Научная статья на тему 'РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ'

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВОД ЗЕМЛИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / РЕКУЛЬТИВАЦИЯ / БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭТАПА РЕКУЛЬТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Кахаров З. В., Кодиров Н. Б.

В данной статье приведены требование по рекультивации земли и прилегающая к ним территория при строительство железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND RECLAMATION DURING CONSTRUCTION OF RAILWAYS

This article presents the requirement for land reclamation and the territory adjacent to them during the construction of railways.

Текст научной работы на тему «РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»

УДК 625.12.033.38

Кахаров З.В.

доцент кафедры «Инженерия железных дорог» ТГТрУ

Узбекистан г.Ташкент Кодиров Н.Б.

ассистент кафедры «Инженерия железных дорог» ТГТрУ.

Узбекистан г.Ташкент.

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Аннотация

В данной статье приведены требование по рекультивации земли и прилегающая к ним территория при строительство железных дорог.

Ключевые слова:

отвод земли, земельные участки, рекультивация, биологического этапа рекультивации.

Kakharov Z.V.

Associate Professor of the Department "Railway Engineering" TSTU.

Tashkent Uzbekistan.

Kodirov N.B.

Assistant of the Department "Railway Engineering" TSTU.

Tashkent Uzbekistan.

LAND RECLAMATION DURING CONSTRUCTION OF RAILWAYS

Abstract

This article presents the requirement for land reclamation and the territory adjacent to them during the construction of railways.

Key words:

land acquisition, land plots, reclamation, biological stage of reclamation.

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных и загрязненных земель, а также на улучшение условий окружающей среды [1].

Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель.

Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель и должна проводиться с учетом местных почвенно-климатических условий, степени повреждения и загрязнения, ландшафтно-геохимической характеристики нарушенных земель, конкретного участка, требований инструкции.

Рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория после завершения всего комплекса работ должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт [1].

При проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования.

Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных

и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки, т.е. биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа.

Для успешного проведения биологической рекультивации важное значение имеют исследования флористического состава формирующихся сообществ, процессов восстановления фиторазнообразия на нарушенных промышленностью землях, когда катастрофически уничтожены почвенный и растительный покровы.

При строительстве железных дорог на стадии проектирования приходится решать сложный вопрос перераспределения земель между прежними и новыми землепользователями.

Строительством железных дорог, кроме изъятия земель, нарушаются внутрихозяйственное землеустройство и севообороты, создаются помехи в работе техники.

К землям транспорта принято относить земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются «Нормами отвода земель для железных дорог» (СН468-77) и проектно-технической документацией.

При строительстве железных дорог осуществляется отвод земли под постоянные и временные сооружения и коммуникации. Земля, отводимая под постоянные сооружения, изымается навечно, что приводит к сокращению этого компонента ландшафта со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Земля под временные сооружения, коммуникации, карьеры и т.п. отводится на определенный срок (на период строительства), после чего она должна быть восстановлена и передана прежнему землепользователю. Ущерб этому компоненту ландшафта носит временный характер [16].

Железнодорожные магистрали и предприятия железнодорожного транспорта занимают большие площади, в том числе земли удобные для сельскохозяйственных работ.

При том, что железнодорожный транспорт имеет существенные экологические преимущества перед автомобильным (исследования, проведенные специалистами Германии, свидетельствуют, что потребление земельной территории на 1 км новых автомагистралей, в среднем, в три раза больше общей земельной площади, используемой для 1 км вновь построенных участков железной дороги), общая площадь сельскохозяйственных угодий, отводимых под железнодорожный транспорт, довольно велика.

Площадь земель, отводимых в постоянное пользование, составляет ~ 78% от всей отводимой земли, а на земли, отводимые во временное пользование, приходится ~ 22%.

Поэтому рекультивация нарушенных земель - одно из основных направлений деятельности железнодорожного транспорта по ее охране и рациональному использованию.

Выводы

Таким образом, под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление биологической продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей природной среды.

Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки, т.е. биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа.

Список использованной литературы:

1. Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте нефтепроводов от 6 февраля 1997 г. N РД 39-00147105-006-97.

2. Кахаров З. В., Эшонов Ф. Ф., Козлов И. С. Определение величин энергетических констант материалов при дроблении твердых тел //Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2019. - Т. 16. -№. 3. - С. 499-504.

3. Кахаров З. В. Железнодорожная конструкция для высокоскоростных дорог //Главный редактор:

Ахметов Сайранбек Махсутович, д-р техн. наук; Заместитель главного редактора: Ахмеднабиев Расул Магомедович, канд. техн. наук; Члены редакционной коллегии. - 2022. - С. 43.

4. Кахаров З. В. и др. Требование к верхнему строения пути на высокоскоростных железнодорожных путях //Евразийский союз ученых. - 2021. - №. 4-1. - С. 45-48.

5. Кахаров З. В. и др. Назначение материалы для балластного слоя железнодорожных путей //Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. - 2021. - С. 33-35.

6. Кахаров З. В. Земляные работы при возведении земляного полотна железных дорог //Вопросы технических наук в свете современных исследований. - 2017. - С. 39-43.

7. Кахаров З. В., Эшонов Ф. Ф. Изменение состава веществ (материалов) в производстве //Научный журнал. - 2019. - №. 3 (37). - С. 22-23.

8. Кахаров З. В., Мирханова М. М. Переход жидких, пластичных, сыпучих тел в твердое состояние //Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего. - 2019. - С. 164-166.

9. Кахаров З. В., Исломов А. С. Анализ структуры энергозатрат на строительство дорожных асфальтобетонных покрытий //Sciences of Europe. - 2021. - №. 82-1. - С. 59-62.

10.Кахаров З. В. Анализ поверхностного уплотнение грунтов земляного полотно железных дорог вальцовыми катками //The Scientific Heritage. - 2020. - №. 47-1 (47). - С. 50-52.

11.Кахаров З. В. Взаимодействие рабочих органов машин с перерабатываемыми материалами //Технические науки: проблемы и решения. - 2018. - С. 104-108.

12.Кахаров З. В. Уплотнение слоев вальцами катков // Электронный инновационный вестник. - 2018. - №. 3. - С. 10-11.

13.Кахаров З. В. и др. Устройство оснований автомобильных дорог с уплотнением слоев катками //Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №. 41. - С. 457-463.

14.Кахаров З.В., Кодиров Н.Б. Основные требования к щебню из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути // Инновационные научные исследования. 2022. № 12-2(24). C. 93-100. URL: https://ip-journal.ru/

15.Пурцеладзе И.Б., Мирзахидова О.М. Производства земляных работ при устройстве фундаментов // Инновационные научные исследования. 2022. № 12-2(24). C. 86-92. URL: https://ip-journal.ru/

16.Т. Г. Яковлева и др. Железнодорожный путь: Учебник; - М.: Транспорт, 1999. - 405 с.

17.Чибрик Т.С. Основы биологической рекультивации: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 172 с.

© Кахаров З.В., Кодиров Н.Б., 2023

УДК 625.12.033.38

Кучкоров Б.Ш.

Студент IV курса ТГТрУ Узбекистан г.Ташкент Научный руководитель: Кахаров З.В.

доцент кафедры «Инженерия железных дорог» ТГТрУ

Узбекистан г.Ташкент

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД

Аннотация

В статье рассмотрены способы очистки и обезвреживания производственных сточных вод от водных неорганических и органических примесей перед поступлением их в наружную канализационную сеть, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.