УДК 657
и.п. Комиссарова РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕТНО-
КОНТРОЛЬНОГО СВОЙСТВА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье с системных позиций рассматриваются основные организационно-функциональные блоки информационного обеспечения поставленных природопользователем задач повышения экологичности функционирования факторов расширенного воспроизводства. Предлагаются варианты решения проблемы формирования релевантной информации учетно-контрольного свойства для экологичного природопользования. Ключевые слова: информация, контроль, природопользование, расширенное воспризводство, экологическая безопасность, релевантность, экология, факторы экологичности.
Mna Komissarova RELEVANT INFORMATION ACCOUNTING AND
CONTROL PROPERTIES IN ORDER TO ENSURE SUSTAINABLE ENVIRONMENTAL MANAGEMENT
Annotation. In article from system line items the main organizational function blocks of information support of the tasks of increase in ecological compatibility of functioning offactors of expanded reproduction set by the user of nature are considered. Ways of solving the problem offorming of relevant information of accounting and control property for eco-friendly environmental management are offered. Keywords: information, control, environmental management, enhanced C-production, environmental safety, relevance, environment, factors of sustainability.
Актуальность проблем, связанных с охраной окружающей среды, определяется напряженной экологической обстановкой на ряде промышленно развитых территорий России.
В систему реализации политики экологичного природопользования включаются следующие важные организационно-функциональные блоки:
комплекс принципов и методов ведения экологического природопользования и расширения объектов природоохранного хозяйства;
- планирование потребности в финансовых ресурсах на разработку и реализацию природоохранных проектов;
- финансирование хозяйствующим субъектом природоохранительных мероприятий и различных источников (собственных, заемных и привлеченных от экономических контрагентов);
- установление императивной властью эколого-фискальных нормативов (платежи и санкции за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду);
- предоставление всем природопользователям, включая граждан-предпринимателей, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и разных видов нетипичной энергии, осуществлении иных мер по защите окружающей природной среды;
контроль за соблюдением норм экологичного природопользования и возмещением в установленном порядке причиненного природе вреда;
соблюдение международных норм при сотрудничестве в сфере рационального природопользования воспроизводства природных ресурсов.
© Комиссарова И.П., 2016
Для результативного функционирования всех вышеназванных блоков системы реализации политики экологичного природопользования необходима релевантная информация, формирование которой в настоящее время проблематично. С общих позиций релевантная информация - это актуальная информация, «снимаемая» с разных функциональных сфер комплексной учетной системы и преобразуемой для достижения конкретной цели. Иными словами, содержание понятия «релевантная информация» необходимо раскрывать относительно конкретных задач, поставленных в конкретной сфере финансово-хозяйственной деятельности, каковой в нашем случае являются природоохранные мероприятия экологически сертифицированных природопользователей. Следовательно, создание актуального информационного блока зависит от многих факторов. Во-первых, это - специфика отрасли. Во-вторых, это - актуальность законодательных норм, отсутствие в них декларативности, ясность для использования на практике и другие качества, позволяющие проникнуть в суть проблем и найти необходимые положения для их решения. В-третьих, это - ответственность экономических субъектов за приносимый им вред окружающей природной среде.
Качество экологического законодательства» - понятие, хотя с первого взгляда достаточно абстрактное, т.е. не определяется предметными показателями, оно имеет конкретные характеристики. Главное свойство любого законодательства, регламентирующего ту или иную сферу финансово-хозяйственной или иной деятельности экономических субъектов - отсутствие декларативности, наличие конкретных положений, регламентирующих права, обязательства и ответственность всех лиц, на которые распространяются законодательные нормы. Однако по справедливому утверждению доктора юридических наук Анисимова А. П., «вступление в силу закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. вопреки ожиданиям не приблизило нас к решению одной из глобальных проблем человечества - экологической проблемы. Несмотря на сохранение и даже некоторое дальнейшее развитие оправдавших себя институтов (особо охраняемые природные территории, нормирование, требования в отдельных сферах деятельности и пр.), данный закон страдает декларативностью, терминологической путаницей, а также и по ряду других параметров проигрывает своей предыдущей версии (например, в части экономических гарантий охраны окружающей среды). Поэтому и ранее, и в будущем трудно ожидать усиления гарантий экологических прав граждан России» [1; 2]. Тем не менее наличие данной проблемы не освобождает экологически сертифицированных природопользо-вателей разрабатывать и реализовывать природоохранные проекты, под которые они обязаны формировать релевантную информацию учетно-контрольного свойства. Помимо этого при разработке проектов менеджеры-экологи природопользователя обязаны руководствоваться детализированным перечнем природоохранных нормативов, приведенным в выше названном законе [9]. Нормативы допустимого воздействия природопользователя на окружающую среду многочисленные, среди них особо подконтрольными являются нормативы антропогенной нагрузки, иллюстрирующие величину допустимого суммарного воздействия всей совокупности источников на окружающую среду или на ее отдельные компоненты на конкретных территориях [2; 3; 4; 5].
Содержание принципов экологического законодательства (см. рис. 1) раскрывает основополагающие идеи, заложенные в законодательных нормах, целеориентированные положения, определяющие рамки применения норм правового регулирования в экологии природопользования. В состав указанных на рисунке 1 принципов следует добавить важнейший на наш взгляд принцип - ответственное обеспечение природоохранных проектов экономических субъектов релевантной информацией о расходах, доходах и обязательствах [6; 7; 8].
В
<
М
о
м -о
О
в о
ч о
еь В
о
еь В
О и О В
и О
ч
о
«
<Г) -О
В
в Н" в в
еь В
г—14
ь—✓
Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека при соблюдении всей полноты его прав на благоприятную окружающую среду
Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и власти для обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды
Рациональное использование природных ресурсов при их воспроизводстве как необходимых условий обеспечения экологически безопасного природопользования, включая энергосберегательные технологии
Ответственность государственных органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях
Возмездность природопользования и возмещение вреда окружающей среде
Независимость контроля в области охраны окружающей среды
Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности
Точность оценки воздействия на окружающую при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Предпроектный контроль документации, подтверждающей степень негативного воздействия производства на окружающую среду, а также проверка на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и защиты прав человека на безопасную жизнедеятельность
Точный учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении производственной деятельности
Обеспечение снижения негативного воздействия производственной деятельности в соответствии с нормативами охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом факторов устойчивого развития региональных экономик
Полнота прав всех заинтересованных лиц на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и их участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду в соответствии с экологическим законодательством
Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды
Конструктивное международное сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования
Рис. 1. Состав и содержание принципов экологического природопользования
Оценка соблюдения экологически сертифицированным природопользователем всего комплекса нормативов, определяющих степень воздействия производственной деятельности экономических субъектов на окружающую среду, представляет собой научно обоснованный и экономически целесообразный комплекс действий специалистов, среди которых первостепенными являются выявление, анализ и учет последствий воздействия на окружающую среду планируемых к реализации природоохранных проектов. По результатам оценки принимается соответствующее решение о возможности или невозможности претворения проекта на практике, что напрямую зависит от масштаба воздействия на состояние окружающей среды самого факта реализации проекта. Заметим, что данное положение присутствует и в законе об охране окружающей среды, что подтверждает значение оценочной деятельности в сфере экологии природопользования на законодательном уровне. Оно обязывает руководство экологически сертифицированных природопользователей соблюдать основные принципы охраны окружающей среды, указанные в одноименной статье 3 закона [9], а специалистов бухгалтерских служб формировать под проекты релевантную информацию: величина расходов, суммы возможных доходов и иные показатели. В экологическом законодательстве важное место занимают также и положения об экологическом аудите, как особой формы контроля, надзора и оценки соблюдения природоохранных требований и разработки направлений улучшения ситуации по охране окружающей среды.
Необходимо особо подчеркнуть, что релевантная информация об экологических обязательствах, рисках и природоохранной деятельности осуществляется большинством природопользователей в мировом масштабе. Бухгалтерская экологическая отчетность особенно развита в Северной Америке, Северной и Западной Европе. Характерно, что до сих пор представление финансового экологического отчета и обнародование результатов деятельности в области охраны окружающей среды в большинстве стран осуществляются добровольно. В Дании и Нидерландах требование представления экологически содержательной отчетности закреплено законодательно. Практику обязательного предоставления общественности и всем специальным службам релевантной информации о реализации природопользователями экологозащитных проектов следует закрепить и в российском законе об охране окружающей среды.
Библиографический список
1. Анисимов, А. П. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.lawmix.ru/commlaw/75 (дата обращения : 02.04 2016).
2. Коваленко, О. В. Оценка и учет экономического ущерба, наносимого в результате загрязнения окружающей среды / О. В. Коваленко // Газ, нефть, бизнес. - 2016. - № 4. - С. 60-67.
3. Коваленко, О. В. Формирование учетно-контрольной информации для природо-охранных проектов приро-допользователей: монография / О. В. Коваленко, Т. М. Рогуленко, А. В. Бодяко. - М. : Русайнс, 2016. - 355 с. - ISBN 978-5-4365-1196-2.
4. Мироненко, В. М. Аудит отчетности экономических субъектов топливно-энергетического комплекса /
B. М. Мироненко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 3. -
C. 159-163.
5. Пономарева, С. В. Концепции аналитического обеспечения целей управления рыночной стоимостью компании, ее бизнес-процессами и формирования отчетности: монография / С. В. Пономарева. - М. : Изда-тельско-полиграфическая фирма ЗАО «Лика», 2012. - 269 с. - ISBN 978-5-98020-111-1.
6. Рогуленко, Т. М. Идентификация и классификация расходов на природоохранную деятельность для учет-но-контрольных целей [Электронный ресурс] / Т. М. Рогуленко, О. В. Коваленко // Российский экономический интернет-журнал. - Режим доступа : http://e-rej.ru/upload/iblock/8d9/8d9be7f9757ea 418261f306f43d54b02.pdf (дата обращения : 02.09 2016 г.).
7. Сенков, В. А. Налоговое стимулирование инновационной активности предприятий / В. А. Сенков, А. А. Беличко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 2. - С. 168-172.
8. Слиняков, Ю. В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций / Ю. В. Слиняков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 9. - С. 52-56.
9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения : 02.04 2016).