Научная статья на тему 'Рекомендации как продукт научного исследования'

Рекомендации как продукт научного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3015
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ФОРМА ИСПОЛНЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОФОРМЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагайда Александр Викторович

В данной статье рассмотрены понятия, являющиеся синонимами рекомендации, а также назначение, особенности разработки и оформления методических рекомендаций как результата научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации как продукт научного исследования»

РЕКОМЕНДАЦИИ КАК ПРОДУКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Сагайда А. В.

Сагайда Александр Викторович - слушатель, кафедра тактики,

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого,

г. Балашиха

Аннотация: в данной статье рассмотрены понятия, являющиеся синонимами рекомендации, а также назначение, особенности разработки и оформления методических рекомендаций как результата научных исследований. Ключевые слова: методические рекомендации, нормативные документы, научные исследования, порядок действий, регламентация, форма исполнения, повышение эффективности, оформление.

УДК 001.818:378.245.2

В темах выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций зачастую встречается термин «Рекомендации». По результатам своих научных изысканий слушатели и аспиранты формируют рекомендации должностным лицам в реализации конкретных функций деятельности организации. Настоящая статья нацелена обобщить мнения различных источников о назначении, особенностям разработки и по порядку оформления рекомендаций.

Рекомендация - положение нормативного документа, содержащее совет, или документ, описывающий лучшую практику, которая рекомендует необходимые действия [6].

К перечню документов регламентирующих, реализацию определенных видов деятельности в организации относятся правила, разъяснения, методические рекомендации, внутренние указания, пособия, разработки и др. Перечисленные документы предназначены для конкретизации положений ведомственных или внутренних нормативно-правовых актов, устанавливающих общие правила и порядок осуществления в организациях отдельных видов деятельности с учетом специфики их функционирования.

Правила — это совокупность требований и норм, устанавливающих единый порядок осуществления определенной деятельности и обязательных для выполнения [5].

Разъяснения издаются в дополнение к вновь введенным в действие нормативно-правовым актам. Они комментируют наиболее существенные положения нормативно-правовых актов, раскрывая порядок действий для их более точного и полного исполнения, а также для осуществления эффективного контроля над порядком их исполнения [5].

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу курса, либо по направлению работы [5].

Методическая разработка - издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации [5].

Методические рекомендации не являются обязательными для исполнения, поскольку имеют большую зависимость результата от конкретных условий обстановки. Должностные лица, изучив положения выбранных и наиболее подходящих для решения практической задачи рекомендаций, учитывая степень влияния различных факторов (учтенных или не учтенных при разработке

рекомендаций) применяют ее положения на практике. В любой момент времени, имея возможность отклониться от предлагаемого порядка действий, дополнить своими приемами и наработками или полностью отойти от положений.

Рекомендации содержат сведения, применение которых существенно повышает эффективность действий работников организации в процессе выполнения ими своих обычных функций. Условно говоря, рекомендации — это изложение некой технологии доступным для понимания рядового сотрудника организации языком и снабженное необходимыми примерами.

Раскрывая порядок, логику и акценты изучения какой-либо дисциплины, (темы, занятия, мероприятия) или порядок реализации указаний вышестоящих органов управления, с исполнением которых должностные лица сталкиваются впервые. Выполненные на основании научных изысканий, обобщении передового опыта, проведении расчетов эффективности различных способов их реализации, рекомендации обеспечивают наиболее эффективные и рациональные варианты действий применительно к определенному виду деятельности.

Оформление результатов выпускной квалификационной работы в виде рекомендаций, не упрощает задачи исполнителя при проведении научных исследований.

Исследовать — подвергнуть научному изучению, осмотреть для выяснения, чего-либо [1].

Методические рекомендации - продукт полноценного научного исследования, основные отличительные особенности которого находятся в области их практического применения. Рекомендации предполагают, творческий род деятельности организации или служащих в организации для которых они разрабатывались, не позволяющая жестко регламентировать отношения между членами организации и их деятельность при реализации функций организации.

Научный подход в организации исследований определяет наличие следующих этапов:

- выбор темы исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- формулировка цели и определение задач;

- изучение ранее достигнутых результатов исследований по данной теме;

- название работы и составление плана исследования;

- выбор методов исследования;

- непосредственно проведение исследования;

- обработка результатов исследования и формулирование выводов;

- оформление работы.

Количество тем, требующих разработки неограниченно, а с течением времени даже ранее всесторонне изученные темы возможно, а иногда и необходимо пересматривать, относительно методов исследования, научных достижений в смежных сферах, технического прогресса и других факторов, влияющих на результаты исследований и область их применения. Тема работы определяется областью деятельности и кругом интересов разработчика. Не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать, с одной стороны и не каждая область деятельности, соответствует стремлениям личности для своей полной реализации.

Уже на этапе определения темы исследования, необходимо представлять в какой форме будут представлены его результаты. Форма представления результатов исследований должна подразумеваться исполнителем при реализации всех этапов научного исследования. Изложения результатов исследовательских работ возможно в виде: научного отчёта, статьи, пособия, доклада, методических рекомендаций и т. п.

При оформлении работы, полученные результаты необходимо представить в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому при оформлении работы необходимо следовать установленным системным требованиям.

70

Этап оформления научной работы также может быть разделен под этапами:

- первый - это создание первоначального варианта оформления результатов, в соответствии с продуманным черновым планом рекомендаций, накопленный материал, основные мысли, система доказательств, фиксируются в соответствии с общей нитью изложения. Формируя общий набросок, итогового материала;

- второй под этап представляет собой последовательную и кропотливую работу по уточнению отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее;

- третий под этап редактирования, достигается точность и выразительностью изложения, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.

Содержание и структура методических рекомендаций, логически увязывается с содержанием и структурой процесса или документа, положения которого они конкретизируют.

Стиль изложения рекомендаций представляет собой сочетание научности и доступности, существенную роль играют доступность подачи результатов исследования. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы обоснованность предлагаемых выводов сочеталась с простотой их реализации, а также раскрывала условия их применения для достижения максимальной эффективности.

Конструктивность и конкретность предложений, подкрепленных математическими расчетами (понятными адресату рекомендаций) и наглядными примерами живого опыта обеспечивает положительный результат практического применения.

Таким образом, несмотря на необязательность следования методическим рекомендациям при их практической реализации, научное исследование проходит все этапы, предполагает глубокое изучение существующего опыта, и математическое обоснование эффективности. Не снижает научной значимости полученных результатов.

Список литературы

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: ОНИКС 21 век. Мир и образования, 2004. С. 895.

2. Константинов Ф. В.. Философская энциклопедия. В 5-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970. С. 3002.

3. Лудченко А. А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие. 2-е изд. стер. К.: О-во «Знания». КОО, 2001. С. 113.

4. Волохова Е. С. Основные этапы научного исследования // Молодой ученый, 2016. № 6. С. 755-757.

5. Техническая литература. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://msd.com.ua/деловые документы в примерах и образцах/ (дата обращения: 04.01.2017).

6. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. ВНИИ стандарт Госстандарта Росси.

7. ГОСТ Р7.0.5-2008 Межгосударственная система стандартизации. Общие требования и правила составления. Национальный стандарт российской федерации. Дата введения: 01.01.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.