Научная статья на тему 'Реконструкция социального состава населения Золотой Орды по данным погребального обряда'

Реконструкция социального состава населения Золотой Орды по данным погребального обряда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зубарева Елена Геннадьевна

Статья посвящена изучению социальной реконструкции погребений золотоордынского времени, расположенных на территории Нижнего Поволжья. Кочевые группы являлись представителями различных этнических групп. Сравнительный анализ показал резкую социальную дифференциацию, как внутри города, так и между городами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реконструкция социального состава населения Золотой Орды по данным погребального обряда»

УДК: 902.1

Зубарева Елена Геннадьевна

аспирант. Волгоградский государственный университет elena lisa89@mail.ru Elena G.Zubareva Graduate student. Volgograd state University elena lisa89@mail.ru

Реконструкция социального состава населения Золотой орды по данным погребального обряда

The reconstruction of the social composition of the population of the Golden Horde according funeral rites

Аннотация. Статья посвящена изучению социальной реконструкции погребений золотоордынского времени, расположенных на территории Нижнего Поволжья. Кочевые группы являлись представителями различных этнических групп. Сравнительный анализ показал резкую социальную дифференциацию, как внутри города, так и между городами.

Ключевые слова: археология, антропология, Золотая орда, социальная реконструкция.

Annotation. The article is devoted to the study of social reconstruction of the burials of the Golden Horde time, located on the Lower Volga. Nomads were representatives of different ethnic groups. Comparative analysis showed a sharp social differentiation, both within cities and between cities.

Key words: archaeology, anthropology, the Golden Horde, social reconstruction.

Золотая Орда считается одним из крупнейших средневековых государств Евразии. Она является уникальным историческим явлением, соединившим в себе городские и кочевые традиции. Нижневолжский регион был основным центром политической, экономической и культурной жизни Джучидского государства. На этой территории зафиксировано множество интереснейших средневековых памятников XIII-XIV вв. Значительный комплекс письменных источников, вещественный материал, накопленный в ходе археологических раскопок, дают возможность всестороннего изучения политической истории, хозяйственной жизни золотоордынского населения, их религии, традиций. Но всё это лишь косвенно свидетельствует о носителях этой культуры. Какими же были они сами, позволяют понять их синтез с антропологическими исследованиями. Актуальность данной работы заключается в объединении всех известных социальных реконструкций золотоордынского времени по Нижнему Поволжью и их анализ.

Социальную реконструкцию золотоордынского общества одним из первых предпринял Л.Т. Яблонский. Для этого он использовал сочетания типов погребальных конструкций и антропологии [1]. В результате данного анализа по Селитренному некрополю он выделил четыре основных типа погребального обряда:

I. Кирпичный склеп с надгробием на территории мавзолея, связанный с захоронениями городской знати. По этому обряду хоронили в большей степени мужчин. Антропологически группа отличается большим набором признаков, характеризующих монголоидный расовый тип. Люди, погребенные здесь, доживали до старческого возраста, что также характеризует их высокий уровень жизни и косвенно социальный статус. Эту группу Л.Т. Яблонский связывает с группой завоевателей, пришедших с востока;

II. Могила с подбоем без надгробия на рядовом кладбище, где тело умершего уложено по канонам ислама на правый бок, лицом к югу, головой на запад. По антропологическому облику, погребенные в таких сооружениях представлены в основном брахикранными европеоидами. Этот тип наиболее близок населению Средней Азии. Сами погребальные сооружения имеют сходство с комплексами синхронного населения Хорезма, где у ислама более давние традиции, что и объясняет вполне сложившийся устойчивый мусульманский погребальный обряд;

III. Могила с деревянным перекрытием без определенного способа трупоположения;

IV. Могилы без перекрытия и надгробия, расположенные на рядовом кладбище.

Две последние группы не отличаются дорогостоящими погребальными сооружениями, явно не принадлежат к городской элите. Погребения типа III удовлетворяют основным требованиям ислама - изоляции мертвого тела, но мусульманский погребальный обряд в этой группе до конца не выдержан - не всегда лицо и тело ориентированы к югу. Группа эта по антропологическим критериям характеризуется смешанным европеоидно-монголоидным комплексом. Погребения группы IV не имеют никакого отношения к исламской традиции. По морфотипу, это преимущественно европеоиды. Обе эти группы Л.Т. Яблонский связывает с местным кочевым населением, осевшим в городах, находящимся на «разной стадии исламизации» [3].

По такому же принципу Л.Т. Яблонским были изучены материалы некрополя Водянского городища. Он разделил всю совокупность погребений на три большие группы, связав тип погребальной конструкции с возможным социальным статусом погребенных. Изучил отдельно захоронения на территории мечети; в мавзолеях и на рядовом кладбище. На основе статистического анализа выявлено 4 основных типа погребений:

I. Захоронения в кирпичных склепах и под надгробиями, которые были обнаружены на территории мечети и в мавзолеях.

II. Могилы с подбоями и под надгробиями, не имеют четких локализаций.

III. Могилы в деревянных деревянных склепах без надгробий,

обнаруженные в мавзолеях.

IV. Погребения с деревянным перекрытием или вообще без надмогильных и внутримогильных сооружений, расположенных на рядовом кладбище [3].

Первые два типа погребений с дорогими сооружениями, несомненно, связаны с высоким социальным статусом и с религиозной традицией. Подбои могут быть связаны с мусульманским населением, так как указывают направление на Мекку (на Каабу), но могут связываться и с монгольской языческой традицией. Надгробия и внутримогильные сооружения отличаются многообразием форм - кирпичные надгробия с отвесными стенками, ступенчатые надгробия с каменным цоколем, вымостка из камня, ряд кирпичей, поставленных на угол, т.е. уложенных «в елочку» и другие. Все эти варианты хорошо известны из исследований средневековых некрополей различных областей Средней Азии [5]. Погребения с подбоем, но без надгробий - редки, составляют около 2% всей выборки. По-видимому, имущая часть населения не отличалась этнической однородностью. Деревянные склепы характерны для болгарской традиции, но, кроме этого, еще и для степной кочевнической. Сказывалась и неоднородность социального порядка, обусловившая появление погребений типа 4 рядового кладбища с разнообразными, но недорогими сооружениями в могилах [2].

Выводы, полученные в результате обработки материалов двух некрополей - Селитренного и Водянского городищ, не идентичны. Очевидно, социально-этнические процессы в среде городского населения Золотой Орды в столице государства и за ее пределами проходили не одинаково. Специальные исследования показали, что антропологический состав жителей обоих городов не был идентичным. К началу XIV в. большую часть горожан Золотой Орды составляли люди смешанного (европеоидно-монголоидного) типа, физически напоминающие современных представителей южно-сибирского антропологического комплекса. При этом определенно преобладал европеоидный компонент. Судя по всему, как в провинции, так и в городах Золотой Орды, процесс ассимиляции шел в направлении смешивания завоевателей-монголов с местным населением. Антропологическая и этнокультурная ассимиляция в городе проходила достаточно активно, что, в свою очередь, привело к нарушению, а затем и к полному исчезновению захватчиков. Однако, по сравнению с Водянским городищем, этот процесс в столице имел некоторые особенности, нашедшие достаточно четкое отражение в материалах некрополя Селитренного городища. Во-первых, на некрополе Селитренного городища погребальный обряд более унифицирован. В конце XIV в. тут отчетливо складываются некоторые типы погребального обряда, как в высших, так и в прочих социальных слоях населения, например погребения в склепах и в могилах с подбоями.

Исламизация городского населения проходит более аквтивно, в отличие от сельского населения. Сказывалось не только давление центральных властей, но и географическая приближенность Селитренного городища к среднеазиатским центрам мусульманской цивилизации. Во-вторых, погребения

в склепах некрополя Селитренного городища имеют достаточно определенную связь с монголоидным компонентом населения. На Водянском городище эта связь весьма завуалирована. Здесь прослеживаются лишь отголоски изначальной традиции хоронить людей монголоидного облика в богатых склепах, в мавзолеях, на почетных участках кладбища. В столице завоеватели в течение более длительного времени сохраняли свою социальную и этническую обособленность. Там их было численно больше, и они имели больший социальный вес. Подчеркивается религиозная и, вероятно, социальная общность представителей разных этнических групп [4].

Из всего вышесказанного очень хорошо видно, что в больших золотоордынских городах Нижнего Поволжья явно выступает резкая социальная дифференциация погребений - погребения в богатых склепах из кирпича с надгробиями в мавзолеях в большинстве своем принадлежат монголоидной верхушке горожан (они составляют 7, 4% всего изученного количества могил). Погребения в простых ямах без перекрытий и надгробий в рядовых участках кладбищ городского плебса, смешанного, преимущественно европеоидного по антропологическому облику составляют 56% всех изученных погребений. Остальные погребения принадлежат к промежуточным средним слоям населения городов. Широкое применение при сооружении могил сырцового и обожженного кирпича, захоронение барана сближают мусульманский погребальный обряд нижневолжских городов со среднеазиатским. В погребальном обряде мусульман из Селитренного городища можно выделить четыре типа: городской знати, правоверных мусульман, низовой в социальном отношении группы городского населения и обряд людей, которые как будто специально хотели подчеркнуть свою непричастность к исламу.

Литература:

1. Балабанова М.А., Перерва Е.В., Зубарева Е.Г. Антропология Красноярского городища золотоордынского времени. Волгоград, 2011.

2. Блохин В.Г. Археология золотоордынских городов Нижнего Поволжья: учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. С. 103-110.

3. Герасимова М.М., Рудъ Н.М., Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М.: Наука, 1987.

4. Яблонский Л.Т. К палеоантропологии средневекового населения Поволжья // Степи Европы в эпоху Средневековья. Т. 6. Золотоордынское время. Донецк, 2008. С. 269-286.

5. Ягодин В.Н., Ходжайов Т.К. Некрополь Древнего Миздахкана. Ташкент, 1970.

Literature.

1. Balabanov M.A, Pererva E.V, Zubarev E.G. Anthropology of the Krasnoyarsk fort of the Golden Horde. Volgograd, 2011.

2. Blokhin V.G Archaeology of the Golden Horde towns of the Lower Volga: a tutorial. Volgograd: Publishing House of the Volgograd State University, 2006, Р. 103-110.

3. Gerasmovа M.M, Rud N.M, Yablonsky L.T. Anthropology of ancient and

medieval population in Eastern Europe. M.: Science, 1987.

4. Yablonsky L.T. To paleoanthropology of the medieval population of the Volga // Steppes of Europe in the Middle Ages. T. 6 Golden Horde period. Donetsk, 2008, P. 269-286.

5. Yagodyn V.N Hodzhayov T.K. Necropolis of ancient Mizdahkan. Tashkent,

1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.