Научная статья на тему 'РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ'

РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
релейная защита / асинхронные двигатели / автоматика / relay protection / asynchronous motors / automation

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Киргинцев С. И., Петровский С. В.

В существующий период времени наблюдается тенденция перехода на микропроцессорные устройства релейной защиты, в том числе и на двигателях, применяемых в металлообработке. Тем не менее, двигатели продолжают выходить из строя, а их ремонт или полная замена весьма ресурсозатратны и несут собой потери в связи с простоем оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Киргинцев С. И., Петровский С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELAY PROTECTION FOR ASYNCHRONOUS MOTORS OF METALWORKING MACHINES

In the current period of time, there is a tendency to switch to microprocessor-based relay protection devices, including engines used in metalworking. Nevertheless, the engines continue to fail, and their repair or complete replacement is very resource-intensive and incur losses due to equipment downtime.

Текст научной работы на тему «РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ»

УДК 620.9 Киргинцев С.И., Петровский С.В.

Киргинцев С.И.

Самарский государственный технический университет (г. Самара, Россия)

Научный руководитель: Петровский С.В.

к.т.н., доцент.

Самарский государственный технический университет (г. Самара, Россия)

РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА ДЛЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ

Аннотация: в существующий период времени наблюдается тенденция перехода на микропроцессорные устройства релейной защиты, в том числе и на двигателях, применяемых в металлообработке. Тем не менее, двигатели продолжают выходить из строя, а их ремонт или полная замена весьма ресурсозатратны и несут собой потери в связи с простоем оборудования

Ключевые слова: релейная защита, асинхронные двигатели, автоматика.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Следует понимать, что асинхронные двигатели могут подвергаться различным повреждениям и замыканиям в процессе эксплуатации, что требует применения соответствующей защиты для предотвращения серьезных поломок. Вот несколько типичных повреждений и замыканий, которые могут происходить в асинхронных двигателях: перегрев, перегрузка, потеря фазы (фаз), межвитковые замыкания и так далее, о чем подробнее будет рассказано в дальнейшей работе. Все это может привести не только к браку в производстве, но и полной остановки рабочего процесса, производимого на оборудовании,

связанным с этим двигателем вследствие его повреждения, а также невозможности ремонта двигателя и необходимости дорогостоящей замены е, а также вынужденному простою. Все это выливается в большую трату денежных средств. Чтобы этого избежать, рекомендуется применять защитные устройства двигателей, в частности релейную защиту.

В связи с этим можно выделить ряд проблем:

Необходимость разработки универсального устройства защиты, сочетающее в себе алгоритмы всех необходимых защит.

Необходимость внедрения предиктивной автоматики, для преждевременной диагностики двигателя.

Возможность сделать защиту дешевой, но в то же время сочетающей в себе возможность применения систем АСУ и мониторинга двигателей.

2. ВИДЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ.

Каждый вид повреждения двигателя имеет свои уникальные причины и последствия. Предлагаю емко пройтись по возможным причинам повреждений, описав причины их возникновения, а также возможные последствия таких повреждений, в случае, когда двигатель не оборудован необходимым устройством защиты или же это устройство не чувствительно к таким видам повреждений.

Одним из самых распространенных видов повреждений является «перегрев», а именно перегрев обмоток статора. Причинами перегрева могут быть эксплуатация при перегрузке, неправильная вентиляция, снижение эффективности системы охлаждения. Все это может привести к повреждению изоляции обмоток, обрыву проводов, а также к ухудшению магнитных свойств материалов обмоток.

Самым же фатальным повреждением можно назвать короткое замыкание в обмотках, оно же «межвитковое замыкание». Возникает оно вследствие механического повреждения, воздействия влаги, нарушения состояния изоляции

и приводит к резкому повышению тока, повреждению обмоток и остальных элементов двигателя.

По выполняемым функциям устройства АВ можно разделить на такие группы, как:

с электромагнитным (иногда и с электронным) расцепителем мгновенного действия. Такие АВ призваны ликвидировать КЗ в режиме токовой отсечки. Время отключения таких устройств может составлять tоткл < 0,01 с. Таким образом, выключатель отделяет присоединения от питающей цепи раньше, чем ток короткого замыкания достигнет пикового значения, тем самым значительно сокращая повреждения,

селективные АВ с электромагнитным действием с независимой от тока характеристикой нужны для защиты АД и резервирования вышеописанных выключателей. Выдержка времени таких выключателей обычно не регулируется и составляет ¿ср = 0,01 ^ 0,1 с. Благодаря такой выдержке можно отстроить защиту от апериодической составляющей пускового тока. Но в современном мире уже распространены выключатели с регулируемой выдержкой времени Ьср = 0,01 ^ 0,7 с. Что позволяет защитам быть селективными,

с тепловым (или же с электронным инерционным) расцепителем максимального тока с зависимой от тока характеристикой. Их задачей является защита от перегрузок и резервирование отказов защит с низкой чувствительностью.

с электромагнитным и тепловым расцепителем - комбинированы АВ. Они способны защищать присоединение одновременно как от КЗ, так и перегрузок,

с расцепителем минимального напряжения - способны выполнять защиту по минимальному напряжению и нулевую защиту. Они выполняют роль отключения двигателя при перерывах в подаче питания, когда повторный пуск или самозапуск недопустим. иср = (0,65 ^ 0,7)ином. Время же срабатывания зависит от типа нагрузки на двигатель и свойств восстановления нормального режима,

с независимым расцепителем, предназначенные для отключения от внешних защит,

устройства защитного отключения (УЗО) - срабатывают от превышения тока утечки на землю. ВЫВОДЫ:

1) Применение релейной защиты асинхронного двигателя повышает надежность работы станка,

2)Для безопасной работы человека, в данной статье показано применение

УЗО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гуревич, В. И. Проблемы стандартизации в релейной защите / В.И. Гуревич. - М.: ДЕАН, 2015;

2. Инструкция для оперативного персонала по обслуживанию устройств релейной защиты и электроавтоматики. СО 34.35.502-2005. - М.: Энергия, 2014;

3. Киреева, Э.А. Релейная защита и автоматика электроэнергетических систем: Учебник / Э.А. Киреева. - М.: Academia, 2017;

4. IEC 61970/61968 Common Information Model for Transmission and Distribution;

5. Гуревич, В.И. Уязвимости микропроцессорных реле защиты: проблемы и решения / В.И. Гуревич. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2016

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 10 (79) Том 4. ОКТЯБРЬ 2024 г. Kirgintsev S.I., Petrovsky S. V.

Kirgintsev S.I.

Samara State Technical University (Samara, Russia)

Scientific advisor: Petrovsky S.V.

Candidate of Technical Sciences, associate professor.

Samara State Technical University (Samara, Russia)

RELAY PROTECTION FOR ASYNCHRONOUS

MOTORS OF METALWORKING MACHINES

Abstract: in the current period of time, there is a tendency to switch to microprocessor-based relay protection devices, including engines used in metalworking. Nevertheless, the engines continue to fail, and their repair or complete replacement is very resource-intensive and incur losses due to equipment downtime

Keywords: relay protection, asynchronous motors, automation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.