Оригинальная статья УДК 81'42:811.111
DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-97-104
Реконструкция концепта self-reflection на материале лингвистического корпуса английского языка
М.В. Цыгулева^З
сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. омск, российская Федерация ORcID ID: 0000-0002-6957-4438, Researcher ID: S-8320-2019, Scopus Author Id: 57191039611; e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com
М.А. Федорова
омский государственный технический университет, г. омск, российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-0899-6303, researcher ID: D-7718-2014, Scopus author ID: 57201991279; e-mail: sidorova_ma79@mail.ru
Получена: 4.10.2019 /Принята: 30.10.2019 /опубликована онлайн: 25.12.2019
Резюме: Актуальность работы обусловлена исследовательским интересом к одному из самых распространенных концептов, концепту self-reflection, который является речемыслительным механизмом языкового сознания (индивидуального и коллективного) и в то же время отражает концептуальное видение картины мира носителей английского языка. Статья раскрывает содержание концепта на материале лингвистического корпуса английского языка. Проанализирована структура названного вербализованного концепта. Обосновано применение метода анализа словарных дефиниций и корпусного анализа для выявления информационного содержания, образной составляющей и интерпретационного поля рассматриваемого концепта. Материалом для работы стал корпус современного американского варианта английского языка, британский национальный корпус английского языка, выборка из которых составила 443 текста, а также изречения известных личностей. В результате анализа языкового материала были выявлены когнитивные признаки и построена трехкомпонентная структурно-содержательная схема концепта. Авторы пришли к выводу о том, что когнитивное сознание представителей английской нации приписывает концепту self-reflection следующие когнитивные признаки: в составе чувственного образа: способность к суждению, анализу, значимость для человека, связь с человеческим сознанием, степень приложенного усилия, продолжительность во времени, степень самостоятельности, частотность, результативность; тщательное и критическое осмысление, восстановление искаженной коммуникации, диалог с самим собой, критический пересмотр, рациональная форма мышления, тщательный анализ, основа самосовершенствования, самопонимание, систематичность; раскрывающие информационное содержание: размышление о себе; характеризующие интерпретационное поле: проверка своих идей, себя, саморазвитие, достижение счастья и успеха, качество зрелой личности, путь к свободе, свет.
Ключевые слова: концепт, дискурс, корпусный анализ, структурно-содержательная схема, языковое сознание, саморефлексия.
Для цитирования: Цыгулева М.В., Федорова М.А. Реконструкция концепта self-reflection на материале лингвистического корпуса английского языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 4:97-104. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-97-104.
original Paper
DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-97-104
Reconstruction of the concept self-reflection on the basis of the English language corpus-informed materials
Margarita V. Tsygu lcvaE3
Siberian State Automobile and Highway university, Omsk, Russian Federation ORcID ID: 0000-0002-6957-4438, researcher ID: S-8320-2019, Scopus author Id: 57191039611; e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com
Maria A. Fedorova
Omsk State Technical university, Omsk, russian Federation ORCID ID: 0000-0002-0899-6303, researcher ID: D-7718-2014, Scopus author ID: 57201991279; e-mail: sidorova_ma79@mail.ru
Received: 4.10.2019 /Accepted: 30.10.2019 /Publishedonline: 25.12.2019
Abstract: The rationale for the present study is the research interest to one of the most wide-spread concept, self-reflection, which is a verbal and cogitative mechanism of the linguistic consciousness (individual and collective) and, at the same time, it reflects the conception of the worldview of the native English speakers. The concept semantics is explained on the material of the English language corpus. The authors analyze the structure of the verbalized concept in question. The study involved analysis of dictionary definitions and corpus analysis to identify the information content, sensory image component and interpretation field of the concept self-reflection. 443 texts form the Corpus of Contemporary American English and the British National Corpus and famous people's utterances were subjected to the analysis. The research resulted in revealing cognitive attributes of the concept and the construction of its three-component structural and semantic scheme. The authors found out that the cognitive dimension of the English people consciousness assigns the following cognitive attributes to the concept self-reflection: sensory image: ability to judge, analyze, importance to a person, connection with human consciousness, degree of efforts made, time duration, degree of independence, frequency, effectiveness; careful and critical thinking, restoration of distorted communication, inner dialogue, critical review, rational form of thinking, careful analysis, basis for self-improvement, self-comprehension, systematic character; information content: thinking about yourself; interpretation filed: testing your ideas, self-testing, self-development, obtaining happiness and success, quality of a mature personality, way to freedom, light.
Keywords: concept, discourse, corpus analysis, structural and semantic scheme, linguistic consciousness, self-reflection.
For citation: Tsyguleva M.V., Fedorova M.F. Reconstruction of the concept self-reflection on the basis of the English language corpus-informed materials. current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019; 4:97-104. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-4-97-104 (In Russ.).
Введение
Концепт self-reflection (с англ. «саморефлексия») считается одним из самых распространенных в философском и психолого-педагогическом дискурсе английского языка настоящего времени. Он входит в ядро лексики, описывающей отношение человека к самому себе и саморазвитию, самоанализ, его действия для реализации осознанного личностного потенциала. Актуальность изучения данного концепта обусловлена как выявлением концептуального видения картины мира носителей английского языка, так и вопросами перевода научных статей с английского на русский язык и наоборот, затруднениями, возникающими у ученых при выборе терминологии. Очевидно, что концептуально такие лексемы, как «саморефлексия», «самоанализ», «самооценка» близки. Однако для более четкого понимания их содержания, а, следовательно, и употребления, следует определить ядерные и коннотативные значения концеп-
тов, их образное и интерпретативное содержание. в данной статье на примере концепта self-reflection произведена попытка анализа этих значений, показаны особенности выявления содержания концепта.
При этом под образным содержанием концепта мы понимаем такой смысловой компонент, который отличается от его информационного (денотативного) содержания и может включать перцептивные, собственно образные, оценочные и ценностные (коннотативные) смыслы. Учитывая то, что понятие «саморефлексия» является отвлеченным и практически не употребляется в переносном значении, в метафорическом или метонимическом контекстах, а концепт - это сгусток смыслов, фреймов, когнитивных представлений, мы предполагаем, что собственно образный компонент будет основан на когнитивном представлении носителей языка о субъекте саморефлексии. Кроме того, он будет включать ценностные и оценочные смыслы, вербализуемые носителями языка и выражающими отношения как к самому процессу рефлексии, так и к ее субъекту. вероятно и влияние анализируемой конецептосферы на выявляемые при анализе структуры концепта смыслы.
Цель статьи
способность человека воспроизводить действительность в мышлении, осуществляя рефлексивную психическую деятельность, напрямую связана с языковым сознанием. Изучение единиц языкового сознания, концептов, составляет основу современных психолингвистических исследований, направленных на выявление особенностей мировосприятия того или иного этноса [1], национальных ценностей [2]. Целью нашего исследования является описание и выявление структуры концепта self-reflection, который является речемыслительным механизмом языкового сознания (индивидуального и коллективного) и в то же время сам отражает концептуальное видение носителей английского языка. объектом анализа являются языковые средства, которые принимают участие в формировании номинативного поля концепта, в первую очередь его прямые номинации.
Обзор литературы
Проблему рефлексии и саморефлексии, внутреннего сознания, самосознания, самопознания, самовыражения поднимали еще древние философы1. Развитие знаний о рефлексии, первоначально рассматриваемой в качестве типа философского мышления, расширило сферу ее применения, перевело с философского на общенаучный уровень. Появилась возможность привлекать ее для решения различных методологических проблем.
Слово «self-reflection», использующееся в качестве синонима «reflection» и означающее в этом случае процесс тщательного обдумывания2, также попало в поле исследовательского интереса, и сегодня его активно изучают и используют разные науки: педагогика, медицина, психология, информатика, психолингвистика. Большое внимание уделяется саморефлексии при решении вопросов, возникающих в связи с автономностью обучения [3], психическими расстройствами [4], психологией потребителя [5], UbiComp технологиями [6], освоением/неосвоением новых лексических единиц [7], изучением языкового сознания [8]. По данным результатов поиска scinapse.io, за период с 1960 г. по 2019 г. пик научного интереса к рассматриваемому явлению наблюдался в 2015 г., когда было опубликовано свыше 1200 научных работ (для сравнения: в 1964 г. их было лишь 9). Однако, если рефлексия, обогатившись новыми значениями, по словам Е.А. Топольской, «утратила собственную терминологическую и понятийную идентичность, самотождественность [9, с. 4]», то предстоит выяснить, какие изменения произошли с концептом self-reflection по сравнению с ее философским толкованием.
Для достижения цели нашего исследования определим номинативное поле концепта. Уточним, что мы опираемся на определение концепта З.Д. Поповой и И.А. Стернина, понимаем его как структурированную единицу мыслительного кода, образованную в результате когнитивной деятельности человека и общества и несущую энциклопедическую информацию и ее интерпретацию сознанием [10, с. 24].
Подробный анализ типологий концепта, проведенный Т.Ю. Тамерьян [11], показал непродуктивность как однопризнаковой классификации концептов, так и разделения секторов концептосферы на маркированные - немаркированные. Другие исследователи (Г.Г. Галич, А.М. Клёстер) для более глубокого изучения категорий мышления используют понятия «слот», «узел», «фрейм», «категориальная сеть» [12].
1 История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. 1376 с. (Мир энциклопедий).
2 Self-reflection // Abbyy Lingvo [Электронный ресурс]. URL: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-en/self-reflection (дата обращения: 06.10.2019)
В нашем исследовании мы будем опираться на структуру концепта, предложенную З.Д. Поповой и И.А. Стерниным [10, с. 75]: чувственный образ (перцептивные когнитивные признаки и образные признаки); информационное содержание (признаки, дифференцирующие денотат концепта); интерпретационное поле (оценочная, энциклопедическая, утилитарная, регулятивная, социально-культурная и паремиологическая зоны).
Методы исследования
для интерпретации языковых явлений все большую популярность приобретает применение корпусной методологии. Благодаря корпусной лингвистике появилась возможность быстро и эффективно осуществлять поиск языкового материала и организовывать его в учебных целях, выявлять проблемы межкультурной коммуникации. На смену анализу идеальной структуры языка все чаще приходит анализ корпуса текстов, поскольку имплицитные смыслы могут в своем объеме значительно превосходить или даже вступать в конфликт с эксплицитными значениями [13], что, несомненно, влияет на восприятие передаваемой через текст как лингвистической, так и экстралингвистической информации. корпусная лингвистика позволяет анализировать культурный слой концептов, увидеть функционирование слова в речи. кроме того, корпус позволяет проследить хронологические особенности использования слова в языке, его жизнь в диахронии. А именно ценностное содержание концепта, его актуальность и функционирование в языке более важны, чем его предметная отнесенность. Корпус представляет собой застывший срез живого языка; корпусы английского языка представляют совокупность текстов конца XX - начала XXI века, по большей части письменных (газетный дискурс, сочинения, переписка, учебники) и частично устных (радиотексты, бытовые диалоги, публичные речи). Поэтому мы полагаем, что дополнением к компонентному анализу вполне могут служить данные анализа корпуса текстов, поскольку в текстовых корпусах лингвистические данные представлены в реальном контексте [14], существует возможность выявить частотность употребления слов, их коллокации.
Результаты и дискуссия
Анализ словарных значений концепта self-reflection в современном английском языке показал, что вследствие семантического родства с существительным reflection, восходящему к reflexionem и рассматривающемуся в связи с поверхностями, отбрасывающими свет или тепло (поздняя латынь), в авторитетных этимологических англоязычных словарях Online Etymology Dictionary1, The Tower of Babel2, Etymological Wordnet3 и Etym0n4 лексема self-reflection отсутствует. Та же ситуация наблюдается с идеографическим словарем Thesaurus.com5 и с электронным толковым словарем Dictionary.com6, основанным на Random House Unabridged Dictionary, American Heritage, Harper Collins и содержащим миллионы словарных статей, в которых также отсутствует словарная статья self-reflection. не менее популярный Collins English Dictionary7, содержание которого составлено в основном на образовательном, языковом и географическом материале, не выдает результатов на запрос о self-reflection.
тем не менее, в ряде словарей английского языка значения reflection и self-reflection разводятся. так, Merriam-Webster8 трактует self-reflection как самоанализ (self-examination), серьезное размышление над своим поведением и убеждениями (англ. careful thought about your own behavior and beliefs) и указывает точный год его первого упоминания - 1644 год. Причем, ни одно значение reflection не повторяет определения self-reflection, и перечни синонимов, получившие фиксацию в данном словаре, у исследуемых слов разные. Оксфордский толковый словарь английского языка (Oxford Dictionary9), дает определение self-reflection как серьезному размышлению о ч.-л. характере и действиях (англ. serious thought about one's character and actions).
1 Online Etymology Dictionary. URL: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 07.10.2019).
2 The Tower of Babel. URL: http://starling.rinet.ru/ (дата обращения: 07.10.2019).
3 Etymological Wordnet. URL: http://www.lexvo.com/ (дата обращения: 07.10.2019).
4 Etymen. URL: www.etymon.org (дата обращения: 07.10.2019).
5 Thesaurus.com. URL: https://www.thesaurus.com/noresult?term=self-reflection&s=t (дата обращения: 17.09.2019).
6 Dictionary.com. URL: https://www.dictionary.com/browse/self-reflection?s=t (дата обращения: 17.09.2019).
7 Collins English Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/spellcheck/english?q=self-reflection (дата обращения: 29.09.2019).
8 Merriam-Webster. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/self-reflection (дата обращения: 29.09.2019).
9 Oxford Dictionary. URL: https://www.lexico.com/en/definition/self-reflection (дата обращения: 07.10.2019).
В Cambridge Dictionary1 в дефиницию self-reflection кроме размышлений о своих чувствах и поведении включаются и причины, лежащие в основе этих чувств и поведения (англ. the activity of thinking about your own feelings and behaviour, and the reasons that may lie behind them). Таким образом, посредством метода анализа словарных дефиниций мы выявили, что информационным содержанием изучаемого нами концепта self-reflection, зафиксированное в словарях, является размышление о себе.
Для выявления образной составляющей self-reflection, ее перцептивных когнитивных и образных признаков, мы обратились к корпусам английского языка BNC2 (100 млн. слов) и COCA3 (560 млн слов). Проведенный анализ исследуемого нами концепта self-reflection в контексте посредством режима KWIC позволил выявить, что объективация смыслового содержания концепта self-reflection осуществляется посредством таких частотных лексем, как critical, serious, personal, intense, human, students. Эти прилагательные отражают такие когнитивные признаки как «способность к суждению, анализу», «значимость для человека», «связь с человеческим сознанием», «степень приложенного усилия». Менее частотные прилагательные, но не менее важные для понимания того, как воспринимается self-reflection носителями английского языка (important, meaningful, continuing, constant, regular, frequent, internal, guided, greater, obsessive, coerced), а также сочетания со словами a little bit, one iota of, period of, moments of, series of, a zone of, a dose of, a lot of, habit of, fruits of, under the microscope of, не только подчеркивают «значимость для человека», но и отражают дополнительные признаки: «продолжительность во времени», «степень самостоятельности», «частотность», «результативность».
Анализ контекстов употребления концепта self-reflection (выборка составила 408 текстов корпуса COCA (Corpus of Contemporary American English) и 35 из корпуса BNS (British National Corpus)) позволил выявить, что за период с 1990 по 2017 оно употреблялось в тесной связи с «тщательным и критическим осмыслением» (4), «восстановлением искаженной коммуникации» (3), «диалогом с самим собой» (3), «критическим пересмотром» (3), «рациональной формой мышления» (3), «тщательным анализом» (3), «основой самосовершенствования» (2), «самопониманием» (2), «систематичностью» (2). Выявлены и другие коннотации, которые представляются интересными с точки зрения использования self-reflection в педагогическом дискурсе. Например, «достижение интеллектуальной свободы», «критерий рациональности академической дисциплины», «оценка качества обучения студентов», «повторяющийся цикл умственного движения вперед», «соединяет науку и этику», «способствует более творческой и вдумчивой работе», «основа человека знающего», «скрытый потенциал», «составляющая понимания смысла жизни», «целостность личности».
Таким образом, вычленение образной составляющей данного концепта связано с субъектом саморефлексии: самостоятельным целеустремленным человеком, анализирующим собственную деятельность и оценивающим ее результаты. Кроме того, учитывая то, что доминантная часть исследуемого концепта представляет собой отвлеченное понятие, следует говорить не только об образной, но о ценностной составляющей.
С целью определения интерпретационного поля и выявления соответствующих когнитивных признаков на материале изречений известных личностей [15] было составлено описание социально-культурной зоны рассматриваемого концепта. Интерпретируя полученные результаты, мы выявили следующие когнитивные признаки:
Проверка своих идей, себя, саморазвитие («Examining your thoughts is an important part of the practice of self-reflections (Ryuho Okawa)», «You cannot have a meaningful life without having self-reflection (Oprah Winfrey)», «Self-reflection entails asking yourself questions about your values, assessing your strengths and failures, thinking about your perceptions and interactions with others, and imagining where you want to take your life in the future (Robert L. Rosen)», «You cannot tie your fiance to the railroad track of self-reflection and personal improvement (Amy Dickinson).», «Self-reflection is a kind of self-judgment. The difference is just this - the former is positive and the latter is negative (Balroop Singh)», «Time spent in self-reflection is never wasted - it is an intimate date to yourself (Paul TP Wong)», «Less and less is life animated through personal discovery, intimacy with others, or self-reflection (Kirk J. Schneider)», «Until you take the journey of self-reflection, it is almost impossible to grow or learn in life (Iyanla Vanzant)», «Information is just simply
1 Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/self-reflection (дата обращения: 17.09.2019).
2 British National Corpus. URL: https://www.english-corpora.org/bnc/ (дата обращения: 17.09.2019).
3 Corpus of Contemporary American English. URL: https://www.english-corpora.org/coca/ (дата обращения: 17.09.2019).
bootstrapping itself to higher and higher levels of self-reflection and self-coordination using whatever means are necessary (Terence McKennaics)», «Self-reflection is an important stage to diagnose, develop and strengthen your creativity (Pearl Zhu)»);
достижение счастья и успеха: «After a disappointment analyze your actions, get feedback from friends, and take inventory of what you could do better next time. This type of self-reflection and improvement will ultimately make success inevitable (Jillian Michaels).», «To achieve happiness I advocate four major principles, the principles of love, wisdom, self-reflection, and progress (Ryuho Okawa).»;
качество зрелой личности: «When you hit 30, it's that time of self-reflection (Hayden Schlossbergs)», «Self-reflection is a desire felt by the body, as well as the soul (Susan Griffin).», «Reichert offers us a Hera-cleitean stream of self-reflection into which we can step more than once, for we can see ourselves empathically mirrored in it: his interiority is our own (Donald Kuspit)»;
Путь к свободе: «Self-reflection is the gateway to freedom (Dzigar Kongtrul Rinpoche)», «True freedom is the capacity for acting according to one's true character, to be altogether one's self, to be self-determined and not subject to outside coercion (Corliss Lamont)»);
свет: «People who have had little self-reflection live life in a huge reality blind-spot (Bryant McGill).», «Let go of rejections and focus on self-reflection. For it is within that you will find the light you seek (Amy Leigh Mercree)».
Образный компонент:
1) способность к суждению, анализу, значимость для человека, связь с человеческим сознанием, степень приложенного усилия, продолжительность во времени,
степень самостоятельности, частотность, результативность;
2) тщательное и критическое осмысление, восстановление искаженной коммуникации, диалог с самим собой, критический пересмотр, рациональная форма мышления, тщательный анализ, основа самосовершенствования, самопонимание, систематичность
Информационный компонент:
размышление о себе
Интерпретационный компонент:
проверка своих идей, себя, саморазвитие, достижение счастья и успеха, качество зрелой личности, путь к свободе, свет
Рис. 1. Компоненты концепта self-reflection
Посредством анализа словарных статей, материалов лингвистического корпуса английского языка были выявлены когнитивные признаки, образующие структуру концепта, и построена трехкомпонент-ная структурно-содержательная схема концепта self-reflection, представленная на рисунке 1.
Заключение
таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что когнитивное сознание представителей английской нации приписывает концепту self-reflection следующие когнитивные признаки: в составе чувственного образа: способность к суждению, анализу, значимость для человека, связь с человеческим сознанием, степень приложенного усилия, продолжительность во времени, степень самостоятельности, частотность, результативность; тщательное и критическое осмысление, восстановление искаженной коммуникации, диалог с самим собой, критический пересмотр, рациональная форма мышления, тщательный анализ, основа самосовершенствования, самопонимание, систематичность; раскрывающие информационное содержание: размышление о себе; характеризующие интерпретационное поле: проверка своих идей, себя, саморазвитие, достижение счастья и успеха, качество зрелой личности, путь к свободе, свет.
в качестве перспектив исследования мы видим следующие: выявление содержания концептов, входящих в одну тематическую группу, таких как «self-estimation», «introspection»; более подробный
анализ ценностного и оценочного компонентов изучаемого концепта; сравнение корпусных данных и выявление особенностей представления о концепте self-reflection в английском и русском языке. Также, учитывая то, что записи корпусов английского языка имеют ограничения по времени, то есть не обновляются, одной из перспектив исследования считаем анализ современных педагогических, психологических и философских публикаций на предмет выявления особенностей функционирования исследуемого концепта в современном английском языке.
Список литературы
1. Folina S. Ju., Fomin A.G. Verbalization of Concept «Мистическое» ("Mysterious") in the Consciousness of Russian-Speaking People // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1. 2018. № 11. Pp. 54-62. DOI: 10.17516/1997-1370-0204.
2. Dobryaeva I.S. Semiotic Development Potential of Henry Lawson's Individual Concept "Mate/Mate-ship" // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3. 2016. № 9. Pp. 625-636. DOI: 10.17516/1997-1370-2016-9-3-625-636.
3. Bass J., Fenwick J., & Sidebotham M. Development of a Model of Holistic Reflection to facilitate transformative learning in student midwives // Women and Birth. 2017. № 30(3). Pp. 227-235. DOI: 10.1016/j. wombi.2017.02.010.
4. Spiegel R., & Sutter R. P 152 Self-reflection on illusions and mental health in emergency medicine // Clinical Neurophysiology. 2017. № 128(10). P. 402. DOI: 10.1016/j.clinph.2017.06.224.
5. Gloor P., Fronzetti Colladon A., Giacomelli G., Saran Т., & Grippa F. The impact of virtual mirroring on customer satisfaction // Journal of Business Research. 2017. № 75. Pp. 67-76. DOI: 10.1016/j.jbus-res.2017.02.010.
6. FernándezM., Rodríguez I., Rossel P.O., Fuentes C., & Herskovic V. InMyDay: A Digital Diary to Promote Self-care Among Elders. Lecture Notes in Computer Science. 2017. Pp. 486-497. DOI:10.1007/978-3-319-67585-5_49.
7. Чуйкина E.A. Освоение нового слова: саморефлексия говорящего субъекта // Сибирский филологический журнал. 2008. № 4. С. 205-209.
8. Jessner U. Language Awareness in Multilinguals: Theoretical Trends. In: Cenoz J., Gorter D., May S. (eds) Language Awareness and Multilingualism // Encyclopedia of Language and Education (3rd ed.). Springer, Cham. 2017. Pp. 19-29. DOI: 10.1007/978-3-319-02240-6_28.
9. Топольская E.A. Философские взгляды на проблемы развития рефлексии [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2013. № 3. С. 1-4. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ topolskaya.pdf (дата обращения: 29.09.2019).
10. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с.
11. Тамерьян Т.Ю. Типология и структурация концепта: множественность подходов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. № 13. С. 69-74.
12. KlyosterA.M., Shnyakina N.J. The Event Concept Categorial Network. // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 677. Springer, Cham.
13. Чернявская B.E. Методологические возможности дискурсивного анализа в корпусной лингвистике // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 135-148.
14. Федорова М.А. Роль корпусной лингвистики в изучении и преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков материалы международной научно-практической конференции. Омск, ОмЮА, 2014. С. 60-63.
15. Wei A. 90 Self Reflection Quotes That Will Make You Be a Better Person // Learn relaxation techniques. URL: https://learnrelaxationtechniques.com/self-reflection-quotes/ (дата обращения: 29.09.2019).
References
1. Folina, S. Ju., Fomin, A.G. (2018). Verbalization of Concept «Мистическое» ("Mysterious") in the Consciousness of Russian-Speaking People: Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1, no 11, pp. 54-62. DOI: 10.17516/1997-1370-0204.
2. Dobryaeva, I.S. (2016). Semiotic Development Potential of Henry Lawson's Individual Concept "Mate/ Mateship": Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3, no 9, pp. 625-636. DOI: 10.17516/1997-1370-2016-9-3-625-636.
3. Bass, J., Fenwick, J., & Sidebotham, M. (2017). Development of a Model of Holistic Reflection to facilitate transformative learning in student midwives: Women and Birth, no 30(3), pp. 227-235. DOI: 10.1016/j. wombi.2017.02.010.
4. Spiegel, г., & Sutter, R. (2017). 152 Self-reflection on illusions and mental health in emergency medicine: Clinical Neurophysiology, no 128(10), p. 402. DOI: 10.1016/j.clinph.2017.06.224.
5. Gloor, P., Fronzetti colladon, A., Giacomelli, G., Saran, т., & Grippa, F. (2017). The impact of virtual mirroring on customer satisfaction: Journal of Business Research, no 75, pp. 67-76. DOI: 10.1016/j.jbus-res.2017.02.010.
6. Fernández, M., rodríguez, I., rossel, P. O., Fuentes, c., & Herskovic, v. (2017). InMyDay: A Digital Diary to Promote Self-care Among Elders. Lecture Notes in Computer Science, pp. 486-497. DOI: 10.1007/978-3-319-67585-5_49.
7. chuykina, E.A. (2008). a new word development: self-reflectiveness of the speaking subject: Siberian Journal of Philology, no 4, pp. 205-209 (In Russ.).
8. Jessner, u. (2017). Language Awareness in Multilinguals: Theoretical Trends. In: Cenoz J., Gorter D., May S. (eds) Language Awareness and Multilingualism: Encyclopedia of Language and Education (3rd ed.). Springer, Cham, pp. 19-29. DOI: 10.1007/978-3-319-02240-6_28.
9. Topolskaya, E.A. (2013). Philosophical views on the problems of reflection: Pedagogy of Art, no 3, pp. 1-4. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/topolskaya.pdf (access date: 29.09.2019) (In Russ.).
10. Popova, z.D., Sternin, I.A. (2007). Semantic and Cognitive Analysis of Language. Monograph, Voronezh: Istoki, 250 p. (In Russ.).
11. tameryan, т. Yu. (2011). Typology and structure of a cultural concept: multiplicity of approaches: Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, no 13, pp. 69-74 (In Russ.).
12. Klyoster, A.M., Shnyakina, N.J. (2018). The Event Concept Categorial Network / Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 677. Springer, Cham.
13. chernyavskaya, v.E. (2017). Methodological application of discourse analysis in corpus-driven linguistics: Tomsk State University Journal of Philology, no 50, pp. 135-148 (In Russ.).
14. Fedorova, M.A. (2014). Corpus linguistics in foreign language learning and teaching: Current issues of linguistics and methods of language teaching, Omsk: Omsk Law Academy, pp. 60-63 (In Russ.).
15. Wei, A. 90 Self Reflection Quotes That Will Make You Be a Better Person: Learn relaxation techniques. Available at: https://learnrelaxationtechniques.com/self-reflection-quotes/ (access date: 29.09.2019).
Цыгулева Маргарита Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, кафедра иностранных языков; 644080, проспект Мира, 5, г. Омск, Российская Федерация; e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com
Margarita V. Tsyguleva, Candidate of Pedagogic, Siberian State Automobile and Highway University, Department of foreign languages, associate professor; 644080, 5 Peace Avenue, Omsk, Russian Federation; e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com
Федорова Мария Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, омский государственный технический университет, кафедра иностранных языков; 644050, проспект Мира, 11, г. Омск, Российская Федерация; e-mail: sidorova_ma79@mail.ru
Maria A. Fedorova, Candidate of Philology, associate professor, Omsk State Technical University, Department of foreign languages, associate professor; 644050, 11 Peace Avenue, Omsk, Russian Federation; e-mail: sidorova_ma79@mail.ru