Научная статья на тему 'РЕКОНСТРУКЦИЯ «СЕРОГО ПОЯСА» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕЛЁНОГО КАРКАСА'

РЕКОНСТРУКЦИЯ «СЕРОГО ПОЯСА» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕЛЁНОГО КАРКАСА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
191
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОЯС / СЕРЫЙ ПОЯС / РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ЗЛЁНЫЙ КАРКАС

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гомозов В.И.

Исторические промышленные территории Санкт-Петербурга обладают нераскрытым природным потенциалом. Зачастую на этих территориях расположено множество зелёных островов. Многие промышленные территории примыкают к рекам. Также здесь содержится потенциал для развития довольно скудного природного каркаса исторической части Петербурга и связи этого каркаса с более развитыми злёными территориями новый районов города. Сейчас «Серый пояс» Петербурга находится в стадии активной реконструкции и редевелопмента. Эти изменения часто выглядят хаотичными и бессистемными. В статье исследуются подходы к формированию устойчивого и непрерывного злёного природного каркаса предложенные девятью ведущими архитектурными и градостроительными бюро в рамках конкурса «Серый пояс - Преобразование. Международный архитектурно-градостроительный конкурс на концепцию преобразования южной части территории исторического селитебно-промышленного пояса Санкт-Петербурга» проведенного в 2016 году Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. В представленных проектах проведён анализ связей внутри реконструируемых территорий и связей с прилегающими территориями Санкт-Петербурга, обладающими сформированным злёным каркасом и или требующими его дополнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF THE "GRAY BELT" OF ST. PETERSBURG: THE PROBLEM OF FORMING A GREEN FRAME

The historical industrial territories of St. Petersburg have untapped natural potential. Often in these territories there are many green islands. Many industrial areas adjoin rivers. It also contains the potential for the development of a rather meager natural framework of the historical part of St. Petersburg and the connection of this framework with the more developed green areas of the new districts of the city. Now the "Grey Belt" of St. Petersburg is in the stage of active reconstruction and redevelopment. These changes often appear chaotic and unsystematic. The article explores approaches to the formation of a sustainable and continuous green natural framework proposed by nine leading architectural and urban planning bureaus within the framework of the Gray Belt - Transformation. International architectural and urban planning competition for the concept of the transformation of the southern part of the territory of the historical residential and industrial belt of St. Petersburg ” held in 2016 by the Committee for Urban Planning and Architecture of St. Petersburg. In the presented projects, the analysis of connections within the reconstructed territories and connections with the adjacent territories of St. Petersburg, which have a formed green frame and or require its addition, was carried out.

Текст научной работы на тему «РЕКОНСТРУКЦИЯ «СЕРОГО ПОЯСА» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕЛЁНОГО КАРКАСА»

Реконструкция «Серого пояса» Санкт-Петербурга: проблема формирования зелёного каркаса

Гомозов Василий Игоревич

старший преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, vasily.gomozov@yandex.ru

Исторические промышленные территории Санкт-Петербурга обладают нераскрытым природным потенциалом. Зачастую на этих территориях расположено множество зелёных островов. Многие промышленные территории примыкают к рекам. Также здесь содержится потенциал для развития довольно скудного природного каркаса исторической части Петербурга и связи этого каркаса с более развитыми злёными территориями новый районов города. Сейчас «Серый пояс» Петербурга находится в стадии активной реконструкции и редевелопмента. Эти изменения часто выглядят хаотичными и бессистемными. В статье исследуются подходы к формированию устойчивого и непрерывного злёного природного каркаса предложенные девятью ведущими архитектурными и градостроительными бюро в рамках конкурса «Серый пояс - Преобразование. Международный архитектурно-градостроительный конкурс на концепцию преобразования южной части территории исторического селитебно-промышленного пояса Санкт-Петербурга» проведенного в 2016 году Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. В представленных проектах проведён анализ связей внутри реконструируемых территорий и связей с прилегающими территориями Санкт-Петербурга, обладающими сформированным злёным каркасом и или требующими его дополнения.

Ключевые слова: промышленный пояс, серый пояс, редеве-лопмент, реконструкция, злёный каркас.

Исторические промышленные территории Санкт-Петербурга обладают нераскрытым природным потенциалом. Зачастую на этих территориях расположено множество зелёных островов. Многие промышленные территории примыкают к рекам. Также здесь содержится потенциал для развития довольно скудного природного каркаса исторической части Петербурга и связи этого каркаса с более развитыми злёными территориями новый районов города. Сейчас «Серый пояс» Петербурга находится в стадии активной реконструкции и редевелопмента. Эти изменения часто выглядят хаотичными и бессистемными.

В этой статье проанализирована одна из попыток городских властей сформулировать общие подходы к реконструкции «Серого пояса». В 2016 году был проведён архитектурный конкурс на реконструкцию южной части серого пояса. Проектные предложения девяти участников в сентябре 2016 года были опубликованы на сайте КГА Санкт-Петербурга и представлены в книге выпущенной издательством «Балтикум» [4]. Ниже представлен анализ конкурсных предложений участников конкурса. Исследование сосредоточено на выявлении в проектах принципов и подходов к формированию зелёного каркаса этих территорий, его непрерывности и устойчивости. Также анализ будет проведен на основе принципов, сформулированных Дж. Джекобс [4], В.П. Юдинцевым [2], а также раскрытых в статье Е.Н Лебедевой [1].

Проект консорциума трех архитектурных мастерских: «Евгений Герасимов и партнёры» Санкт-Петербург, Россия, Сергей Чобан SPeeCH. Москва, Россия, nps tchoban voss, Берлин, Германия.

Авторы предлагают создать на месте серого пояса огромную парковую территорию, сопоставимую по масштабу с всей центральной частью города. Это решение характерно для большей части проектных команд. Застройка размещается отдельными анклавами на огромных озеленённых территориях. Не смотря на утверждение зелёной темы, как основной и целеполагающей, в проекте мало внимания уделено злёным объектам меньшего масштаба - озеленённым улицам, бульварам, скверам, являющимися полноценными и неотъемлемыми частями злёного каркаса, обеспечивающими связанность всей природной сети. Из-за игнорирования мелкого и среднего масштабов проекте не отображены связи с элементами зелёного каркаса центральной исторической части Санкт-Петербурга. Связи с районами новой застройки существуют, но в проекте они касаются только крупных элементов таких, как Парк Победы. При этом Екатерингофский парк остался отрезанным от проектных парков.

Проект мастерской «Земцов, Кондиайн и партнёры», Санкт-Петербург, Россия.

Авторы проекта предлагают решить зелёный каркас реконструируемых территорий, как «ряд новых зеленых

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

зон разного размера, объединенных пешеходными улицами и бульварами в целую сеть связанных между собой пространств. Главным связующим элементом этой сети предлагается пешеходная прогулочная «магистраль» вдоль всей южной части Серого пояса от парка Екатерингоф до Невы» [3]. Схематичность изображений не позволяет выявить связанность проектных территорий с зелёными элементами города, но в отличие от предыдущего проекта озеленение решено парками масштаба адекватного Петербургу, равномерно распределёнными по территории. Заявленная в проекте «злёная магистраль», при более точной отрисовке на разработанном фрагменте, исчезла. На этом фрагменте видно, что авторы не смогли реализовать, сформулированный в пояснительной записке принцип пронизывающего весь серый пояс линейного парка. На фрагменте часть «зелёной магистрали» не читается, и не имеет связей с окружением - выродилась в череду не связанных друг с другом элементов озеленения.

Проект архитектурного бюро «Студия 44».

Предлагаемый проектом зелёный коридор, связывающий все территории «серого пояса», проходит совместно с транспортной магистралью непрерывного движения объединяющей автомобильную железную дорогу. Такое решение позволяет развить зелёную связь максимально простыми способами, сняв большинство проблем с земельными спорами и используя полосы отвода для дополнительного озеленения. Хотя решение и простое, но полноценный элемент злёного каркаса создать не получится из-за повышенного атмосферного, шумового и светового загрязнения вблизи магистрали. Также из-за большого количества развязок и разъездов будет сложно создать непрерывную злёную среду, как для парковых функций (движения пешеходов и велосипедистов), так и для создания самоподдерживающейся экологической системы. Тем не менее максимальное озеленение транзитных магистралей позволяет снизить негативное влияние на прилегающие территории.

Отдельно стоит отметить, что в проекте уделено внимание злёным связям с элементами злёного каркаса окружающих территорий. Само озеленение решено в меньших масштабах, чем в остальных проектах, что обусловлено более реалистичным подходом к ситуации. «Часть железнодорожных веток давно представляет собой своего рода направления-атавизмы. Эти направления используются для формирования системы зеленых путей, или линейных парков. Зеленые пути связывают в единую систему существующие и проектируемые зеленые массивы Серого пояса» [3]

Проект архитектурной мастерская ТПО «Резерв», Москва, Россия.

Авторы, как и в первом описанном проекте, трактуют все реконструируемые территории, как огромный парк с размещенными в нём анклавами «островами застройки». Парковые пространства так же по масштабу примерно равны центральной исторической части города. О негативных сторонах парковых пространств большого размера уже было сказано выше. Положительные черты проекта это большего внимание, уделённое авторами, связям с зелёными элементами центральной части.

Проект мастерской "Maccreanor Lavington Architects - MLA+", Голландия.

В этом проекте авторы наиболее подробно раскрыли подход к созданию зелёного каркаса. Каркас формиру-

ется четырьмя основными радиальными направлениями, соединяющими зелёные системы центральной части Петербурга с новыми районами. Уделено внимание уже сложившимся пусть и хаотично элементам озеленения реконструируемых территорий: «В своем нынешнем состоянии СП испытывает дефицит зеленых насаждений общего пользования (большая часть внесенных в реестр зеленых насаждений относятся либо к кладбищам, либо к внутриквартальному озеленению). В то же время значительная часть этих территорий фактически является озелененной: на землеотводах железнодорожных путей (в т.ч. на заброшенных и тупиковых ветках, канавах и т.п.), в неиспользуемых санитарных и складских зонах предприятий, гаражных массивах и т.п. активно возобновляются растительные сообщества с высоким уровнем биоразнообразия. Формируются уникальные гибридные, полуестественные, полуискусственные ландшафты - «вторая природа». Расположение этих своеобразных ландшафтов вдоль радиальных и широтных ж/д путей позволяет максимально задействовать их потенциал для создания сети зеленых коридоров и бульваров.»[3]. Также обозначена роль озеленения в фиторемедиации загрязнённых почв. К сожалению, в графической части сформулированные решения выражены недостаточно так, как заявленный подход требует более детальной и внимательной проработки, которую в рамках конкурсного проекта невозможно реализовать.

Проект архитектурного бюро «Рождественка» Москва.

Авторы проекта реконструкции акцентируют внимание именно на создании зелёного каркаса. Однако в графических материалах (на основной схеме генплана) хорошо считывается подход, направленный на создание обширной сети озеленённых пространств разного масштаба и разной роли в иерархии зелени. Хорошо видно включение в общую систему внутриквартального озеленения, поддерживающего зелёную сеть на территориях общего пользования. Также авторы большую роль отводят развитию и восстановлению водного каркаса, который играет важную роль в поддержании экологической устойчивости природных систем. Также авторы проекта реконструкции отводят большую роль растительности и природным системам в задаче восстановления загрязненных почв. Одним из аспектов улучшения экологической ситуации является подход к решению транспортной проблемы, путем недопущения сверхконцентрации транспортных потоков - в проекте постулируется отказ от крупных магистралей, нарушающих целостность среды и создающих опасные концентрации атмосферного, шумового, светового загрязнения прилегающих территорий.

Проект архитектурного бюро «Яузапроект», Москва, Россия.

В проекте заложена интересное решение, позволяющее организовать хорошую связь между озеленёнными пространствами центральной части Петербурга и элементами зелёного каркаса на реконструируемых промышленных территориях: «Проектом предлагается связать парки в единый зеленый каркас, посредством организации бульвара на Обводном канале. Отдельного внимания заслуживает набережная реки Екатерин-гофки, которая становится логичным продолжением набережной Невы, общей протяженностью от Летнего сада до Кировского парка.»[3]. Это решение также объ-

единяет клинья природного каркаса, которые пересекают реконструируемые территории «Серого пояса» с севера на юг соединяя каркасы старого и нового Петербурга. Также стоит отметить, что предложенный вариант реконструкции набережных Обводного канала, позволяет объединить водный и зелёный каркасы города, что создаст более устойчивую экосистему. Стоит подчеркнут ещё одну положительную черту проекта, это внимание авторов к связи природного каркаса «серого пояса» и прилегающих территорий. Авторы предлагают решение природного каркаса не только на территориях проектирования, но и предлагают проект развития зелёного каркаса всех примыкающих территорий, интегрируя свои решения в более широкую схему.

Однако, нужно отметить, что хордовые зелёные связи внутри самой территории проектирования развиты слабо. А так как авторы больше акцентировали внимание на решении транспортных проблем, то в проекте зелёный каркас часто рассекается транспортными магистралями.

Проект архитектурного бюро "Helin&Co", Финляндия.

В проекте, как и в нескольких других описанных выше, вся реконструируемая территория решена в виде огромной парковой территории, а главное хордовое направление зелёного каркаса организованно в коридоре транспортной магистрали, объединяющей скоростное автомобильное и железнодорожное движение. Внимание развитию связей злёного каркаса с центральной частью исторического Петербурга не уделено.

Проект архитектурного бюро "Transborder Studio", Норвегия.

Проект реконструкции территорий «Серого пояса» включает решения по организации зелёного природного ландшафта, через организацию четырёх крупных парковых пространств, и интеграцию существующих элементов озеленения, в частности стихийно сложившихся на неиспользуемых территориях, в единую систему взаимосвязанных элементов. «Четыре Больших Парка включают в себя целый спектр ландшафтных концепций от простого прокладывания тропинок до устройства более организованных парковых пространств, которые могут быть реализованы постепенно с течением времени. Система "третьих ландшафтов", существующие остаточные пространства, снова отданные природе на откуп, дополняет концепцию четырех Больших Парков. Это не требующая затрат, но важные зеленые коридоры для сохранения биоразнообразия городской экосистемы, местного управления водными ресурсами и пешеходного и велосипедного движения. Интеграция "синей" -водной - инфраструктуры в ландшафты уменьшает потребности в дорогостоящей технической подземной инфраструктуры, таких как ливневая канализационные и дренажные системы, а также обеспечивает большее присутствие воды в общественных пространствах города и способствует улучшению качества поверхностных вод, повышает привлекательность рекреационного использования» [3]. Этот подход представляет собой промежуточный вариант, между организацией «Зелёного пояса» вместо «Серого пояса» и решением всей территории в виде сети относительно малых парковых пространств, более приближенных по масштабу к городским паркам исторической части Санкт-Петербурга. Сеть природных связей внутри проектируемой территории, разработана подробно и с вниманием к особенно-

стям сложившихся структур. Также подробно проработаны связи зелёного природного каркаса проектируемых территорий промышленного пояса с прилегающими территориями. Разработаны связи с такими элементами озеленения исторической части Петербурга как: продолжение зелёного коридора улицы Циолковского, продолжение набережной реки Екатерингофки, выход злёного коридора к Витебскому вокзалу, Введенскому саду и саду театра юных зрителей, зелёный выход к Кременчугской улице и саду Боткинской больницы, выход к комплексу садов Александро-Невской лавры. Также разработаны и связи с территориями нового Петербурга: с парком Авиаторов, Московским парком Победы, выход к злёному коридору реки Волковки, выход к Софийской улице, и связь с Невским парком. Одним из минусов стоит признать, что главная хордовая связь проходит в коридоре проектируемой Восточной скоростной хорды, минусы такого решения описаны выше.

Переходя к выводам можно отметить общие черты в проектах.

Завышенный масштаб злёных зон.

Господствующий тренд на повышенное внимание к озеленению городских территорий заставил большую часть команд гиперболизировать в своих проектах природную тему. Созданы огромные парковые пространства, которые хороши для устойчивого развития, но при определённых условиях сами порождают проблемы. В Дж.Джекобс в своей книге [4], уделила большое внимание проблемам проектирования озеленённых территорий большого масштаба. На таких территориях сложно обеспечить безопасность, насытить их необходимым количеством функций и антропогенной нагрузки, а также обеспечить необходимым уходом при ограниченном бюджете. При падении уровня жизни жителей прилегающих территорий большие парки часто маргинализиру-ются, и приходят в запустение, превращаясь из элементов объединяющих городскую среду в непроходимые барьеры. При увеличении парковых площадей приходится принести в жертву связанность городской ткани и уменьшению уличной сети, что приводит к концентрации автомобильного движения на узких направлениях [2], что само по себе вредит и устойчивости, и экологическому благополучию территорий.

Разнообразный масштаб элементов.

При создании природных каркасов необходимо применять все масштабы из иерархического набора от лесопарков до дворового озеленения. Все эти элементы вместе и создают устойчивую природную среду. Только в двух проектах набор элементов был достаточно отображен. Видимо это не вина архитекторов, а особенность конкурсной формы. Слишком большому числу задач нужно было уделить внимание.

Раскрытие потенциала территории и внимание к злёным связям с прилегающими территориями.

Лишь несколько команд обратили внимание на то, что сами по себе территории «Серого пояса» на данный момент уже обладают мощным природным потенциалом. Только две команды попытались использовать и развить, существующее на промышленных территориях, озеленение. Затевая огромный парк и постулируя пешеходные и велосипедные связи на территориях проекта, авторы забывают об уже существующих злёных коридорах на прилегающих территориях и уделяют мало внимания к связанности и устойчивости всей территории в целом.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M M

Литература

1. Лебедева Е. Н. Подходы к преобразованию жилой среды «Серого пояса» Санкт-Петербурга с учетом пандемии // Инженерно-строительный вестник Прика-спия: научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2021. № 1 (35). С. 57-65

2. Юдинцев В.П. Невидимый город //Academia. Архитектура и строительство. №1, 2022. С. 68-76

3. Серый пояс - Преобразование. Международный архитектурно-градостроительный конкурс на концепцию преобразования южной части территории исторического селитебно-промышленного пояса Санкт-Петербурга : сб. / В. Григорьев и др. - СПб. : Балтикум, 2017. - 180 с.

4. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. — 460 с.

Reconstruction of the "Gray Belt" of St. Petersburg: the problem of

forming a green frame Gomozov V.I.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering JEL classification: L61, L74, R53

The historical industrial territories of St. Petersburg have untapped natural potential. Often in these territories there are many green islands. Many industrial areas adjoin rivers. It also contains the potential for the development of a rather meager natural framework of the historical part of St. Petersburg and the connection of this framework with the more developed green areas of the new districts of the city. Now the "Grey Belt" of St. Petersburg is in the stage of active reconstruction and redevelopment. These changes often appear chaotic and unsystematic.

The article explores approaches to the formation of a sustainable and continuous green natural framework proposed by nine leading architectural and urban planning bureaus within the framework of the Gray Belt - Transformation. International architectural and urban planning competition for the concept of the transformation of the southern part of the territory of the historical residential and industrial belt of St. Petersburg " held in 2016 by the Committee for Urban Planning and Architecture of St. Petersburg. In the presented projects, the analysis of connections within the reconstructed territories and connections with the adjacent territories of St. Petersburg, which have a formed green frame and or require its addition, was carried out.

Keywords: industrial belt, gray belt, redevelopment, reconstruction, green frame.

References

1. E. N. Lebedeva The concept of transformation of the residential environment of the "Gray Belt" of St. Petersburg in view of the pandemic// Scientific Journal "Engineering and Construction Bulletin of the Caspian Region", 2021, №1 (57-65)

2. V.P.Yudintsev. The Invisible City. // Academia. Architecture and Construction. №1, 2022, 152 p.

3. Transforming the grey belt. International architecture and urban-planning competition to find a concept for transforming the southern part of st petersburg's historical residential/industrial belt : sat. / V. Grigoriev et al. -St. Petersburg : Baltikum, 2017. - 180 s

4. Jane Jacobs The Death and Life of Great American Cities / Moscow: New Publishing House, 2011. - 460 p.

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.