УДК 165.6; 101
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ Г.Г. ШПЕТА
Е.П. Маркина
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема реконструкции понятия «социальная герменевтика» в историко-философском наследии Г.Г. Шпета. Актуальность проводимого исследования объясняется его востребованностью для решения некоторых проблем в современной философии, а также поиска новых подходов в теории и методологии научного познания. В данной статье исследуется социальная герменевтика как одно из ключевых элементов герменевтических идей в философском творчестве Г.Г. Шпета. Основной целью создания универсальной философии этого ученого является понимание смыслов совместного бытия в обществе и современных сообществах.
Ключевые слова: многозначность, реконструкция, событийность, социальная герменевтика, социальная солидарность, справедливость.
Введение
Г.Г. Шлет является весьма значимым представителем отечественной философской мысли первой половины XX века. Обращает на себя внимание то, что герменевтические идеи этого ученого составляют достижение не только отечественной, но и мировой философии. Актуальность исследования историко-философских идей связанных с «социальной герменевтикой» Г. Шпета объясняется их востребованностью для решения некоторых проблем в современной философии, в частности поиска новых подходов в теории и методологии научного познания. Рассмотрение социальной герменевтики как одного из ключевых элементов герменевтических идей Шпета, необходимо для того, чтобы определить её место не только в рамках философской системы отечественного философа, но и в рамках герменевтической философии вообще.
Основная часть
Стоит отметить основной герменевтический труд Г.Г. Шпета «Герменевтика и ее проблемы», который был закончен ученым в 1918 году. В это время в философской науке под «герменевтикой» обычно понимали искусство постижения смысла текста. Оно представляло собой совокупность психологических приемов «проникновения» во внутренний мир автора текста, эмпатию, вчувствование, сопереживание, вживание в историко-культурный мир, творческий арсенал автора. Так понимаемая герменевтика была психологически нагруженным методом исследования (Шлейермахер, Дильтей). В свою очередь Г.Г. Шпет отметил у Шлейермахера отсутствие ясного различения между пониманием и интерпретацией. Приоритет понимания, лежащий в основе каждой в меру искусственной интерпретации, дает герменевтике измерение глубины, которую, по Шпету, нужно еще впервые разработать, и в этой связи мыслитель отводит понятию «социальная герменевтика» особое место в своем философском творчестве.
В период средневековья интерес к герменевтике значительно возрос в связи с необходимостью толкования библейских текстов. В этот период, как известно, существовали две основные тенденции: однозначная и многозначная интерпретация. В этой связи Г. Шпет отмечает следующее: «Насколько однозначная интерпретация на первых порах кажется простой и естественной, скрывая за своей простотой действительную сложность герменевтических проблем, настолько же сложность многозначной интерпретации с самого начала требует себе оправдания и обоснования. Нисколько не удивительно поэтому, что первые попытки теоретического оправдания приемов герменевтики мы встречаем у представителей многозначной интерпретации» [4, с. 121]. Проблема возможной многозначности интерпретаций окажет в дальнейшем влияние на формирование герменевтической логики, например, логики двойного смысла у П. Рикёра.
Весьма любопытно, что Г.Г. Шпет резко критикует средневековую герменевтику за поиски боговдохновенного смысла и признание только практического значения герменевтики, вместе с тем отмечает, что помимо проблемы однозначности и многозначности слова, поднятой Оригеном, Августин расширяет содержание герменевтики, прибавив к
ней ещё «проблему знака и проблему понимания, как перехода от знака к значению» [3, с. 88], что положительно повлияло на формирование герменевтики. Проблематика, связанная с истолкованием смысла понятия «социальная герменевтика» первоначально имеет свои истоки в философских воззрениях Г. Гегеля, В. Дильтея, Э. Гуссерля, П. Рикера, но и именно у Шпета приобретает целостный и комплексный характер, так как работы своих предшественников ученый детально перерабатывает и переосмысляет в контексте текстуальных и контекстуальных указаний. В поздних работах мыслителя предпринимаются попытки последовательного и систематического исследования социальной герменевтики в социальном реализме (в условиях становления массового духовного производства советской России), а также звучит увереннее герменевтическая отсылка к знаково-символической природе социального. «Социальное» как таковое трактуется Г.Г. Шпетом в качестве своеобразного «социального предмета» направленного в свою очередь на познание человеком мира и самого себя. Так «социальный предмет» способен не только определить специфику исторического познания, но и обозначить уникальность многоаспектных и разнообразных явлений исторической и социальной жизни. Г.Г. Шпет в своих историко-философских воззрениях поэтапно и познавательно осуществляет процедуру анализа социального бытия как основания культуры, а также понимает необходимость рассмотрения социального как единства целого и комплексного компонента. Философ определяет для себя важность теоретического и методологического исследования рассмотрения общества как совокупности социокультурных предметов. Таким образом, социальная организация начинает представлять собой тот самый «социальный предмет» направляющий переживания человека и служащий в результате еще и источником понимания окружающей действительности.
По мнению Б.Г. Соколова «философски ориентированная герменевтика является достаточно интересным проблемным полем для изучения, так как ставит перед собой задачу не только вывести процедуры истолкования, но и ориентируется на понимание смысла и истолкования вообще. Именно поэтому в современной философской науке происходит онтологизация и гносеологизация социальной герменевтики, а ее статус в конфигурации современного знания может
претендовать на онтологический, как в естественной, так и гуманитарной сферах» [1, с. 175-176].
В реальном времени развития философской науки и трансформации научных представлений о событийности социального мира, традиций философских размышлений о сущности мира множественных взаимодействий, а также разнообразие вариативных точек зрения современных исследователей заставляет на сегодняшний день предположить о появлении широкого дискуссионного поля связанного с проблематикой исследования и дальнейшего изучения жизненных ориентиров в контексте социального единства, идей социальной справедливости и солидарности. Стоит отметить, что основной целью создания универсальной философии Г.Г. Шпетом является понимание смыслов совместного бытия в обществе и современных сообществах. Поражает широта рассмотрения проблематики социального мира и ответственности в философском наследии Г.Г. Шпета как самим мыслителем, так и в работах уже современных отечественных и зарубежных авторов.
Философу удается, исследуя проблематику герменевтической логики, понять ее внутренний механизм работы, как результат обосновать свои теоретико-методологические построения и размышления и этим задать новый виток продолжения преемственности традиций своих предшественников в рассмотрении мира взаимодействий, событийности социального мира в контексте оригинального и жизненно необходимого современному человеку герменевтического подхода. По мнению Г. Шпета, язык представляет особый социокультурный вид бытия, а слово становится и в дальнейшем выступает онтологическим архетипом культуры, исходным принципом ее анализа. Так, описывая действительность в объективности ее предметов, как они представлены нашему сознанию в их каузальной детерминированности и вещной связности явлений, человек формирует представление, связанное с развитием и функционированием ряда общественных отношений. При этом в социальной организации (государстве, сообществе, коллективе) своеобразными атрибутами действительности выступают: цель, смысл, предметы, вещи как закономерное логическое выражение действительности реального мира человека [3, с. 17]. Философ приходит к исследованию проблематики социальной герменевтики не сразу, а
только в зрелом возрасте, пройдя через становление себя как мыслящего человека. Г.Г. Шпет исследует достаточно продолжительное время феноменологию, только затем герменевтику и ее разновидность -диалектическую герменевтику, в которой диалектика выступает серьезным методом философского мышления. Благодаря разумной и неспешной поэтапности своих философских размышлений, ученый в рамках неклассического мышления ставит перед собой важную задачу преодоления разрыва субъекта и объекта в классической новоевропейской философии. При этом по-новому начинает звучать изучение понятия «объект как субъект», а также в полную силу в русле социального реализма берет свое начало онтология культуры Г.Г. Шпета.
Нельзя не отметить критическое отношение философа к догматизации кантианства или исторического материализма их адептами. Именно в синтезе немецкой классики, неокантианства и марксизма осуществляется реализация аккультурации немецкой философской традиции в России на рубеже XIX и XX веков. Выход сборника «Проблемы идеализма» в 1902 году демонстрирует оживленные теоретические споры в русской интеллектуальной и политической среде по вопросу достаточно не однозначному, дискуссионному - о специфике философии. Реконструкция историко-философского наследия Г.Г. Шпета как нельзя лучше помогает взглянуть и обновить разнообразные горизонты рассмотрения истоков, эволюции развития и дальнейших перспектив осмысления социальной герменевтики, а также понимания смыслов совместного интеллектуального бытия в обществе и современных сообществах. Оставлять данную проблематику без должного внимания со стороны философских наук будет не рациональным решением, а также может привести к существенному искажению идеологическими провокациями на тему идей социальной справедливости, солидарности, социального единства в идеологиях ХХ века.
По мнению Густава Шпета в основе «социальной герменевтики» находится коммуникативный аспект, а сообщаемое является непосредственно сферой герменевтики. Трактовка смысла и наполненности понятия «герменевтика» в интеллектуально-смысловом плане эволюционирует, уточняется и конкретизируется. Например, Г.Г. Шпет определяет герменевтику не только как способ и метод
выражения, но и как метод исследования через интерпретацию и понимание. С помощью социальной герменевтики ученый по-новому видит философские задачи, познавательные и жизненные ориентиры человека. Интерес Шпета к проблематике «социального», «реального», «единичного» или «всеобщего» был заметен еще в юном возрасте философа, особенно к методологии истории под влиянием идей марксистской философии и его критического переосмысления в пользу историзма. В своих зрелых работах «Очерки развития русской философии» и «Эстетические фрагменты» Г.Г. Шпет рассматривает культурное бытие как конкретную действительность, а также вводит в методологию исторического исследования учет следующих факторов, таких как: политическая власть и государство, элита, национальный язык и наука.
В историко-философских воззрениях русского философа содержится ценная для науки попытка молодого исследователя, которая заключается в том, чтобы сформировать научную школу, ориентированную на философию, а также дореволюционные традиции изучения культуры и человеческих взаимоотношений. Стоит отметить, что зная большое количество языков, с наукой он общался на понятном только ей философском языке с помощью понятий: бытие, онтология, познание, солидарность и единство.
Заключение
В заключение следует констатировать, что в философских воззрениях Г. Шпета стоит отметить сложный синтез разнообразных философских идей о справедливости, единстве и солидарности, расширение смысла понятия «герменевтика», а также состоявшийся диалог классической философской традиции и неклассических философских инноваций западной и русской философии. Факт наличия исследований по данной тематике и в западной философии подчёркивает несомненную актуальность и продуктивность данного направления. Своеобразие философских размышлений Г.Г. Шпета проступает в рационализме его системы, несомненной обращённости к социальному. То, как и с какой целью, русский философ строит свою концепцию, существенно отличается от западных проектов. Однако совпадение сущностных черт проектов герменевтической логики демонстрирует
продуктивность самого замысла и необходимость дальнейших исследований в данном направлении. В каком направлении будут осуществляться теоретико-методологические и историко-философские размышления по проблеме понимания смыслов совместного бытия в современном обществе с позиции социального единства и идей социальной справедливости - покажет только время.
Список литературы
1.Соколов, Б.Г. Рецепция герменевтики в России // Между метафизикой и опытом : Материалы коллоквиума «Влияние немецкой философии на русскую философию с XIX века до начала XX века и дальнейшее развитие философии в Германии и в России» / под ред. Разеева Д.Н. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С 169-187.
2.Терехов, В.В. Диалог герменевтики и феноменологии в философском проекте культуры Г.Г. Шпета : автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Белгород, 2015. - 22 с.
3.Терехов, В.В. Герменевтическая логика Г.Г. Шпета // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2011. - №1. - С. 87-93.
4.Шпет, Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. - М., 1989.
THE RECONSTRUCTION OF THE HERMENEUTICAL PHILOSOPHY AND SOCIAL HERMENEUTICS IN THE HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL HERITAGE
OF G.G. SHPET
E.P. Markina
Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel e-mail: [email protected]
The problem of reconstruction of the concept of «social hermeneutics» in the historical and philosophical heritage of G.G. Shpet is considered. The relevance of the research is explained by its relevance for the solution of some problems in modern philosophy, as well as the search for new approaches in the theory and methodology of scientific knowledge. This article explores social hermeneutics as one of the key elements of hermeneutical ideas in the philosophical work of G.G. Shpet. The main purpose of creating a universal philosophy of this scientist is to understand the meaning of joint existence in society and modern communities.
Keywords: polysemy, reconstruction, eventfulness, social hermeneutics, social solidarity, justice.