Научная статья на тему 'Ректор В.Ф. Станис: по пути преемственности и совершенствования Университета дружбы народов'

Ректор В.Ф. Станис: по пути преемственности и совершенствования Университета дружбы народов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидер / научные школы / методика преподавания / русистика / иностранные языки / международные связи / leader / scientific schools / teaching methods / Russian studies / foreign languages / international cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономаренко Людмила Васильевна, Лукьянова Галина Олеговна

Исследование посвящено деятельности второго ректора Университета дружбы народов (УДН) имени Патриса Лумумбы Владимира Францевича Станиса, харизматичного лидера, пользовавшегося огромным авторитетом среди коллег и внесшего огромный вклад в развитие этого уникального университета. Обозначены основные этапы биографии В.Ф. Станиса, его сложный жизненный путь от участия в Великой Отечественной войне до работы на ответственных государственных постах, в результате чего он приобрел огромный опыт организационно-управленческой работы. Особое внимание авторы уделяют разносторонней деятельности В.Ф. Станиса на посту ректора Университета дружбы народов в течение более 20 лет, с 1970 до 1993 г., подчеркивая, что именно в этот период полностью раскрылся научно-педагогический потенциал Владимира Францевича и его талант руководителя. Подчеркивается, что благодаря умелой работе с кадрами В.Ф. Станису удалось обеспечить формирование в УДН сильных научных и методических школ в рамках различных направлений. При этом особую известность в СССР и за рубежом получили не только научные школы естественных и гуманитарных наук, но и самобытные методики преподавания русского языка как иностранного, иностранных языков, в том числе восточных, разработанные профессорско-преподавательским составом Университета. Вместе с тем ректор активно развивал другие направления деятельности Университета: международные связи, внеаудиторную работу, что требовало глубокого знания истории зарубежных стран и тонкого понимания текущей политической обстановки в них. Авторы показывают, как благодаря огромной самоотдаче и бережному отношению к кадровому и студенческому составу В.Ф. Станису удалось сформировать многотысячный интернациональный коллектив УДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rector V.F. Stanis: On the Path of Continuity and Improvement of the Peoples’ Friendship University

The article is devoted to the activities of Vladimir Frantsevich Stanis, the second rector of the Patrice Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia. He was a charismatic leader who enjoyed enormous authority among his colleagues and made a huge contribution to the development of this unique university. The article outlines the main stages of the biography of V.F. Stanis, his difficult life path from the participation in the Great Patriotic War to the work in public offices, as a result of which he gained vast experience in organizational and managerial work. The authors pay special attention to the diverse activities of V.F. Stanis in the position of the rector of the Peoples’ Friendship University which he held for more than 20 years (from 1970 to 1993) and note that it was during this period that his scientific and pedagogical potential and leadership talent were fully revealed. It is emphasized that thanks to his work with the personnel V.F. Stanis managed to ensure the creation of prominent scientific and methodological schools in various fields at the Peoples’ Friendship University. At the same time, both in the USSR and abroad there became especially famous not only scientific schools of natural sciences and humanities, but also original methods of teaching Russian as a foreign language and foreign languages, including oriental ones developed by the university teaching staff. Moreover, the rector actively developed other areas of the university’s activities: international relations, extracurricular work, which required deep knowledge of the history of foreign countries and understanding of the current political situation in them. The authors show that thanks to his enormous dedication and careful attitude towards the staff and students, V.F. Stanis managed to create an international team of the Peoples’ Friendship University of many thousands.

Текст научной работы на тему «Ректор В.Ф. Станис: по пути преемственности и совершенствования Университета дружбы народов»

Vestnik RUDN. International Relations. ISSN 2313-0660 (print), ISSN 2313-0679 (online)

Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2024 Vol. 24 No. 2 297-305

http://journals.rudn.ru/international-relations

МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО INTERNATIONAL ACADEMIC COOPERATION

DOI: 10.22363/2313-0660-2024-24-2-297-305 EDN: WYAHLR

Научная статья/ Research article

Ректор В.Ф. Станис: по пути преемственности и совершенствования Университета дружбы народов

JI.B. Пономаренко , Г.О. Лукьянова И

Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация

[email protected]

Аннотация. Исследование посвящено деятельности второго ректора Университета дружбы народов (УДН) имени Патриса Лумумбы Владимира Францевича Станиса, харизматичного лидера, пользовавшегося огромным авторитетом среди коллег и внесшего огромный вклад в развитие этого уникального университета. Обозначены основные этапы биографии В.Ф. Станиса, его сложный жизненный путь от участия в Великой Отечественной войне до работы на ответственных государственных постах, в результате чего он приобрел огромный опыт организационно-управленческой работы. Особое внимание авторы уделяют разносторонней деятельности В.Ф. Станиса на посту ректора Университета дружбы народов в течение более 20 лет, с 1970 до 1993 г., подчеркивая, что именно в этот период полностью раскрылся научно-педагогический потенциал Владимира Францевича и его талант руководителя. Подчеркивается, что благодаря умелой работе с кадрами В.Ф. Станису удалось обеспечить формирование в УДН сильных научных и методических школ в рамках различных направлений. При этом особую известность в СССР и за рубежом получили не только научные школы естественных и гуманитарных наук, но и самобытные методики преподавания русского языка как иностранного, иностранных языков, в том числе восточных, разработанные профессорско-преподавательским составом Университета. Вместе с тем ректор активно развивал другие направления деятельности Университета: международные связи, внеаудиторную работу, что требовало глубокого знания истории зарубежных стран и тонкого понимания текущей политической обстановки в них. Авторы показывают, как благодаря огромной самоотдаче и бережному отношению к кадровому и студенческому составу В.Ф. Станису удалось сформировать многотысячный интернациональный коллектив УДН.

Ключевые слова: лидер, научные школы, методика преподавания, русистика, иностранные языки, международные связи

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Авторы внесли равнозначный вклад в разработку дизайна, проведение исследования

и подготовку текста статьи.

© Пономаренко Л.В., Лукьянова Г.О., 2024

I I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License I-1 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Для цитирования: Пономаренко Л. В., Лукьянова Г. О. Ректор В.Ф. Станис: по пути преемственности и совершенствования Университета дружбы народов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2024. Т. 24, № 2. С. 297-305. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-2-297-305

Rector V.F. Stanis: On the Path of Continuity and Improvement of the Peoples' Friendship University

Abstract. The article is devoted to the activities of Vladimir Frantsevich Stanis, the second rector of the Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia. He was a charismatic leader who enjoyed enormous authority among his colleagues and made a huge contribution to the development of this unique university. The article outlines the main stages of the biography of V.F. Stanis, his difficult life path from the participation in the Great Patriotic War to the work in public offices, as a result of which he gained vast experience in organizational and managerial work. The authors pay special attention to the diverse activities of V.F. Stanis in the position of the rector of the Peoples' Friendship University which he held for more than 20 years (from 1970 to 1993) and note that it was during this period that his scientific and pedagogical potential and leadership talent were fully revealed. It is emphasized that thanks to his work with the personnel V.F. Stanis managed to ensure the creation of prominent scientific and methodological schools in various fields at the Peoples' Friendship University. At the same time, both in the USSR and abroad there became especially famous not only scientific schools of natural sciences and humanities, but also original methods of teaching Russian as a foreign language and foreign languages, including oriental ones developed by the university teaching staff. Moreover, the rector actively developed other areas of the university's activities: international relations, extracurricular work, which required deep knowledge of the history of foreign countries and understanding of the current political situation in them. The authors show that thanks to his enormous dedication and careful attitude towards the staff and students, V.F. Stanis managed to create an international team of the Peoples' Friendship University of many thousands.

Key words: leader, scientific schools, teaching methods, Russian studies, foreign languages, international cooperation

Conflicts of interest. The authors declare no conflicts of interest.

Authors' contributions. The authors made an equal contribution to the design, research and preparation of the article.

For citation: Ponomarenko, L. V., & Lukyanova, G. O. (2024). Rector V.F. Stanis: On the path of continuity and improvement of the Peoples' Friendship University. Vestnik RUDN. International Relations, 24(2), 297-305. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-2-297-305

Liudmila V. Ponomarenko , Galina O. Lukyanova И

RUDN University, Moscow, Russian Federation [email protected]

В российской, как, впрочем, и в мировой науке, идут дискуссии о роли и месте личности в историческом процессе, соотношении объективного и субъективного факторов в нем. Лидер, обладающий авторитетом, основанным исключительно на положительных качествах, среди которых героизм, мудрость, доброта и др., оказывает позитивное влияние на международные и внутренние аспекты развития государства. Такой харизматической

Введение

личностью являлся Владимир Францевич Станис.

Владимир Францевич родился в г. Нежине Черниговской области. Его отец был комиссаром полка, мать — учительницей. До Великой Отечественной войны он вместе с семьей ездил по различным гарнизонам на территории Советской Украины. Одним из первых среди своих сверстников он добровольцем вступил в Красную Армию, затем прошел обучение в Киевском артиллерийском училище, по окончании которого был направлен

на передний край ожесточенной схватки с врагом в район Сталинграда. Владимир Францевич всегда гордился своим участием в Великой битве на Волге, а также тем, что небольшая частица его ратного подвига приблизила Великую Победу. Все это закалило его характер и определило дальнейший жизненный путь.

После войны он с отличием окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «Политическая экономия», ему была присвоена квалификация «преподавателя политической экономии ВУЗа». Затем он был направлен на партийно-политическую работу в Алтайский край, далее занял должность секретаря Барнаульского горкома Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)). При этом, по его собственному признанию, его никогда не покидала мысль о необходимости заняться научно-педагогической деятельностью.

Параллельно Владимир Францевич учился в заочной аспирантуре экономического факультета МГУ. В 1955 г. он защитил кандидатскую, а в 1974 г. — докторскую диссертацию. В 1960-1961 гг. В.Ф. Станис был направлен на педагогическую работу в Высшую политическую школу в Ханое. После возвращения в СССР он работал преподавателем в МГУ.

В течение длительного периода времени Владимир Францевич был инструктором идеологического отдела, отдела науки Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), а затем занимал высокий пост заместителя министра высшего и среднего специального образования СССР. На этих должностях он приобрел богатый опыт организационно-управленческой работы (Профессора, доктора наук и видные ученые Российского университета дружбы народов..., 2010).

В.Ф. Станис на посту ректора УДН

В 1970 г. Владимир Францевич сменил на посту ректора Университета дружбы народов (УДН) им. Патриса Лумумбы Сергея

Васильевича Румянцева, с именем которого связано первое десятилетие существования Университета, когда был заложен надежный фундамент его будущей деятельности. Сегодня Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы — это целая эпоха, целая жизнь, часть истории России. Основанный в 1960 г., УДН создавался в период триумфа национально-освободительных движений в различных странах мира и постепенно занял достойное место в мировом образовательном пространстве. Первый ректор Сергей Васильевич Румянцев внес огромный вклад в науку, образование, культуру, развитие международных связей, оставив о себе добрую память у тысяч выпускников и преподавателей, работавших рядом с ним (Сергей Васильевич Румянцев — основатель и первый ректор Российского университета дружбы народов..., 2013, с. 3-5).

Безусловно, для системы высшего образования Советского Союза создание подобного учебного заведения было абсолютно новым и уникальным опытом. Необходимо отметить, что возможность получения высшего образования для многих молодых людей из стран «третьего мира» была в то время неосуществима. Наш Университет дал им такую возможность.

В декабре 1970 г. на Ученом совете УДН министр образования СССР В.П. Елютин представил нового ректора — Владимира Францевича Станиса. Доктор исторических наук, профессор кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук РУДН им. Патриса Лумумбы, соавтор данной статьи Л.В. Пономаренко, которая была в то время первокурсницей, вспоминает: «Мы, студенты-первокурсники, увидели ректора с трибуны на общем собрании коллектива. Статный, значительный, он очень убедительно и аргументированно рассуждал об эволюции высшего образования и месте УДН в нем».

Безусловно, с работой в Университете связан особый период в жизни В.Ф. Станиса: именно здесь в полном объеме раскрылся его научно-педагогический потенциал и талант руководителя. С декабря 1970 г. по июнь

1993 г., то есть в течение более 22 лет, он был ректором этого уникального университета. Это была неимоверно сложная работа, однако он оставил после себя сплоченный многотысячный интернациональный коллектив. 21 июня 1993 г. Ученым Советом В.Ф. Станис был избран первым в истории Университета президентом РУДН.

В.Ф. Станис внес огромный вклад в развитие Университета. Будучи ректором, с 1983 г. он параллельно занимал должность заведующего кафедрой политической экономии, являясь видным ученым в области политэкономии и мировой экономики, автором научных трудов по экономическим проблемам развивающихся стран. Под его руководством было подготовлено 17 кандидатов и 8 докторов наук. В.Ф. Станис оказал большое влияние на развитие экономического образования и профессиональную подготовку экономистов в УДН. Как известно, образование имеет стратегическое значение в деятельности государства, поскольку эффективная система образования — это один из решающих факторов роста национальной экономики и авторитета страны на мировой арене. Человек, обладающий глубокими профессиональными знаниями, лучше решает сложные вопросы общественного и личного развития. Владимир Францевич стремился к тому, чтобы у студентов и аспирантов возникало целостное понимание экономических, социальных и политических явлений в их комплексе и противоречивости.

В учебный процесс все более активно внедрялись новые формы и новое содержание. Это была естественная эволюция образования, направленного на подготовку интернациональных кадров. В.Ф. Станис был учителем, наставником студентов, аспирантов и преподавателей.

Проявляя живой интерес ко всем направлениям студенческой жизни, он появлялся везде неожиданно: в аудитории, студенческом общежитии, столовой, на играх КВН. Выпускники вспоминают, как на лыжных соревнованиях он отчаянно болел за них, и им ничего не оставалось, как выиграть первенство по лыжам. Многие из них до сих пор не

могут забыть, как Владимир Францевич каждый год напутствовал студентов перед отъездом в стройотряд «Юность планеты» и перед работой в пионерском лагере. Лично приезжая в Тарасовку, где находился пионерский лагерь, он вместе с пионерами и вожатыми всегда участвовал во многих мероприятиях, даже играл в футбол. Его задор и энтузиазм вдохновляли и мобилизовали его подчиненных на всех направлениях работы.

Л.В. Пономаренко, в течение многих лет работавшая с В.Ф. Станисом после окончания Университета, рассказывает: «После года отсутствия в Университете во время работы в Гвинейской Республике в качестве переводчика французского языка я вернулась к учебе, и в итоге было радостно получить диплом с отличием из рук Владимира Францевича Ста-ниса, услышать его наставления, тем более что впоследствии мне посчастливилось очень тесно работать с ним. После окончания Университета я оказалась перед выбором: либо поехать за рубеж, чтобы преподавать там историю на французском языке, либо остаться работать в Университете. Мне предложили работу в парткоме Университета дружбы народов в должности заведующего кабинетом общественно-политической информации. В то время данная структура обеспечивала взаимодействие УДН с политическими организациями, прием делегаций, организацию политической учебы для землячеств и политорга-низаций, организацию митингов и т. д. Очень важно, что Владимир Францевич умел ценить кадры. Он регулярно отбирал для работы в Университете лучших выпускников. Это были, как правило, молодые люди, прошедшие армию, часто не москвичи, партийные комсомольские активисты, участники стройотрядовского движения. Самые яркие и талантливые среди них — Владимир Михайлович Филиппов, Григорий Артемьевич Балыхин, Владимир Михайлович Савин и др. Мне также довелось попасть в число тех, кого выделил Владимир Францевич. Многие из них сегодня стали государственными деятелями, руководителями университетов, докторами наук, профессорами».

Необходимо отметить, что одновременно ректор приглашал для работы в УДН лучших выпускников МГУ. Так, философское отделение было сформировано из выпускников-философов МГУ Н.С. Кирабаева, П.К. Гречко, В.М. Найдыша, Н.П. Нарбута, которые были в то время молодыми перспективными специалистами, а впоследствии стали известными учеными, докторами наук, профессорами, заведующими кафедрами РУДН. На тот момент значимым достижением стало то, что сильнейшая в СССР философская школа МГУ легла в основу философского направления УДН.

В Университете работали именитые профессора и преподаватели, среди них крупные ученые, создавшие свои научные школы: член-корр. Академии наук СССР А.А. Искен-деров, член-корр. Академии медицинских наук СССР Т. Т. Березов, лауреат Ленинской и Государственной премий, проф. ЯП. Терлец-кий и др.

Будучи депутатом Моссовета, Владимир Францевич всегда помогал выпускникам Университета наладить быт и получить работу в Москве. При этом особое внимание, как и первый ректор С. В. Румянцев, Владимир Францевич уделял подбору профессорско-преподавательского состава. Так, видные историки, такие как член-корр. РАН А.А. Искендеров, профессора К.В. Малаховский, И.И. Орлик-Гарлик, О.К. Дрейер и другие ведущие специалисты, делавшие себе имя в исторической науке, были приглашены в Университет и успешно вели преподавательскую работу.

Владимир Францевич, продолжая курс первого ректора, сосредоточил свое внимание на русистике, которая всегда оставалась одним из приоритетных направлений в деятельности Университета, поскольку в то время контингент учащихся УДН на три четверти состоял из иностранных студентов и аспирантов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1978 г. началось сотрудничество преподавателей-русистов УДН с Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина по обучению зарубежных космонавтов и астронавтов русскому языку. Именно в те годы

школа русистики УДН под руководством Е.И. Мотиной, которую наши космонавты за ее талант и выдающиеся организаторские способности называли «Екатериной Великой», получила мировое признание1.

Об этом красноречиво свидетельствует и тот факт, что в Центре подготовки космонавтов обучение направляемых в космос иностранных космонавтов осуществляли и продолжают осуществлять преподаватели-русисты УДН/РУДН по разработанным в Университете уникальным авторским интенсивным методикам. Программа «Интеркосмос», в рамках которой велась данная подготовка, начала действовать в конце 70-х гг. ХХ в.2

Именно в тот период отмечался триумф русского языка в мире в целом, чему в немалой степени способствовало совершенствование школы преподавания русского языка как иностранного УДН: издавались новые учебники и учебно-методические пособия, разрабатывались курсы по аудированию, работала лаборатория экспериментальной фонетики и т. д. На базе кафедр русского языка в УДН был создан факультет повышения квалификации преподавателей русского языка (Балыхина, 2005, с. 25), у истоков которого стояла доктор педагогических наук, профессор Татьяна Михайловна Балыхина.

Еще одним значимым достижением В.Ф. Станиса стал особый статус, который получило преподавание иностранных языков в Университете: в период его ректорства оно сложилось в уникальную систему, которой не было ни в одном советском вузе: наряду с дипломом по специальности выпускники получали диплом переводчика по различным не только европейским, но и восточным языкам. Важно, что именно В.Ф. Станис, стремясь усовершенствовать профессиональную подготовку учащихся Университета и расширить возможности их трудоустройства, ввел преподавание восточных языков, таких как

1 Пугачев И. А., Кащенко Е. Екатерина Великая: человек и ученый // Газета «Дружба». 2019 (30 марта). № 3 (1547). С. 2-3. См. также: (Мотина, 2005).

2 Беркут А. Русский язык на космической орбите // Газета «Дружба». 2021 (30 апреля). № 4 (1569).

арабский, китайский, хинди, суахили. Эта традиция до сих пор является привлекательной особенностью нашего Университета, а его выпускники отличаются высоким уровнем владения, как правило, несколькими иностранными языками, что делает их конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.

Все то, что изучалось в Университете, закреплялось на практике. Под руководством ректора были созданы обширные базы практик в различных точках Советского Союза. В Университете также действовали программы по ознакомлению иностранцев с советской действительностью: делегации иностранных студентов и аспирантов, возглавляемые преподавателями УДН, выезжали в союзные республики, где на местах знакомились с происходившими там социально-экономическими и культурными процессами.

У истоков создания Университета стояли организации-учредители, такие как Союз советских обществ дружбы (ССОД), Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), Центральный комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ЦК ВЛКСМ), Комитет советских женщин. При этом они активно участвовали в формировании контингента студентов, помогали им в решении вопросов повседневной жизни. Кроме того, данные организации обеспечивали участие Университета в различных мероприятиях союзного масштаба: олимпиадах, всемирных фестивалях молодежи и студентов (Университет всегда формировал собственную делегацию на фестиваль), Всемирной встрече девушек под эгидой Комитета советских женщин и др. Программы по ознакомлению иностранцев с советской действительностью организовывались и субсидировались также организациями-учредителями. Поэтому В.Ф. Станис находился в постоянном тесном рабочем контакте с А. С. Дзасоховым, В.В. Терешковой и другими руководителями данных организаций.

Международная деятельность в УДН

Необходимо отметить, что ситуация в мире всегда отражалась на деятельности

Университета как международно ориентированного образовательного учреждения. Так, в 1970-1980-е гг. УДН находился на переднем крае холодной войны, поэтому роль руководства Университета была чрезвычайно важна: необходимо было детально понимать суть происходящих в мире процессов. Именно в этот период УДН посещали различные иностранные делегации (до 150 ежегодно), приезжавшие в СССР как с официальными, так и государственными визитами, в первую очередь — из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Не реже 2-3 раз в неделю в Университет прибывали различные лидеры, среди которых президент Мозамбика Самора Машел, премьер-министр Цейлона Сиримаво Бандаранаике, премьер-министр Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ) Али Насер Мухаммед, а также лидеры коммунистических партий Ливана (Валид Джумблат), Перу (Хорхе Дель Прадо), Аргентины, Чили (Луис Корвалан), Уругвая (Родней Арисменди), Парагвая, Венесуэлы. В Университет приезжали Ромеш Чандра, Генеральный секретарь и председатель Всемирного совета мира, и Фрида Браун, возглавлявшая Международную федерацию женщин.

С многочисленными визитами УДН/ РУДН посетил председатель исполкома Организации освобождения Палестины (ООП) Ясир Арафат. Один из курьезных случаев произошел в очередной его приезд в УДН. Согласно этикету, Владимир Франце-вич для переговоров ожидал Я. Арафата в своем кабинете. Однако арабские студенты встретили своего лидера возле Университета, и, оттеснив охрану, на руках доставили Я. Арафата непосредственно в клуб на трибуну. В этой неоднозначной ситуации В.Ф. Ста-нис не растерялся и, в то время как Я. Арафат начал произносить свою зажигательную речь, воспользовавшись небольшой паузой, вышел на сцену и поприветствовал «друга Университета дружбы народов Ясира Арафата».

Необходимо было готовиться ко всем визитам, внимательно изучать политическую ситуацию в странах, из которых прибывали делегации, а также обладать знаниями об экономической ситуации в странах, откуда приезжали гости.

Среди многочисленных друзей СССР особое место занимала Бангладеш, ее народу приходилось преодолевать большие трудности, и СССР оказывал в этом братское содействие. Премьер-министр Бангладеш Шейх Муджибур Рахман в 1972 г. посетил СССР с официальным визитом, в ходе которого побывал в УДН. Свою солидарность с Бангладеш продемонстрировали студенты и аспиранты в ходе митинга. По решению советского руководства В.Ф. Станис был назначен главой Общества дружбы СССР — Бангладеш. Он неоднократно посетил эту страну с визитами.

В.Ф. Станис побывал в 50 странах мира. Например, Чили он посетил в период переворота, возглавляемого А. Пиночетом. Свои наблюдения он излагал в статьях и книгах. К сожалению, неоконченной осталась его книга «Об Университете и о себе».

В западной прессе нашему Университету приписывали роль кузницы бойцов-партизан, сражающихся против законных правительств в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В.Ф. Станису приходилось противостоять этим необоснованным обвинениям. При этом он всегда подчеркивал приоритет учебы и академической подготовки в Университете дружбы народов. Однако вместе с тем необходимо признать, что УДН был достаточно политизирован и приближен к реалиям и процессам, протекающим в развивающихся странах. События, происходившие в мире, часто непосредственно касались его студентов, судеб их семей. Поэтому их реакция была совершенно естественной: нередко политика переносилась в сферу отношений в аудитории, в общежитии. В частности, образование в конце 1960-х — начале 1970-х гг. мятежной Биафры в Нигерии и начало военных действий серьезно осложнили взаимоотношения внутри землячества студентов-нигерийцев. Таким образом, возникало достаточно много ситуаций, связанных с конфликтностью в ряде стран приема. Разногласия, происходившие в мировом коммунистическом рабочем и национально-освободительном движениях, отражались на повседневной жизни УДН.

Важно, что своим личным авторитетом В.Ф. Станис способствовал разрешению многих подобных конфликтов. Приведем еще один пример. Как известно, символом вооруженной борьбы народов Латинской Америки стал Эрнесто Че Гевара. Именно вокруг его имени консолидировались латиноамериканцы, в том числе с левацкими настроениями. Ими руководили студенты-кубинцы. Очевидно, что студенты, особенно из Латиноамериканского региона, с их юношеским максимализмом и напористостью легко попадали под влияние таких настроений. Требовалось много сил и такта, чтобы погасить эти настроения и переориентировать кубинцев на поступление в другие вузы СССР. В этой связи, а также по просьбе политических организаций и землячеств в Университете действовала система политических кружков и семинаров. По заданию В.Ф. Станиса ведущие профессора и преподаватели в вечернее время вели эти кружки и семинары по заранее продуманной и согласованной с землячествами проблематике, которая учитывала специфику стран приема. Занятия проводили как опытные, так и молодые преподаватели: доценты Н.Г. Ша-балина, А.И. Иванов, Ю.В. Ирхин, Н.С. Кира-баев, П.К. Гречко и др.

Следует отметить, что у В.Ф. Станиса и руководства Университета в ходе контактов с зарубежными деятелями сложилось глубокое видение насущных проблем национально-освободительного движения и ситуации в странах приема в целом. Так, политическое чутье Владимира Францевича проявилось в оценке ситуации на освобождавшейся в то время территории Зимбабве, когда руководство СССР сделало ставку на лидера Джошуа Нкомо, ранее посетившего СССР и выступившего на митинге в УДН. Его соперник, другой видный политик Роберт Мугабе, был избран президентом страны лишь спустя несколько лет.

В целом ректор УДН уделял большое внимание работе с землячествами иностранных студентов. При этом, рассматривая какую-либо непростую ситуацию в землячестве, он всегда учитывал исторические, этнические, национальные особенности страны приема.

Визиты государственных, партийных делегаций, руководителей национально-освободительных движений, общественных деятелей зарубежных стран были постоянным будничным процессом в Университете. В этой связи наша структура, кабинет общественно-политической информации при парткоме — под руководством заместителя секретаря парткома по международной деятельности В.Ш. Агамогланова, при участии студенческого отдела организовывала митинги, встречи с деятелями иностранных государств. В эти годы в УДН побывали президенты Индии, Шри-Ланки, Мадагаскара, Сомали и многих других стран. Посещали наш Университет и генеральные секретари компартий, деятели иностранных общественных организаций. Всех В.Ф. Станис сначала принимал в своем кабинете, где проводил переговоры, затем проходили митинги с участием гостей. Клуб УДН «На Донской» подчас не вмещал всех студентов, аспирантов и преподавателей, желающих посетить подобные мероприятия.

Особенной, незабываемой датой в жизни Университета стало празднование его 15-летнего юбилея в Государственном Кремлевском Дворце. В.Ф. Станис лично руководил подготовкой торжества. По случаю юбилея УДН он награжден орденом Дружбы народов за заслуги в деле подготовки специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Необходимо упомянуть, что и в самом УДН, и за его пределами не все одобряли идею присвоения Университету в 1961 г. имени главы правительства Демократической Республики Конго Патриса Лумумбы. Однако, по мнению В.Ф. Станиса, имя лидера конголезского народа стало символом победы национально-освободительного движения, а также, учитывая специфику контингента студентов, соответствовало миссии Университета. В 1974 г. ректор пригласил старшего сына П. Лумумбы Франсуа посетить УДН. Ф. Лумумба с интересом ознакомился с Университетом, который носил имя его отца. Владимир Францевич предложил юноше продолжить обучение в аспирантуре экономического факультета, однако он не воспользовался

данным предложением и впоследствии получил степень на экономическом факультете Будапештского университета.

С началом «перестройки» период 19701980-х гг. стало принято характеризовать как «эпоху застоя». Однако В.Ф. Станис и его коллеги, активно работавшие под его руководством, никакого застоя в академической сфере и международной деятельности не замечали: интенсивно развивались международные связи, расширялись контингент учащихся УДН и география стран приема.

Годы шли, Университет жил и развивался, реализуя на практике концепцию В.Ф. Станиса, который считал, что Университет — это родной дом, большая семья студентов, аспирантов и преподавателей. Даже Новый год он предпочитал встречать вместе с коллективом в новом тогда здании УДН на ул. Миклухо-Маклая.

Ректор, а позднее президент РУДН В.Ф. Станис с глубокой грустью и огромным сожалением наблюдал за процессами, протекавшими в постперестроечный период 1990-х гг. Ему было досадно видеть, как Россия покидала страны Азии, Африки и Латинской Америки, оставляя посольства, дипломатические представительства, культурные центры, что влекло за собой сокращение контингента иностранных учащихся РУДН. Понятия «интернационализм», «дружба народов» из приоритетных категорий отступили на второй план. РФ все дальше и дальше удалялась от своих многолетних партнеров, что наглядно проявлялось в ее внешней политике, где развивающиеся страны были вытеснены на периферию. Образовавшийся вакуум заполняли западные страны и стремительно развивающийся Китай.

В таких непростых условиях В.Ф. Станис в каждом из своих выступлений в 1990-е гг. призывал «не быть Иванами, не помнящими родства», опираться на знания, полученные в УДН/РУДН, «как путник на посох в пути».

Заключение

По возрасту Университет дружбы народов довольно молодой, однако деятельность

ректора В.Ф. Станиса стала яркой страницей его богатой истории. Владимир Францевич был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Красной Звезды, «Знак Почета», Отечественной войны I степени, орденом Дружбы и восемью медалями. Университет получил международное признание, интернациональный коллектив значительно увеличился. Владимир Францевич Станис и его эпоха в Университете — это часть истории жизни огромной плеяды выпускников, занявших достойное место в развитии своих

государств. Естественно, сохраняется интерес к международно-ориентированному университету, который по сей день выполняет благородную культурно-гуманитарную миссию по подготовке специалистов для зарубежных стран и стремится к укреплению дружбы между народами.

Мы — преподаватели, выпускники УДН — горды тем, что храним традиции университета, заложенные В.Ф. Станисом, и вносим свой вклад в высокую миссию подготовки мировой элиты.

Поступила в редакцию / Received: 24.01.2024 Доработана после рецензирования / Revised: 29.02.2024 Принята к публикации / Accepted: 23.04.2024

Сведения об авторах:

Пономаренко Людмила Васильевна — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов; eLibrary SPIN-код: 7339-3127; ORCID: 0000-0002-9994-3097; e-mail: [email protected] Лукьянова Галина Олеговна — кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов; eLibrary SPIN-код: 6395-2994; ORCID: 0000-0002-4033-4852; e-mail: [email protected]

Библиографический список

Балыхина Т. М. Миссия преподавателя-русиста в международно-ориентированной деятельности университета // Профессионально-педагогические традиции в преподавании русского языка как иностранного. Язык-речь-специальность : материалы Международной научно-практической конференции «Мотин-ские чтения». Ч. 1 / под ред. С. А. Хаврониной, Т. М. Балыхиной. Москва : РУДН, 2005. С. 25-38.

Мотина Е. И. Избранные труды. Москва : РУДН, 2005.

Профессора, доктора наук и видные ученые Российского университета дружбы народов : биографический словарь / под общ. ред. В. М. Филиппова. Москва : РУДН, 2010.

Сергей Васильевич Румянцев — основатель и первый ректор Российского университета дружбы народов : к 100-летию со дня рождения / отв. ред. В. М. Савин. Москва : РУДН, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.