Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ООО «ТАГРАС-ЭНЕРГОСЕРВИС»'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ООО «ТАГРАС-ЭНЕРГОСЕРВИС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А. В., Хрисанова Г. А.

В современном обществе и экономике возрастает роль знаний. Знания становятся стратегическим ресурсом предприятий и требуют особых управленческих подходов. Инвестиционная привлекательность и финансовая устойчивость возрастают в случае, если на предприятие внедрена и успешно функционирует оптимальная система управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM IN TAGRAS-ENERGOSERVICE LLC

The role of knowledge is increasing in modern society and economy. Knowledge becomes a strategic resource of enterprises and requires special management approaches. Investment attractiveness and financial stability increase if the enterprise has implemented and successfully operates an optimal knowledge management system.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ООО «ТАГРАС-ЭНЕРГОСЕРВИС»»

УДК 005.94

Смирнов А.В., к. псх.н. преподаватель специальных дисциплин Бугульминский строительно-технический колледж

Хрисанова Г.А. ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» руководитель учетного дивизиона

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ООО «ТАГРАС-ЭНЕРГОСЕРВИС»

Аннотация: В современном обществе и экономике возрастает роль знаний. Знания становятся стратегическим ресурсом предприятий и требуют особых управленческих подходов. Инвестиционная привлекательность и финансовая устойчивость возрастают в случае, если на предприятие внедрена и успешно функционирует оптимальная система управления знаниями.

Ключевые слова: управление знаниями, система управления знаниями, менеджмент предприятия.

Smirnov A. V., Ph.D. teacher of special disciplines Bugulma Construction and Technical College

Khrisanova G.A. TagraS-EnergoService LLC head of the accounting division

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE KNOWLEDGE

MANAGEMENT SYSTEM IN TAGRAS-ENERGOSERVICE LLC

Resume: The role of knowledge is increasing in modern society and economy. Knowledge becomes a strategic resource of enterprises and requires special management approaches. Investment attractiveness and financial stability increase if the enterprise has implemented and successfully operates an optimal knowledge management system.

Key words: knowledge management, knowledge management system, enterprise management.

Знания становятся стратегическим ресурсом предприятий и требуют особых управленческих подходов. Система управления знаниями в коммерческой организации требует выстраивание процессов и механизмов управления согласованностью между организационной и технологической подсистемами.

С 2011 года предприятие стало дивизионом вновь созданного холдинга «ТаграС-Холдинг». Информационно-технологический компонент СИЗ составляет корпоративный сайт https://tagras.ru. Корпоративная культура является ведущим фактором результативности управления знаниями в организации. На нее приходится 47% результативности системы менеджмента знаний, 53% остается на следующие факторы: структура и процессы, профессиональные навыки и мотивация, информационная технология, поддержка руководства.

Система управления знаниями в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» существуют устоявшаяся система управления знаниями. Объясняется это тем, что предприятие является дивизионом ПАО «Татнефть», последнее, в свою очередь, имеет более чем полувековую историю становления, развития и совершенствования.

Так, СУЗ на предприятии имеет следующие формы: профессиональное обучение, профессиональное образование, - текущая проверка знаний и их корректировка по необходимости.

ПАО «Татнефть» имеет:

- собственный ЧОУ ДПО «ЦПК-Татнефть» (центр подготовки кадров), существующий с 1946 года»

- собственный Корпоративный университет;

- сетевое сотрудничество с Альметьевским политехническим колледжем, Лениногорским нефтяным техникумом, Бугульминским машиностроительным техникумом, Альметьевским нефтяным институтом, Казанским (Приволжским) федерльным университетом, Казанским национальным технологическим университетом, Казанским национальным техническим университетом им.А.Н.Туполева-КАИ, Казанским энергетическим университетом.

«Центр подготовки кадров - Татнефть», реализующее образовательные услуги в сфере профессионального обучения, профессиональной подготовки, повышения квалификации руководителей и специалистов.

В 2019 году «ТАГРАС» взял курс на формирование новой системы управления, основанной на применении цифровых технологий. В холдинге стартовала программа комплексной цифровой трансформации TAGRAS-Digital, реализация которой рассчитана до 2030 года и осуществляется в 4 этапа.

Для достижения поставленных задач и их реализации мы планируем определить единую информационно-коммуникационную систему управления знаниями, наполнить ее процессами, создать базу знаний, обучить персонал получению новых знаний в данной программной системе. Для определения путей, механизмов и факторов совершенствования СИЗ в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» мы провели предпроектное решения.

Для совершенствования СИЗ в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» (повышения удобства работы, эффективного обучения и взаимодействия специалистов) нами была предложена универсальная модель управления знаниями (рис. 1). К компонентам универсальной СУЗ относят:

- администрирование (1);

- мониторинг (2);

- учет и хранение (3);

- связь (4);

- сотрудничество (5);

- распространение (6);

- создание знаний (7);

- качество воспроизводства неявных знаний (8).

Администрирование предполагает расходы организации на СУЗ,

мониторинг - полнота и достоверность информации об информационной коммуникации организации, учет и хранение - систематизация и хранение знаний, связь - оперативный контакт, сотрудничество - участие всех сотрудников в распределении, применении и создании знаний, распространение - распределение знаний, создание знаний - процесс создания знаний в соответствии с потребностями организации, качество воспроизводства неявных знаний - обеспечение сбора, распределения, применения и создания знаний.

Внедрение и реализация универсальной модели СУЗ в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» должно сопровождаться измеримым инструментарием. Для этого мы предлагаем использовать стандартизированные средства измерения хода реализации менеджмента

знания (ГОСТ Р 54877 - 2016) (табл.1).

Таблица 1

_Средства измерения хода реализации менеджмента знаний_

Процесс менеджмента знаний Приоритет, Самооценка

1-10 1-10

Разработка контента знаний

Все подразделения организации завершили анализ 9 9

пробелов в контенте, необходимом для выполнения работ

Выявленные пробелы были устранены. 10 9

Перечни ключевых источников и ресурсов были 9 8

доведены до сведения сотрудников 10 9

Эти перечни регулярно пересматриваются и обновляются

Обмен знаниями в конкретном подразделении и

организации в целом

Обмену знаний активно содействуют ведущие 10 9

сотрудники подразделений организации

Методология обмена знаниями утверждена руководством 10 9

организации 9 7

Существуют критерии измерения использования (многократного использования) знаний

Распространение идей

Официальные сети и информационные каналы (базы 10 9

данных, конференции и т.д.) существуют для создания,

развития пригодных для применения идей и обмена ими

между подразделениями организации

Неофициальные сети и другие средства обмена знаниями, 10 8

хорошо известные и успешно используемые во всех

подразделениях организации, и идеи, появляющиеся в

одном подразделении, становятся общими для всех

подразделений

Процесс планирования менеджмента знаний

Предусмотренное в бюджете выделение ресурсов на МЗ 10 9

Измеримый процесс выполнения плана МЗ, с

соответствующей документально подтвержденной

выгодой и контролем программы МЗ, обеспечивающим 9 7

регулярную отчетность перед заинтересованными

сторонами о реализации этого плана

Внедрение системы менеджмента знаний

Работа с местными информационными системами (при

необходимости), подготовка системы МЗ к эксплуатации 10 9

Сотрудники, непосредственно контактирующие с

клиентами, должны понимать планы и цели МЗ 10 7

Развертывание плана для повышения

информированности о средствах и показателях МЗ, 9 6

установленных для определения применимости системы

и принятия мер в случае ее недостаточного

использования

Менеджмент знаний и организационная культура

МЗ тесно связан с управлением персоналом: все 10 8

сотрудники должны понимать роль и значение МЗ и

работать с системами МЗ и соответствующими

материалами на всех уровнях, при необходимости пройдя

курс дополнительного обучения. 10 6

Все партнеры и сотрудники организации должны хорошо

знать системы МЗ, контент и процессы 10 9

Система поощрений выделяет «кредит» для

формирования знаний (обмена ими), подразделения

организации признают ценность МЗ и выделяют ресурсы 9 9

на деятельность в области МЗ

Следует подготовить пилотные проекты,

предназначенные для разрушения стереотипов и

демонстрации пригодности МЗ для бизнеса

Таким образом, в результате предложенных мероприятий по развитию системы управления знаниями, на предприятии ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» повышается эффективность управления предприятиями в целом и сохранится стабильность конкурентного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.