РЕКРЕАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
И.С. ЩАДИЛОВА, О.Л. ПОСТОЛ, РУТ (МИИТ), г. Москва
Аннотация
Современные реалии жизни в развитых странах предполагают внимательное отношение к здоровью человека, и успех динамичного развития общества во многом зависит от здоровья молодежи. В статье рассматривается вопрос методического подхода к решению задач восстановления психофизического состояния студентов в периоды дистанционного и очно-дистанционного обучения. Большие трудности могут возникнуть у студентов высших учебных заведений с изменением учебного времени и режима. Во время пандемии СОУЮ-19 учащиеся остались без прямой, открытой возможности общаться со своими сверстниками и преподавателями. При очно-дистанционном формате обучения студентам приходится проводить много времени за компьютером и вести пассивный образ жизни, резко изменив свои привычные условия на самоизоляцию. Для рекреации психоэмоционального фона обучающихся и поддержания их физической формы в Российском университете транспорта применяют разработанную авторами методику комплексного использования восточных оздоровительных гимнастик (дыхательные упражнения йогов, китайскую оздоровительную гимнастику «Бадуаньцзин», упражнения хатха-йоги) с занятиями волейболом. Исследование для определения уровня тревожности (тест Спилбергера - Ханина), проводимое авторами в мае 2022 г, показало, что у студентов экспериментальной группы, которые занимались по разработанной методике, наблюдалось значительное снижение состояния тревожности (личностной и ситуативной). У студентов же контрольной группы уровни тревожности остались достаточно высокими, несмотря на понижение показателей. Комбинация влияния на психоэмоциональное состояние студенческой молодежи восточно-оздоровительных гимнастик и командного вида спорта «волейбол» и позволило студентам экспериментальной группы значительно снизить свои показатели в ситуативной и личностной тревожности, что доказало эффективность предложенной методики оздоровления.
Ключевые слова: студенты, восточные практики, мотивация, психофизическое состояние, очно-дистанционное
обучение, ситуационная и личностная тревожность.
RECREATION OF STUDENTS IN THE FULL-TIME AND DISTANCE FORMAT OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY
I.S. SHCHADILOVA, O.L. POSTOL, RUT (MITE), Moscow city
Abstract
Modern realities of life in developed countries imply an attentive attitude to human health, and the success of the dynamic development of society largely depends on the health of young people. The article deals with the issue of a methodological approach to solving the problems of restoring the psychophysical state of students during the periods of distance and full-time distance learning. Great difficulties may arise with the change of study time and regime for students of higher educational institutions. During the COVID-19 pandemic, students were left without a direct, open opportunity to communicate with their peers and teachers. With the full-time and distance learning format, students have to spend a lot of time at the computer and lead a passive lifestyle, abruptly changing their habitual conditions to self-isolation. For the recreation of the psychoemotional background of students and maintaining their physical shape, the Russian University of Transport uses the methodology developed by the authors for the integrated use of oriental wellness gymnastics (yogi breathing exercises, Chinese wellness gymnastics "Baduanjing", hatha yoga exercises) with volleyball classes. A study to determine the level of anxiety (the Spielberger - Khanin test) conducted by the authors in May 2022 showed that students of the experimental group who studied according to the methodology developed by the authors had a significant decrease in the state of anxiety (personal and situational). In the control group of students, anxiety levels remained quite high, despite the decrease in indicators. The combination of the influence on the psycho-emotional state of the student youth of oriental health-improving gymnastics and team sport "volleyball" allowed the students of the experimental group to significantly reduce their indicators in situational and personal anxiety, which proved the effectiveness of the proposed method of recovery.
Keywords: students, oriental practices, motivation, psychophysical state, face-to-face distance learning, situational
and personal anxiety.
Введение
Интенсивность жизни в мегаполисах, неблагоприятные климатические и экологические условия, неправильное питание, физическая гиподинамия, недосыпание и эмоциональная борьба являются источниками психологического стресса. Все это приводит к повышению уровня тревожности среди молодежи. Необычные условия пандемии COVID-19, с которыми мир сталкивался и продолжает сталкиваться на протяжении 2020-2022 гг., онлайн-обучение и самоизоляция также связаны с повышенным уровнем тревожности [1].
Постоянные эмоциональные стрессы и беспокойство способствуют развитию многих сердечно-сосудистых и пищеварительных заболеваний. Эта ситуация вполне предсказуема и объяснима, поскольку такое психическое состояние возникает на фоне необычных для психики условий, требующих изменения и адаптации всех систем организма. В период интенсивного формирования личности, выработки собственного стиля поведения в обществе молодые люди испытывают тревогу и психическое напряжение, возникающее чаще всего потому, что студенческий возраст является заключительной стадией прогрессивного возрастного развития. Все перечисленные обстоятельства в совокупности могут дать отрицательный эффект [2].
Одним из самых обсуждаемых вопросов психологии, медицины и педагогики является анализ психических состояний и уровней тревожности молодежи. Тревога - это эмоциональное состояние индивида, его эмоциональная реакция на стрессовую, неблагоприятную ситуацию. Широкий спектр физиологических реакций, сопровождающих тревогу, объясняет возникновение различных психосоматических расстройств на фоне длительного состояния тревоги, особенно в условиях самоизоляции.
Механизм тревоги, с точки зрения физиологии, вызывает реактивную реакцию организма, подготавливая его к борьбе, сопротивлению и нападению. Из-за беспокойства возбуждается сердечно-сосудистая система. Оказавшись в нестандартных условиях обучения, студенты испытывают стресс из-за выхода из своей зоны комфорта
[3, 4].
В этой связи становится необходимым использование методик эффективной рекреации. Признанным, немедикаментозным средством и методом в регуляции психического напряжения и повышенной тревожности являются регулярные физические упражнения, занятия спортом, любая физическая активность. Условия социальной самоизоляции заставили пересмотреть ряд подходов к физическому воспитанию [5, 6].
Общеизвестно, что спортивные игры позволяют участникам тесно общаться, взаимодействовать друг с другом и тренером и эмоционально разрядиться благодаря возможности свободно перемещаться по рабочему пространству. К сожалению, учащиеся лишены такой возможности на других учебных занятиях.
Кадровая политика прогрессивного работодателя основана на принципах сохранения трудового потенциала, здоровья и долголетия своих сотрудников. Несомненно,
важно привлекать и приобщать студентов как будущих специалистов к здоровому образу жизни, и Российский университет транспорта делает для этого все возможное. Университет располагает всеми нужными инструментами для взаимодействия и общения между преподавателями и студентами при переходе на дистанционный формат обучения (электронное обучение). Процесс физической культуры не прерывался даже во время общего карантина [7].
Целью исследования стало изучение влияния спортивных игр (волейбола) в сочетании с комплексом восточных оздоровительных практик на уровень психологического стресса студентов 1 курса. Основой предлагаемой педагогической технологии стало введение студентов в активную среду, например, обучение элементам волейбола, которые объективно влияют на снижение уровня тревожности и эмоционального напряжения, а также дополнительное использование комплекса восточных оздоровительных практик.
Методы исследования были выбраны в соответствии с целью и задачами исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, онлайн-тестирование и методы математической статистики.
Организация исследования
Экспериментальной площадкой для исследования послужили занятия по физической подготовке в Российском университете транспорта (РУТ). Педагогический эксперимент проводился с сентября 2020-го по май 2022 г. Были сформированы две группы - ЭГ и КГ - по 27 первокурсников в каждой.
У студентов, принимавших участие в эксперименте, не было никаких проблем со здоровьем - согласно их медицинскому освидетельствованию, имели основную группу здоровья, поэтому всем было разрешено посещать занятия физкультуры.
Поскольку студенты сталкиваются с очень большим психоэмоциональным и интеллектуальным стрессом, целью настоящего исследования был анализ возможностей использования комбинированных технологий физической подготовки на занятиях физкультурой и оценка их влияния на психоэмоциональное состояние студентов.
Занятия по физической культуре в КГ проводились в соответствии с учебным планом кафедры физической культуры и спорта РУТ, в ЭГ - по разработанной авторами методике комплексного использования восточных оздоровительных практик (дыхательных упражнений йогов, китайской оздоровительной гимнастики «Баду-аньцзин», упражнений хатха-йоги) с волейболом.
Комбинированная методика состояла из теоретического и практического разделов. Теоретический материал был представлен как на лекциях, так и на практических занятиях в форме бесед, индивидуального общения со студентами, видеоматериалов. Оздоровительные практики использовались после игры в волейбол в конце занятий. Продолжительность комплексов оздоровительной гимнастики составляла 10-15 мин.
Комплексы дыхательных упражнений йогов проводились для профилактики простудных заболеваний,
ускорения восстановительных процессов организма после физических нагрузок, снятия напряжения, расслабления, улучшения функциональной подготовленности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, повышения общей сопротивляемости организма.
Восточная оздоровительная гимнастика «Бадуань-цзин» использовалась в основном для оздоровления и укрепления организма студентов. Внимание было сосредоточено на плавном растяжении связок, сухожилий и мышц, при этом движения следует чередовать с глубоким дыханием. При выполнении движений «Бадуань-цзин» происходит воздействие на биологически активные точки тела. Благодаря ему происходит мощный целебный эффект, который очень хорошо влияет на дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы. У обучаемых наблюдается снятие психического и нервного напряжения, усталости, улучшение настроения [8].
В начале и конце экспериментального периода были проведены контрольные мероприятия.
Для определения уровней тревожности применяли тестирование по методике Ч.Д. Спилбергера, адаптированного Ю.Л. Ханиным. Тестирование проводилось в сентябре (начало уч. года) и мае (окончание уч. года).
Тест «Спилбергера - Ханина» - единственный, определяющий личностную и ситуативную тревожность человека.
Ситуативная тревожность выражается повышенной эмоциональной реакцией на стресс и отражает психоэмоциональное состояние человека в настоящий момент. Личностная тревожность показывает предрасположенность личности к тревоге и характеризуется реагированием на множество ситуаций усиленным волнением. Человек с повышенной личностной тревожностью воспринимает почти все возникающие ситуации как весьма угрожающие.
Тест состоит из 40 вопросов. Первые 20 позволили оценить уровень ситуативной тревожности, остальные 20 -личностную тревожность. Для быстрой обработки результатов тестирования студенты проходили тест в режиме «онлайн» [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Проводимое в начале педагогического эксперимента (сентябрь 2020 г.) тестирование оценки уровня тревожности показало, что результаты ЭГ и КГ достоверных различий не имели (Р > 0,01) (табл. 1).
Таблица 1
Изменения показателей уровня тревожности (тест «Спилбергера - Ханина») у студентов контрольной и экспериментальной групп
Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа
Сентябрь Май Сентябрь Май
*ср. ± т
Ситуативная тревожность 61,3 ± 1,89 54,5 ± 1,22 61,2 ± 1,93 40,5 ± 1,7
Р < 0,01
Личностная тревожность 58,4 ± 1,7 52,3 ± 1,22 58,9 ± 0,9 37,9 ± 2,07
Р < 0,01
Результаты онлайн-тестирования, проводимого в мае 2022 г., показали, что студенты ЭГ, занимаясь по разработанной авторами методике, существенно снизили показатели тревожности - ситуативная и личностная тревожность отмечалась умеренная (средняя). У студентов же КГ наблюдалась повышенная как ситуативная, так и личностная тревожность:
♦ личностная тревожность: в ЭГ этот показатель уменьшился на 21 балл, состояние тревожности понизилось на 35,7%; в КГ наблюдается уменьшение показа-
теля тревожности на 6,1 балла, улучшение показателя составило 10,5%.
♦ ситуативная тревожность: в ЭГ уменьшение уровня тревожности на 20,7 балла, улучшение показателя составило 33,9%; в КГ - наблюдается уменьшение на 6,8 балла, снижение показателя уровня тревожности на 11,1%.
Исходя из результатов тестирования оценки уровней тревожности, можно сделать вывод об эффективности разработанной авторами методики оздоровления.
Выводы
1. Психофизическое состояние студентов в условиях непривычных форм обучения подвергается перегрузкам. Адаптировать организм позволяют физические упражнения, являющиеся признанным средством рекреации. Применение комбинированного воздействия дает преимущество, т.к. позволяет вывести за рамки привычных условий занятий, воздействовать на различные физиологические системы организма.
2. Влияние комбинации волейбольных упражнений и восточных оздоровительных практик на психоэмоциональное состояние человека позволило студентам снизить показатели их ситуационной и личностной тревожности, что подтвердило положительное влияние на здоровье восточных оздоровительных практик в сочетании со спортивными играми.
Литература
1. Холодова, Ю.Б. Особенности переживания тревоги в период пандемии Covid-19 представителями разных возрастных групп // Международный журнал медицины и психологии. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 114-117.
2. Емельянова, Л.В., Шакиров, Ш.Н., Толмачев, Д.А. Влияние дистанционного обучения на психологическое состояние студентов в период пандемии Covid-19 // Modern Science. - 2020. - № 12 (5). - С. 88-91.
3. Островский, Д.И., Иванова, Т.И. Влияние новой коронавирусной инфекции Covid-19 на психическое здоровье человека (обзор литературы) // Омский психиатрический журнал. - 2020. - № 2-1S (24). - С. 4-10.
4. Postol, O.L., Shchadilova, I.S. Nevrostimulating complexes of physical exercises to neutralize long Covid. -Health Prob. Civil. - 2022. - No. 16 (1). - Pp. 3-4. -https://doi.org/10.5114/hpc.2021.110038
5. Греков, Ю.А., Гурьев, Д.А. Физическая культура в жизни студента (абитуриента) в режиме глобальной карантинной изоляции // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспи-
тания для подготовки специалистов в транспортной отрасли. Труды II Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020. - С. 42-45.
6. Кострюшина, Н.В., Захаров, А.К., Жигжитов, Э.Ц., Батуева, Д.В. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «Физическая культура» // Вестник спортивной науки. - 2021. - № 4. - С. 64-68.
7. Щадилова, И.С. Подготовка студентов-спортсменов с применением очно-дистанционного формата обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2021. - № 12 (202). - С. 433-435.
8. Постол, О.Л., Панкратова, О.Н. Использование оздоровительных гимнастик Востока на занятиях по физическому воспитанию для улучшения психического состояния студентов в период пандемии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). -С. 247-251.
9. Ханин, ЮЛ. Стресс и тревога в спорте, международный сборник научных статей // Физкультура и спорт. -Москва, 1983. - 288 с.
References
1. Kholodova, Yu.B. (2020), Features of anxiety experience during the Covid-19 pandemic by representatives of different age groups, International Journal of Medicine and Psychology, vol. 3, no. 12, pp. 114-117.
2. Emelyanova, L.V., Shakirov, Sh.N. and Tolmachev, D.A. (2020), The influence of distance learning on the psychological state of students during the Covid-19 pandemic, Modern Science, vol. 5, no. 12, pp. 88-91.
3. Ostrovskiy, D.I. and Ivanova, T.I. (2020), The impact of the new coronavirus infection Covid-19 on human mental health (literature review), Omskiy psihiatricheskiy zhurnal, no. 2-1S (24), pp. 4-10.
4. Postol, O.L. and Shchadilova, I.S. (2022), Nevrostimulating complexes of physical exercises to neutralize long Covid, Health Prob. Civil, no 16 (1), pp. 3-4, https:// doi.org/10.5114/hpc.2021.110038
5. Grekov, Yu.A. and Guryev, D.A. (2020), Physical culture in the life of a student (entrant) in the mode of global quarantine isolation, Actual problems of development and
improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry, Trudy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (Moskva, 2020), pp. 42-45.
6. Kostryushina, N.V., Zakharov, A.K., Zhigzhitov, E.Ts. and Batueva, D.V. (2021), Distance learning of university students in the discipline "Physical culture", Vestnik spor-tivnoy nauki, no. 4, pp. 64-68.
7. Shchadilova, I.S. (2021), Preparation of student-athletes using the full-time distance learning format at the university, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 12 (202), pp. 433-435.
8. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2021), The use of health-improving gymnastics of the East in physical education classes to improve the mental state of students during the pandemic, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 6 (196), pp. 247-251.
9. Khanin, Yu.L. (1983), Stress and anxiety in sports, international collection of scientific articles, Fizkul'tura i sport, Moscow, 288 p.
e*)