Научная статья на тему 'Рекомбинантная форма Tert Hansenula polymorpha обладает ограниченной обратнотранскриптазной активностью'

Рекомбинантная форма Tert Hansenula polymorpha обладает ограниченной обратнотранскриптазной активностью Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
272
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Naturae (русскоязычная версия)
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
PubMed
Ключевые слова
ТЕЛОМЕРАЗНАЯ ОБРАТНАЯ ТРАНСКРИПТАЗА / РЕКОМБИНАНТНЫЕ БЕЛКИ / ТЕРМОТОЛЕРАНТНЫЕ ДРОЖЖИ HANSENULA POLYMORPHA

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Смекалова Е. М., Петрова О. А., Зверева М. Э., Донцова О. А.

Теломераза рибонуклеопротеидный комплекс, функция которого состоит в синтезе теломер, повторяющихся последовательностей, локализованных на концах эукариотических хромосом. Теломераза поддерживает стабильность генома эукариотических клеток за счет репликации концов хромосом. Структурно-функциональные исследования теломеразного комплекса существенно затрудняет сложность получения основной каталитической субъединицы теломеразы в рекомбинантной форме. В представленном сообщении описан метод выделения теломеразной обратной транскриптазы термотолерантных дрожжей Hansenula polymorpha, экспрессированной в клетках Escherichia coli. Функциональный тест на субстрате, моделирующем взаимодействие теломеразной РНК и теломеры, показывает, что полученный белок обладает ограниченной обратнотранскриптазной активностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомбинантная форма Tert Hansenula polymorpha обладает ограниченной обратнотранскриптазной активностью»

УДК 500-599.57.088

Рекомбинантная форма TERT Hansenula polymorpha обладает ограниченной обратнотранскриптазной активностью

Е. М. Смекалова*, О. А. Петрова, М. Э. Зверева, О. А. Донцова

Химический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, 1, стр. 3 *Е-mail: [email protected] Поступила в редакцию 09.12.2011 г.

РЕФЕРАТ Теломераза - рибонуклеопротеидный комплекс, функция которого состоит в синтезе теломер, повторяющихся последовательностей, локализованных на концах эукариотических хромосом. Теломераза поддерживает стабильность генома эукариотических клеток за счет репликации концов хромосом. Структурно-функциональные исследования теломеразного комплекса существенно затрудняет сложность получения основной каталитической субъединицы теломеразы в рекомбинантной форме. В представленном сообщении описан метод выделения теломеразной обратной транскриптазы термотолерантных дрожжей Hansenula polymorpha, экспрессированной в клетках Escherichia coli. Функциональный тест на субстрате, моделирующем взаимодействие теломеразной РНК и теломеры, показывает, что полученный белок обладает ограниченной обратнотранскриптазной активностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА теломеразная обратная транскриптаза, рекомбинантные белки, термотолерантные дрожжи Hansenula polymorpha.

ВВЕДЕНИЕ

Теломераза представляет собой рибонуклеопротеидный комплекс, функция которого состоит в синтезе теломер - расположенных на концах хромосом повторяющихся последовательностей,неспособных реплицироваться с помощью механизма классической репликации. Теломераза активна в клетках, способных к неограниченному делению, таких, как половые и стволовые клетки, а также в большинстве (85%) типов злокачественных опухолей. Предполагается, что ингибирование каталитической функции теломеразы приведет к прекращению поддержания длины теломер, что отменит безграничный репликативный потенциал опухолевых клеток. Все это позволяет считать теломеразу универсальной мишенью для создаваемых противоопухолевых средств [1]. Основные компоненты теломеразы - белок, теломеразная обратная транскриптаза (ТЕИТ) и теломеразная РНК, по матрице которой осуществляется синтез теломерной последовательности [2]. Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются при изучении теломеразы, состоит в низкой стабильности ее каталитической субъединицы, выделяемой в рекомбинантной форме [3]. Отсутствие данных о структуре теломеразы не позволяет провести докинг известных веществ с целью поиска потенциальных эффекторов этого фермента, а невозможность выделения полно-

размерной функциональной теломеразной обратной транскриптазы препятствует тестированию взаимодействий фармакологических агентов с мишенью. Единственная полноразмерная теломеразная обратная транскриптаза, которую к настоящему времени удалось выделить и закристаллизовать, это TERT Tribolium castaneum [4]. Отличительная особенность этого белка состоит в отсутствии N-концевого домена, характерного для других теломеразных обратных транскриптаз. Получены данные о структуре N-концевого домена теломеразной каталитической субъединицы Tetrahymena thermophila и ее РНК-связывающего домена [2, 5].

Использование термофильных организмов часто более перспективно для структурно-функционального изучения белков, так как они имеют более компактную пространственную организацию, что способствует стабилизации в растворе. Ранее мы идентифицировали теломеразную обратную транскриптазу термотолерантных дрожжей Hansenula polymorpha (hpTERT) и впервые показали, что hpTERT можно экспрессировать в клетках Escherichia coli и выделить рекомбинантный белок [6]. Нами разработан метод эффективного выделения hpTERT H. polymorpha, экспрессированного в E. coli. Мы использовали экспрессионные конструкции, позволяющие получить каталитическую субъединицу

теломеразы с различными аффинными метками либо на N-, либо на С-конце белка. Показано, что оптимальным для экспрессии и выделения hpTERT является вектор pET30aTEV, в котором открытая рамка считывания кодирует hpTERT с 6His- и S-тагами с N-конца. Мы провели тест, который подтвердил наличие обратнотранскриптазной активности у полученного белка, что доказывает его пригодность для функциональных и структурных исследований. Мы считаем, что данное сообщение будет полезно не только исследователям теломеразы, но и всем, кто сталкивался с проблемой получения рекомбинантных белков, нестабильных в растворимой форме.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Клонирование гена hpTERT в различные экспрессионные системы

Ген hpTERT клонировали с использованием следующих праймеров: 1) BamH1a/E2 - 5'-aaggatccaaggtt-tgatcagtatgttgatga-3', и E2/Pst1/Rev - 5'-tttctgcag-ttagaatgctttaagaagcga-3' - для получения плазмиды pCDF, где hpTERT слит с 6His-тагом с N-конца;

2) Nco1E2Fwd - 5'-aaaaaccatgggaaggtttgatcagtatgt-tgat-3', и E2Sal1Rev - 5'-tttttgtcgac gaatgctttaagaagc-gaac-3' - для получения pET33b+, где hpTERT слит с 6His-тагом с С-конца; 3) HpET30F - 5'-gacggagctc-gaattttattagaatgctttaagaagcgaac-3', и HpET30S - 5'-gt-attttcagggcgccatgaggtttgatcagtatgttgat-3' - для получения плазмиды pET30aTEV, где hpTERT слит с 6His- и S-тагами с N-конца. Плазмида pET30aTEV любезно предоставлена Даниелой Родэс (Кембридж, MRC LMB, Великобритания). Секвенирование ДНК проводили с помощью набора реактивов ABI PRISM® BigDye™ Terminator v. 3.1 с последующим анализом продуктов реакции на автоматическом секвенаторе Applied Biosystems 3730 DNA Analyzer.

Выделение и очистка рекомбинантного hpTERT

Клетки E. coli штамма BL21DE3, трансформированного плазмидой pCDF_hpTERT, либо pET33b_hpTERT, либо pET30_hpTERT, растили при 37°С до оптической плотности 0.1 — 0.3 (OD600), после чего индуцировали экспрессию белка 0.1 мМ изопропилтио-Р^-галактозидом (IPTG) и инкубировали при перемешивании в течение 12-16 ч при 16°С. Клетки собирали центрифугированием при 5000 об/мин и замораживали в жидком азоте, разрушали с помощью дисмембратора (2000 об/мин, 2 раза по 30 с), что способствовало меньшей денатурации белка в процессе выделения. Разрушенные клетки ресуспендировали в буфере А: 50 мМ NaH2PO4 (pH 7), 200 мМ NaCl, 10% глицерин, 10 мМ Р-меркаптоэтанол, 0.05% Tвин-20. Клеточный де-

брис отделяли с помощью центрифугирования при 15000 об/мин в течение 20 мин. Затем инкубировали клеточный лизат с Ni-NTA-агарозой в течение 30 мин при 4°С, аффинный сорбент отделяли от не-связавшейся фракции белков центрифугированием при 3000 об/мин с последующим декантированием супернатанта. Ni-NTA-агарозу промывали трижды буфером А, содержащим 50 мМ имидазол. Белок hpTERT, связавшийся с аффинным сорбентом, элюировали буфером А с 300 мМ имидазолом.

При проведении дополнительной очистки с помощью ионообменной хроматографии на SP-сефарозе препарат, полученный на предыдущем этапе, разбавляли до суммарной концентрации солей 150 мМ, добавляли предварительно уравновешенную в буфере Б (50 мМ NaH2PO4 (pH 7), 100 мМ NaCl, 10% глицерин, 10 мМ Р-меркаптоэтанол, 0.05% Твин-20) SP-сефарозу (~1 мл на 5 мл лизата) и инкубировали смесь в течение 30 мин при 4°С. Затем промывали буфером, содержащим 50 мМ NaH2PO4, 200 мМ NaCl, 10% глицерин, 10 мМ Р-меркаптоэтанол, 0.05% Твин-20. Связавшуюся фракцию белков смывали градиентом концентрации NaCl (0.1-1 М) в аналогичном буфере. В полученный образец добавляли глицерин (до 30%), замораживали в жидком азоте и хранили при -80°С.

Проверка функциональности очищенного hpTERT в системе in vitro

Тест на функциональность hpTERT проводили в системе, содержащей 50 мМ Tрис-HCl, 1 мМ DTT (ди-тиотреитол), 1 мМ спермидин, 50 мкМ dCTP, 5 мкМ субстрат (использовали РНК-олигонуклеотид 5'-cgc-caccccgccaccc-3', ДНК-олигонуклеотиды 5'-cgccac-cccgccaccc-3', 5'-ggcgggcggggtg-3'), 3.75 мкМ [a-32P]-dGTP (800 Ки/ммоль), 5 мкМ hpTERT. Дуплексы (ДНК-ДНК либо ДНК-РНК) формировали предварительно отжигом соответствующих олигонуклеотидов. Реакция продолжалась в течение 30 мин при 37°С, после чего смесь обрабатывали протеиназой K (0.3 мг/мл) и переосаждали в спирте. Продукты реакции разделяли с помощью гель-электрофореза в 15% денатурирующем полиакриламидном гене (ПААГ). Радиоактивный сигнал детектировали с помощью системы Phosphorimager.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖдЕНИЕ

Ген белка hpTERT клонировали под T7-промотор в три различные системы экспрессии с целью последующего выделения белка из клеток E. coli:

1) pCDF с 6His-тагом на N-конце белка hpTERT,

2) pET33b+ с 6His-тагом на С-конце белка hpTERT,

3) pET30aTEV с 6His- и S-тагами на N-конце белка hpTERT. Подобное расположение тагов с разных сто-

Л

100

85

70

60

50

40

pCDF_hpTERT_N

116

60

45 35 25

116

60

45

35

25

pET33b+_hpTERT_C

pET30aTEV_hpTERT

Рис. 1. Результаты экспрессии и аффинного выделения рекомбинантной теломеразной обратной транскриптазы H. polymorpha из клеток E. coli, трансформированных различными генно-инженерными конструкциями. Л -hpTERT в векторе pCDF с 6His-тагом на N-конце белка; Б - hpTERT в векторе pET33b+ с 6His-тагом на С-конце белка; В - hpTERT в векторе pET30aTEV с 6His- и S-тагами на N-конце белка. Образцы клеток до и после индукции экспрессии IPTG, а также образец элюции hpTERT с Ni-NTA-агарозы проанализировали методом электрофореза в 10% ПААГ в денатурирующих условиях. Положение зоны, соответствующей hpTERT, отмечено стрелкой.

рон белка обусловлено возможностью сворачивания концов аминокислотной цепи внутрь белковой глобулы, с чем может быть связано снижение эффективности аффинной хроматографии. S-таг представляет собой небольшую последовательность (4 кДа), которая может использоваться для стабилизации белков в растворе. Экспрессию белков индуцировали IPTG, белки очищали с помощью металл-хелатной хроматографии на №-ПТА-агарозе. Результаты выделения белков, экспрессированных с использованием различных конструкций, представлены на рис. 1. hp-ТЕИТ детектируется во всех образцах, элюированных с №-ПТА-агарозы. Это говорит об успехе выбора термотолерантных дрожжей в качестве источника каталитической субъединицы теломеразы. Однако при использовании векторов pCDF и рЕТ33Ь+ и при расположении тага как с П-, так и с С-конца (рис. 1А,Б), вместе с целевым белком на смоле выделяется значительное количество примесей. Нужно отметить, что соотношение целевой белок-примеси лучше при использовании конструкции рЕТ33Ь+ с 6His-тагом на С-конце белка, что, скорее всего, отражает закрытую ориентацию П-концевой области hpTЕRT. Выделение белка с использованием S-тага (конструкция pЕT30aTЕV) дает принципиально лучший результат (рис. 1В). Очевидно, что хорошо структурированный небольшой П-концевой S-таг значительно повышает стабильность растворимой формы белка. Белок был выделен и дополнительно очищен с помощью ионообменной хроматографии на SP-сефарозе (рис. 2). Конечные характеристики полученного белкового препарата - концентрация 5

170

130

100

70

55

40

35

16

Рис. 2. Экспрессия, выделение и очистка рекомбинантной hpTERT, полученной из клеток E. coli, трансформированных вектором pET30aTEV_hpTERT. Дорожки 1 и 2 - белки суммарных клеточных лизатов E. coli до и после индукции IPTG. Образец в дорожке «hpTERT » соответствует белковому препарату, полученному с помощью дополнительной очистки посредством аффинной хроматографии на Ni-NTA-агарозе и ионообменной хроматографии на SP-сефарозе. Анализ проводили методом электрофореза в 10% ПААГ в денатурирующих условиях.

мг/мл, выход - 5 мг/л клеточной культуры E. coli, содержание примесей не более 1%.

Функциональность полученного белка мы подтвердили с помощью сконструированной нами in vitro-системы. Теломеры H. polymorpha состоят из 18-23 повторов (5'-GGGTGGCG-3') [7]. На основании этих данных можно предположить состав матричного участка теломеразной РНК и смоделировать ДНК-олигонуклеотид, представляющий теломеру. Таким образом, система содержала очищенную рекомбинантную каталитическую субъединицу теломеразы; субстрат, представляющий собой гибридный

Б

В

1

2

3

Л

5'

РНК

а

і

с с gcggg

ДНК

Субстрат РНК/ДНК/

ДНК ДНК ДНК

hpTERT

+ - + - + -

с с g с і

5'

1 2 3 4 5 6

Б

Рис. 3. Проверка функциональной активности hpTERT, выделенной из клеток E. coli, трансформированных вектором pET30aTEV_hpTERT. А - Схема РНК-ДНК-дуплекса, используемого в качестве субстрата для hpTERT в реакции обратной транскрипции; Б — продукты реакции с участием hpTERT (добавление белка в реакционную смесь обозначено «+», те же компоненты без добавления белка обозначены «-» над рисунком) и различных субстратов (тип субстрата указан над рисунком) проанализированы методом электрофореза в 15% ПААГ в денатурирующих условиях. Для визуализации продуктов удлинения ДНК-олигонуклеотида в реакционной смеси присутствует [a-32P]dGTP. Зона, соответствующая по подвижности исходному ДНК-олигонуклеотиду, отмечена стрелкой. Отсутствие явных продуктов удлинения ДНК-олигонуклеотида во всех дорожках, кроме первой, свидетельствует о получении активной hpTERT в растворимой форме.

РНК-ДНК-дуплекс со свободным З'-концом (рис. 3А); смесь нуклеотидов, в которой для визуализации удлинения олигонуклеотида использовали [a-32P]dGTP. В качестве контроля использовали аналогичный ДНК-ДНК-дуплекс либо одноцепочечную теломе-разную ДНК. Поскольку каталитическая субъединица теломеразы является обратной транскриптазой, такие субстраты не могут использоваться hpTERT для удлинения. Кроме того, каждую реакцию проводили в присутствии и в отсутствие hpTERT (рис. 3Б). На дорожке 1 (рис. 3Б) можно наблюдать специфичный сигнал, соответствующий присоединению dGTP к ДНК-олигонуклеотиду в РНК-ДНК-дуплексе. Эта зона отсутствует в системах с другими субстратами и в отсутствие белка, что исключает участие полимераз E. coli в данной реакции. ДНК-РНК-дуплекс, используемый в реакции, спланирован таким образом, что теоретически в этой системе возможно присоединение трех нуклеотидов. Сигналы, соответствующие присоединению второго и третьего нуклеотидов, можно также видеть на дорожке 1 рис. 3Б, однако их интенсивность намного ниже. Скорее всего, это связано с отсутствием в системе полноразмерной теломераз-ной РНК, необходимой для реконструкции теломераз-ной активности in vitro. Тем не менее присоединение даже одного нуклеотида говорит о наличии у белка специфичной обратнотранскриптазной активности и о сохранении им функциональной структуры.

Таким образом, конструкция pET30aTEV с hpTERT, где 6His- и S-аффинные таги расположены

с N-конца белка, может быть использована для получения рекомбинантной функциональной каталитической субъединицы теломеразы H. polymorpha. Это открывает новые возможности для определения структуры теломеразной обратной транскриптазы и изучения механизма ее работы.

Мы благодарим Даниелу Родэс (MRC LMB, Кембридж, Великобритания) за предоставленную плазмиду pET30aTEV.

Работа поддержана Министерством образования и науки РФ (P1390 № 02.740.11.07.06, 16.512.11.2108) и Российским фондом фундаментальных исследований (гранты № 11-04-01310-а и 11-04-12051-ofi-m-2011, ПНР 5.13).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Zvereva M.I., Shcherbakova D.M., Dontsova O.A. // Biochemistry (Mosc.). 2010. V. 75. № 75. P. 1563-1583.

2. Wyatt H.D., West S.C., Beattie T.L. // Nucl. Acids Res. 2010.

V. 17. № 38. P 5609-5622.

3. Jacobs S.A., Podell E.R., Wuttke D.S., Cech T.R. // Protein Sci. 2005. V. 8. № 14. P 2051-2058.

4. Gillis A.J., Schuller A.P., Skordalakes E. // Nature. 2008.

V. 7213. № 455. P. 633-637.

5. Jacobs S.A., Podell E.R., Cech T.R. // Nat. Struct. Mol. Biol. 2006. V. 3. № 13. P. 218-225.

6. Smekalova E.M., Petrova O.A., Zvereva M.I., Dontsova O.A. // CSHL meeting «Telomeres&telomerase». 2009. P 161.

7. Sohn J.H., Choi E.S., Kang H.A., Rhee J.S., Rhee S.K. // J. Bacteriol. 1999. V. 3. № 181. P. 1005-1013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.