16. Администрация города Мурманска. // Официальный сайт администрации города Мурманска [Электронный ресурс] URL: https://www.citymurmansk.ru (дата обращения: 25.09.2023).
17. Wan X. et al. Estimating the sample mean and standard deviation from the sample size, median, range and/or interquartile range //BMC medical research methodology. 2014. Т. 14. С. 1-13.
18. Friedman. J. H. Greedy function approximation: a gradient boosting machine // Annals of statistics. 2001. PP.
1189-1232.
19. Chen, T., Guestrin, C. XGBoost: A scalable tree boosting system, arXiv.org. Available at, 2016. DOI: 10.48550/arXiv.1603.02754.
Горшенин Алексей Юрьевич, аспирант, [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет,
Грицай Александр Сергеевич, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет,
Денисова Людмила Альбертовна, д-р техн. наук, профессор, denisova@asoiu. com, Россия, Омск, Омский государственный технический университет
APPLICATION OF MACHINE LEARNING OF DECISION TREES FOR SHORT-TERM FORECASTING OF ELECTRICITY
CONSUMPTION
A.Y. Gorshenin, A.S. Gritsay, L.A. Denisova
The paper examines the issues of short-term forecasting of electrical energy using machine learning of an ensemble of decision trees for gradient boosting Catboost. Significant technological parameters and the size of the training sample were determined to build a forecast ofpower consumption for the day ahead with the required accuracy.
Key words: electricity consumption forecasting, machine learning, decision trees, gradient boosting.
Gorshenin Alexey Yurievich, postgraduate, [email protected], Russia, Omsk, Omsk State Technical University,
Gritsay Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, head of the department, [email protected], Russia, Omsk, Omsk State Technical University,
Denisova Lyudmila Albertovna, doctor of technical science, professor, denisova@asoiu. com, Russia, Omsk, Omsk State Technical University
УДК 624.139
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-11-231-232
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ ТЕРРИТОРИИ С МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫМИ ГРУНТАМИ
Г.С. Ладышкин, А.В. Федоренко
В статье представлены результаты анализа грунтов на крайнем севере, при этом особое внимание уделено рассмотрению многолетнемерзлым грунтам. Предложены и рассмотрены особенности организации и проведения инженерной подготовки территорий с этими грунтами, на которых планируется строительство или проведение других земляных работ. Рассматриваются рекомендации по расчету их объема и проведению, с целью снижения стоимости работ и сохранению целостности мерзлого грунта в первозданном состоянии.
Ключевые слова: многолетнемерзлые грунты, инженерная подготовка территории.
В последнее время уделяется большое внимание развитию северных территорий. Суровые климатические условия и удалённость от центров с развитой инфраструктурой, сложности логистики являются лишь малой частью тех факторов, которые делают строительство на этих территориях особенным. Однако, современные технологии и материалы, а также новые подходы к организации процессов строительства позволяют достигать успеха в этой области. В целом, тенденции развития строительства на Крайнем Севере показывают, что это направление имеет потенциал для дальнейшего развития и роста. Однако, для успешной реализации проектов необходимо учитывать все особенности региона и применять подходы, которые бы максимально учитывали интересы всех заинтересованных сторон и экологические нормы.
На Крайнем Севере нашей страны интенсивно осваивают районы с многолетнемерзлыми грунтами. Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются там строители, является суровый климат и особенности грунтовых условий. Инженерная подготовка территорий с такими грунтами сложна и проектируют ее с учетом условий, необычных для других районов.
Анализ территорий с многолетнемерзлыми грунтами. Многолетнемерзлыми грунтами называется толща промороженных грунтов, всегда имеющая отрицательную или нулевую температуру. Обычно температура грунта колеблется от 0°С до минус 7°С. В таком состоянии многолетнемерзлые грунты могут сохраняться неопределенно долгое время - до нескольких тысячелетий.
Многолетнемерзлые грунты, в некоторых источниках называемые криолитом, представляют собой взаимосвязанную четырехкомпонентную систему, состоящую из минеральных и газообразных частиц, замерзшей воды и льда, который цементирует минеральные частицы. Эти грунты могут сплошными, когда они сплошь залегают на всей территории и имеют вкрапления талых пород (таликов). Или прерывистыми, т.е. находиться в вечномерзлом состоянии только в виде отдельных линз (островная мерзлота).
Талики, как правило, расположены у южных границ распространения вечной мерзлоты. Талики находят и под водоемами и в местах выхода на поверхность грунтовых вод. Бывает, что их появление является следствием нарушения температурного режима в результате неконтролируемой или неправильной хозяйственной деятельности человека.
Толщу многолетнемерзлых грунтов по вертикали делят на три зоны, они показаны на рис. 1 [1,2]. Деятельный слой - первая, верхняя часть толщи. Она оттаивает летом и замерзает зимой. Ее мощность может колебаться от 0,2 до 4 м и зависит от интенсивности и продолжительности прогревания поверхности. На глубину деятельного слоя может оказывать влияние экспозиция и крутизна склонов неровностей рельефа, наличие растительности на поверхности грунта и ее характер, гранулометрический состав грунтов и степень их влажности и другие факторы.
Рис. 1. Схема строения толщи многолетнемерзлых грунтов: 1 - деятельный слой; 2 - верхняя граница мерзлоты (ВГМ); 3 - многолетнемерзлый грунт; 4 - нижняя граница мерзлоты (НГМ); 5 - подмерзлотный
1
2
Криолитозона - это собственно многолетнемерзлые грунты, их мощность может достигать многих сотен метров, локальные изменения могут зависеть от крупных элементов рельефа. Верхняя граница криолитозоны (ВГМ) находится на глубине сезонного оттаивания грунтов, а расположение нижней (НТМ) обычно зависит от широты местности и активности геотермальных процессов в земной коре. По вертикали многолетнемерзлые грунты могут залегать сплошной толщей. Однако, в ней возможно существование подземных льдов. В случаях если грунтовые воды связаны с поверхностными или температура в глубине толщи близка к нулю, иногда могут встречаться прослойки талых пород.
Грунтовые воды в многолетнемерзлых грунтах имеют три горизонта. Их подразделяют на надмерзлот-ные, межмерзлотные и подмерзлотные, которые расположенны в соответствующих зонах толщи верхнего слоя земной коры.
Надмерзлотные воды размещаются в деятельном слое и питаются как правило за счет атмосферных осадков. Иногда источником надмерзлотных вод может быть оттаявший подземный лед или подмерзлотные водоносные пласты. Вода в этих пластах движется в сторону падения уровня водоупора, которым является многолетнемерзлые грунты, и попадает в деятельный слой через образующиеся талики.
Межмерзлотные грунтовые воды существуют, как правило, благодаря переносу теплоты при движении воды в криолитозону и их связи с нижележащим подмерзлотным водоносом.
Подмерзлотные воды циркулируют ниже многолетнемерзлых грунтов, имеют относительно постоянный напор и дебит, неизменный химический состав. Их часто используют для водоснабжения.
Грунтовые воды всех трех горизонтов взаимосвязаны, имеют сложный режим и оказывают влияние на устойчивость зданий и сооружений, находящихся на поверхности.
Один из решающих факторов, определяющий пригодность мерзлых грунтов в качестве оснований фундаментов, - это температура многолетнемерзлых грунтов. В зоне сплошного распространения последних она обычно ниже минус 5°С, у таликов меньше или равна минус 1,5 °С, а островной мерзлоты близка к 0°С. От температуры зависит прочность мерзлых пород и способность их восстанавливать исходное состояние после оттаивания в результате строительства. При этом поверхность мерзлого грунта оседает, а также величина его осадки зависит от глубины проникновения положительных температур, влажности грунта и передаваемых на него нагрузок. Предельно допустимую величину деформаций оттаявшего основания необходимо нормировать по условиям обеспечения устойчивости сооружений.
При инженерной подготовке местности необходимо использовать дорожно-мерзлотную классификацию грунтов, в основу которой положены два основных признака: относительное сжатия грунтов под нагрузкой 5 (5) в зависимости от мощности их оттаивания и влажность грунтов в мерзлом состоянии. По этим признакам выделяют четыре категории грунтов: непросадочные, малопросадочные, просадочные и сильнопросадочные [1,2].
При освоении многолетнемерзлых грунтов для градостроительных нужд необходимо использовать два основных правила. Первое - это обязательное сохранение их в мерзлом состоянии (состояние мерзлого грунта [4]) в процессе строительства и эксплуатации. Второе правило заключается в допуске оттаивании грунтов на определенную расчетную глубину, заложенную при строительстве. При этом, в пределах каждой строительной площадки применяют хотя бы одно из этих правил, однако для крупных сооружений, имеющих большую линейную характеристику, допускается их сочетание двух правил.
Первое правило должно находить применение в случаях, когда разрабатываемые грунты застраиваемой территории можно сохранить в мерзлом состоянии при допустимых экономически оправданных затратах. Второе правило применимо при разработке и строительстве на скальных породах или грунтах, деформация оттаивания ко-
232
торых не превышает критических допустимых значений. Это правило целесообразно и при очаговом, несплошном распространении вечной мерзлоты, а также при неодинаковой глубине залегания ВГМ.
Особые природные условия районов распространения многолетнемерзлых грунтов диктуют специальные нормы и требования к строительству и эксплуатации сооружений, что и предопределяет особенности и сложности проектирования инженерной подготовки территорий, характер мероприятий которой будет зависеть от мерзлотно-геологических условий строительства. Эти условия в районах вечной мерзлоты во многом характеризуются наличием обширных областей с грунтами пониженной несущей способности, вследствие наличия подземных льдов или засоленных грунтов, включающих мерзлотно-геоморфологические образования, а в некоторых случаях и в результате активной сейсмической деятельности.
К мерзлотно-геоморфологическим образованиям на таких грунтах следует относить следующие возможные виды деформации поверхности: грунтовые наледи, бугры пучения, морозобойные трещины, термокарсты, со-лифлюкцию, оврагообразование и др.
Грунтовые наледи обычно возникают под напором надмерзлотных вод из-за уменьшения или промерзания сечения потока грунтовых вод. Также причиной образования наледей могут быть и подземные воды глубинных горизонтов, которые могут выходить по зонам разломов, тектоническим трещинам или контактам пород различного возраста и состава. В результате этого изливающаяся вода замерзает и образует на поверхности наледи. В некоторых случаях наледи могут появляться на участках, где движению потока грунтовых вод препятствует какая-либо преграда или в виде местного увеличения промерзания с поверхности или прослойки слабофильтрующих грунтов. Иногда появлению наледей способствует срезка, и выемка грунта на склонах в местах, где происходит разгрузка грунтовых вод или проведение отсыпки в летний период штабелей грунта. И на этот фактор следует обратить внимание при организации проведения земляных работ.
Иногда образование наледей может быть вызвано и особенностями режима водоемов. Таким образом образующиеся наледи называют речными или озерными. Они, как правило, отличаются крупными размерами по сравнению с грунтовыми.
Бугры пучения - это поднятие почвы под действием потока грунтовых вод, в которых имеются ледяные включения. С изменением теплового режима происходит разрушение бугров и образование впадин.
Морозобойные трещины возникают из-за неравномерного охлаждения грунтов в связи с развитием в них растягивающих напряжений, превышающих предел прочности мерзлого грунта на разрыв. Глубина растрескивания ограничивается обычно зоной сжатия грунтов и практически не превышает 10 м.
Термокарст - это провальные формы рельефа, образованные из-за оттаивания льдистых многолетнемерзлых грунтов и поверхностного льда вследствие изменения температурного и гидрогеологического режима. При этом провалы наполняет вода, и образуются озера глубиной до 1,5...3,0 м. Для термокарста характерно прогрессирующее интенсивное увеличение провалов, сопровождающееся оползанием грунта у берегов.
Солифлюкция - медленное вязкое течение переувлажненного и оттаявшего грунта по склону под влиянием силы тяжести. Это явление, как правило, значительно усиливается под действием выпадающих атмосферных осадков. В этом случае деятельная зона сплывает интенсивней, а растительный слой смещается по отношению к нему, двигаясь быстрее. Следует обратить внимание на то, что солифлюкационные явления могут переходить в оползневые с катастрофическими последствиями.
Оврагообразование на многолетнемерзлых грунтах вызывается разрывом проточных вод льдистых грунтов. В этих случаях процесс развивается очень интенсивно, так как лед, цементирующий грунтовые частицы, тает и легко уносится водой.
Особенности инженерной подготовки территорий с многолетнемерзлыми грунтами. В отличие от организации инженерной подготовки территории в обычных условиях, такой вид работ на территориях с многолет-немерзлыми грунтами имеет ряд особенностей, хотя при этом выполняются типовые общие мероприятия: вертикальная планировка и организация поверхностного стока. Главной особенностью является то, что их необходимо
Выполнять достаточно жесткие требования к температурному режиму грунтов, уровню надмерзлотных грунтовых вод, затопляемости территории, проведением комплекса мероприятий по борьбе с солифлюкацией, термокарстами, наледями.
Вертикальную планировку территории с многолетнемерзлыми грунтами, представленную на рис. 2, осуществляют на основе материалов разработанной и уточненной геокриологической карты, в которой отражается текущее состояние, характер залегания и физические свойства грунтов (влажность, льдистость и др.), рельеф местности, вид растительности, границы зон грунтов различной степени просадочности. Как уже было отмечено, их принято классифицировать как грунты: непросадочные, малопросадочные, просадочные и сильнопросадочные или грунты I, II, III и IV категорий, соответственно [11. Кроме этой карты необходимо учесть основные правила возведения зданий и сооружений на рассматриваемых участках территории, с учетом их свойств и характеристик.
•4
5
Рис. 2. Вертикальная планировка территории на просадочных (а) и сильнопросадочных (б) грунтах: 1 - проектная поверхность территории; 2 - поверхность естественного рельефа; 3 - грунт, подлежащий выемке и замене; 4 - существующая верхняя граница мерзлоты (ВГМ); 5 - ВГМ после планировочных работ;
6 - слой утеплителя; 7 - включения подземного льда
В случаях, когда грунты основания зданий и сооружений используют в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации, на этих участках необходимо проектировать насыпи без нарушения растительного покрова. Срезку грунта допускается лишь на тех участках, где используют второе правило - оттаивание грунтов. Ограничение срезки необходимо применять на просадочных и сильнопросадочных грунтах III и IV категорий, при этом вертикальную планировку необходимо выполнять за счет подсыпки привозным грунтом.
На непросадочных и малопросадочных грунтах I и II категорий вертикальную планировку осуществляют обычными методами, в этих случаях можно допустить как подсыпку, так и срезку грунта. При этом излишки, которые образовались при срезке, можно использовать для организации вертикальной планировки осваиваемой территории.
Низшую планировочную отметку территории на грунтах III и IV категорий необходимо назначать из условия обеспечения минимально допустимой высоты подсыпки, согласно соотношению:
Н >5НТ (1)
где Н - допустимая высота подсыпки, обеспечивающая ее устойчивость при осадке в результате оттаивания, м; 5 -коэффициент, характеризующий относительное сжатие грунтов основания при оттаивании под нагрузкой, определяемое по справочным данным, [4]; Нт - глубина сезонного оттаивания грунта, используемого для подсыпки, берется по картам изолиний оттаивания грунтов, м.
Расчетная глубина сезонного оттаивания грунтов Нт определяется через нормативную величину Нн по
формуле:
НТ
(2)
где тТ - коэффициент теплового влияния, зданий и сооружений [4].
Планировочных отметки территории, как при срезке, так и подсыпке необходимо учитывать возможность уплотнения грунтов в результате их оттаивания. Разрабатываемые участки с грунтами III и IV категорий обычно подсыпают до планировочной отметки, используя непросадочный и малопросадочный материал I и II категорий, который остается при разработке в карьерах. Получить нулевой баланс при вертикальной планировке на таких участках нельзя. Также не всегда удается сбалансировать подсыпку со срезкой и на грунтах I и II категорий.
Изменение рельефа срезкой на территориях, состоящих из грунтов III и IV категорий, допускаются только при вертикальной планировке отдельных локальных участков с местными возвышениями (рис. 2). При этом объем грунта превышающий нулевой уровень и обозначенный на рис. 2 цифрой 3 подлежит изъятию, и этот объем заменяют грунтами I или II категории. Под нижний слой заменяемого грунта рекомендуется уложить слой утеплителя, в первую очередь это необходимо проделывать под зданиями или сооружениями, которые в ходе эксплуатации нагреваются. Это в дополнение со строительными мероприятиями [1] обеспечит сохранение слоя мерзлого грунта.
Объем заменяемого грунта определяют исходя из расчета глубины замены грунта Нз при срезке локальных возвышений на участках с грунтами III категории:
Н = Н (3)
При этом, в грунтах IV категории глубину замены грунта принимают равной мощности деятельного слоя:
Н = Нт (4)
Особое внимание необходимо уделить формированию и прокладке городских улиц. Их проектируют в уровне красных отметок планировки, при этом применяют традиционное решение, представленное на рис. 3а, или в варианте, когда дорогу приподнимают на насыпях (рис. 3б). Последнее решение позволяет максимально сохранить температурный режим грунтов и растительный покров и рекомендуется применять для городских районов нового строительства и на залесенных территориях со сплошным распространением вечномерзлых грунтов. Особое внимание, при реализации этого решения, необходимо уделить обеспечению устойчивости насыпи, проектируя ее определенной (оптимальной) высоты Ноп.
а)
в)
ВГМ
Рис. 3. Городские магистрали на вечномерзлых грунтах: а - в уровне красных отметок планировки; б - на насыпи; в, г - в выемке (г - с заменой грунта на дне выемки); 1 - отметка существующего рельефа; 2 - проектная отметка планировки; 3 - грунт, подлежащий замене; 4 - дорожная одежда; 5 - подъезд к жилому комплексу; 6 - застройка
Расчет оптимальной высоты насыпи Ноп производят исходя из необходимости сохранения мощности природной толщи деятельного слоя и обеспечения осадки земляного полотна в оттаявшее основание в пределах нормативных величин. Ее определяют по исходя из требований:
T тт Н
mt НТ
H Т (1/ 8-1) - S
(5)
где Нн - глубина сезонного оттаивания конструкции насыпи, м; Б - расчетная осадка насыпи, м; Нт - глубина сезонного оттаивания грунта, используемого для подсыпки, определяется по картам изолиний оттаивания грунтов, м.
Расчетную осадку насыпи в зависимости от типа конструкции одежды определяются по справочным данным, [3]. При этом необходимо учесть, что для грунтов основания, относящихся к IV категории, осадку насыпи не допускают и на этих таких основаниях оптимальную высоту насыпи необходимо принимать равной глубине сезонного оттаивания грунта, который используется для подсыпки.
При расчете оптимальной высоты насыпи автомобильных дорог и городских улиц с «темным» покрытием (асфальтобетон и др.) в формулу (5) вводят поправочный коэффициент Галб, за счет которого учитывается альбедо поверхности, т. е. отношение количества энергии, отраженной ею, ко всей лучистой энергии, падающей на дорогу от солнца.
Поправку на экспозицию склонов гэ для участков дорог, которые проходят по южной стороне возвышенности, необходимо вводить при проектировании в горных районах. При этом, оптимальная высота насыпи рассчитывается по формуле (все обозначения соответствуют формуле 5):
hоп = галб (или гэ )hн -
H Н S
H Т (1/8-1) - S
(6)
Поправочные коэффициенты гэ и гшв обычно принимают по справочным источникам [41.
В районах с частыми метелями, рассчитанные по формулы (5) и (6) оптимальной высоты насыпи необходимо сопоставить с высотой, которая будет гарантировать защиту проектируемых объектов от снежных заносов. При этом величину проектной высоту насыпи необходимо увеличить на предполагаемую толщину заносов.
В случаях, когда продольный профиль дороги невозможно запроектировать с насыпью расчетной высотой Hon, ее сооружают меньшей высоты, но с заменой грунта в основании. При этом расчетные глубина замены грунта гз и высота надземной части насыпи H должны в сумме составлять величину Hon. В этих случаях и на нулевых местах глубина замены грунта в основании дорожной одежды:
h3 = Hоп - H
(7)
При проектировании улиц и дорог в выемках устойчивость дорожной одежды обеспечивают за счет разработки выемки и устройства в ней насыпи по рис. 3в. Грунт на дне выемки можно заменить на глубину, определяемую по формуле (7) и при этом проектируют конструкцию, показанную на рис. 3г.
Устойчивость откосов обеспечивают расчетным небольшим углом заложения (а), в некоторых случаях, при необходимости, покрытием слоем теплоизоляционного материала, предохраняющего грунт от прогрева в летний период. Крутизна проектируемого откоса рассчитывается по формуле:
sin а < [тсд /(pH т)] (8)
где а - угол откоса по отношению к горизонтальной поверхности, град; р - плотность мерзлого грунта откоса, кг/ м3; тсд - сопротивление грунта сдвигу, соответствующее началу возникновения пластических деформаций, Па.
*сд = с + Ptg? (9)
где c - силы сцепления мерзлого грунта после его оттаивания, Па; ф - угол внутреннего трения грунта; p - давление оттаявшего слоя грунта, Па.
p = Ht p. (10)
Значение угла внутреннего трения и сцепления мерзлого грунта принимают по данным мерзлотно-грунтовых изысканий или справочной литературы [4].
Высотное положение проездов на межмагистральных территориях, стоянок для автомобилей и других площадок задают обычно в уровне красных отметок планировки. Грунт в их основании заменяют на расчетную глубину, кроме пешеходных дорожек, которые могут быть устроены на небольшой насыпи (рис. 4) высотой Hon = 0,50,7 м. Если же их совмещают с каналами для подземных сетей, то глубину замены грунта определяют специальным расчетом.
Поверхностный сток в районах многолетнемерзлые грунтов необходимо организовывать с использованием неполной раздельной системы канализации. Как правило, для городов, расположенных на крайнем севере, проектируют и общесплавную систему канализации, однако ее эксплуатация требует дополнительных расходов, связанных с необходимостью в дополнительной теплоизоляции труб и подогреве сточных вод.
Лотки и канавы, врезаемые в грунт, должны иметь поперечный профиль трапеции с пологими укрепленными склонами. Многолетнемерзлые грунты легко размываются, поэтому крепление лотков необходимо выполнять железобетонными и армоцементными плитами или профилированными сборными блоками. При этом, элементы крепления необходимо укладывать на теплоизоляционный слой и по нему устроить надежную гидроизоляцию.
а)
б) 1
Рис. 4. Пешеходные дорожки: а - на насыпи; б - на насыпи, совмещенной с трассой подземных коммуникаций; 1 - отметка существующего рельефа; 2 - проектная отметка насыпи; 3 - коллектор
Специальные водоотводящие элементы необходимо проектировать в виде валов с укрепленными откосами или лотков, опирающихся на сваи и приподнятых над поверхностью земли. При этом, сваю конструкции необходимо вмораживать в толщу грунта на глубину, исключающую ее выдавливание силами пучения при замерзании.
235
H н S
Область применения той или иной конструкции водоотводящих элементов открытой системы водоотвода зависит от категории грунтов. Врезанные лотки и канавы необходимо использовать на грунтах I—II категорий и на подсыпанных участках с грунтами III и IV категорий. В случаях, если грунты льдонасыщенные (IV категории) необходимо предусмотреть меры по предотвращению образования наледей. Также необходимо предусмотреть конструктивные решения, обеспечивающие гидротермический режим оснований и откосов водоотводных канав, определенные в соответствии с теплотехническим расчетом. На участках территории с грунтами III и IV категорий, но без подсыпки водоотвод может быть организован с помощью земляных валов и лотков на сваях.
Параметры элементов открытой системы, продольные уклоны трасс необходимо определять с учетом требований руководящих документов [4]. Дождевые воды из отдельных местных понижений удалять по трубам в лотки водосточной сети. При этом, на грунтах, используемых для строительства с сохранением вечномерзлого состояния, нежелательно делать сосредоточенный сброс поверхностных вод в пониженные места рельефа. Особенно сложна организация поверхностного стока на плоском рельефе или с уклоном менее 5%, где в ряде случаев возникает необходимость устройства автоматических станций перекачки малой мощности.
При освоении территории с сохранением грунта в мерзлом состоянии в процессе строительства и эксплуатации дождевую канализацию необходимо размещать от зданий на расстоянии, определяемом расчетом. В расчет необходимо принимать условия, обеспечивающие сохранение мерзлого состояния грунтов оснований соседних сооружений.
Водоотводные системы необходимо проектировать, с учетом обеспечения максимального нарушения сложившихся мерзлотных условий. На участках с грунтовыми водами водоотводные элементы необходимо разрабатывать в комплексе с устройствами, предотвращающими наледи. Сброс загрязненных ливневых вод, необходимо предварительно очищать, при этом степень очистки определяют с учетом снижения эффективности самоочищения водоемов под влиянием низких температур.
Заключение. В заключение отметим, что стоимость строительства в отдаленных районах Крайнего Севера в несколько раз выше, чем в центральной полосе России. Затраты на инженерную подготовку территории еще выше. Это обусловлено отдаленностью и низкой освоенностью территорий, суровыми и сложными климатическими и природными условиями, отсутствием развитых баз материально-технического снабжения.
Поэтому предварительная подготовка мероприятий и адекватный расчет, с использованием существующих методик и предварительных рекомендаций, в т.ч. изложенных в статье, позволяет точно определить перечень необходимых работ в районах крайнего севера. В целом это должно привести к снижению стоимости организации и проведения строительства, оптимизации объема планируемых работ, а также, что особенно важно, в сохранении экологической устойчивости природного комплекса этого уникального района Земли [1].
Список литературы
1. Полуй Б.М. Архитектура и градостроительство в суровом климате: учебное пособие. Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1989. 300 с.
2. Владимиров В.В. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий: учебник. М: Ар-хитектура-С, 2004. 240 с.
3. ГОСТ 25100-2020. Грунты. Классификация. М.: Стандартинформ, 2020. 41 с.
4. СП 25.13330.2020. «СНиП 2.02.04-88. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах». М., 2020.
Ладышкин Григорий Сергеевич, канд. техн. наук, преподаватель, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. Ф.Можайского,
Федоренко Андрей Владимирович, канд. техн. наук, заместитель начальника кафедры, Россия, Санкт-Петербург, Военно-космическая академия имени А. ФМожайского
RECOMMENDATIONS FOR ENGMEERING PREPARANION OF THE TERRITORY WITH PERMAFROST SOILS
G.S. Ladyshkin, A.V. Fedorenko
The article presents the results of soil analysis in the far north, with special attention paid to the consideration of permafrost soils. The features of the organization and conduct of engineering preparation of territories with these soils, on which construction or other earthworks are planned, are proposed and considered. Recommendations on the calculation of their volume and implementation are considered, in order to reduce the cost of work and preserve the integrity offrozen soil in its original state.
Key words: permafrost soils, engineering preparation of the territory.
Ladyshkin Grigoriy Sergeevich, candidate of technical sciences, lecturer, [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Mozhaisky Military Aerospace Academy,
Fedorenko Andrey Vladimirovich, candidate of technical sciences, deputy head of the department, Russia, Saint-Petersburg, Mozhaisky Military Aerospace Academy