Реклама в блогах и социальных сетях Advertising in blogs and social networks
Боднарчук Полина Сергеевна
Студентка 3 курса Факультет Экономический Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198 e-mail: [email protected]
Bodnarchuk Polina Sergeevna
3 term Student Faculty of Economics RUDN University st. Miklukho-Maklaya, 6, Moscow, 117198 e-mail: [email protected]
Научный руководитель Чернышева Анна Михайловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198 e-mail: [email protected]
Scientific adviser Chernysheva Anna Mikhaylovna
PhD in Economics, an associate professor of Marketing
Faculty of Economics RUDN University st. Miklukho-Maklaya, 6, Moscow, 117198 e-mail: [email protected]
Аннотация.
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса об эффективности рекламы в блогах и социальных сетях. Рассмотрены основные понятия, виды рекламы, основные платформы, а также описан процесс подготовки к рекламе и выборе платформы.
Annotation.
This article is devoted to consideration of the effectiveness of advertising in blogs and social networks. It covers the main concepts, types of advertising, main platforms, and describes the process of preparing for advertising and choosing a platform.
Ключевые слова: реклама, социальные сети, блог, маркетинг, бизнес.
Key words: advertising, social networks, blog, marketing, business.
Реклама - это важная составляющая любой маркетинговой деятельности. Ее основная задача в том, чтобы донести до потребителей, или потенциальных потребителей, информацию о продукте, или компании, или услуге.
Но за последние несколько лет классическая реклама стала изживать себя. Билборды, журналы, газеты, листовки работают с каждым разом все хуже.
На смену ранее привычному пришел Интернет. В нем, кажется, есть абсолютно все, но в этом кроется его главный недостаток: люди не доверяют информации в Интернете должным образом. Из-за этого, прежде чем последовать какой-нибудь рекламе, потребитель начинает копаться в отзывах и, разумеется, ищет надежные источники.
Актуальность данной статьи заключается в том, что в последнее время тренды на рекламу меняются с огромной скоростью. Сначала мы наблюдали очень часто за теми самыми объявлениями с двойным смыслом, которые побуждали посетителей каких-либо сайтов переходить по сторонним ссылкам и читать про новое средство для похудения. Затем стала популярной классическая реклама в видео и постах популярных блогеров, где они прямым текстом рассказывали о том или ином продукте. Сейчас людям надоело, что им постоянно говорят про какие-то товары или услуги, поэтому пользователи YouTube, Инстаграм или TikTok начали положительно реагировать лишь на контекстные рекламы или рекламы, в которых идет совмещение с развлекательным или каким-либо другим контентом блога.
Первоначально компании использовали такие же агрессивные методы, что и телевидение. Но основным пробелом в этом плане было то, что потребитель в этой концепции оценивался как объект с низким уровнем интеллекта. Согласно статистике, агрессивная реклама в интернете куда менее эффективная чем у уличной рекламы той же концепции.
И именно поэтому сухую и агрессивную рекламу в Интернете сменили блогеры и социальные сети. Через них гораздо легче повлиять на мнение и решения потребителей, ведь они доверяют тому контенту, на который подписаны.
Реклама в блогах и социальных сетях сейчас является практически самой большой статьей расходов для компаний. И это вполне логично, ведь из- за того, что весь визуальный контент находится не на ТВ, а в Интернете, то последний имеет право диктовать свои условия, свои правила.
При размещении рекламы в блогах или социальных сетях, следует учитывать, что это всегда ограниченно тематическое пространство. В блогах и группах есть определенные имиджи и атмосферы, который может оказать положительное влияние на рекламу компании. Но при этом придется следовать определенным правилам, которые будет диктовать вам та или иная площадка.
Проблема данной статьи отражается в выявлении показателей востребованности рекламы на интернет -платформах в условиях информационного перенасыщения в социальных сетях.
В данной работе будет уделено внимание разным аспектам рекламы в интернете, а также будет сделан акцент на последних трендах и особенностях адвертайзинга на разных платформах медиапространства в России.
Для лучшего понимая рассмотрим в типах рекламы. Выделяют визуальную и текстовую рекламу.
При использовании визуальной рекламы акцент делается на зрительном восприятии. Это могут быть фотографии, красивые постеры, видео со ссылками, баннеры и т. д. В свою очередь текстовая реклама нацелена непосредственно на текстовые сообщения: комментарии и (или) «стычки» под постами блогеров.
Также рекламу принято подразделять на открытую и скрытую. При открытой рекламе блогер в открытую демонстрирует товар и советует его купить. Здесь очень важно учитывать, сколько своего контента человек отводит под рекламу. Потому что, если это число будет более 30%, то это значит, что скорее всего его читатели активно игнорируют любую рекламу.
Противоположностью открытой рекламе является скрытая. Такой вид не «кричит» на весь экран о товаре, блогеры обычно очень аккуратно и лаконично рекламируют продукт, тем самым побуждая вас самих найти и изучить его на сайте компании. Но следует учитывать, что для скрытой рекламы пригодны обычные, не уникальные товары, вроде продуктов beauty индустрии.
Также есть несколько видов рекламы в интернете:
Контекстная - соответствует тематике и содержанию страницы, на которой находится;
Медийная - размещается на рекламных интернет-площадках;
Вирусная - аналогично сарафанному радио, та реклама, которую распространяют сами потребители;
Таргетированная - информация доходит до конкретного потребителя, который соответствует параметрам рекламодателя;
Нативная - аналогично скрытой рекламе. Такой вид гармонично вписывается в дизайн страницы и не режет глаз;
Тизерная - реклама, которая создает интригу, завлекает, побуждает совершить действие, например, нажать на «кнопку» и посмотреть продолжение;
Email рассылки - рассылка писем на электронные адреса с рекламой, обычно в содержание находится информация о промо-кодах и скидках;
Product placement в онлайн-играх - распределение рекламы в игровом процессе.
Теперь рассмотрим понятие «блогер». Блогер - это человек, который ведет собственный блог (страничку), на какую-либо тематику, и собирающий вокруг себя большую аудиторию. Блогерами также можно назвать лидеров мнений. К ним могут относиться как известные и популярные личности, вроде звезд шоу-бизнеса и политики, так и простые люди, например, психологи, фитнес-тренеры, активные мамы и т. д.
Такие лидеры собирают у себя огромную аудиторию, которая практически беспрекословно доверяет им. Поэтому для рекламы в блоге лучше всего использовать какую-нибудь достаточно популярную, медийную личность. Ее аудитория значительно шире и доверия к ней гораздо больше. К тому же, чаще всего блогеров читают и слушают очень активные люди, которые готовы потратить свои деньги на все, что посоветует или одобрит их кумир.
На данный момент имеется 4 наиболее популярных социальных сетей: Facebook, Instagram, ВКонтакте и Telegram. Для того чтобы реклама принесла успех, нужно правильно выбирать площадку для ее размещения.
Facebook в России это платформа скорее официальная, а не развлекательная. Используется преимущественно для работы. Здесь крепко устроились юристы, дизайнеры, маркетологи, бухгалтеры, веб -мастера, стартаперы, копирайтеры, топ-менеджеры и т. д.
Согласно статистике основную аудиторию Facebook составляют люди в возрасте 22-34 лет, с доходом выше среднего. Они активно увлечены личностным ростом, саморазвитием, тренингами, путешествиями, здоровым образом жизни и всем, что популярно среди зрелой молодежи. Как правило, основная аудитория проживает в крупных городах, где сильно развита популяризация такого образа жизни.
Facebook это не платформа для продажи одежды и китайских трендовых товаров. Эта социальная сеть подходит для товаров люкс и премиум-сегмента, а также различных услуг от тренингов личностного роста и образовательных программ до клининга и ремонта квартир. Также Facebook - это отличная платформа, если продавец нацелен на западный рынок.
Лучше всего здесь работают таргетированная реклама, продажи через группы, реклама в мессенджерах и на личной странице.
Платформу Instagram можно считать противоположностью Facebook. Это та социальная сеть, в которую потребители приходят за визуальным контентом: красивыми фотографиями, картинками, лаконичными видео.
Аудиторию Instagram составляют платежеспособные люди в возрасте от 18 до 44 лет (здесь разброс шире, чем у Facebook). В среднем, на этой платформе зарегистрирован примерно каждый 4 россиянин, при этом более 22 миллионов активных пользователей. При этом почти 60% - это женщины, что надо учитывать при создание контента.
Через Instagram можно продать все с чем можно сделать визуально красивый и привлекательный пост: ювелирные украшения, аксессуары, одежда, мебель, косметика, игрушки, маникюр, фитнес, handmade, банковские и юридические услуги и т. д.
Большую пользу в продвижении приносит ведение собственного аккаунта и реклама на своей странице. Также хорошо работает реклама в чужих аккаунтах через посты и особенно сторис, где блогер, чья страница является так называемым местом для размещения продажи, рассказывает по заранее подготовленному макету -сценарию от заказчика, но уже в своем стиле. Таргетированная реклама здесь имеет большое значение, настраивается через Facebook.
Теперь поговорим о ВКонтакте. Изначально эта платформа была упрощенным аналогом Facebook, и ей преимущественно использовалась школьниками. Но сейчас аудитория повзрослела и стала платежеспособной молодежью 20-30 лет. Самыми активными пользователями являются жители Санкт-Петербурга, Мурманска и Москвы. И в отличие от двух предыдущих платформ, здесь аудитория не концентрируется на жителях столиц, но также охватывает и небольшие города и отдаленные регионы страны.
На платформе ВКонтакте идеально продаются товары средней и низкой ценовой категории, а также различные курсы, но не дороже 40 000 - 50 000 р. Также эта социальная сеть отличный ресурс для привлечения новых подписчиков за счет проведения конкурсов и таргетированной рекламы с перенаправлением потребителя на сайт магазина.
Лучше всего на этой платформе работают реклама в различных сообществах, таргетированная реклама, а также реклама на личной странице и в сообщениях.
По данным Mediascope за сентрябрь 2020 года статистика пользователей в Соц. Сетях выглядит следующим образом (в статистике учитывались пользователи обоих полов в возрасте от 12 до 64 лет):
1) Хотя бы один раз в месяц входит в среднем
a) в Instagram 34 557 тыс. человек,
b) в ВКонтакте 40 848 тыс. человек, ^ в Facebook 22 521 тыс. человек.
2) В среднем день входит
a) в Instagram 16 586 тыс. человек,
b) во ВКонтакте 23 110 тыс. человек, ^ а в Facebook 5 243 тыс. человек.
3) Среднее количество проведенных минут в социальной сети
a) Instagram 23 мин
b) ВКонтакте 33 мин ^ Facebook 8 мин.
4) Охват аудитории
a) ВКонтакте - 63,8%
b) Instagram - 54% ^ Facebook - 36,1%
5) Сегментирование по уровню дохода аудитории
a) Ниже среднего уровень
0 ВКонтакте - 3 792 тыс. человек и) Instagram - 3 116 тыс. человек ш) Facebook - 2 096 тыс. человек
b) Средний уровень
0 ВКонтакте - 16 144 тыс. человек и) Instagram - 13 679 тыс. человек
ш) Facebook - 10 005 тыс. человек ^ Средневысокий i) ВКонтакте - 13 856 тыс. человек и) Instagram - 11 772 тыс. человек ш) Facebook - 7 245 тыс. человек
Прежде чем разместить свою рекламу в каком-нибудь блоге или социальной сети, необходимо проанализировать и оценить пользователей, для которых будет размещена информация.
Стоит, в первую очередь определить список блогов, которые могут подойти для рекламы конкретного продукта. Во-вторых, оценить каждую из этих платформ на активность и адекватность. В этом могут помочь следующие критерии:
Количество «живых» пользователей. Популярные блогеры и лидеры мнений довольно часто прибегают к «накрутке» подписчиков за счет ботов. То есть они пользуются ненастоящими профилями. Эффективность размещенной рекламы будет напрямую зависеть от количества ботов.
Адекватность пользователей. Важно четко оценить целевую аудиторию платформы, конкретного сообщества или блога, чтобы понять подходит ли она для компании и рекламируемого продукта.
Объем рекламы в блоге. Эффективность блога напрямую зависит от количества рекламы в нем. Если платформа перегружена рекламными постами и баннерами, то аудитория попросту будетт пролистывать их или отписываться.
Время размещения рекламы. Стоит обратить внимание на то, когда и в какое время лидер мнения размещает свои посты, а также как долго «держатся» эти записи. Очень часто блогеры удаляют рекламные записи через сутки, чтобы создать видимость чистого профиля.
Кроме всего вышесказанного, важно учитывать геолокацию блога, контент, особенности. Попытки продиктовать внутри уже сформированной атмосферы свои правила и идеи по рекламированию продукта приведут к негативному эффекту от рекламы. Она должна органично вписаться в общую атмосферу сообщества.
Последний по списку, но не по значению фактор - не нужно торопиться, следует внимательно оценить все особенности блога, целевой аудитории и платформы, на которой будет размещена реклама. Именно тогда кампания с учетом всех перечисленных факторов будет приносить желаемые результаты.
Подведем итоги. Реклама в социальных сетях и блогах безусловно является одним из самых эффективных и рабочих инструментов по продвижению товара или услуги. Но не стоит забывать, что пользователи, которые увидели в своей ленте пост, не всегда собираются покупать что-либо здесь и сейчас. Поэтому не стоит делать доминирующей рекламу в блогах и социальных сетях. Лучше отдать ей вспомогательную роль.
Описанные платформы лучше всего использовать для взаимодействия и общения с целевой аудиторией. Они больше подходят для выстраивания положительных отношений с клиентами. Только имея такой «фундамент», становится возможным использовать рекламу эффективно.
Список используемой литературы:
1. Томас Кеглер, Пол Доулинг, Бренд Тейлор, Джошуа Тестерман. Реклама и маркетинг в Интернете. Москва, 2003, - 640 с.
2. Хайятт Майкл Платформа: как стать заметным в Интернете, Москва, 2013, - 304 с.
3. Дамир Халилов. Маркетинг в социальных сетях. М., 2013, - 240 с.
4. Общая аудитория интернета [Электронный ресурс] / Медиаскоп. - Режим доступа: https://webindex.mediascope.net/general-audience (дата обращения: 25.12.2020)