УДК 005.94
Смирнов А.В., к. псх.н. преподаватель специальных дисциплин Бугульминский строительно-технический колледж
Хрисанова Г.А. ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» руководитель учетного дивизиона
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ООО «ТАГРАС-ЭНЕРГОСЕРВИС»
Аннотация: В современном обществе и экономике возрастает роль знаний. Знания становятся стратегическим ресурсом предприятий и требуют особых управленческих подходов. Инвестиционная привлекательность и финансовая устойчивость возрастают в случае, если на предприятие внедрена и успешно функционирует оптимальная система управления знаниями.
Ключевые слова: управление знаниями, система управления знаниями, менеджмент предприятия.
Smirnov A. V., Ph.D. teacher of special disciplines Bugulma Construction and Technical College
Khrisanova G.A. TagraS-EnergoService LLC head of the accounting division
RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE KNOWLEDGE
MANAGEMENT SYSTEM IN TAGRAS-ENERGOSERVICE LLC
Resume: The role of knowledge is increasing in modern society and economy. Knowledge becomes a strategic resource of enterprises and requires special management approaches. Investment attractiveness and financial stability increase if the enterprise has implemented and successfully operates an optimal knowledge management system.
Key words: knowledge management, knowledge management system, enterprise management.
Знания становятся стратегическим ресурсом предприятий и требуют особых управленческих подходов. Система управления знаниями в коммерческой организации требует выстраивание процессов и механизмов управления согласованностью между организационной и технологической подсистемами.
С 2011 года предприятие стало дивизионом вновь созданного холдинга «ТаграС-Холдинг». Информационно-технологический компонент СИЗ составляет корпоративный сайт https://tagras.ru. Корпоративная культура является ведущим фактором результативности управления знаниями в организации. На нее приходится 47% результативности системы менеджмента знаний, 53% остается на следующие факторы: структура и процессы, профессиональные навыки и мотивация, информационная технология, поддержка руководства.
Система управления знаниями в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» существуют устоявшаяся система управления знаниями. Объясняется это тем, что предприятие является дивизионом ПАО «Татнефть», последнее, в свою очередь, имеет более чем полувековую историю становления, развития и совершенствования.
Так, СУЗ на предприятии имеет следующие формы: профессиональное обучение, профессиональное образование, - текущая проверка знаний и их корректировка по необходимости.
ПАО «Татнефть» имеет:
- собственный ЧОУ ДПО «ЦПК-Татнефть» (центр подготовки кадров), существующий с 1946 года»
- собственный Корпоративный университет;
- сетевое сотрудничество с Альметьевским политехническим колледжем, Лениногорским нефтяным техникумом, Бугульминским машиностроительным техникумом, Альметьевским нефтяным институтом, Казанским (Приволжским) федерльным университетом, Казанским национальным технологическим университетом, Казанским национальным техническим университетом им.А.Н.Туполева-КАИ, Казанским энергетическим университетом.
«Центр подготовки кадров - Татнефть», реализующее образовательные услуги в сфере профессионального обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификации руководителей и специалистов.
В 2019 году «ТАГРАС» взял курс на формирование новой системы управления, основанной на применении цифровых технологий. В холдинге стартовала программа комплексной цифровой трансформации TAGRAS-Digital, реализация которой рассчитана до 2030 года и осуществляется в 4 этапа.
Для достижения поставленных задач и их реализации мы планируем определить единую информационно-коммуникационную систему управления знаниями, наполнить ее процессами, создать базу знаний, обучить персонал получению новых знаний в данной программной системе. Для определения путей, механизмов и факторов совершенствования СИЗ в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» мы провели предпроектное решения.
Для совершенствования СИЗ в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» (повышения удобства работы, эффективного обучения и взаимодействия специалистов) нами была предложена универсальная модель управления знаниями (рис. 1). К компонентам универсальной СУЗ относят:
- администрирование (1);
- мониторинг (2);
- учет и хранение (3);
- связь (4);
- сотрудничество (5);
- распространение (6);
- создание знаний (7);
- качество воспроизводства неявных знаний (8).
Администрирование предполагает расходы организации на СУЗ,
мониторинг - полнота и достоверность информации об информационной коммуникации организации, учет и хранение - систематизация и хранение знаний, связь - оперативный контакт, сотрудничество - участие всех сотрудников в распределении, применении и создании знаний, распространение - распределение знаний, создание знаний - процесс создания знаний в соответствии с потребностями организации, качество воспроизводства неявных знаний - обеспечение сбора, распределения, применения и создания знаний.
Внедрение и реализация универсальной модели СУЗ в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» должно сопровождаться измеримым инструментарием. Для этого мы предлагаем использовать стандартизированные средства измерения хода реализации менеджмента
знания (ГОСТ Р 54877 - 2016) (табл.1).
Таблица 1
_Средства измерения хода реализации менеджмента знаний_
Процесс менеджмента знаний Приоритет, Самооценка
1-10 1-10
Разработка контента знаний
Все подразделения организации завершили анализ 9 9
пробелов в контенте, необходимом для выполнения работ
Выявленные пробелы были устранены. 10 9
Перечни ключевых источников и ресурсов были 9 8
доведены до сведения сотрудников 10 9
Эти перечни регулярно пересматриваются и обновляются
Обмен знаниями в конкретном подразделении и
организации в целом
Обмену знаний активно содействуют ведущие 10 9
сотрудники подразделений организации
Методология обмена знаниями утверждена руководством 10 9
организации 9 7
Существуют критерии измерения использования (многократного использования) знаний
Распространение идей
Официальные сети и информационные каналы (базы 10 9
данных, конференции и т.д.) существуют для создания,
развития пригодных для применения идей и обмена ими
между подразделениями организации
Неофициальные сети и другие средства обмена знаниями, 10 8
хорошо известные и успешно используемые во всех
подразделениях организации, и идеи, появляющиеся в
одном подразделении, становятся общими для всех
подразделений
Процесс планирования менеджмента знаний
Предусмотренное в бюджете выделение ресурсов на МЗ 10 9
Измеримый процесс выполнения плана МЗ, с
соответствующей документально подтвержденной
выгодой и контролем программы МЗ, обеспечивающим 9 7
регулярную отчетность перед заинтересованными
сторонами о реализации этого плана
Внедрение системы менеджмента знаний
Работа с местными информационными системами (при
необходимости), подготовка системы МЗ к эксплуатации 10 9
Сотрудники, непосредственно контактирующие с
клиентами, должны понимать планы и цели МЗ 10 7
Развертывание плана для повышения
информированности о средствах и показателях МЗ, 9 6
установленных для определения применимости системы
и принятия мер в случае ее недостаточного
использования
Менеджмент знаний и организационная культура
МЗ тесно связан с управлением персоналом: все 10 8
сотрудники должны понимать роль и значение МЗ и
работать с системами МЗ и соответствующими
материалами на всех уровнях, при необходимости пройдя
курс дополнительного обучения. 10 6
Все партнеры и сотрудники организации должны хорошо
знать системы МЗ, контент и процессы 10 9
Система поощрений выделяет «кредит» для
формирования знаний (обмена ими), подразделения
организации признают ценность МЗ и выделяют ресурсы 9 9
на деятельность в области МЗ
Следует подготовить пилотные проекты,
предназначенные для разрушения стереотипов и
демонстрации пригодности МЗ для бизнеса
Таким образом, в результате предложенных мероприятий по развитию системы управления знаниями, на предприятии ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» повышается эффективность управления предприятиями в целом и сохранится стабильность конкурентного состояния.