Научная статья на тему 'Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии'

Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6210
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарков С. М., Студеникин В. М., Акоев Ю. С., Яцык С. П.

Проблема воспитания санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста крайне актуальна, так как нарушение их формирования может повлечь за собой сначала функциональные расстройства, а затем и развитие тяжелых болезней. Отсутствие единых рекомендаций по этому вопросу, разрозненность точек зрения, нехватка информации для родителей, постоянный интерес педиатров к этой теме послужили толчком для инициации Союзом педиатров России нового исследовательского проекта, результаты которого мы обязательно опубликуем. А пока в нашем распоряжении не появятся результаты собственных исследований, наши ведущие специалисты предлагают ознакомиться с позицией зарубежных коллег по вопросам правильного формирования туалетных навыков у ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шарков С. М., Студеникин В. М., Акоев Ю. С., Яцык С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии»



Обучение обучающих — образовательные программы для родителей

От редакции

Проблема воспитания санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста крайне актуальна, так как нарушение их формирования может повлечь за собой сначала функциональные расстройства, а затем и развитие тяжелых болезней. Отсутствие единых рекомендаций по этому вопросу, разрозненность точек зрения, нехватка информации для родителей, постоянный интерес педиатров к этой теме послужили толчком для инициации Союзом педиатров России нового исследовательского проекта, результаты которого мы обязательно опубликуем. А пока в нашем распоряжении не появятся результаты собственных исследований, наши ведущие специалисты предлагают ознакомиться с позицией зарубежных коллег по вопросам правильного формирования туалетных навыков у ребенка.

С.М. Шарков, В.М. Студеникин, Ю.С. Акоев, С.П. Яцык

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии*

Контактная информация:

Шарков Сергей Михайлович, заместитель директора НИИ педиатрии по научной работе Научного центра здоровья детей РАМН, профессор, доктор медицинских наук

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 134-07-90 Статья поступила: 28.12.2009 г., принята к печати: 01.03.2010 г.

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку — важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями. В этой связи важно вселить в родителей понимание и уверенность в том, что каждый ребенок индивидуален, как и темпы его развития.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) в настоящее время признаны устаревшими и нефизиологическими, потому что не учитывают степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервации мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при раннем приучении к горшку у детей могут возникать не только негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей), но и соматоневрологические дисфункции. В дальнейшем данные нарушения могут реализоваться в запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достиже-

нии определенного возраста — энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте является стрессом как для ребенка, так и для родителей. Ситуация усугубляется, если ребенок еще не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые в литературе методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд

* Официальный сайт Американской академии педиатрии — www.app.org

S.M. Sharkov, V.M. Studenikin, Yu.S. Akoev, S.P. Yatsyk

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Recommendations on toilet training: information from the American Academy of Paediatrics

■■■ l_L

1 ч

И

2 5 я §

у а

05

0 и

® -я

1 s

V S и

>» о

2 “ о о а

щ

2

X

J

Щ

н

а

о

м

а

vo

о

из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку — это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно. Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если является заученной моделью поведения.

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, педиатру необходимо с самого раннего возраста, еще до начала обучения, проинформировать родителей о методе, «ориентированном на ребенка», и дать предварительные рекомендации.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод обучения туалетным навыкам непосредственно основан на степени зрелости центральной нервной системы. Данный подход в соответствии с уровнем развития ребенка помогает родителям правильно понять малыша и осуществить процесс приучения к горшку. Согласно этому методу, ребенок — главная фигура, где повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такому способу, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации и навыков, в случае с приучением к горшку — ознакомить ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие нервной системы), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости, в среднем, в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская академия педиатрии, 2003).

В последние 40-50 лет специалисты и родители во многих странах мира все чаще отдают предпочтение процессу приучения к горшку, ориентированному на ребенка. Эта методика подчеркивает важность приобретения признаков готовности перед началом обучения (Brazelton T. B. и соавт., 1999 г., Американская академия педиатрии, 2003) и не приемлет давления на ребенка. К таким признакам относится физическая способность сидеть и ходить в сочетании с умением понимать и использовать слова, описывающие процессы мочеиспускания и дефекации, подражание другим и стремление к самостоятельности. Считается, что эти навыки полностью формируются, как было сказано выше, к 18-24 месяцам. В связи с этим, Largo R. H. и соавт. (1996) рекомендуют корректировать темпы обучения в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Физиологические и психологические условия и факты

Обычно у детей сначала формируется навык контроля акта дефекации, затем мочеиспускания в дневное время, и, позднее, — в ночное время. По результатам первого этапа продолжительных исследований Largo R. H. и соавт. (1954-1956 гг.), выполненных в Швейцарии, в то время 96 % детей начинали приучаться к горшку к 12-месячному возрасту. По прошествии двух десятилетий обучение туалетным навыкам начиналось уже более чем на год позднее и проходило менее интенсивно, что было связано с изменениями в образе жизни. Однако сколько-нибудь значимой задержки в достижении контроля над мочевым пузырем по сравнению с наблюдаемым ранее контин-

гентом не отмечалось. На основании этих исследований Largo R. H. и соавт. (1996) пришли к выводу, что приучение к горшку и готовность к обучению относятся к процессу созревания, который невозможно ускорить ранним началом и высокой интенсивностью обучения.

К 18 месяцам жизни, помимо физиологической готовности к обучению указанным навыкам, начинает более заметно проявляться аспект социально-эмоциональной готовности. Раннее начало интенсивного приучения к горшку, когда ребенка просят пользоваться унитазом или горшком > 3 раз в день, коррелирует не только с более ранним возрастом к моменту завершения обучения, но и с большей продолжительностью приучения к горшку (Blum N. J. и соавт., 2003). Таким образом, процесс приучения к горшку должен включать целостную оценку затрачиваемых усилий в зависимости от возраста ребенка и интенсивности обучения.

Jansson U. B. и соавт. (2005) установили четкую связь между емкостью мочевого пузыря и возрастом, в котором достигается полный контроль над ним. Чем меньше емкость мочевого пузыря, тем позже дети перестают мочиться, особенно в ночное время. Среди наблюдаемых детей средний возраст, в котором возникает «ощущение мочевого пузыря», также составил 18 месяцев. При этом дети начинали проявлять внимание к своим функциям мочеиспускания и дефекации и активно сообщали о своих потребностях в физиологических отправлениях.

Таким образом, многочисленные наблюдения других авторов подтвердили предположение Brazelton T. B. о том, что именно возрастной диапазон 18-24 месяца наиболее оптимален для начала обучения туалетным навыкам. Эти результаты соответствуют применявшемуся ранее методу тренировки мочевого пузыря после дневного сна (Bakker E. и Wyndaele J. J., 2000).

Основные этапы психомоторного развития

Психомоторное развитие и обучение требуют работы мышц по определенным моделям. При этом происходит сложное взаимодействие когнитивных функций, то есть развитие двигательной зоны коры головного мозга и соответствующей части тела.

Выделяют три стадии психомоторного развития: 1) медленную когнитивную стадию, позволяющую контролировать навык; 2) ассоциативную стадию, на которой двигательное действие постепенно откладывается в мозге; 3) самостоятельную стадию, на которой происходят некоторые усовершенствования, но необходимости вспоминать навык, как таковой, уже нет.

У ребенка постепенно развиваются следующие двигательные навыки:

• 4-6 месяцев:

— захватывает предметы большим и указательным пальцами;

— перекладывает предметы из одной руки в другую;

— держит бутылочку;

— сидит самостоятельно, без опоры;

— может переворачиваться в положении лежа;

— выставляет руки вперед при падении;

— появляется глотательный рефлекс, позволяющий принимать более твердую пищу;

— развит мигательный рефлекс.

• 9-12 месяцев:

— начинает подниматься на ноги;

— ползает на корточках, карабкается вверх и вниз по лестнице;

— начинает ходить, часто при поддержке;

— узнает предметы, находящиеся от него на расстоянии;

152

— намеренно бросает вещи по нескольку раз, наблюдая за предметом;

— складывает предметы друг на друга, помещает один предмет внутрь другого.

• 18 и более месяцев:

— самостоятельно стоит на прямых ногах;

— ходит без помощи других;

— любит тянуть или толкать вещи при ходьбе;

— пытается бегать;

— сидит на маленьком стульчике.

Возраст, рекомендуемый для приучения к горшку

Основываясь на данных литературы и предметных исследованиях, рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку в возрасте около 18 месяцев, когда мышцы и нервы, позволяющие физически контролировать мочеиспускание, полностью сформированы, а ребенок достиг определенной зрелости в психологическом развитии. Начало туалетного обучения детей на первом году жизни не рекомендуется (за исключением абстрактной демонстрации предназначения горшка и/или унитаза). В этой связи начало активного приучения ребенка к горшку рекомендуется не ранее 18-месячного возраста. Адекватным возрастным ориентиром для полноценного обучения санитарно-гигиеническим навыкам должно служить второе полугодие 2-го года жизни (от 18 до 24 месяцев). Откладывать туалетное обучение до возраста свыше 24 месяцев и более нецелесообразно.

В начале туалетного обучения родителям следует обратить особое внимание на три важных момента. Во-первых, достижение ребенком дневного и ночного контроля функций кишечника и мочевого пузыря ожидается в разном возрасте. Дневной контроль физиологических отправлений обычно на несколько недель или месяцев опережает соответствующий контроль в ночное время суток.

Во-вторых, в большинстве случаев контроль кишечника достигается быстрее, чем контроль мочевого пузыря. В этой связи от ребенка следует добиваться, в первую очередь, пользования горшком при опорожнении кишечника.

В-третьих, мальчики и девочки в разное время начинают контролировать физиологические отправления (ранняя, средняя и поздняя стадии). Так, ранняя стадия контроля (сигнализация об акте без достижения стойкого контроля) у девочек отмечается к возрасту 12-18 месяцев, а у мальчиков — 18-30 месяцев. Средняя стадия (способность к произвольному удержанию мочи в течение от 1 до 5 мин) достигается девочками к возрасту 18-24 месяцев, мальчиками — 30-40 месяцев. Поздняя стадия (ребенок остается сухим весь день и не пачкает белья) характерна для девочек, достигших возраста 2,5-3,5 года, для мальчиков — 3,5-5 лет.

В любом случае, полуторагодовалый (18 месяцев) возраст является идеальным для начала приучения к горшку здоровых детей обоих полов.

Важно, чтобы родители поняли: овладение ребенком самостоятельными навыками опрятности — постепенный процесс, во многом зависящий от мотивации и заинтересованности ребенка. В начале обучения родители объясняют ребенку, а возможно даже показывают, что нужно делать, но впоследствии именно желание и настрой ребенка будут определять, когда необходимо предпринять следующий шаг. На протяжении всего обучения родители должны поощрять и закреплять каждое достижение младенца и не скупиться на похвалы. Выработка и развитие контроля над сфинктерами кишечника и мочевого пузыря — это процесс, связанный

3

с

л

3

о

г

о

с

со

4

¿к.

4

Рекомендуется приучать ребенка к горшку не ранее 18 месяцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признаки готовности:

□ ребенок остается сухим больше 2 часов подряд в дневное время;

□ акты дефекации становятся регулярными и предсказуемыми;

□ ребенок умеет ходить и в состоянии самостоятельно садиться на горшок;

□ ребенок знает и понимает, для чего предназначен горшок и/или унитаз;

□ у ребенка имеется фразовая речь (не менее чем из двух слов);

□ ребенок начинает демонстрировать свою независимость при помощи слова «нет»;

□ ребенок понимает и готов следовать инструкциям родителей;

□ жестами или словами ребенок в состоянии сигнализировать о потребности

в осуществлении физиологического акта;

□ ребенок умеет самостоятельно снимать трусы, подгузник, колготки при попытке воспользоваться горшком;

□ ребенок демонстрирует нежелание ходить в запачканном подгузнике;

□ ребенок проявляет интерес к подражанию действиям других членов семьи в туалете.

Рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку в возрасте около 18 месяцев

www.pediatr-russia.ru

Г

г

■■■ 1_С

І ї и

2 5 я §

у а

>■ ос

0 и

® -я

1 5 « г

с созреванием. Его нельзя ускорить ранним началом или высокой интенсивностью обучения. Как показывают проведенные недавно исследования, в случаях, когда приучение ребенка навыкам опрятности начиналось неоправданно рано, достижение результатов наблюдалось примерно в то же время, что и у родителей, дождавшихся, пока их ребенок будет к этому физиологически готов (табл. 1). Время, затрачиваемое на приучение к горшку, начиная с возраста около 18 месяцев, составляет в среднем 7 месяцев вместо 12-15, требуемых при приучении ребенка с более раннего возраста.

Сравнивая более раннее обучение (в течение первого года жизни) и своевременное (после 18 месяцев), согласно физиологической методике, можно выделить ряд преимуществ последней как для ребенка, так и для родителей (табл. 2).

Признаки готовности ребенка к началу туалетного обучения

Понимание того, как ребенок развивается и приобретает важнейшие навыки, может помочь родителям справляться с наиболее сложными моментами, а процесс воспитания, подкрепленный этим знанием, становится более благодарным. Все дети индивидуальны и развиваются разными темпами.

Физическая готовность к пользованию горшком возникает у детей, когда они приобретают способность контролировать мышцы мочевого пузыря и кишечника. Наряду с демонстрацией признаков готовности к началу туалетного обучения, ребенок может проявлять некоторые

навыки, представленные в табл. 3. Эти навыки в совокупности с рассматриваемыми ниже признаками свидетельствуют о готовности ребенка.

Такое созревание обеспечивает сознательный контроль над телом, движениями и поведением, определить который можно по следующим признакам:

• ребенок понимает простые команды и указания и может их выполнить;

• у ребенка имеется фразовая речь (не менее чем из двух слов);

• ребенок способен брать предметы и класть их в предназначенные для них места.

К основным признакам, свидетельствующим о контроле над кишечником и мочевым пузырем, относятся следующие:

• акты дефекации происходят регулярно и по предсказуемому графику;

• ночью дефекации не отмечается;

• ребенок остается сухим во время прогулки, после сна или не менее 2 часов подряд;

• ребенок понимает, что с ним происходит, о чем свидетельствует выражение его лица, кряхтение или приседание при мочеиспускании или дефекации;

• ребенок должен уметь забираться на невысокую поверхность, снимать одежду и достаточно хорошо говорить, чтобы выразить свое желание сходить в туалет.

Эмоциональная готовность ребенка к приучению к горшку проявляется различными способами. Ребенок должен обладать следующими умениями:

Таблица 1. Сравнение возраста начала приучения к горшку и возраста к моменту достижения результата

Возраст начала обучения, месяцы 0-8 1 - 12 месяцев и старше 18 месяцев и старше

Возраст окончания, месяцы 18 22 23 25

Среднее время обучения, месяцы ю 1 - 1 11-12 8 1 ь* и < 7

2 “ о о а

ф

2

х

Ф

Н

Л

а

о

со

л

а

о

о

Таблица 2. Преимущества своевременного приучения ребенка к горшку

Для ребенка Для матери

• Ребенок способен понять смысл процесса и достичь успеха за менее продолжительное время • Меньше стрессов и требований, предъявляемых к ребенку • Более интенсивный процесс обучения (научения) ребенка • Ребенок получает удовольствие от обучения и сам задает темп для последующего научения • Меньше времени тратится на уборку и стирку одежды после очередной «неожиданности» • Меньше переживаний со стороны матери • Возможность укрепить связь между родителем и ребенком • Позволяет матери более качественно проводить время и общаться с ребенком, а также лучше узнать его

154

Таблица 3. Навыки развития у ребенка в возрасте 18 месяцев

Физическое развитие Социально-эмоциональное развитие Умственное развитие Языковое развитие

• Приседает, чтобы взять игрушку • Ходит сам • Пьет, не проливая • Тянется за игрушкой, не падая • Чаще пользуется правой/левой рукой • Поднимается/ спускается по лестнице, держась за перила • Начинает прыгать на 2 ногах • Строит башню из 3-4 кубиков, бросает мяч • Самостоятельно играет рядом со знакомым ему взрослым • Постоянно требует материнского внимания • Пьет из чашки, держа ее обеими руками • Сам ест с ложки • Пытается петь • Подражает действиям домашних • Любит простые книжки с картинками • Изучает окружение • Знает, как называются части его тела • Говорит на «своем» языке и четко выговаривает многие слова • Повторяет последнее слово, сказанное взрослым • Говорит без умолку

■■■

• демонстрировать, когда подгузник стал мокрым, а также просить сменить его;

• стремиться радовать родителей, выполняя простые указания;

• высказывать желание воспользоваться горшком или носить белье, «как большой»;

• хотеть быть чистым и опрятным;

• проявлять интерес, когда другие члены семьи пользуются туалетом, а также копировать их поведение.

Рекомендуемый подход к воспитанию санитарно-гигиенических навыков

Физиологический метод приучения к горшку основан на выжидательной тактике и поэтапном формировании санитарно-гигиенических навыков. Так, сами родители должны быть соответствующим образом подготовлены к обучению ребенка первичным санитарногигиеническим навыкам.

1. Подготовка родителей к процессу обучения. До того, как ребенок достигнет физической зрелости, следует обсудить с родителями процесс приучения к горшку и преимущества метода, ориентированного на ребенка, а также откорректировать их представления и ожидания; им нужно дать понять, что ребенок приобретет навыки опрятности в свое время. Прежде чем родители приступят к процессу туалетного обучения, педиатру следует провести осмотр ребенка, чтобы убедиться в том, что родители правильно оценили признаки его готовности. Этот несложный поэтапный подход поможет родителям плавно начать процесс туалетного обучения и успешно его завершить.

2. Выявление признаков готовности. Как только ребенок начинает демонстрировать не менее пяти-шести признаков физической и эмоциональной готовности (как правило, в возрасте около 18 месяцев), родителям следует приступать к процессу туалетного обучения. Признаки готовности к приучению туалетным навыкам педиатр должен обсудить с родителями при осмотре ребенке. Родителям важно придать повседневный характер использованию горшка и заранее подобрать слова для описания отдельных частей тела, актов мочеиспускания и дефекации. Об этом следует говорить простым языком, добиваясь, чтобы ребенок также буквально воспринимал пользование туалетом.

3. Знакомство ребенка с горшком. Если ребенок проявляет интерес или готовность к пользованию горшком, то наступает подходящий момент для того, чтобы познакомить ребенка с ним и его назначением (а также провести параллель с настоящим туалетом/унитазом). Следует объяснить ребенку, для чего предназначен горшок, окружив его любимыми книжками и игрушками. В процессе обучения, ориентированного на ребенка, необходима позитивная составляющая процесса.

4. Использование горшка и формирование ассоциативных представлений. Следует попытаться ежедневно высаживать ребенка на горшок на короткое время: сначала в одежде, потом без подгузников. Когда ребенок почувствует, что ему это удобно, он начнет сначала пользоваться горшком как только его подгузник станет мокрым или загрязненным, а затем несколько раз в день.

5. Закрепление ассоциаций. Как только ребенок почувствует, что ему удобно сидеть на горшке, и начнет проводить ассоциацию с туалетом, следующим шагом служит закрепление этого понимания. С этой целью следует предлагать ребенку воспользоваться горшком каждый раз, когда он захочет и/или почувствует потребность в мочеиспускании или дефекации. Первое время родителю нужно сопровождать ребенка, а затем ребенок переходит к самостоятельному пользованию горшком.

6. Похвала и поощрение. Постоянное одобрение и похвала являются мощными мотивационными стимулами, они крайне важны для достижения успешного результата. Например, можно установить «доску почета», к которой ребенок приклеивал бы золотую звездочку при каждом успешном пользовании горшком. Такая тактика укрепляет у ребенка чувство гордости и уверенности в себе на всех этапах приучения к горшку.

7. «Неожиданности» неизбежны. Если происходит неизбежный сбой или «неожиданность», родителям следует проявить уверенность в успехе, что в следующий раз ребенок попросится на горшок. Если случилась «неожиданность», ребенка нельзя ругать. Родители должны отнестись к этому спокойно и во время уборки направить усилия на то, чтобы подбодрить ребенка.

Роль педиатра в развитии санитарно-гигиенических навыков у детей

Именно педиатру первому предстоит оценить степень готовности ребенка к туалетному обучению, а также разъяснить родителям целесообразность физиологического подхода к адекватному формированию у ребенка санитарно-гигиенических навыков.

Первые беседы с родителями следует провести задолго до начала обучения — в возрасте ребенка около 1 года. Следует сообщить родителям о существовании ориентированного на ребенка подхода к воспитанию туалетных навыков, обсудить с ними признаки и сроки готовности малыша к началу обучения, а также готовность и роль родителей в формировании данного навыка у ребенка. При последующих посещениях педиатра, в возрасте от 12 до 18-24 месяцев, следует оценить готовность как ребенка, так и родителей к началу обучения. Во время осмотра ребенка педиатр должен оценить физическое, эмоциональное и речевое развитие малыша, включая его способность самостоятельно ходить, садиться, раздеваться, следовать указаниям старших, контролировать мышцы мочевого пузыря и сфинктер и сообщать о потребности в естественном отправлении. Педиатр также должен определить характер и темперамент ребенка, обсудить представления и ожидания родителей по процессу воспитания навыков опрятности. Например, родители могут ошибочно отождествлять успехи малыша в приучении к горшку с уровнем его умственного развития или объяснять отсутствие интереса к обучению характером ребенка (ребенка могут считать упрямым, ленивым и т. д.). Более того, родители могут рассматривать неудачные попытки приучения ребенка к горшку как прямую угрозу их компетентности и власти.

Педиатр объясняет роль адекватного ухода за кожными покровами на протяжении первых лет жизни в последующем формировании первичных навыков опрятности у ребенка.

Детский врач должен отметить недопустимость попыток насильственного приучения ребенка к горшку, а также любых наказаний за неумение им воспользоваться. Педиатру следует подчеркнуть необходимость поощрения (премирование и т. д.) и создания мотивации (имитационное поведение, похвала и т. д.) к туалетному обучению. Педиатр рекомендует родителям предусмотреть возможность и отметить целесообразность использования физиологических особенностей раннего детского возраста (гастроколического рефлекса — позыва к дефекации, возникающего в ободочной кишке при попадании пищи в желудок под воздействием факторов нейроэндокринной системы). С этой целью рекомендуется высаживание ребенка на горшок сразу после кормления ребенка в утренние часы.

Г-

О

о

■н

о

см

о

§

<

о.

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

о;

§

Т

155

■■■ 1_С

I ?

и

ю оди ао ч р уя бл о д

е

ние мы

ем а

ур б гр

о о

р

е

ы

н

ь

л

е

т

а

в

о

з

а

р

б

о

Следует разъяснить родителям отсутствие негативного влияния одноразовых подгузников на сроки приучения ребенка к горшку — при условии своевременного отказа от их применения (с 2-летнего возраста).

Врач должен обратить внимание родителей на необходимость вложения душевных сил в систематическую, терпеливую и последовательную работу с ребенком в течение, по крайней мере, 3 месяцев. При этом важно подчеркнуть, что приучение к горшку — задача самого ребенка, а не его родителей.

На первых этапах туалетного обучения вместо унитаза следует использовать горшок, так как на нем дети чувствуют себя более уверенно и устойчиво, к тому же он обеспечивает оптимальное биомеханическое положение для ребенка.

Советы родителям

• Сначала предлагайте ребенку сесть на горшок, не раздеваясь.

• Предлагайте ребенку посидеть на горшке после снятия мокрого или загрязненного подгузника.

• Бывает небесполезно поместить загрязненный подгузник в горшок, чтобы продемонстрировать назначение последнего.

• По прошествии некоторого времени ребенка можно подводить к горшку несколько раз в день, предлагая ему посидеть на нем несколько минут без подгузника.

• На конечном этапе туалетного обучения ребенку предлагается выработать привычку сидения на горшке в определенное время дня (например, утром после сна, после основных и промежуточных приемов пищи, а также перед дневным и ночным сном).

• При помощи этого метода ребенок может за несколько недель научиться контролировать работу мочевого пузыря и кишечника.

Дополнительные советы родителям

Во многих случаях сложнее всего бывает добиться от ребенка использования горшка в первый раз. Ниже представлены несколько приемов, которые помогают многим родителям достичь успеха.

Включение воды в раковине, когда ребенок сидит на горшке. При звуке льющейся воды может сработать рефлекс мочеиспускания.

Придумывание ситуации с участием сказочного героя.

Такой прием создает дополнительную мотивацию («твой любимый сказочный герой тоже пользуется горшком»). Просьба продемонстрировать пользование горшком другому ребенку, игрушке или маме. Ребенок с точностью повторит полученные уроки в туалетном обучении и наверняка использует горшок по назначению. Нахождение рядом с ребенком, когда он сидит на горшке или унитазе. Ребенок с большей вероятностью будет сидеть спокойно, когда на него направлено внимание родителя/ей или няни.

Пусть ребенок учится так, как нравится ему. Если, сидя на горшке, он любит играть с игрушками или смотреть книжки с картинками, не препятствуйте этому. Увлекательное занятие не будет отвлекать внимание ребенка.

Превращение сидения на горшке в удовольствие.

Игры с ребенком снимают напряжение; он непременно захочет сделать это снова.

Позитивный настрой родителей. Чем более расслабленным и непринужденным является поведение родителей, тем легче для ребенка проходит процесс приучения к горшку.

Как родители могут облегчить процесс приучения ребенка к горшку

• Подобрать нужные слова (для обозначения физиологических отправлений).

• Обеспечить, чтобы горшок находился на доступной для ребенка высоте. Дать ребенку возможность увидеть, как пользуются туалетом его родители.

• При высаживании ребенка на обычный унитаз, использовать детский стульчак и подставку для ног.

• Попросить ребенка сообщать о потребности в туалете. Не забывать хвалить его, даже если он скажет об этом уже по завершении акта.

• Поощрять ребенка похвалой. Не ожидать немедленных результатов; быть готовым к «неожиданностям» и ни в коем случае не наказывать его и/или не применять средств отрицательного воздействия.

• Для сохранения последовательности обучения, требовать содействия от всех лиц, участвующих в процессе приучения ребенка к горшку.

• После закрепления успеха предложить ребенку использовать хлопковое белье, подчеркнув особенность этого момента («как большой»).

Обстоятельства, при которых рекомендуется временно воздержаться от формирования туалетных навыков Отказ от использования горшка

Наиболее вероятным объяснением неудачи в приучении к горшку является отсутствие готовности ребенка к обучению. Если ребенок к этому не готов, попытки родителей приучить его к горшку будут встречены расстройством и отказом. Родителям следует порекомендовать избегать конфликтов с ребенком при туалетном обучении, поскольку это чревато ухудшением отношений и возникновением психологических препятствий на пути к успеху.

Если ребенок активно выражает отказ от пользования горшком, рекомендуется сделать перерыв в обучении на 1-3 мес. Это позволит укрепить доверие и связь между родителями и ребенком. После указанного перерыва большинство детей готовы продолжать обучение. Однако, если повторные попытки не увенчались успехом или если ребенку больше четырех лет, может возникнуть необходимость в обращении к педиатру или детскому неврологу, специализирующемуся на развитии детей. Помощь детских врачей может потребоваться в изучении отношений между родителями и ребенком и в выявлении нарушений психомоторного развития.

Стрессовые ситуации

Если ребенок подвержен влиянию стрессовой ситуации, следует отложить процесс обучения на неопределенный срок, поскольку в этом случае обучение будет осложнено для малыша с психологической точки зрения.

Ниже перечислены типичные ситуации, оказывающие негативное влияние на детей:

1. Ребенок недавно перенес какое-либо заболевание.

2. Семья только что поменяла место жительства или собирается сделать это в ближайшее время.

3. Мать ждет ребенка или в семье только что появился новорожденный.

4. В семье кто-то серьезно болен или семья понесла утрату.

5. Кризис во взаимоотношениях родителей.

Эти и некоторые другие кризисные ситуации в семье могут помешать формированию новых навыков у малыша. Однако, если эти ситуации произошли в то время, когда процесс обучения был уже достаточно активно начат, прерывать его не следует.

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.