хлоргексидин, диоксидин и др.) в объеме, равном 1/2 — 3/4 объема полости для контакта с поверхностью затеков и для предотвращения их спадения до следующей санации.
Предложенные революционные методики имеют ряд преимуществ:
1. Введенная жидкость препятствует преждевременному «склеиванию» стенок полости, сохраняя сообщение со всеми «карманами» и затеками, благодаря этому не происходит отшнуровывания дочерних неадекватно дренированных полостей.
2. Экспозиция антисептиков широкого спектра действия способствует деконтаминации гнойной полости.
3. Во введенный раствор по закону диффузии из капсулы гнойника и перифокальных тканей выходят продукты воспаления, токсины, бактерии, экссудат и др.
4. Отсутствие трубчатого дренажа-удлинителя для пассивного оттока с приемным сосудом практически гарантирует от восходящего супер- и реинфицирования.
5. Снижение психологической нагрузки на пациента.
Таким образом, миниинвазивные чрескожные вмешательства при ограниченных гнойнодеструктивных заболеваниях брюшной полости являются высокоэффективным методом лечения с наличием перспектив дальнейшего совершенствования в виде разработки и внедрения в практику диа-певтической абсцессоскопии, внутриполостной медикаментозной санации, инвазивных физических методов лечения с целью повышения эффективности и снижения потенциальных осложнений.
В.Н. Стальмахович, А.А. Дюков, А.П. Найманова
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ПРИ ПОРОКАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ
ГОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Росздрава» (Иркутск) ГУЗ «Иркутская государственная областная детская клиническая больница» (Иркутск)
Среди всех торакальных операций у детей более половины производится по поводу пороков развития грудной клетки. В данной работе мы анализируем наш опыт реконструктивных операций по поводу воронкообразной (п = 125) и килевидной (п = 26) деформаций грудной клетки за период с 2000 по 2007 годы. Данной патологией чаще страдают мальчики (п = 101), и оперативные вмешательства выполнялись у детей в возрасте от 3 до 18 лет. Поскольку для данных заболеваний характерно наибольшее клиническое проявление в пубертатный период, дети старше 12 лет составляют основную группу.
Реконструктивные операции выполнялись с использованием трех авторских методик, отличающихся от ранее используемых меньшей интраоперационной травмой как кожного покрова, так и грудинореберного комплекса, а вследствие этого — минимальной кровопотерей, хорошим косметическим и функциональным результатом.
Технология оперативного лечения подразумевает использование индивидуально изготовляемых пластин из титанового сплава, обеспечивающих стабилизацию грудино-реберного комплекса в течение 1,5 — 2 лет.
У детей с изолированной килевидной деформацией грудной клетки способ лечения в определенной степени является зеркальным отражением «Nuss-процедуры», применяемой для лечения воронкообразной деформации грудной клетки в большинстве зарубежных и отечественных клиник. Поперечная неполная стернотомия на уровне угла деформации грудины является обязательной составляющей операции при изолированной килевидной деформации грудной клетки. Основной этап операции при этом варианте патологии заключается в проведении доступа по средне-подмышечной линии с обеих сторон к ребру, находящемуся на одной линии с наиболее выступающей частью грудины. Формируется подкожный тоннель слева направо, соединяющий оба доступа и проходящий через область деформации грудины. Через этот тоннель проводится титановая пластина лукообразной формы со стрелой прогиба в средней ее части, контур которой соответствует правильно сформированной грудной стенке. Концы пластины фиксируются к ребру по средней подмышечной линии с каждой стороны. Компрессия пластины на грудину приводит к устранению ее деформации, при этом пластина меняет контур, которому теперь соответствует правильно сформированная грудная стенка.
При наличии ладьевидных реберных дуг устранение их деформации и опора медиального отдела обеих пластин на грудину приводит к формированию грудной клетки, отвечающей эстетическому запросу больного и его родственников.
При оперативном лечении воронкообразной деформации грудной клетки разработанный способ торакопластики включал в себя мобилизацию грудино-реберного комплекса, которую осуществляли в два этапа, под эндоскопическим контролем.
Первым этапом проводилось создание подкожной эмфиземы с пневмопрепаровкой кожи в проекции грудины. Под контролем оптики выполняли рассечение электроножом надкостницы с последующим Т-образным рассечением наружной кортикальной пластинки грудины.
Вторым этапом выполнялась торакоскопия и последовательное рассечение реберных хрящей на вершине их деформации со стороны грудных полостей с обеих сторон, загрудинно проводилась титановая пластина, смоделированная индивидуально по переднебоковому профилю грудной клетки. Данный этап осуществлялся под контролем оптики, что исключало повреждение органов средостения. В последующем осуществляли разворот пластины по своей оси на 180° с элевацией грудины, одномоментно исправляя воронкообразную деформацию. Мобилизация грудино-реберного комплекса при помощи хондротомии и Т-образной частичной стернотомии позволяла интраоперационно корригировать деформацию без последующего выраженного давления грудины на пластину и, тем самым, на ребра, снижая вероятность их атрофии и искривления в точке опоры. Исправление деформации грудины с заполнением регенератом клиновидного дефекта в области проведенной стернотомии препятствует ее рецидивному западению. Фиксацию металлоконструкции к ребрам осуществляли индивидуально только у пациентов старших возрастных групп. Вышеперечисленные факторы приводили к быстрому и правильному формированию грудной клетки, что позволяло нам удалять металлоконструкцию через 8—12 месяцев.
Разработанные в клинике данные методы коррекции наиболее тяжелых и часто встречающихся пороков развития грудной клетки позволяют добиться хороших ближайших и отдаленных результатов.
Н.Р. Тырхеева, Я.Н. Манибадарова
оценка эффективности консервативного лечения больных с синдромом диабетической стопы
ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (Улан-Удэ)
актуальность проблемы
Сахарный диабет (СД) — клинический симптом хронической гипергликемии и глюкозурии, обусловленный абсолютной или относительной инсулиновой недостаточностью и приводящий к нарушению обмена веществ и патологическим изменениям в различных органах и тканях [2, 3]. С ростом заболеваемости СД возрастает количество его осложнений, развитие которых представляют собой угрозу жизни больных. Синдром диабетической стопы (СДС) объединяет патологические изменения нервной системы, артериального и микроциркуляторного русла, представляющие непосредственную угрозу развития язвенно-некротических процессов и гангрены стопы [3]. Язвы на фоне СДС в 84 % случаев приводят к низким ампутациям и увеличивают смертность в 2,4 раза в сравнении с пациентами, страдающими СД без язв [3]. Поздняя диагностика, неадекватное лечение, а также отсутствие налаженной системы междисциплинарной помощи приводят к высокому числу ампутаций у больных сахарным диабетом. Поэтому актуальной является разработка основополагающих принципов консервативного лечения, обеспечивающего максимально долгое сохранение конечности.
Цель данного исследования — оценка эффективности консервативного лечения перед ампутациями при СДС.
Задачи:
1. Провести статистический анализ лечения СДС за 2002 — 2007 гг.
2. Выявить причины, уменьшающие долю ампутаций при лечения СДС.
3. Предложить комплекс мероприятий для дальнейшего уменьшения доли ампутации.
материалы и методы исследования
Нами было изучено 63 истории болезни пациентов (50 женщин и 13 мужчин), находившихся на лечении в хирургическом отделении НУЗ ОКБ с 2002 по 2007 гг. 2 человека с диагнозом СД 1 типа инсулинозависимый, 61 человек с диагнозом СД 2 типа инсулиннезависимый. Из больных СД 2 типа 26 человек имели средне тяжелое компенсированное течение. Возраст больных составил 42 — 80 лет (средний возраст — 71,5 ± 5,5 лет), длительность заболевания — от 1 месяца до 15 лет (в среднем — 4 года ± 8 месяцев.)
результаты и обсуждение
Анализ полученных данных показывает, что чаще синдром диабетической стопы возникает при длительном течении сахарного диабета (более 15 лет) и преимущественно у пожилых людей, причем с тенденцией к развитию гангрены и, следовательно, к высокой частоте «больших» ампутаций, большая