Научная статья на тему 'Рекультивация миссионерских начал в журналистской деятельности'

Рекультивация миссионерских начал в журналистской деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
98
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нуруллина Г.М.

Автор, соглашаясь с тезисом Н.К. Михайловского о том, что «журналистика живёт не на воздухе, она живёт, когда живёт общество, и замирает когда подрезаны корни жизни в обществе» [2, с.181], в продолжение его утверждает: и в переходном обществе, по всем законам социальной формы движения материи, в системе связей «пресса социум» должен наличествовать постоянно действующий механизм нравственно-психологи-ческой корреляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекультивация миссионерских начал в журналистской деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

• Собственное время любой системы изменяется дискретно, минимальная величина изменения времени эквивалентна кванту энергии.

• Собственное время живых систем и псевдопотоки времени от них могут как независимо, так и по их воле ускоряться или замедляться в соответствии с изменениями плотности их внутренней энергии.

• Время любой материальной системы, и Вселенной в целом, не одинаково в прошлом, настоящем и будущем [2, с. 132-133].

И последнее. Время во Вселенной универсально по своей природе во всех ее локальностях. Оно везде одинаково зависит от состояния (кривизны) пространства и от физических процессов и их взаимодействий. Но время в каждой локальности имеет различную количественную величину — различный темп, и в этом смысле нужно говорить о неоднородности времени и можно — о некоторой изотропности времени в больших пространственных объемах. Мир действительно многомерный, но не за счет координат пространства, а за счет координаты времени [2, с. 134].

Список использованной литературы:

1. Белостоцкий Ю. Единая Основа Мироздания. - СПб.: Наука, 2000. С. 60-61.

2. Бич А.М. Природа времени: Гипотеза о происхождении и физической сущности времени / А.М. Бич. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002. - С. 132-134.

3. Копылов В. Некоторые соображения по вопросу времени // Проблемы пространства и времени в современном естествознании. - СПб., 1991. С. - 329, 340.

4. Молчанов Ю. Четыре концепции времени в философии и физике. - М.: Наука, 1997. - С. 11-12, 14-15, 61.

5. Новиков И. Куда течет река времени? - М.: Мол. гвардия, 1990. - С. 86- 87.

6. Чернин А. Физика времени. - М., 1987. - С. 59-60.

© С Л. Громова, 2015

УДК 1.17.179.1

Г.М.Нуруллина

К.полит.н., доцент Кафедра массовых коммуникаций Набережночелнинский институт (филиал) Казанского федерального университета г.Набережные Челны, Российская Федерация

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ МИССИОНЕРСКИХ НАЧАЛ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Автор, соглашаясь с тезисом Н.К. Михайловского о том, что «журналистика живёт не на воздухе, она живёт, когда живёт общество, и замирает - когда подрезаны корни жизни в обществе» [2, с.181], в продолжение его утверждает: и в переходном обществе, по всем законам социальной формы движения материи, в системе связей «пресса - социум» должен наличествовать постоянно действующий механизм нравственно-психологи-ческой корреляции.

Ключевые слова

Миссионерская роль, синкретизм этики и контрэтики массмедиа, саморегуляция, этическая

амбивалентность прессы, экономико-центрическая журналистика, профессиональный суд чести.

Современная отечественная политизированная журналистика, которую отличает этически-амбивалентный содержательный характер, нуждается в серьёзной коррекции всех исходных начал её деятельности, детерминированных принципами рыночного фундаментализма, взятого работниками прессы за духовно-практическую аксиому переходного этапа развития общества.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Общая цель этой коррекции - решительное устранение из пределов общественного и корпоративного мнений доминантного маргинального постулата о «естественности» товарно-денежного чистогана в журналистской деятельности, имеющей миссионерский характер с высокой целью и большим предназначением (не сводимой к заурядному рыночному ремеслу), согласно международному этическому кодексу: «В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления» [6, с.215].

В этой связи большую актуальность приобретает возможность (и необходимость!) выявления антикризисного информационно-коммуника-тивного потенциала переходного общества и мер его реализации в противодействии деструктивности этически-амбивалентной журналистики, в первую очередь, путём возрождения на практике миссионерских роли и функций журнализма. Тем более, что профессиональное сообщество работников прессы, в лице его формальных лидеров, само осознаёт сегодняшнюю важность решительного реверса в сторону почти забытой классической этики.

По словам председателя правления Союза журналистов Российской Федерации В.Л. Богданова, этот реверс заключается «в отстаивании принципов российского журнализма, которые были всегда достаточно высоки нравственно и, я бы сказал, просто красивы. Красивые принципы помогали человеку выжить в самый трудный момент, а наше общество всегда живёт трудно. И если мы журнализм выхолостим, если мы сделаем его прагматичным, примитивным, то нанесём гигантский ущерб обществу... Чтобы было здоровое общество, нужна здоровая журналистика, здоровая пресса, нормальный рынок, если говорить современным языком» [1, с. 213].

Реальная заинтересованность общества, государства, корпорации в идеологически-технологической реанимации социально-нравственной роли и функций отечественной прессы мотивируется тем, что синкретизм этики и контрэтики массмедиа в условиях информационного рынка, носящий всё более устойчивый характер, постепенно становится серьёзным препятствием на пути цивилизованного развития российского социума.

И в настоящее время этот синкретизм нуждается в существенной корректировке посредством адсорбции (очищения) от второй его составляющей (контрэтики) демократическими методами и не допускающими использование цензуры способами регуляции журналистской деятельности, которая в настоящее время в российском обществе, по мнению специалиста-социолога «Левада-Центр» Б.И. Дубина, переживает кризис доверия со стороны большинства граждан страны: «Никаких особых перемен за последние годы в отношении к массмедиа и прежде всего к телевидению не произошло.

Ситуация такая: смесь равнодушия и привычки. ТВ смотрят по 3-4 часа в день, в выходные - по 4-5 часов, но это смотрение в полглаза и слушание вполуха. Не очень глядят на картинку, не очень прислушиваются к оценкам. Отчасти похоже на то, что было в последние годы Советского Союза: «Болтают и болтают». Обратите внимание: 55 % говорят, что ТВ не стало им нравиться ни больше, ни меньше. Даже к рекламе, которая раздражает, идёт привыкание. Парадоксальная ситуация, но таково отношение не только к телевизору, но и к власти, церкви, собственной жизни. Мне кажется, оно проистекает из привычной бесперспективности жизни: всё равно от нас ничего не зависит. И СМИ такие, какая страна. Безальтернативные, рассчитанные на дурака, на легковера или скорее на того, кому наплевать» [9].

Действительно, в условиях стихийно формирующегося информационного рынка людское сообщество нуждается в многосторонней защите от деструктивного влияния на его бытие и сознание морально-амбивалентной журналистики, пафос которой составляет контрэтическая философия профессионального поведения. Для того, чтобы реально противостоять расширяющемуся информационно-вещательному воспроизводству многослойного деструктива безнравственности, опосредованно сдерживающего цивилизационный прогресс, необходимы постоянные и эффективные усилия общества, государства, корпорации на двух основных направлениях:

1. Во-первых, всемерное противодействие извне (правом) и изнутри (моралью) факторам и явлениям массмедийной контрэтики, как бы «узаконивающей» в общественном и корпоративном мнениях журналистский произвол как неизбежное следствие и «необходимое» свойство информационно-рыночного фундаментализма, например: «Вся информация о применении насилия к журналистам со стороны сотрудников милиции в ходе Марша несогласных 15 апреля будет тщательно проверена руководством ГУВД

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

- такое принципиальное для журналистского сообщества обещание было дано начальником ГУВД Владиславом Пиотровским на встрече с главными редакторами петербургских СМИ... Насколько оправдаются надежды журналистов на конструктивное разрешение конфликта, станет известно 15 мая - в этот день руководство ГУВД обещает в формате такой же встречи с главными редакторами сообщить о результатах проведённой проверки. Пока же представители медиа-сообщества и правоохранительные органы взяли тайм-аут во взаимных упрёках друг друга» [12].

2. Во-вторых, постепенное возрождение в цивилизационно-модер-низированном варианте миссионерской роли и конструктивных функций классического, или традиционного, журнализма в переходном к информационной модели устройства обществе при налаженной системе социального (бесцензурного) контроля за работой прессы, например: «Что-то надо делать!» - под таким девизом уже несколько недель в России обсуждается ситуация в средствах массовой информации, прежде всего - на телевидении: как сделать так, чтобы с экранов исчезло то, что в обиходе называют «чернухой» и «порнухой». Сергей Миронов, председатель Совета Федерации РФ, предложил ввести общественные наблюдательные советы, которые влияли бы на программную политику каналов:

- Мне приходят тысячи писем от простых людей с жалобами на избыток насилия, секса и скандалов в содержании программ отечественного ТВ. Согласитесь, что криминал, насилие, шоу-бизнес занимают в нашей повседневной жизни существенно меньше места, чем можно подумать, смотря некоторые федеральные телеканалы. Между тем сейчас мы имеем на телевидении новый вид цензуры, вместо советской, партийной - цензуру рынка. Она стремится потакать самым низменным человеческим интересам, когда лишь ... деньги диктуют, что нужно выдавать в эфир и в каком виде» [10].

Разумеется, эта мера внешняя, правового характера, и автор целиком с ней согласен, хотя здесь можно отметить некоторую запоздалость её принятия, ведь о необходимости наблюдательных советов для контроля за работой телеканалов в общественном мнении говорилось ещё в начале 90-х годов. И всё же механика нейтрализации массмедийного воспроизводства деструктива безнравственности, регрессивного по отношению к цивилизационному развитию российского общества, базируется на отлаженной контактности права с моралью.

По этой причине названная выше механика должна также включать в себя меру внутреннюю, этического характера, - например, уже долгое время пропагандируемый (к сожалению, пока безрезультатно) известным журналистом Н.В. Вайноненом профессиональный суд чести как способ и форму спора по правилам со встречными исками двух авторов друг к другу: «Это не аморфная «дискуссия» или «круглый стол», это именно суд, где есть победитель и побеждённый, где сторонам есть чем рисковать - и это гарантирует серьёзность, непустячность, непоказушность действия. Не говоря уже о том, что это отличная профессиональная школа» [3, с.195].

Эффективное сложение защитных - общественных, государственных, корпоративных - сил «всемерного противодействия контрэтике + возрождения миссионерского начала прессы» реально увеличивает качественные и количественные мощности журналистского воспроизводства (в стереотипах массового сознания и модусах людского поведения) конструктива нравственности в противовес деструктиву безнравственности, например: «Своей мюнхенской речью В. Путин попытался подвести черту под целой эпохой. Рыхлая, просящая, отступающая Россия, которая так нравилась Европе, США и нашим «господам новодворским», переходит на другую историческую полосу.

Россия пытается запустить независимый модернизационный проект. Он касается и села, и депрессивных регионов. Ведь в бездорожной, некрикливой и далёкой от политики России проживает более 60 % населения. Но для успеха этого проекта недостаточно одних только денег. Они-то как раз сегодня есть. Нужно общенациональное согласие. Согласие, которое скреплялось бы не только именем популярного президента, но и реальным поворотом к социальной справедливости» [5].

Известно, что идеально-императивное строение массмедийной практики с целостной системой механизмов внутренней саморегуляции и внешней регуляции обеспечивают, соответственно, этика как его фундамент и право как его каркас. И роль этих двух начал, функционально выражаемых адекватными механизмами, в принципе состоит в том, чтобы этическими нормами и юридическими правилами удерживать современную политизированную и «экономизированную» журналистику в таких рамках, когда она не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

сможет даже случайно (из благих намерений) навредить основам бытия и сознания породившего её общества.

Во всех без исключения ситуациях (стабильных, благоприятных, мирных - кризисных, конфликтных, неблагоприятных и др.) общество возлагает на социальные структуры и институты, в том числе - на акторов массово-коммуникативного процесса, непреложную обязанность поддерживать на должном уровне физическое, психическое, нравственное здоровье граждан. Тем более, это очень важно в ситуациях шокового перехода из информационного режима в информационный рынок, основную трудность которого охарактеризовал А.К. Симонов: «Люди, проживавшие в условиях тотальной несвободы всю жизнь, не были готовы к совершению свободного выбора, в том числе и в информационной сфере» [11, с. 17].

Конструктивный или деструктивный уровень духовно-практической активности постмодернистской прессы должен сопровождаться (прессинговаться) адекватным уровнем контрактивности высокой общественной морали. При этом качество вбрасываемой прессой в публичную сферу социальной информации должно всесторонне экспертироваться и избирательно потребляться массовой аудиторией, соизмеряясь с целями и задачами нравственно-психологического развития людского сообщества - при обязательном прогнозировании прессой возможных в результате её публичных выступлений социальных последствий позитивного и негативного характера.

На этот аспект журналистской деятельности в современных условиях указывали Э. Дэннис и Д. Мэррил: «Что касается социальных последствий, то тут средства массовой информации играют важную и заметную роль. Они вписывают всех в единый референтный круг, стараются привести нас к общему знаменателю, наделяют общностью опыта. И вещание, и печать обладают большой потенциальной властью, способностью воздействия. Но самым ли оптимальным и разумным способом используется эта власть? Служит ли в целом пресса общественным интересам, или перевешивают её узкокоммерческие интересы?» [4, с.166].

Ранее говорилось о повседневной готовности большинства отечественных средств массовой информации, особенно государственного типа учредительства на местном уровне, находиться в коленопреклоненном состоянии перед федеральной, региональной и муниципальной властью, лишь бы только она обеспечивала журналистам в трудной социально-экономической ситуации безбедное существование. И здесь стоит напомнить о том, что абсолютно все социально ответственные парадигмы теории и практики журналистики с самого начала её функционирования в принципе отвергают какой бы то ни было с её стороны сговор с властью против народа, осуществляемый соответствующими формами и методами публичной пропаганды и агитации.

Тем не менее, ничего плохого (по российским ментальным меркам) в этом организационно-идеологическом единении не обнаруживается в том случае, когда коренные интересы и чаяния народа и власти совпадают в процессе проведения реформ: в частности, эффективно развивается экономика, существенно снижается безработица, быстро растут доходы населения, улучшается надежность социальной сферы, повышается уровень безопасности граждан (в простом исчислении и реальном наполнении, а не в массмедийных манипуляциях и дезинформациях).

Однако всё равно неэтично журналистам, особенно региональным и муниципальным, упражняться в сочинении здравиц в честь первых лиц территориальных образований, которые на самом деле нисколько не прибавляют прессе авторитета в людской массе. В этом смысле самый выигрышный для журналистики вариант - это посредничество между народом и властью информационным обслуживанием и коммуникативным обеспечением, например: «Верните Дербышкам 8-ю больницу! Туберкулёзная больница нам не нужна! Пусть будет где угодно, только не у нас», - такие требования выдвинул министру здравоохранения Республики Татарстан Айрату Фаррахову от имени жителей союз общественных организаций посёлка. Во вторник наш корреспондент стал свидетелем встречи «бунтовщиков» с министром. Вместе с ним держали ответ перед народом депутаты Госсовета РТ, Казанской гордумы, чиновники от медицины и райадминистрации... - Так будет в Дербышках пульмонологический центр или нет? - задали министру активисты-общественники главный вопрос. - Обязательно! - А мы всё-таки против.» [7].

Разумеется, если все вышеперечисленные социально-экономические процессы идут в обратном направлении - во вред большинству граждан, пресса обязана встать в оппозицию к власти, действующей к

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

своей выгоде и на пользу породившей её социальной группе (слою, классу), или преуспевающему меньшинству. Наиболее подходящий модус поведения прессы по отношению к власти (не только для переходного общества) предлагает В.Д. Попов: «Средства массовой информации в той степени должны служить государству и правящей элите, в какой степени государство и правящая элита служат народу и гражданскому обществу. В противном случае происходит отчуждение народа от власти и, как следствие, недоверие к средствам массовой информации. Если система массмедиа служит только власти, ангажирована ею и забывает о народных героях, его нуждах и потребностях, тогда и происходит отчуждение»[8]. Список использованной литературы:

1. Богданов В.Л. Корпорация защищает интересы цеха и права человека / В.Л. Богданов // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю.В. Согомонова. - М. : НАЧАЛА-ПРЕСС, 1995. - С. 21.

2. Борохов Э.В. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. - 715 с.

3. Вайнонен Н.В. Стыдливое слово лучше бесстыдного / Н.В. Вайнонен // Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / под ред. В.И. Бакштановского, Ю.В. Казакова, А.К. Симонова, Ю.В. Согомонова. - М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, 1995.- С.195.

4. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. - М.: Изд-во «Вагриус», 1997. - 384 с.

5. Костиков В. Не та Россия. Страна заждалась поворота к социальной справедливости // Аргументы и факты. - 2007. - № 17. - 25 апреля - 1 мая.

6. Международные принципы профессиональной этики в журналистике / Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 224 с.

7. Мутыгуллина Р. «Не пустим в Дербышки палочку Коха!» // Казанские ведомости. - 2008. - № 14/15. - 24 января.

8. Попов В. «Мы поражены информационным терроризмом» // Вечерние Челны. - 2007. - № 47. - 21 ноября.

9. Ростова Н. Средняя температура по стране // Новая газета. - 2007. - № 82. - 25-28 октября.

10.С ТВ разберутся по-советски? // Аргументы и факты. - 2008. - № 27. - 2-8 июля.

11.Симонов А.К. Температура гласности - 2000. - М.: Галерия, 2001. - 248 с.

12.Ставрогина А. Де-Марш. ГУВД проверит, действительно ли журналистов били // Московский комсомолец. - 2007. - 25 апреля.

© Г.М. Нуруллина, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 8

И.А. Абакумова

К.п.н., доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков ЮФУ Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Д.А. Расюк Студентка 4 курса

Институт Филологии, Журналистики и Межкультурной Коммуникации

Южный федеральный университет Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

WORDPLAY AS CHARACTERISTIC FEATURE OF TERRY PRATCHETT'S NOVELS

Annotation

The article is devoted to analysis of one of the most interesting stylistic devices - wordplay. It deals with novels written by one of the masters of contemporary literature Sir Terry Pratchett. We have investigated types of wordplays which he frequently used in his books. The results of our study suggest that wordplay represents the reflection of culture. To understand such a phenomenon as British humour, one should have an idea of British mass culture and literature.

Key words

stylistic devices, wordplay, pun, play on words

Humour is a universal phenomenon, which can be found in every culture all over the world. Thought humour is presented in all cultures, the content can vary, and that difference in the very content of the joke represents the reflection of culture.

British humour is worldwide known, and has been distinguished as a self-contained term for its specific features. The diversity of types seems to be endless, all types of jokes are used and there seems to be no taboo subject. But another feature of British people can be found in jokes, too - their great love of the language. English with all its ambiguity, polysemy and homonymy is a great basis for linguistic jokes, especially wordplays or puns.

There is no unanimity among linguists. Many scholars treat wordplay and pun as full synonyms (T. F. Efremova, V.I. Dal, Y.M. Skrebnev, Y.S. Maslov, D. Delabastita, H. Gottlieb, W. Redfern). The same idea is represented by The Oxford English Dictionary and The Webster's Dictionary. But some scholars (J. Pollack, P. Hammond, P. Hughes) still think that pun should be distinguished as a separate term, pointing out that puns mostly occur because of similar sounding of two etymologically different words, while wordplay depends on multiple meaning of one word.

Having studied all opinions on this subject, we will hold to idea delivered by S.I. Vlahov and S.P. Florin that puns are a subcategory of a more general term - wordplay.

Having thought over definitions and categories stated by different linguists we can come to a conclusion that wordplay is a literary technique which intentionally uses a word for amusement or humour. Wordplay can be based on homonymy or polysemy of words and also includes such stylistic devices as puns, spoonerisms, chiasmus, wellerisms, story puns and telling characters names.

As we have already mentioned, English language is abundant with wordplays. British authors are acknowledged masters of wordplay usage in their works. One of these masters of contemporary literature is considered to be Sir Terry Pratchett. Having read some of his novels we found some types of wordplays which he frequently used:

a) play on words based on homonymy,

b) play on words based on polysemy,

c) "wrecking" or rethinking of the phrasal verbs, set expression or idiom,

d) telling character name,

e) pun-allusion,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.