Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ЭПОХА ЦИФРОВИЗАЦИИ / РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВЫЕ ГАДЖЕТЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Дарья Валерьевна, Сабирова Эльвира Гильфановна

Цифровизация стала основной тенденцией современной жизни. Цифровые технологии проникают во все сферы человеческой жизни. Нововведения затронули и жизнедеятельность подрастающего поколения. Целью работы является описание влияния цифровизации на процесс развития младшего школьника. Авторы предлагают рекомендации родителям по развитию детей в эпоху цифровизации. Результаты данного исследования могут быть интересны родителям и учителям младших школьников, а также студентам педагогических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR PARENTS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE ERA OF DIGITALIZATION

Digitalization has become the main trend of modern life. Digital technologies penetrate all spheres of human life. Innovations have also affected the life of the younger generation. The purpose of the work is to describe the impact of digitalization on the development process of a younger student. The authors offer recommendations to parents on the development of children in the era of digitalization. The results of this study may be of interest to parents and teachers of younger schoolchildren, as well as students of pedagogical directions.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

www.volsu.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ==

UDC 37.01 Submitted: 23.03.2022

LBC 74.2 Accepted: 25.05.2022

RECOMMENDATIONS FOR PARENTS ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE ERA OF DIGITALIZATION

Darya V. Avdeeva

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation

Elvira G. Sabirova

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation

Abstract. Digitalization has become the main trend of modern life. Digital technologies penetrate all spheres of human life. Innovations have also affected the life of the younger generation. The purpose of the work is to describe the impact of digitalization on the development process of a younger student. The authors offer recommendations to parents on the development of children in the era of digitalization. The results of this study may be of interest to parents and teachers of younger schoolchildren, as well as students of pedagogical directions.

Key words: the era of digitalization, recommendations for parents, development, digital gadgets, younger schoolchildren.

УДК 37.01 Дата поступления статьи: 23.03.2022

ББК 74.2 Дата принятия статьи: 25.05.2022

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Дарья Валерьевна Авдеева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация

Эльвира Гильфановна Сабирова

о

<n Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация

l-i

^ Аннотация. Цифровизация стала основной тенденцией современной жизни. Цифровые технологии § проникают во все сферы человеческой жизни. Нововведения затронули и жизнедеятельность подрастающе-ig го поколения. Целью работы является описание влияния цифровизации на процесс развития младшего школьника. Авторы предлагают рекомендации родителям по развитию детей в эпоху цифровизации. Результаты pqr данного исследования могут быть интересны родителям и учителям младших школьников, а также студентам ЧД педагогических направлений.

S Ключевые слова: эпоха цифровизации, рекомендации для родителей, развитие, цифровые гаджеты,

ч младшие школьники. и

Введение

В конце 1990-х гг. в мире стали говорить о новых технологиях, цифровой экономике, в это же время в России стали появляться первые мобильные телефоны. Спустя несколько лет Интернет становится привычным для нас явлением и проникает во все сферы жизни человечества. Происходит цифровизация общества. Обратимся к термину «цифровизация» -это применение современных цифровых технологий во всех сферах жизни человека. Использование цифровых технологий в образовании требует не только новых навыков от школьников, но и другого подхода к организации образовательного процесса [5].

Методы и задачи

Современная система образования подвластна влиянию перемен общества, однако многие учителя школ считают, что цифрови-зация в образовании не более чем «мимолетная модная тема» и надолго это явление в образовательном процессе не задержится. Эксперты НИУ ВШЭ считают иначе и выделили 7 основных задач обучения школьников в эпоху цифровизации в России, которые нужно решать [3], включая: развитие материальной образовательной инфраструктуры; использование цифровых программ; изменение моделей учебного заведения; повышение цифровых педагогических навыков преподавателей [3].

Анализ

Хотим отметить, что для эффективной цифровизации образования в России следует решать все 7 задач одновременно для достижения высокого результата [3].

Как и в любом процессе, в цифровиза-ции образования выделяются плюсы и минусы. Рассмотрим плюсы цифровизации:

1. Приучение ребенка к самостоятельности. (В данном случае школьник сам тянется к новым знаниям, следовательно, система подразумевает больше самостоятельной работы у ребенка, чтобы он прикладывал свои усилия и интересовался той или иной темой. Исключая излишнее внимание педа-

гога, школьник добьется более высоких результатов).

2. Использование электронных учебников и пособий. (В компьютере или на планшете школьник может хранить все учебники и не напрягать свое тело сильной физической нагрузкой, когда приносит учебники каждый день в школу).

3. Облегчение работы педагогов. (В цифровой системе обучения учитель задает направление, по которому стремятся развиваться ученики).

4. Шаг в будущее. (Внедрение цифрови-зации в образовательный процесс поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире, сформирует необходимые навыки работы с цифровыми устройствами [6]).

Рассмотрим минусы цифровизации образовательного процесса:

1. Риск отрицательного результата.

2. Отсутствие творчества у школьника (Использование электронных версий быстро надоедает ребенку и есть вероятность привыкания к такому «сухому» виду повествования).

3. Снижение умственной активности (В таком случае у школьника не будет потребности мыслить самостоятельно, когда есть доступ в Интернет).

4. Плохая социализация (Уровень социализации школьника значительно снижается при использовании информационных ресурсов системы).

5. Возникновение проблем, связанных с физическим развитием школьника (Изменение физиологии пальцев, а следовательно ухудшение мелкой моторики, ухудшение зрения, может измениться строение костей, суставов и мышц).

6. Функция педагога (Цифровизация образования может выйти на новый уровень и тогда учителей заменят роботы и виртуальные системы [6]).

Результаты

Рассмотрев все вышеперечисленные аспекты, мы предлагаем рекомендации родителям по развитию младших школьников в эпоху цифровизации, а именно использование

20

ЛНшт magister. 2022. Т. 22. № 1

D. V. Avdeeva, E. G. Sabirova. Recommendations for Parents on the Development of Children

гаджетов как средство обучения, а не развлечения [1]:

1. Ребенок старается наблюдать за родителями и часто подражает им, родителям нужно показывать личный пример в обучении на основе гаджетов.

2. Выбирать гаджеты для ребенка нужно в соответствии с возрастными особенностями.

3. Совместное изучение и использование развивающих приложений, платформ.

4. Совместное изучение и использование приложений для изучения иностранного языка, чтения электронных книг.

5. Совместное изучение и использование специальных приложений для обработки видео, создания мультфильмов.

6. Контролировать времяпрепровождения ребенка за гаджетами, чтобы у ребенка не возникало проблем со сном, допускать его к гаджетам максимум за 3 часа до сна [2; 4].

Заключение

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что цифровизация общества - это процесс, который начался еще в ХХ веке. С каждым днем цифровые устройства становятся неотъемлемой частью современного общества. Преимущества цифровых устройств могут быть значительными только при умеренном и правильном использовании. Цифровизация образовательного процесса положительно влияет на развитие и формирование многих навыков младшего школьника: логическое мышление, наглядно-образное мышление, критическое мышление, повышают мотивацию в обучении и др. Однако стоит не забывать, что личное общение с семьей, сверстниками, друзьями и учителями играет важную роль и способствует его здоровому развитию.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. 12 советов для воспитания детей в эпоху цифровых технологий. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://helpforheart.org/12-sovetov-dlya-vospitaniya-detej-v-epoxu-cifrovyx-texnologij/ (дата обращения: 06.12.2021). - Загл. с экрана.

2. Консультация для родителей «Ребенок и гад-жеты». - Электрон. текстовые дан. - Режим досту-

па: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/11/17/konsultatsiya-dlya-roditeley-rebenok-i-gadzhety (дата обращения: 06.12.2021). -Загл. с экрана.

3. Семь задач цифровизации российского образования. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/ 5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 06.12.2021). - Загл. с экрана.

4. Современные дети и гаджеты. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://umnazia.ru/ blog/all-articles/sovremennye-deti-i-gadzhety (дата обращения: 06.12.2021). - Загл. с экрана.

5. Технологии цифровизации в России - настала эпоха перемен. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://center2m.ru/digitalization-technologies (дата обращения: 06.12.2021). - Загл. с экрана.

6. Цифровизация образования - основные плюсы и минусы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy (дата обращения: 06.12.2021). - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. 12 sovetov dlya vospitaniya detey v epokhu tsifrovykh tekhnologiy [12 Tips for Raising Children in the Digital Age]. URL: https://helpforheart.org/12-sovetov-dlya-vospitaniya-detej-v-epoxu-cifrovyx-texnologij (accessed 6 December 2021).

2. Konsultatsiya dlya roditeley «Rebenok i gadzhety» [Consultation for Parents "Child and Gadgets"]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/11/17/konsultatsiya-dlya-roditeley-rebenok-i-gadzhety (accessed 6 December 2021).

3. Sem zadach tsifrovizatsii rossiyskogo obrazovaniya [Seven Tasks of Digitalization of Russian Education]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (accessed 6 December 2021).

4. Sovremennyye deti i gadzhety [Modern Children and Gadgets]. URL: https://umnazia.ru/blog/ all-articles/sovremennye-deti-i-gadzhety (accessed 6 December 2021).

5. Tekhnologii tsifrovizatsii v Rossii - nastala epokha peremen [Digitalization Technologies in Russia - the Era of Change has Come]. URL: https:// center2m. ru/digitalization-technologies (accessed 6 December 2021).

6. Tsifrovizatsiya obrazovaniya - osnovnyye plyusy i minusy [Digitalization of Education - the Main Pros and Cons]. URL: https://plusiminusi.ru/ cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy (accessed 6 December 2021).

Information About the Authors

Darya V. Avdeeva, Student, Head of the Student Scientific Society "Formula of Success", Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Martin Mezhlauka St, 1, 420021 Kazan, Russian Federation, darua-avdeeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0709-0681

Elvira G. Sabirova, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Primary Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Martin Mezhlauka St, 1, 420021 Kazan, Russian Federation, sabirovaelli@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1546-9237

Информация об авторах

Дарья Валерьевна Авдеева, студент, руководитель студенческого научного общества «Формула успеха», Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Мартына Межлаука, 1, 420021 г. Казань, Российская Федерация, darua-avdeeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0709-0681

Эльвира Гильфановна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Мартына Межлаука, 1, 420021 г. Казань, Российская Федерация, sabirovaelli@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1546-9237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.