Научная статья на тему 'Рекуперация энергии при торможении тягового двигателя троллейбуса'

Рекуперация энергии при торможении тягового двигателя троллейбуса Текст научной статьи по специальности «Электротехника»

854
72
Поделиться

Похожие темы научных работ по электротехнике , автор научной работы — Чапцев Г.И., Михайлов А.В.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Рекуперация энергии при торможении тягового двигателя троллейбуса»

УДК 621.382.001.5

Г.И.Чапцев, А.В.Михайлов

РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

Торможение тягового двигателя (ТД) троллейбуса с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) сопровождается рекуперацией энергии в сеть, что позволяет снизить энергозатраты на 25-30%. Анализируя существующие ТИСУ в режиме рекуперативного торможения, следует отметить, что силовые элементы управления в этом режиме включаются всегда параллельно тяговому двигателю, и возврат энергии в сеть происходит в моменты паузы широтно-импульсных сигналов управления. В интервале импульса ТД оказывается замкнутым накоротко через силовые элементы, а в интервале паузы противо-ЭДС якоря двигателя подключается к коммутирующей сети . Приводятся основные дифференциальные уравнения, описывающие процесс торможения и изменения тока ТИСУ. Решение этих уравнений в интервале импульса и паузы позволяет получить соотношения для определения мгновенных значений тока якоря. Интегрируя полученные уравнения в пределах импульса и паузы, можно получить выражение для определения среднего за период значения тока рекуперации в следующем виде:

1 - К з

1р = -1т------ , (1)

1 - Кп

Ик

где 1т ------ - ток короткого замыкания обмотки якоря и возбуждения ТД ;

Кяв

ик - номинальное напряжение питания ТД ;

ЯЯВ - активное сопротивление обмоток якоря и возбуждения ;

_Ги

К З = - коэффициент заполнения импульсов (отношение длительности

Т импульса к периоду коммутации).

п - частота вращения ТД ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К - коэффициент пропорциональности, учитывающий противо-ЭДС при

изменении частоты вращения ТД ;

Знак “минус“ в выражении (1) свидетельствует об изменении направления тока якоря, когда ТД работает в генераторном режиме. При Кп < 1 будет иметь место устойчивая рекуперация энергии в сеть. Она имеет место при малых коэффициентах заполнения (КЗ кр < 0.45 для двигателя ДК-213 УХЛ-2).