 1991.

1991. Ш)

22. Хэ Гуанху. Столетняя история изучения религии в Китае // Круги научных исследований. 2003, № 3. Ф

2003^. $3$, Ш)

23. Гао Шинин. Священный покров: элементы социологической теории религии. Шанхай: Шанхай Жэньмин, 1991;

1991%; Румор ангелов. Гонконг, 1996.

з-ШШ^ЙЙ^ММ, Л «:

1996)

24. Общее введение в социологию религии / Под ред. Чэнь Линьшу. Юань Яюй. Сычуань: Изд-во Сычуаньского университета, 2004. ( 1ШМ, 2004); Социология религии / Под ред. Дай Каншэн. Пекин: Литература социальных наук, 2000.

ШЖ?±, 2000.)

25. Гао Шинин. Христианство и христиане в современном Пекине: тематическое исследование социологии религии. Гонконг: Изучение христианской культуры, 2005.

2005% Чэнь

Цуньфу. Христианство в переходный период китайского общества: тематическое исследование христианства в провинции Чжэцзян. Пекин: Восток, 2005. (Ш^:

ЖХШЖ^А, 2005^); Ли Фэнь. Характер сельских христианских организаций и их социальные структуры. Шанхай: Изд-во Фудань-ского университета, 2005.

2005^);

ЧэньЧанвэн. Свято-светский край. Сычуань: Сычуань жэнь-минь, 2004.

2004); Ли Сянпин. Социологическая интерпретация китайских современных религий. Шанхай: Шанхай жэньминь, 2006.

2006

; Ли Сянпин. Вера, революция и власть - социологическое исследование китайских религий. Шанхай: Шанхай жэньминь,

2006.

7±, 2006^);

Лян Липин. Социальное преобразование и религиозное убеждение: христианин как объект исследования // Исследования мировых религий. 2006, №2. (ММ^:

«ШШв, 2006^2»); Гао Шинин. Исследование новых религиозных движений. Пекин: Социальные науки Китая, 2006. Й^ШШШ, 2006).

26. Гао Шинин. Развитие социологии религии в материковой части Китая // Вестник Шанхайского университета. 2007, № 3.

// 2007

^.^3»); Минь Ли. Обзор теоретического религиоведения после 2000 года // Религиоведение. 2008, № 2. (|Ш: 2000^ХВЙШШ // ШШ^в. 2008^. $2»); Яо Нанцян. Новая ориентация западной социологии религии // Вестник Восточно-китайского педагогического университета. 2009, № 4. (МШ5Й: ШХш

// (^«^4«). 2009^. #4»)

27. Цзинь Цзэ. Исследования религиозного запрета. Пекин: Литература социальных наук, 1996.

Ж?±, 1996^)

28. Цзинь Цзэ. Запрещение религии. Пекин: Литература социальных наук,

2002. ^«Й, 2002% Цзинь Цзэ. Введение в антропологию религии. Пекин: Религия и культура, 2001.

2001% Нажебилиг. Новая структура антропологических теорий. Пекин: Литература социальных наук, 2001. (Ш^^: АЙФЙМШ^, ШЖ?А, 2001^); Лю Чжицзюнь. Урбанизация деревень и смена религиозной веры. Пекин: Литература социальных наук, 2007. (Х^^: ^

7±, 2007%

Хуан Юн. Изменение проблемного поля по антропологии религии // Вестник Западо-южного Транспортного университета.

2003, № 6 . (^:

2003^Ш"6Й); Гун Чжэпин. Методика исследования современной антропологии религии // Вестник Уханьского университета. 2000, № 5.

2000^Ш5Й).

29. Левенталь. Теории психологии религии / Пер. Ло Юэцзюнь. Пекин: Изд-во Пекинского университета,

2002. ^Ш^ЙФМ

4Ь^АФШЖ?±,2002% Введение в психологию религии / Пер. Чэнь Бяо. Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2005. (^Л^: ФША КАФШЖ^А, 2005^); Лян Липин. Религиозная психика китайцев: теоретический анализ и эмпирическое исследование религиозной идентичности. Пекин: Литература социальных наук, 2004. ( Ш

^4ФХЙШЖ?±, 2004% Ван Хуэйцзюнь. Культ и духовное управление. Сиань: Изд-во Сианьского транспортного университета, 2005. (¿Ж^: 2005 ; Чэнь Бяо. Обозрение психологии религии Эриксена. Диссертация магистратуры. 2002. (№ Щ 2002%

30. Феноменология религии / Пер. Гао Бинцзян. Пекин: Жэньминь, 2006.

2006); Хао Чанчи. Основные вопросы феноменологии религии // Современная философия. 2006, №1.

// 2006^, ^1$); Гао Бинцзян. Исследование фено-

менологии религии // Современная философия. 2004, №3. (^^Х:

2004^, $3$); Юй Пин. Феноменологические размышления о бессмертности // Вестник Сычуаньско-го университета.2005, №4. #// 2005^, f4l)

References

1. Van Czoan'. Religioznyj vopros ipolitika v sfere religij v Kitae [Religious question and politics in religious sphere in China]. 2002. 406 p. (i^^:

+ ^fxft^ft, 2002^.)

2. Van Chzhichjen. Zhelanie mira: teorii mezhkonfessional'nogo dialoga v sovremennoe vremja [The desire of peace: theories of interfaith dialog in the modern time]. 2003. - ift^f^M

2003^.)

3. Dialog: konfucianstvo, daosizm, buddizm i hristianstvo. [Dialog: Confucianism, Daoism, Buddhism and Christianity] / Hje Guanhu, Chzhao Dun'hua, Sjuj Chzhivjej (ed.). 1998.

1998.)

4. Duan' Djechzhi. Perspektiva kitajskogo religiovedenija v HHI veke. [The perspective of Chinese religious studies in XXI century]. Vestnik Uhan 'skogo universiteta. [The messenger of Unan university] 2003, № 2. + // ^XA^M. 2003

5. Du Vjejmin. Konfucianskie tradicii v sovremennosti. [Confucian traditions in the modern time]. Zhuczja jubao [Zhuczja jubao] / Chjen

Min. (ed.) 2010, № 4. //

ft. 2010^. %4«, %2iX.)

6. Issledovanija religiovedenija v sovremennom Kitae. [Religious studies in modem China] / Chzho Sin'pin (ed.), 2011. 415 p.

% (1949-2009) / 415 X.)

7. Itogi kitajskogo religiovedenija za 30 let: s 1978 po 2008 gg. [The results of Chinese religious studies for 30 years: 1978-2008] / Chzho Sin'pin (ed.). Pekin, 2008. (tH%-#^30%978-2008.

2008)

8. Li Cjan. Izuchenie konfucianstva s tochki zrenija sociologii religii. [The investigation of Confucianism according to sociology of religion]. Vestnik Severo-zapadnogo universiteta sel'skogo i lesnogo hozjajstva [The messenger of Norht-western university of agricultural and forest industry], 2006, № 1. //

2006^.%i«.)

9. Ljuj Daczi. Myshlenie o prirode religii. [Thinking about religion's nature]. Social'nye nauki Kitaja [Social sciences of China], 1987, №5.

10. Ljuj Daczi. Obzor stoletnej istorii kitajskogo religiovedenija i prognoz ego razvitija. [The overview of centenary history of Chinese religious studies and the prediction of its development]. Religiovedenie [Religious studies], 2008, №1. t H % ft % ^ A # % — W

$ 0 № 5 M a. // 2008. % 1«.)

11. Ljuj Daczi. Osnovy religiovedenija [The bases of religious studies]. Ssocial'nye nauki Kitaja, 1989.

1989«.)

12. Fan Litjan', Hje Guanhu, Chzhao Dun'hua, Chzho Sin'pin. Tekushhee sostojanie i budushhee otechestvennogo religiovedenija. [The modern state and the future of the native religious studies]. Vestnik Kitajskogo narodnogo universiteta. [The messenger of Chinese people's university],

2002, № 4. // + 8AK

2002. %4M.)

13. Hje Guanhu. Stoletnjaja istorija izuchenija religii v Kitae. [The centenary history of religion's investigations in China]. Krugi nauchnyh issledovanij [The circles of scientific investigations] 2003, №3.

t\ + // 2003. %3M.)

14. Czjan Czjan'jun. Vozmozhnosti i vyzovy v kitajskih issledovanijah religii. [The possibilities and challenges in Chinese investigations of religion]. Religija Kitaja [Religion of China] 2010, № 8. +

2010^. %8M.)

15. Chzho Sin'pin. Neskol'ko voprosov o kitajskih religiovedcheskih issledovanijah. [A few questions about Chinese religious studies]. Religiovedenie [Religious studies]. 2001, № 3. +

// ^»M. 2001^. % 3 M.)

16. Chzho Sin'pin. Opyty zapadnogo religiovedenija. [The experiences of western religious studies]. Issledovanija mirovyh religij [The investigations of the world religions]. 2001, № 3. WX^^

2001^. %3M.)

17. «Populjarnyj sbornik kul'tury religii» [Popular collection of religion's culture] («Kul'tura buddizma», «Ocherk hristianskoj kul'tury», «Ocherk islamskoj kul'tury» i

® , , Van

Chzhijuan'. «Kul'tura religii»[Religion's culture] (v tom chisle sto voprosov razlichnyh religij i t.d.)

Fan Litjan'. «Kitajskij buddizm i tradicionnaja kul 'tura» [Chinese Buddhism and traditional culture] i^^^^^Xftl), Gje Chzhaoguan. «Daosizm i kitajskajakul'tura» [Daoism and Chinese culture] +

Din Guansin', Jan Hujejlin'. «Jenciklopedija hristianskoj kul'tury» [Encyclopedia of Christian culture]

Hje Guanhu. «Religija i mir» [Religion and the world] (v tom chisle raznye perevody trudov po religii i literature, religii i politiki, religii i nauki, religii i filosofii, religii i kul'tury) i dr.)

о)

18. Hje Guanhu, Gao Shinin. Religija vo vsestoronnih aspektah. [Religion in comprehensive aspects]. Pekin: Chzhungo huacjao, 1997.

1997); Hje Guan'hu.

Svjashhennyj koren'. [Sacred root] Guandun: Guandun czjaojuj, 1998.

1998); Slovar' religii. [The dictionary of religion] / Pod red. Zhjen' Czijuj. Shanhaj: Shanhaj cishu, 1981. ±1: 1981); BolShoj

slovar ' religii [The big dictionary of religion] / Zhjen' Czijuj (ed.). Shanhaj: Shanhaj cishu, 1998.

ШЖ?А, 1998); Kitajskaja bol'shaja jenciklopedija religii [Chinese big encyclopedia of religion]. Pekin: KBJe, 1992. ТШ^, 1992); Tokarev S. A. Religija v

mirovoj narodnoj istorii. [Religion in the world national history]. Pekin: Social'nye nauki Kitaja, 1985. (if-^-ft^'JA: W^KMA тр^, ФН^А^^^ШЖ^А, 1985); Kryvelev I. A.

Istorija religii [The history of religion]. Pekin: Social'nye nauki Kitaja, 1984. (^-MM^A: + 1984); Tri

mirovyh religii [Three world religions] / Huan Sin'chuan', Daj Kanshjen (ed.). Pekin: San'ljan', 1979.

1979); Desjat'mirovyh religij. [Ten world religions] / Huan Sin'chuan' (ed.). Pekin: Vostok, 1988. (^

Ж^ШЖ^А. 1988% Obshhaja istorija religii. [The general history of religion] / Lo Chzhufjena (ed.). Shanhaj: Izd-vo Vostochno-kitajskogo pedagogicheskogo universiteta, 1990. (^ M: «МЛ^ШЖ^А, 1990^)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Fan Litjan'. Filosofija buddizma v Kitae. [Buddhistic philosophy in China]. Pekin: Izd-vo Kitajskogo narodnogo universiteta, 2002. (X

tHAOÄi, 2002^); Sun' Shajan, Lju Czunkun. Filosofija hristianstva v Kitae [Philosophy of Christianity in China]. Pekin: Izd-vo Stolichnogo pedagogicheskogo universiteta, 2002. + H,

i^A^^Äii, 2002^); Lu Golun. Filosofija daosizma [Daoistic philosophy] Pekin: Huasja, 2007. (^H^: 2007^)

20.Al'manah zapadnojfilosofii religii v XXveke [Almanac of the western philosophy of religion in the XX century]/ Lju Sjaofjen (ed.). V.3 Shanhaj: Shanhaj San'ljan', 1991-1992. (X^ÂMÎ: - + X^-^^X^(H^), 1991/1992); Van Chzhichjen. Filosofija global'noj religii [Philosophy of global religion]. Pekin: Religija i kul'tura, 2005.

Äi, 2005^); Van Chzhichjen. Sychzhu. Svjashhennoe zhelanie: filosofija religii [Sacred desire: philosophy of religion]. Pekin: Czjansu zhen'min', 2000. X

^AR^ÄÜ^Ä, 2000^); Chzhan Chzhigan. Issledovanie filosofii religii [The investigation of philosophy of religion]. Pekin: Izd-vo Kitajskogo narodnogo universiteta, 2003. (fö&M'J:^—^^^^--

2003^); Van Lijao, Juj Bi. Religija i ego social'nye funkcii [Religion and its social functions]. Pekin: Izd-vo An'hojskogo universiteta, 2006.

A^^Äii, 2006^); Hje Guanhu. Religija i sovremennoe kitajskoe obshhestvo [Religion and modern Chinese society]. Pekin: Izd-vo Kitajskogo narodnogo universiteta, 2006 (^^^i^: tHi^, tHARA^ÄÜ, 2006^); Sovremennajazapadnaja filosofija religii [Modern western philosophy of religion] / Per. Chzhou

Vjejch. Hu Czysin', Chzhao Dun'hua. Pekin: Izd-vo Pekinskogo universiteta, 2001. ^ftW^T

, 2001% Hu Czinchzhun. Chzhan Cinsjun.

Al'manah zapadnoj filosofii religii [Almanac of western philosophy of religion]. Shanhaj: Shanhaj zhen'min', 2002. (Ift^fRlf: W^W^^, 2002% Hje Guanhu. Luna

osveshhaet reki [The moon shines on the rivers]. Pekin: Social'nye nauki Kitaja, 2003. (fä^f : ЛМИ, 2003^)

21. Hje Guan'hu. Pljuralizm v koncepcii Boga: Obzor zapadnoj filosofii religii v HH veke [Pluralism in God's conception: the overview of western philosophy in the XX century]. Gujchzhou: Gujchzhou Zhjen'min, 1991. (fä^f:

M. МЛ&ШЖ&, 1991. f)

22. Hje Guanhu. Stoletnjaja istorija izuchenija religii v Kitae [Centenary history of religion's investigations in China] Krugi nauchnyh issledovanij [The circuses of scientific investigations]. 2003, № 3. (fä

+ 2003^. f 31, f)

23. Gao Shinin. Svjashhennyj pokrov: jelementy sociologicheskoj teorii religii [Sacred cover: the elements of sociological religion's theory]. Shanhaj: Shanhaj Zhjen'min, 1991; (##-Д^:

1991

Rumor angelov [Angels' horn]. Gonkong, 1996.

1996.)

24. Obshhee vvedenie v sociologiju religii [General introduction in sociology of religion] / Chjen' Lin'shu. Juan' Jajuj (ed.). Sychuan': Izd-vo Sychuan'skogo universiteta, 2004. (M^,

«ТШ±^Ш£»0Л1А^ШЖ7±.2004); Sociologija religii [Sociology of religion] / Daj Kanshjen (ed.). Pekin: Literatura

social'nyh nauk, 2000.

МШ±, 2000.)

25.Gao Shinin. Hristianstvo i hristiane v sovremennom Pekine: tematicheskoe issledovanie sociologii religii [Christianity and Christians in modern Pekin: thematic investigation of sociology of religion]. Gonkong: Izuchenie hristianskoj kul'tury, 2005.

2005^); Chjen' Cun'fu. Hristianstvo v perehodnyj period kitajskogo obshhestva: tematicheskoe issledovanie hristianstva v provincii Chzhjeczjan [Christianity in transitive period of Chinese society: thematic investigation of Christianity in Chzhjeczjan region]. Pekin: Vostok, 2005. (№#f: tSI^tSîft-l

2005); Li Fjen'. Harakter sel'skih hristianskih organizacij i ih social'nye struktury [The type of the country Christian organizations and their social structure]. Shanhaj: Izd-vo Fudan'skogo universiteta, 2005.

«À

2005^); Chjen'Chanvjen. Svjato-svetskij kraj [Sacred-secular region]. Sychuan': Sychuan' zhjen'min', 2004. (^MX: ^^

2004%

Li Sjanpin. Sociologicheskaja interpretacija kitajskih sovremennyh religij [Sociological interpretation of modern religions]. Shanhaj: Shanhaj zhjen'min', 2006. ^НШ^ШШ^^

2006% Li Sjanpin. Vera, revoljucija i vlast'-sociologicheskoe issledovanie kitajskih religij [Belief, revolution and power - sociological investigation of Chinese religions]. Shanhaj: Shanhaj zhjen'min', 2006. -ftfP^^MW— tH

2006% Ljan Lipin. Social'noe preobrazovanie i religioznoe ubezhdenie: hristianin kak ob#ekt issledovanija [Social reform and religious belief: Christian as the object

of investigation]. Issledovanija mirovyh religij. [Investigations of world religions], 2006, №2. (MOT:

// 2006^.%2«); Gao Shinin.

Issledovanie novyh religioznyh dvizhenij [The investigation of the new religious movements]. Pekin: Social'nye nauki Kitaja, 2006. + 2006.)

26. Gao Shinin. Razvitie sociologii religii v materikovoj chasti Kitaja [The development of sociology of religion in the continental part of China]. Vestnik Shanhajskogo universiteta [Messenger of Shanhai university], 2007, № 3. (Wt: //

2007^.%3«); Min' Li. Obzor teoreticheskogo religiovedenija posle 2000 goda [Overview of theoretical religious studies after 2000 years]. Religiovedenie [Religious studies]. 2008,

№ 2. (RW: //

2008^. %2«) ; Jao Nancjan. Novaja orientacija zapadnoj sociologii religii [The new orientation of western philosophy of religion]. Vestnik Vostochno-kitajskogo pedagogicheskogo universiteta [Messenger of East Chinese pedagogical university] 2009, № 4. (M^S:

2009^. %4«)

27. Czin' Czje. Issledovanija religioznogo zapreta [The investigations of religious taboo]. Pekin: Literatura social'nyh nauk, 1996.

28. Czin' Czje. Zapreshhenie religii [The prohibition of religion]. Pekin: Literatura social'nyh nauk, 2002.

M^m^i, 2002^); Czin' Czje. Vvedenie v antropologiju religii [The introduction of anthropology of religion]. Pekin: Religija i kul'tura, 2001. 2001

Nazhebilig. Novaja struktura antropologicheskih teorij [The new structure of anthropological theory]. Pekin: Literatura social'nyh nauk,

2001. (1ЙН0«:

7±, 2001); Lju Chzhiczjun'. Urbanizacija dereven' i smena religioznoj very [The urbanization of village and the changing of religious belief]. Pekin: Literatura social'nyh nauk, 2007. (X'J^^:

7±^4«МШЖ7±, 2007% Huan Jun. Izmenenie problemnogo polja po antropologii religii [The change of problem field in anthropology of religion]. Vestnik Zapado-juzhnogo Transportnogo universiteta [Messenger of Western-southern university of transport]. 2003, № 6. :

Ä// W^ÄA^ft. 20036$) ; Gun Chzhjepin. Metodika issledovanija sovremennoj antropologii religii [The methodology of investigation in modern anthropology of religion]. Vestnik Uhan'skogo universiteta [Messenger of Uhan university]. 2000, № 5.

2000^f 51).

29.Levental'. Teorii psihologii religii [Theories of psychology of religion] / Per. Lo Jujeczjun'. Pekin: Izd-vo Pekinskogo universiteta,

2002.

Ж?±, 2002%

Vvedenie v psihologiju religii [The introduction in psychology of religion] / Per. Chjen' Bjao. Pekin: Izd-vo Kitajskogo narodnogo universiteta, 2005. ^f^l^i^, Ш

ФНЛКА^ШЖ^, 2005% ; Ljan Lipin. Religioznaja psihika kitajcev: teoreticheskij analiz i jempiricheskoe issledovanie religioznoj identichnosti [Religious mind of Chinese: theoretical analysis and empirical investigation of religious identity]. Pekin: Literatura social'nyh nauk, 2004.

2004

%; Van Hujejczjun'. Kul't i duhovnoe upravlenie [Cult and spiritual conduction]. Sian': Izd-vo Sian'skogo transportnogo universiteta,

2005. (i«^: 2005

%; Chjen' Bjao. Obozrenie psihologii religii Jeriksena [Review of

Erickson's psychology of religion]. 2002. (№:

^ii^X, 2002%

30.Fenomenologija religii [Phenomenology of religion] / Per. Gao Binczjan. Pekin: Zhjen'min', 2006. «^

АКШШ±, 2006); Hao Chanchi. Osnovnye voprosy fenomenologii religii [The main questions of phenomenology of religion]. Sovremennajafilosofija [Modern philosophy], 2006, №1. (

^««ЙШФШ // 2006^, $1$);

Gao Binczjan. Issledovanie fenomenologii religii [The investigation of phenomenology of religion]. Sovremennaja filosofija [Modern philosophy]. 2004, №3. (^X: «Éft^

2004^, $ 3$) ; Juj Pin. Fenomenologicheskie razmyshlenija o bessmertnosti [Phenomenological thinking about immortality]. Vestnik Sychuan'skogo universiteta [Messenger of Sychuan university]. 2005, №4. // «ШЛ1А^

« 2005^, $4$)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Чжан Си, аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет Менделеевская линия, 5, г. Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация zhxzhangxi@hotmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Chzhan Si, Postgraduate Student

Saint-Petersburg State University

5, Mendeleevskaya liniya, Saint-Petersburg, 199034, Russian Federation

zhxzhangxi@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.