Научная статья на тему 'Рекреационное пространство в СГГА'

Рекреационное пространство в СГГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ / RECREATION / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT / SPORTS FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатин Валерий Анатольевич, Лопатина Ольга Владимировна

Статья посвящена проблемам применения физической культуры в рекреационном пространстве СГГА. В ней рассматриваются возможности восстановительных мероприятий с помощью спортивно массовых мероприятий и самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов и преподавателей геодезической академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATION ENVIRONMENT IN SSGA

The paper deals with physical education place in SSGA recreation environment. Rehabilitation processes through mass sports events and students and teachers exercising are considered.

Текст научной работы на тему «Рекреационное пространство в СГГА»

УДК 378

РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО В СГГА

Валерий Анатольевич Лопатин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (383)210-75-88, e-mail: [email protected]

Ольга Владимировна Лопатина

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, зав. кафедрой физического образования и рекреации, тел. (383)373 -12-01,

e-mail :[email protected]

Статья посвящена проблемам применения физической культуры в рекреационном пространстве СГГА. В ней рассматриваются возможности восстановительных мероприятий с помощью спортивно массовых мероприятий и самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов и преподавателей геодезической академии.

Ключевые слова: рекреация, физическая культура, студент,спортивные объекты.

RECREATION ENVIRONMENT IN SSGA

Valery A. Lopatin

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (383)210-75-88, e-mail: [email protected]

Olga V. Lopatina

Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economics and Civil Service under the President of Russian Federation, 630102, Russia, Novosibirsk, 6 Nizhegorodskaya, Head of the Department of Physical Education and Recreation, tel. (383)373-12-01, e-mail: [email protected]. su

The paper deals with physical education place in SSGA recreation environment. Rehabilitation processes through mass sports events and students and teachers exercising are considered.

Key words: recreation, physical education, student, sports facilities.

Учёба в Сибирской государственной геодезической академии требует от современного студента огромных затрат физических, психических и нравственных сил. Руководство академией и кафедра физической культуры рассматривают возможности рекреационного пространства как важнейший аспект своей политики в контексте развития вуза. Ведётся постоянный поиск и оценка территорий, перспективных для развития индустрии отдыха, спорта, оздоровления. В распоряжении вуза находятся такие объекты, как «Учебный полигон», расположенный в 40 километрах от города. Там студенты проходят производственную практику, а в свободное время используют

природные условия и ресурсы для активного отдыха. Самые популярные виды спорта на территории полигона - настольный теннис, футбол, волейбол, купание в реке Иня. В целях интенсивного развития физической рекреации в собственности вуза появился новый объект — туристическая база в красивейшем месте на берегу Обского моря в сосновом бору. Ежегодно кафедра физкультуры совместно с профкомом вуза организуют незабываемый праздник для студентов и сотрудников — «День здоровья». По сложившейся традиции в природных условиях проводятся массовые соревнования, вызывающие постоянный интерес студентов. Из года в год количество желающих поучаствовать в этом мероприятии увеличивается. Учитывая природные факторы, подбираются конкурсы и спортивные состязания. Самые полюбившиеся виды - эстафеты для развития скорости и координации движений, для развития ловкости — прыжки в мешках и ходьба на ходулях, на точность попадания футбольного мяча в ворота, баскетбольного — в кольцо. Для развития силы - жимы и рывки гири. Для развития выносливости - лыжные гонки. Для развития концентрации внимания и точности большой популярностью пользуется стрельба из пневматической винтовки и пистолета. А самым ярким в эмоциональном плане видом является перетягивание каната. В этом рекреационном пространстве просматривается взаимоотношение природы и человека. Общение с природой, активный отдых способствуют восстановлению студентов после интенсивных умственных нагрузок. Важнейшим элементом для дальнейшего развития туристско-рекреационных комплексов является увеличение на имеющихся территориях вуза количества спортивно -оздоровительных мероприятий. В зимнее время года на территории вуза действуют открытые спортивные площадки. Студенты, проживающие в общежитиях рядом с академией, регулярно играют в футбол, не зависимо от времени года. Студенты и сотрудники вуза с удовольствием посещают каток. Размер площадки, занятой идеальным льдом, составляет 70х40 метров. Массовое катание на коньках — прекрасное оздоровительное и закаливающее средство.

Очевидна актуальность роли физической рекреационной деятельности в формировании определенных качеств личности: повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния (улучшении настроения), которые способствуют успешности в жизни и самореализации.

Слово «рекреация» — производное от латинского слова, имеющего несколько вариантов и, следовательно, несколько значений:

- гесгео (рекрео) — воссоздавать, воспроизводить, обновлять;

- гесгеаШт (рекреатум) — восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять;

- гесгеаге (рекреарэ) — выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать, приходить в себя;

гесгеайо (рекреатио) — восстановление (сил), выздоровление.

Физическая рекреация привлекает своей спецификой внимание и симпатии людей разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности. Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации заключается и в том, что она имеет огромное количество разновидностей, предоставляет широкие возможности для контактов с естественной средой. Несложные и разнообразные средства делают ее доступной для людей всех возрастов. Сочетание в занятиях элементов игры и соревнования создает неограниченные возможности для расширения ее привлекательности (развлечения, игры, состязания и т.п.).

Несмотря на то, что вуз предоставляет в распоряжение студентов и сотрудников свои рекреационные комплексы, мы сталкиваемся с проблемой нехватки спортивных площадок. Много лет все с нетерпением ждут появления новых спортивных объектов вуза - спортивного комплекса и плавательного бассейна. Это помогло бы снять напряжение в рекреационном пространстве вуза. Мы наблюдаем, как наши студенты, не получают возможности дополнительно от академических занятий физической культурой посещать спортивные секции по популярным в вузе видам спорта, таким как: настольный теннис, лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, стритбол, футбол. Чтобы удовлетворять свои естественные потребности в движении, они уходят в невузовские спортивно-оздоровительные центры.

Руководство вуза озабочено расширением рекреационного пространства. Например, регулярно для студентов проводятся на арендованных площадках различные мероприятия: соревнования между учебными группами в боулинге, туристические поездки в горнолыжный центр Шерегеш.

Сотрудники и студенты академии могут провести свой досуг в атлетическом зале, который находится в общежитии вуза. Сборные команды профессорско-преподавательского состава оттачивают своё мастерство в бадминтоне, настольном теннисе и футболе в спортивном зале академии, что позволят успешно выступать в Спартакиаде вузов города «Бодрость и здоровье».

Очевидно, что все проблемы физической рекреации вуза связаны с отсутствием дополнительных спортивных объектов и, как следствие, недостаточным обеспечением потребностей студентов в разнообразных формах физической культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рыжкин Ю. Е. Социально-психологические основы физической рекреации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №30. С.2.

2. Макеева В.С., Бойко В.В. Теория и методика физической рекреации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Орёл: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011. С. 8-10.

© В. А. Лопатин, О. В. Лопатина, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.