Научная статья на тему 'Религиоведческое образование в современной российской школе в контексте межпредметных связей'

Религиоведческое образование в современной российской школе в контексте межпредметных связей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиоведческое образование в современной российской школе в контексте межпредметных связей»

7. Прилуцкий А. М. Структура религиозного дискурса: от мифологии к теологии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2007. № 2.

8. Крест на образовании // http://newtimes.ru/articles/detail/57438; Религиозные культуры распределили по школам // http://www.ng.ru/religion/2012-12-29/11_schools. html; Ничего кроме цифр // http://www.echo.msk.ru/blog/aav/930092-echo/

9. http://www.km.ru/v-rossii/2012/03/20/prepodavanie-osnov-religii-v-rossiiskikh-shkolakh/prepo-davanie-religioznoi-kultu

10. http://www.kp.ru/daily/25961.4/2900377/

11. http://www.rg.ru/2012/02/04/religia-predmet-site.html

12. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. Задачи духовно-нравственного просвещения и воспитания в современной школы // Вестник Герценовского университета. 2009. № 10 (72). С. 18-20; Григоренко А. Ю. Подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Вестник Герценовского университета. 2010. № 1 (75). С. 116-120; Григоренко А. Ю. Религиозная культура и духовно-нравственное воспитание в школе // Вестник Герценовского университета. 2010. № 8 (82). С. 15-25.

О. Б. Соболева

религиоведческое образование в современной российской школе в контексте межпредметных связей

Введение отдельного курса по изучению религии в современной российской школе вот уже несколько лет остается одним из самых дискуссионных среди многочисленных споров о направлении изменений в системе отечественного образования. Причина кроется не только в самой специфике содержания курса, затрагивающего глубинные основы духовной жизни человека, но и в особенностях российской истории, где на несколько поколений прервалась традиция религиоведческого образования на всех уровнях обучения.

В своей фундаментальной монографии о религиозном образовании Ф. Н. Козырев проводит масштабную классификацию его видов [1. С. 504]. В части стран вопрос о введении изучения религии в школе решается однозначно отрицательно (США, большинство стран Дальнего Востока), оставляя эти проблемы внешкольным институтам — семье и религиозной организации. В данном контексте нас интересует именно школьное образование. Изучение же религии в школе может быть конфессиональным и неконфессиональным, в первом случае его можно называть религиозным, а во втором — религиоведческим. В свою очередь религиоведческое образование может быть как «о религии», так и «у религии». Последнее ценнее, но очень трудно осуществимо, и специалистов, которые могли бы это сделать, единицы. В России они практически отсутствуют. Кроме того, надо помнить, что, согласно Конституции РФ, наша страна признана светским государством, в котором церковь отделена не только от государства, но и школа от церкви, а значит, священослужитель не может преподавать религию в школе. Таким образом, в нашей стране встает и серьезнейшая кадровая проблема.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая объявлена методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, провозгласила главными целями современного российского образования цели воспитательные и сформулировала современный национальный воспитательный идеал [2. С. 6, 11]. В свою

Религия, общество, образование

очередь, в Фундаментальном ядре содержания основного общего образования при перечислении базовых национальных ценностей, наряду с наукой, искусством, трудом, семьей и т. д., указываются традиционные российские религиив в таком контексте: «Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах» [3. С. 11].

С 2011/12 учебного года в 4-х и 5-х классах всех школ РФ введен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», главной целью которого является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России [4. С. 23]. В рамках этого курса учащиеся (то есть за них их родители) могут выбрать изучение одного из шести предметов — ислам, буддизм, иудаизм, православие, мировые религии или светскую этику. По статистике, большинство выбирают светскую этику или мировые религии и это хорошо, поскольку задача курса не в том, чтобы разделить детей с детства, а, наоборот, расширить их представление о других культурах.

Сегодня все настойчивее пробивает себе дорогу подход, согласно которому религиоведческий курс надо будет изучать в школе с 1-го по 10-й класс. Сразу возникает множество вопросов — за счет каких предметов это будет осуществлено, кто будет вести и, главное, зачем. Остановимся на последнем вопросе. А что узнавали о религии школьники до введения специального предмета? Проанализировав Федеральные государственные образовательные стандарты 2004 года и программы по различным предметам, мы можем с уверенностью сказать, что достаточно много. На уроках литературы изучались мифы и жития, читались отрывки из священных текстов, разбирались религиозные сюжеты различных произведений. На уроках по социальной географии изучалась география религий России и мира. На уроках обществознания изучалась философия и социология религии — рассматривались такие проблемы, как определение, структура, виды и функции религии, особо изучались мировые религии, религиозные объединения, а в профильных классах — религиозная политика. На уроках ОБЖ — социальная (в том числе религиозная) безопасность. Больше всего религиоведческих тем было в курсах истории и мировой художественной культуры. На истории изучали происхождение религии, религии первых цивилизаций, сущность, появление и распространение мировых религий, религиозные отношения (в том числе религиозные войны, крестовые походы), развитие взаимоотношений церкви и государства в разных странах и т. д. В курсе мировой художественной культуры около половины тем опираются на религиозную основу. Для того, чтобы их не перечислять, но создать представление о степени конкретизации их изучения, приведем два примера тем из курса 10-11-го класса: «Сплав философии (дзен-буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото)», а также «Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы» [5].

Кроме того, в региональных краеведческих курсах изучаются местные религии и религиозные сооружения (например, тема «Храмы Петербурга» на уроках по истории и культуре города).

Таким образом, можно сделать вывод, что если каждый учитель на своем уроке добросовестно изучал отведенные ему темы, то учащиеся имели бы достаточно многоаспектное представление о религиях. Другое дело, что эти представления не были бы целостными и, кроме того, способ обучения «у религии» был бы трудно осуществим.

Обязательно ли для достижения этих целей было вводить отдельный курс? Нам представляется, что нет. Во-первых, существует интегративный предмет обществознание, количество часов на изучение которого постоянно увеличивается. В 10-11-х классах на уроках обществознания есть возможность обобщить все религиоведческие знания, полученные учащимися на других предметах. Однако крайне важно, чтобы все учителя при изучении проблем религии опирались на межпредметные связи, которые могут носить синхронный, перспективный и ретроспективный характер. Например, при изучение мировых религий на уроках обществознания и географии в 10-м классе связи обычно носят синхронный характер. Изучая протестантизм на обществознании в 10-м классе, мы ретроспективно опираемся на уроки истории 8-м класса. Говоря в 6-м классе о разделении христианства на направления в 1054 году, мы перебрасываем мостики и к протестантизму, и к изучению различных направлений мировых религий на обществознании в 10-м (по другим программам в 11-м) классе и т. д.

Основными способами реализации межпредметных связей являются беседа, социологический опрос или анкетирование, подготовка сообщений на основе уже изученного, интегративные задания и уроки. Примером интегративного (интегрированного) урока может служить урок в полной средней школе: «Тема любви в религии, философии, и литературе».

Трудность осуществления подобной деятельности учителя обусловлена наличием большого числа различных программ обучения и учебников, при этом не всегда можно точно ориентироваться в том, что именно и когда учащиеся изучили на других уроках. Выход из ситуации — беседа с самими учениками или обсуждение этих вопросов на методическом или педагогическом совете учителей.

Установление межпредметных связей в обучении не только помогает создать более целостное представление о религии, но, актуализируя уже имеющиеся знания, мотивирует учеников к изучению новой темы, способствует ее лучшему пониманию и усвоению.

В связи с введением в 2010-2012 годах новых Федеральных государственных образовательных стандартов и нового особого религиоведческого предмета число тем о религии в других предметах будет уменьшаться. В частности, на уроках литературы изучение мифов прописано, а житий уже нет [3. С. 26]. Однако набор религиоведческих тем, по-прежнему, остается достаточно внушительным, и реализация межпредметных связей сохраняет свою актуальность. Правда, теперь стержнем их выстраивания должен стать новый отдельный религиоведческий курс.

Литература

1. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб.: Апостольский город, 2005.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Сер. «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2009.

3. Фундаментальное ядро содержания образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. Сер. «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2011.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования С. 23 // Режим доступа: Иир://$1апёа11:.еди.ги/са1а^.а$рх?Са1а^Ы=959 (дата обращения: 29.05.2013 г.).

5. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ims.srkc.ru/index. рЬр/(дата обращения: 29.05.2013 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.