Научная статья на тему 'Рекрутирование региональной политической элиты Республики Саха (Якутия) как вход системы'

Рекрутирование региональной политической элиты Республики Саха (Якутия) как вход системы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
331
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРУТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ / ВХОД И ВЫХОД СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВЛАСТИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / PUBLIC AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / RECRUITMENT TO REGIONAL POLITICAL ELITE / SYSTEM INPUT AND OUTPUT / GOVERNMENT INSTITUTION / NATIONAL REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петров Евгений Михайлович

В статье рассматривается вопрос рекрутирования региональной политической элиты как входа системы «региональная политическая элита» на примере Республики Саха (Якутия) субъекта, который занимает пятую часть России и обладает стратегическим с точки зрения национальной безопасности Федерации геополитическим, промышленным и экологическим потенциалом. Данное обстоятельство обусловливает актуальность темы статьи. Автором классифицированы возможные входы в систему «политическая элита», в числе которых номенклатурный, административный, муниципальный, интеллектуальный, промышленно-финансовый, инженерно-технический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECRUITMENT IN THE REGIONAL POLITICAL ELITE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AS AN ENTRANCE TO THE SYSTEM

The article discusses the recruitment to the regional political elite as an entrance to the “regional political elite" system by studying the case of the Republic of Sakha (Yakutia) a region that occupies one-fifth of Russia and has strategic (in terms of national security of the Russian Federation), geopolitical, industrial and environmental potential. This fact determines the relevance of the subject. The author classifies possible entrances to the “political elite" system, including nomenclature, administrative, municipal, intellectual, industrial-financial, engineering.

Текст научной работы на тему «Рекрутирование региональной политической элиты Республики Саха (Якутия) как вход системы»

УДК 323.396

Петров Евгений Михайлович

РЕКРУТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) КАК ВХОД СИСТЕМЫ

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос рекрутирования региональной политической элиты как входа системы «региональная политическая элита» на примере Республики Саха (Якутия) - субъекта, который занимает пятую часть России и обладает стратегическим с точки зрения национальной безопасности Федерации геополитическим, промышленным и экологическим потенциалом. Данное обстоятельство обусловливает актуальность темы статьи. Автором классифицированы возможные входы в систему «политическая элита», в числе которых номенклатурный, административный, муниципальный, интеллектуальный, промыш-ленно-финансовый, инженерно-технический.

Ключевые слова:

рекрутирование региональной политической элиты, вход и выход системы, государственный институт власти, национальное представительство, государственные органы Республики Саха (Якутия).

Petrov Evgeniy Mikhaylovich

RECRUITMENT IN THE REGIONAL POLITICAL ELITE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AS AN ENTRANCE TO THE SYSTEM

Summary:

The article discusses the recruitment to the regional political elite as an entrance to the "regional political elite" system by studying the case of the Republic of Sakha (Yakutia) - a region that occupies one-fifth of Russia and has strategic (in terms of national security of the Russian Federation), geopolitical, industrial and environmental potential. This fact determines the relevance of the subject. The author classifies possible entrances to the "political elite"system, including nomenclature, administrative, municipal, intellectual, industrial-financial, engineering.

Keywords:

recruitment to regional political elite, system input and output, government institution, national representation, public authorities of the Republic of Sakha (Yakutia).

Несмотря на то что идеи о разделении людей на управляющих и управляемых возникли еще в глубокой древности и были отражены в трудах великих мыслителей человечества Конфуция, Аристотеля, Платона и других, а научная теория элит была сформулирована в конце XIX - начале XX вв. итальянскими исследователями В. Парето и Г. Моска, изучение политической элиты в России долгое время находилось под запретом в связи с государственной идеологией. Но после смены политического режима данный объект исследования перестал быть табуированным. Политические элиты регионального уровня и различные стороны их формирования, трансформации являются объектами исследования в работах О.В. Крыштановской, А.В. Понеделкова, О.В. Гаман-Голутви-ной и других. Тем не менее региональные политические элиты многих субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Саха (Якутия), исследованы недостаточно.

Для раскрытия темы статьи необходимо рассмотреть региональную политическую элиту Республики Саха (Якутия) как систему. Явление «система» чрезвычайно глобально, существует большое количество его определений. Так, первооснователь обобщенной системной концепции под названием «Общая теория систем» Л. фон Берталанфи определяет систему как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» [1, с. 29]. А отечественные исследователи Ф.И. Перегудов и Ф.П. Тарасенко считали, что система - это множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней как целое [2]. Таким образом, на основе данных определений можно выделить основные сущностные свойства системы: система - это нечто целое, отделенное от внешней среды; система представляет собой совокупность неких элементов; элементы взаимодействуют друг с другом и с внешней средой. Такие системы называют открытыми, а точки взаимодействия со средой являются входами и выходами системы.

Политическую региональную элиту можно рассматривать не только как группу людей, обладающих политической властью и принимающих важнейшие политические решения, но и как систему, которая непрерывно взаимодействует с внешней средой, начиная от системы ценностей общества, заканчивая нормативно-правовыми актами государственных органов власти, тем самым производя бесконечное количество разнообразных входов и выходов системы. Поэтому в контексте данной статьи будет рассмотрен только тот тип входа системы, через который политическая региональная элита получает новые элементы, то есть рекрутирование политической региональной элиты.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 19)

О.В. Крыштановская полагает, что в связи с развитием форм управления обществом и субъектов политического процесса, а также с повышением легитимности государственных институтов власть в современном обществе стала более прозрачной, а информация о государственной власти - более доступной. Кроме того, исследователь отмечает, что про каждого человека можно сказать, занимает он пост в системе государственного управления или нет [3, с. 5]. Также О.В. Крыштановская считает, что под политикой в узком смысле слова нужно понимать деятельность государственных институтов, так как деятельность негосударственных акторов может считаться политической лишь из-за того, что ее целью является выполнение запросов государства или оказание влияния на государственные институты, а деятельность политических партий, которые находятся вне государства, является политической лишь в том смысле, что ее целью является достижение государственного статуса [4, с. 11]. Американский политолог Р. Патнэм полагает, что политическая элита - это группа людей, которые находятся на вершине властной пирамиды и имеют возможность влиять на политические решения [5, р. 8-9].

Руководствуясь подходом Р. Патнэма и идеями О.В. Крыштановской, политическую региональную элиту Якутии в узком смысле слова можно определить как группу людей, которые занимают высшие посты в республиканских государственных институтах власти, и условно разделить на следующие подгруппы:

1) «высшие руководители» (высшие должностные лица ветвей власти) - 3 человека;

2) «администраторы» (члены правительства и руководители государственных органов) -38 человек;

3) «политики» (лидеры политических партий и фракций, представленных в законодательном органе Якутии, а также представители в Федеральном собрании России) - 10 человек.

Как уже упоминалось ранее, информация о государственной службе и гражданах, занимающих должности на государственной службе, стала более доступной для населения, что свидетельствует о реализации принципа доступности данной информации, закрепленного в законодательстве Российской Федерации [6]. На официальном информационном портале Якутии и на официальных сайтах Государственного собрания Республики Якутии и других ведомств в свободном доступе имеется информация обо всех руководителях государственных органов Республики Саха (Якутия), о членах правительства и народных депутатах Республики Саха (Якутия) [7; 8]. Данная информация представляет собой биографические сведения членов политической элиты: полное имя, место и дату рождения, образование, данные о трудовой деятельности. Анализ подобных данных и изучение карьеры вышеуказанных лиц могут дать представление о структуре и способах формирования политической региональной элиты Якутии. Результаты такого анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Состав политической региональной элиты Якутии

Средний возраст (лет) Средний возраст вхождения в элиту (лет) Доля женщин (%) Уроженец Якутии (%) Представители титульных народов (%)

Высшие руководители 64 44 0 100 100

Администраторы 50 44 24 89 68

Политики 55 45 10 80 40

В целом 52 44 20 88 65

О.В. Крыштановская считает, что средний возраст элитных групп России «путинской когорты» составляет 50,9 лет [9, с. 51]. Средний возраст политической региональной элиты Якутии по данным анализа биографических данных, проведенного автором статьи, составляет 52 года. Средний возраст вхождения в политическую элиту Якутии значительно ниже - 44 года. О.В. Крыштановская также отмечает, что средний возраст политиков большинства стран мира составляет 50-55 лет, а молодость для политика - 40 лет [10, с. 11]. Таким образом, политическая элита Якутии по возрастным показателям незначительно отличается от политической элиты России и мира.

Несмотря на стимулирование полового паритета в развитых странах Европы и Америки [11, р. 149], доля женщин в политической элите Якутии является сравнительно малой - 20 %, что можно объяснить преобладанием консервативных ценностей в обществе. Актуальным вопросом для многонациональных регионов является представительство народов в политической элите региона, доля представителей титульных народов в политической элите Якутии - 65 %. Учитывая национальный состав населения Якутии, отметим, что якуты и народы Севера представляют 53 % населения [12]. Исходя из этого, можно заключить, что национальное представительство является пропорциональным.

Среди 51 рассмотренной карьеры руководителей нет ни одного случая, когда человек входил в политическую элиту сразу после получения высшего образования, возраст самого молодого члена политической элиты - 33 года. Во всех случаях вхождению в элиту предшествовал

долгий срок работы или службы, в среднем составляющий 22 года. Таким образом, если рассмотреть политическую элиту как подсистему системы «общество», то прохождение государственной службы или достижение высот в другой профессиональной деятельности является своего рода подсистемой отбора и проверки потенциальных членов политической элиты. Следовательно, в данном случае та позиция или должность в профессиональной сфере, которую занимал член политической элиты до вхождения в нее, являются входом системы «политическая элита».

Входы в региональную политическую элиту этих карьерных путей можно классифицировать следующим образом:

1. Номенклатурный (до вхождения в политическую элиту занимали руководящие должности в КПСС, ВЛКСМ, советских органах власти) - 13,7 %.

2. Административный (до вхождения в политическую элиту занимали руководящие должности на государственной службе России или Якутии) - 35,3 %.

3. Муниципальный (до вхождения в политическую элиту занимали руководящие должности в муниципальных образованиях) - 13,7 %.

4. Интеллектуальный (до вхождения в политическую элиту занимались научной, педагогической, медицинской и культурной деятельностью) - 15,7 %.

5. Промышленно-финансовый (до вхождения в политическую элиту занимали руководящие должности на промышленных предприятиях или коммерческих структурах) - 13,7 %.

6. Инженерно-технический (до вхождения в политическую элиту занимали руководящие инженерно-технические должности на государственных или коммерческих предприятиях) - 7,8 %.

Разумеется, данная классификация имеет условный характер, так как карьерные пути весьма разнообразны и неоднородны, большинство представителей региональной политической элиты имеют разносторонний и богатый профессиональный опыт: 29 % имеют опыт работы в КПСС, ВЛКСМ и советских органах власти, 73 % занимали должности на государственной службе различных групп и категорий России или Якутии, 35 % занимали должности на муниципальной службе или в муниципальных представительных органах, 22 % занимались научной, преподавательской или культурной деятельностью. Также сложно проследить взаимосвязь между назначением на руководящие должности и участием в деятельности политических партий, так как во многих случаях представители элиты становятся сторонниками определенной политической партии из-за своего положения, а не наоборот.

В качестве заключения можно отметить, что рекрутирование региональной политической элиты Якутии отвечает запросам общества и государства как формы организации общества, так как все представители политической элиты Якутии прошли отбор и проверку на должностях в структурах и институтах важнейших сфер общественной деятельности и обладают необходимыми опытом и квалификацией для решения задач, возложенных на них обществом.

Ссылки:

1. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования : ежегодник. М., 1973. С. 20-37.

2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М., 1989. 367 с.

3. Крыштановская О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика // Мир России. 2004. № 4. С. 3-39.

4. Там же.

5. Putnam R.D. The Comparative Study of Political Elites. New Jersey, 1976. 246 p.

6. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2004. 2 авг. № 31. Ст. 3215.

7. Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://iltumen.ru (дата обращения: 30.09.2013).

8. Республика Саха (Якутия) [Электронный ресурс] : офиц. информ. портал URL: http://sakha.gov.ru/ (дата обращения: 30.09.2013).

9. Крыштановская О.В., Хуторянский Ю.В. Элита и возраст: Путь наверх // Социс. 2002. № 4 (216). С. 49-60.

10. Крыштановская О.В. Современные концепции политической элиты и российская практика.

11. Joly H. Les élites politiques: regard croisé sur le cas français // Formation des élites en France et en Allemagne. Paris, 2005. P. 149-167.

12. Численность и размещение населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 30.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.