УДК 625. 7/.8
Алехин Юрий Иванович
Система добровольной сертификации «Оценка риска»
Россия, Саратов1 Эксперт E-Mail: [email protected]
Кочетков Андрей Викторович
ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Россия, Пермь Профессор Доктор технических наук E-Mail: [email protected]
Шашков Игорь Геннадиевич
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Россия, Воронеж Преподаватель Кандидат технических наук E-Mail: [email protected]
Ермолаева Вероника Викторовна
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
Россия, Саратов Доцент
Кандидат технических наук E-Mail: [email protected]
Рекомендации мастеру по инженерно-геодезическим работам в дорожном строительстве
1 410022, г. Саратов, ул. Азина, д. 38 «В», кв. 4 Кочеткову Андрею Викторовичу
Аннотация. В статье обобщены основные методы прикладной геодезии, разработанные Ю. И. Алехиным, для производства разбивочных работ земляного полотна, основания покрытия и труб (в том числе по кривой строительного подъема) с учетом современных методов и требований, и снижения для мастеров (прорабов) трудоемкости этих работ и сложности их выполнения.
В пособии отражены минимально трудоемкие, но отвечающие требованиям допуска в плане методы разбивки кривой между пикетными точками. Предложен метод прямоугольных координат от хорд или с помощью дорожного лекала. Для способа замера отвалов при передаче и инвентаризации нерудных материалов по тахеометрической съемке предложен метод выполнения этих работ с помощью нивелира с горизонтальным кругом.
Интерполяция продольного профиля на участках выпуклых и вогнутых вертикальных кривых по двадцаткам проводится следующим образом.
Изложенная в ВСН 5-81 методика разбивки вертикальной кривой способом прямоугольных координат от тангенса на практике практически не применяется.
Детальная разбивка вертикальной кривой от нулевой точки предлагается через уклон кривой в данной точке, что тоже не удобно при производстве работ.
Новый метод разбивки вертикальных кривых по Антонову от нулевой точки, более понятен исполнителям, но бывают случаи, когда привязка нулевой точки и её отметка не чётко прочитывается на продольном профиле. Предлагаемый Алёхиным способ интерполяции вертикальных кривых нагляден, понятен исполнителям, имеет элементарный математический аппарат.
Также предлагается устройство полигона для поверок нивелира.
Ключевые слова: геодезия, разбивочные работы, погрешность, измерения,
автомобильные дороги, водоотвод, кривые.
Идентификационный номер статьи в журнале 86ТУЫ314
В существующих нормативных и методических документах в основном изложены вопросы по инженерно-геодезических работам при восстановлении и закреплении трассы, развитии опорной сети. Последующие же инженерно-геодезические задачи, решаемые мастерами и геодезистами при непосредственном производстве работ, освещены недостаточно [1-9].
Материалы по геодезическому обеспечению строительства и реконструкции автомобильных дорог предназначены для практического использования мастерами, прорабами, инженерами производственно-технических отделов линейных организаций (ДРСУ, ДСУ и т.д.).
С расформированием геослужб в 1986 году геодезическое обеспечение строительства легло на плечи исполнителей. К положительной стороне вопроса относится сокращение накладных расходов, обеспечение соответствия квалификации инженерно-технического персонала определённому уровню знаний производства геодезических работ.
К недостаткам относится рассеивание технических исполнителей в низовых организациях. Открытым остался вопрос внедрения новой техники и технологий.
Основные этапы производства работ [10].
Акт о производстве геодезических разбивочных работ, утверждённый главным инженером строительной организации, является основным документом, разрешающим производство строительно-монтажных работ.
В основу организации разбивочных работ должен быть положен принцип «от общего к частному», при котором эти работы выполняются с точек трассы или опорной сети при постоянном контроле.
Перед началом разбивочных работ необходимо составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план работ.
Восстановление трассы, нанесение на местность основных осей сооружения, а также развитие опорных сетей строительства возложено на Заказчика с последующей сдачей по акту строителям.
Разбивочные работы подразделяются на этапы:
• подготовительные: восстановление трассы и осей сооружений, создание
опорных сетей строительства и закрепление основных осей сооружений;
• детальные разбивочные работы: геодезическое управление работой
строительных машин, контроль за строительством, исполнительные съёмки и приёмка сооружений в эксплуатацию.
Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна (ось, заложение откосов, бровка земляного полотна, виражи, уширение ...) и искусственных сооружений.
В качестве документации для разбивочных работ используются:
• закрепление трасы и реперов;
• ведомости прямых и кривых;
• продольный профиль;
• график распределения земляных масс и полос отвода земли;
3
• размещение нагорных канав, перепадов, водосборных колодцев;
• ведомости сосредоточенных грунтовых карьеров и т.д.
При выносе проекта автомобильной дороги на местность осуществляют:
• восстановление трассы и утраченных знаков её закрепления;
• выделение точек нулевых работ;
• прямых и кривых участков трассы;
• мест размещения насыпей, выемок и искусственных сооружений.
При разбивке земляного полотна закрепляют:
• заложение откосов насыпи или выемки для первого отсыпаемого слоя;
• по отсыпанному слою разбивают ось;
• нивелируют и выставляют заложение откосов для следующего слоя, и т.д. отсыпая (срезая) до отметки дна корыта.
1 Восстановление трассы
(План трассы, ведомость реперов)
а) Обработка вершин углов, точек закрепления оси с постановкой вех (НТ; Ось; ВУ№1; ...; КТ) см. рис. 1.
б) Трассирование оси с разбивкой пикетажа и выносом ПК кольев за пределы полосы отвода с последующим переносом на вал растительного грунта.
в) Закрепление точек НПК, НКК, Б, ККК, КПК.
г) Разбивка круговых кривых, переходных кривых, перенос точек круговой кривой и закрепление их, визуальная проверка разбивки кривой.
д) Обязательное сгущение строительных реперов до 300-500 м:
• у высоких насыпей;
• глубоких выемок; сосредоточенных объёмов работ; средних и крупных искусственных сооружений;
• местах, оговоренных проектом производства работ.
е) Составление акта о производстве геодезических разбивочных работ.
2 Разбивка земляного полотна и искусственных сооружений
2.1 Интерполяция продольного профиля по «двадцаткам», пересчёт отметок по дну корыта (рабочие отметки).
2.2 Нивелировка по оси земляного полотна после снятия растительного слоя пикетных и плюсовых точек с разбивкой заложения насыпи и обозначением крутизны откосов.
2.3 Закрепление земляного полотна в высотном отношении по ведущим механизмам:
• скреперам по заложению откосов, при Н < 1,0 м - высотки по оси;
• бульдозерам по оси и бровке земляного полотна - по дну корыта, реже по заложению насыпи;
• грейдер-элеватору по оси и линии зарезания, в зависимости от высоты насыпи с
последующей доработкой скреперами.
Хорошо воспринимаются механизаторами и бригадирами следующие обозначения:
• высотки - ставятся колья и вяжутся метки красной лентой или нитки от
топливного фильтра дизельного двигателя.
• насыпь - вязка на уровне отметки земляного полотна.
• выемка - две вязки, на глубину выемки.
Рис. 1. Знаки закрепления трассы в плане а) - осевой столб; б) - угловой столб (размеры знаков в сантиметрах)
Деталировка 1-го раздела
1.г Разбивка горизонтальных круговых кривых
A) Метод прямоугольных координат, табличный способ.
Минимальные трудовые затраты при небольших углах поворотов, больших радиусах кривых, при минимальных ординатах - меньшие трудозатраты. Имеются трудности с построением прямого угла, так как не везде есть экер для восстановления перпендикуляра (местоположение труб зимой, завоз материалов).
Б) Способ углов и хорд.
Для определённого радиуса и хорды, обычно 20 м, по таблицам определяют угол а, заготавливают значения углов для обеих ветвей кривой.
Производительный и точный способ. Хорошо зарекомендовал себя при разбивке земляного полотна. Проблематично использовать при предварительной разбивке труб (последовательность получения точек на кривой).
B) Способ совмещенных кривых.
Является разновидностью способа углов и хорд. При больших длинах кривых около километра и более угол поворота разбивается на несколько углов. Определяется положение дискретных вершин углов, выписываются элементы кривых и производится разбивка каждой кривой кратной ПК.
Г) Способ продолженных хорд, приближённый.
Используется для предварительной разбивки на пересечённой и лесистой местности. Хорда 20 м, перемещение а рассчитывается по формуле
Для этого метода характерно возрастание ошибки от точки к точке.
Деталировка 2-го раздела
2.1 Детальная интерполяция вертикальной кривой от нулевой точки
Метод Антонова (Пособие для проектирования продольного профиля)
Интерполяция может производиться следующим методами:
• табличным - по таблицам Антонова, Хренова, Митина и т.д.;
• расчётным - по «золотой формуле» геодезии:
• по лекалу Алёхина (см. рис. 2).
Может возникнуть необходимость определения положения нулевой точки уклона вертикальной кривой при интерполяции совмещённых вертикальных кривых или нечётком прочтении на продольном профиле (/' x г = 11)
• табличный метод (таблицы Антонова, Хренова, Митина и т.д.);
• расчётный метод по формуле Алёхина (см. рис. 3):
ДА М
Г х-------------------;
Л/ 2
Дорожное лекало № 1
^ О Г“” О о ы а о ей Й * §р '
со
ПК +20 +40 +60 +80 ПК
Дорожное лекало № 2
рз о ІГЇ о Ч—Н к 1200 1 г ■" ! і -■ чэ о, о * со о о 0*ї'чч^
гк^_ о 1
ПК +10 +20 +30 +40 +50 +60 +70 +80 +90 ПК
Рис. 2.
Определение положения нулевой точки на пергикплыюй критюй 0 00
* ы ■. к .Г
\ я
Рис. 3.
2.2 Разбивка границ земляного полотна (заложения).
а) Участки с минимальным поперечным уклоном (рис.4 и 5):
Выемка
Рис. 4
б) Косогоры
Насыпь (рис.6):
Рис. 5
Рис. 6.
с подгорной стороны:
В В
(----+ Ьк + Ие х т) х +1 (----------+ Ьк + Ив х т) х п
2 2
1У=-------------------------------~-----------------------
т + п т + п
Рис. 7.
Расчёты производятся на калькуляторе.
Рассмотрим определение угла а при разбивке горизонтальных круговых кривых (Метод углов и хорд).
Теория: 1 радиан = 57017 44 ,806. Длина окружности С = 2 х Прад = 3600. а = 280,64789
К.
Тогда:
где а - хорда = 20 м;
г - радиус круговой кривой.
№ г, К Расчёт угла
п.п. м Град, 0 Мин, Сек, ’’ а
1 100 0,2 5 0,72958x60=43 0,77468x60=46 5043’46’’
2 150 1,13.. 3 0,81972x60=49 0,18312x60=11 3049’11’’
3 200 0,1 2 0,86479x60=51 0,88734x60=53 2051 ’53 ’’
4 500 0,04 1 0,14592x60=8 0,75494x60=45 1008’45’’
5 1000 0,02 0 0,57296x60=34 0,377747x60=23 0034’23’’
6 1500 0,013.. 0 0,38197x60=22 0,91831x60=55 0022’55’’
7 2000 0,01 0 0,28648x60=17 0,18873x60=11 0017’ 11 ’’
8 2500 0,008 0 0,22918x60=13 0,75099x60=45 0013’45’’
9 3000 0,006 0 0,19099x60=11 0,45915x60=28 0011 ’28’’
Сверка расчётных величин с табличными Пример расчёта уг для радиуса 1 ла поворота 000 м
№ г, а 0034’23’’ 0034’23’’ 0034’ 359026’
п.п. м расчётное табличное
1 100 5043’46’’ 5044’21’’ 0068’4б’’ 1008’46’’ 1009’ 358051’
2 150 3049 11’’ 3049’21’’ 00102’б9’’ 1043’09’’ 1043 ’ 358017’
3 200 2051 ’53 ’’ 2051’58’’ 00136’92’’ 2017’32’’ 2018 ’ 357042’
4 500 1008’45’’ 1008’4б’’ 00170’115’’ 2051 ’55’’ 2052’ 357008’
5 1000 0034’23’’ 0034’23’’ 00204’138’’ 3026’18’’ 3026’ 356034’
6 1500 0022’55’’ 0022’55’’ 00238’161’’ 4000’41’’ 4001’ 355059’
7 2000 0017’11’’ 0017’11’’ 00272’184’’ 4035’04’’ 4035’ 355025’
8 2500 0013’45’’ 0013’45’’ 00306’207’’ 5009’27’’ 5009’ 354051’
9 3000 0011 ’28’’ 0011’28’’ 00340’230’’ 5043’50’’ 5044’ 354016’
Вывод: приближенная формула применима для радиусов более 300 м. Дорожное лекало № 1. Используется приближённая формула
а) Вывод формулы лекала (шаблона)
Рис. 8.
Вращая ветвь кривой относительно точки ПКп+1, совмещают крайнюю точку А с ПКп, тогда каждая плюсовая точка пройдёт отрезок согласно формуле:
где п = 1; 2; 3; 4; 5.
Из расчёта видно, что h ПКп = h ПКп+1 = 0.
Представим шаблон материально.
Длина 100 м, вершинами лежит на пикетных точках продольного профиля, ординаты h в вертикальной плоскости, кривая, соединяющая точки на ПК и ординаты на плюсовых точках - есть выпуклая кривая необходимого радиуса или вогнутая, при переворачивании шаблона.
Лекало № 1 в конкретных величинах (рис.9)
Рис. 9.
Применение шаблона круговой кривой (рис.10).
1) Интерполяция продольного профиля на участках выпуклых и вогнутых вертикальных кривых по двадцаткам
Изложенная в ВСН 5-81 методика разбивки вертикальной кривой способом прямоугольных координат от тангенса на практике практически не применяется.
Детальная разбивка вертикальной кривой от нулевой точки предлагается через уклон кривой в данной точке, что тоже не удобно при производстве работ.
Новый метод разбивки вертикальных кривых по Антонову от нулевой точки, более понятен исполнителям, но бывают случаи, когда привязка нулевой точки и её отметка не чётко прочитывается на продольном профиле.
Предлагаемый Алёхиным способ интерполяции вертикальных кривых нагляден, понятен исполнителям, имеет элементарный математический аппарат.
Накладывается шаблон № 1 на продольный профиль, совмещается с ПК положением красной линии; интерполируется продольный профиль по хорде через 20 м и прибавляются величины ординат h2-4 при выпуклой круговой кривой.
Рис. 10.
149,47-147,57
= 0.38 м.
+ПК61+20 = 149,47-0,38+0,08=149,17 и т.д.
Проверка по продольному профилю от нулевой точки:
+ 150,45 ПК 59+60 ’
1602
Д1ц=------------= 1,28 м +20 150,45-1,28=149,17.
20000
1802
1.62 м
20000
2002
АЬз =---------------= 2,00 м
20000
2202
ДЬд =---------------= 2,42 и
20000
+40 150,45-1,62=148,83.
+60 148,45.
+80 148,03.
Интерполяции по методу Антонова и дорожному лекалу №1 совпадают, только гораздо проще и понятнее исполнителю, нет необходимости искать нулевую точку, её отметку, пикетажное положение, необходимы лишь проектные отметки на пикетах и величина радиуса.
2) Восстановление земляного полотна и покрытия на местах просадок или размыва насыпи имеющих в профиле вогнутую кривую (рис.11)
Применяя лекало № 3 длиной 50 м через 10 метров имеющие ординаты;
можно дать проектные отметки покрытия через 5 м с использованием визирок, привлекая к разбивочным работами бригадиров и квалифицированных исполнителей.
Технология работ
• рулеткой размечают покрытие по длине 50 м через 10 м, так чтобы просадка
была внутри участка;
• устанавливают визирки в концевых точках на покрытие и через 10 м в местах просадок забивают колья по хорде;
• ориентируясь на положение кольев в шаблоне подрезают их на нужную
величину h2-4, чем добиваются отметок покрытия нужного радиуса;
• при необходимости сгустить сеть, перемещают визирки на пять метров и
выдерживая размер между ними, на плюсовых точках шаблона забивают колья по хорде и подрезают их, ориентируясь на положение в шаблоне h2-4;
Наблюдение за транспортом на ремонтных участках показывает, что динамического воздействия в паре автомобиль-дорога не происходит.
3) Послойная разбивка оси земляного полотна на кривой без применения теодолита
При восстановлении трассы производится детальная разбивка горизонтальных кривых с закреплением на пикетах. Этого достаточно для послойной отсыпки земляного полотна с восстановлением оси по двадцаткам с помощью лекала № 1. В случае, если высота насыпи влияет на размер привязки, делают поправку или используют засечки двумя створами.
Рис. 12.
Исследования по практике применения дорожного лекала № 1 для разбивки горизонтальных круговых кривых различного радиуса, показали, что без ограничения лекало № 1 действительно при:
Для проверки использованы таблицы разбивки кривых на автомобильных дорогах М.С. Замахаева, П.И. Седельникова, Н.А. Митина и Л.С.Хренова.
Радиусы менее 500 м встречаются в современном строительстве согласно СНиП 2.05.02-85 только на дорогах IV технических категорий.
4) Разбивка планового положения стоек под горизонтальных кривы
струну на участках
Разбивка осуществлялась по аналогии с пунктом № 3, но закрепления здесь с выпуклой стороны насыпи и применялось лекало № 2 через 10 метров, стойки стояли на обочине земляного полотна.
Для R=2000 м, Ы = 0,23; И2 = 0,4; Из = 0,53; И4 = 0,6; И5 = 0,63.
Дорожное лекало № 2 (рис.13)
Рис. 13.
5) Расчёт кривой строительного подъёма при строительстве труб
В основу расчёта положено лекало № 2. Так как лекало имеет линейную зависимость, его можно интерполировать (рис.14).
Данные по проекту трубы:
• высота насыпи 6,3 м;
• длина тела трубы 30,0 м;
Рис. 14.
• безфундаментная на песчано-щебёночной подушке;
• уклон лотка 12 %о;
• отметка лотка входного оголовка 147,28;
• отметка лотка выходного оголовка 146,92.
Качественно монтаж трубы в основном зависит от укладки песчано-щебёночной подушки в продольном профиле трубы с учётом строительного подъёма.
При средней толщине кольца 0,15 м отметка основания на входном оголовке составляет 147,13 м, на выходном 146,77 м.
Строительный подъём по СНиП 2.05.03-84 стр.10 для безфундаментных труб 1/40 высоты насыпи (Ъ):
Проинтерполировав лекало № 2 получают (рис.15):
Рис. 15.
Производится проверка по ординате № 2 с верховой стороны, чтобы отметка лотка была не выше входа в трубу (требование СНиП 2.05.03-84 стр.10) при необходимости вводят понижающий коэффициент, в нашем примере К=0,6.
Если при монтаже трубы измерять толщину кольца, прокручивая его вокруг оси, затруднений обычно не возникает.
При большом опыте работы, имея отметки входного и выходного оголовков, геодезист может подготовить основание трубы с помощью визирок, но лучше сделать это нивелиром (рис.16).
Полностью смонтированная труба при взгляде по оси даёт плавную круговую кривую в вертикальной плоскости, небольшие перепады обусловлены разной толщиной колец (звеньев).
_ 147,130 4 3 0, ,0 ОО ч—н 1, 0, 5 ^ СЛ о оо 1, 0, 2 ^ с : 147,102 . 0,091 79 7,0 0, 7, ,0 1 49 0, 0, ,7 ,0 147,005 0,080 146,958 0,061 146,903 146,840 0 7 7 ,6
Рис. 16.
6) Определение радиуса кривой асфальтобетонного покрытия по внешней кромке покрытия
В Российском геодезическом обеспечении нет элементарной формулы для оценки радиуса существующего покрытия, математики, работающие в этой области, дают формулы
2 3 4
степенной зависимости х2; х3; х4.
Ю. И. Алехиным предложена для практики формула оценки радиуса:
800
Вывод формулы определения радиуса кривой по шаблону № 1 (рис.17):
Кромка покрытия
Рис. 17.
XI + хг + Хз + Х4 800 800
хср =-------------------=----------: г =-----------.
5 г хср
Пример:
0,76+ 1,25+ 1,23 + 0,75 800
Хср =------------------------------= 0,8 м; г —-------------= 1000 м.
5 0,8
Как видно, радиус определяется довольно просто:
• курвиметром (рулеткой) откладывают пять двадцаток по внешней бровке покрытия, начало и конец закрепляют колышками;
• визируют хорду между колышками по двадцаткам с замером суммы ординат, делят на 5, получая хср;
• определяют радиус г, деля 800 на хср., который предварительно округляют.
Полигон для поверок нивелира (рис.18).
17
Основная поверка нивелира - параллельность проекции оси цилиндрического уровня и оси визирования на вертикальную плоскость.
Поверку выполняют двойным нивелированием по способу «вперёд».
На одной точке ставят нивелир, а на другой точке, находящейся от неё на расстоянии
S, рейку.
Отсчёт в1
I/
<■
Рис. 18.
Измеряют высоту прибора й и берут отсчёт по рейке в1. Меняют местами нивелир и рейку, вновь измеряют высоту прибора 12 и берут отсчёт по рейке в2.
Вычисляют погрешность по формуле:
Для нивелиров с элевационным винтом НВ-1; Н-3; в’2 = в2 - х; на отсчёт в’2 наводят перекрестие сетки нитей с помощью элевационного винта, а пузырёк уровня - в ноль пункт исправительными винтами уровня.
Недостатком этого метода являются:
• необходимость в реечнике (носить и держать рейку);
• зависимость от погоды (осадков).
Предлагается устройство полигона для поверок нивелира (на базе ДСУ, ДРСУ)
• на расстоянии а > 50 м закрепляют две рейки (или одну разобранную), можно б/у, но с чётким рисунком;
• рулеткой замеряют середину, закрепляют болтом или колышком;
• берут превышения при нескольких высотах инструмента, усредняют и заносят в паспорт полигона Ав = 0471;
• ставят нивелир на наименьшее расстояние, дающее чёткое изображение, под навес;
• берут отсчёт по ближайшей рейке в1 , тогда теоретический отсчёт будет равен в’2 = в1 ± Ав;
• разворачивают нивелир и берут отсчёт в2 , смотрят соотношение в’2 = в2 + 2 мм;
• на этом в большинстве случаев поверка заканчивается;
Б > 50
м
если соотношение не выдерживается, элевационным винтом выставляется отсчёт в'2 , а исправительными винтами выводят пузырёк на середину.
Схема полигона (рис.19)
Рис. 19.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 6.513-84 Проверка средств измерений. Организация и порядок проведения.
2. СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства.
3. СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве.
4. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.
5. СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги.
6. ВСН 5-81 Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог.
7. Матин Н.А. Таблица для разбивки кривых на автомобильных дорогах. - М.: Недра. - 1971.
8. Хренов Л.С. Геодезические таблицы для строителей. М.: Недра.- 1983.
9. Антонов И.М., Боровков Н.А., Бычков Н.Н., Фриц Ю.И. Проектирование и разбивка вертикальных кривых автомобильных дорог. - М.: Транспорт. - 1968.
10. Пособие мастеру по инженерно-геодезическим работам в дорожном строительстве (проект). Росавтодор, ОАО «ГИ11РОДОРНИИ». 2005.
Рецензент: Овчинников Игорь Георгиевич, профессор, доктор технических наук, заместитель руководителя Поволжского отделения Российской академии транспорта.
Yrii Alehin
System of voluntary certification «Risk assessment»
Russia, Saratov E-Mail: [email protected]
Andrey Kochetkov
Perm national research polytechnical university
Russia, Perm E-Mail: [email protected]
Igor Shashkov
Military and air academy of a name of professor N. E. Zhukovskogo and Yu. A. Gagarin
Russia, Voroneg E-Mail: [email protected]
Veronika Ermolaeva
Saratov state technical university of a name of Gagarin Yu. A.
Russia, Saratov E-Mail: [email protected]
Grant to master on engineering and geodetic to works in road construction
Abstract. In article main methods of applied geodesy developed by Yu.A.Alekhin, for production of marking works road bed, bases of a covering and pipes (including on a curve of construction lifting) taking into account modern methods and requirements, decrease for masters (foremen) of labor input of these works and complexity of their performance are generalized.
In a grant methods of breakdown of a curve between piketny points are reflected minimum labor-consuming, but meeting requirements of admission in the plan. The method of rectangular coordinates from chords or by means of a road curve is offered. For a way of measurement of dumps by transfer and inventory of nonmetallic materials on shooting method of performance of these works by means of a level with a horizontal circle is offered. Interpolation of a longitudinal profile on sites of convex and concave vertical curves on twenty is carried out as follows.
Technique of breakdown of a vertical curve stated in VSN 5-81 from a tangent in practice practically isn't applied by way of rectangular coordinates.
Detailed breakdown of a vertical curve from a zero point is offered through a curve bias in this point that too it isn't convenient at works.
The new method of breakdown of vertical curves on Antonova from a zero point, is more clear to performers, but there are cases when the binding of a zero point and its mark isn't accurately read on a longitudinal profile. The way of interpolation of vertical curves offered by Alekhin is evident, clear to performers, has elementary mathematical apparatus.
Also range device for level checkings is offered.
Keywords: geodesy, marking works, error, measurements, highways, drainage system,
curves.
Identification number of article 86TVN314
REFERENCES
1. GOST 6.513-84 Proverka sredstv izmerenij. Organizacija i porjadok pro-vedenija.
2. SNiP 11-02-96 Inzhenernye izyskanija dlja stroitel'stva.
3. SNiP 3.01.03-84 Geodezicheskie raboty v stroitel'stve.
4. SNiP 2.05.02-85 Avtomobil'nye dorogi.
5. SNiP 3.06.03-85 Avtomobil'nye dorogi.
6. VSN 5-81 Instrukcija po razbivochnym rabotam pri stroitel'stve, rekon-strukcii i
kapital'nom remonte avtomobil'nyh dorog.
7. Matin N.A. Tablica dlja razbivki krivyh na avtomobil'nyh dorogah. - M.: Nedra.-1971.
8. Hrenov L.S. Geodezicheskie tablicy dlja stroitelej. M.: Nedra.- 1983.
9. Antonov I.M., Borovkov N.A., Bychkov N.N., Fric Ju.I. Proektirovanie i razbivka vertikal'nyh krivyh avtomobil'nyh dorog. - M.: Transport. -1968.
10. Posobie masteru po inzhenerno-geodezicheskim rabotam v dorozhnom stroitel'stve (pro-ekt). Rosavtodor, OAO «GIPRODORNII». 2005.