Научная статья на тему 'Рекламные тексты в научно-образовательной сфере (к проблеме междискурсивных взаимодействий)'

Рекламные тексты в научно-образовательной сфере (к проблеме междискурсивных взаимодействий) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
686
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Денисова Наталья Владимировна

Обсуждается проблема взаимопроникновения стратегий научного, образовательного и рекламного дискурсов в определенных типах текстов, приводится описание и сравнение дискурсивных свойств текстов рекламных буклетов вуза, рекламных текстов сайтов вузов, грантовых предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promotional texts in the field of science and education (on the problem of interaction of different discourse types)

The article deals with the question of how characteristics of different types of discourse correlate in certain texts. We are specifically interested in how characteristics of scientific, educational and advertising discourse are reflected in the texts of advertising booklets of universities, grant proposals and in promotional texts on university sites.

Текст научной работы на тему «Рекламные тексты в научно-образовательной сфере (к проблеме междискурсивных взаимодействий)»

Н.В. Денисова

РЕКЛАМНЫЕ ТЕКСТЫ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ (К ПРОБЛЕМЕ МЕЖДИСКУРСИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ)

Обсуждается проблема взаимопроникновения стратегий научного, образовательного и рекламного дискурсов в определенных типах текстов, приводится описание и сравнение дискурсивных свойств текстов рекламных буклетов вуза, рекламных текстов сайтов вузов, грантовых предложений.

Актуальность дискурсивных исследований в современном языкознании вызвана стремлением ученых определить, каким образом внеязыковые факторы влияют на реализацию языка в речи. При существовании многочисленных интерпретаций термина «дискурс» наиболее универсальным является определение дискурса как «связного текста в совокупности с экстралингвис-тическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами» [1. С. 136137]. В данном определении подчеркиваются социолингвистические признаки, базовыми из которых считаются цель, основные участники и сфера общения. На основании выделенных признаков различают политический, юридический, педагогический, религиозный, деловой, рекламный, спортивный, научный и другие типы дискурсов. Общей характеристикой перечисленных типов дискурсов является их институциональ-ность, так как они определяются вариантами сложившихся в обществе социальных институтов, в пределах которых общение строится в соответствии с нормами данного социума. Однако выделенные дискурсы не существуют изолированно. В литературе неоднократно отмечались факты их взаимопроникновения [2-4].

В центре данного исследования находится проблема взаимодействия дискурса рекламы с образовательным и/или научным дискурсами. Несмотря на то что по основообразующим параметрам (базовая пара участников, цель и сфера общения) эти типы дискурса на первый взгляд не имеют точек соприкосновения, в работе выдвигается предположение о возможности их взаимодействия в определенных типах текстов, что обусловлено тем, что в настоящее время образование стало одним из объектов рекламирования.

Исследование проводится на материале текстов (1) буклетов вузов, рекламирующих образовательные услуги университетов1, (2) текстов приветствий ректоров и текстов об университете общего характера, содержащихся на официальных сайтах вузов2, а также (3) текстов грантовых программ Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Магистерской/аспирантской программы Фулбрайт, включающих в себя объявления,

3

условия и инструкции для участия в конкурсе .

Определим системообразующие параметры образовательного, научного и рекламного дискурсов и проанализируем отмеченные тексты на основании выделенных параметров.

Опираясь на выделенные В.И. Карасиком основные параметры дискурса: цель, участники, хронотоп, ценности, стратегии, типичные жанры, особенности языкового употребления [5. С. 241], а также учитывая его тематическую доминанту, охарактеризуем образовательный, научный и рекламный дискурсы.

Целью образовательного дискурса является социализация нового члена общества, при этом получение профессиональных знаний и квалификации выходит на первый план. Основными участниками общения являются студент и преподаватель. Их общение в основном происходит непосредственно, в учебных аудиториях, однако письменный экзамен, проверка курсовых, дипломных работ, дистанционное обучение подразумевают разные виды и элементы опосредствованного общения. Среди ценностных установок, свойственных данному дискурсу, можно выделить ценности качественного образования, наличие специальностей, необходимых для удовлетворения современных запросов общества и каждого человека в отдельности. Ценность обучения по востребованной специальности сформировалась в современном обществе в связи с установлением рыночной экономики, когда, с одной стороны, заказ общества обусловливает востребованность тех или иных специальностей, с другой - престижная профессия и карьерный рост являются одним из основных приоритетов каждой личности. К основным коммуникативным стратегиям, характеризующим данный дискурс, относятся: контактоустанавливающая, информативная, объясняющая, оценочная, контролирующая, со действующая и организующая. Образовательный дискурс представлен такими типичными речевыми жанрами, как урок, лекция, семинар, экзамен. Тематической доминантой образовательного дискурса является набор учебных дисциплин в зависимости от специальности. Языковые особенности образовательного дискурса в первую очередь проявляются в использовании средств научно-учебного и научно-популярного функционального подстиля.

Основное предназначение научного дискурса заключается в решении научной проблемы. Базовыми участниками научного общения являются исследователи, диалог которых может осуществляться в устной и письменной формах. Таким образом, общение ученых может быть непосредственным, а также носить опосредствованный характер. К общепринятым ценностям в научной среде относятся уважение к фактам, беспристрастность в поиске истины, точность в формулировках, ясность мышления. Базовые коммуникативные стратегии научного дискурса - информативная, аргументативная, оценочная. Типичными жанрами научного дискурса являются научная статья, монография, диссертация, научный доклад, стендовый доклад, рецензия, реферат, тезисы. Основная тема научного дискурса - научные проблемы различного характера. Особенность языкового воплощения научного дискурса проявляется в использовании средств научного стиля.

По мнению Л.А. Кочетовой [6], основными являются следующие характеристики рекламного дискурса. Реклама нацелена на продажу товара или услуги. Отношения участников рекламного дискурса определяются как отношения агента и клиента. Хронотоп рекламного дискурса характеризуется опосредствованным во времени и пространстве общением участников. Основной ценностью рекламного дискурса в современном индустриальном обществе является ценность «потребления». К базовым видам стратегий относятся: контактоустанавливающая, информативная, воздействующая, оценочная, аргументативная, контролирующая (регулирующая действия адресата). Прототипическим жанром рекламного дискурса принято считать объявление. Основная тема рекламного дискурса - достоинства предлагаемой услуги или товара. Отличительной чертой языка рекламы является использование языковых ресурсов различных стилей.

Перечисленные характеристики образовательного и научного дискурсов свидетельствуют о том, что цель, участники, стратегии, ценности, жанры научного дискурса имеют место в образовательном дискурсе, так как обучение в вузе традиционно предполагает приобретение основных навыков научной деятельности. Сопоставление образовательного, научного и рекламного дискурсов также позволяет обнаружить наличие некоторых общих коммуникативных стратегий (информативная, аргументативная). Подчеркнем, однако, что они служат реализации разных целей: получению высшего образования, поиску истины, продаже товаров или услуг соответственно.

Обратимся к текстам, рекламирующим «продукты» научно-образовательной деятельности с целью показать сложность переплетения дискурсов и языковых механизмов их взаимодействия.

Анализируемые тексты имеют целью: (1), (2) создать положительный образ университета, повлиять на выбор абитуриентов: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) — один из ведущих вузов Российской Федерации (ТУСУР); Знаменитыми выпускниками факультета являются А.И. Камов — всемирно-известный конструктор вертолетов, А.А. Капелюшников — разработчик турбобура... (ТПУ); (3) предоставить информацию о конкурсах на финансирование научных проектов (РГНФ) или финансировать обучение, научное исследование (Фулбрайт), дать указания и требования по поводу участия в конкурсах: Магистерская/аспирантская программа Фулбрайт предоставляет гранты на 2006—2007 академический год выпускникам российских вузов и аспирантам в области искусств, гуманитарных и общественных наук. (Фул-брайт); В конкурсе могут принимать участие проекты российских ученых, постоянно проживающих и работающих на территории Российской Федерации (РГНФ).

По основному признаку - целеполаганию - тексты буклетов и сайтов относятся к рекламному дискурсу: Высшая школа бизнеса — это: Школа бизнеса № 1 в университете № 1 с библиотекой № 1. Приходите к нам учиться! (ТГУ). Тексты грантов РГНФ и Фул-брайт, согласно обозначенной цели, относятся к деловому дискурсу, представляют собой официальные документы, что непосредственно отражается в тексте:

В соответствии с Уставом РГНФ при публикации обязательно упоминание о финансовой поддержке данных исследований Фондом с указанием номера проекта. (РГНФ). Тем не менее некоторое проявление характеристик рекламного дискурса наблюдается в тексте магистерской программы Фулбрайт, а именно в той части, где перечисляются приобретения победителей конкурса: В грант включена ежемесячная стипендия, ограниченная медицинская страховка и оплата транспортных расходов (Фулбрайт).

В качестве адресанта и адресата сообщений выступают: (1) университет как социальный институт - абитуриенты; (2) университет или ректор - абитуриенты; (3) научный фонд - коллективы ученых и отдельные ученые, Фонд Фулбрайт - специалисты с высшим образованием и аспиранты. Яркой особенностью данных текстов является то, что адресантом выступает не индивидуальное лицо, а социальный институт, организация, в том числе и тогда, когда рассказ ведется от лица ректора, представляющего этот институт в качестве его главы. Адресат сообщения представляет собой конкретные личности как представители социальных групп, объединенные общими интересами (абитуриенты, ученые, специалисты с высшим образованием). Выделенные типы участников общения относятся, с одной стороны, к представителям образовательного и научного дискурса. Тем не менее характер их отношений изменяется, поскольку изменяется цель общения. Так, адресанты сообщений - представители сферы образования и науки (преподаватели и ученые), сохраняя за собой данный статус, дополнительно берут на себя роль администраторов, чиновников. Получатели сообщений - абитуриенты, ученые, аспиранты - одновременно являются либо клиентами образовательных учреждений, либо деловыми партнерами в сфере науки. Двойственная роль участников дискурса, а также двойственная цель их общения, приводит к синкретизму языковых стратегий и языковых средств, используемых в анализируемых текстах.

Поскольку данные тексты размещены на бумажном носителе или в электронном виде, коммуникация адресанта и адресата сообщений является дистантной и опосредствованной.

Проследим влияние выделенных дискурсивных целей на ценностные установки и коммуникативные стратегии, реализуемые в данных текстах.

К наиболее важным ценностным установкам в данных текстах мы относим: (1), (2) востребованность специальности в обществе: Количество запросов на молодых специалистов ежегодно в 2-3 раза превышает количество выпускников. (ТПУ); качественное образование: Более 60 процентов профессорско-

преподавательского состава - доктора, кандидаты наук, профессора, доценты. В институте преподают известные юристы, экономисты-практики, психологи, культурологи. (Национальный институт имени Екатерины Великой); современные информационные технологии: Информационные технологии, используемые в учебном процессе, позволяют студентам ТУСУРа более рационально использовать свое время. (ТУСУР); владение иностранными языками: На протяжении всего периода обучения студенты изучают иностран-

ный язык по углубленной программе. Обязательным условием является изучение одной специальной дисциплины на иностранном языке. (ТПУ); международное сотрудничество: Сегодня ТУСУР имеет соглашения о сотрудничестве с университетами и организациями США, Великобритании, Германии, Франции и других стран. (ТУСУР); научная деятельность: На физикотехническом факультете студенты проходят обучение и выполняют исследовательские работы по планам Научно-образовательного центра «Физика и химия высокоэнергетических технологий»... (ТГУ); успешная карьера: Гусельников Григорий, выпускник 1996 г. Вице-президент БИН-банка (г. Москва); Хлупин Роман, выпускник 1996 г. Директор по аналитике и финансовому моделированию инвестиционной компании (г. Нью-Йорк); Ерофеев Егор, выпускник 2001 г. Главный специалист отдела инвестиционных программ региональной энергетической комиссии Томской области. (ТПУ); конкурентоспособность: Я смело могу сказать, что являюсь конкурентным специалистом международного масштаба (ТПУ); (3) участие в конкурсе по финансированию исследовательских проектов: Фонд приглашает молодых ученых активнее принимать участие в конкурсах. (РГНФ).

Таким образом, ценностные установки, выделенные в текстах буклетов и сайтов вузов, типичные для образовательного дискурса, в данном случае являются объектом рекламирования. Ценность участия в конкурсах соотносит тексты грантовых программ с характеристиками рекламного дискурса, поскольку результатом победы в конкурсе является финансовая поддержка проекта.

В исследуемых текстах выделяются следующие коммуникативные стратегии: (1), (2) контактоустанавливающая: Абитуриент! Декан и коллектив преподавателей и сотрудников ЕНМФ приглашают тебя в число своих студентов!; Абитуриенту 2006! Уважаемые друзья! (ТПУ); Дорогие ребята! (СПбГУ); информативная: В рамках Болонского процесса наши студенты проходят стажировки в Голландии, Америке, Германии. (ТГУ); Знания, полученные у нас, помогли нашим выпускникам стать директорами и главными инженерами заводов, министрами, депутатами Государственной думы, председателями правления акционерных обществ, академиками, докторами и кандидатами наук. (ТПУ); оценочная: Специальность «Промышленность и гражданское строительство» аттестована международной экспертной комиссией Международного института инженеров-строителей (Великобритания). (ТГАСУ); контролирующая: Документы, представляемые абитуриентами в приемную комиссию: заявление (по единой форме); документ государственного образца о среднем общем образовании, среднем или высшем образовании; 4 фотографии (3 х 4 см)... (Национальный институт имени Екатерины Великой); аргументативная: В условиях создания в Томске особой экономической зоны самые востребованные специалисты - это маркетологи (ТГУ); Комплексная подготовка, знание иностранного языка, активная научно-исследовательская деятельность дают возможность выпуснику кафедры иметь перспективную интересную высокооплачиваемую работу (ТПУ); (3) информативная: Российский гуманитарный науч-

ный фонд (РГНФ) объявляет конкурсы научных проектов 2006 г. по следующим областям знаний гуманитарных наук; Гранты по программе Фулбрайт выдаются обычно на период от 9 до 12 месяцев начиная с августа-сентября; контролирующая: Срок представления отчета по конкурсу «г» - 1 месяц после завершения научного мероприятия, но не позднее 15 декабря 2006 г. (РГНФ); Все участники конкурса обязаны немедленно оповещать отборочную комиссию об изменении контактной информации, а также своего академического статуса или дальнейших учебных/научных планов, произошедших после подачи документов на конкурс. (Фулбрайт.)

Каждая из перечисленных стратегий соответствует вышеназванным целям дискурсов. Информативная и аргументативная стратегии в текстах буклетов и сайтов вуза реализуется таким образом, чтобы сосредоточить внимание адресата на результате использования предлагаемой услуги. Оценочная стратегия данных текстов направлена на освещение достоинств предоставляемых образовательных услуг и их преимуществ перед другими сходными услугами. Информативная и контролирующая коммуникативные стратегии текстов грантовых программ обусловлены целью дискурса - сообщить об открытии конкурса и условиях участия в нем.

Тематика данных текстов определяется сферой их функционирования - образовательным и научным дискурсами, следовательно, в них освещаются: (1), (2) преимущества получения образовательных услуг в том или ином вузе, востребованность специальностей; (3) условия участия в конкурсах на финансирование исследовательской деятельности. Характеризуя данный параметр, снова обратим внимание на текстовое преломление характеристик разных дискурсов: рекламного, поскольку перечисляются преимущества услуг с целью повлиять на выбор адресата; образовательного, поскольку речь идет об образовательных услугах; делового, т.к. речь идет об информировании по поводу участия в конкурсе, научного, поскольку конкурс ведется по финансированию научной деятельности.

Сложный дискурсивный характер анализируемых текстов определяет специфическое использование языковых средств.

Лексика научного и образовательного дискурсов, употребляемая в текстах рекламных буклетов, сайтов вузов и грантовых программ, выполняет информационную функцию, т.к. используется без оценочных эпитетов: экзамен, практика, тестирование, бакалавр, магистр, диплом, плазменная обработка металлов, принципы построения и программирования микропроцессорных систем, юриспруденция, аэрофотогеодезия, баллистика, технология деревообработки, этнография, психология.

Рекламный характер анализируемых текстов, обусловленный коммуникативной целью привлечь внимание абитуриента и повлиять на его действия, формируется использованием следующих языковых средств: 1) оценочных прилагательных, всегда имеющих положительную коннотацию: выдающиеся выпускники,

удачная карьера, передовой технический вуз страны, традиционное классическое образование (ТПУ); потрясающий спектр знакомств (СПбГУ); 2) метафор,

также имеющих положительную коннотацию: Добровольными пленниками становятся выпускники университета; Санкт-Петербургский университет - вершина, достойная стремления (СПбГУ); 3) кратких запоминающихся слоганов: Учись! У нас дешевле, чем у жизни! (Высшая школа бизнеса ТГУ); Via est vita: Дорога - это жизнь (Дорожно-строительный факультет ТГАСУ); Вековые традиции - современные технологии (РГГУ); Сила имени моего вам не изменит... Екатерина II (Национальный институт имени Екатерины Великой); 4) призывами: Для этого вам нужно окончить Санкт-Петербургский университет... (СПбГУ); Дерзайте и вы, уважаемые абитуриенты 2005 года! Иркутский классический университет ждет вас! (ИГУ); Приходите к нам, и вы сможете добиться таких же блестящих результатов на своем жизненном пути! (ТПУ).

В отличие от текстов буклетов и сайтов университетов, для грантовых программ характерной является опора на языковые ресурсы делового стиля: 1) стандартные обороты, характерные для деловой документации: Фонд ответственности не несет. Информация... строго конфиденциальная... (РГНФ); ...в обязательном порядке (Фулбрайт); 2) настоящее время глаголов, так называемое настоящее предписания: ...совет Фонда считает приоритетной в 2006 г. тему «Изменяющаяся Россия». Фонд оплачивает... (РГНФ); Рекомендованные на третьем туре кандидаты в обязательном порядке сдают экзамены... По результатам первого и второго туров отбирают тех, кто рекомендуется на получение гранта... (Фулбрайт); 3) отыменные предлоги: ввиду, в целях, в случае (РГНФ,

Фулбрайт); 4) отглагольные существительные: заполнение, финансирование, выполнение, рассмотрение (РГНФ); зачисление, получение, проведение, потеря, несоблюдение (Фулбрайт).

Итак, в изучаемых текстах проявляются коммуникативные характеристики нескольких типов дискурса, что отражается в особенностях их языкового воплощения. Тексты рекламных буклетов и сайтов вузов сочетают в себе характеристики рекламного, образовательного и научного дискурсов. По основному дискурсивному параметру - целеполаганию - данные тексты относятся к рекламному дискурсу. Цель рекламного дискурса определяет в свою очередь выбор соответствующих коммуникативных стратегий и ценностных установок. Двойственность функций, выполняемых адресантом (преподаватель ~ агент) и адресатом (абитуриент ~ клиент), соотносит данные тексты как с образовательным, так и с рекламным дискурсом. Тематика текстов определяет выбор лексики, типичной для сферы образования, а также употребление терминов научного дискурса. В отличие от рекламных текстов сайтов и буклетов, тексты грантовых предложений находятся на пересечении научного, образовательного, делового и в меньшей степени рекламного дискурса. На основании реализованной дискурсивной цели и стратегий они относятся к сфере деловой коммуникации. Пересечение характеристик делового и научного дискурсов обусловлено особенностями ролевых функций адресанта и адресата и темой их общения. В ценностных установках тексты грантовых предложений проявляют влияние рекламного дискурса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Томского политехнического университета (ТПУ), Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ), Томского государственного университета (ТГУ), Национального института им. Екатерины Великой.

2 Томского политехнического университета, Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Иркутского государственного университета (ИГУ).

■* Российский гуманитарный научный фонд. Конкурсы 2006; Магистерская/аспирантская программа Фулбрайт 2006-2007.

ЛИТЕРАТУРА

1. АрутюноваН.Д. Дискурс. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 2000.

2. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000.

3. Карасик ВИ. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. С. 5-20.

4. СилантьевИ.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. Новосибирск: НГУ, 2004. Вып. 7. С. 98-123.

5. Карасик ВИ. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.

6. КочетоваЛ.А. Лингвокультурные характеристики английского рекламного дискурса: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1999. Статья представлена научной редакцией «Филология» 25 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.