Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ ПО МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ И КОМПАНИЯМ ПО МЕРАМ РЕАГИРОВАНИЯ НА ТЕКУЩИЕ ВЫЗОВЫ В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ ПО МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ И КОМПАНИЯМ ПО МЕРАМ РЕАГИРОВАНИЯ НА ТЕКУЩИЕ ВЫЗОВЫ В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД / КОРОНАВИРУС COVID-19 / ПАДЕНИЕ СПРОСА / ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН / УГЛЕВОДОРОДНОЕ СЫРЬЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GAS AND PETROCHEMICAL INDUSTRY / CUTBACK OF ECONOMIC ACTIVITY / CORONAVIRUS COVID-19 / DROP IN DEMAND / PRICE VOLATILITY / HYDROCARBON RAW MATERIALS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрова Т. А., Сигиневич Д.А.

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году существенно подорвало рост мировой экономики. Спрос на продукцию различных отраслей оказался под давлением. Нефтегазохимическая отрасль также оказалась в числе пострадавших. При этом ряд долгосрочных вызовов (усиление конкуренции, ужесточение климатической и экологической политики) продолжают оказывать на нее влияние, заставляя компании адаптироваться к изменяющимся условиям. В статье приведены рекомендации для органов государственной власти по наиболее перспективным направлениям поддержки отрасли с учетом ожидаемых перспектив. Среди них стимулирование внутреннего спроса, поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, меры обеспечения доступности сырья для нефтегазохимической отрасли. Также сформированы рекомендации для российских компаний-производителей нефтегазохимии, в том числе по оптимизации планирования производства и инвестиционных вложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS TO STATE AUTHORITIES ON SUPPORT MEASURES AND COMPANIES ON MEASURES TO RESPOND TO CURRENT CHALLENGES IN THE GAS AND PETROCHEMICAL INDUSTRY

The COVID-19 in 2020 has significantly undermined the growth of the global economy. The demand for products from various industries came under pressure. The oil and gas chemical industry was also among the victims. At the same time, a number of long-term challenges (increased competition, tougher climate and environmental policies) continue to influence it, forcing companies to adapt to changing conditions. The article provides recommendations for public authorities for support petrochemical industry. Among them are stimulation of domestic demand, support for small and medium-sized enterprises, measures to ensure the availability of raw materials for the petrochemical industry. There are recommendations for Russian producing petrochemicals also. Among them are recommendations for optimizing production planning and investment.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ ПО МЕРАМ ПОДДЕРЖКИ И КОМПАНИЯМ ПО МЕРАМ РЕАГИРОВАНИЯ НА ТЕКУЩИЕ ВЫЗОВЫ В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

Рекомендации государственным органам власти по мерам поддержки и компаниям по мерам реагирования на текущие вызовы в нефтегазохимической отрасли

Митрова Татьяна Алексеевна;

к.э.н., доцент, заведующая базовой кафедры системных исследований энергетических рынков, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина» mitrovat@me.com.

Сигиневич Дмитрий Александрович

соискатель, ФГбОу ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина», dsiginevich@yahoo.com

Распространение коронавирусной инфекции СОУЮ-19 в 2020 году существенно подорвало рост мировой экономики. Спрос на продукцию различных отраслей оказался под давлением. Нефтегазохимическая отрасль также оказалась в числе пострадавших. При этом ряд долгосрочных вызовов (усиление конкуренции, ужесточение климатической и экологической политики) продолжают оказывать на нее влияние, заставляя компании адаптироваться к изменяющимся условиям. В статье приведены рекомендации для органов государственной власти по наиболее перспективным направлениям поддержки отрасли с учетом ожидаемых перспектив. Среди них стимулирование внутреннего спроса, поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, меры обеспечения доступности сырья для нефтегазохимической отрасли. Также сформированы рекомендации для российских компаний-производителей нефтегазохи-мии, в том числе по оптимизации планирования производства и инвестиционных вложений.

Ключевые слова: нефтегазохимическая отрасль, экономический спад, коронавирус СОУЮ-19, падение спроса, волатиль-ность цен, углеводородное сырье, государственная поддержка.

В 2020 году существуют риски сокращения потребления основных продуктов нефтегазохимии (далее - НГХ). По прогнозам ведущих экономических агентств, в 2020 году снижение мирового ВВП в базовых сценариях в 2020 году составит 5-6%. При этом вероятность того, что в 2021 году мировая экономика не восстановится к уровню 2019 года достаточно велика (табл. 1).

Таблица 1

Прогноз 2020 2021 2021/2019

Всемирный банк -5,2% +4,2% -1,2%

МВФ -4,9% +5,4% +0,2%

ОЭСР (баз. сценарий) -6,0% +5,2% -1,1%

ОЭСР (сценарий второй вольны) -7,6% +2,8% -5,0%

Источники - World Economic Outlook (WEO) forecast, IMF, June 2020; Global Economic Prospects, World Bank, June 2020; OECD Economic Outlook, OECD, June 2020 [1-3]

В МВФ ожидают, что мировой ВВП в 2020 году сократится на 4,9% (в кризисный 2009 года спад мировой экономики составил 2,1%). Однако в 2021 году прирост составит 5,4%, и экономика восстановится до докризисного уровня. Такой сценарий МВФ не предполагает масштабной второй волны ограничений из-за COVID-19. [1] По прозам Всемирного банка, в 2020 году мировая экономика сократится на 5,2%. В 2021 году эксперты ожидают лишь частичное восстановление мировой экономики - рост мирового ВВП составит 4,2%. [2].

Эксперты ОЭСР ожидают, что мировая экономика в 2020 году сократится на 6%, если масштабы пандемии будут сокращаться, и на 7,6% в случае возникновения второй волны коронавируса осенью 2020 года. Если второй волны вируса не последует, то восстановление окажется V-образным, и в 2021 году мировая экономика в целом вернется на докризисный докризисного уровень. В случае возникновения второй волны вируса в 2021 году рост мирового ВВП составит лишь 2,8%. [3]

По ожиданиям Минэкономразвития России, в 2020 году падение российской экономики составит около 5% [4]. До уровня 2019 года размер ВВП России восстановится лишь в 2022 году [5]. По прогнозам Центрального банка России, ВВП России вернется на уровень 2019 года тоже лишь в 2022 году [6]. В числе пострадавших отраслей, как и в других странах, ряд крупнейших отраслей, формирующих спрос на продукцию НГХ.

Исходя из влияния коронавируса на нефтегазохи-мию в краткосрочном периоде и с учетом долгосрочных трендов развития рынков НГХ государству и компаниям могут быть даны следующие рекомендации.

Одним из наиболее приоритетных направлений мер государственной поддержки НГХ является стимулирование внутреннего спроса на ее продукцию. Основным

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

о

о см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

потребителем НГХ продукции является промышленность. В связи с этим необходима реализация комплексной промышленной политики и программ развития отдельных отраслей промышленности. В рамках комплексных мер целесообразно выделить стимулирование внутреннего спроса через механизмы государственных закупок продукции НГХ российского производства. Также отдельное внимание стоит уделить мерам поддержки средних и малых предприятий-потребителей НГХ. Такие предприятия имеют ограниченный ресурс финансовой устойчивости относительно крупных компаний, но при этом они крайне важны для сохранения перспектив развития отдельных сегментов внутреннего рынка НГХ [7].

Специальные государственные меры поддержки малых и средних предприятий, пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции, охватывают лишь компании, внесенные в соответствующий перечень отраслей российской экономики, среди которых НГХ, а также большинство отраслей-потребителей продукции НГХ отсутствует [8]. В целом НГХ отрасль действительно пока проходит кризисные явления успешно относительно, например, ряда отраслей сектора услуг. Однако данный подход не учитывает фактического финансового положения отдельных компаний. Поэтому в целях повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средний предприятий целесообразно реализовать адресные меры при расширении спектра отраслей, предприятия которых будут иметь право на льготы.

В условиях сокращения производства углеводородного сырья в рамках сделки ОПЕК+ целесообразно обеспечить мониторинг и в случае необходимости принять меры недопущения возникновения дефицита СУГ и ШФЛУ, а также чрезмерного роста цен на них, в том числе используя механизмы таможенно-тарифных параметров (пошлины, временные ограничения на экспорт). Стоит отметить, что такие решения должны быть взвешенными и учитывать интересы всех участников, на которых отразится это решение - от производителей сырья для НГХ до потребителей конечной продукции НГХ.

Кроме того, важной мерой поддержки доступности сырья для производства продуктов НГХ в перспективе станет механизм обратного акциза на этан и СУГ, который поддержит инвестиции в их производство [9]. Окончательные параметры этого механизма пока окончательно не утверждены. В текущих условиях целесообразно рассмотреть их улучшение для отрасли, в частности, в пользу переноса сроков предоставления обратного акциза на этан и СУГ с 2022 года на 2021 год. Также с целью повышения востребованности и эффекта от внедрения данного механизма целесообразно снизить требуемые параметры на проектную мощность, объемы производства и сроки реализации проектов, которые смогут воспользоваться этой льготой.

С учетом относительной удаленности многих производственных площадок от рынков сбыта готовой продукции (особенно экспортных, роль которых по мере насыщения внутреннего рынка будет расти) необходимо обеспечить оптимизацию транспортной логистики и ликвидацию ее узких мест, в том числе в пропускной способности железных дорог. Для этого следует синхронизировать планы развития железных дорог и портовой инфраструктуры с производственными планами как производителей НГХ, так и других отраслей, формирующих

спрос на услуги железнодорожных перевозчиков, включая угольные компании.

Стоит отметить, что задачи по выявлению наиболее острых существующих проблем и потенциальных угроз в НГХ отрасли, а также выработка государственной политики для их устранения должны решаться при повышении степени взаимодействия органов государственной власти, производителей НГХ продукции и ее потребителей.

Также самим НГХ компаниям для поддержания конкурентоспособности в изменяющихся условиях необходимо менять модель своей деятельности. В первую очередь необходимо направить усилия на оптимизацию своих бизнес-процессов, продуктовой корзины и марочного ассортимента, совершенствуя свою систему планирования производства и продаж, трейдинговые компетенции. Повышающаяся конкуренция на экспортных направлениях потребует более гибкой и оперативной реакции на изменения продуктовой структуры спроса, меняющихся трендов спроса в различных регионах. В мировой НГХ отрасли эти факторы всегда формировали серьезные конкурентные преимущества [10]. В текущих условиях, например, выиграли компании отрасли, которые смогли произвести оперативную реконфигурацию мощностей для выпуска полимеров с антибактериальными свойствами, полимеров, используемых в медицине и при производстве СИЗ.

Для решения задач по оптимизации бизнес-процессов, производственной деятельности, выстраиванию своей стратегии, планированию системы производства и продаж стоит обратить внимание на стремительно развивающееся инструменты цифровых технологий, включая цифровые двойники, искусственный интеллект, предиктивную аналитику. В последние годы они находят все более широкое применение в самых различных отраслях промышленности. Использование цифровых технологий создает огромный потенциал как для повышения эффективности деятельности компании, так для разработки новых продуктов и услуг для внешнего рынка.

С учетом ожидания ввода новых НГХ проектов на фоне развития кризисных явлений по мере выхода из пандемии и уточнения прогнозов целесообразно пересмотреть планы-графики реализации и параметры планируемых новых инвестиционных проектов. В период снижения маржи и финансовых возможностей для инвестирования вопрос эффективности капиталовложений приобретает более важное значение. В первую очередь это относится к проектам на ранней стадии реалии или на этапе планирования.

В то же время кризисные явления подтолкнули регуляторов практически всех стран к различным мерам стимулирования экономики, в том числе через смягчение денежно-кредитной политики. Это открывает возможности для снижения стоимости привлечения заемного капитала и реструктуризации кредитов на реализацию наиболее перспективных проектов.

Резкие колебания цен на сырье в последнее время еще раз подтвердили целесообразность диверсификации производственных мощностей по всей цепочке добавленной стоимости. Наличие мощностей по производству продукции высоких переделов позволят предприятиям НГХ компенсировать риски волатильности цен на мировом рынке нефти, повлиявших на стоимость СУГ и ШФЛУ.

Нефтеперерабатывающим компаниям следует обратить внимание на возможности интеграции НПЗ и НГХ. Выпуск нефтхимической продукции выгоден с точки зрения диверсификации производства, повышения маржинальности и высоких темпов роста спроса на продукты НГХ. Значительное количество российских НПЗ имеют к текущему моменту в своем составе установки каталитического крекинга. Нефтеперерабатывающим компаниям необходимо использовать гибкость данных установок, позволяющих получать пропан-пропиленовую фракцию, которую можно использовать для выделения пропилена и дальнейшего производства полипропилена [11]. Однако с учетом риска избытка производственных мощностей решения по проектам интеграции НПЗ и НГХ следует принимать после глубокого анализа конкурентного преимущества развития нефтехимического производства на базе конкретного НПЗ, исходя из особенностей себестоимости сырья, логистических возможностей, перспектив целевого рынка сбыта готовой продукции.

Кроме того, перспективным направлением диверсификации производства по цепочке добавленной стоимости является монетизация природного газа путем создания производств метанола. Учитывая высокие издержки транспортировки метанола по железной дороге относительно конечной стоимости продукции и ограниченную пропускную способность портов, проекты по производству метанола необходимо реализовывать в четкой связке с портовой инфраструктурой.

Долгосрочные вызовы для компаний НГХ в текущей ситуации также не должны выпадать из фокуса планирования своей деятельности. В связи с усиливающимися тенденциями ужесточения климатической политики и экологических требований к производимой продукции в мире НГХ компаниям необходимо развивать проекты вторичной переработки пластиков и использования биологического сырья (например, биоразлогае-мых полимеров). Участие российских компаний в таких проектах является целесообразным для формирования собственных технологических заделов и компетенций в этих направлениях. В перспективе это станет значимым фактором конкурентоспособности продукции российской НГХ на мировом рынке.

Таким образом, для органов государственной власти можно сформировать следующие рекомендации:

1. Обеспечить меры поддержки производствам, потребляющим продукцию нефтегазохимии, особенно средним и малым предприятиям, имеющих ограниченный ресурс финансовой устойчивости относительно крупных предприятий.

2. Рассмотреть расширение мер поддержки для средних и малых предприятий на отрасль НГХ, отрасли-потребители продукции НГХ.

3. Принять меры недопущения возникновения дефицита сырья для НГХ и чрезмерного роста цен на него путем корректировки таможенно-тарифных параметров с учетом ситуативных факторов.

4. В механизме предоставления обратного акциза на этан и СУГ рассмотреть снижение ограничений на критерии проектов, имеющих право на эту льготу, и перенос сроков предоставления обратного акциза на этан и СУГ на 2021 год.

5. Необходимо обеспечить координацию планирования транспортной логистики и ликвидации узких мест в пропускной способности железных дорог и портовой инфраструктуры.

Для компаний, производящих продукцию НГХ, можно сформировать следующие рекомендации:

1. Повысить интенсивность взаимодействия с органами государственной власти c целью указания на наиболее острые проблемы, возникшие в отрасли, и выработки наиболее оптимального пути их устранения.

2. Совершенствовать систему планирования производства и продаж в пользу их более гибкой адаптации к быстро изменяющимся параметрам спроса. Необходимо предусмотреть реконфигурацию производства с целью переориентации на более востребованные марки полимеров (в текущей ситуации, например, полимеры с антибактериальными свойствами), а также диверсифицировать баланс поставок продукции на внутреннем рынке и по регионам за рубежом.

3. В условиях развития кризисных явлений компаниям необходимо обеспечить оптимизацию инвестиционных проектов, пересмотрев графики ввода новых мощностей проектов, продукция которых может оказаться невостребованными к моменту завершения реализации.

4. В условиях снижения процентных ставок необходимо использовать возможности снижения стоимости привлечения заемного капитала и реструктуризации кредитов на реализацию инвестиционных проектов.

5. Компаниями целесообразно продолжить диверсификацию производственных мощностей по всей цепочке добавленной стоимости. Наличие мощностей по производству продукции высокого передела сырья позволит компенсировать риски волатильности цен на мировом рынке нефти.

6. С учетом долгосрочного тренда на повышение экологических требований к производству и получаемой продукции, а также усиливающейся климатической повестки по декарбонизации НГХ компания необходимо вести свою деятельность в соответствии с принципами ESG, развивать более экологичные и низкоуглеродные производства, в частности путем реализации проектов вторичной переработки пластиков и использования биологического сырья.

7. С целью повышения своей конкурентоспособности НГХ компаниям необходимо использовать возможности применения цифровых технологий для решения задач по оптимизации производственных, бизнес-процессов и разработки новых продуктов и услуг.

Литература

1. World Economic Outlook (WEO) forecast, IMF, June 2020

2. Global Economic Prospects, World Bank, June 2020

3. OECD Economic Outlook, OECD, June 2020

4. Чиновники улучшили прогноз падения экономики в 2020 году// Ведомости, 17 июня 2020 URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/06/17/8 32854-chinovniki-uluchshili-prognoz

5. Глава Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП около 3% в 2022 году// Сайт Минэкономразвития России URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez _virusa/glava_minekonomrazvitiya_prognoziruet_rost_vvp_ okolo_3_v_2022_godu.html

6. Среднесрочный прогноз Банка России по итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке 24 апреля 2020 года// Сайт ЦБР URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27833/forecast_200 424.pdf

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CN О

сч

СП

7. Фейгин В.И., Брагинский О.Б., Заболотский С.А., Кукушкин И.Г., Маевский А.В., Масленников Н.И., Рыков Ю.Г. Исследование состояния и перспектив направлений переработки нефти и газа, нефте- и газохимии в РФ / М.: Экон-Информ, 2011. С.: 475-482, 573-580. С. 607-629.

8. Список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки// Сайт Минэкономразвития России URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/be6cf04db17a6ca ed6bfa9fd97684d7b/26032020.pdf

9. Проект ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ID 02/04/1019/00096347

10. Бабинчук В.Р. Исследование мировой нефтехимической промышленности// Инновационная наука №10 / 2018, с. 31-36.

11. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. М.: Нефть и газ, 2006. С. 491-511.

12. Аванян Э.А., Смирнова В.А., Халова Г.О. Проблемы и перспективы деятельности российских нефтегазовых компаний в Центрально-Азиатском регионе: монография / Э. А. Аванян, В. А. Смирнова, Г. О. Халова ; Российский гос. ун-т нефти и газа им. И. М. Губкина. Москва, 2010.

Recommendations to state authorities on support measures and companies on measures to respond to current challenges in the gas and petrochemical industry Mitrova T.A., Siginevich D.A.

National University of Oil and Gas «Gubkin University» The COVID-19 in 2020 has significantly undermined the growth of the global economy. The demand for products from various industries came under pressure. The oil and gas chemical industry was also among the victims. At the same time, a number of long-term challenges (increased competition, tougher climate and environmental policies) continue to influence it, forcing companies to adapt to changing conditions. The article provides recommendations for public authorities for support petrochemical industry. Among them are stimulation of domestic demand, support for small and medium-sized enterprises, measures to ensure the availability of raw materials for the petrochemical industry. There are recommendations for Russian producing petrochemicals also. Among them are recommendations for optimizing production planning and investment.

Key words: gas and petrochemical industry, cutback of economic activity, coronavirus COVID-19, drop in demand, price volatility, hydrocarbon raw materials, government support.

References

1. World Economic Outlook (WEO) forecast, IMF, June 2020

2. Global Economic Prospects, World Bank, June 2020

3. OECD Economic Outlook, OECD, June 2020

4. Officials have improved the forecast for the economic decline in 2020 // Vedomosti, June 17, 2020 URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/06/17/8328 54-chinovniki-uluchshili-prognoz

5. The head of the Ministry of Economic Development predicts GDP growth of about 3% in 2022 // Website of the Ministry of Economic Development of Russia URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_vi rusa/glava_minekonomrazvitiya_prognoziruet_rost_vvp_okolo _3_v_2022_god

6. Mid-term forecast of the Bank of Russia based on the results of the meeting of the Board of Directors at the key rate on April 24, 2020 // CBR website URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27833/forecast_200424 .pdf

7. Feigin V.I., Braginsky O.B., Zabolotsky S.A., Kukushkin I.G., Mayevsky A.V., Maslennikov N.I., Rykov Yu.G. Research of the state and prospects of oil and gas processing, oil and gas chemistry in the Russian Federation / M .: Econ-Inform, 2011. S .: 475-482, 573-580. S. 607-629.

8. List of individual spheres of activity most affected by the worsening situation in connection with the spread of a new coronavirus infection, for providing priority targeted support // Website of the Ministry of Economic Development of Russia URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.economy.gov.ru/material/file/be6cf04db17a6caed 6bfa9fd97684d7b /26032020.pdf

9. Draft Federal Law "On Amendments to the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation", ID 02/04 / 10-19 / 00096347

10. Babinchuk V.R. Research of the global petrochemical industry // Innovative Science №10 / 2018, p. 31-36.

11. Braginsky O.B. Oil and gas complex of the world. Moscow: Oil and Gas, 2006.S. 491-511.

12. Avanyan E.A., Smirnova V.A., Halova G.O. Problems and prospects of Russian oil and gas companies in the Central Asian region: monograph / E. A. Avanyan, V. A. Smirnova, G. O. Halova; Russian state un-t of oil and gas them. I. M. Gubkin. Moscow, 2010.

О Ш

m x

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.