Научная статья на тему 'Рекультивация нарушенных земель при строительстве автомобильных дорог'

Рекультивация нарушенных земель при строительстве автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1668
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ЗЕМЛИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / АВТОДОРОГА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шелковкина Н. С., Гребенщикова Е. А., Горбачева Н. А.

В статье рассмотрены вопросы влияния строительства автомобильных дорог на окружающую природную среду. В ходе производства строительных работ деградирует почвенный покров, разрушается растительный покров и естественно сложившийся ландшафт, поэтому важным условием минимизации негативного влияния реализуемых мероприятий является своевременное проведение работ по рекультивации нарушенных земель. На землях, которые отводятся под временное пользование в период строительства участка автомобильной дороги в Амурской области, необходимо проведение технического и биологического этапа рекультивации, перечень и объем которых приведен в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шелковкина Н. С., Гребенщикова Е. А., Горбачева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекультивация нарушенных земель при строительстве автомобильных дорог»

УДК 625.7+502.65

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ШЕЛКОВКИНА Н.С.,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры техносферной безопасности и природообустройства ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, е-mail: [email protected], тел.: 89145596606.

ГРЕБЕНЩИКОВА Е.А.,

кандидат биологических наук, доцент кафедры техносферной безопасности и природообустройства ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, е-mail: [email protected], тел.: 89098111819.

ГОРБАЧЕВА НА.,

старший преподаватель кафедры техносферной безопасности и природообустройства ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, е-mail: [email protected], тел.: 89098102401.

Реферат. В статье рассмотрены вопросы влияния строительства автомобильных дорог на окружающую природную среду. В ходе производства строительных работ деградирует почвенный покров, разрушается растительный покров и естественно сложившийся ландшафт, поэтому важным условием минимизации негативного влияния реализуемых мероприятий является своевременное проведение работ по рекультивации нарушенных земель. На землях, которые отводятся под временное пользование в период строительства участка автомобильной дороги в Амурской области, необходимо проведение технического и биологического этапа рекультивации, перечень и объем которых приведен в данной статье.

Ключевые слова: рекультивация, окружающая природная среда, земли, строительство, автодорога.

RECULTIVATION OF DISTURBED LANDS DURING THE CONSTRUCTION OF AUTOMOBILE ROADS

SHELKOVKINA N.S.,

candidate of agricultural sciences, associate professor of Technosphere Safety and Environmental Management Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Far-Eastern State Agricultural University, е-mail: [email protected], те1: 89145596606.

GREBENSHCHIKOVA E.A.,

candidate of biological sciences, associate professor of Technosphere Safety and Environmental Management Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Far-Eastern State Agricultural University, е-mail: [email protected], те1: 89098111819.

GORBACHEVA N.A.,

senior Lecturer at the Department of Technosphere Safety and Environmental Management Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Far-Eastern State Agricultural University, е-mail: [email protected], те1: 89098102401.

Essay. The article discusses the impact of the construction of roads on the environment. In the course of construction, the soil cover is degraded, the vegetation cover and the naturally developed landscape are destroyed, therefore an important condition for minimizing the negative impact of the implemented measures is the timely implementation of reclamation of disturbed lands. On the lands allocated for temporary use for the period of construction of the road section in the Amur Region, it is necessary to conduct a mechanical and biological reclamation stage is carried out, the list and scope of which are given in this article.

Key words: recultivation, natural environment, land, construction, road.

Введение. В настоящее время большое внимание государства направлено на развитие Дальневосточного региона. Государственной программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» предусмотрено развитие транспортной инфраструктуры, в рамках которого предполагается строительство и реконструкция участков автомобильных дорог регионального и местного значения. При строительстве и эксплуатации автомобильных дорог происходят негативные изменения окружающей среды: деградирует почвенный покров, разрушается растительный покров и естественно сложившийся ландшафт. В то же время процессы самовосстановления протекают медленно, зачастую в ограниченных масштабах. Поэтому важным условием минимизации негативного влияния реализуемых мероприятий является своевременное проведение работ по рекультивации и восстановлению нарушенных земель, которые обеспечат защиту окружающей среды.

Материал и методика исследования. В данной работе объектом исследований являются земли, отводимые под временное пользование на период строительства участка автомобильной дороги Благовещенск - Свободный, который проходит по землям поселений. Методика разработки мероприятий по рекультивации нарушенных земель при строительстве участка автомобильной дороги приведена в Руководстве по составлению проекта рекультивации земель, занимаемых во временное пользование для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений. Кроме того, руководствовались статьями Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. № 136-Ф3; Водного кодекса РФ; временной инструкции по составлению раздела «Оценка воздействия строительства на окружающую среду», согласованной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 10 ноября 1993 г., № 20-4/13-501 [1-3].

Результаты исследования. Разработка мероприятий по рекультивации нарушенных земель проводилась с учетом следующих факторов: природных условий района; местонахождения нарушаемого участка; возможностей развития строительства района; фактического или прогнозируемого состояния нарушенных земель к моменту рекультивации (учитывается площадь, формы техногенного рельефа, использование нарушенных земель, наличия плодородного слоя почвы, наличия потенциально плодородных пород, степени естест-

венного зарастания, прогноза уровня грунтовых вод, подтопления территории, наличие эрозионных процессов, уровень загрязнения почвы); характеристик химического и гранулометрического состава, агрофизических свойств; хозяйственных условий района размещения земель; охраны окружающей среды от загрязнения ее газовыми выбросами, пылью, сточными водами в соответствии с установленными нормами.

Нарушенные земли чаще всего рекультивируются с целью их последующего использования в качестве сельскохозяйственных угодий, для лесохозяйственного использования, а также для водохозяйственного использования, включающего создание в понижениях техногенного рельефа водоемов [4].

Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа (5,9 % территории округа). Сорок процентов территории занимают Зейско-Буреинская и Амурско-Зейская равнины, в северной части пролегает Становой хребет. Область граничит: на севере с Республикой Саха (Якутия), на западе - с Читинской областью, на востоке - с Хабаровским краем и Еврейской автономной областью. На юге и юго-западе по р. Амур проходит государственная граница с КНР, протяженностью 1243 км [5].

В состав Амурской области входят следующие административно-территориальные образования: районов - 20, городов - 9, поселков городского типа - 21, сельских населенных пунктов - 608. Самым крупным населенным пунктом области является административный центр - г. Благовещенск с населением 220,1 тыс. человек (расстояние до Москвы - 6480 км). Другие крупные города - Белогорск, Свободный, Тында.

Численность постоянного населения области на 1 января 2019 года - 794,0 тыс. чел. на территории в 3б1,9 тыс. км2. Размещение населения неравномерно. Наиболее густо заселена южная часть области, поселения сосредоточены в основном вдоль крупных рек - Амура, Зеи, Се-лемжи, Буреи.

Район располагается во П-й дорожно-климатической зоне, где развиты, преимущественно, первый и третий типы местности по увлажнению. Протяженность участка реконструкции трассы 6 км.

Земли, отводимые под временное пользование на период строительства участка автомобильной дороги Благовещенск - Свободный

включают: боковые резервы грунта, временные производственные базы, сосредоточенные резервы грунта, карьеры, земли, нарушаемые при переустройстве различных коммуникаций и сооружений, объездные дороги.

По современному административному делению проектируемый участок автомобильной дороги расположен в Благовещенском районе Амурской области.

В период подготовки территории под строительство участка автомобильной дороги предусмотрено оформление постоянной и временной полосы отвода в соответствии с действующими нормами.

Общая площадь временного отвода составляет 4,72 га (земли под вахтовый поселок для строительства моста, кавальеры для засыпки пади Городской и Сухой в качестве регуляционных сооружений водоотводного канала и объездные дороги).

Территория временно занимаемых земель составляет:

- вахтовый поселок для строительства моста -0,25 га;

- объездные дороги для строительства водопропускных труб - 2,46 га;

- засыпка притрассовых пазух - 2,00 га;

- существующий участок автомобильной дороги - 5,98 га.

Общая площадь земель занимаемых под временные здания и сооружения, подлежащих рекультивации, составляет 10.69 га, в том числе:

- на землях администрации Благовещенского района - 5,53 га: лес мелкий мягкий средней густоты - 3,19 га; луг - 0,50 га;

- на землях государственного казенного учреждения «Благовещенское лесничество -1,02га: лес мелкий мягкий средней густоты -0,82 га; луг - 0,20 га;

- земли государственного казенного учреждения «Амурупрадор» (существующий участок дороги) - 5,98 га.

Климатические характеристики района таковы: средняя температура за год -1,2°С; абсолютная температура воздуха в минимум -48°С, максимум +40°С; средняя скорость ветра 1,3 м/сек. Зима малоснежная. Лето теплое и дождливое. Основная доля осадков приходится на вторую половину лета, что обусловлено влиянием муссонов. Средняя сумма осадков за год составляет 544 мм. Весна обычно бывает холодная, затяжная; осень - ясная, теплая. Период с отрицательными среднемесячными температурами продолжается в среднем шесть месяцев.

В районе преобладает такой тип рельефа, как денудационно-аккумулятивная равнина, которая

представляет собой полого-выпуклые водораздельные пространства, с неглубокими, хорошо разработанными и широкими долинами. Этот тип рельефа характеризуется увалистыми формами. Абсолютные отметки водоразделов колеблются от 170 до 220 м. Грунтовые воды на участке работ приурочены к аллювиальной толще и вскрыты на глубине 2,2-5,0 м от поверхности. Зимой они полностью или частично промерзают и их уровень резко понижается.

На участке встречаются луговые и бурые лесные почвы. По механическому составу эти почвы супесчаные или легкосуглинистые. Мощность почвенного покрова в основном не превышает 0,1 м. Кислотность рН 4,4-5,8, содержание гумуса 1,0-2,0 %. Основным видом экономической деятельности в районе является сельское хозяйство, имеющее стабильную тенденцию развития.

Рекультивация земель состоит из 2-х этапов: технический и биологический. Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы (ССОП). Рекультивация земель. Термины и определения» к техническому этапу относятся планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, по потребности коренная мелиорация, строительство специальных гидротехнических сооружений, дорог и тому подобное [6]. А к биологическому этапу относятся агротехнические и фитомелиоративные мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель.

Снятие плодородного слоя почвы важно производить с опережением фронта строительных работ. Участки для складирования плодородного слоя почвы желательно располагать на возвышенном, ровном и сухом месте. Для определения пригодности нарушенных земель с целью использования в сельском и лесном хозяйстве проводятся лабораторные исследования.

Период биологического этапа рекультивации нарушенных земель зависит от биологических особенностей возделываемых культур и планируемого хозяйственного использования рекультивируемых земель, также учитывается мощность и качество нанесенного плодородного слоя почвы и условия увлажнения [7].

В процессе работы были проведены расчеты по определению объемов земляных работ, учтены нормы высева трав и выполнен подбор культур с учетом местных природно-климатических условий на данных участках. Ведомости объемов работ по рекультивации занимаемых земель представлена в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Ведомость рекультивации занимаемых земель

№ участка Местоположение Планировка поверхности, м2 Распределение раннее снятого растительного грунта, м3 Засев трав, 2 м

Существующая автомобильная дорога

1 справа 6030 237 6030

2 справа 18860 1886 18860

3 справа 9120 912 9120

4 справа 25830 702 25830

Объездные дороги

5 слева 2510 251 2510

6 слева 2390 239 2390

7 слева 2850 285 2850

8 слева 5340 534 5340

9 слева 6280 628 6280

10 слева 1275 128 1275

11 слева 2650 265 2650

12 слева 2660 266 2660

Вахтовый поселок

13 справа 2500 250 2500

Притрассовые овраги

14 слева 4368 363 4368

15 слева 3560 356 3560

16 слева 1602 - 1602

17 справа 3724 372 3724

18 справа 6806 681 6806

При выборе видового состава растительного сообщества учитывалось основное требование -это использование видов местной флоры, экологически приспособленных к условиям существования в данной климатической зоне.

На данном участке после засыпки притрас-совых пазух и окончания строительства, площадка под вахтовый поселок для строительства моста и объездные дороги для строительства водопропускных труб разбираются, грунт вывозится в кавальер с. Натальино, после этого выполняется грубая планировка поверхности бульдозером, распределение растительного грунта и засев трав. По результатам исследований определено, что мощность почвенного покрова на участке в основном не превышает 0,1 м.

После окончания строительства ненужный участок существующей автомобильной дороги разбирается, часть грунта 27480 м3 вывозится для засыпки притрассовых оврагов, а остальная часть в размере 34120 м3 вывозится в кавальер расположенный в близи с. Натальино. Затем выполняется грубая планировка поверхности

бульдозером. При выполнении работ должны приниматься меры по сокращению загрязнения атмосферы неорганической пылью, выбросами газов двигателей машин и механизмов. К таким мероприятиям относятся: полив пылящихся поверхностей; выбор минимальной высоты погрузки грунта в кузов автосамосвала; поддержание техники в исправном состоянии; выбор дней выполнения работ с благоприятными климатическими условиями [8].

При проведении работ по рекультивации участков объездных дорог запланирована разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси толщиной 15 см, разборка грунта существующей насыпи бульдозером с разравниванием и перемещением на требуемое расстояние, демонтаж металлических труб, перемещение почвенно-растительного слоя (ПРС) механизированным способом из отвала. После планировки выполняется засев трав на минеральный грунт с внесением удобрений.

Общая площадь рекультивируемой дороги составляет - 5,98 га.

Таблица 2 - Ведомость объемов работ по рекультивации занимаемых земель

№ п/п Наименование работ Ед. изм. Кол-во

1 2 3 4

Рекультивация участка существующей автомобильной дороги

1 Разборка существующего асфальтобетонного покрытия на участках рекультивации автомобильной дороги т 4 130

2 Разборка существующего земляного полотна (грунт 2 группы 1.85 т/м3) экскаватором емк. ковша 1м3 с погрузкой на автосамосвалы, с транспортировкой на расстояние до 2 км, для засыпки существующих выемок м3 27 480

Разработка грунта бульдозером с перемещением на расстояние до 50 м м3 34 120

2 м 59840

3 Погрузка экскаватором 1,0 м3 растительного грунта 1 группы и транспортировка автосамосвалами из кавальера на расстояние 5 км м3 3737

4 Грубая планировка поверхностей механизированным способом 2 м 59840

5 Посев трав по слою растительного грунта 2 м 59840

Рекультивация пазух притрассовых оврагов

1 Планировка поверхности притрассовых оврагов 2 м 20060

2 Погрузка экскаватором 1,0 м3 растительного грунта 1 группы и транспортировка автосамосвалами из кавальера на расстояние 2 км м3 1772

3 Надвижка ранее снятого растительного грунта 1 группы бульдозером с перемещением до 100 м м3 1772

4 Посев трав 2 м 18458

Рекультивация объездной дороги на участке № 5

1 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы), с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 469

2 Разборка насыпи объездной дороги 1 гр., экскаватором емкостью ковша 1,00 м3 с транспортировкой автовозкой в кавальер на расстояние до 4 км 3 м 1598

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 0,86 т. (с возвратом) п.м. 22.00

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 251

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Засев трав м2 2510

Рекультивация объездной дороги на участке № 6

1 Разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси С-2 ГОСТ 25609-2009 толщиной 15 см 3 м 454

2 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы g= 1.85 т/м3), с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 1203

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 1,32 т. (с возвратом) п.м. 34.00

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 239

5 Засев трав м2 2390

Рекультивация объездной дороги на участке № 7

1 Разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси С-2 ГОСТ 25609-2009 толщиной 15 см 3 м 575

2 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы), с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 2123

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 1,64т. (с возвратом) п.м. 42

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 285

5 Засев трав м2 2850

№ п/п Наименование работ Ед. изм. Кол-во

1 2 3 4

Рекультивация объездной дороги на участке № 8

1 Разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси С-2 ГОСТ 25609-2009 толщиной 15 см 3 м 632

2 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы) с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 1454

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 0,70 т. (с возвратом) п.м. 18

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 534

5 Засев трав м2 5340

Рекультивация объездной дороги на участке № 9

1 Разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси С-2 ГОСТ 25609-2009 толщиной 15 см 3 м 641

2 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы) с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 5335

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 1,44т. (с возвратом) п.м. 37

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 628

5 Засев трав м2 6280

Рекультивация объездной дороги на участке № 10

1 Разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси С-2 ГОСТ 25609-2009 толщиной 15 см 3 м 382

2 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы), с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 2060

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 0,63т. (с возвратом) п.м. 16,20

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 128

5 Засев трав м2 1275

Рекультивация объездной дороги на участке № 11

1 Разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси С-2 ГОСТ 25609-2009 толщиной 15 см 3 м 415

2 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы), с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 5649

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 1,44 т. (с возвратом) п.м. 37

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 265

5 Засев трав м2 2650

Рекультивация объездной дороги на участке №12

1 Разборка покрытия серповидного профиля из щебеночной смеси С-2 ГОСТ 25609-2009 толщиной 15 см 3 м 490

2 Разборка грунта существующей насыпи бульдозером (грунт 2 группы), с разравниванием и перемещением на расстоянии до 50 м 3 м 1560

3 Демонтаж металлической трубы d-0,53 м вес 0,55 т. (с возвратом) п.м. 14

4 Перемещение ПРС механизированным способом из отвала до 20 м. 3 м 266

5 Засев трав м2 2660

Рекультивация вахтового поселка

1 Планировка поверхности м2 2500

2 Перемещение ПРС из отвала на расстояние до 50 м с распределением на толщину 10 см м3 250

3 Посев трав м2 2500

Вывод. В результате проведенной работы разработаны мероприятия по рекультивации земель, отводимых под временное пользование на период строительства участка автомо-

бильной дороги, что, несомненно, является важным условием минимизации негативного влияния данного строительства на окружающую среду.

Список использованных источников

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 03.08.2018).

2. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

3. Временная инструкция по составлению раздела «Оценка воздействия строительства на окружающую среду», согласованная Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 10.11.1993 г., № 20-4/13-501.

4. Руководство по составлению проекта рекультивации земель, занимаемых во временное пользование для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений.

5. Амурская область. Географическое положение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.amurobl.ru/pages/amurskaya-oblast/o-regione/geografiya/geograficheskoe-polozhenie/

6. ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы (ССОП). Земли. Общие требования к рекультивации земель (с Изменением N 1).

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308 « Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» (в ред. от 30 марта 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Экологические аспекты при реконструкции мелиоративной системы / Е.А. Гребенщикова, Н.С. Шелковкина, Т.Г. Молчанова, Н.А. Горбачева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 9. - С. 126-132.

9. Российская Федерация. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 - ФЗ (ред. от 31.12.2017). Об охране окружающей среды: федер. закон: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. - М.: Норматика [2018]. - 72 с.

List of used sources

1. The Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 No. 136-FZ (as amended on 03.08.2018).

2. The Water Code of the Russian Federation No. 74-FZ of June 3, 2006 (as amended on November 28, 2015).

3. Provisional instructions for drafting the section "Assessment of the Impact of Construction on the Environment", agreed upon by the Ministry of Environmental Protection and Natural Resources of the Russian Federation of 10.11.1993, No. 20-4 / 13-501.

4. Guidelines for the drafting of land reclamation for temporary use for the construction of roads and road structures.

5. Amur region. Geographical position. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.amurobl.ru/pages/amurskaya-oblast/o-regione/geografiya/geograficheskoe-polozhenie/

6. GOST 17.5.3.04-83 Nature Conservation (SSOP). Of the earth. General requirements for land reclamation (with Amendment N 1).

7. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 308 "On the approval of the state program" Social and economic development of the Far East and the Baikal region for the period up to 2025 "(as amended on March 30, 2017) // Reference legal system "Consultant Plus".

8. Environmental aspects in the reconstruction of the ameliorative system / Ye.A. Grebenshchikova, N.S. Shelkovkina, T.G. Molchanov, N.A. Gorbachev // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2018. - № 9. - P. 126-132.

9. Russian Federation. Federal Law of January 10, 2002 No. 7 - FZ (as amended on December 31, 2017). On the environment: feder. law: adopted by the State. December 20, 2001 Duma: approved By the Federation Council on December 26, 2001 - Moscow: Normatik [2018]. - 72 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.