Научная статья на тему 'Ректор Санкт-Петербургской духовной академии как создатель отечественной науки церковного права отзыв на: Исидор (Тупикин), митр. епископ Смоленский и Дорогобужский иоанн (Соколов): жизнь и труды: [монография]. — м.: изд-во Сретенского монастыря, 2019. 231 с.: 8 л. цв. вкл.'

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии как создатель отечественной науки церковного права отзыв на: Исидор (Тупикин), митр. епископ Смоленский и Дорогобужский иоанн (Соколов): жизнь и труды: [монография]. — м.: изд-во Сретенского монастыря, 2019. 231 с.: 8 л. цв. вкл. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дмитрий Владимирович Волужков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ректор Санкт-Петербургской духовной академии как создатель отечественной науки церковного права отзыв на: Исидор (Тупикин), митр. епископ Смоленский и Дорогобужский иоанн (Соколов): жизнь и труды: [монография]. — м.: изд-во Сретенского монастыря, 2019. 231 с.: 8 л. цв. вкл.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (4) 2020

Д.В. Волужков

Ректор Санкт-Петербургской духовной академии как создатель отечественной науки церковного права

Отзыв на: Исидор (Тупикин), митр. Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов): жизнь и труды: [Монография]. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 231 с.: 8 л. цв. вкл.

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10024

Об авторе: Дмитрий Владимирович Волужков

директор Издательства Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6852-7517

Ссылка на статью: Волужков Д. В. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии как создатель отечественной науки церковного права // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 296-301.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 1 (4) 2020

Dmitry Voluzhkov

The Rector of St. Petersburg Theological Academy as the Founder of Russian Canon Law

Review of: Isidore (Tupikin), Metropolitan. Bishop John (Sokolov) of Smolensk and Dorogobuzh: His Life and Works. [Monograph]. Moscow: Sretensky Monastery, 2019. 231 p.

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10024

About the author: Dmitry Vladimirovich Voluzhkov

Director of the St. Petersburg Theological Academy Press.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6852-7517

Article link: Voluzhkov D. V. The Rector of St. Petersburg Theological Academy as the Founder of Russian Canon Law. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 296-301.

Писать рецензию на монографию действующего епископа Русской Православной Церкви, посвященную бывшему ректору Санкт-Петербургской духовной академии и изданную в издательстве Сретенского монастыря в период, когда его возглавлял действующий ректор Санкт-Петербургской духовной академии мне, как простому директору издательства Санкт-Петербургской духовной академии, было бы непростительной дерзостью.

Однако параграф указанной монографии «"Отец" науки церковного права» при наличии в академии Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова («Барсовское общество»1), ставящего перед собой задачу изучения церковного права в первую очередь как науки теоретической, принимая при этом во внимание, что в современном состоянии церковного — или канонического, дабы не вступать сейчас в неуместную дискуссию — права явно преобладает крен по преимуществу правоприменительный вопреки чисто теоретическому, а также учитывая высказанный в предыдущем номере Вестника упрек его главного редактора в игнорировании имени епископа Иоанна при выборе имени научного общества2, ставит меня в непростое положение.

Посему мне вполне естественно следует констатировать, что указанная монография «Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов): жизнь и труды» включает в себя предисловие за авторством Председателя учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова, три главы, каждая из которых, в свою очередь, состоит из трех параграфов, послесловия и списка источников и литературы; обязательно отметить в целом весьма высокий научный уровень монографии, подробно излагающей как жизненный путь епископа Иоанна (Соколова), так и его научно-богословское — включая, как уже отмечалось выше, исследование его канонического наследия в параграфе «"Отец" науки церковного права» — и проповедническое наследие; обратить внимание на более чем качественный полиграфический уровень — увы, но восемь цветных вкладок наше Издательство пока еще не может себе позволить — исполнения книги; указать, разумеется, не на отдельные недостатки книги, нисколько не умаляющие несомненных достоинств работы — как это принято обычно делать в рецензиях, учитывая, что книга все равно уже вышла, — нет, конечно же, скорее, выразить сожаление — да, так будет гораздо точнее — о недостаточно большом объеме книги, и на этом благополучно завершить свою рецензию.

Последующий текст ни в коем случае не следует считать рецензией на указанную монографию. Скорее он призван заполнить отведенное мне редактором Вестника журнальное пространство и может быть отнесен к жанру «мысли вслух», «записки на ходу», «к вопросу о ...» (нужное подчеркнуть).

Хочется выделить три момента, на которых и остановиться особо. Первым является вопрос о взаимоотношении римского и церковного права. В статьях, публикуемых последнее время в «Христианском чтении»3, неоднократно встречалось утверждение,

1 См.: Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова («Барсовское общество») // Издательство Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. URL: https://izdat-spbda.ru/ barsovskoe-obshchestvo (дата обращения: 02.02.2020).

2 Карпук Д.А. Что есть каноническое право? Или несколько слов в качестве предисловия // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 9.

3 И не только в «Христианском чтении». См. подробнее: Марк (Святогоров), иером, Тарна-кин Н. А. Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.) // Христианское чтение. 2018. №1. С.125-133; ВолужковД.В.

что римское и церковное право теснейшим образом связаны, и даже церковное из римского вытекает. Стройный хор столь единодушных утверждений уже мог бы навести на мысль, что вопрос этот в науке церковного права недостаточно глубоко изучен. Звонок здесь звенит в статье протоиерея Алексия Балакая4, где, правда, со ссылкой на дореволюционного ученого-канониста П. А. Прокошева, указанный тезис подвергается сомнению. Вопрос этот следует серьезно изучить, и либо сейчас, на современном этапе, выявить иной уровень взаимоотношения римского и церковного права, либо опровергнуть дореволюционного исследователя и подтвердить правоту нас, современных ученых.

Что касается отношения к указанному вопросу архимандрита Иоанна (Соколова), то, как отмечает автор монографии, «особое внимание исследователь уделял римскому гражданскому праву, так как оно имело наибольшее распространение в Древнем мире, оказало сильнейшее влияние на право Древней Церкви и вместе с ним перешло в Русскую Церковь»5. Архимандрит Иоанн, относя в своей классификации римское право к «внешним историческим источникам»6, отмечает, что «... особенного внимания заслуживает древнее греко-римское право, как потому, что оно имело самую тесную связь с церковным правом древнего Востока, его дополняло и подкрепляло, так и потому, что в счастливом соединении с этим правом перешло в нашу отечественную Церковь. Поэтому греко-римское право может быть рассмотрено с некоторою подробностию, особенно в своих коренных началах и главных предметах»7. Указанную им «тесную связь» архимандрит Иоанн, впрочем, не раскрывает, и потому мы не может лучше понять его мысль, однако это тем более должно подстегнуть наш интерес к уточнению его позиции8.

Вторым моментом является предложенная архимандритом Иоанном теория церковного права, а, точнее, ее границы, приводимые в монографии: «основание теории не на отвлеченных понятиях ума, но на началах всего церковного права, то есть составление ее на источниках, одобренных Церковью; не вдаваться в различные детали канонического права и вообще не уделять излишнего внимания»9. Архимандрит Иоанн, описывая свою теорию, предлагает «... основывать ее не на отвлеченных каких-либо идеях ума, но на положительных началах всего церковного законоведения. составлять не из одних умозаключений, но из данных Церковью, известных источников; в) . не вдаваться в какие-либо тонкости по разным вопросам церковного

К вопросу об основаниях церковного судопроизводства: на примере «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви» от 2008 г. // Христианское чтение. 2018. № 3. С. 158-171; Митрофанов А. Ю. Проблема происхождения правовой процедуры римско-византийского обряда коронования императора // Христианское чтение. 2018. №5. С.156-163; БерёзкинА.В, Криц-каяС.Ю. Persona: из римского права в богословие и каноническое право // Христианское чтение. 2019. №5. С. 106-118; Костромин К., прот., ВолужковД.В. К вопросу об отношении антилатинской полемики к церковному праву Древней Руси (XI-XII века) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2019. №1 (10). С.44-56; Тарнакин Н.А. Церковный суд и суд светский: общее и различное в принципах // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 159-166 и др.

4 Балакай А., прот. Дискуссия на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 гг. о духовном суде. Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. № 1. С. 82-89.

5 Исидор (Тупикин), митр. Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов): жизнь и труды. М., 2019. С. 153.

6 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. Разд. 1. СПб., 1851. С. 31.

7 Там же. Обратим внимание на некоторое несовпадение высказываний архимандрита Иоанна с их изложением автором монографии. Так, выражение «... самую тесную связь с церковным правом древнего Востока, его дополняло и подкрепляло» (архимандрит Иоанн) — далеко не то же самое, что «... оказало сильнейшее влияние на право Древней Церкви» (монография). Как видно, архимандрит Иоанн весьма корректен и, даже, деликатен в выражениях.

8 Весьма любопытно будет уточнить, получил ли указанный вопрос какое-либо развитие в книге того же самого П. А. Прокошева (Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, еп. Смоленского. Казань, 1895. 389 с.), а также в статье Т. В. Барсова в «Христианском чтении» (Барсов Т. В. Заметка об ученых трудах преосвященного Иоанна // Христианское чтение. 1869. №4. С. 639-654).

9 Исидор (Тупикин), митр. Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов). С. 154.

права.»10. Обратим внимание, что в словах архимандрита Иоанна не ощущается ни малейшего уничижения понятий «идеи», «умозаключения, «тонкости», скорее видна аккуратность в описании пределов собственной теории.

Третьим моментом является то, какое внимание и место в собственной теории церковного права архимандрит Иоанн «отводит богословию в широком смысле слова»11. По мнению автора монографии, в церковное право архимандрит Иоанн «включает догматическое богословие, нравственное богословие, литургическое богословие и обряды, что составляет область исследования иных наук»12. Мысль о связи церковного права с богословием, равно как и мысль о взаимоотношении церковного и римского права, уже фигурировала на страницах данного номера Вестника13. На III Барсовских чтениях, в докладе священника Игоря Иванова и, особенно, в ходе его обсуждения как раз неоднократно высказывалась мысль о том, что сегодня церковное право отъединилось и отдалилось от богословия, не причалив при этом полностью ни к наукам юридическим, ни к истори-ческим14. В этом контексте рассуждения архимандрита Иоанна о «Божественных правилах»15, каковые «самим Божественным Основателем Церкви ей преданные»16, и каковые вместе с апостольскими — т. е. теми, которые есть уже более «право» — «составляют одно всецело действующее законоположение Церкви»17, более чем коррелируют с сегодняшней дискуссией в «Христианском чтении» относительно правомерности толкования Т.В. Барсовым Мф 18:15-1718. Полагаю, что аргументация архимандрита Иоанна впредь непременно будет использована участниками дискуссии и, более того, вопрос о взаимоотношении именно сегодня науки церковного права с богословской наукой (в самом широком ее понимании) станет одним из первостепенных вопросов для обсуждения.

В заключение данной рецензии хочется отметить следующее. И монография «Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов): жизнь и труды», и появление упоминаний дореволюционных ученых-канонистов — таких как архимандрит, затем епископ Иоанн (Соколов), П. А. Прокошев и др. — в публикациях в научных журналах

10 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. С. 33. Вновь обращает на себя внимание различие стилей изложения. Архимандрит Иоанн избегает категоричности, и, при этом, очень точен. Ср. «в какие-либо тонкости по разным вопросам церковного права» — «в различные детали канонического права».

11 Исидор (Тупикин), митр. Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов). С. 159.

12 Там же. С. 160.

13 См. подр.: Волужков Д. В. III Барсовские чтения: «Церковный суд в России. История и современность» // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 339-347.

14 «Церковный суд в России. История и современность». В Академии прошла конференция по церковному праву «Барсовские чтения» // Санкт-Петербургская Духовная Академия. URL: https://spbda.ru/news/cerkovnyy-sud-v-rossii-istoriya-i-sovremennost-v-akademii-proshla-konferenciya-po-cerkovnomu-pravu-barsovskie-chteniya/ (дата обращения: 02.02.2020).

15 Здесь уместно упомянуть статью Н. В. Волошина, в которой затрагивались вопросы Божественного права (Волошин Н. В. Учебно-методическая и научная деятельность профессора Киевской духовной академии П. А. Лашкарёва в сфере канонического права // Христианское чтение. 2019. №3. С. 162-169).

16 Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. С. 39.

17 Там же. С. 43.

18 Волужков Д. В. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Т. В. Барсов о реформе духовного суда Русской Церкви (на материале статей в журнале «Христианское чтение» 187073 гг.) // Христианское чтение. 2019. №1. С.199-130; ГайденкоП.И. Несостоявшаяся реформа церковных судов в России в конце XIX века в понимании петербургских учёных (отзыв на статью Д. В. Волужкова «Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Т. В. Барсов о реформе духовного суда Русской Церкви (на материале статей в журнале "Христианское чтение" 187073 гг.)») // Христианское чтение. 2019. №5. С. 119-128; Оспенников Ю. В. К вопросу о концепции реформы духовного суда Т. В. Барсова. Отзыв на статью Д. В. Волужкова «Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Т. В. Барсов о реформе духовного суда Русской Церкви (на материале статей в журнале "Христианское чтение" 1870-73 гг.)» // Христианское чтение. 2019. № 6. С. 146-156.

академии, и появление докладов, использующих труды этих ученых, на Барсовских чтениях — и, даже, посвящение им отдельных круглых столов19, — все это вместе взятое свидетельствует о своего рода «возвращении» указанных исследователей, наравне с Т. В. Барсовым, В. Н. Бенешевичем и др., в современное научное поле. При этом совершенно очевидно — смею на этом настаивать, — что все упомянутые представляют для нас интерес сегодня не только с точки зрения истории церковного права, но, прежде всего, для его теории. Очевидно, что настало то время, когда мы ощутили что-то созвучное нам, сегодняшним, в научных трудах этих людей. Факт появления этих имен в публикациях по теории церковного права говорит нам о, повторюсь, начале процесса их «возвращения» в актуальную науку. И возвращение это ставит перед нами снова те же самые теоретические вопросы, которыми задавались они, в свое время. Что же касается аспекта истории церковного права, несомненно присутствующей во всех упоминаемых трудах, то, как представляется, нельзя найти лучшей научной площадки для ее рассмотрения, чем «Вестник Исторического общества»!

источники и литература

1. Балакай А, прот. Дискуссия на Всероссийском Поместном Соборе 1917-18 гг. о духовном суде. Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. № 1. С. 82-89.

2. БарсовТ.В. Заметка об ученых трудах преосвященного Иоанна // Христианское чтение. 1869. № 4. С. 639-654.

3. Берёзкин А. В., Крицкая С. Ю. Persona: из римского права в богословие и каноническое право // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 106-118.

4. Волошин Н. В. Учебно-методическая и научная деятельность профессора Киевской духовной академии П. А. Лашкарёва в сфере канонического права // Христианское чтение. 2019. №3. С. 162-169.

5. Волужков Д. В. III Барсовские чтения // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 339-347.

6. Волужков Д. В. К вопросу об основаниях церковного судопроизводства: на примере «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви» от 2008 г. // Христианское чтение. 2018. № 3. С. 158-171.

7. Волужков Д. В. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Т. В. Барсов о реформе духовного суда Русской Церкви (на материале статей в журнале «Христианское чтение» 1870-73 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 199-130.

8. Гайденко П. И.Несостоявшаяся реформа церковных судов в России в конце XIX века в понимании петербургских ученых // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 119-128.

9. Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения: в 2-х т. СПб.: Тип. Фишера, 1851. Т.1. 514 с.; Т. 2. 592 с.

10. Исидор (Тупикин), митр. Епископ Смоленский и Дорогобужский Иоанн (Соколов): жизнь и труды. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 231 с.: 8 л. цв. вкл.

11. Карпук Д.А. Что есть каноническое право? Или несколько слов в качестве предисловия // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 8-14.

12. Костромин К., прот., ВолужковД.В. К вопросу об отношении антилатинской полемики к церковному праву Древней Руси (Х1-Х11 века) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2019. № 1 (10). С. 44-56.

13. Марк (Святогоров), иером, ТарнакинН.А. Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.) // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 125-133.

14. МитрофановА.Ю. Проблема происхождения правовой процедуры римско-визан-тийского обряда коронования императора // Христианское чтение. 2018. № 5. С. 156-163.

15. ОспенниковЮ.В. К вопросу о концепции реформы духовного суда Т.В.Барсова. Отзыв на статью Д. В. Волужкова // Христианское чтение. 2019. № 6. С. 146-156.

16. Прокошев П.А. Канонические труды Иоанна, еп. Смоленского. Казань, 1895. 389 с.

17. Тарнакин Н.А. Церковный суд и суд светский: общее и различное в принципах // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 159-166.

19 15 мая 2018 г. прошел круглый стол Исторического общества «Наследие епископа Иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права». См.: Круглый стол по церковному праву прошел в Духовной Академии // Санкт-Петербургская Духовная Академия. URL: https://spbda.ru/ news/kruglyy-stol-po-cerkovnomu-pravu-proshel-v-duhovnoy-akademii/ (дата обращения: 02.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.