УДК 378
РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО В СГГА
Валерий Анатольевич Лопатин
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)210-75-88, e-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Лопатина
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, зав. кафедрой физического образования и рекреации, тел. (383)373 -12-01,
e-mail :[email protected]
Статья посвящена проблемам применения физической культуры в рекреационном пространстве СГГА. В ней рассматриваются возможности восстановительных мероприятий с помощью спортивно массовых мероприятий и самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов и преподавателей геодезической академии.
Ключевые слова: рекреация, физическая культура, студент,спортивные объекты.
RECREATION ENVIRONMENT IN SSGA
Valery A. Lopatin
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)210-75-88, e-mail: [email protected]
Olga V. Lopatina
Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economics and Civil Service under the President of Russian Federation, 630102, Russia, Novosibirsk, 6 Nizhegorodskaya, Head of the Department of Physical Education and Recreation, tel. (383)373-12-01, e-mail: [email protected]. su
The paper deals with physical education place in SSGA recreation environment. Rehabilitation processes through mass sports events and students and teachers exercising are considered.
Key words: recreation, physical education, student, sports facilities.
Учёба в Сибирской государственной геодезической академии требует от современного студента огромных затрат физических, психических и нравственных сил. Руководство академией и кафедра физической культуры рассматривают возможности рекреационного пространства как важнейший аспект своей политики в контексте развития вуза. Ведётся постоянный поиск и оценка территорий, перспективных для развития индустрии отдыха, спорта, оздоровления. В распоряжении вуза находятся такие объекты, как «Учебный полигон», расположенный в 40 километрах от города. Там студенты проходят производственную практику, а в свободное время используют
природные условия и ресурсы для активного отдыха. Самые популярные виды спорта на территории полигона - настольный теннис, футбол, волейбол, купание в реке Иня. В целях интенсивного развития физической рекреации в собственности вуза появился новый объект — туристическая база в красивейшем месте на берегу Обского моря в сосновом бору. Ежегодно кафедра физкультуры совместно с профкомом вуза организуют незабываемый праздник для студентов и сотрудников — «День здоровья». По сложившейся традиции в природных условиях проводятся массовые соревнования, вызывающие постоянный интерес студентов. Из года в год количество желающих поучаствовать в этом мероприятии увеличивается. Учитывая природные факторы, подбираются конкурсы и спортивные состязания. Самые полюбившиеся виды - эстафеты для развития скорости и координации движений, для развития ловкости — прыжки в мешках и ходьба на ходулях, на точность попадания футбольного мяча в ворота, баскетбольного — в кольцо. Для развития силы - жимы и рывки гири. Для развития выносливости - лыжные гонки. Для развития концентрации внимания и точности большой популярностью пользуется стрельба из пневматической винтовки и пистолета. А самым ярким в эмоциональном плане видом является перетягивание каната. В этом рекреационном пространстве просматривается взаимоотношение природы и человека. Общение с природой, активный отдых способствуют восстановлению студентов после интенсивных умственных нагрузок. Важнейшим элементом для дальнейшего развития туристско-рекреационных комплексов является увеличение на имеющихся территориях вуза количества спортивно -оздоровительных мероприятий. В зимнее время года на территории вуза действуют открытые спортивные площадки. Студенты, проживающие в общежитиях рядом с академией, регулярно играют в футбол, не зависимо от времени года. Студенты и сотрудники вуза с удовольствием посещают каток. Размер площадки, занятой идеальным льдом, составляет 70х40 метров. Массовое катание на коньках — прекрасное оздоровительное и закаливающее средство.
Очевидна актуальность роли физической рекреационной деятельности в формировании определенных качеств личности: повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния (улучшении настроения), которые способствуют успешности в жизни и самореализации.
Слово «рекреация» — производное от латинского слова, имеющего несколько вариантов и, следовательно, несколько значений:
- гесгео (рекрео) — воссоздавать, воспроизводить, обновлять;
- гесгеаШт (рекреатум) — восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять;
- гесгеаге (рекреарэ) — выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать, приходить в себя;
гесгеайо (рекреатио) — восстановление (сил), выздоровление.
Физическая рекреация привлекает своей спецификой внимание и симпатии людей разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности. Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации заключается и в том, что она имеет огромное количество разновидностей, предоставляет широкие возможности для контактов с естественной средой. Несложные и разнообразные средства делают ее доступной для людей всех возрастов. Сочетание в занятиях элементов игры и соревнования создает неограниченные возможности для расширения ее привлекательности (развлечения, игры, состязания и т.п.).
Несмотря на то, что вуз предоставляет в распоряжение студентов и сотрудников свои рекреационные комплексы, мы сталкиваемся с проблемой нехватки спортивных площадок. Много лет все с нетерпением ждут появления новых спортивных объектов вуза - спортивного комплекса и плавательного бассейна. Это помогло бы снять напряжение в рекреационном пространстве вуза. Мы наблюдаем, как наши студенты, не получают возможности дополнительно от академических занятий физической культурой посещать спортивные секции по популярным в вузе видам спорта, таким как: настольный теннис, лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, стритбол, футбол. Чтобы удовлетворять свои естественные потребности в движении, они уходят в невузовские спортивно-оздоровительные центры.
Руководство вуза озабочено расширением рекреационного пространства. Например, регулярно для студентов проводятся на арендованных площадках различные мероприятия: соревнования между учебными группами в боулинге, туристические поездки в горнолыжный центр Шерегеш.
Сотрудники и студенты академии могут провести свой досуг в атлетическом зале, который находится в общежитии вуза. Сборные команды профессорско-преподавательского состава оттачивают своё мастерство в бадминтоне, настольном теннисе и футболе в спортивном зале академии, что позволят успешно выступать в Спартакиаде вузов города «Бодрость и здоровье».
Очевидно, что все проблемы физической рекреации вуза связаны с отсутствием дополнительных спортивных объектов и, как следствие, недостаточным обеспечением потребностей студентов в разнообразных формах физической культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рыжкин Ю. Е. Социально-психологические основы физической рекреации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №30. С.2.
2. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Орёл: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011. С. 8-10.
© В. А. Лопатин, О. В. Лопатина, 2014