УДК 72
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ХОДЕ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ
НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Долгополова Е.Г., студент группы 14ДАС(ба)ОП, Оренбургский государственный
университет, г. Оренбург
e-mail: dolgopolova_ekaterina@mail.ru
Грекова А.И., ст. преподаватель кафедры архитектуры, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург e-mail: sigrekoff@mail.ru
Архитектурно-планировочная композиция города, отраженная в генеральном плане, является основой для объемно-пространственных решений как для города в целом, так и для его отдельных частей. Повышение эстетических качеств городской застройки, создание новых архитектурно выразительных ансамблей, достижение архитектурного единства всего города - наиболее важные творческие задачи, возникающие при реконструкции города.
Реконструкция города - это обновление, коренное преобразование исторически сложившегося города (его планировки, застройки и благоустройства), вызываемое социально-экономическими, строительными, санитарно-гигиеническими, архитектурно-художественными задачами и требованиями научно-технического прогресса. Сама реконструкция представляет собой непрерывный процесс преобразования и обновления планировки и застройки с целью создания комфортных условий для проживания населения и обеспечения эффективного функционирования всех его элементов. Процесс реконструкции сложившейся жилой застройки в целом - это взаимосвязанное проектирование, планирование, организация и проведение реконструктивных мероприятий, которые включают снос, строительство, реставрацию, ремонт зданий и сооружений.
В свою очередь необходимость реконструкции возникает ввиду нескольких причин:
- неэффективное использование жилого фонда и городских территорий;
- моральный и физический износ застройки;
- разновременность сроков службы отдельных сооружений;
- утрата ценных исторических архитектурных качеств ввиду постоянного развития города.
В настоящее время в городе Оренбург остро ощущается необходимость грамотной оптимизации городской среды, реконструкция жилой, общественной и административной части города. Как и любой другой областной центр, Оренбург ежегодно растет и развивается, постепенно решая вопросы с расселением, дорогами и рабочими местами. Но пока блюстители градостроительных и архитектурных регламентов не пересмотрят свою работу и не поменяют ее в корне, Оренбург останется в вечной необходимости что-либо достроить/исправить/реорганизовать.
Дело в том, что существует долгосрочная концепция реконструкции, общая для всех современных, где на благо жителям и во славу техническому прогрессу всем предлагается укрупнять сложившуюся жилую застройку посредством сноса малоэтажных и возведение многоэтажных жилых комплексов. Такие мероприятия предлагаются проводиться в интенсивном темпе, заменяя малоценную застройку на современные здания повышенной этажности и не всегда повышенного качества.
Сама концепция реконструкции, как и любой градостроительный процесс, имеет свои сроки: 10-15 лет. Если обращать внимание лишь на способы и методы реконструкции, игнорируя ее эффективность и, зачастую, необходимость, то за 15 лет можно проследить, как весь город утратит свою эффективность, комфортность и способность функционирования 24
часа в сутки и 7 дней в неделю. На примере города Оренбург, который уже не справляется с транспортным потоком, обеспечением качественного досуга и комфортной жилой среды, такие мероприятия могут только усугубить сложившуюся ситуацию.
Проблемы организации жилого и общественного пространства накапливались постепенно, а пути их решения и устранения с каждым годом становятся все сложнее. Помимо трудностей, возникших в ходе индустриального развития города, таких как: затрудненное транспортное движение, отсутствие достаточного количества парковочных мест ввиду плотной постройки города, что тоже является одной из главных задач для градостроителей, современные застройщики игнорируют существующие проблемы, а так же усугубляют их и формируют новые.
Таким образом, Оренбург стал богат на примеры того, как не стоит планировать и проектировать города.
«Атриум» на ул. Совесткая.
В 2017 году одному из самых долгих и дорогих долгостроев Оренбурга -административно-торговому комплексу «Атриум» - исполняется 15 лет. Реализация проекта началась летом 2002 года и не завершилась до сих пор. Как говорят сами оренбуржцы: «на улице Советской раскопали яму, а закопать забыли...». Правда, через некоторое время ее заложили тротуарной плиткой.
«Атриум» должен был затмить столичный «Охотный ряд». Проект строительства торгового комплекса предусматривал наличие пяти подземных этажей, включающих стоянку, сеть ресторанов и других развлекательных заведений, а также большие торговые площади для бутиков. Его общая площадь по проекту составляет 23 тысячи квадратных метров. Ко всему прочему, ради его строительства был разрушен архитектурный ансамбль в историческом центре города.
Проблемы с «Атриумом» начались с самого начала. С 2002 года строительство, которое по плану должно было быть завершено к 260-летнему юбилею Оренбурга, не раз замораживалось, менялись собственники, инвесторы и подрядчики, а затем стройку и вовсе законсервировали. Сегодня вопрос с «Атриумом» находится в подвешенном (точнее, закопанном) состоянии.
Тем не менее, если не учитывать тот факт, что посреди главной улицы г. Оренбург 15 лет назад убрали существующий архитектурный ансамбль, построив под ним, пять этажей здания, которому не суждено функционировать на благо горожан, в настоящее время этот участок пешеходной улицы вовсе не реализует себя, как досуговое организованное пространство.
Долгострой на ул. Советская.
Здание, заложенное ровно 40 лет назад, в конце 1974-го, пожалуй, самый яркий в области памятник бездумному долгострою. За время ее «возведения» сменилось семь глав региона, четырежды изменилась градостроительная концепция Оренбурга, шесть раз перепрофилировалось само здание, переходя из рук в руки различным собственникам. Изначально задуманное как офис Оренбурггазпрома, оно затем перепроектировалось в детский медцентр, «Дом контор», парк развлечений и казино. В 2005 году четыре этажа здания «спилили», решив сделать тут бизнес-пентхаус, но не вышло.
Недостроенная «высотка» стала настоящим проклятьем для местной власти. Каждый глава области пытался хоть что-то с ней сделать, но все попытки оканчивались провалом. Из бюджета на этот объект неоднократно выделялись разные суммы, в общей сложности расходы уже перевалили за 100 миллионов рублей. За эти деньги можно было построить небольшой детский садик или выдать 110 жилищных сертификатов нуждающимся семьям. Нынешняя запланированная реконструкция «тянет», по мнению ряда экспертов, минимум на миллиард рублей. Правда, бюджет теперь наотрез отказывается участвовать в проекте. Собственникам здания (а оно было продано московской компании) предложено все работы вести на собственные деньги. Впрочем, не исключено, что инвесторы еще обратятся в
правительство области за поддержкой - закон позволяет частично субсидировать процентные ставки по кредитам на реконструкцию, если чиновники признают проект особо значимым для региона, хоть и изначально планировалась как логическое завершение ансамбля из административных сооружений, а так же доминантой всей центральной улицы.
Здание арбитражного суда на ул. Краснознаменная.
Краснознаменная является одной из формирующей исторический облик улиц в городе. Она берет свое начало от «сталинских» четырехэтажных районов, пересекает Советскую, где расположен знаменитый для всех оренбужцев сквер Пушкина и Даля. И находит свое завершение на пересечении с улицей маршала Жукова, где стоит всеми известная гостиница «Оренбург».
Но ввиду неорганизованного пространства напротив кадетских корпусов, которые годами не эксплуатировались жителями города, администрация совместно с представителями арбитражного суда возвели два современных офисных здания, абсолютно не адаптированных под локальную застройку. Отсутствие организованного паркинга решается путем размещения служебных и личных автомобилей сотрудников арбитражного суда на территории жилых дворов и парковок для их жителей, что препятствует беспроблемной жизнедеятельности граждан и является небезопасным связи с отсутствием свободных тротуаров.
Клубный дом на ул. Краснознаменная.
Так же, и без того сложившуюся затрудненную транспортную ситуацию усугубляет строительство клубного дома. Элитное жилье в центре города так же не отвечает характеристиками исторического облика Оренбурга, хоть и фасады все еще можно наблюдать лишь на проекте. Помимо всего прочего, если представить ближайшее будущее, когда дом начнет функционировать, нетрудно представить, как перестанет функционировать ул. Краснознаменная и близлежащие транзиты.
Гостиница «Hilton» на ул. Маршала Жукова.
Шокирующим открытием горожан в 2015 году было заложение фундамента будущей гостиницы на месте сквера. В настоящее время строительство подходит к логическому завершению, а от сквера осталась ровно половина былой площади. Значительным плюсом в такой неприятной ситуации является наличие организованного паркинга - так же на территории бывшего полноценного места отдыха горожан.
Здание гипермаркета «Лента» на ул. Чкалова.
На данный проект неоднозначно реагируют как градостроители, так и местные жители. Вопрос необходимости отдельного гипермаркета, не представляющего никакую архитектурную ценность для «Форштадта» до сих пор непонятен, так как в давно сформировавшейся панельной застройке разнообразие локальных супермаркетов полностью удовлетворяет потребностям для комфортного пребывания в районе круглое время суток.
Так же известно, что на месте будущей «Ленты», еще в 1986 году была спланирована концепция, продолжавшая общественную площадь при администрации Южного округа. Обнесенный забором пустырь через дорогу должен был стать логическим завершением паркового ансамбля, что теперь неосуществимо вовсе.
Помимо этого, меняя ранее спланированную функцию участка, владельцы «Ленты» обрекают город на еще более затруднительные транспортные операции в районе пересечения улиц Чкалова и Уральская. Чкалова - одна и самых больших и «проходимых» улиц города, зачастую она выполняет транзитную функцию не только для местных жителей, но и жителей пригородных поселков, а так же гостей города, направляющихся в центр с аэропорта, и брать на себя функцию «торговых путей» ей вряд ли представится возможной. Хоть современные супермаркеты и отвечают почти всем основным потребностям современного города, включая вопрос беспрепятственного паркинга, прирост автотранспорта гарантирован, что, несомненно, усугубит транспортное движение в городе.
Торговые здания на ул. Комсомольская.
Два здания, построенные относительно недавно, - яркий пример того, как важно учитывать потребности современного города. Отсутствие необходимости в очередных торговых помещений в культурном центре города, расположенных на узкой улице с односторонним движением, сразу говорит о том, насколько нерентабельная будет площадь данных помещений. Если не брать во внимание архитектурный стиль и этажность, ведь застройщики это не учитывали, когда строили большие здания в черте малоэтажной застройки, вечный вопрос с парковочными местами был так же проигнорирован.
Жилой комплекс «River Side» на ул. Чичерина.
При строительстве нового жилого комплекса так же был выявлен ряд вопросов, который будет интересовать нас, наших потомков и потомков наших потомков еще долгое время. Необычным решением было вписать новостройки в частично застроенную среду. Дело в том, что на месте возводимого ЖК уже давно приходит в запустение корпус ликёроводочного завода. Здание не сносят, так как оно имеет архитектурную и историческую ценность для нашего города, но и не реставрируют ввиду очевидной неспособности государства наводить порядок в городе, прикладывая к этому максимум финансовых возможностей. Результат такого «соседства» - неуютное дворовое пространство, ощущение незавершенности из-за элементарного отсутствия окон в старом здании. Но, несомненно, есть и положительный момент: целая парковочная площадка, вынесенная за пределы дворового пространства.
К сожалению, это не все «аргументы» к тому, что совсем скоро Оренбург утратит способность быть комфортным и уютным городом. На примере локальной застройки уже можно сделать вывод, что такой подход к строительству губителен для исторического центра и близлежащих кварталов. На примере одного многоэтажного жилого комплекса уже можно задуматься, что архитектурный силуэт города так же утрачивает свою эстетичность. А ведь каждый день ведется массовое строительство доступных жилых кварталов. Если сейчас это можно расценивать как благие намерения государства, то позже это может привести к образованию неэффективных транспортных развязок, невыгодных торговых витрин для бизнеса, что приведет к запустению спальные районы в дневное время суток, а впоследствии сделает его криминальным.
По такой же причинно-следственной связи исторический центр Оренбурга не отвечает требованиям современного человека. Всякая реконструкция города сопровождается развитием общегородского общественного центра. Такая проблема, как ежедневный транспортный апокалипсис приводит в запустение старые торговые площадки центра и не дает достаточного заработка новым. Такая ситуация имеет место быть ввиду большой ответственности, возложенной на территориально маленькой части города. Изначально центр города подразумевает в себе административную, социально-культурную, торговую и жилую функцию. Такое мышление было актуальным, когда госслужащие жили по соседству или относительно рядом с работой. Но сейчас, когда у каждого чиновника есть дом за городом да машина служебная, нахождение госучреждений в центральной части города утрачивает свою необходимость. Можно с уверенностью предположить, если бы здания администрации, прокуратуры, всевозможных судов рассредоточить по всей территории города, проблема пробок еще долго не возникнет. Но если думать реалистично и глобально, то любой исторический центр города уже могут спасти всего три, но главных, требования в ходе реконструкции:
- отвод транзитного движения и устройство крупных автостоянок;
- разуплотнение застройки;
- расширение площади зеленых насаждений.
Сохранение и развитие исторической среды центров городов это наиболее важные и актуальные задачи сегодня. И все же, современные проблемы исторических центров невозможно решить без обращения к опыту градостроительных реконструкций.
115
Градостроительная деятельность европейских городов дает примеры, демонстрирующие уникальные и разнообразные по своим особенностям подходы и практические методики комплексных и локальных реконструкций.
С предопределенностью обновления застройки исторических центров городов связана необходимость выработки разнообразных подходов к упорядочиванию строительной инициативы на их территории. Анализ отечественной практики и зарубежного опыта градостроительной реконструкции позволил выделить три пути дальнейшего развития исторических центров городов:
- «Европейский - континентальный»;
- «Европейский - британский»;
- «Американский».
Следует отметить, что почти за 274 года развития Оренбурга были задействованы все три способа застройки.
«Европейский - континентальный» вариант (контекстный) связан с масштабным подчинением нового старому, с сохранением целостности исторического контекста, с деликатными преобразованиями в исторических центрах городов, сопровождаемыми четким соблюдением зонных законов, ограничивающих новую застройку по высоте. Европейский континентальный вариант в большинстве случаев обосновывается сформированной на протяжении веков градостроительной культурой, но иногда может объясняться географией места. Так, например, улица Советская и другие улицы центра города застраиваются, и по сей день, по такому принципу, что является самым удачным с градостроительной точки зрения методом.
«Европейский - британский» вариант (нюансный) отличается тем, что город получает систему хорошо продуманных новых доминант и ориентиров, создавая диалектическую картину постмодернистского города. Ярким и единственным примером такого варианта мог послужить долгострой по улице Советская, который в перспективе своей должен был быть доминантой улице, но в настоящее и будущее время, даже будучи в достроенном состоянии, после уменьшения своей этажности, здание не будет отвечать такому принципу.
«Американский» вариант (контрастный) ведет к чересполосице застройки, когда понятие целостности архитектурно-исторической среды утрачивает смысл, а соседство мелкоструктурной исторической застройки и массивов высотных зданий становится практически нормой. Очевидно, что такой вариант характерен и уместен в США, но такой принцип так же был отражен в ходе строительства новых зданий арбитражного суда, этажностью выше регламента по высоте в исторической части города.
Реконструкция - серьезный комплексный процесс преобразования городской среды. Создавая условия для комфортного пребывания, градостроители решают одновременно целый ряд задач, которые по отдельности не всегда могут быть эффективными. Стоит однажды не придать значения тому или иному объекту и вопросу, как они станут серьезной проблемой для будущих поколений. Грамотное проектирование с учетом всех потребностей и возможностей современного города - залог успешного и комфортного функционирования в будущем.
Литература
1. Баранов, Н.В. Современное градостроительство. Главные Проблемы. - М., 1962. - 268 с.
2. Баранов, Н.В. Современное градостроительство. Композиция центра города. - М., 1964. - 192 с.
3. Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957. - Л., 1958. - 362 с.
4. Москва. Планировка и застройка города. 1945-1957. - М., 1958. - 217 с.
5. Планировка и застройка городов. - М., 1956. - 316 с.
6. Правила и нормы планировки и застройки городов. - М., 1959. - 180 с.
7. Строительство и реконструкция городов, 1945-1957, т. 1 (ч. 1-2), т. 2, - М., 1958. - 494 с.
8. Шерешевский, А.Л. Подходы к реконструкции архитектурно-градостроительной среды на примере послевоенных восстановлений исторических городов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - № 1-2. - С. 511-516.
9. На реконструкцию 14-этажного недостроя в Оренбурге нужен миллиард рублей. [Электронный ресурс] / Урал56.РУ. - Режим доступа: https://www.ural56.ru/news/520999/ -(дата обращения: 15.02.17).
10. Старые карты Оренбурга. [Электронный ресурс] / Живой Журнал. - Режим доступа: http://old-maps.livejournal.com/28786.html - (дата обращения: 15.02.17).
11. Труды VI сессии АС и АСССР по вопросам градостроительства. - М., 1961. -
590 с.