Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОЕКТ) ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» 23 - 27 ДЕКАБРЯ 1997 г.'

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОЕКТ) ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» 23 - 27 ДЕКАБРЯ 1997 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОЕКТ) ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» 23 - 27 ДЕКАБРЯ 1997 г.»

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОЕКТ) ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» 23 - 27 ДЕКАБРЯ 1997 г.

Участники общероссийской конференции «Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя»: ученые, представители органов управления образования разных уровней, руководители и преподаватели высших учебных заведений, педагоги, аспиранты и соискатели на своих заседаниях констатировали, с одной стороны, крайне тяжелое материальное и финансовое положение образования в России в целом и сибирском регионе в частности, а, с другой, активизацию усилий научно-педагогической общественности на поиск эффективных форм интеграции высшего образования и фундаментальной науки. Взаимосвязь высшей школы и фундаментальной науки развивается по следующим основным направлениям:

1. Разработка совместных комплексных программ научных исследований и создание на их основе капитальных научных трудов.

2. Совершенствование взаимодействия вузовской и академической науки в выполнении культурно-образовательных, социально-экономических региональных и федеральных программ.

3. Создание совместных лабораторий, кафедр, институтов и др. организаций.

4. Издание совместных научных и научно-методических журналов, ежегодников, сборников и другой периодической литературы.

5. Проведение совместных научных мероприятий: конференций, симпозиумов, семинаров и т. д.

6. Создание стационарных общественных организаций синтезирующих возможности вузовской и академической науки (магистратура, школы молодого ученого локального, регионального и общероссийского уровней и т.д.).

7. Использование общего кадрового потенциала вузов и академических учреждений в деле подготовки научных кадров высшей квалификации.

8. Предоставление академическими учреждениями соответствующих возможностей для прохождения научной практики студентов и аспирантов вузов.

9. Широкое вовлечение научных сотрудников к осуществлению педагогического процесса в вузах.

10. Привлечение научных сотрудников академических учреждений к разработке программ НИРС и УИРС в вузах.

11. Совместное использование вычислительной техники, баз данных, средств связи и обмена информации.

12. Объединение усилий вузовской и академической науки в развитии международного сотрудничества.

Участники конференции считают, что в современных условиях важнейшим направлением интеграции вузовской и академической науки является подготовка самого субъекта научной деятельности (молодого ученого). В вузах Томска и в ТГПУ, в частности, || |"т положительный опыт в решении данной проблемы: проведен ряд конференций •Шюзовского, регионального и межрегионального масштаба по подготовке научно-1Гогических кадров (с публикацией материалов); защищено несколько кандидатских ^фЮСвртаций по вопросам совершенствования подготовки научной молодежи. Только в МшЩ» 1996 году были проведены Всероссийская научная конференция «Современные Образовательные стратегии и духовное развитие личности» и Сибирская конференция

«Развитие творческого потенциала личности в системе педагогического образования», которые позволили, с одной стороны, выявить научный актив аспирантов, соискателей, докторантов, кандидатов и профессоров, работающих по данной проблематике или смежной с ней, а с другой, - обобщить первоначальный опыт развития творческой личности в системе педагогического образования. Большое значение в этом плане приобрело создание новых научных направлений или придание имеющимся административным и общественным структурам вуза общей направленности на формирование креативных начал студенчества и молодых специалистов-исследователей. Одним из таковых является совместный проект ТГПУ и ИО СДВиС РАО «Общероссийская школа молодого ученого (Комплексный подход к подготовке специалиста-исследователя)», который был профинансирован федеральной целевой программой «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 -2000 гг.». В рамках этого проекта был проведен ряд мероприятий:

- школа-семинар для аспирантов и соискателей в связи с началом нового учебного года;

- семинары: «Проблемы развития речевой культуры педагога-исследователя», «Проблемы развития естественнонаучной культуры специалиста-исследователя», «Разработка концептуальных основ и технологии продуктивного обучения в Общероссийской школе молодого специалиста-исследователя», «Проблемы иноязычной подготовки педагога-исследователя», «Молодежь. Духовность. Творчество»;

- лекции и семинарские занятия по проблемам методологии и методики научных исследований для аспирантов и соискателей.

Все это позволило включить в работу по подготовке педагога-исследователя значительное число студентов, аспирантов и соискателей, научно-педагогических работников, учителей, и тем самым создать необходимые предпосылки для осуществления следующих шагов в изучении данной проблемы и создания адекватных организационно-педагогических условий этой работы.

Таким образом, можно отметить, что в г. Томске складывается научное направление по изучению и реализации комплексного подхода к подготовке специалиста-исследователя. Конференцией признано, что главными научными ориентирами этого направления следует считать:

1. Теоретические и экспериментальные исследования способов повышения творческого потенциала ученого, путей и методов интенсификации научно-исследовательской деятельности.

2. Развитие у молодого ученого общей культуры и мировоззрения, основанного на современной научной картине мира.

3. Фундаментальные исследования основ общеметодологической культуры специалиста, которая является необходимым условием становления и развития творческой личности в науке.

4. Изучение, обобщение и внедрение в среду научной молодежи передовых способов поиска, сбора и анализа научной информации. Обучение передовым компьютерным технологиям работы с информационными базами данных.

5. Формирование у молодого поколения ученых культуры научного общения, в том числе речевой культуры, без которой невозможен эффективный информационный обмен.

6. Исследование психологических и социальных факторов развития научного потенциала личности и научной деятельности в целом;

7. Разработка и внедрение интенсивных методов изучения и освоения иностранных языков, которые являются одним из главных средств перевода научного исследования на мировой уровень и основным условием международного обмена научной информацией.

Конференция считает, что основными научно-практическими задачами в области

совершенствования подготовки научных кадров на современном этапе являются:

1. Обобщение мирового опыта и организация постоянно действующего всероссийского семинара по обмену опытом и повышению квалификации научных руководителей.

2. Создание системы многоуровневой подготовки специалиста-исследователя.

3. Развитие технической, особенно полиграфической базы Общероссийской школы молодого ученого, призванной шире распространять положительный опыт в области совершенствования подготовки научных кадров.

4. Издание периодического журнала «Вопросы подготовки научных кадров».

5. Разработка базовой и вариативных программ комплексного обучения специалиста-исследователя.

6. Создание системы отбора и обучения талантливой молодежи, начиная со школьной скамьи и закачивая докторантурой.

7. Инициирование разработки и утверждение государственного образовательного стандарта по специальности «педагог-исследователь».

8. Разработка спецкурсов и методического обеспечения для специальности «педагог-исследователь».

9. Открытие на базе ТГПУ специализации «педагог-исследователь».

Участники конференции в результате плодотворных научных дискуссий пришли к

необходимости принятия следующих рекомендаций:

- Государственной и областной Думам способствовать сохранению и развитию передовых отечественных научных школ, которые являются основными ячейками воспроизводства научных кадров; морально и материально поощрять деятельность ведущих ученых по подготовке научных кадров;

- ходатайствовать перед Президиумом Российской Академии наук, ВАК России, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (РФ), Президиумом Российской Академии образования о расширении списка научных специальностей по новым научным направлениям в области подготовки научно-исследовательских кадров; о введении обязательных спецкурсов для аспирантов и соискателей, призванных повышать творческий потенциал личности и развивать методологическую, гуманитарную, естественнонаучную и языковую культуру молодого ученого;

- Министерству общего и профессионального образования РФ ввести в вузах, располагающих кадровыми и материальными возможностями, курс «Основы научных исследований»;

- ВАК России включить в список обязательных дисциплин кандидатского минимума экзамен по «Основам научных исследований»;

- создавать общественные и государственные организации для координации деятельности вузов и академической науки;

- способствовать созданию негосударственных форм подготовки научных кадров высшей квалификации в качестве конкурирующих и альтернативных.

Участники конференции единодушно отметили целесообразность проведения подобных

конференций не реже одного раза в два года.

Научный руководитель программы, д.ф.н., проф., чл.-корр. РАО Дмитриенко В.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.