УДК 34 (091) (470) ББК 67.3
Белинская Мария Петровна Belinskaya Maria Petrovna
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России кандидат юридических наук.
Senior Lecturer at the Department of the Theory and History of State and Law of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]
РЕКВИЗИЦИЯ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЗЕННЫХ НУЖД В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО АРХИВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
The requisition as a method of providing of state needs during the first world war (on the materials of the central archive of the nizhni novgorod region)
В статье автор анализирует особенности проведения реквизиций готовой продукции для нужд русской армии в Нижегородской губернии в годы Первой мировой войны, когда на фронтах ощущался дефицит ряда востребованных в условиях военного времени предметов, в том числе вещевого снабжения.
Ключевые слова: Первая мировая война, реквизиция, обеспечение государственных нужд, Нижегородская губерния.
Тема реквизиции в годы Первой мировой войны на сегодняшний день является мало изученной. В современной отечественной науке разработке этого вопроса, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. Реквизиция -эта крайняя мера. Мероприятия по возмездному изъятию у населения имущества проводятся в исключительных случаях, при обстоятельствах чрезвычайного характера, таким примером может служить первая в истории человечества мировая война. Русский народ встретил военный конфликт единогласным патриотическим подъемом. Стоить отметить, что наименование этого первого вооруженного противостояния мирового масштаба утвердилось намного позже. Современники называли ее Великой или Второй Отечественной.
Начало открытой военной кампании заставило правительство объективно оценить технические и иные возможности русской армии. Ее потребности в предметах различного военного снабжения резко возросли. Согласно статистическим данным «к моменту войны царская армия насчитывала 1 423 000 военнослужащих. За 3,5 года войны было мобилизовано
The Russian state passes to an extreme measure -requisitions. In the article the author analyzes features of requisitions of goods for needs of Russian army in the Nizhniy Novgorod region within the World War I when on fronts deficiency of a number of subjects demanded in the conditions of wartime including ware supply was felt.
Keywords: World War I, requisition, maintenance of the state needs, Nizhniy Novgorod region.
еще 14 375 000 человек» [4, с. 4]. Востребованными предметами вещевого снабжения выросшего в несколько раз количества военнослужащих являлись кожаная обувь, валенки, телогрейки, фуражки, полушубки и т. п.
Первая мировая война требовала адаптации всех отраслей промышленности к производству предметов военного назначения. В связи с этим мобилизация гражданской промышленности достигла больших размеров. Химическая, машиностроительная, металлургическая, текстильная промышленность с началом ведения открытых вооруженных столкновений переживали очередной подъем.
Проводимые закупочные мероприятия не могли в полной мере удовлетворить растущий спрос на предметы обмундирования. Анализируя архивные источники, приходим к выводу, что в первые годы войны царская армия ощущала острый дефицит в вещевом снабжении. Напомним, что вопросами исправного и своевременного обеспечения армии вещевым довольствием и продовольствием ведало Главное интендантское управление Военного министерства. Непосредственными заготовительны-
ми процедурами занимались окружные интендантские управления. Нижегородская губерния входила в состав Московского военного округа, следовательно, исполнением государственных заказов по снабжению войск на закрепленной территории ведало Московское окружное интендантское управление.
В связи со сложившейся обстановкой и трудностями снабжения фронтов Главное интендантское управление обратилось к иной форме обеспечения казенных нужд - реквизиции продукции. Проведение мероприятий по изъятию у населения требуемых предметов было возможным на основании Положения о порядке производства реквизиций во время войны и в период мобилизации 1914 года [1, с. 32]. Под реквизицией в статье будем понимать принудительное приобретение от жителей всякого рода местных средств, необходимых для удовлетворения потребностей армии, или обязательный наряд местных жителей для производства различных работ, вызываемых военными обстоятельствами [1, с. 29].
Реквизиции устанавливались двух видов. Платные могли производиться только на территории империи, а бесплатные исключительно в «областях неприятельских, занятых по праву войны, равно в нейтральных государствах, занятых неприятелем» [1, с. 29] как мера воздействия на местное население. Российские власти допускали факты враждебного настроения граждан к проводимым мероприятиям и предусматривали возможность принудительного изъятия предметов, предназначенных для реквизиции: «лицо, производящее реквизицию... обходит магазины, склады. • • дома, квартиры, производя в присутствии нескольких местных граждан, силою приведенных в качестве свидетелей, выемку средств.» [1, с. 33].
Военный заказ в разы превышал объемы производства в мирное время. Для ликвидации дефицита в вещевом довольствии руководство армии приняло решение о покупке обмундирования у российских производителей. Так, в Нижнем Новгороде для устранения дисбаланса между потребностями и возможностями Главного интендантского управления был привлечен весь штат сапожников. Каждый из них в обязательном порядке должен был изготавливать еженедельно из собственного материала «по две пары сапог с платою от 7 до 8 рублей 50 коп за пару, в зависимости от ее качества» [6].
Контроль за качеством изготовленной и принятой продукции, а также оплата работы
сапожных мастеров поручались земским и городским управам. Циркуляром начальника Нижегородской губернии В. М. Борзенко от 27.09.1914 года № 2193 предусматривалось создание общественных комиссий для приемки произведенных предметов одежды для царской армии. В их состав были зачислены представители земств, полицмейстер, начальник губернского по воинским делам присутствия, представители ремесленных организаций и другие специально приглашенные лица.
Согласно отчетным документам из Нижегородской губернии в первый год войны на нужды русской армии каждый месяц направлялось почти 15 000 пар сапог [3] с учетом выполнения обозначенного выше плана - 2 пары сапог в неделю каждым нижегородским обувщиком. Но, несмотря на проводимые мероприятия, на фронте по-прежнему чувствовалась острая нехватка теплой одежды, обуви и снаряжения. В связи с этим от Нижегородского губернатора поступило предложение в 1915 году увеличить размер оплаты за каждую последующую пару сапог в неделю (из расчета - две пары обязательны) на 50 копеек к установленной ранее стоимости [6].
Во втором квартале 1 91 5 года стоимость пары сапог уже увеличилась до 9 рублей 50 коп. Но и эти меры не могли увеличить объем готовой продукции до необходимого уровня. Увеличить производительность поставщиков пытались посредством их материального стимулирования. В Нижегородском губернском правлении рассматривалась возможность повышения цены за одну пару кожаных сапог до 11 рублей [6].
На основании письменного распоряжения Нижегородского губернатора с октября 1914 года [6] на местных текстильных фабриках и в магазинах сукно определенного цвета подлежало реквизиции. Изъятие товара возлагалось на нижегородскую полицию. Факт возмездного изъятия сопровождался составлением описи с указанием количественных и качественных характеристик продукции и письменных заявлений собственников о стоимости товаров.
Форма оплаты за реквизируемые вещи была двух видов: в упрощенном и «более сложном и длительном» порядке. В первом случае предусматривалось согласие владельцев изъятых предметов с оценкой их стоимости уездной оценочной комиссией. Второй порядок расчетов был связан с длительными тяжбами, обращениями собственников в Военный окружной совет по причине непринятия проведенной комиссией оценки.
В Центральном архиве Нижегородской области были обнаружены интересные факты решения проблем, описанных в поступивших от собственников жалобах на проводимые мероприятия по экспроприации.
В письме нижегородского предводителя дворянства, направленном в Московское окружное интендантское управление в январе 1915 года, указывалось, что у торговца И. И. Сазонова комиссия по оценке реквизированных для военных надобностей предметов определила стоимость одной овечьей шкуры в 80 коп. Предприимчивый крестьянин И. И. Сазонов не согласился с установленной ценой и просил губернатора установить цену, равную 1 руб. 27 коп. за каждую единицу товара. Не был удовлетворен итоговыми цифрами оценочной комиссии и купец М. И. Рубенчик, который просил местного губернатора увеличить оценочную стоимость овчины на 38 коп. за одну штуку.
Несмотря на острую потребность в подобного рода изделиях, Московское окружное интендантское управление в двух указанных случаях решило: «означенные овчины за ненадобностью более в таковых от реквизиции освободить и вернуть владельцу» [2]. Приведенный выше пример мог служить доказательством избирательного подхода при возмездном изъятии вещей для армейских нужд. Об этом свидетельствует и обнаруженная нами заметка: «На совещании по дороговизне указывалось: ".реквизировали то, что было легче всего реквизировать. Запасы, которые были
Снабжение теплыми вещами армии в
умело скрыты и принадлежали более сильным экономическим кругам, по-видимому, никакой реквизиции не подвергались"» [7, с. 124].
Продолжая исследование темы, можно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в соседней с Нижегородской землей Казанской губернии. «Крестьяне испытывали особую неприязнь к крупным землевладельцам, они часто предвзято полагали, что сельские богатеи любыми способами уклоняются от реквизиций и вся тяжесть от них ложится на трудовое крестьянство. Поэтому крестьяне внимательно следили за такими хозяйствами и часто на них жаловались. Однако не всем крестьянским доносам можно было верить. К примеру, 31 октября 1914 года была составлена анонимная жалоба на помещицу и конезаводчицу Свияж-ского уезда А. А. фон Кроль, в которой утверждалось, что с целью сокрытия своих лошадей от реквизиций она дала взятку. Но, как оказалось, фон Кроль была освобождена от поставки в войска лошадей как конезаводчик. Летом 1915 г. казанскому губернатору поступила жалоба на уклонение от поставок землевладельца Лаишевского уезда А. К. Макашина. Проверкой было установлено, что А. К. Мака-шин лошадей доставил, и лишь одна из них была забракована» [13, с. 117].
К середине 1917 года в обеспечении русских военных теплыми вещами (полушубками, валенками, фуфайками) наметилась положительная динамика, что наглядно можно увидеть в представленной ниже таблице (см. табл. 1) [4, с. 44].
Таблица 1
ы 1915/16, 1916/17, 1917/18 (в тыс. штук)
на 01.10.1915 на 01.10.1916 на 01.10.1917
Наименование вещей н й 0 § й а Ё « Я 8 сЗ ^ и и о 1 ^ н в о — се в о в се ч 1ие во внутренних округах Всего н й 0 § й а Ё « Я 8 сЗ ^ нтв И о 1 ^ н в о — се в о в се ч ие во внутренних округах Всего н й 0 § й а Ё « Я 8 сЗ ^ нтв И о 1 ^ н в о — се в о в се ч ие во внутренних округах Всего
£ з Й | О & 3 « Д £ з & | О & 3 В Д £ з & | О & з В Д
Полушубки 683 486 560 1 729 1 232 694 230 2 156 1 078 1 174 560 2 812
и бушлаты
Телогрейки и 403 824 1 677 2 904 1 661 1 902 1 167 4 730 2 032 280 1 607 3 919
шерстяные
фуфайки
Валенки 442 442 673 1 557 959 470 95 1 524 1 599 280 1 334 3 588
Фуфайки 774 2 580 1 187 4 541 2 480 5140 5 041 12 661 5 676 3 095 3 294 12 065
Заключение мирного договора весной 1918 года определило завершение военных действий для российского государства. Для России Первая мировая война закончилась. Мероприятия по совершению принудительных действий возмездного характера по изъятию продукции у населения были минимизированы и в конечном итоге перестали быть актуальными.
Таким образом, реквизиция в годы Первой мировой войны благополучно осуществлялась наряду с закупкой и поставкой продукции. Возмездное изъятие у собственника его имущества не было актом произвола и беззакония, а наоборот, как свидетельствуют исторические источники, осуществлялось в порядке и на условиях, строго определенных законодательством. Нормативной основой производства перечисленных мероприятий было Положение о порядке производства реквизиций во время войны и в период мобилизации от 1 4 августа 1914 года.
География реквизиции была широкая - от северных до южных окраин Российской им-
Литература
1. Известия Министерства иностранных дел. СПб., 1914. Кн. VI.
2. Наряд канцелярии Нижегородского губернатора 4 стола «О поставке валенок и полушубков для нужд армии военного времени, а также количества их в Нижегородской губернии». ЦАНО. Фонд 2. Опись 1. Дело 1677.
3. О поставке военному ведомству для нужд действующей армии обуви, теплой одежды и др. предметов военного снаряжения. ЦАНО. Фонд 2. Опись 1. Дело 1681.
4. Россия в мировой войне 1914-1918 года: (в цифрах). М., 1925.
5. Сибгатов Б. И., Шайдулин Р. В. Военные реквизиции в Казанской губернии в годы первой мировой войны (1914-1915 гг.) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1.
6. Циркуляры губернатора по реквизиции и поставкам для нужд армии одежды и сапог. ЦАНО. Фонд 2. Опись 1. Дело 1665.
7. Шигалин Г. И. Военная экономика в первую мировую войну. М., 1956.
перии. Население отчасти представляло всю остроту ситуации по обеспечению боеспособности армии, однако некоторые жители не соглашались с часто несправедливой компенсацией за изъятые товары, поэтому не редкими были случаи обращения в компетентные структуры для урегулирования возникающих споров. Из анализа архивных фондов приходим к выводу, что действия по экспроприации носили особый избирательный характер. Решения ответственных за снабжение войск предметами продовольствия и обмундирования ведомств свидетельствуют о том, что в случае, если от собственника отчужденного имущества поступала аргументированная претензия о его несогласии с проведенными в отношении него действиями (разногласия по поводу размера компенсационной выплаты), государственным органам, как правило, было доступнее не инициировать полномасштабное разбирательство и принимать предъявляемые требования, а, наоборот, вернуть изъятое имущество владельцу.
Bibliography
1. News of the Ministry for Foreign Affairs. St. Petersburg, 1914. Book VI.
2. The order of office of the Nizhniy Novgorod governor 4 table «About delivery a valenok and short fur coats for needs of army of a wartime, and also their quantity in the Nizhniy Novgorod province». Central archive of the Nizh-niy Novgorod region. Fund 2. The inventory 1. File 1677.
3. About delivery to military department for needs of a field army of footwear, warm clothes, etc. subjects of military equipment. Central archive of the Nizhniy Novgorod region. Fund 2. The inventory 1. File 1681.
4. Russia in world war of 1914-1918: (in figures). Moscow, 1925.
5. Sibgatov B. I., Shaydullin R. V. Military requisition in Kazan province during World War I (1914-1915 years) // The bulletin of the Kazan State University of culture and arts. 2014. № 1.
6. Circulars of the governor on requisition and deliveries for needs of army of clothes and boots. Central archive of the Nizhniy Novgorod region. Fund 2. The inventory 1. File 1665.
7. Shigalin G. I. Military economy in the World War I. Moscow, 1956.