Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ НАРУШИТЕЛЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ АКТА НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СУДА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ НАРУШИТЕЛЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ АКТА НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СУДА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СУДА / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОДЕЛЬ / НАРУШИТЕЛЬ / АКТ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бедоева А. А., Новиков В. К.

Приведен методический подход к разработке модели нарушителя при совершении акта незаконного вмешательства (АНВ) на объекты инфраструктуры и судов водного транспорта (ОИ/С ВТ) при перевозке. Показаны принцип применения модели, её составляющие и оценочные значения, определяемые по количественным показателям и статистическим данным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бедоева А. А., Новиков В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR DEVELOPING A VIOLENT MODEL WHEN COMMITTING AN ACT OF UNLAWFUL INTERFERENCE INFRASTRUCTURE FACILITIES AND WATER TRANSPORT VESSELS DURING TRANSPORTATION

Methodological approach to the development of a model of a violator in the commission of an act of unlawful interference (ANI) on infrastructure facilities and water transport vessels (OI / S VT) during transportation is presented. The principle of applying the model, its components and estimated values determined by quantitative indicators and statistical data are shown.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ НАРУШИТЕЛЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ АКТА НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СУДА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCE)

УДК 656.6

Бедоева А.А.

Магистрант кафедры эксплуатации водного транспорта Российский университет транспорта (Россия, г. Москва)

Новиков В.К.

д.т.н., профессор кафедры эксплуатации водного транспорта, Российский университет транспорта (Россия, г. Москва)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ НАРУШИТЕЛЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ АКТА НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ И СУДА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ

Аннотация: приведен методический подход к разработке модели нарушителя при совершении акта незаконного вмешательства (АНВ) на объекты инфраструктуры и судов водного транспорта (ОИ/С ВТ) при перевозке. Показаны принцип применения модели, её составляющие и оценочные значения, определяемые по количественным показателям и статистическим данным.

Ключевые слова: объекты инфраструктуры, суда, водный транспорт, модель, нарушитель, акт незаконного вмешательства.

Актуальность исследования. Одна из важных составляющих оценки безопасности на ВТ является наличие модели нарушителя, позволяющей спрогнозировать возможные последствия АНВ. Модель нарушителя применяется как при оценке ОИ/С ВТ в целом, так и отдельных критических элементов. Так, при проведении оценки уязвимости ОИ/С ВТ с использованием

112

модели нарушителя определяются количественные и качественные характеристики системы обеспечения безопасности ОИ/С ВТ [1]. Для разработки такой модели требуется соответствующий научно-методический аппарат.

Цель исследования - разработка практических рекомендаций по созданию и применению модели нарушителя при совершении АНВ на ОИ/С ВТ при перевозке.

Задачи исследования:

1. Изложить терминологические понятия применительно к исследуемому вопросу;

2. Определить основные составляющие модели нарушителя;

3. Привести оценочные значения для определения количественных показателей типов нарушителей на ОИ/С ВТ.

Модель нарушителя представляет собой совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в деятельность ОИ/С ВТ.

Нарушитель - лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ в деятельность ОИ/С ВТ.

Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности ОИ/С ВТ, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

ОИ/С ВТ при перевозке - терминалы, порты, пристани, шлюзы и суда.

Принцип применения модели нарушителя заключается в определении наиболее вероятных сценариев реализации каждого из видов угроз в отношении оцениваемых ОИ/С ВТ с учетом характерных особенностей нарушителя.

Модель нарушителя складывается из следующих составляющих [1]:

- типы нарушителей, которые могут воздействовать на ОИ/С ВТ;

- возможное количество нарушителей;

- цели, которые могут преследовать нарушители, мотивацию действий нарушителей;

- используемые ОИ/С ВТ;

- возможный уровень осведомлённости о ОИ/С ВТ, их критических элементах и системе защиты;

- уровень технической квалификации и подготовленности к совершению противоправных акций лиц, задействованных при эксплуатации ОИ/С ВТ;

- тактика и сценарии возможных действий нарушителей.

Модели нарушителей определялись по количественным показателям и статистическим данным.

Для определения количественных значений показателей типов нарушителей на ОИ/С ВТ (для определенной угрозы) вводятся следующие оценочные значения [2]:

1 балл - «необязательно», проставляется в случае, если данная характеристика полностью не соответствует требованиям транспортной безопасности;

2 балла - «вероятно», проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 30 % от предъявляемых требований транспортной безопасности;

3 балла - «скорее всего», проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 60 % от предъявляемых требований транспортной безопасности;

4 балла - «почти в каждом случае», проставляется в случае, если данная характеристика выполняется более чем 90 % от предъявляемых требований транспортной безопасности.

Совокупность приведенных условных балльных значений модели нарушителя отражают вероятность того, что АНВ при реализации той или иной угрозы будет совершен нарушителем с определенным набором характеристик.

Сумма баллов представляет собой условную величину, характеризующую зависимость АНВ от сочетания обстоятельств его совершения и наличия особых качеств у нарушителей, включая их численность, уровень подготовленности, оснащенности и осведомленности.

Таким образом, большее значение суммы балов указывает на высокую зависимость конкретного вида совершения АНВ от совокупности условий и качественных характеристик нарушителя. Менее значимые суммы баллов указывают на более низкую зависимость конкретного вида совершения АНВ от совокупности условий и качественных характеристик нарушителя.

Порядок применения модели нарушителя сводиться к следующему.

Определяются возможные виды угроз (угрозы захвата ОИ/С ВТ, взрыва, угроза размещения или попытки размещения на ОТ/С ВТ взрывных устройств (взрывчатых веществ), угроза поражения опасными веществами, угроза захвата критического элемента ОИ/С ВТ, угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОИ/С ВТ взрывных устройств (взрывчатых веществ), угроза блокирования, угроза хищения).

Уточняются основные показатели, характеризующие нарушителя при реализации данного вида угроз (тип нарушителя - внутренний или внешний (одиночный, групповой), комбинированный; тактика действия - открытое нападение, скрытое проникновение, обманное проникновение; осведомленность - о целях и мотивах совершения АНВ, высокий уровень осведомленности об ОИ/С ВТ; оснащенность - наличие вспомогательных технических средств, наличие специальной техники, наличие стрелкового вооружения, наличие тяжелого оружия, оружия массового поражения; подготовленность - владение техническими средствами и оружием, подготовленное физическое состояние, устойчивое психологическое состояние).

Оцениваются основные факторы уязвимости ОИ/С ВТ, которые могут быть существенными для совершения АНВ данного вида угрозы (например, наличие многочисленных путей доступа на объект; перевозка ценного груза;

наличие большого количества пассажиров; недостаточный контроль за выполнением мероприятий транспортной безопасности и др.).

При использовании представленной модели нарушителя необходимо ее применять для конкретного ОИ/С ВТ с учетом условий их эксплуатации, в частности, например, при перевозке различных грузов или пассажиров.

Выводы

1. Приведен перечень основных терминов и их содержание по исследуемому вопросу.

2. Показано, что основными составляющими модели нарушителя являются: типы нарушителей, возможное количество нарушителей, цели нарушителя, используемые ОИ/С ВТ, уровень осведомлённости о ОИ/С ВТ и их критических элементах, - тактика и сценарии возможных действий нарушителей.

3. Количественные показатели, характеризующие типы АНВ, оцениваются по четырех бальной шкале - необязательно, вероятно, скорее всего, почти в каждом случае.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Модель нарушителя. URL: http://npo-cstb.ru/info/articles/model-narushitelya/ (дата обращения: 15.03.21).

Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства. URL: https://refdb.ru/look/2775964-p4.html (дата обращения: 15.03.21).

Bedoeva A.A.

Master student of the Department of Operation of Water Transport Russia Transport University (Russia, Moscow)

Novikov V.K.

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Operation of Water Transport Russian Transport University (Russia, Moscow)

RECOMMENDATIONS FOR DEVELOPING A VIOLENT MODEL WHEN

COMMITTING AN ACT OF UNLAWFUL INTERFERENCE INFRASTRUCTURE FACILITIES AND WATER TRANSPORT VESSELS

DURING TRANSPORTATION

Abstract: methodological approach to the development of a model of a violator in the commission of an act of unlawful interference (ANI) on infrastructure facilities and water transport vessels (OI / S VT) during transportation is presented. The principle of applying the model, its components and estimated values determined by quantitative indicators and statistical data are shown.

Keywords: infrastructure facilities, ships, water transport, model, violator, act of unlawful interference.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.