Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко С.В.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с осуществлением валютного контроля таможенными органами. Выявлены основные нарушения валютного законодательства, его пробелы. На основе этого разработаны и даны рекомендации по совершенствованию валютного контроля таможенными органами.In the article the problems connected with implementation of currency control by customs authorities have been considered. The main violations of the currency legislation, its gaps have been revealed. On the basis of it recommendations about improvement of currency control by customs authorities have been developed and made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

общественно-полезных благ, функционирование которого характеризуется специфическими особенностями, связанными, прежде всего, с целями деятельности НКО. Вместе с тем необходимо отметить, что небольшой, на первый взгляд, вклад НКО в ВВП страны, тем не менее, является значимой величиной, сравнимой с весом некоторых отраслей российской экономики.

Использованные источники:

1. Кутьева Д.А., Макарова В.А. Особенности управления финансовыми ресурсами в некоммерческой организации. Научная монография // СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. -185 с.

2. Новодворский В. Д. Учет в некоммерческих организациях: современные аспекты развития камерального счетоводства // Некоммерческие организации в России. - 2003. - № 1. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.nkor.ru/articles/2003/1/1589.html

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Единая межведомственная информационно - статистическая система (ЕМИСС). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.fedstat.ru/opendata/.

5. Drucker P.F. Managing the Nonprofit Organization - Principles and Practices // New York, USA: Collins Business, 2005. - 177 p.

Мищенко С.В. магистр 1 курса факультет экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет

Россия, г. Курск

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВАЛЮТНОГО

КОНТРОЛЯ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, связанные с осуществлением валютного контроля таможенными органами. Выявлены основные нарушения валютного законодательства, его пробелы. На основе этого разработаны и даны рекомендации по совершенствованию валютного контроля таможенными органами.

Ключевые слова: валютный контроль, таможенные органы, валютное законодательство, проблемы валютного контроля.

Abstract: In the article the problems connected with implementation of currency control by customs authorities have been considered. The main violations of the currency legislation, its gaps have been revealed. On the basis of it recommendations about improvement of currency control by customs authorities have been developed and made.

Keywords: foreign exchange controls, customs, currency legislation, the problems of exchange control.

Действующее в настоящий момент законодательство в области валютного контроля является неоднородным и включает акты различной юридической природы. К предмету правового регулирования валютного законодательства относятся принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного регулирования, а также органов и агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в сфере владения, пользования, распоряжения валютными ценностями и валютой РФ и др.

Для того чтобы решить сложившиеся проблемы в действующем законодательстве, необходимо внести в него изменения для устранения пробелов в осуществления валютных операций, сделать его более доступным и понятным для участников ВЭД, поскольку часто нарушения происходят из-за того, что участники ВЭД неправильно трактуют нормативно-правовые акты. Можно полагать, что это приведет к уменьшению количества нарушений, в особенности связанных с правилами оформления предоставляемой в таможенные органы документации и со сроками предоставления.

Зачастую правонарушения связаны с отсутствием у юридических лиц механизма внутреннего контроля за соблюдением правил ВЭД. В данном случае органы и агенты валютного контроля проводят разъяснительную работу с участниками внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы как агенты с этой целью могут проводить семинары или организовывать презентации, посвященные вступлению в действие новых приказов, инструкций, нормативно-правовых документов, связанных с изменением правил осуществления ВЭД и проведения валютных операций. Также для этих целей можно создать сайт, на котором участники ВЭД могли бы получить всю необходимую им информацию. Все это позволит сформировать необходимые знания и создать организованный механизм внутреннего контроля за соблюдением законодательства РФ.

Касательно проблемы отсутствия мер валютного контроля в отношении валюты, вывозимой за пределы Таможенного Союза на электронных карточках, то в данной ситуации следовало бы обеспечить пункты пропуска через таможенную границу устройствами, которые позволяли бы контролировать эти банковские карты и денежные средства, содержащиеся на них. С этой целью можно оборудовать таможенные посты специальными терминалами, позволяющими узнавать состояние счета на банковской карте. Этот терминал мог бы выполнять следующие функции:

— проверять наличие и сумму денежных средств на карте;

— определять превышение суммы возможного лимита вывозимой валюты;

— выдавать квитанцию, которая содержала бы сведения о размере денежных средств, о превышении лимита и о размерах таможенных пошлин, подлежащих уплате, наименование таможенного поста, время и дату выдачи квитанции.

Данный механизм позволил бы сократить утечку капитала за границу, что в какой-то мере повысит степень благополучного развития экономики страны, а также сократит зависимость государства от иностранных кредиторов.

Все вышеперечисленное, без сомнения, является проблемами контроля за движением денежных средств. Однако чаще всего таможенные органы встречаются правонарушением, касающимся непоступления валютной выручки. Разумеется, требование о репатриации валютной выручки является обязательным и одним из видов валютных ограничений. Именно с данным требованием из всех валютных ограничений возникает больше всего вопросов и проблем в работе таможенных органов.

На практике валютный контроль при экспорте и импорте товаров осуществляется таможенными органами и уполномоченными банками. Их полномочия здесь явно неодинаковы. Банк выступает как орган валютного контроля, а таможенные органы - как агент.

Несмотря на пробелы в законодательстве и его несовершенство, все же его усовершенствование не стоит на месте. Так, были внесены поправки в основной нормативно-правовой акт, регулирующий валютные отношения -Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле".

Изменения касаются порядка передачи сведений о сроке исполнения договоров, новой формы паспорта сделки, порядка электронного документооборота между органами и агентами валютного контроля. Что касается объема обязанностей резидентов перед органами и агентами валютного контроля, то он остался прежним, за исключением обязанности резидентов представлять уполномоченным банкам сведения об ожидаемых сроках исполнения договоров по внешнеторговой деятельности. Однако и эта обязанность направлена в конечном итоге на сокращение процедуры валютного контроля, так как отсутствует необходимость в переоформлении паспорта сделки при изменении соответствующих сведений о сроках.

С 23 февраля 2015 г. вступило в силу Указание Банка России от 06.11.2014 г. № 3438-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

Указание содержит дополнительное основание для отказа Банком в оформлении паспорта сделки: «При наличии предусмотренных правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Банка России, оснований предполагать, что валютные операции, которые будут проводиться по контракту (кредитному договору), могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Тем не менее, данные изменения не решают в полной мере существующие проблемы. Вопрос совершенствования валютного законодательства и валютного контроля остается открытым.

Использованные источники:

1. Стратегическое управление концепции импортозамещения промышленного производства / Ершова И.Г./ Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1420-1424.

2. Формирование импортозамещающей стратегии / Ершов А.Ю./ Фундаментальные исследования № 8 (часть 2) 2015 http://search.rae.ru/

3. Целевое программирование при государственном регулировании экономики /Ершова И.Г., Белоусова М.Ю., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н./ Известия Юго-Западного государственного университета. 2000. № 6. С. 172178.

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ /Беклемешев В.П., Бирюков А.Н., Братухина Е.А., Вертакова Ю.В., Глущенко О.И., Гороховицкая Т.Н., Девятилова А.И., Ершов А.Ю., Ершова И.Г., Ильиных С.А., Крыгина А.М., Крыгина Н.М., Лимонова Е.В., Павлов В.Н., Панцева Е.Ю., Тойшева О.А./ Анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов) / Воронеж, 2015. Том Книга 37

5. Место импортозамещения в инновационном развитии экономики России / Ершов А.Ю./ Материалы 4ой международной научно-практической конференции «Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития»: Саратов. - 2014. - с. 23-27.

6. Проблемы импортозамещения в продовольственном комплексе / Бугорская А.Ю., Литвинова И.А./ Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2015 года) / Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО "Университетская книга", Курск, 2015 г. 1-й том.- с. 147-151.

7. Зарубежный опыт регулирования социально-трудовых отношений / Бувина В.В./ Исследование инновационного потенциала общества и формирвоание направлений его стратегического развития: сборник научных статей 5-й международной научно-практической конференции (29-30 декабря 2015 г.) Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2015. - с. ЗАО «Университетская книга», в 2-х томах. 1 том - с. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.