Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАОНЕЖЬЯ)'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАОНЕЖЬЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СЕЛЬСКИЕ ГОСТЕВЫЕ ДОМА / ГОСТЕПРИИМСТВО / RECREATIONAL POTENTIAL / HISTORICAL AND CULTURAL TERRITORY / RURAL GUEST HOUSES / HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотникова Виктория Сергеевна, Глушанок Тамара Михайловна

Объектом изучения в статье выступают средства размещения, расположенные на историко-культурной территории Заонежского полуострова. Это связано с исследованием перспектив расширения мест туристского паломничества и создания условий дальнейшего экономического развития данной территории. На основе исследования рекреационного потенциала полуострова и особенностей гостевых домов авторы предлагают рекомендации для владельцев средств размещения туристов, которые будут актуальны как для данной, так и для другой сельской местности на территории Республики Карелия. В результате исследования сделан вывод об экономической целесообразности развития данных средств размещения для решения социально-экономических проблем населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Представленный материал будет интересен не только для администраций поселковых советов, но и для индивидуальных предпринимателей, желающих заниматься бизнесом в сфере туризма. Это особенно важно, так как на территории Заонежья нет крупных предприятий, и возможность трудоустройства жителей ограничена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотникова Виктория Сергеевна, Глушанок Тамара Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for the development of accommodation facilities in rural areas in the Republic of Karelia (on the example of Zaonezhye)

The object of study in the article are accommodation facilities located on the historical and cultural territory of the Zaonezhsky Peninsula. It is connected with research of prospects of expansion of tourist pilgrimage places and creation of conditions for further economic development of this territory. Based on the study of the recreational potential of the peninsula and the particularities of guest houses, the authors offer recommendations for owners of tourist accommodation facilities that will be relevant for this and for other rural areas in the Republic of Karelia. As a result of research the conclusion about economic expediency of development of these facilities for the solution of social and economic problems of the settlements located in rural areas is made. The presented material will be interesting not only for the administrations of rural councils, but also for individual entrepreneurs who want to do business in tourism. This is especially important, because there are no large enterprises in Zaonezhye, and the possibility of employment of residents is limited.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАОНЕЖЬЯ)»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019

ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

рекомендации по развитию средств размещения в сельской местности в республике карелия (на примере заонежья)

Плотникова В.С. 1, Глушанок Т.М. 1

1 Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Объектом изучения в статье выступают средства размещения, расположенные на историко-культурной территории Заонежского полуострова. Это связано с исследованием перспектив расширения мест туристского паломничества и создания условий дальнейшего экономического развития данной территории. На основе исследования рекреационного потенциала полуострова и особенностей гостевых домов авторы предлагают рекомендации для владельцев средств размещения туристов, которые будут актуальны как для данной, так и для другой сельской местности на территории Республики Карелия. В результате исследования сделан вывод об экономической целесообразности развития данных средств размещения для решения социально-экономических проблем населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Представленный материал будет интересен не только для администраций поселковых советов, но и для индивидуальных предпринимателей, желающих заниматься бизнесом в сфере туризма. Это особенно важно, так как на территории Заонежья нет крупных предприятий, и возможность трудоустройства жителей ограничена.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рекреационный потенциал, историко-культурная территория, сельские гостевые дома, гостеприимство

Recommendations for the development of accommodation facilities in rural areas in the republic of Karelia (on the example of Zaonezhye)

Plotnikova y.S. 1, Glushanok T.M. 1

1 Petrozavodsk State University, Russia

ведение

Сельский туризм в последнее время стал популярным направлением в бизнесе. Это связано с изменениями в ценностной ориентации туристов от традиционной модели «SSS» (Sea - Sun - Sand, Море -Солнце - Пляж) к формуле «LLL» (Lore - Landscape - Leisure, Знания -Ландшафт - Досуг). Именно формула LLL открыла миру экологический туризм. Туристы ежегодно направляются в страны и регионы нетронутых природных и исторических ландшафтов, чтобы воочию увидеть

красоты природы и самобытность национальных культур, не нарушая при этом экологического баланса территории.

Идея развития сельского туризма на базе фермерских хозяйств, зародившаяся в Западной Европе еще в XIX веке, сегодня поощряется на национальном уровне и рассматривается как неотъемлемая составляющая социально-экономического развития села. В Европе созданы и успешно работают различные организации по продвижению на рынок услуг сельского туризма, например, Европейская федерация сельского зеленого туризма «EUROGITES», которая объединяет 20 ассоциаций из 17 стран Европы.

Современное состояние сельского туризма в Российской Федерации пока остается скромным, хотя его потенциал, по мнению специалистов Ростуризма, превышает 25 млн человек. Международный опыт и огромный потенциал сельского туризма в стране показывают целесообразность и высокую потенциальную эффективность его развития в России

С целью детального исследования возможностей Заонежья в развитии сельского туризма в июне 2019 г. Петрозаводским государственным университетом была организована на эту территорию комплексная экспедиция «Русский Север», результаты которой нашли отражение в статье.

ABSTRACT:_

The object of study in the article are accommodation facilities located on the historical and cultural territory of the Zaonezhsky Peninsula. It is connected with research of prospects of expansion of tourist pilgrimage places and creation of conditions for further economic development of this territory. Based on the study of the recreational potential of the peninsula and the particularities of guest houses, the authors offer recommendations for owners of tourist accommodation facilities that will be relevant for this and for other rural areas in the Republic of Karelia. As a result of research the conclusion about economic expediency of development of these facilities for the solution of social and economic problems of the settlements located in rural areas is made. The presented material will be interesting not only for the administrations of rural councils, but also for individual entrepreneurs who want to do business in tourism. This is especially important, because there are no large enterprises in Zaonezhye, and the possibility of employment of residents is limited.

KEYWORDS: recreational potential, historical and cultural territory rural guest houses, hospitality JEL Classification: L83, Q19, L26 Received: 10.11.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Plotnikova V.S. (plotnikovaptz@mail.ru)

CITATION:_

Plotnikova V.S., Glushanok T.M. (2019) Rekomendatsii po razvitiyu sredstv razmescheniya v selskoy mes-tnosti v Respublike Kareliya (na primere Zaonezhya) [Recommendations for the development of accommodation facilities in rural areas in the Republic of Karelia (on the example of Zaonezhye)]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 693-706. doi: 10.18334/epp.9.4.41400

Республика Карелия является интенсивно развивающимся туристско-рекреаци-онным регионом. Так, в 2018 году республику посетило около 800 тысяч человек, что почти на 50% больше, чем в 2012 году, в 2019 году прогнозировалось дальнейшее увеличение туристического потока [1]. Интерес экскурсантов и туристов привлекают такие брендовые места, как горный парк Рускеала, остров Валаам с его природным парком и Валаамским Спасо-Преображенским монастырем, водопады: Ахвенкоски, Белые мосты, Кивач, вулкан Гирвас. Несомненной популярностью пользуется памятник деревянного зодчества Кижский погост, охраняемый ЮНЕСКО и находящийся на острове Кижи [2] (Kirilina, Kolesnikova, Kolesnikov, Plotnikova, Zakharchenko, Isakova, Blazhevich, Khuuskonen, Shevchenko, 2016).

Но не все знают, что остров Кижи находится на уникальной территории. В нескольких километрах от острова расположен Заонежский полустров, на территории которого разместились многочисленные культурные и природные памятники. Каждый, кто хоть раз побывал в Заонежье, навсегда запомнит своеобразную и неповторимую его красоту. Заонежье - обетованная земля. Из-за трудностей в сообщении с эти краем долгое время не приникали сюда ни грамотность, ни городские модные влияния, что позволило надолго сохраниться старинным сказаниям, былинам, песням, обычаям подлинно русского языка [3] (Stronk, 1979). Заонежский полуостров находится в северо-восточной части Онежского озера. Его площадь - около 12000 квадратных километров. Помимо полуострова к территории Заонежья относятся острова: Клименецкий, Леликовский и другие. Уникальные особенности Заонежья представляют богатейший потенциал для развития туризма в Карелии, который еще не в полной мере известен туристам.

Первый вывод, сделанный во время экспедиции, был связан с транспортной доступностью. Для развития туризма в Заонежье, в первую очередь, необходимо построить современные дороги, которые свяжут Медвежьегорск с Великой Губой и Оятевщиной; Медвежьегорск с Толвуей - Великой Губой и поселком Больничный. Эта проблема сейчас реализуется в рамках федеральной целевой программы развития Карелии [4]. Благодаря дорогам туристы, прибывающие в Карелию с северного направления, могут посетить остров Кижи, не заезжая в Петрозаводск, сэкономив время и деньги, смогут посмотреть уникальные деревни с сохранившими и разруша-

ОБ АВТОРАХ:_

Плотникова Виктория Сергеевна, доцент кафедры туризма, кандидат педагогических наук, Институт физической культуры, спорта и туризма (plotnikovaptzßmail.ru)

Глушанок Тамара Михайловна, профессор кафедры туризма, доктор экономических наук, Институт физической культуры, спорта и туризма (g1ushanok2010ß yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Плотникова В.С., Глушанок Т.М. Рекомендации по развитию средств размещения в сельской местности в Республике Карелия (на примере Заонежья) // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. -Том 9. - № 4. - С. 693-706. doi: 10.18334/epp.9.4.41400

ющими домами, представляющими памятники деревенского деревянного зодчества, смогут насладиться отдыхом в гостевых домах и туристских комплексах, посетить событийные мероприятия и праздники, проводящиеся местными сообществами, посетить местные деревенские музеи, приобрести местные товары - знаменитую зао-нежскую вышивку, погрузиться в культурные обычаи и традиции данной территории. Такой отдых позволит насладиться тишиной и покоем, изучить культурное, историческое, фольклорное, архитектурное наследие района, которое отличается неповторимостью и уникальностью.

Вторая, не менее значимая проблема, которую необходимо решить, напрямую связана с организацией работы гостевых домов. Сельский гостевой дом - это малое специализированное средство размещения (часто семейное), расположенное в сельской местности или в малых городах, предоставляющее гостям услуги временного проживания, а также дополнительные услуги по организации досуга, питания, экскурсий и другие [5]. Такие средства размещения привлекают людей, которые любят отдыхать в сельской местности, однако не имеют собственных домов или возможностей расположиться у родственников. Сегодня такая форма размещения туристов довольно широко распространена на территориях, где туризм развивается наиболее интенсивно и связана чаще всего с семейным бизнесом. Увлеченные семейным бизнесом предприниматели очень важны для благополучия и будущего развития нашего общества [6] (РоШгюыпз, 2003).

Исследования показали, что на территории Заонежья разместилось около 20 гостевых домов и гостевых комплексов. Они находятся в селах Великая Губа, Толвуя деревнях: Гарницы, Потаневщина, Лонгасы, Кондобережская, Типиницы, Тамбицы, Лебещина, Шуньга, Вороний остров, на Большом Клименецком, Малом Леликовском островах и на Колгострове. В основном они рассчитаны на размещение 8-15 человек. Большую вместимость имеют гостевой комплекс «Вороний остров», база отдыха «Заонего.Ру» и гостевой дом «Фермер», они вмещают от 25 до 40 человек [7].

Анализ этих гостевых домов позволил выделить следующие особенности:

• услуги по размещению оказывают сами хозяева дома, угощают чаще всего домашней кухней с собственно выращенными и заготовленными продуктами и местными блюдами;

• в домах сохраняется чистая и уютная обстановка, со свойственной для деревенских домов мебелью и домашней утварью, располагаются дома, в которых проживали известные в Карелии и России иконописцы, рунопевцы, сказители, сказочники, мастера по обработке дерева и изготовлению лодок;

• обычный комплект развлечений включает в себя досуг на берегу многочисленных внутренних озер полуострова, их более 250, а также на многочисленных губах (заливах) Онежского озера, охоту и рыбалку, посиделки у костра, сбор ягод и грибов, посещение бани;

• программу развлечений дополняют велосипедные или конные прогулки, экскурсии на квадроциклах или снегоходах по культурным и природным достопримечательностям, знакомство с бытом русского и карельского населения, мастер-классы по местным ремеслам, при желании гостей хозяева могут организовать физическую разминку в виде работы на сенокосе и предложить другие хозяйственные работы.

Из бесед с владельцами гостевых домов были выявлены следующие проблемы, тормозящие развитие средств размещения в Заонежье:

• отсутствие нормативно-правовой базы, которая бы исключительно регулировала их деятельность;

• недостаточно развитая инфраструктура или полное ее отсутствие, особенно это касается дорог, если федеральные трассы Карелии в полном порядке, то второстепенные дороги, в частности на территории Заонежья, зачастую труднопроходимы, особенно в дождливую погоду;

• Заонежье - территория, на которой водятся змеи, клещи и при этом в большом количестве деревень отсутствуют медицинские пункты, что создает отсутствие гарантий безопасности туристов;

• недостаточная информированность местных жителей о возможностях развития сельского туризма, отсутствие сети информационных ресурсов для знакомства с возможностями и с уже существующими предложениями в этой области;

• критическое сокращение численности работоспособного сельского населения - носителей культуры или хотя бы ее отдельных сохранившихся элементов (отсутствие рабочих мест на селе, пьянство, отток молодежи);

• низкая ресурсная обеспеченность селян, желающих заниматься организацией малого предпринимательства, многим владельцам гостевых домов некому поручить свое дело для последующего удачного развития с целью получения максимальной выгоды;

• отсутствие квалифицированных кадров, необходимость разработки тренингов, мастер-классов и курсов повышения квалификации кадров;

• отсутствие государственной некоммерческой рекламы о культурном и природном потенциале Заонежья;

• недостаточная кооперация между всеми участниками процесса развития: поставщиками услуг размещения, питания, транспорта, досуга;

• низкое взаимодействие между государственными и частными организациями [8] (Glushanok, 2008);

• отсутствие или недостаток туристских маршрутов, включающих в себя возможность проживания в средствах размещения загородом;

• отсутствие единой общегосударственной и республиканской программы развития и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма.

При этом развитие средств размещения в Заонежье имеет особое экономическое и социальное значение, так как в поселках нет других производств, а этот бизнес создает новые рабочие места для местных жителей, способствует развитию производства сувениров, снижает отток трудоспособного населения из деревень и сел; дает толчок к улучшению инфраструктуры сельских населенных пунктов, наполняемости местных бюджетов и повышению материального благополучия селян, закреплению молодежи в данной местности, созданию народных коллективов культуры, возрождению и сохранению традиций народа [9] (Osipova, Shirikhina, 2011). Такой вид предпринимательства способствует возрождению сельских поселений без больших государственных капитальных вложений.

Результаты экспедиции позволили обобщить перспективы и угрозы развития этого вида предпринимательства, которые представлены таблице.

Анализ показывает, что сильные стороны и возможности развития предпринимательства на селе значительно превосходят имеющиеся угрозы и слабые стороны. Но при этом необходимо выделить, пожалуй, самую важную проблему - экономическую выгоду услуг сельского туризма, так как спрос на них обычно сезонный, местные налоги от занятости невысоки, а вложения, требуемые для создания и улучшения мест для туристов, часто большие. К тому же одна из важных задач владельца сельского дома - обеспечить такой уровень услуг, который бы удовлетворил туриста. Качество обслуживания определяется тем, насколько удовлетворены потребности туриста. Выходит так, что с одной стороны, развитие сельского туризма может играть важную роль в расширении потенциала туризма в регионе и в создании более яркого его имиджа, а с другой стороны, сельский туризм - не только цель, но и средство стимулирования экономического роста, повышения жизнеспособности слаборазвитых сельских регионов и улучшения уровня жизни местного населения [10] (Kolesnikova, 2015).

Исходя из этих выводов, считаем, что можно выделить следующие направления развития средств размещения в Заонежье:

1. Создание концепции гостеприимства, включающей в себя ряд взаимосвязанных элементов: свобода и доступность перемещений по туристским маршрутам; открытость и толерантность местных сообществ по отношению к приезжим; разнообразие, комфортная и насыщенная среда, формирующая у них разносторонний досуговый опыт.

2. Месторасположение гостевого дома должно быть удобным и находится в живописном месте недалеко от водоема. Это должно быть место с видами, привлекающими своей красотой. Следует позаботиться о том, чтобы данное средство размещения располагалось вдали от объектов промышленности или старых обрушившихся зданий, что является огромным плюсом для безопасности и приятного отдыха гостей.

3. Одним из обязательств владельца гостевого дома должно стать создание легальной правовой базы. С целью соблюдения этого требования необходимо зарегистрировать своею коммерческую деятельность. В случае если вы уже зарегистрированный

Таблица

SW0T-анализ развития средств размещения заонежья

сильные стороны слабые стороны

1) Возможность использования натуральных экологически чистых продуктов питания животноводства, рыбоводства и земледелия; 2) наличие разнообразных природных и культурных ресурсов для организации досуга туристов; 3) благоприятные климатические условия; 4) личное взаимодействие туристов с местными жителями, которое позволяет делиться идеями и знаниями, и, следовательно, туризм может выполнить свою роль как инструмента взаимопонимания. 1) Удаленность сел и деревень от главных туристских центров; 2) неразвитая инфраструктура (дороги, связь, газ); 3) неготовность инфраструктуры сельской местности к наплыву туристов; 4) узкий в настоящее время культурно-досуговый сегмент для гостей; 5) неготовность туроператоров к разработке новых туров в сельскую местность; 6) недостаточная информированность о возможностях территории к развитию туризма среди туристского бизнеса и местного сообщества. 7) недостаточная кооперация между поставщиками услуг размещения, питания, транспорта, досуга; 8) отсутствие единой общегосударственной и республиканской программы развития и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма.

возможности Угрозы

1) Развитие туристского бизнеса, привлечение российских и иностранных туристов; 2) рост доходов местных бюджетов, повышение материального благополучия селян; 3) интерес сельского населения активного трудоспособного возраста к развитию малого предпринимательства в гостиничном бизнесе, создание дополнительных рабочих мест, сокращение оттока молодежи; 4) субсидирование администрацией Медвежьегорского района проектов по развитию гостиничных комплексов в сельской местности; 5) развитие инфраструктуры сельской местности. 1) Потеря туристского потока по причине низкого уровня сервиса и неразвитой инфраструктуры; 2) ухудшение экологической обстановки, нанесение угроз социальным и природным ресурсам, вследствие наплыва туристов; 3) юридический конфликт в процессе разработки гостиничного продукта сельского туризма с Лесным и Земельным кодексами РФ; 4) усиление конкуренции со стороны других районов Карелии, более доступных в транспортном отношении; 5) проблема экономической выгоды услуг сельского туризма; 6) проблема гарантии безопасности туристов в условиях отсутствия медицинских пунктов.

Источник: составлено авторами.

предприниматель гостиничных услуг, то у вас появляется ответственность, как перед партнером, так и перед гостем вашего средства размещения. Необходимо помнить, что помимо регистрации предпринимательской деятельности, собственник гостиничного предприятия обязан приобрести разрешение органов санэпиднадзора, пожарного надзора, зарегистрировать свое малое средство размещения, получить свидетельство.

4. Владельцам гостевых домов следует знать о введении обязательной сертификация средств размещения [11, 12]. Но малые средства размещения имеют ограниченность в пространстве и в объеме предоставляемых услуг, они не могут представить тот спектр услуг, который позволил бы им получить определенное количество баллов, равно той или иной категории гостиниц. Поэтому следует опираться на ГОСТ Р 566412015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования», в котором представлены общие требования к сельским гостевым домам и услугам, предоставляемым сельскими гостевыми домами, а также требования, по которым можно классифицировать малые средства размещения [5, 13, 14].

5. Необходимо задуматься о создании фирменного стиля на основе местного народного творчества и архитектурно-художественных традиций, позаботиться о благоустройстве территории и улучшении инфраструктуры. Для удобства и безопасности гостей рекомендовано наличие пешеходных дорожек, троп, подъездных дорог для транспорта различных категорий, свойственных для данной территории. Участок лучше огородить и придать безупречный вид с помощью озеленения территории. На территории рекомендуется выделить рекреационную и хозяйственную зоны. Важно гарантировать максимальное информационное представление о загородном доме для гостей. Это может быть как информация на различных сайтах, так и устное уведомление о месторасположение и предоставляемых услугах. В гостевом доме рекомендуется иметь: различные виды искусственного освещения в жилых и общественных помещениях, на территории; аварийное освещение; планы эвакуации; собственное водоснабжение; отопление с помощью безопасных приборов и устройств; телефонную и информационную связь, как для персонала, так и для гостей.

Важно повышать привлекательности въездной зоны и создать информационную вывеску. Въездная зона - визитная карточка участка. По тому, как она выглядит, можно сразу получить представление о доме в целом. Крайне неразумно относиться к нему как к чисто утилитарному объекту, а следует ее разрабатывать соответствующим образом с точки зрения функциональности и эстетичности. Вывеска - это лицо гостевого дома, у гостей создается первое впечатление от места при взгляде на вывеску у входа. Владельцам рекомендуется делать входную зону оригинальной, эстетичной и привлекательной. Для малых средств размещений рекомендуется делать вывески в теплых тонах, используя оттенки желтого, красного, коричневого и розового цветов, формируя впечатление тепла и уюта. Белая рамка часто используется для выделения букв на фоне фасада - это значительно улучшает читаемость надписи.

6. Повышение уровня качества обслуживания, старательный подход обслуживающего персонала отеля к гостям: если данное свойство отсутствует, то приступать к делу не следует. Для развлечения и привлечения постояльцев, необходимо наличие экскурсионного обслуживания на территории сельской местности. Данному умению следует регулярно учиться: на курсах, через книги, овладевая народными ремеслами, перенимая опыт других людей. Если в гостиничном комплексе отсутствует человек, способ-

ный оказать качественные экскурсионные услуги, следует поискать его в ближайшем окружении (среди родственников, соседей, друзей) и побудить его обучиться на экскурсовода-проводника. Уникальный экскурсионный сервис - это сильный соблазн для туриста, решающего, где провести свой отпуск. Затем следует предусмотреть персональную и гибкую кухню, учитывая предпочтения гостей и имея представления о разных видах меню. Также необходимо предусмотреть возможность оказания транспортных услуг, так как многие загородные дома могут располагаться в труднодоступных для гостей местах, и наличие данной услуги оставит у туристов положительный отзыв о вашей компании и будет весьма востребован на протяжении всего отдыха.

Атмосфера гостеприимства может базироваться на следующих принципах: владелец гостевого дома должен быть творцом пространства дома и рядом с ним, придумывать новое, возрождая старое; предпочитать продукцию местных производителей; готовить блюда местной кухни, используя авторские идеи, приблизиться к природе, применяя органические принципы обработки, биодинамические способы производства); не расслабляться и не почивать на лаврах, если все идет успешно, а постоянно обновлять услуги; в свободное время межсезонья самому путешествовать, приобщаться к новому опыту, чтобы в результате сформировать свой собственный стиль (не копировать, а вдохновляться); создавать атмосферу «как дома», чтобы ощущение хорошего настроения и удобство гостей было на первом месте; создать сплоченную команду с одними целями и стремлениями.

7. Усовершенствование комплекса дополнительных услуг по организации:

• выездных экскурсии по ближайшим природным и историко-культурным достопримечательностям, учитывающих требования к организации экскурсионных услуг [15];

• пеших и велосипедных экскурсий-прогулок, которые сочетаются с лесотера-пией, по-японски «синрин-йоку» (окунуться в лесную атмосферу, впитать ее в себя при помощи всех пяти чувств, насладиться здоровьем, гармонией, избавиться от напряжения, стресса и агрессии). Исследования Цин Ли показали, что достаточно всего одной такой прогулки в месяц, чтобы поддерживать крепкий иммунитет, хороший сон и отличное самочувствие, почувствовать себя счастливым и полным энергии [16] (Tsin Li, 2018). По ходу прогулки можно собирать природный материал и по завершении провести мастер-класс, сделав творческую композицию, заняться ароматотворчеством, флористикой, художественным пленэром или фотопленэром [17] (Plotnikova, Khuuskonen, 2018);

• мастер-классов, знакомящих с местными ремеслами;

• лечебно-оздоровительных услуг с комплексом местных спа-процедур для бани;

• экскурсий на местные фермерские хозяйства;

• водных прогулок по Онежскому озеру и внутренним озерам в летнее время и катания на снегоходах, коньках или ватрушках в зимнее;

В период межсезонья, а также в периоды большой загрузки данных средств разме-

щения предложенные выше услуги будут пользоваться спросом и не только у туристов, но и у местных жителей.

8. Вести активное рекламное продвижение средств размещения. Рекламная кампания любого продукта или услуги предназначена для передачи информации потенциальному потребителю. Существует несколько видов рекламы: печатные СМИ, телевидение, наружная реклама, а интернет это отдельный вид. Не имеет значения, какой тип рекламы вы выберете, если каждое рекламное сообщение предназначено для каждой группы отдельно.

Для начала необходимо создать наружную рекламу, а именно, рекламные щиты, указатели. На них важно указывать направление стрелки, также на них обязательно необходимо указывать точный адрес, указать приблизительное расстояние до отеля. Также можно сделать отметку о рекомендуемом маршруте. Данный вид рекламы поможет потенциальным клиентам туристических баз и туристам, которые не знают, где заночевать, найти их без каких-либо затруднений, что в свою очередь, принесет прибыль. Еще одним не маловажным фактором рекламы является реклама в социальных сетях, на личном сайте или сайте бронирования. Это уникальная возможность в кратчайшие сроки предоставить пользователю исчерпывающую информацию, необходимую для принятия решения.

Также рекламой загородных средств размещения в сельской местности может послужить создание социального имиджа предприятия. А точнее, посещение представителей этого бизнеса различного рода симпозиумов по развитию гостиничного бизнеса в Республике Карелия, а также активное участие в фестивалях и массовых мероприятия, которые соответствуют тематики данных туристических баз. Необходимо тесное взаимодействие владельцев гостевых домов с туроператорами и фирмами, которые могут рекомендовать данные средства размещения своим потенциальным клиентам; способствовать продвижению в социальных сетях; заключать договоры с сайтами бронирования, особенно с теми, которые специализируется на загородных средствах размещения.

Разработка рекомендаций по развитию средств размещения в Заонежье, предложенная выше, позволяет жителям района, имеющим возможность заниматься сельским туризмом, правильно начать свое дело, а значит, предоставить качественные услуги гостям и организовать дополнительные рабочие места селянам. Особенно следует отметить выявленные преимущества данной территории в развитии сельского туризма: возможность использования натуральных экологически чистых продуктов питания животноводства, рыбоводства и земледелия; наличие разнообразных природных и культурных ресурсов для организации досуга туристов; благоприятные климатические условия. В северных районах такое сочетание встречаются не часто, и разумно их использовать без нарушения сложившейся экологической обстановки.

заключение

Исследования результатов экспедиции, а также материалы по методике оценки эффективности направлений развития агротуризма, разработанной Шумаковой О.В., Ремизовой А.А., Якубенко М.Н. в рамках проекта ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина [19] (Shumakova, Remizova, Yakubenko, 2015), показали, что развитие средств размещения в Заонежье для сельского туризма является эффективным направлением деятельности и одним из источников дополнительных поступлений в местные бюджеты. Кроме того, сельский туризм может помочь в решении главных социально-экономических проблем деревень и сел, так как способствует трудоустройству местного населения, в первую очередь женщин, улучшению и благоустройству деревенских домов, стимулирует охрану местных достопримечательностей и повышает культурно-образовательный уровень сельского населения [18] (Glushanok, Pavlov i dr., 2013).

Именно поэтому гостевые дома следует рассматривать как одно из перспективных направлений развития сельских территорий и преодоления социальных проблем населения, проживающего на них. В ближайшей перспективе владельцы гостевых домов в сельской местности в партнерстве с туристскими компаниями, приобретая опыт работы с российскими и иностранными туристами, смогут самостоятельно разрабатывать и управлять туристическими дестинациями, реализовывать широкий пакет услуг на сельских территориях, что будет способствовать повышению занятости и доходов сельского населения. Потенциально сети гостевых домов могут дать развитие новым туристическим направлениям на селе, где их собственники способны выступать прямыми организаторами туристских маршрутов, переводчиками и гидами. Такая система приведет к устойчивому и самодостаточному развитию сельского туризма.

ИСТОЧНИКИ:

1. Инвестиционный портал Республики Карелия. [Электронный ресурс]. URL: http://

kareliainvest.ru/republic-for-investors/projects/turizm ( дата обращения: 15.09.2019 ).

2. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г., Плотникова В.С., Захарченко

С.О., Исакова Н.А., Блажевич Л.Е., Хуусконен Н.М., Шевченко В.И. Виды туризма и их развитие в Республике Карелия. / Монография. - Пенза : «Наука и просвещение», 2016. - 120 с.

3. Стронк Г.А. По Карелии. Воспоминания, зарисовки. - Петрозаводск: «Карелия»,

1979. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. № 570

Федеральная целевая программа «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Old.gov.karelia.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://old.gov.karelia.ru/gov/ Images/fcp.pdf ( дата обращения: 24.09.2019 ).

5. Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования.

ГОСТ Р 56641-2015. - Введ. 2016-01-01. - М.: Стандартинформ, 2016. - 12 c.

6. Poutziouris P. The strategic orientation of owner-managers of small ventures: evidence

from the UK small business economy // International Journal. - 2003. - № 5. - p. 185214. - doi: 10.1108/13552550310488929 .

7. Гостевые дома Заонежья. Kizhi.karelia.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kizhi.

karelia.ru/info/about/gostevyie-doma ( дата обращения: 20.08.2019 ).

8. Глушанок Т.М. Влияние экономических преобразований на рынок труда на на-

чальном этапе формирования рыночных отношений в Республике Карелия // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2008. - № 2(14). - c. 9-17. - url: https://eee-region.ru/article/140.

9. Осипова Е.Э., Ширихина Е.Ю. Гостевые дома как перспективная модель малого биз-

неса в индустрии туризма // Российское предпринимательство. - 2011. - № 12-2. - c. 157-161.

10. Колесникова Н.В. О методологических аспектах развития туризма в регионе (на примере Республики Карелия). Современные научные исследования и инновации. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56600 ( дата обращения: 26.03.2019 ).

11. Приказ Министерства культуры РФ от 11 июля 2014 г. N 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» // Российская газета. - 2015, - N 24/1

12. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц». // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 8 ст. 786

13. Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения. ГОСТ Р 53423-2009. - Введ. 2010-07-01. - М.: Стандартинформ, 2010.

- 14 c.

14. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2014.

- Введ. 2016-01-01. - М.: Стандартинформ, 2015. - 16 c.

15. Глушанок Т.М., Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. - 208 c.

16. Цин Ли Синрин-йоку: японское искусство лесных ванн. Как деревья дарят нам силу и радость. - М.: ООО «Издательство Эксмо», 2018. - 384 c.

17. Плотникова В.С., Хуусконен Н.М. Перспективы расширения дополнительных услуг в санаторно-курортных учреждениях Республики Карелия // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2018. - № 2. - c. 95-105. - doi: 10.24411/1995-04112018-10208.

18. Глушанок Т.М., Павлов О.Г. и др. Управление региональными экономическими системами в условиях модернизации. / Коллективная монография. - Саратов: ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. - 197 c.

19. Шумакова О.В., Ремизова А.А., Якубенко М.Н. Методика оценки эффективности

направлений развития агротуризма // Фундаментальные исследования. - 2015. - №

11-3. - с. 634-638. - url: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39475.

REFERENCES:

Turistskie uslugi. Gostinitsy i drugie sredstva razmeshcheniya turistov. Terminy i opre-deleniya. GOST R 53423-2009. - Vved. 2010-07-01 [Tourism services. Hotels and other accommodation facilities for the tourists. Terms and definitions. GOST R 53423-2009. - Intr. 2010-07-01] (2010). M.: Standartinform. (in Russian).

Turistskie uslugi. Sredstva razmeshcheniya. Obshchie trebovaniya. GOST R 51185-2014. -Vved. 2016-01-01 [Tourism services. The accommodation facility. General requirements. GOST R 51185-2014. - Intr. 2016-01-01] (2015). M.: Standartinform. (in Russian).

Uslugi malyh sredstv razmeshcheniya. Selskie gostevye doma. Obshchie trebovaniya. GOST R 56641-2015. - Vved. 2016-01-01 [Services small accommodation facilities. Rural guest house. General requirements. GOST R 56641-2015. - Intr. 2016-0101] (2016). M.: Standartinform. (in Russian).

Glushanok T.M. (2008). Vliyanie ekonomicheskikh preobrazovaniy na rynok truda na nachalnom etape formirovaniya rynochnyh otnosheniy v Respublike Kareliya [The impact of economic reforms on the labour market at the initial stage of formation of market relations in the Republic of Karelia]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (2(14)). 9-17. (in Russian).

Glushanok T.M., Khuuskonen N.M. (2008). Praktika ekskursionnoy deyatelnos-ti [Practice of excursion activities] SPb.: «Izdatelskiy dom Gerda». (in Russian).

Glushanok T.M., Pavlov O.G. i dr. (2013). Upravlenie regionalnymi ekonomicheskimi sistemami v usloviyakh modernizatsii [Management of regional economic systems in the conditions of modernization] Saratov: TsPM «Akademiya Biznesa». (in Russian).

Kirilina V.M., Kolesnikova N.V., Kolesnikov N.G., Plotnikova V.S., Zakharchenko S.O., Isakova N.A., Blazhevich L.E., Khuuskonen N.M., Shevchenko V.I. (2016). Vidy tur-izma i ikh razvitie v Respublike Kareliya [Types of tourism and its development in the Republic of Karelia] Penza: «Nauka i prosveshchenie». (in Russian).

Osipova E.E., Shirikhina E.Yu. (2011). Gostevye doma kak perspektivnaya model malogo biznesa v industrii turizma [Guest Houses as a Promising Model of Small Business in Tourist Industry]. Russian Journal of Entrepreneurship. (12-2). 157-161. (in Russian).

Plotnikova V.S., Khuuskonen N.M. (2018). Perspektivy rasshireniya dopolnitelnyh uslug v sanatorno-kurortnyh uchrezhdeniyakh Respubliki Kareliya [Possibility of enlargement additional services in health resorts in republic of karelia]. Service and Tourism: Current Challenges. 12 (2). 95-105. (in Russian). doi: 10.24411/1995-04112018-10208.

Poutziouris P. (2003). The strategic orientation of owner-managers of small ventures: evidence from the UK small business economy International Journal. 9 (5). 185-214. doi: 10.1108/13552550310488929 .

Shumakova O.V., Remizova A.A., Yakubenko M.N. (2015). Metodika otsenki effek-tivnosti napravleniy razvitiya agroturizma [Method of assessment effective direction rural tourism]. Fundamental research. (11-3). 634-638. (in Russian).

Stronk G.A. (1979). Po Karelii. Vospominaniya, zarisovki [In Karelia. Memories, sketches] Petrozavodsk: «Kareliya». (in Russian).

Tsin Li (2018). Sinrin-yoku: yaponskoe iskusstvo lesnyh vann. Kak derevya daryat nam silu i radost [Shinrin-yoku: the Japanese art of forest bathing. As trees give us strength and joy] M.: OOO «Izdatelstvo Eksmo». (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.