Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 91
Научная статья УДК 93/94
doi: 10.17223/19988613/91/7
Рекламная политика газет «Восточное обозрение» и «Сибирский вестник»
Илья Денисович Филонов
Томский государственный университет, Томск, Россия, [email protected]
Аннотация. Долгожителями сибирской периодической печати конца XIX - начала XX в. являлись газеты «Восточное обозрение» и «Сибирский вестник». В настоящей статье сравнивается рекламная политика двух газет. Дается ее характеристика, а также приводится ряд доказательств в пользу того, что политика редакций двух противостоящих друг другу изданий «Сибирский вестник» и «Восточное обозрение» в области рекламы была схожа по многим параметрам, даже несмотря на то, что цели представителей печатных органов значительно различались.
Ключевые слова: периодическая печать, реклама, Сибирь, Восточное обозрение, Сибирский вестник, Н.М. Яд-ринцев, Е.В. Корш, В.П. Картамышев, областничество
Для цитирования: Филонов И.Д. Рекламная политика газет «Восточное обозрение» и «Сибирский вестник» // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91. С. 66-72. doi: 10.17223/19988613/91/7
Original article
The advertising policy of the newspapers "Eastern Outlook" and "Siberian Bulletin"
Ilya D. Filonov
Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The newspapers «Siberian Bulletin» and «Eastern Outlook» were among the brightest representatives of the Siberian periodicals of the late XIX - early XX centuries. Representatives of these publications had special views on the further development of Siberia. In addition, the print media in question were known for their complex relationships. Since its foundation, the «Siberian Bulletin of Politics, Literature and Public Life» has been in a situation of controversy with the regional «Eastern Outlook». The combination of these factors had a noticeable impact on the editorial policy of the two publications. Their representatives sought to choose materials for the press in such a way as to simultaneously defend certain political views and respond to their opponents from other newspapers.
This article compares the advertising policy of the «Siberian Bulletin» and the «Eastern Outlook». The study provides its characteristics, as well as provides a number of evidence in favor of the fact that the policy of the editorial offices of two opposing publications in the field of advertising was similar in many respects, even though the goals of the representatives of the press were significantly different.
The materials of the two publications under consideration were used as the main source for writing the research paper. Special attention was paid to the block with advertisements in each of the newspaper issues.
The text of the article contains a description of the relationship between representatives of the two newspapers, as well as examples of the most notable advertisements. The characteristic of the artistic techniques used in advertising is given. As a result of the research work, it was concluded that both editorial offices sought at the beginning of their activities to attract advertisers whose offers would be useful to readers, but later representatives of both periodicals changed their policy and began to attract more advertisers, which affected the actual composition of advertising blocks and filled them with ads of an exclusively commercial nature.
Keywords: periodical press, advertisement, Siberia, Eastern Outlook, Siberian Bulletin, N.M. Yadrintsev, E.V. Korsh, V.P. Kartamyshev, regionalism
For citation: Filonov, I.D. (2024) The advertising policy of the newspapers "Eastern Outlook" and "Siberian Bulletin". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 91. pp. 66-72. doi: 10.17223/19988613/91/7
Газеты «Сибирский вестник» и «Восточное обозрение» - одни из ярчайших сибирских периодических изданий конца XIX - начала XX в. Представителям данных изданий были свойственны особые взгляды на дальнейшее развитие Сибири. Кроме того, рассматрива-
емые печатные органы были известны своими сложными взаимоотношениями. «Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни» с момента своего основания находился в ситуации полемики с областническим «Восточным обозрением». Совокупность данных
© И.Д. Филонов, 2024
факторов оказала заметное влияние на редакционную политику двух изданий. Их представители стремились выбирать материалы для печати таким образом, чтобы одновременно отстаивать определенные политические взгляды и отвечать своим оппонентам из других газет.
Предметом настоящей статьи является политика представителей газет «Сибирский вестник» и «Восточное обозрение» по вопросам рекламы.
Ввиду отсутствия сохранившихся архивных данных, по которым можно судить о конкретных решениях представителей газет по вопросам размещения рекламы, обзор рекламной политики в указанном контексте возможен благодаря непосредственному изучению рекламных разделов «Сибирского вестника» и «Восточного обозрения». На основании содержания номеров газет можно составить представление о порядке подбора рекламодателей представителями печатных органов. Таким образом, рекламная политика в контексте настоящего исследования - это совокупность действий редакций газет, направленных на подбор рекламодателей, соответствующих определенным требованиям печатных органов. У представителей «Сибирского вестника» и «Восточного обозрения» взгляды на то, какую рекламу можно допускать к публикации, в разные годы отличались.
Актуальность темы исследования определяется ростом в обществе интереса к визуальной истории на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Этот феномен получил название «визуальный поворот». По версии С.А. Ушакина, в своей ранней форме визуальный поворот наметился еще в первые десятилетия существования советского государства как попытка новой власти сформировать собственную, отличную от предшествующей культуру [1]. В современном виде визуальный поворот сложился в науке и философии в конце XX в. Его формирование сопровождалось развитием новой междисциплинарной области - «визуальных исследований» [2]. Тема визуальной рекламы в сибирской периодической печати изучалась достаточно часто, однако исследования по данной теме касались общих вопросов и были направлены на выявление закономерностей в рекламной политике местных изданий. Подробно в рамках данной темы изучен лишь ряд официозных газет. Среди авторов можно выделить В.В. Шевцова [3], Н.В. Жилякову [4. С. 96-110], С.В. Малых [5. С. 86-91], Ю.Л. Манд-рика [6] и др. При этом рекламная политика редакций «Сибирского вестника» и «Восточного обозрения» требует дальнейшего изучения.
В настоящем исследовании были использованы методы контент-анализа и структурного анализа. Метод контент-анализа привлекался для описания содержания рекламных объявлений и их визуальной составляющей. Структурный анализ использовался при рассмотрении структуры рекламных блоков: их общего объема, а также объема относительно остального текста в каждом номере газеты. В ходе работы были фронтально просмотрены номера «Восточного обозрения» и «Сибирского вестника», из которых подробно проанализировано 97 номеров «Сибирского вестника» за 1885-1906 гг. и 82 номера «Восточного обозрения» за 1882-1892 гг. Именно данные номера послужили материалом для
настоящего исследования, поскольку в остальных выпусках газет одни и те же рекламные объявления могли перепечатываться на протяжении целого года или даже нескольких лет, а потому подробный анализ всех просмотренных номеров не имеет особой научной значимости. Таким образом, акцент в исследовании был сделан на отдельные наиболее показательные экземпляры газетных номеров для их подробного изучения. Также было проанализировано 25 номеров «Московских ведомостей» в промежутке 1903-1904 гг., 10 первых номеров газеты «Сибирская жизнь» за 1903 г.
Редакторские составы обеих газет уделяли большое внимание публикации критики в адрес друг друга. Открывающая статья в самом первом номере «Сибирского вестника» содержала негативные оценки идей сибирского областничества [Ошибка! Источник ссылки не найден.. С. 1-3]. Представители редакции «Восточного обозрения» уделяли «Сибирскому вестнику» меньше внимания и стремились сухо реагировать на выпады его представителей в свой адрес. Тем не менее нередко конфликт с «Сибирским вестником» также занимал первые полосы в «Восточном обозрении». Показательным примером этого является № 6 газеты «Восточное обозрение» за 1886 г., в котором представители редакции объяснили причины участия в полемике с «Сибирским вестником» [7. С. 1-2].
«Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни» - газета, издававшаяся в Томске с 16 мая 1885 г. до декабря 1905 г. Издателем и официальным редактором газеты являлся томский адвокат В.П. Картамышев, а с № 87 1886 г. - его жена М.Ф. Кар-тамышева. Фактическим же редактором газеты в 18851887 гг. был ссыльный столичный адвокат Е.В. Корш. В редакцию газеты также входили другие представители сибирской ссыльной интеллигенции. С 1895 г. редактором был Г.В. Прейсман, с 1903 г. - А.А. Грациа-нов, с 1 марта 1905 г. - М.Н. Загибалов и Н.Н. Соин. «Сибирский вестник» неоднократно критиковал представителей власти, за что подвергался цензуре. За подобную критику в адрес губернатора В.Н. Азанчевского-Азанчеева газета была закрыта в 1905 г. [8]
Представители газеты «Сибирский вестник» выступали по многим вопросам с праволиберальных позиций. Редакция газеты положительно оценивала реформы «царя-либерала» Александра II [7. С. 2], преобразования в сфере женского образования [10. С. 2] и выступала за увеличение числа рабочих сфер, в которых были бы заняты женщины [11. С. 1]. При этом представители газеты нередко участвовали в конфликтах с другими сибирскими периодическими изданиями и их коллективами. Чаще всего под критику «Сибирского вестника» попадали издания либеральной направленности. Посредством такой критики представители газеты стремились сделать общественную дискуссию в Сибири более интенсивной.
Газета «Сибирский вестник» претендовала на то, чтобы занять особое место в медийном поле Сибири между официозными провластными изданиями и изданиями с ярко выраженной либеральной спецификой. «Сибирский вестник» критиковал местные либеральные областнические издания «Сибирская газета» и
«Восточное обозрение» за их излишний радикализм. Действия официальных властей также нередко привлекали к себе критику со стороны представителей рассматриваемого периодического издания [12. С. 2].
Представители «Сибирского вестника» не имели значительных политических амбиций и зачастую были даже мало связаны с Сибирью. Например, двое редакторов газеты - Е.В. Корш и М.Н. Загибалов - попали в Сибирь в результате ссылки. Редакторы газеты позиционировали ее лишь как один из инструментов в руках гражданского общества. При этом цели и задачи газеты в общих вопросах совпадали с позицией официальной власти, а потому их достижение не требовало наличия у представителей издания значительных амбиций.
Важным вопросом здесь является то, была ли у редакции газеты «Сибирский вестник» своя определенная рекламная политика. Для состава рекламного блока издания была свойственна определенная динамика, и его состав изменялся с ходом времени. Если в начале существования печатного органа рекламный блок занимал в каждом номере менее половины последней страницы (а иногда даже менее четверти), то после 1894 г. реклама стала печататься на первой и последней страницах одновременно и занимала значительное место в газете. В издании печаталась реклама частных лиц о продаже имущества [13. С. 4]. В газете также публиковались объявления о поиске работы: «Ищу место <... > экономки или кассирши» [14. С. 4]. В «Сибирском вестнике» печатали и некоммерческие объявления, с которых редакция не получала прямой прибыли, например объявления основателя газеты В.П. Картамы-шева: «Действительный студент В.П. Картамышев принимает на себя устную публичную защиту в судебных учреждениях по уголовным и гражданским делам» [15. С. 14]. Также в «Сибирском вестнике» печатались объявления о находке утерянных вещей [16. С. 4].
Реклама в ранних номерах «Сибирского вестника» редко была оформлена красочно. Чаще всего рекламные объявления выглядели как небольшие блоки с текстом внутри. Иллюстрации к рекламе появлялись в редких номерах газеты. Ближе к концу XIX в. реклама становилась все более дорогой, в ней росло количество иллюстраций. В качестве иллюстративного материала могли использоваться изображения товара, логотипы фирм, а также иные художественные средства выразительности, делающие рекламные объявления более примечательными для глаз читателя [17. С. 4]. Эта тенденция совпала со сменой руководства газеты с В.П. Картамы-шева на Г.В. Прейсмана. Появление более красочных объявлений свидетельствовало о привлечении к публикации в газете более состоятельных рекламодателей, которые могли позволить себе дополнительные услуги людей, занимавшихся дизайном.
Показательным примером является объявление от часового магазина Л.М. Миллера [18. С. 4]. В качестве продвигаемой продукции выступали аксессуары из золота, серебра, никеля и черных металлов: часы, очки, пенсне, брелоки, бинокли. Текст объявления был заключен в рамку, на углах которой располагались нарисованные руки, указывавшие на многочисленные надписи «Часы». Символ руки, направляющей указательный
палец куда-либо, встречался и в других объявлениях из того же номера газеты, а также в иных печатных изданиях (например, в «Московских ведомостях»). Другим примечательным объявлением была реклама музыкальных инструментов от И.Ф. Мюллера. Она занимала небольшой объем, и на ней были изображены четыре гнома-музыканта. Текст плотно помещался в рамку и содержал информацию об адресе магазина и его преимуществах перед конкурентами. Из-за миниатюрного размера некоторые слова в тексте объявления были сокращены: «Всякого рода и лучш. качества ре-ком. в громадном выборе». Еще одно рекламное объявление в этом номере газеты было заключено в рамку из ромбовидных символов и содержало большую иллюстрацию станка с подписью внизу: «Трехвальный станок новейшей конструкции». В рекламе продвигались услуги «Мельнично-строительной конторы Г. Да-верио». Помимо большой иллюстрации объявление включало значительный объем текста, в котором объяснялся принцип работы вальцовых станков.
Некоторые состоятельные рекламодатели «Сибирского вестника» также публиковали свои объявления в газетах других российских городов. Таким рекламодателем являлось уже упоминавшееся московское предприятие по производству музыкальных инструментов И.Ф. Мюллера. Параллельный анализ газеты «Московские ведомости» позволяет сделать вывод, что объявления И.Ф. Мюллера в разных печатных изданиях значительно отличались. В № 3 от 1903 г. «Московских ведомостей» содержалось красочное объявление о продаже роялей и пианино [19. С. 6]. В рекламе использовались разные шрифты, вензеля, узоры растений, изображения музыкальных инструментов и людей. В другом выпуске от того же года содержалась реклама граммофонов от фирмы И.Ф. Мюллера [20. С. 8]. Для нее также было характерно разнообразие средств художественной выразительности. Она содержала изображение древнегреческой женщины с рупором. Объявления от данного предприятия были самыми большими в рекламном блоке «Московских ведомостей». В «Сибирском вестнике» реклама данного производителя выглядела совсем иначе. Объявление того же рекламодателя от 1904 г. содержало лишь изображение женщины и рояля, а также ограниченный перечень шрифтов [21. С. 4]. На фоне остальных объявлений из этого номера реклама роялей И.Ф. Мюллера имела незначительный размер. Вместе с тем изображение женщины и рояля было похоже на то, которое использовалось в рекламе в газете «Московские ведомости». Наиболее вероятно, что у таких рекламодателей, как И.Ф. Мюллер, был индивидуальный подход к каждой рекламной площадке. Для разных печатных изданий создавались различные варианты объявлений, которые затем рассылались по редакциям газет. Также различия во внешнем виде объявлений могут объясняться разницей в полиграфических возможностях редакций разных изданий.
Существовали и абсолютно идентичные объявления одного и того же рекламодателя, размещенные в сибирских изданиях и газетах европейской России. Таким стала реклама лекарства Санталь Миди, опубликованная
в номере «Сибирского вестника» от 1903 г. [22. С. 4] и в «Московских ведомостях» от того же года [20. С. 8].
Сравнительный анализ рекламы в «Сибирском вестнике» и других газетах Сибири, в частности в «Сибирской жизни», показывает, что объявления одних и тех же рекламодателей в газетах одного региона в один и тот же период времени могли различаться по содержанию. Например, в «Сибирской жизни» от 6 июня 1903 г. располагалось объявление, продвигающее магазин посуды Е.А. Осипова [23. С. 4]. Оно также сообщало о смене адреса магазина. Для объявлений данного предприятия была характерна рамка с особым ромбовидным узором по краям. В № 119 «Сибирского вестника» от 6 июня 1903 г. находилась реклама этой же фирмы [24. С. 4]. Содержание объявлений по общему смыслу было идентичным, также была сохранена ромбовидная рамка по краям. Однако внутри была совсем иная верстка, из-за которой реклама отличалась от той, что была опубликована в газете «Сибирская жизнь».
В сибирских газетах были и абсолютно идентичные объявления. И в «Сибирском вестнике», и в «Сибирской жизни» публиковалась одинаковая реклама лекарства Санталь Миди. В «Сибирском вестнике» от 1900 г. [25. С. 4] и в «Сибирской жизни» от того же года [26. С. 4] располагалась идентичная реклама вина Сен-Рафаэль.
Для газеты «Восточное обозрение, которая будет рассмотрена далее, характерны все те же особенности размещения рекламы. Фирмы сами рассылали по разным газетам свои варианты рекламных объявлений. Иногда эти варианты могли различаться или быть абсолютно одинаковыми в разных печатных изданиях. Роль редакций газет в данной ситуации сводилась к тому, что они должны были не только привлекать рекламодателей к своей деятельности, но и выбирать из всей совокупности рекламных предложений наиболее выгодные или более соответствующие их взглядам, в том числе и взглядам на дальнейшее развитие Сибири.
В начале существования газеты крупные фирмы-рекламодатели почти не покупали у «Сибирского вестника» места для размещения своих объявлений. Основными рекламодателями, с которых газета могла получать заметный доход, были представители местных малых и средних предприятий. Значительная часть публиковавшихся объявлений не могла приносить заметный доход. На пять первых номеров за 1887 г. приходится в сумме 64 рекламных объявления. Из них 13 объявлений - реклама бакалейных, гастрономических и бытовых товаров. 42 - объявления с информацией о культурной жизни Томска (половина из них -некоммерческие). Остальные 9 объявлений - это вакансии и объявления о продаже личного имущества.
В более поздних номерах газеты, публиковавшихся в 1890-е гг., стала появляться реклама крупных фирм. Среди таких рекламодателей были производители вальцовых машин и музыкальных инструментов [27. С. 4], сейфов премиум качества и дорогостоящих роялей [28. С. 4], часов из американского золота и посуды из элитных материалов [29. С. 4], швейных машин Зингер и др.
В «Сибирском вестнике» были и постоянные рекламодатели, объявления которых периодически пуб-
ликовались в издании на протяжении нескольких лет. Примером такого рекламодателя является фирма «Рояли и пианино В.Ф. Шмидта». Рекламные объявления данного производителя можно найти в номерах как от 1896 г. [30. С. 4], так и от 1904 г. [31. С. 4]
На основе проведенного анализа редакторской политики «Сибирского вестника» можно сделать вывод о низкой доходности рассматриваемой газеты в ранние годы своего существования. В годы руководства газетой В.П. Картамышева представители издания не стремились или, что более вероятно, не могли привлечь рекламодателей и дополнительное финансирование. После 1894 г. реклама в газете стала более прибыльной, поскольку начала занимать больше объема, а также пополнилась крупными фирмами-рекламодателями. Остросоциальный характер издания при этом сохранился.
Издание «Сибирский вестник» не отличалось особой рекламной политикой. Для рекламного блока газеты была свойственна естественная динамика развития: низкая доходность в первые годы и более высокая в последующие. Наличие большого количества малоприбыльной рекламы в первые несколько лет существования «Сибирского вестника» может объясняться тем, что молодое издание еще не успело заработать достаточной известности, и поэтому крупные рекламодатели избегали его или вовсе не были осведомлены о его существовании. Для рекламы в первых номерах печатного органа характерно стремление к коммерциализации, поскольку она состояла из объявлений, относившихся к разным категориям. В рекламе «Сибирского вестника» нельзя выделить те или иные общие характерные черты. Она носила дифференцированный характер.
Все указанные факты могут свидетельствовать о том, что представители издания принимали любые предложения рекламы, поступавшие в редакцию. В ранние годы таких предложений было немного, а те, которые имелись, поступали от небольших фирм и редакций других печатных изданий. Описанная выше реклама от главного редактора «Сибирского вестника» В.П. Картамышева также не имела под собой стремления к продвижению определенных идей, а лишь предлагала юридические услуги и, таким образом, была направлена на получение прибыли.
«Восточное обозрение» (1882-1906) - частное издание, основанное Н.М. Ядринцевым в Санкт-Петербурге, а с 1 января 1888 г. - в Иркутске, где редакторами газеты были В.А. Ошурков, Д.А. Клеменц, А.Н. Ушаков, И.Г. Шешунов, И.И. Попов, И.С. Фатеев. В газете часто публиковались материалы, посвященные научному изучению Сибири. Редакторский состав газеты стоял на позициях сибирского областничества, что отразилось в ее деятельности. Постепенно Н.М. Ядринцев отходил от работы над изданием новых номеров газеты, что сказалось на спаде накала полемики между «Сибирским вестником» и «Восточным обозрением». Газета была навсегда закрыта в январе 1906 г. [8. С. 165-166].
«Восточное обозрение» и его представители имели значительные политические амбиции, поскольку в своих основных целях областники нередко противоречили
официальным властям. По задумке редакторов, газета «Восточное обозрение» должна была способствовать развитию сибирского гражданского общества и формированию общественного запроса на улучшение положения Сибири, а также на ее автономизацию [32. С. 1]. Задачи областников по достижению этих целей редко совпадали с желаниями официальных властей.
Амбициозность представителей «Восточного обозрения» выразилась в стремлении проводить свою рекламную политику в особом ключе. В первые годы существования издания его представители старались привлекать рекламодателей, чьи объявления были посвящены другим периодическим изданиям или недавно опубликованным книгам. Таким образом, рекламные объявления носили исключительно просветительский характер. Основными рекламодателями в выпусках за 1882 г. являлись другие печатные издания. В рекламном блоке последнего номера газеты данного года содержались объявления, посвященные таким изданиям, как «Волжский вестник», «Орловский вестник», «Воронежский телеграф», газета «Ваза», «Художественный журнал», «Детский отдых», «Иллюстрированный мир», «Здоровье», «Неделя» [33. С. 21-24]. Единственным объявлением, которое не было посвящено другим периодическим изданиям, являлась реклама книги «Картины Африки и Азии». В газете также встречалась некоммерческая реклама областнической литературы, которая должна была продвигать идеи владельцев «Восточного обозрения» о колониальном статусе Сибири и необходимости автономизации сибирского региона. В частности, в № 30 от 1882 г. в рекламный блок попала реклама книги главного редактора «Восточного обозрения» Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония» [34. С. 16].
Описанное выше отсутствие какой-либо рекламы, посвященной продвижению товаров и услуг, не может объясняться простым отсутствием спроса на размещение такого рода объявлений в «Восточном обозрении». Наиболее вероятно, так проявлялась рекламная политика редакции, заключавшаяся в попытке удержать ее в рамках определенных политических или общественно важных целей.
Однако подобная политика представителей газеты продлилась недолго, и уже через несколько лет в издании постепенно стала появляться реклама других видов товара. В 1883 г. наряду с продвижением других газет и некоммерческой рекламой книги Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония» в «Восточном обозрении» начинает появляться реклама частных предприятий и магазинов. Например, в № 24 от 1883 г. содержится объявление, продвигавшее омский магазин учебных книг и пособий «С.Г. Александрова и бр. Смородиновых» [35. С. 16]. Стала появляться реклама от частных лиц. В № 38 от 1883 г. содержится объявление студента томского университета о поиске учителя для изучения древних языков [36. С. 16]. В том же номере опубликовано объявление о сдаче в аренду крупных промышленных предприятий: винокуренного, водочного и пивоваренного заводов в Ташкенте. Несмотря на нововведения в разделе с рекламой, подавляющее большинство объявлений в период до 1886 г. все же
можно отнести к категории общественно-полезных, что подтверждает гипотезу о наличии у представителей «Восточного обозрения» определенных взглядов на то, какой должна быть реклама в их периодическом издании. На протяжении 1886-1887 гг. в газете, помимо рекламы других изданий и книг, а также публичных лекций, публиковались красочные объявления о продаже уникальных фонарей [37. С. 16] и услугах страхования [38. С. 15]. Возрастает коммерческая составляющая в области рекламной политики «Восточного обозрения». Наблюдается отход от старой рекламной стратегии редакции.
С 1888 г. ситуация значительно изменилась. Теперь в «Восточном обозрении» помимо просветительской рекламы появлялось большое количество объявлений иного характера. Например, в числе рекламируемых товаров и услуг были шоколад, венские стулья, косметические принадлежности, рояли К.М. Шредера, часы, банковские услуги (данная реклама часто встречалась и в «Сибирском вестнике») и услуги зубного врача [39. С. 13-16]. В 1888 г. уже меньше половины всех объявлений были посвящены литературе, образовательным услугам и продвижению иных социально-значимых элементов культурной жизни Сибири. С течением времени коммерциализация рекламной политики «Восточного обозрения» становилась все более заметной. К 1895 г. коммерческой рекламы стало так много, что на последних страницах газеты из-за нехватки свободного места появился вертикальный блок с небольшими текстовыми объявлениями. На протяжении 1889-1906 гг. сохранялся баланс в структуре рекламных блоков: 1/4 -недорогие объявления частных лиц, 1/4 - реклама журналов, книг, газет, выставок, спектаклей и др., 2/4 -коммерческие объявления, приносившие большую часть дохода. С 1899 г. рекламный блок на первой странице стал расширяться, и к 1905 г. в некоторых номерах он занимал до одной страницы в начале.
Можно сделать промежуточный вывод, что со временем рекламная политика газеты изменила направление на привлечение как можно большей прибыли и большего числа рекламодателей. Тенденция к росту коммерческой направленности рекламной политики сохранялась вплоть до закрытия газеты в 1906 г.
На протяжении всего существования издания рекламные блоки занимали от 1/4 страницы до двух страниц. При этом в некоторых номерах издания реклама могла совсем не публиковаться. В первый год выпуска газеты объявления содержали лишь текст, рисунки встречались нечасто. В более поздних выпусках стали встречаться рисунки с изображением логотипов фирм, а также с изображением продвигаемого товара.
Вышеперечисленные факты могут свидетельствовать, что в первые годы своего существования печатное издание областников ставило перед собой задачу просвещения местной сибирской общественности. Реклама в «Восточном обозрении» рекомендовала своим читателям другие газеты, журналы, книги, а также просветительские проекты. С течением времени для покрытия затрат на издание газеты и иную деятельность областников приходилось привлекать все больше средств, а потому к публикации редакторы
издания стали допускать не только просветительскую и полезную для общества рекламу, но и рекламу товаров народного потребления, быта, а также различных услуг. Таким образом, просветительская рекламная политика «Восточного обозрения» сошла на «нет» после 1888 г.
В результате настоящего исследования была проанализирована рекламная политика редакций двух газет - «Сибирского вестника» и «Восточного обозрения». Был сделан вывод о том, что цели и задачи рассматриваемых печатных органов значительно различались. Единственные совпадения прослеживались по вопросам о развитии сибирского гражданского обще-
ства и развитии местного образования. Рекламная политика «Сибирского вестника» и «Восточного обозрения» также различалась по многим характеристикам. Так, у редакции «Сибирского вестника» фактически отсутствовала специализированная рекламная политика, а у представителей «Восточного обозрения» подобная политика прослеживалась в 1882-1888 гг. как попытка продвижения сугубо просветительских товаров и услуг. Однако с течением времени редакция «Восточного обозрения» отказалась от нее. Таким образом, после 1888 г. специфика в рекламной политике двух газет, рассмотренных в настоящем исследовании, перестает прослеживаться.
Список источников
1. Ушакин С.А. Медиум для масс - сознание через глаз: фотомонтаж и оптический поворот в раннесоветской России. М. : Музей современного
искусства «Гараж», 2020. 328 с.
2. Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного
университета. Сер. Философия. 2016. № 2. С. 16-27.
3. Шевцов В.В. Правительственная периодическая печать Сибири (вторая половина XIX - начало XX века). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016.
619 с.
4. Жилякова Н.В. Рекламная политика томских изданий конца XIX в // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2008.
№ 1 (2). С. 96-110.
5. Дамешек Л.М., Малых С.В. Реклама как источник изучения потребностей горожан Восточной Сибири в последней четверти XIX - начале
XX вв. // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2012. № 1. С. 86-91.
6. Мандрика Ю.Л. «Настоящее ядринцевское "Восточное обозрение"» // Петербург газетный, 1711-1917 : сб. / сост. Е. Сонина. Тюмень : Изд-во
Юрия Мандрики, 2009. С. 121-149.
7. Неудачная мистификация // Восточное обозрение. 1886. 6 фев.
8. Косых Е.Н., Яковенко А.В. Повременная печать Сибири (вторая половина XIX века - февраль 1917 г.) : сводный указатель периодических и
продолжающихся изданий. Томск : Ветер, 2011. 375 с.
9. От редакции // Сибирский вестник. 1885. 16 мая.
10. 1885 год для Сибири // Сибирский вестник. 1886. 1 января.
11. Безымянная заметка // Сибирский вестник. 1887. 21 окт.
12. Литературные очерки // Сибирский вестник. 1902. 15 дек.
13. Объявления // Сибирский вестник. 1894. 6 мая.
14. Объявления // Сибирский вестник. 1887. 10 июля.
15. Объявления // Сибирский вестник. 1885. 17 окт.
16. Объявления // Сибирский вестник. 1887. 11 фев.
17. Объявления // Сибирский вестник. 1896. 6 янв.
18. Объявления // Сибирский вестник. 1896. 18 апр.
19. Рояли и пианино // Московские ведомости. 1903. 3 янв.
20. Рекламный блок // Московские ведомости. 1903. 5 янв.
21. Объявления // Сибирский вестник. 1904. 4 янв.
22. Объявления // Сибирский вестник. 1903. 20 апр.
23. Рекламный блок // Сибирская жизнь. 1903. 6 июня.
24. Объявления // Сибирский вестник. 1903. 6 июня.
25. Объявления // Сибирский вестник. 1900. 2 мая.
26. Объявления // Сибирская жизнь. 1900. 11 янв.
27. Объявления // Сибирский вестник. 1896. 5 янв.
28. Объявления // Сибирский вестник. 1896. 13 янв.
29. Объявления // Сибирский вестник. 1898. 7 июля.
30. Музыкальный магазин В.Ф. Шмидт // Сибирский вестник. 1896. 17 фев.
31. Объявления // Сибирский вестник. 1904. 30 окт.
32. От редакции // Восточное обозрение. 1882. 1 апр.
33. Объявления // Восточное обозрение. 1882. 23 дек.
34. [Рекламный блок без заголовка] // Восточное обозрение. 1882. 21 окт.
35. Объявления // Восточное обозрение. 1883. 16 июня.
36. Объявления // Восточное обозрение. 1883. 22 сент.
37. Объявления // Восточное обозрение. 1886. 16 окт.
38. Объявления // Восточное обозрение. 1887. 12 марта.
39. Объявления // Восточное обозрение. 1888. 2 янв.
References
1. Ushakin, S.A. (2020) Medium dlya mass — soznanie cherez glaz: fotomontazh i opticheskiy povorot v rannesovetskoy Rossii [Medium for the Masses:
Photomontage and the Optical Turn in Early Soviet Russia]. Moscow: Muzey sovremennogo iskusstva "Garazh".
2. Ishchenko, E.N. (2016) "Vizual'nyy povorot" v sovremennoy kul'ture: opyty filosofskoy refleksii [A "Visual Turn" in Contemporary Culture: Experiments
in Philosophical Reflection]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filosofiya. 2. pp. 16-27.
3. Shevtsov, V.V. (2016) Pravitel'stvennaya periodicheskaya pechat' Sibiri (vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka) [Siberian Government Periodicals
(Second Half of the 19th - Early 20th Century)]. Tomsk: Tomsk State University.
4. Zhilyakova, N.V. (2008) Reklamnaya politika tomskikh izdaniy kontsa XIX v. [Advertising Policy of Tomsk Publications of the Late 19th Century].
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya — Tomsk State University Journal of Philology. 1(2). pp. 96-110.
5. Dameshek, L.M. & Malykh, S.V. (2012) Reklama kak istochnik izucheniya potrebnostey gorozhan Vostochnoy Sibiri v posledney chetverti XIX -
nachale XX vv. [Advertising as a source for studying the needs of Eastern Siberian townspeople in the last quarter of the 19th - early 20th centuries]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriya. 1. pp. 86-91.
6. Mandrika, Yu.L. (2009) Nastoyashchee yadrintsevskoe "Vostochnoe obozrenie" [The Real Yadrintsev's "Eastern Review"]. In: Sonin, E. (ed.) Peter-
burg gazetnyy, 1711—1917 [Petersburg of Newspapers, 1711-1917]. Tyumen: Yuriy Mandrika. pp. 121-149.
7. Sibirskiy vestnik. (1885a) Ot redaktsii [Editorial]. 16th May.
8. Vostochnoe obozrenie. (1886a) Neudachnaya mistifikatsiya [An Unsuccessful Hoax]. 6th February.
9. Kosykh, E.N. & Yakovenko, A.V. (2011) Povremennaya pechat' Sibiri (vtoraya polovina XIX veka — fevral' 1917 g.): svodnyy ukazatel'
periodicheskikh i prodolzhayushchikhsya izdaniy [Siberian periodicals (second half of the 19th century - February 1917): A consolidated index of periodicals and serials]. Tomsk: Veter.
10. Sibirskiy vestnik. (1886) 1885 god dlya Sibiri [1885 for Siberia]. 1st January.
11. Sibirskiy vestnik. (1887a) Bezymyannaya zametka [Anonymous note]. 21st October.
12. Sibirskiy vestnik. (1902) Literaturnye ocherki [Literary essays]. 15th December.
13. Sibirskiy vestnik. (1894) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 6th May.
14. Sibirskiy vestnik. (1887b) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 10th July.
15. Sibirskiy vestnik. (1885c) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 17th October.
16. Sibirskiy vestnik. (1887c) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 11th February.
17. Sibirskiy vestnik. (1896a) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 6th January.
18. Sibirskiy vestnik. (1896b) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 18th April.
19. Moskovskie vedomosti. (1903a) Royali i pianino [Grand Pianos and Upright Pianos]. 3rd January.
20. Moskovskie vedomosti. (1903b) Reklamnyy blok [Advertisements]. 5th January.
21. Sibirskiy vestnik. (1904) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 4th January.
22. Sibirskiy vestnik. (1903a) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 20th April.
23. Sibirskaya zhizn'. (1903) Reklamnyy blok [Advertisements]. 6th June.
24. Sibirskiy vestnik. (1903b) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 6th June.
25. Sibirskiy vestnik. (1900) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 2nd May.
26. Sibirskaya zhizn'. (1900) Ob"yavleniya [Advertisements]. 11th January.
27. Sibirskiy vestnik. (1896c) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 5th January.
28. Sibirskiy vestnik. (1896d) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 13th January.
29. Sibirskiy vestnik. (1898) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 7th July.
30. Sibirskiy vestnik. (1896e) Muzykal'nyy magazin V.F. Shmidt [V.F. Schmidt's music store]. 17th February.
31. Sibirskiy vestnik. (1904) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 30th October.
32. Vostochnoe obozrenie. (1882a) Ot redaktsii [Editorial]. 1st April.
33. Vostochnoe obozrenie. (1882b) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 23rd December.
34. Vostochnoe obozrenie. (1882c) [Non-classified advertisement]. 21st October.
35. Vostochnoe obozrenie. (1883a) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 16th June.
36. Vostochnoe obozrenie. (1883b) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 22nd September.
37. Vostochnoe obozrenie. (1886b) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 16th October.
38. Vostochnoe obozrenie. (1887) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 12th March.
39. Vostochnoe obozrenie. (1888) Ob"yavleniya [Advertisements and Announcements]. 2nd January.
Сведения об авторе:
Филонов Илья Денисович - магистрант факультета исторических и политических наук Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Filonov Ilya D. - Master Student of the Faculty of Historical and Political Sciences of the Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 12.07.2023; принята к публикации 12.09.2024 The article was submitted 12.07.2023; accepted for publication 12.09.2024